Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное развитие научно-педагогических работников на основе дистанционных технологий'

Непрерывное профессиональное развитие научно-педагогических работников на основе дистанционных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МООК (МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ) / MOOC (MASSIVE OPEN ONLINE COURSES) / LIFELONG EDUCATION / LIFELONG PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TEACHING STAFF / DISTANCE LEARNING / BLENDED LEARNING / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Возгова Зинаида Владимировна, Иголкина Елена Ивановна

В статье раскрываются специфические особенности применения дистанционных образовательных технологий в процессе непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников; рассматриваются перспективы применения электронного, смешанного обучения и массовых онлайн курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Возгова Зинаида Владимировна, Иголкина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with specific features of distance technologies in lifelong professional development for teaching staff; as well as future trends in E-learning, blended learning and massive open online courses.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное развитие научно-педагогических работников на основе дистанционных технологий»

УДК 726.02 ББК 458

Возгова Зинаида Владимировна

доктор педагогических наук, доцент

кафедра английского языка и методики обучения английскому языку Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Иголкина Елена Ивановна кандидат педагогических наук, доцент

декан факультета заочного обучения и дистанционных образовательных технологий

Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Vozgova Zinaida Vladimirovna Doctor of Pedagogics, Assistant Professor Chair of English and Methods of Teaching English Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Igolkina Elena Ivanovna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor

Dean of the faculty of extramural courses and distance educational technologies Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk zinaidavozgova@mail.ru

Непрерывное профессиональное развитие научно-педагогических работников на основе дистанционных технологий Lifelong Professional Development of Teaching Staff on the distance technologies basis

В статье раскрываются специфические особенности применения дистанционных образовательных технологий в процессе непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников; рассматриваются перспективы применения электронного, смешанного обучения и массовых онлайн курсов.

The article deals with specific features of distance technologies in lifelong professional development for teaching staff; as well as future trends in E-learning, blended learning and massive open online courses.

Ключевые слова: непрерывное образование, непрерывное профессиональное развитие, научно-педагогические работники, дистанционное обучение,

электронное обучение, смешанное обучение, МООК (массовые открытые онлайн курсы)

Key words: lifelong education, lifelong professional development, teaching staff, distance learning, blended learning, E-learning, MOOC (massive open online courses).

Современные тенденции в сфере образования, связанные с социально-общественной важностью развития кадрового потенциала научно-образовательной сферы, готовых к постоянному профессиональному росту и мобильности требуют модернизации системы непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников, что влечет за собой дополнение существующих механизмов новыми форматами и технологиями формального, неформального, информального обучения, реализацию гибких модульных программ повышения квалификации [6].

Предпринимаемые меры, направленные на непрерывное системное развитие кадрового потенциала, требуют согласованных действий как на федеральном, так и на региональном уровнях. Конструктивное решение мы находим в реализации системы непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников на основе дистанционных курсов повышения квалификации. Применение сетевых форм и дистанционных технологий способствует преодолению инерционности системы повышения квалификации научно-педагогических работников в ходе реализации дополнительных образовательных программ. Перспективы развития проблемы непрерывного образования связаны также с изучением электронного обучения и массовых открытых онлайн курсов.

Непрерывное образование как философско-педагогическая концепция организации образования объединяет все его ступени и виды: общее (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее), профессиональное (среднее профессиональное, высшее образование -бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) и дополнительное образование и профессиональное обучение

(повышение квалификации и переподготовка); обеспечивает поступательное развитие профессионально-творческого потенциала личности, всестороннее обогащение ее духовного мира и дает человеку благоприятные для него изменения социального статуса [1].

Профессиональное развитие - специально организованный целенаправленный процесс по расширению уровня квалификации лица, имеющего или получающего среднее профессиональное и высшее образование, путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экономическими, технологическими условиями и /или российскими и международными требованиями и стандартами [3].

Проблема непрерывного профессионального развития основывается на теории целостной личности и ее развития (Б. Г. Ананьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.); идеи формирования личности и профессионализма педагога в системе непрерывного педагогического образования (О.А. Абдуллина, С.И. Архангельский, Ю.В. Варданян, А.А. Вербицкий, М.Я. Виленский, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Сластенин и др.).

Вместе с тем, несмотря на достижения теории и практики в области информатизации системы непрерывного образования (Н.Е. Астафьева, Е.П. Велихов, А.Л. Денисова, В.М. Монахов, О.П. Околелов, Е.И. Полат,

B.Г. Разумовский, И.В. Роберт, А.Ю. Уваров, М.С. Чванова и др.), внедрения и использования информационных и дистанционных образовательных технологий в процессе обучения (Дж. Берсин, В.П. Зинченко, Е.И. Машбиц, Р. Морроу, А.В. Петровский, И.Г. Семакин, Дж. Тейлор, В.П. Тихомиров, К. Торн,

C.А. Щенников и др.), моделирования образовательной среды для дистанционного обучения (С.В. Агапонов, А.А. Калмыков, И.Г. Кревский, С.Л. Лобачев, А.В Хуторской и др.), необходимо уточнить, что проблема применение дистанционных образовательных технологий в непрерывном профессиональном развитии научно-педагогических работников требует особого внимания.

Существует ряд общих положений, учет которых повышает эффективность внедрения дистанционных образовательных технологий: а) формирование правовой основы, определяющей ответственность государства и учебных заведений, а также работодателей за поддержание соответствующего квалификационного уровня работников, порядок финансирования этой деятельности и аттестационные требования; б) профессионализм органов, ответственных за решение данной проблемы в государственном масштабе в плане владения полной информации по объёмам и направлениям обучения, повышению квалификации или переподготовки кадров; в) чёткость в определении функций всех организаций, участвующих в повышении квалификации или переподготовки кадров; г) постепенный переход от образования теоретического, ориентированного на овладение знаний, к образованию практическому, предполагающему приобретение не только знаний, но и умений, отвечающих современным запросам общества [2].

К особенностям дистанционных образовательных технологий можно отнести многообразие и гибкость используемых средств, способов и организационных форм обучения, а также дифференциацию образовательных процессов по направлению и содержанию, а его ведущей идеей является стремление к постоянному саморазвитию и самостановлению специалиста как субъекта деятельности на протяжении всей жизни.

Система непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников может быть представлена как совокупность персонализированных дистанционных образовательных программ (модулей/курсов, стажировок), направленных на расширение уровня квалификации специалиста путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми требованиями и стандартами.

В структуре системы непрерывного профессионального развития научно-педагогических кадров можно выделить следующие компоненты:

- целевой (постоянное профессиональное совершенствование компетентности);

- диагностический (уровень готовности контингента слушателей к повышению своей квалификации, потребность в совершенствовании профессионализма);

- содержательный (с учетом их базового образования, стажа работы и должностных обязанностей);

- технологический (формы и методы обучения слушателей, обеспечивающие рациональное использование учебного времени при сжатых сроках обучения и активную позицию личности);

- ресурсный (условия, способствующие эффективности повышения квалификации, преподавательские кадры);

- результативный (результаты функционирования системы непрерывного повышения квалификации, качественное обновление педагогического корпуса).

Механизм реализации системы непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников включает этапы, направленные на реализацию конкретной цели и отражающие поступательное профессионально-личностное развитие научно-педагогических работников [5]:

1. «Стартовая актуализация» направлена на развитие у слушателя курсов устойчивых интересов, мотивов потребностей к профессиональному росту (преподаватель в качестве слушателя приращивает знания, осваивает опыт проектирования образовательной деятельности, апробирует технологии в учебном процессе, совершенствует свое методическое портфолио).

2. «Инновационное включение» - овладение системой профессиональных компетентностей (слушатель на основе приобретенных компетенций стремится к самореализации и самоактуализации, разрабатывает учебные дисциплины (модули) или авторский курс, осваивает роль андрагога).

3. «Фасилитационное управление» - совершенствование профессионально-педагогических компетенций, определяющих статус андрагога-фасилитатора, координатора авторских (проблемных) курсов

Поэтапное описание процесса взаимодействия слушателя и преподавателя на уровне проектирования, конструирования, контроля и регулирования в ходе непрерывного повышения квалификации посредством сетевых форм реализации образовательных программ, тьюторского сопровождения дистанционных курсов может быть представлено посредством технологической карты. Сущностной характеристикой технологической карты является представление процесса повышения квалификации на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий субъектов образовательного процесса (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).

Таким образом, применение дистанционных образовательных технологий ставят своей целью развитие у слушателей курсов повышения квалификации определенного круга практических умений: конструирование процесса обучения на основе цифровых образовательных ресурсов, интегрирование информационных средств обучения в преподавании учебных дисциплин, организация дистанционной среды обучения, разработка учебных курсов на материале современных дистанционных технологий и др. На этапе «стартовой актуализации» слушатели знакомятся с основными информационными ресурсами (система дистанционных образовательных технологий, рейтинговая система оценки и др.), учатся проводить дистанционные занятия. На этапе «инновационного включения» слушатели разрабатывают учебно-методическое обеспечение (теоретическую, практическую часть и контроль результатов), осуществляют мониторинг качества, проводят консультации, комментируют дискуссии, проверяют письменные работы, рассылают напоминания, эффективно взаимодействуют с участниками в дистанционном режиме. На этапе «фасилитационного управления» слушатели не только проводят аудиторные занятия и администрирование, но и осуществляют постоянную поддержку по предотвращению возможных

трудностей; разрабатывают информационные письма, объявления, рассылки; выкладывают ссылки на виртуальные комнаты и расписание онлайн занятий; осуществляют набор и формирование групп; контролируют выполнение учебной нагрузки с использованием дистанционных технологий.

Региональная система непрерывного повышения квалификации учитывает сетевую форму реализации дополнительных образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В реализации дополнительных образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Примерный сценарий сотрудничества различных образовательных организаций регионального уровня в вопросах непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников может быть представлен следующим образом:

- институты переподготовки и повышения квалификации работников образования региона;

- образовательные организации высшего образования,

- региональные компьютерные центры и региональные центры научно-методического сопровождения педагогов;

- муниципальные методические центры, информационно-методические центры и центры повышения квалификации, городские и районные методические кабинеты;

- областные экспериментальные и пилотные площадки, кустовые методические объединения, методические объединения образовательных учреждений).

В ходе совместной работы регионального Министерства образования и науки, муниципальных органов управления образования, ФГБОУ ВПО «Челябинского государственного педагогического университета» были созданы ста-жировочная площадка в г. Сатка, ряд консультационных пунктов на базе образовательных организаций гг. Челябинска, Озерска, Трехгорного, Магнитогорска, Миасса, Златоуста, где на основе партнерских отношений с Учебно-методическим центром (г. Челябинск), Центром повышения квалификации и информационно-методической работы (г. Магнитогорск), Межшкольным методическим центром (г. Сатка) проводилась курсовая подготовка слушателей по актуальным направлениям педагогического образования.

В настоящее время в образовательных организациях высшего образования России создается сеть мультимедиа аудиторий, объединенных в единую мультисервисную интерактивную образовательную среду, которая позволяет осуществлять теоретическую и практическую подготовку обучающихся с использованием новейших информационных технологий, оперативно получать доступ к хранилищам учебных материалов (инженерный образовательный портал, сайты факультетов и кафедр, электронная библиотека и т.д.), проводить видеоконференции, тестирование, а главное, предусматривается возможность удаленного доступа к уникальным лабораторным стендам и серверам со специализированным программным обеспечением.

Электронное обучение способствует оптимизации использования баз данных, информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии обучающихся и научно-педагогических работников. Однако переход на исключительно электронное обучение в сфере дополнительного образования и профессионального обучения требует при реализации образовательных

программ в образовательной организации создания особых условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) направлены на неограниченное участие слушателей в сети Интернет. В дополнение к традиционным материалам курса (записанных видеолекций, материалов для чтения и проблемных заданий) многие МООК представляют собой интерактивные форумы пользователей для поддержания взаимодействия между студентами, профессорами, ассистентами. Подобные курсы являются новой тенденцией в дистанционном образовании. Они были впервые представлены в 2008 году и стали популярным режимом обучения в 2012 году, поскольку появилось несколько финансируемых провайдеров, связанных с ведущими университетами - Coursera, Udacity, edX. Сейчас МООК используют закрытые лицензии для материалов курса при сохранении свободного доступа для слушателей. Однако показатели завершения подобных курсов слушателями очень низки - по разным источникам менее 10%, причем значительное уменьшение интереса слушателей наблюдается начиная со второй недели курсов. В связи с этим в некоторых традиционных университетах наблюдается смешанное обучение (blended learning), объединяющее онлайн и офлайн формы. Слушатели могут просматривать онлайн лекции на дому и выполнять работу по проектам или взаимодействовать с преподавателями во время занятий [7].

Таким образом, развитие системы непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников - это процесс качественных позитивных изменений системы непрерывного повышения квалификации, сопряжённая с социально-обусловленным преобразованием их внешних и

внутренних связей, обеспечивающих актуальный уровень компетентности, социальную востребованность, профессиональную самореализацию, мобильность и конкурентоспособность научно-педагогических работников. Региональная система непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников представляет собой совокупность кластерно-концентрических модульных образовательных программ, реализуемых на основе сетевого взаимодействия различных образовательных организаций с целью формирования индивидуальной образовательной траектории специалистов, обеспечивающей поступательное развитие профессионально-творческого потенциала личности и позитивное изменение статуса слушателя.

Библиографический список

1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ovesti.ru/society/8500-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-Qbrazovaniya-na-2013-2020-gody.html

2. Дистанционное обучение: Учебное пособие [Текст] /под редакцией Е.С. Полат. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. -218 с.

3. Дополнительное профессиональное образование: сб. норм. правовых и локальных актов, информ. док. и метод. Материалов [Текст]. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 332 с.

4. Кирилова, Г.И. Элементы дистанционного обучения в повышении квалификации педагогов высшей профессиональной школы [Текст] / Г.И. Кирилова. // Вестник КГЭУ. - 2010. - № 2 (5). - С.137-146

5. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров [Текст]: мо-ногр. / В.В. Латюшин, В.В. Базелюк, Р.С. Димухаметов, Л.И. Дудина. - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - 189 с.

6. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.fcpro.ru/

7. Massive open online course [Электронный ресурс] / Режим доступа http://en.wikipedia.org/wiki/Massive_open_online_course

Bibliography

1. Complementary professional education: collection of legal, local acts, information documents and methodical materials [text] - KAZAN: Innovation technologies Centre, 2008. - 332 p.

2. Conceptual bases of development and introduction of multilevel lifelong professional development system of scientific-and-pedagogical personnel [text]: monograph / V.V.Latyushin, V.V. Baselyuk, R.S. Dimuhametov, L.I.Dudina. - Chelyabinsk: Publishing House REKPOL, 2009. -189 p.

3. E-learning: tutorial [text] /edited by E.S. Polat. - Moscow: Humanitarian Publishing Centre VLADOS, 1998. -218 p.

4. Federal Target programme "Scientific and Scientific-and-pedagogical staff of Innovative Russia" for 2009 - 2013 [Electronic resource] / Access mode: http://www.fcpk.ru/catalog.aspx?CatalogId=400

5. Kirilova, G.I. Elements of e-learning in qualification enhancement of teaching staff at higher education establishments [text] / G.I. Kirilova // Herald of KGEU. - 2010. - № 2 (5). -Pp.137-146

6. Russian Federation State programme «Development of Education» for 2013 - 2020. [Electronic resource] Access mode: http://ovesti.ru/society/8500-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-na-2013-2020-gody.html

7. Massive open online course [Electronic Resource] / Access mode http://en.wikipedia.org/wiki/Massive_open_online_course

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.