Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРЫЖКИ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / СПОРТИВНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фендель Т.В., Зубков Д.А., Литовченко В.А.

В статье предпринята попытка обоснования необходимости модернизации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина. Цель исследования - определить проблемы и перспективные направления модернизации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина. Методика и организация исследования. На основе методов анализа и обобщения документальных источников и научно-методической литературы, проведенного анкетирования представлено теоретическое обоснование направлений модернизации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина, выявлены проблемы, препятствующие этому процессу. Результаты исследования и выводы. Авторы делают заключение о необходимости модернизации сложившейся системы спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина: коррекции существующего нормативно-правового сопровождения процесса спортивной подготовки (в первую очередь, Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «прыжки на лыжах с трамплина»); внесения изменений в существующую программу многолетней подготовки и создания спортивного кластера по прыжкам на лыжах с трамплина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фендель Т.В., Зубков Д.А., Литовченко В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESS OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS OF TRAINING SYSTEMS IN MODERN SKI JUMPING SPORT

Objective of the study was to analyze progress opportunities and limitations of the training systems in the national ski jumping sport. Methods and structure of the study. We analyzed and summarized the relevant regulatory documents and theoretical and practical provisions to theoretically substantiate the new training system / AG model and highlight the existing progress limitations. It was in November 2020 that the Government of the Russian Federation issued Decree No. 3081-r “Physical Education and Sports Progress Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030” that is the key policy document that sets priorities for the physical education and sports sector progress in the next decade. Results and conclusion. The study data and analysis give us ground to conclude that the existing jumping sport training systems need to be modernized based on revisions of the valid relevant legal and regulatory provisions and, above all, the Federal Standard for the jumping sport training systems; followed by necessary updates to the multiannual training systems and a jumping sport cluster development project.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА»

проблемы и перспективы модернизации спортивной Подготовки в прыжках на лыжах с трамплина

УДК/UDC 796.925

Поступила в редакцию 27.05.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Фендель1 Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Зубков1 Аспирант В.А. Литовченко'

1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский

PROGRESS OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS OF TRAINING SYSTEMS IN MODERN SKI JUMPING SPORT

PhD, Associate Professor T.V. Fendel1 PhD, Associate Professor D.A. Zubkov1 Postgraduate V.A. Litovchenko1

Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky

Информация для связи с автором: fendel82@mail.ru

Аннотация

В статье предпринята попытка обоснования необходимости модернизации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина. Цель исследования - определить проблемы и перспективные направления модернизации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина. Методика и организация исследования. На основе методов анализа и обобщения документальных источников и научно-методической литературы, проведенного анкетирования представлено теоретическое обоснование направлений модернизации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина, выявлены проблемы, препятствующие этому процессу. Результаты исследования и выводы. Авторы делают заключение о необходимости модернизации сложившейся системы спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина: коррекции существующего нормативно-правового сопровождения процесса спортивной подготовки (в первую очередь, Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «прыжки на лыжах с трамплина»); внесения изменений в существующую программу многолетней подготовки и создания спортивного кластера по прыжкам на лыжах с трамплина.

Ключевые слова: модернизация, прыжки на лыжах с трамплина, спортивная подготовка, спортивный резерв, спортивный кластер.

Abstract

Objective of the study was to analyze progress opportunities and limitations of the training systems in the national ski jumping sport.

Methods and structure of the study. We analyzed and summarized the relevant regulatory documents and theoretical and practical provisions to theoretically substantiate the new training system / AG model and highlight the existing progress limitations. It was in November 2020 that the Government of the Russian Federation issued Decree No. 3081 -r "Physical Education and Sports Progress Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030" that is the key policy document that sets priorities for the physical education and sports sector progress in the next decade.

Results and conclusion. The study data and analysis give us ground to conclude that the existing jumping sport training systems need to be modernized based on revisions of the valid relevant legal and regulatory provisions and, above all, the Federal Standard for the jumping sport training systems; followed by necessary updates to the multiannual training systems and a jumping sport cluster development project.

Keywords: modernization, ski jumping, training system, sport reserve, sports cluster.

Введение. Система спортивной подготовки не является статичным образованием, а находится в постоянном развитии, вызванном образуемыми в ней противоречиями. В связи с этим, одной из ключевых задач управления системой спортивной подготовки становится поиск этих противоречий и разработка путей их преодоления.

Цель исследования - определить проблемы и перспективные направления модернизации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина.

Методика и организация исследования. В ноябре 2020 г распоряжением Правительства Российской Федерации № 3081 -р была утверждена «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» - ключевой документ, определяющий приоритеты государственной политики в сфере физической культуры и спорта на ближайшее десятилетие [2].

В качестве первого такого приоритетного направления декларируется модернизация системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений [2]. При этом на каждую

спортивную федерацию возлагается ответственность за разработку программ развития вида спорта с учетом его особенностей.

В феврале 2021 г сотрудниками ФГБОУ ВО «ЧГИФК» было проведено анкетирование 40 тренеров по прыжкам на лыжах с трамплина. Одной из задач анкетирования являлось определение накопившихся в практике спортивной подготовки прыгунов на лыжах с трамплина противоречий.

Результаты исследования и их обсуждение. В качестве центрального противоречия подавляющее большинство тренеров (87,5 %) указало на несоответствие требований Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Прыжки на лыжах с трамплина» (утвержденного Приказом Министерства спорта Российской Федерации № 394 от 18.06.2013) [1] специфике самого вида спорта.

Так как Федеральный стандарт является основополагающим документом, регламентирующим вопросы спортивной подготовки в конкретном виде спорта, то программы спортивной подготовки (требования к которым в нем прописаны), должны ему в полной мере соответствовать.

Однако действующие тренеры указывают на ряд имеющихся в Федеральном стандарте несоответствий:

- в части перечня и степени влияния физических качеств и телосложения на результативность соревновательной деятельности в прыжках на лыжах с трамплина (имеется недооценка влияния телосложения на спортивно-технический результат: на этот факт указали 15 респондентов - 37,5 %); в перечне способностей, детерминирующих спортивно-технический результат, отсутствуют скорост-но-силовые способности - 62,5 0% и статическая выносливость - 22,5 0%);

- в части перечня контрольных упражнений (тестов) и нормативов их выполнения при оценивании общей физической и специальной физической подготовленности занимающихся на каждом из этапов спортивной подготовки, приведения их в соответствие специфике соревновательного действия (о необходимости изменения перечня контрольно-переводных нормативов указало 72,5 % респондентов, в том числе за отмену испытаний «Бег на 30 м сходу» - 35 0%, «Бег на 100 м сходу» - 42,5 %, «Челночный бег 3х10» - 72,5 0%, «Кросс на 3000 м» - 67,5 0%, «Сгибание-разгибание рук в висе на перекладине (подтягивания) - 55 00»; в качестве альтернативных контрольных испытаний были предложены: для оценки статической выносливости - тест «Планка» (80 00); для оценки баланса - тесты, выполняемые на Т-образной платформе («Удержание сагиттального баланса» и «Удержание фронтального баланса») (77,5 00); для оценки вестибулярной устойчивости - тест «Восьмерка» (55 "/о); для сопряженной оценки скоростно-силовых и координационных способностей - тест «Прыжки через 10 барьеров» (82,5 00); для оценки подвижности в голеностопном суставе - «Испытание на малоустойчивой платформе» (оценка осуществляется при помощи гравитационного уровня) (17,5 00); для оценки гибкости - тест «Наклон вперед из положения стоя» (70 00). Следует отметить, что предложенные контрольные испытания были внедрены в тренировочный процесс женской национальной сборной по прыжкам на лыжах с трамплина и получили положительные отзывы со стороны тренерского штаба;

- в части немотивированного объединения различных видов подготовки в одну группу (за обособление и выделение отдельных часов, направленных на тактическую, теоретическую и психологическую подготовку занимающихся, и дифференциацию их по этапам спортивной подготовки высказалось чуть больше половины респондентов - 55 00);

- в части распределения часов, отводимых на конкретные виды подготовки, и необходимости приведения их к целочисленному числу часов для облегчения процесса планирования тренировочных нагрузок - 12,5 00. Устранению указанных несоответствий должно способствовать утверждение актуализированного Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Прыжки на лыжах с трамплина», работа по созданию которого была приостановлена в связи с пандемией.

Следует отметить, что мероприятия, связанные с совершенствованием федерального стандарта и программы спортивной подготовки по виду спорта «Прыжки на лыжах с трамплина» на всех этапах ее реализации, учитывающие складывающиеся в мировом спорте тенденции, соответствуют приоритетному направлению по развитию системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений, которое было выделено в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [2].

Однако анализ тенденций мирового спорта позволил сформулировать еще одно сложившееся в практике спортивной подготовки прыгунов на лыжах с трамплина противоречие: меж-

ду необходимостью учета биологических, физиологических и психофизических закономерностей онтогенеза спортсмена и фактической его ранней специализацией, отрицающей этот учет.

Так, например, норвежские, австрийские и словенские тренеры на этапе начальной подготовки прыгунов на лыжах с трамплина, в первую очередь, озадачены формированием фонда двигательных действий, который они формируют, используя различные по направленности виды двигательной активности, в том числе танцы. Центральной задачей этого этапа они считают природосообразное развитие будущего прыгуна на лыжах с трамплина, формирование функциональных, физических и психических предпосылок для освоения сложно-координационных технических действий. Примером задания для занимающегося в фазе разгона может быть выполнение десяти поочередных хлопков перед собой - за спиной.

Российскому спортсмену к моменту зачисления на тренировочный этап необходимо выполнить нормативы третьего спортивного разряда [3], а значит и в фазе разгона он будет «отрабатывать» задание тренера «держать плечи на одном уровне».

Подобная работа приводит к тому, что при любых изменениях условий выполнения соревновательного действия (порывы ветра, изменения погодных условий и других факторов) начинающий «норвежский» прыгун на лыжах с трамплина менее скован и имеет больше возможностей для коррекции собственных действий во всех фазах прыжка, в то время как российский спортсмен лишен такой возможности.

Указанное противоречие диктует необходимость целенаправленного поиска и обоснования природосообразных и эффективных форм, средств и методов тренировочного процесса на каждом из этапов многолетней подготовки прыгунов на лыжах с трамплина, совершенствования внетренировочных и внесо-ревновательных факторов повышения его результативности.

Еще одна тенденция, активно развивающаяся за рубежом в настоящее время, - создание спортивных кластеров. Идея спортивного кластера заключается в объединении усилий всех заинтересованных в развитии вида спорта организаций: общественных, научных, образовательных, спортивных.

Эта мировая тенденция нашла свое отражение в принятой «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года», в которой декларируются два ключевых для нее момента:

- «... ведущим вектором Стратегии является межотраслевое и межведомственное взаимодействие, координация и консолидация деятельности заинтересованных федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных, научных и образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества»;

- одной из задач первого этапа реализации Стратегии становится «... создание межотраслевой кластерной системы научно-методического и медико-биологического и медицинского обеспечения спорта с развитием экспериментальной и инновационной деятельности» [2]. В системе спортивной подготовки прыгунов на лыжах с трамплина идея кластерного подхода начала реализовываться с 2018 года, когда в Пермском крае была организована Федеральная экспериментальная площадка, одной из задач которой как раз и являлось создание спортивного кластера. В этот кластер вошли образовательные организации (ФГБОУ ВО «ЧГИФК», ГБПОУ «Колледж олимпийского резерва Пермского края»), организации, осуществляющие спортивную подготовку (КГАОУ ДО СДЮСШОР «Старт»; девять муниципальных спортивных школ Пермского края), Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России и Министерство физической культуры, спорта и туризма Пермского края.

К ярким примерам результатов деятельности спортивного кластера следует отнести совместное участие этих организаций при разработке и успешной реализации двух проектов -«Спорт-движение к победе» и «Лети за мечтой», - получивших поддержку на государственном уровне в виде грантов Министерства спорта Российской Федерации.

Однако дальнейшее развитие спортивного кластера по прыжкам на лыжах с трамплина становится возможным только при разрешении следующих сложившихся противоречий:

- между необходимостью регламентировать отношения между участниками спортивного кластера и отсутствием соответствующих нормативно-правовых актов;

- между необходимостью разработки механизмов межведомственного и межотраслевого взаимодействия между заинтересованными организациями-участниками спортивного кластера и отсутствием единых подходов к определению критериев и показателей эффективности деятельности спортивного кластера.

Выводы. К проблемам модернизации спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина, вызванным сложившимися противоречиями, следует отнести: проблему совершенствования нормативно-правовой базы спортивной подготовки, проблему поиска и обоснования природосо-образных и эффективных форм, средств и методов тренировочного процесса на каждом из этапов многолетней подготовки, проблему повышения результативности деятельности

спортивного кластера. Разрешение противоречий позволит нивелировать действие этих проблем, модернизировать систему спортивной подготовки в прыжках на лыжах с трамплина и вывести ее на новый качественный уровень, гарантирующий высокий спортивно-технический результат наших спортсменов.

Литература

1. Приказ Министерства спорта Российской Федерации № 394 от l8.06.2013 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Прыжки на лыжах с трамплина». - Режим доступа: https://rg.ru/2013/09/16/tramplin-site-dok.html.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 3081-р от 24.11.2020 «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». - Режим доступа: https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030.

References

1. Prikaz Ministerstva sporta Rossiyskoy Federatsii № 394 ot 18.06.2013 «Ob utverzhdenii Federalnogo standarta sportivnoy podgotovki po vidu sporta pryizhki na lyzhakh s tramplina» [Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation № 394 dated 06/18/2013 «On approval of the Federal standard of sports training in ski jumping sport»]. Available at: https://rg.ru/2013/09/16/ tramplin-site-dok.html.

2. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii № 3081-r ot 24.11.2020 «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» [Order of the Government of the Russian Federation № 3081-r dated 11/24/ 2020 «On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030»]. -Available at: https://minsport.gov.ru/activities/proekt- strategii-2030.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

взаимосвязь между успешностью обучения и индивидуальными проявлениями физически подготовленных студентов

Кандидат педагогических наук, профессор И.А.Родионова1

Кандидат педагогических наук, профессор В.И. Шалупин1 1Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА), Москва УДК/UDC 796.012.68

Ключевые слова: учебная деятельность, физическая культура, личностные качества, индивидуализация.

Введение. Принято считать, что индивидуализация является важнейшим инструментом формирования гармоничного субъекта. Но отдельные индивидуальные особенности могут оказывать и отрицательное влияние на элементы профессиональной подготовки будущего специалиста [1].

Цель исследования - определить взаимосвязь индивидуальных качеств студентов, проявивших свою активность во время занятий физической культурой, с успешностью обучения в высшей школе.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте в течение 2018-2020 гг. принимали участие 52 студента 1-го курса МГТУ ГА. В качестве основного диагностического метода использовался 16-факторный опросник Кеттелла, по которому выявлялись факторы: С - эмоциональность, G - непроизвольный самоконтроль, Н - активность, F - эмоциональная устойчивость, Q3 - нетревожность, Q4 - фрустрированность. В начале и конце эксперимента проводился анализ показателей индивидуальных особенностей и результатов тестирования по общей физической подготовке (ОФП). По результатам первого обследования студенты с высокими показателями тестов по ОФП и систематически занимающиеся физической культурой были включены в экспериментальную группу (ЭГ), остальные - в контрольную (КГ).

RELATIONSHIP BETWEEN PROGRESS IN STUDIES AND INDIvIDUAL MANIFESTATIONS OF PHYSICALLY FIT STUDENTS

PhD, Professor I.A. Rodionova1 PhD, Professor V.I. Shalupin1 1Moscow State Technical University of Civil Aviation (MSTU CA), Moscow

Поступила в редакцию 01.10.2021 г.

Результаты исследования и их обсуждение. По всем диагностическим показателям статистически достоверные различия между двумя группами обнаружены по фактору «F» (р<0,05); «Н» (р<0,05); «Q3» (р<0,05). Проявление личностных качеств у студентов выражается в том, что лица с различными индивидуальными чертами имеют склонность к определенному поведению в трудных ситуациях во время учебы.

Обследование в конце второго курса показало более значимые достоверные различия между двумя группами по факторам: «С - эмоциональность» (р<0,05); «Н» (р<0,05); «Q3» (р<0,05), «Q4» (р<0,01).

Выводы. На первом этапе учебы наблюдалась тенденция к наиболее выраженным индивидуальным свойствам студентов, систематически посещающих занятия по физической культуре, по сравнению с теми студентами, которые занятия не посещают. Преимущество экспериментальной группы существенно возрастает в следующих семестрах. Физически подготовленные студенты оптимально готовы к преодолению трудностей учебы в вузе в условиях проявлений таких качеств, как произвольный самоконтроль, эмоциональная устойчивость, нетревожность, фрустрированность.

Литература

1. Шалупин В.И. Применение комплекса психофизической тренировки и гимнастических упражнений в подготовке будущих специалистов гражданской авиации / В.И. Шалупин, И.А. Родионова, Д.В. Романюк // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 10. - С. 25-26.

Информация для связи с автором: rodiinna@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.