ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УДК 37.013.42
Дамбуева В.Ю.1
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ РАНХиГС)
Аннотация. В статье представлено описание модели организации волонтерской деятельности студенческой молодежи Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Волонтерская деятельность рассматривается как инструмент развития социальной активности студенческой молодежи и как ресурс самоопределения студентов в системе жизненных ценностей, освоения ими новых социальных ролей, расширения диапазона проявления своих способностей, формирования профессиональной компетентности.
Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, волонтерская деятельность, студенческая молодежь, социальная активность, модель организации волонтерской деятельности.
Dambueva V.
VOLUNTEER ACTIVITY ORGANIZATION MODEL AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENT YOUTH SOCIAL ACTIVITY (ON THE EXAMPLE OF RANEPA)
Abstract. The paper describes the model of organization of volunteer activities of students of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Volunteer activity is considered as a tool for the development of student youth social activity and as a resource for self-determination of students in the system of life values, their development of new social roles, expansion of the range of manifestation of their abilities, the formation of professional competence.
Keywords: volunteering, volunteerism, volunteer activity, student youth, social activity, volunteer activity organization model.
В настоящее время вопросам развития социальной активности молодежи уделяется все большее внимание как на глобальном уровне - на уровне государственного управления, так и на уровне образовательных и производственных организаций.
Как отмечают исследователи, «данная тенденция основана, прежде всего, на повышении роли молодежи как управленческой единицы, способной оказывать влияние на будущее всего мирового сообщества, внутригосудар-
ственное и межгосударственное сотрудничество» [9].
В то же время современная социально-экономическая среда, в которой функционирует Российская Федерация, обладает такими характеристиками, как неопределенность, неоднозначность, нелинейность происходящего, что провоцирует такой общественный тренд, как повышение тревожности на индивидуальном уровне мировосприятия и повышение социальной напряженности - на уровне гражданского общества.
1 Дамбуева Валерия Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории управления, Ивановский филиал РАНХиГС, г. Иваново, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Valeria Dambueva, Ph.D. in Sociology, Associate Professor, Department of Control Theory, Ivanovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Ivanovo, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Такая ситуация обусловливает многовариантность и неочевидность выбора молодыми людьми своей гражданской позиции и траекторий наращивания и использования своего личностно-профессионального капитала, сложность формирования системы общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров.
Педагоги и психологи обращают внимание на то, что «представители молодого поколения сейчас вынуждены сталкиваться с более серьёзными социальными вызовами, чем другие возрастные когорты во времена своей молодости, особо выделяя проблемы с получением заработка/дохода, жилья, занятости, что ограничивает возможности молодёжи утверждаться в качестве самостоятельных взрослых в том же темпе, что у более ранних поколений» [8].
В то же время именно молодежь является ключевым драйвером развития общества как группа, обладающая максимальным физическим, интеллектуальным и духовным потенциалом, реализация которого должна быть направлена на прогрессивное социально-экономическое развитие страны.
В этих условиях одной из наиболее актуальных задач представляется развитие такого важнейшего качества личности молодого человека как социальная активность, которая не только стимулирует деятельность молодежных сообществ, но и «становится приоритетным направлением современной молодежной политики» [1].
В современных исследованиях социальная активность рассматривается как «сложное социально-психологическое явление, представляющее собой эффект взаимодействия функционально-динамических, личностных, субъектных, социально-психологических и социокультурных характеристик» [10], развитию которого способствуют виды деятельности, максимально органично вписывающиеся в формат волонтерских движений - «альтруистическая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность и культурно-массовая деятельность» [5].
Большую роль в этом процессе играют учебные заведения. Особенно это относится
к вузам, решающим проблемы самоопределения студентов в системе жизненных ценностей, освоения ими новых социальных ролей, расширения диапазона проявления своих способностей, формирования профессиональной компетентности.
Волонтерство является одним из эффективных способов развития социальной активности студентов, представляющим широкий круг возможностей для их самореализации в самых разных сферах и областях жизни.
Участие в добровольческой (волонтерской) деятельности предоставляет студенческой молодежи широкий круг возможностей естественного вхождения в систему гражданских отношений общества, помогает им выработать необходимые навыки социального взаимодействия, подготавливает к будущей профессиональной деятельности.
В процессе волонтерской деятельности студенты приобретают и развивают «мягкие» компетенции, которые позволят им быть успешными и эффективными в любой сфере профессиональной деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать прогрессивному социально-экономическому развитию общества и государства и обеспечению высокого качества жизни самой личности как субъекта общественных отношений.
Согласно Программе развития РАНХиГС на 2021-2030 годы миссией Академии является объединение профессионалов, создающих будущее страны.
Реализация миссии обеспечивается работой Академии в направлениях обучения и профессионального развития высококлассных управленческих кадров, способных ответственно и эффективно управлять экономической и социальной жизнью страны в условиях турбулентности.
Тот факт, что сфера государственного управления предполагает в первую очередь служение гражданам, обусловливает значимость института добровольчества для реализации миссии Президентской академии.
Посредством вовлечения студентов в добровольческую деятельность реализуется потребность общества в государственных и муниципальных служащих, искренне заинтересованных
в благополучии граждан своей страны, ее прогрессивном развитии и процветании.
Несмотря на то что волонтерская деятельность студентов РАНХиГС имеет хорошие результаты, достаточно сложно разрабатывать и осуществлять мероприятия по повышению ее эффективности в силу отсутствия четкого понимания ее устройства, принципов формирования, тенденций развития и структурированной системы диагностики, что не позволяет
Цель волонтерской деятельности заключается «в преобразовании окружающей действительности, решении социальных проблем, удовлетворении потребностей тех, кто нуждается в помощи; мотивы такой деятельности могут быть как альтруистическими, так и эгоистичными, а результаты объясняются как благо [2]».
В свою очередь, вуз как организация, представляет собой «единое целое, в котором каждый элемент, каждая подсистема работают ради одной цели, стоящей перед системой в целом» [4].
Таким образом, если волонтерская деятельность рассматривается как потенциальное направление деятельности вуза (т.е. вопрос о целесообразности ее организации пока не решен), то отправной точкой является ответ на вопрос - будет ли ее осуществление полезно самому вузу.
оперативно выявлять проблемы волонтерской деятельности и конструировать инструменты их предупреждения и разрешения.
На наш взгляд, способствовать устранению этих барьеров будет применение модели организации волонтерской деятельности студенческой молодежи.
Схематически модель организации волонтерской деятельности студенческой молодежи РАНХиГС представлена на Рисунке 1.
» *
Для ответа на эти вопросы имеет смысл оценить значимость волонтерской деятельности для общества и государства, выявить категории нуждающихся граждан и определить возможность помощи им посредством осуществления волонтерской деятельности, понять, какие профиты принесет осуществление волонтерской деятельности высшему учебному заведению.
С этой целью необходимо изучить нормативно-правовые акты, задающие основные направления развития Российской Федерации в целом и территории, на которой планируется осуществлять волонтерскую деятельность, в частности, выявить основные проблемы общества, существующие на данном этапе развития Российской Федерации и конкретной территории, систематизировать меры, которые принимаются органами государственной
Рисунок 1. Модель организации волонтерской деятельности студентов РАНХиГС
и муниципальной власти для решения этих проблем, провести контент-анализ СМИ и опросы среди людей, включенных в состав категорий нуждающихся в помощи.
Что касается самого вуза как субъекта управления волонтерской деятельности студентов, то, учитывая, что за последние годы институты высшего образования стали полноправными участниками рыночных отношений не только внутри страны, но и на межгосударственном уровне [6], то в качестве профи-
Результаты интерпретируются следующим образом:
• 12-15 баллов (80-100%) - очень высокий уровень актуальности осуществления волонтерской деятельности, высокая степень целесообразности организации волонтерской деятельности;
• 8-11 баллов (55-79%) - высокий уровень актуальности осуществления волонтерской деятельности, средняя степень целесообразности организации волонтерской деятельности;
• 4-7 баллов (30-54%) - средний уровень
та от реализации волонтерской деятельности можно рассматривать улучшение имиджа вуза как одного из ключевых конкурентных преимуществ.
На основании этих данных определяется степень целесообразности удовлетворения запроса на волонтёрскую деятельность.
Для большей иллюстративности степень целесообразности удовлетворения запроса на волонтёрскую деятельность может быть определена количественно (Таблица 1).
актуальности осуществления волонтерской деятельности, низкая степень целесообразности организации волонтерской деятельности;
• 0-3 балла (0-29%) - низкий уровень актуальности осуществления волонтерской деятельности, целесообразность организации волонтерской деятельности отсутствует.
Чтобы определить, является ли достаточным количество волонтерских организаций для конкретной территории, необходимо выделить основные направления волонтерства, на который существует запрос государства, общества и нуждающихся и далее оценивать уровень до-
Таблица 1. Шаблон оценки степени целесообразности удовлетворения запроса
на волонтёрскую деятельность
Компонент •запроса Показатели актуальности ВД для удовлетворения запроса Максимальный оцс][очный балл показателя актуальности ВД для удовлетворения запроса (есть 1,нет-0-) Максимальный оценочный балл актуальности ВД для удовлетворения запроса
Потребность государства (peí иона, муниципалитета) Наличие федеральных(региональных, муниципальных) проектов 3 б
Наличие перспективной концепции (стратегии, раздела концепции/стратегии) развития 3
Потребность общества Наличие сообществ на интернет-гслощадках 1 4
Недостаточное количество волонтерских организаций 1
Недостаточное количество волонтеров 1
Наличие статей в СМИ 1
Потребность нуждающихся Наличие социально ослабленных социальных групп 1 5
Наличие детских домов и интернатов 1
Наличие людей, оказавшихся в кризисной ситуации 1
Наличие бездомных животных 1
Наличие условий риска и неопределенности 1
Итого 15
статочности количества волонтерских организаций, исходя из двух параметров - наличие организаций для каждого направления, не менее одной организации на направление (если речь идет о малых городах (до 100 000 жителей), не менее двух организаций на направление (если речь идет о средних городах - до 500 000 жителей), не менее трех организаций организации на направление (если речь идет о крупных городах
- до 1000 000 жителей), не менее четырех организаций (если речь идет о городах-миллионерах
- свыше 1000 000 жителей).
Необходимое количество волонтеров мы
предлагаем определять, исходя из целевых показателей Федерального проекта «Социальная активность».
Согласно Федеральному проекту «Социальная активность» к 2024 году в Российской Федерации должно быть не менее 7500000 волонтеров, что позволяет рассчитать необходимое количество жителей на 1 волонтера:
150 000 000 : 7 500 000 = 20.
Чтобы определить оптимальное количество волонтеров, требуемых конкретной территорией, необходимо общую численность населения территории разделить на 20.
Если степень целесообразности запроса на волонтерскую деятельность была определена как «очень высокая» или «высокая», начинается работа по организации волонтерской деятельности.
Как отмечают практики организации волонтерских движений, «реализовать ее наиболее эффективно возможно только в рамках специально организованного волонтерского центра в вузе, системно реализующего свою деятельность, обладающего необходимыми возможностями и готовностью к включению каждого студента в позитивные социальные практики [7]».
Волонтерская деятельность может выступать как одно из направлений деятельности организации, в случае чего она должна курироваться специальным структурным подразделением (Ассоциацией, Центром и т.д.)
Если речь идет о филиальной сети, то в данном формате, структурное подразделение Филиала может быть частью структурного подразделения всей организации.
Если структурное подразделение не является частью структурного подразделения всей организации, то в этом случае целесообразно осуществить его брендирование.
Далее формируется управленческое звено, которое в дальнейшем будет осуществлять функции планирования, организации, мотивации и контроля волонтерской деятельности.
На наш взгляд, структура управленческого звена волонтерской деятельности должна быть представлена тремя уровнями - административным, управленческим и техническим (Рисунок 2).
Рисунок 2. Структура субъекта управления волонтерской деятельностью РАНХиГС
Если речь идет об организации волонтерской деятельности на уровне всей Академии и филиальное подразделение является его частью, тогда в структуру субъекта управления будет добавлено головное подразделение волонтерской деятельности.
Нормативная база волонтерской деятельности должна быть представлена следующими
нормативными актами: перечень НПА, затрагивающих вопросы осуществления волонтерской деятельности на макроуровне (уровне РФ), мезоуровне (уровне конкретной территории), микроуровне (уровне РАНХиГС), Приказ ректора Академии (директора Филиала) об утверждении Положения о структурном подразделении, форма Соглашения о сотруд-
ничестве, форма договора волонтера с РАН-ХиГС, форма личной книжки волонтера.
База информационного обеспечения должна включать в себя перечень инструментов для аналитической работы, алгоритм осуществления аналитической работы, пакеты данных о направлениях и условиях осуществления волонтерской деятельности, форму анкеты волонтера, сведения о людях, нуждающихся в помощи и их проблемах, сведения о запросах государства и общества, сведения об актуальных и потенциальных источниках финансирования.
В методической базе волонтерской деятельности должны присутствовать общие и специальные рекомендации.
В общих рекомендациях следует отразить вопросы о целях и задачах волонтерской деятельности, ее значимости для государства, общества и самих волонтеров, представить характеристику нормативной базы волонтерской деятельности, обозначить правовой статус волонтерской деятельности, права и ответственность волонтеров, привилегии волонтеров, этические аспекты волонтерской деятельности, формы документов, регламентирующих отношения волонтеров с организациями, органами власти и людьми, нуждающимися в помощи, формы отчетов.
Специальные рекомендации должны содержать четкое описание технологий работы волонтеров по конкретным направлениям.
Нельзя не согласиться с мнением большинства исследователей волонтерских движений о необходимости четкой организации волонтерской деятельности [3].
Субъект управления реализует функции планирования, организации, мотивации и контроля работы волонтеров посредством разработки планов и рекомендаций, постановки задач, методического и информационного обеспечения (в качестве каналов передачи можно использовать собрания волонтеров в очном и дистанционном формате, беседы и группы в мессенджерах и социальных сетях, рассылки по электронной почте).
На наш взгляд, волонтерская деятельность должна осуществляться по восьми основным направлениям - экологическому, медицинскому, социальному, гуманитарному, патриотическому, событийному, культурному, инклюзивному.
За каждым направлением закрепляется свой куратор, который входит в состав Отдела по работе с волонтерами.
Помимо основных производственных процессов, волонтерская деятельность Академии должна быть обеспечена дополнительными процессами - обучением и повышением квалификации волонтеров (Отдел по работе с волонтерами), информационным обеспечением волонтерской деятельности (Отдел аналитики и информационного обеспечения), работой по связям с общественностью и органами власти (Отдел ОЯ и РЯ).
Отметим, что реализацией указанных функций могут заниматься не отделы, а отдельные студенты, причем некоторые функции могут быть объединены в функционале одного человека (это зависит от масштабов структурного подразделения и масштабов территории, на которой планируется осуществлять волонтерскую деятельность).
Кураторы направлений готовят ежеквартальные и годовые отчеты о результатах своей деятельности, планы на следующий отчетный период, предложения по развитию курируемого направления волонтерской деятельности, которые они в электронном виде представляют на управленческий уровень управленческого звена.
На наш взгляд, значимость волонтерской деятельности для реализации миссии РАН-ХиГС и положительные результаты волонтерской деятельности в головном вузе Академии обусловливают целесообразность разработки и реализации модели организации волонтёрской деятельности студентов как инструмента развития их социальной активности и развития личностных качеств, значимых для государственного служащего, которая могла бы быть транслирована на уровень регионов и муниципалитетов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арендачук И.В. Деятельностные характеристики социальной активности молодежи разных возрастных групп // Известия Саратовского университета. 2020. Т. 9. № 2. С. 148-161.
2. Артамонова В. В. Модели волонтерской деятельности в современном обществе // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 57-61.
3. Артюхов А. В., Ребышева Л. В. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. 2021. Т. 14. № 4. С. 9-22.
4. Воробьева С. В. Управление образовательными системами. М.: Издательство Юрайт, 2018. 491 с.
5. Григорьева М. В., Шаров А.А., Заграничный А.И. Структура и мотивация социальной активности и ее соотношение с гражданским самосознанием молодежи // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 1. C. 142-158.
6. Дорохова И. А. Элементы, формирующие имидж вузов // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. №3 (117). С. 87-91.
7. Козель В.Н., Фомина С.Н. Технологии ведения волонтерской деятельности в вузах. М.: Издательство РГСУ, 2019. 60 с.
8. Костина Е. Ю., Орлова Н. А. Социальная активность и социальная ответственность в представлениях и практиках современной молодёжи // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 1. C. 129-143.
9. Рязанова О. В., Тимофеева О. Г. Грантовое субсидирование как источник финансового обеспечения молодежных инициатив // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. 2019. № 2. С. 169-171.
10. Шамионов Р.М. Психология социальной активности молодежи. М.: Изд-во «Перо», 2020. 200 с.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Arendachuk I.V. Activity characteristics of social activity of young people of different age groups // Bulletin of the Saratov University. 2020. V. 9. No. 2. Pp. 148-161.
2. Artamonova V.V. Models of volunteer activity in modern society // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2021. No. 5. Pp. 57-61.
3. Artyukhov A.V., Rebysheva L.V. Volunteer movement as a factor in the development of social activity of student youth // News of higher educational institutions. 2021. V. 14. No. 4. Pp. 9-22.
4. Vorobieva S. V. Management of educational systems. Moscow: Yurayt Publishing House, 2018. 491 p.
5. Grigor'eva M.V., Sharov A.A., Zagranichny A.I. Structure and motivation of social activity and its correlation with the civic self-awareness of youth // Social psychology and society. 2022. Volume 13. No. 1. Pp. 142-158.
6. Dorohova I.A. Elements that form the image of universities // International Research Journal. 2022. No. 3 (117). Pp. 87-91.
7. Kozel V.N., Fomina S.N. Technologies for conducting volunteer activities in universities. M.: RSSU Publishing House, 2019. 60 p.
8. Kostina E.Yu., Orlova N.A. Social activity and social responsibility in the ideas and practices of modern youth // Bulletin of the Institute of Sociology. 2022. Volume 13. No. 1. Pp. 129-143.
9. Ryazanova O.V., Timofeeva O.G. Grant subsidies as a source of financial support for youth initiatives // Development of the theory and practice of managing social and economic systems. 2019. No. 2. Pp. 169-171.
10. Shamionov R.M. Psychology of social activity of youth. M.: Pero Publishing House, 2020. 200 p.