Научная статья на тему 'Модель организации самопознания как фактор формирования здорового образа жизни младших подростков'

Модель организации самопознания как фактор формирования здорового образа жизни младших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОНАБЛЮДЕНИЕ / САМОАНАЛИЗ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Елена Владимировна

В статье рассмотрен новый подход к сохранению и укреплению здоровья школьников младшего подросткового возраста. Обоснована важная роль самопознания в формировании здорового образа жизни. Предложена модель организации самопознания как фактора формирования здорового образа жизни младших подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель организации самопознания как фактор формирования здорового образа жизни младших подростков»

УДК 165.0:371.1

МИРОНОВА Елена Владимировна, ассистент кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Автор 6 научных публикаций, в т. ч. методического пособия

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

В статье рассмотрен новый подход к сохранению и укреплению здоровья школьников младшего подросткового возраста. Обоснована важная роль самопознания в формировании здорового образа жизни. Предложена модель организации самопознания как фактора формирования здорового образа жизни младших подростков.

Здоровый образ жизни, младший подростковый возраст, самопознание, самонаблюдение, самоанализ, самооценка

Сохранение и укрепление здоровья - проблема в первую очередь педагогическая, поскольку важно научить взрослеющего человека прилагать собственные усилия по поиску образа жизни, который максимально согласовывался бы с его индивидуальными особенностями и жизненной ситуацией. Это невозможно осуществить без самопознания. Таким образом, самопознание становится центральной проблемой здоровья и здорового образа жизни.

Наиболее активно самопознание развивается в младшем подростковом возрасте. Сформировавшийся ранее ряд относительно устойчивых качеств личности начинает влиять на поведение младшего подростка, его деятельность, характер взаимоотношений с окружающими людьми. Это приводит к тому, что у него возникает потребность в знании этих качеств как необходимого условия правильной организации своего поведения. Потребность в познании самого себя усиливается рядом обстоя-

тельств: возросшими требованиями к самостоятельности младших подростков в их учебной работе, в постановке целей и задач своей деятельности, в необходимости дать ответ на вопрос о том, к чему он пригоден. Самопознание при этом переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от случайных черт - к характеру в целом.

Принимая во внимание сложную структуру самопознания, можно предложить структурнофункциональную модель организации самопознания как фактора формирования здорового образа жизни младших подростков (схема).

Содержательный блок включает в себя методы самопознания - самонаблюдение, самоанализ, самооценку, направленные на сферы самопознания личности, каковыми являются «Я» психическое, физическое и социальное. Определенное состояние этих сфер можно рассматривать, соответственно, как психическое, физическое и социальное здоровье.

Самонаблюдение - способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Выделение В.Г. Мараловым1 наряду с малоосознанным самонаблюдением, которое осуществляется постоянно и тождественно сознанию, самонаблюдения целенаправленного позволяет говорить о возможности и необходимости педагогического руководства этим процессом у младших подростков. Самонаблюдение малоэффективно, если отношение к себе формируется стихийно. Задача педагога - помочь учащимся сформировать аналитическое отношение к своим поступкам. Такой самоанализ является необходимым условием для более ответственной и справедливой оценки самого себя.

Схема. Модель организации самопознания как фактор формирования здорового образа жизни младших подростков

Узнать себя означает не только познать, проанализировать, но и оценить себя для того, чтобы наметить план своего дальнейшего самосовершенствования. Поэтому самооценку следует рассматривать как еще один очень важный метод самопознания. Самооценка необходима для организации результативного управления своим поведением. Она является субъективным основанием в определении уровня притязаний, то есть тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной.

Операционно-деятельностный компонент предлагаемой нами модели включает в себя формы, методы и средства обучения младших подростков самопознанию. Признавая очевидную скрытость и интимность процесса самопознания, можно было бы предположить, что целесообразными в этом случае являются в основном индивидуальные формы обучения. Однако это не так. Фронтальные формы целесообразны при обсуждении идеалов, персонажей фильмов и литературных произведений нормативных характеристик личности, при анализе причинно-следственных связей, оценке тех или иных событий и поступков окружающих людей. Если фронтальная работа предполагает учебно-познавательную деятельность всего класса, работающего над единой задачей, то групповая основывается на объединении небольшого количества детей по какому-нибудь общему основанию - наличию общего интереса, затруднения, опыта в той или иной сфере деятельности, в том числе самоорганизации. Индивидуальная форма при обучении младшего подростка самопознанию является наиболее продуктивной, поскольку позволяет максимально учитывать личностные особенности, предлагать ребенку содержание деятельности, необходимое именно ему на данном этапе развития, выбирать наиболее устраивающие его темп и приемы работы по самопознанию.

Операционно-деятельностный компонент представлен также методами обучения самопознанию. Благодаря словесным методам можно за короткий срок передать значительный объем информации, поставить перед учащимися проблему, наметить возможные способы ее

решения. Такие методы, как беседы и дискуссии, стимулируют познавательный интерес к самопознанию, вовлекают учащихся в обсуждение важных жизненных проблем, учат их мыслить, точно излагать и аргументировать свою точку зрения. Наглядные методы, каковыми являются иллюстрация и демонстрация, используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами. Трудно переоценить значение этой группы методов при организации самопознания в аспекте физического здоровья, когда с помощью муляжей, моделей, рисунков, плакатов формируется представление об организме человека в целом, без которого невозможно понять особенности его функционирования.

Наибольший интерес для подростков младшего возраста представляют практические методы обучения - выполнение опытов, экспериментов, упражнений, исследовательской работы, антропометрических измерений, составление схем, графиков, работа с психологическими тестами. Свойственное им желание испытать себя, отличиться от других, показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свои способности обуславливает повышенный интерес детей данной возрастной группы к практической деятельности и определяет необходимость использования практических методов обучения. Методы обучения самопознанию применяются в единстве с определенными средствами обучения - визуальными, аудиальными и аудио-визуальными средствами. Различные сочетания форм, методов и средств обучения стимулируют познавательную деятельность младших подростков и способствуют их активному включению в процесс самопознания.

Результативный компонент модели включает в себя критерии сформированности здорового образа жизни. В качестве одного из критериев сформированности здорового образа жизни целесообразно рассматривать готовность младших школьников к самопознанию. Готовностью является особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение.

Учеными установлена тесная взаимосвязь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением. Следовательно, позитивное самоотношение младшего подростка в процессе самопознания можно рассматривать в качестве еще одного критерия сформированности здорового образа жизни. Включаясь в самопознание на более или менее зрелом уровне своего развития, самоот-ношение делает его более совершенным и тем самым создает прочную основу для выработки стереотипа здравосозидательного поведения.

Наконец, о сформированности здорового образа жизни младших подростков можно судить по уровню здравосозидающей деятельности, которая понимается как «ежедневное поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья»2.

Таким образом, предложенная нами модель отражает взаимосвязь самопознания и здорового образа жизни. Ее реализация в современной практике воспитания и обучения младших подростков во многом усилит субъектную роль школьников в сохранении и укреплении своего здоровья.

Примечания

1 Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М., 2002.

2 ЗайцевГ.К. Время педагогики здравосозидающей // Народное образование. 2002. N° 6. С. 193-200.

Mironova Elena

SELF-KNOWLEDGE ORGANIZATION MODEL AS A FACTOR OF FORMING A HEALTHY LIFE-STYLE IN JUNIOR JUVENILES

The article considers a new approach to the matter of preservation and promotion of junior juveniles’ health. The significant role of self-knowledge in forming a healthy life-style is well-grounded. The author brings forward the model of self-knowledge organization as a factor of forming healthy life-style in junior juveniles.

Рецензент - Флотская Н.Ю, доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.