УДК: 796.925 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-64-70
Модель организации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина на основе кластерного подхода
Фендель Т.В.*, Литовченко ВА., Зубков ДА.
Чайковская государственная академия физической культуры и спорта
г. Чайковский, Россия ORCID 0000-0002-6696-6102, [email protected]* ORCID 0000-0001-5651-878Х, [email protected] ORCID 0000-0001-9533-0034, [email protected]
Аннотация: Модернизация системы спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина должна быть направлена на объединение и совместное использование имеющихся ресурсов заинтересованных сторон, для чего необходимо создание спортивно-образовательных кластеров. Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать, экспериментально апробировать и оценить результативность модели организации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина на основе кластерного подхода. Методы и организация. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анализ и обобщение данных документальных источников, педагогическое моделирование. Результаты. В основу деятельности спортивно-образовательного кластера должны быть положены принципы территориальной близости; добровольности, открытости и динамичного развития; сотрудничества и синергии; целенаправленности; единства процесса спортивной подготовки, учебного и научного процессов; профессиональной направленности; эффективности; объективности оценки деятельности спортивно-образовательного кластера и каждого из субъектов, его образующих. Сама деятельность должна реализовываться по следующим направлениям: образовательному, спортивному, научно-исследовательскому, информационно-коммуникационному, аналитическому, финансово-экономическому. Заключение. Реализация предложенной модели организации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина на основе кластерного подхода позволяет повысить результативность спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина.
Ключевые слова: прыжки на лыжах с трамплина, спортивная подготовка, спортивно-образовательный кластер.
Для цитирования: Фендель Т.В.*, Литовченко В.А., Зубков Д.А. Модель организации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина на основе кластерного подхода. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 64-70. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-64-70.
A model of sports training organization in ski jumping on the basis of a
cluster approach
Tatyana V. Fendel*, Vadim A. Litovchenko, Dmitriy A. Zubkov
Chaykovskiy State Physical Culture Academy Chaykovskiy, Russia ORCID 0000-0002-6696-6102, [email protected]* ORCID 0000-000l-565l-878Х, [email protected] ORCID 0000-0001-9533-0034, [email protected]
Abstract: Modernization of the sports training system in ski jumping should be directed toward integration and cooperative use of the available resources of the interested parties, for this purpose it is necessary to create sports - educational clusters. The aim of the research. To substantiate theoretically, develop, experimentally test and evaluate the effectiveness of the model of sports training organization in ski jumping on the basis of a cluster approach. Research
metftods.Scientific-methodical information sources analysis and summarizing, document sources analysis and summarizing, pedagogical modeling. Results.The activity of sports-educational cluster should be based on the principles of proximity; voluntariness, openness and dynamic development; cooperation and synergy; purposefulness; unity of sports training process, educational and scientific processes; professional orientation; effectiveness; objectivity of activity evaluation of sports- educational cluster and each of its subjects. The activity itself should be realized according to the following directions: educational, sports, scientific-research, information-communicational, analytical, financial-economic. Conclusion. The realization of the offered model of sports training organization in ski jumping on the basis of a cluster approach helps to increase the effectiveness of sports training in ski jumping. Keywords: ski jumping, sports training, sports - educational cluster. For citation: Tatyana V. Fendel*, Vadim A. Litovchenko, Dmitriy A. Zubkov. A model of sports training organization in ski jumping on the basis of a cluster approach. Russian Journal of Physical education and Sport. 2022; 17(2): 64-70. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-64-70.
Введение
В нормативно-правовых актах, определяющих перспективы развития отрасли «Физическая культура и спорт», обозначен тренд на создание спортивных кластеров [1, 2, 3].
Потребность в появлении спортивных кластеров определяется возрастающей конкуренцией в спорте, современными запросами на повышение результативности спортивной подготовки, возросшей
необходимостью объединения потенциалов организаций и их ресурсов в рамках организации межведомственного и межотраслевого взаимодействия [4].
Особо актуальным становится появление спортивно-образовательных кластеров в тех видах спорта, которые на сегодняшний день не отвечают объективным потребностям государства. Одним из таких видов спорта являются прыжки на лыжах с трамплина [5].
Разработка модели организации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина на основе кластерного подхода требует теоретического обоснования, определения принципов, лежащих в её основе, условий её реализации.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, экспериментально апробировать и оценить результативность модели организации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина на основе кластерного подхода.
Материалы и методы
Основными методами исследования являлись метод анализа и обобщения научно-методической литературы, данных
документальных источников, метод
моделирования.
Работа с научно-методической литературой позволила сформировать собственную авторскую трактовку понятия «спортивно-образовательный кластер»,
под которым предлагаем понимать «сконцентрированную на определенной территории группу добровольно
объединившихся организаций и учреждений различных отраслей и ведомств, функционально обеспечивающих спортивную подготовку в избранном виде спорта», определить ключевые проблемы при его создании, сформулировать принципы и организационно-педагогические условия, лежащие в основе деятельности, определить систему критериев и показателей оценки эффективности деятельности спортивно-образовательного кластера.
Выбор документальных источников был обусловлен проблемой исследования: знакомились со статистическими отчётами организаций, подведомственных Минспорта РФ, изучали нормативно-правовые акты, определяющие целевые ориентиры развития системы спортивной подготовки; локальные нормативные документы, регламентирующие различные аспекты организации и деятельности субъектов спортивно-образовательного
кластера.
Метод моделирования был использован для разработки модели организации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина на основе кластерного подхода.
Результаты и обсуждение
Решение стратегической задачи -повышения результативности спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина -зависит от организации совместной деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, образовательных и научных организаций, общественных организаций, в том числе федерации по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью, и органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта.
В основу деятельности спортивно-образовательного кластера должна быть заложена совокупность принципов, с одной стороны, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов кластера, с другой -гарантирующих повышение результативности спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина.
На основе анализа трудов А.В. Чаплыгиной, Е.И. Чучкаловой, G.J. Jones, K. Misener [6, 7, 8, 9] к принципам, лежащим в основе деятельности спортивно-образовательного
кластера по прыжкам на лыжах с трамплина, отнесли:
- принцип территориальной близости, обеспечивающий высокую степень коммуникаций между субъектами спортивно-образовательного кластера;
- принцип добровольности, открытости и динамичного развития, подразумевающий свободное включение в структуру спортивно-образовательного кластера новых субъектов;
- принцип сотрудничества и синергии, определяющий возможность совместного использования инфраструктурных, кадровых, информационных, научно-методических ресурсов субъектов спортивно-образовательного кластера, подразумевающий согласование их действий и интересов;
- принцип целенаправленности, подразумевающий организацию и проведение совместных мероприятий, мотивацию к участию в них для достижения общей цели - повышения результативности спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина;
- принцип единства процесса спортивной подготовки, учебного и научного процессов;
- принцип профессиональной направленности, предусматривающий как организацию мероприятий по повышению квалификации тренерских кадров, так и осуществление профессиональной ориентации среди прыгунов на лыжах с трамплина;
- принцип ответственности каждого субъекта кластера за результат его деятельности;
- принцип объективности оценки деятельности спортивно-образовательного кластера и каждого из субъектов, его образующих;
- принцип эффективности, определяющий стремление к рациональному соотношению затрат на деятельность спортивно-образовательного кластера к результатам этой деятельности, рациональному управлению субъектами спортивно-образовательного кластера.
Указанные принципы позволили определить организационно-педагогические условия, при которых деятельность спортивно-образовательного кластера будет более результативной:
- условия-предпосылки: обеспечение содержания для взаимодействия субъектов спортивно-образовательного кластера;
- условия обстановки: организация совместных мероприятий, направленных на повышение результативности спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина; повышение профессиональной компетентности тренеров по прыжкам на лыжах с трамплина; научно-методическое сопровождение спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина;
- условия-требования: объективная оценка эффективности деятельности спортивно-образовательного кластера и каждого из субъектов, его образующих; учёт индивидуальных особенностей и спортивных достижений занимающихся.
Содержание деятельности спортивно-образовательного кластера по прыжкам на лыжах с трамплина должно включать следующие направления:
1) образовательное: совершенствование образовательных технологий профессионального физкультурного образования, разработка и реализация практико-ориентированных образовательных программ, подготовка тренерских кадров и повышение их квалификации, построение программ непрерывного профессионального физкультурного образования и т.д.
2) спортивное: реализация передовых методик спортивной подготовки прыгунов на лыжах с трамплина, организация комплексного контроля подготовленности спортсменов с использованием новейших диагностических инструментов и оборудования, организация тренировочных сборов и т.д.;
3) научно-исследовательское: организация исследований в области спортивной подготовки прыгунов на лыжах с трамплина, в том числе разработка оригинальных методик тренировки спортсменов, оценки их подготовленности и организации восстановительных мероприятий; разработка, создание и апробация экспериментального инвентаря и оборудования и т.д.;
4) информационно-коммуникационное: создание базы данных о прыгунах на лыжах с трамплина и участниках спортивно-образовательного кластера, стимулирование обмена опытом и инсайдерской информацией, регулярный новостной дайджест и т.д.;
5) аналитическое: мониторинг и анализ инноваций в спортивной подготовке прыгунов на лыжах с трамплина, осуществление независимой оценки квалификации тренерских кадров, привлечение работодателей к аттестации образовательных программ и к оценке качества профессионального физкультурного образования и т.д.:
6) финансово-экономическое: поиск внебюджетных источников финансирования деятельности спортивно-образовательного кластера и привлечения инвестиций, опережающее обновление спортивной инфраструктуры и развитие необходимой материально-хозяйственной базы субъектов спортивно-образовательного кластера и т.д.
В обобщенном виде модель организации
спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина на основе кластерного подхода представлена на рисунке.
Заключение
Модернизация системы спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина изменения обусловливает необходимость поиска путей повышения её результативности.
По нашему мнению, повысить результативность спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина возможно при объединении имеющихся ресурсов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, образовательных и научных организации, общественных организаций, в том числе федерации по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью, и органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта за счёт создания спортивно-образовательного кластера.
Реализация предложенной модели организации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина на основе кластерного подхода позволяет повысить результативность спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина.
V L J Цель - повышение результативности «юр-тивжй гидтотрми в лрымих на липок с ТНЫППИЧ на ОС"«* U1*tr«mi)rt) яадюла
Субъекты спортивмо-обдооеетельного шктара
М мкнрспй финнйА qihiypki л иирп Псрисшп фи ФЫДОда Яй прынчы ч wxii С гранична Ржик ^fmi -.им^w мущветпянж!* спортивную гвдопжу п'> ll(wlw4aikh с тр*ищМ4 ОБраэмтт-ы^иые врэнквцчл. осуидоилячире подгетще(у и переошрттжу ЧЯрев па фймнсеюй ifAiypc я епвргу
4 1 i 1 s 4 с 5 с У Методологические подходы
ОргамизАЦИАНмо-п^дага-гмческке усповня
/" ч ' у с пи вн и-ор едпосыл кн обвсммечле осдеряонил дпя иаиноднктам су&ъ е*тче cacftwho-cfruouflwbtm отсчр!: условия обстановки: ч*э>*зэ1+и совместных wepcnptvmw. нмрми^чих ча ммшцм риулптансети еп^ртиьйй лздфпйм я прышан на iuox с ipWlAMt Ловыиячч МШИШ« ЦЦмцОВ 1№1фНП»И кл лыкам е 1»шлм: ыуч ча-иетвдмвсеое мчро&зкдечне егюрггайой nOffVTHql е IW«« н* С успо вн и-трвбовлчи и вйьиярвиая оцзиц эффеет/в деятыъностм епермивпсвринишыйп тир! « ищщ ю гуйгеетя. «сСрщйщм; у«#г щщщгими «бб««ктн н слорпшх дастимч« лчнюияпСЛ. V J
Принципы
Г территориально« блоостос добровольнее™. открытости немирного развития: ^ сотру a yfcetpnw,. дечкапрнгчмноста, цмш процесса спсрли-ем учц&*т И нуиидго чрецеССОВ: профкС4ЧИШЫ«еЙ ■!■__. i" riUfflHlMtlH АИТЫЪиКТШ fineffril ■ЛКЧ0Й И 14 CyftKTOt. tfpKyftW ^ J
Направления деятельности
ГСрияттня н*учнмвдлиКМТ».г««СЧ. кмшумжромне. амалти««», ф^иисово-акйкнммесюое
м I i о £ Э' о Критерии оценки
сищл^!. тчвмткчн и cw)Hitmt {отраслмыц)
Рюушп
/ ч уяепыечн численности заншавдркся пдопеан* на rtjxax с траишыа, увглнемн представителен Пермсвдго крал в >а1р*онагы4ых сбор* ын Р* по прумоы на гыхм с траыппм, poet слортмно-чхнммччг Wpwrat ычртЕменов. пмыш&п« уровня фивиемпй оддопвленжкти «мртсыемж.
Рис. Модель организации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина на
основе кластерного подхода
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2245-р от 17.10.2018 «Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года». URL: http://static.government.ru/ media/files/QNlNOzIXgAYfExxobzmyGXxlQm6S Ff54.pdf
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 3081-р от 24.11.2020 «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http:// static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nA NTR1Oj29BM7zJBHXM05d.pdf
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 3894-р от 28.12.2021 «Об утверждении Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года». URL: http://static.government.ru/ media/files/BzNG3VRui00PR1XemJKbuIZ6UeXT wTD2.pdf
4. Ананишнев В.В. Проблемы формирования спортивных кластеров в России. Кластеры. Исследования и разработки. 2016; 2(3): 35-38.
5. Беккер А.А. Спортивно-образовательный кластер «Спорт - движение к победе» как инновационная форма совершенствования системы подготовки
спортивного резерва. Роль экспериментальной и инновационной деятельности в развитии системы подготовки спортивного резерва: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 1415 ноября 2019 года. Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта». 2019: 64-70.
6. Чаплыгина А.В. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательного кластера «школа - вуз - предприятие»: дис. ... канд. пед. наук. ФГБОУ ВО «Курский государственный университет». 2020: 223.
7. Чучкалова Е.И. Образовательные кластеры: теоретические вопросы создания и функционирования. Экономика и предпринимательство. 2013; 9(38): 422-424.
8. Jones G.J. Collaborative advantages: The role of interorganizational partnerships for youth sport nonprofit organizations. Journal of Sport Management. 2017; 31(2): 148-160.
9. Misener K. Understanding capacity through the processes and outcomes of interorganizational relationships in nonprofit community sport organizations. Sport management review. 2013; 16(2): 135-147.
Статья поступила в редакцию: 02.05.2022
Фендель Татьяна Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, 617760, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: [email protected]
Литовченко Вадим Алексеевич - преподаватель, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, 617760, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: gcon170@ mail.ru
Зубков Дмитрий Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, 617760, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: [email protected]