Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АНИМАЦИОННОЙ СТУДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АНИМАЦИОННОЙ СТУДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ / АНИМАЦИОННАЯ СТУДИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гакаме Юлия Даудовна, Головащенко Виктория Валерьевна

Актуальность исследования, представленного в статье, обусловлена потребностью учителей начальных классов в эффективных способах организации работы по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников на основе использования анимации. В современном обществе развитие универсальных компетенций у учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность приобретает особое значение. Однако образовательный процесс все еще ориентирован на предоставление готовой системы знаний, умений и навыков, которые учащиеся осваивают путем успешного прохождения учебных программ. В связи с этим необходима модернизация системы начального образования, чтобы она стала полем формирования и развития личности учащихся, которое отвечает запросам общества. Анимация является эффективным средством эмоционального развития младших школьников. Цель статьи - описание результатов проведенного педагогического эксперимента по апробированию разработанной модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников. Результаты исследования представляют практический интерес для учителей начальных классов, которые могут использовать модель организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников, «Дневник эмоций» в работе. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методических пособий и дидактических материалов для начальной школы. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об эмоциональном развитии; определении структурных компонентов системы, их содержательного наполнения, которые были включены в описанную модель организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников. Практическая значимость данного исследования состоит в разработке модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников, реализованной на практике, учебных заданий для младших школьников, «Дневника эмоций» как средства работы в анимационной студии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гакаме Юлия Даудовна, Головащенко Виктория Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL MODEL FOR THE WORK OF AN ANIMATION STUDIO FOCUSED ON EMOTIONAL DEVELOPMENT

The presented study is relevant due to the need for primary school teachers to have effective ways of organizing the development of the emotional sphere of younger students using animation. Development of universal competences among primary school students through classroom and extracurricular activities is particularly important in the current stage of society's progress. However, the educational system remains largely focused on providing students with a prepared system of knowledge, skills, and abilities based on successful learning of academic disciplines' educational programs. In this regard, it is necessary to modernize the system of primary education so that it becomes a field for the formation and development of the personality of students, which meets the needs of society. Animation is an effective means of developing the emotional volitional sphere of primary school students. The article aims to describe the results of a natural pedagogical experiment to test the developed model for organizing an animation studio's work for the emotional development of younger students. The results are of practical interest, as primary school teachers can use such model for organizing the work of an animation studio for the emotional development of younger students, the «Diary of Emotions» and a set of tasks using animation. The study's theoretical significance lies in expanding ideas about emotional development and determining the structural components of the system, their content, which are included in the described model for organizing the work of an animation studio for the emotional development of primary school students. The practical significance of the study is due to the development of a model for organizing the work of an animation studio for the emotional development of primary school children and the compiled training tasks for students, developed by the «Diary of Emotions» as a means of working in an animation studio.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АНИМАЦИОННОЙ СТУДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 08 (август) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231071 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11071 УДК 371.132

Модель организации работы анимационной студии эмоционального развития

Organizational model for the work of an animation studio focused on emotional development

Авторы статьи

L

Authors of the article

L

Гакаме Юлия Даудовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Российская Федерация gakame_yud@mail.ru ORCID 0000-0001-9424-1742

Головащенко Виктория Валерьевна,

студент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Российская Федерация viktoryroy@yandex.ru ORCID 0009-0001-9268-7369

Julia D. Gakame,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation

gakame_yud@mail.ru ORCID 0000-0001-9424-1742

Victoria V. Golovashchenko,

Student, Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation

viktoryroy@yandex.ru ORCID 0009-0001-9268-7369

Конфликт интересов

I

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

I

For citation

Гакаме Ю. Д., Головащенко В. В. Модель организации работы анимационной студии эмоционального развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 08. - С. 49-62. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231071.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11071

J. D. Gakame, V. V. Golovashchenko, Organizational model for the work of an animation studio focused on emotional development // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 08. - P. 4962. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231071.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11071

Поступила в редакцию Received 14.06.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.07.23

Принята к публикации Accepted for publication 27.07.23 Опубликована Published 31.08.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Гакаме Ю. Д., Головащенко В. В., 2023

Аннотация

Актуальность исследования, представленного в статье, обусловлена потребностью учителей начальных классов в эффективных способах организации работы по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников на основе использования анимации. В современном обществе развитие универсальных компетенций у учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность приобретает особое значение. Однако образовательный процесс все еще ориентирован на предоставление готовой системы знаний, умений и навыков, которые учащиеся осваивают путем успешного прохождения учебных программ. В связи с этим необходима модернизация системы начального образования, чтобы она стала полем формирования и развития личности учащихся, которое отвечает запросам общества. Анимация является эффективным средством эмоционального развития младших школьников. Цель статьи - описание результатов проведенного педагогического эксперимента по апробированию разработанной модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников. Результаты исследования представляют практический интерес для учителей начальных классов, которые могут использовать модель организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников, «Дневник эмоций» в работе. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методических пособий и дидактических материалов для начальной школы. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об эмоциональном развитии; определении структурных компонентов системы, их содержательного наполнения, которые были включены в описанную модель организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников. Практическая значимость данного исследования состоит в разработке модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников, реализованной на практике, учебных заданий для младших школьников, «Дневника эмоций» как средства работы в анимационной студии.

Ключевые слова

Abstract

The presented study is relevant due to the need for primary school teachers to have effective ways of organizing the development of the emotional sphere of younger students using animation. Development of universal competences among primary school students through classroom and extracurricular activities is particularly important in the current stage of society's progress. However, the educational system remains largely focused on providing students with a prepared system of knowledge, skills, and abilities based on successful learning of academic disciplines' educational programs. In this regard, it is necessary to modernize the system of primary education so that it becomes a field for the formation and development of the personality of students, which meets the needs of society. Animation is an effective means of developing the emotional volitional sphere of primary school students. The article aims to describe the results of a natural pedagogical experiment to test the developed model for organizing an animation studio's work for the emotional development of younger students. The results are of practical interest, as primary school teachers can use such model for organizing the work of an animation studio for the emotional development of younger students, the «Diary of Emotions» and a set of tasks using animation. The study's theoretical significance lies in expanding ideas about emotional development and determining the structural components of the system, their content, which are included in the described model for organizing the work of an animation studio for the emotional development of primary school students. The practical significance of the study is due to the development of a model for organizing the work of an animation studio for the emotional development of primary school children and the compiled training tasks for students, developed by the «Diary of Emotions» as a means of working in an animation studio.

Key words

модель, моделирование, модель организации работы, анимационная студия, эмоциональное развитие, внеурочная деятельность

model, simulation, work organization model, animation studio, emotional development, extracurricular activities

Благодарности

Acknowledgements

L

Авторы выражают благодарность МАОУ СОШ № 8 имени Героя Советского Союза партизана Геннадия Игнатова г. Краснодара, преподавателям кафедры педагогики и методики начального образования факультета педагогики, психологии и коммуникативи-стики Кубанского государственного университета за возможность проведения педагогического исследования, Фонду развития инноваций Краснодарского края за возможность развития стартап-проекта.

The authors express their gratitude to the Krasnodar secondary school No. 8 named after the Hero of the Soviet Union Gennady Ignatov, to the teachers of the Pedagogy and Methodology of Primary Education Department of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communications of the Kuban State University for the opportunity to conduct pedagogical research, and to the Innovation Development Fund of Krasnodar region for the opportunity to develop a startup project.

Введение / Introduction

В настоящее время к проблеме эмоционального развития наблюдается повышенный интерес, это обусловлено общественными потребностями. Система образования ориентирована на предоставление учащимся готового набора знаний, умений и навыков, которые они смогут применить после окончания программы начального

образования. Необходимо модернизировать систему начального образования, чтобы она являлась «полем» развития личности и формирования «гибких» навыков, сочетающих общественные, государственные и личностно-индивидуальные ценности [1]. В связи с этим эмоциональное развитие занимает одно из важнейших мест в жизни человека. Умение распознавать эмоциональное состояние окружающих людей и проявлять свои эмоции в определенной ситуации - один из важнейших аспектов общения.

Обзор литературы / Literature review

Для понимания сущности модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников рассмотрим основные определения понятий «моделирование», «модель», «эмоциональное развитие», «внеурочная деятельность». Моделирование - метод научного исследования явлений, процессов, объектов, устройств или систем (объектов исследований), основанный на построении и изучении моделей с целью получения новых знаний, совершенствования характеристик объектов исследований или управления ими [2]. Модель - система объектов, которая является обобщенным отражением объекта, результатом абстрактного практического опыта. Введено понятие «мягкой» педагогической модели В. А. Тестовым, которая представляет собой гибкое управление учебным процессом через советы и рекомендации. Теоретическая модель, концептуальная, представленная Э. Н. Гусинским и Ю. И. Турчаниновой, является воплощением понимания сущности образования. В данном контексте используется термин «модель образования» [3]. Таким образом, сложность, неисчерпаемость, бесконечность объекта психолого-педагогического исследования заставляет для проникновения в его суть, в его внутреннюю структуру и динамику искать более простые аналоги для исследования, а более простой по структуре и доступный для изучения объект становится моделью [4]. В трудах A. Аламри, T. Тайлер-Вуд педагогика и технология являются целостной системой в модели развития педагогической компетентности [5]. Ч. Анджели, Н. Валанидес и другие придерживаются мнения, что образование и анимация становятся принципами обучения, которые необходимо применять при конструировании образовательного процесса [6]. С. Ратнавати, опираясь на мнение Т. Тополовча, считает, что повторение реальных событий в виртуальном мире и достижение поставленных целей значительно помогают преодолеть страх неудач в реальных ситуациях. Он убежден, что такой подход может быть полезен для тех, кто сталкивается с такими проблемами [7].

Эмоциональная сфера младшего школьника - это аспект психического развития, который определяется уровнем самооценки, уверенности в себе, эмоциональной регуляции, способности к эмпатии, социальной адаптации и пр. [8] Согласно теории Е. М. Листик, эмоциональная сфера включает в себя внутренние переживания, чувства (стимуляцию, регулирование, оценка и др.), состоит из таких аспектов, как количество, качество и динамика развития эмоций и чувств, и занимает важное место в человеческих свойствах. К. Изард [9], американский психолог, специалист в области изучения эмоций, понимает под эмоциональным развитием способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности, которая предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психологическими состояниями [10]. Такие ученые, как Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин, под эмоциональным интеллектом понимают «способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей» - психологические состояния.

Е. И. Изотовой были выделены три компонента эмоционального развития: когнитивный (анализ своих чувств и эмоций, восприятие и понимание эмоциональных состояний, объем и структурированность представлений об эмоциях, их вербализация), аффективный (порог и интенсивность, модальность и валентность эмоциональных переживаний, эмпатийность), реактивный (произвольная регуляция, непроизвольное выражение эмоций, эмоциональный самоконтроль, управление конфликтами) компоненты [11]. Согласно мнению С. А. Курносовой [12], школьники, не имеющие пропедевтики в развитии эмоционально-волевой сферы, не могут контролировать свою учебную деятельность. Это подчеркивает важность эмоционального развития для успешного обучения и достижения личных целей [13]. В статье, опубликованной в журнале Happers Magazin, Э. Торндайк выделил один из аспектов эмоционального интеллекта (социальный) как способность понимать других и мудро ввести себя в сфере человеческих отношений [14]. Многие исследования изучают эффективность использования анимации в обучении учащихся, доказывая, что такой подход оказывает большее влияние на креативность, мотивацию, социальный интеллект [15] и эмоциональный интеллект, на обучение в целом [16]. Таким образом, в начальной школе важно акцентировать внимание на развитии ценностных ориентиров у детей, формировании их эмоционально-волевой сферы и установлении эффективных вариантов поведения, которые послужат основой для дальнейшего развития.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [17]. В данном исследовании под студией мы понимаем форму добровольного объединения детей при организации конкретной деятельности (театральная студия, киностудия, анимационная студия и др.), направленной на реализацию потенциала и формирование ситуации успеха в жизни учащихся. Основная цель студий - развитие творческих и умственных способностей детей, а также формирование важных навыков, таких как умение работать в коллективе, самодисциплина, ответственность и др. Анимационная студия - это место, предназначенное для производства кинематографических или телевизионных работ в анимации. Анимационная студия внеурочной деятельности для младших школьников поможет раскрыть творческий потенциал детей и научить их создавать анимационные ролики в различных техниках.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В ходе педагогического эксперимента использовались методы исследования:

1) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

2) эмпирические: тестирование, естественный педагогический эксперимент;

3) математические методы обработки результатов исследования.

С целью подтверждения гипотезы о том, что разработанная и реализованная модель организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников будет способствовать повышению уровня эмоционального развития, нами было проведено исследование на базе МАОУ СОШ № 8 г. Краснодара. 3 «Б» -экспериментальный класс (31 человек), 3 «А» класс - контрольный класс (32 человека). Всего исследованием охвачено 63 ученика.

Результаты исследования / Research results

На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено исследование по выявлению уровня эмоционального развития у младших школьников.

Исследовались следующие компоненты эмоционального развития:

1. Когнитивный, включающий анализ своих чувств и эмоций, восприятие и понимание эмоциональных состояний, объем и структурированность представлений об эмоциях, их вербализацию.

2. Аффективный, включающий порог и интенсивность, модальность и валентность эмоциональных переживаний, эмпатийность.

3. Реактивный, включающий произвольную регуляцию, непроизвольное выражение эмоций, эмоциональный самоконтроль, управление конфликтами.

В данном исследовании мы диагностировали компоненты эмоционального развития комплексно, изменение в одном компоненте приводит к изменениям и в других.

На констатирующем этапе эксперимента были использованы методики: «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой (цель - выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей младшего школьного возраста и др.); «Эмоциональная пиктограмма» М. А. Кузьмищевой (цель - определение особенностей развития (когнитивно-аффективных компонентов) детей младшего школьного возраста); методика «Контурный САТ-Н» (цель - выявление реального состояния ребенка: эмоционального, аффективного, мотивационного) [18]. Стоит отметить, что расшифровка диагностических методик должна проходить вместе со школьным психологом.

Результаты диагностики уровня эмоционального развития представлены на рис. 1.

ST «

п

и S ST

н о

Основной

Основной

I Конт. ■ Эксп.

Основной Основной Основной

Высокий

Основной Основной Основной Основной

Средний Низкий

Уровень эмоционального развития

Рис. 1. Уровень эмоционального развития младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

На констатирующем этапе эксперимента в экспериментальном классе высокий уровень эмоционального развития продемонстрировали 6,5% учащихся (2 человека), а в контрольном классе - 9,4% (3 человека); средний уровень был диагностирован у 45,1% учащихся (14 человек) экспериментального класса и у 46,9% учащихся (15 человек) контрольного класса; низкий уровень показали 48,4% (15 человек) экспериментального класса и 43,7% (14 человек) контрольного класса [19].

На основе анализа результатов первого этапа эксперимента можно сделать вывод, что у учащихся экспериментального и контрольного классов уровень эмоционального развития является недостаточным, у большинства учащихся низкий и средний уровни эмоционального развития.

Это обусловило необходимость разработки модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников, реализованной в рамках внеурочной деятельности, представленной на рис. 2.

Рис. 2. Модель организации работы анимационной студии эмоционального развития

Концептуально-целевой компонент включает определение общей цели - обеспечение эмоционального развития младших школьников; задачи, определяемые на основе данной цели, подходы к реализации педагогической деятельности и принципы. При построении данной модели мы опирались на технологический подход В. Б. Беспалько, заключающийся в том, что содержание реализации учебно-воспитательного процесса представляет собой проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике, результат продуктивного творческого труда по оценке и гармонизации факторов, определяющих эффективность обучения и воспитания [20]; на личностный подход Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, И. С. Якиманской; на полусубъектный подход М. М. Бахтина, В. С. Библера, Г. С. Трофимовой и других - раскрытие сущности личности во всех ее многообразных проявлениях возможно только при взаимодействии с другими людьми, в процессе общения с ними;

на деятельностный подход А. Н. Леонтьева [21], С. Л. Рубинштейна [22], И. Б. Ворож-цовой; на системный подход Н. В. Кузьминой, В. А. Якунина и других, при котором относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как взаимосвязанные цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание, методы, формы, средства педагогического процесса [23].

Теоретической основой построения модели организации работы анимационной студии эмоционального развития были: концептуальные идеи о развитии эмоционально-волевой сферы Л. С. Выготского [24], Л. И. Божович [25], А. Л. Венгера, И. В. Дубровиной, А. К. Марковой [26], М. В. Осориной, Г. А. Цукерман [27], Д. Б. Эль-конина [28], А. Ф. Ануфриева, О. Р. Бусаровой, Б. С. Волкова и других; идеи об использовании средств анимации в начальной школе Е. Б. Мамбекова, А. Д. Жаркова, М. А. Ариарского, В. М. Чижикова и других [29].

При построении модели организации работы анимационной студии эмоционального развития мы опирались на следующие приоритетные принципы: продуктивности, индивидуализации, сотрудничества, доступности, системности, творчества и разновозрастного единства.

При разработке системы организации обучения и выборе соответствующей формы необходимо учитывать специфику программы курса, содержание учебного материала, этапы занятий, подготовленность участников образовательного процесса и возрастные особенности обучаемых. Эти факторы являются важными составляющими содержательного компонента предлагаемой модели. Содержательный компонент модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников представлен на рис. 3.

В рамках реализации программы по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников во внеурочной деятельности мы опирались на комплекс педагогических способов эмоционального развития с применением анимации, разработанный в рамках выпускной квалификационной работы [30]. Также нами был разработан «Дневник эмоций» в качестве заданий для проектной и исследовательской деятельности, представленный на рис. 4.

Установление взаимосвязи форм, методов и средств эмоционального развития младшего школьного возраста, определение оптимального сочетания форм организации обучения в зависимости от этапов занятия составили содержание операционального компонента модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников. Нами была выбрана классификация форм по трем направлениям: групповая, фронтальная и индивидуальная работа, что позволит не только работать со всей группой в целом, но и индивидуализировать обучение, а также работать в группах 3-5 человек с целью повышения познавательной мотивации и соревновательного момента, снижения уровня тревожности и др. При рассмотрении методов воспитания как способа воздействия на сознание, чувства, поведение, систему отношений ребенка в целях формирования необходимых качеств личности мы придерживались классификаций, данных Г. И. Щукиной, В. А. Сластениным, Ю. К. Бабанским. Средства обучения - это составная часть метода обучения, которая обеспечивает реализацию принципа наглядности и содействует повышению эффективности учебного процесса. В связи с эти нами рассматривались цифровые и нецифровые средства развития эмоциональной сферы школьников на основе использования анимации.

Содержательный компонент

Модульный курс внеурочной деятельности по развитию эмоционально-волевой сферы _(МУЛЬТН-КТРЯ)_

Т"

Модули раздела «Эмоциональный интеллект»

Содержание модуля Количество занятий Задания для проектной и исследовательской работы

1. Я и мои эмоции 1. Эмоции моих друзей 3. Конфликты и командная работа - 13 занятий; - 50 мин. / 1 занятие Ведение дневника эмоций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модули раздела «Мулът-проектирование (анимация, основы программирования)»

Содержание модуля Количество занятий Задания для проектной и исследовательской работы

1. Я и анимация эмоций 2. Сюжетные линии (моделирование ситуаций) 3. Проектная работа - 12 занятий; - 50 мин. / 1 занятие Создание мульт-проекта

Содержательная характеристика модулей

Я и мои эмоции - знакомство с эмоциональной сферой на примерах героев мультфильмов; - формирование представлений об эмоциях и их выражении

Эмоции моих друзей - формирование умения не проектировать эмоции и чувства другого человека на себя; - изучение приемов контроля эмоциональных состояний

Конфликты и командная работа - моделирование ситуации и находим решение; - анализ и формирование путей выхода из конфликтный ситуаций - формирование навыков командной работы

Создание мульт-проекта - знакомство с азами анимации; - продумывание сценарий своего проекта; - создание мульт-проекта

Рис. 3. Управленческий компонент модель организации работы анимационной студии

эмоционального развития

Рис. 4. Пример задания «Отгадай эмоцию» из «Дневника эмоций»

Процесс организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников состоит из трех этапов. Организационный этап заключается в формировании рабочей группы учащихся, определении целей и задач работы, инструктаже, создании благоприятной и дружественной атмосферы в коллективе. Основной этап заключается в реализации программы анимационной студии эмоционального развития в двух направлениях:

1) Проведение мастер-классов (занятий) для учащихся, направленных на формирование знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.

2) Проведение психолого-педагогических мастерских для родителей с целью создания условий для развития способностей ребенка и удовлетворения его интересов и др.

Заключительный этап направлен на работу учащихся над собственным мульт-проектом как задания для проектной работы, презентацию в формате открытого занятия своих достижений [31].

Управленческий компонент модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников представлен на рис. 5.

Управленческий компонент

Ф_

Методический совет Руководитель студии «МУЛЬТИ-КШв» Социально-психологическая служба

* Педагогический коллектив

Тьюторы „ Детское

самоуправление

Рис. 5. Управленческий компонент модель организации работы анимационной студии эмоционального развития

Ресурсный компонент является необходимым для успешной реализации образовательного процесса и включает в себя внутренние и внешние ресурсы. Внутренние ресурсы представляют собой системную интегральную характеристику личности, включая качества, способности, силы и готовность к достижению личностных целей. В нормативных документах (ФГОС, профессиональном стандарте педагога) также отмечается важность личностных ресурсов учителя. Внешние ресурсы включают нормативно-правовые и научно-методические, материально-технические, организационно-содержательные и организационно-управленческие ресурсы. Эти ресурсы взаимодействуют в системе, способствуя развитию ценностных ориентаций учащихся во внеурочной деятельности.

Пространственно-семантический компонент модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников представлен на рис. 6.

Модель организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников была реализована нами в двух форматах:

1) Офлайн-формат в рамках опытно-экспериментальной работы на базе МАОУ СОШ № 8 г. Краснодара в рамках внеурочной деятельности младших школьников. Нами была организована коворкинг-зона для занятий в анимационной студии эмоционального развития - это пространство, где учащиеся могут учиться, общаться друг с другом, обмениваться мнениями и отдыхать. Коворкинг-зона анимационной студии - это мобильная среда: учащиеся могут занять любое свободное место, свободно перемещаться и передвигать мебель, изменяя пространство.

Пространственно-семантический компонент

Л_¿

Офлайн-формат (коворкинг зона) Онлайн-формат

Анимационная студия эмоционального развития младших школьников, реализованная в рамках внеурочной деятельности на базе МАОУ СОШ №8 г. Краснодара Анимационная студия эмоционального развития, реализованная в рамках стартап-проекта «МУЛЬТИ-КГОЗ»

I___I

Зона индивидуальной работы Зона работы с учителем Нетворкинг зона Зона проектной работы

Ведение «Дневника эмоций», выполнение заданий по карточкам, домашние задания и др. Просмотр мульт-сюжетов и выполнение заданий и др. Моделирование ситуаций, решение кейсов и др. Создание собственного мульт-проекта

Рис. 6. Пространственно-семантический компонент модель организации работы анимационной студии эмоционального развития

2) Онлайн-формат в рамках реализации стартап-проекта «МУЛЬТИ-KIDS». Он-лайн-формат был организован нами с помощью проприетарной программы для организации видео-конференц-связи - Zoom. Для реализации содержательного компонента нами использовались такие платформы, как Miro, LearningApps, Adobe Animate, Animaker, Киностудия Windows Movie Maker 23, AnimaShooter Junior 3.8.16.2 и др.

Нами были выделены четыре основные рабочие зоны, как для офлайн-, так и для онлайн-формата:

1) Зона индивидуальной работы как самостоятельная работа учащихся. Младшие школьники выполняют задания для проверки усвоения материала, работают со страничками из «Дневника эмоций», предназначенными для данного формата (самоанализ и рефлексия, трекшен эмоционального состояния и др.) и т. д.

2) Зона работы с учителем как эффективное сочетание индивидуальной, фронтальной и коллективно-групповой форм организации обучения: изучение нового материала, просмотр мультфильмов из видеотеки, обсуждения и т. д.

3) Нетворкинг-зона как способ решения задач с затруднениями. Учащиеся моделируют ситуации, решают кейс-задачи, формируют способы реагирования на различные эмоциональные состояния, навыки командной работы и др.

4) Зона проектной работы. Младшие школьники работают над созданием собственного мульт-проекта для портфолио.

Контрольно-оценочный компонент модели организации работы анимационной студии эмоциоанльного развития предполагает учет форм, методов и средств контроля эмоционального развития учащихся и их оптимальное сочетание, оценку уровней сфор-мированности компонентов эмоционального развития (когнитивный, аффективный, реактивный), а также знаний и определенных личностных качеств обучаемых.

Результатом использования модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников является развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников, развитие универсальных учебных действий, когнитивных навыков, способности к саморазвитию и самосовершенствованию, а также освоение социального опыта.

На заключительном, контрольном, этапе эксперимента мы определяли эффективность предложенной нами модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников. Для этого была проведена вторич-

ная диагностика уровня эмоционального развития экспериментального и контрольного классов [32]. Стоит отметить, что расшифровка диагностических методик также проходила совместно со школьным психологом. Результаты диагностики уровня эмоционального развития представлены на рис. 7.

■ Конт. ■ Эксп.

S

£ Основной -Основной

^ „ Основной _ „

2 8 ~ Основной Основной

| £ Основной Основной Основной

н ^ Основной

о

^ Высокий Средний Низкий

о4

Уровень эмоционального развития

Рис. 7. Уровень эмоционального развития младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

На контрольном этапе эксперимента по результатам диагностики в экспериментальном классе высокий уровень эмоционального развития показали 22,6% (7 учащихся), а в контрольном - 15,5% (5 учащихся); средний уровень был характерен для 54,8% (17 учащихся) экспериментального класса и для 62,5% (20 учащихся) контрольного класса; низкий уровень показали 22,6% (7 учащихся) экспериментального класса и 21,9% (7 учащихся) контрольного класса.

На контрольном этапе показатели в экспериментальном классе значительно улучшились по сравнению с началом эксперимента. Это подтвердило продуктивность разработанной нами модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников в рамках внеурочной деятельности.

Заключение / Conclusion

Начальная школа должна учить детей не только познавать мир, в котором они живут, расширяя их кругозор, но и помогать им адаптироваться к этому миру. В последнее время данная проблема особенно актуальна, так как успешное эмоциональное развитие ведет в целом к успешности ребенка в социуме, в том числе и к нормальному состоянию общего психического развития школьника.

В работе мы рассмотрели различные подходы к терминам «эмоциональная сфера», «эмоциональное развитие», «эмоциональный интеллект» как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Проблема развития эмоционально-волевой сферы личности связана с возрастными кризисами. В эти периоды происходят серьезные внутриличностные изменения, когда сама личность становится весьма неустойчивой и незащищенной от негативных воздействий среды.

Для достижения цели исследования нами был проведен педагогический эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика исходного уровня трех компонентов эмоционального развития младших школьников: когнитивного, аффективного и реактивного.

На формирующем этапе эксперимента для успешного развития эмоционально-волевой сферы младших школьников нами была разработана модель организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников. Данная модель была реализована на базе МАОУ СОШ № 8 г. Краснодара в рамках внеурочной деятельности, а также в рамках стартап-проекта «МУЛЬТИ-KIDS».

Занятия в рамках реализации модели организации работы в анимационной студии способствовали успешному эмоциональному развитию младших школьников. На контрольном этапе эксперимента была проверена эффективность экспериментальной работы по эмоциональному развитию младших школьников с использованием возможностей анимации.

Опираясь на данные, полученные в ходе диагностики исходного и контрольного уровней эмоционального развития, делаем вывод: цель исследования по разработке модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников и проверке ее эффективности достигнута, поставленные задачи успешно решены, гипотеза, заключающаяся в том, что модель организации работы в анимационной студии эмоционального развития, состоящая из таких взаимосвязанных компонентов, как концептуально-целевой, содержательный, операциональный, процессуальный, управленческий, ресурсный, пространственно-семантический, контрольно-оценочный и результативный, будет способствовать повышению уровня эмоционального развития младших школьников, подтверждена.

Ссылки на источники / References

1. Саидов З. А. Формирование гибких навыков (soft skills) у учащихся начальных классов как актуальная проблема педагогики // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-1. - С. 148-150.

2. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. - 2010. - № 1. - С. 11-20.

3. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: монография. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. - 230 с.

4. Раева М. Понятие «проектная компетентность» в контексте современной образовательной парадигмы // Материалы XVIII Международной молодёжной научно-практической конференции. - Уфа: БГПУ, 2022. - С. 223-229.

5. Alamri A., Tyler-Wood T. Factors Affecting Learners With Disabilities- Instructor Interaction in Online Learning // Journal of Special Education Technology. - 2017. - 32(2). - Р. 59-69. - URL: https://doi.org/10.1177/0162643416681497

6. Angeli C., Valanides N. Preservice elementary teachers as information and communication technology designers: an instructional systems design model based on an expanded view of pedagogical content knowledge // Journal of Computer Assisted Learning. - 2005. - 21(4). Р. 292-302.

7. Ratnawati S. Technological and Pedagogical Models: Analysis of Factors and Measurement of Learning Outcomes in Education // Journal of Ethnic and Cultural Studies. - 2020. - № 2. - Р. 1-14.

8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / пер. с англ. А. П. Исаевой; [науч. ред. Е. Ефимова]. - 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. - 544 с.

9. Изард К. Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2017. - 464 с.

10. Головащенко В. В. Анимация в системе психолого-педагогического сопровождения младших школьников // Актуальные вопросы современной науки и образования. - Пенза: Наука и просвещение, 2022. - С. 42-46.

11. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. - М.: Академия, 2018. - 288 с.

12. Курносова С. А. Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся в отечественной педагогике // Начальная школа плюс До и После. - 2019. - № 1. - С. 67-71.

13. Косенкова Т. А. Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения. - URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/932/1/Косенкова%20Т.А._ППОбзС_1132.pdf

14. Zarifsanaiey N., Mehrabi Z., Kashefian-Naeeini S., Mustapha R. The effects of digital storytelling with group discussion on social and emotional intelligence among female elementary school students // Cogent Psychology. - 2022. - 9. - Р. 1. - URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23311908. 2021.2004872

15. Dr. Mohammed Moreed, Aziz F. Effectiveness Technique of Animation in emotional intelligence and collection in primary students // Ishraqat tanmawia. - 2023. - Vol. 8. - P. 381-426. - URL: https://www.iasj.net/iasj/issue/15782

16. Devine M., Houssemand C., Meyers R. Instructional coaching for teachers: A strategy to implement new practices in the classrooms // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - 93(1). - Р. 1126-1130. - URL: https://doi.org/10.1016/j.sbs pro.2013.10.001

17. Федеральный Государственный стандарт НОО. - URL: https://fgos.ru/#5af1e98a 1fa6443b6

18. Головащенко В. В. Методы психолого-педагогической диагностики эмоционального развития младших школьников // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. - Пенза: Наука и просвещение, 2023. - С. 188-193.

19. Рыбалкина А. А., Гакаме Ю. Д., Сергеева Б. В. Развитие социальной компетентности младших школьников в процессе игрового моделирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 12. - С. 43-55.

20. Харабаджах М. Н. Технологический подход в образовании: сущность и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1. - С. 279-281.

21. Леонтьев А. Н. О механизме чувственного отражения: проблемы развития психики. - М., 1981.

22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2019.

23. Кузьмина Н. В. Структура педагогических способностей // Педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие. - М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. - С. 365-369.

24. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл, 2019. - 1136 с.

25. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фель-дштейна; вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 352 с.

26. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

27. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни: пособие для учителя. - М., 2014. - 127 с.

28. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / ред.-сост. Б. Д. Эльконин. -4-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 384 с.

29. Муродходжаева Н. С., Пунчик В. Н., Амочаева И. В. Мультстудия «Я творю мир»: учеб. пособие / Н. С. Му-родходжаева. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 207 с.

30. Головащенко В. В. Педагогические способы эмоционального развития младших школьников средствами анимации: бак. работа: 43.03.01. - Краснодар, 2021. - 71 с.

31. Савлучинская Н. В., Щечилина А. В. Освоение мультипликации младшими школьниками в системе дополнительного образования как средство развития воображения // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2017. - № 4.

32. Головащенко В. В. Организация педагогического сопровождения первоклассников на основе применения анимации. -https://kubsu.rU/sites/default/files/users/17889/portfolio/golovashchenko_v.v._31no_-_kursovaya_ruk.jgakame_yu.d.docx

1. Saidov, Z. A. (2022). "Formirovanie gibkih navykov (soft skills) u uchashchihsya nachal'nyh klassov kak aktual'naya problema pedagogiki" [Formation of soft skills in primary school students as an actual problem of pedagogy], Prob-lemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 75-1, pp. 148-150 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Dahin, A. N. (2010). "Modelirovanie v pedagogike" [Modeling in Pedagogy], Idei i idealy, № 1, pp. 11-20 (in Russian).

3. Dahin, A. N. (2005). Pedagogicheskoe modelirovanie [Pedagogicalmodeling]: monografiya, NIPKiPRO, Novosibirsk, 230 p. (in Russian).

4. Raeva, M. (2022). "Ponyatie "proektnaya kompetentnost'" v kontekste sovremennoj obrazovatel'noj paradigm" [The concept of "project competence" in the context of the modern educational paradigm], Materialy XVIII Mezhdunarodnoj molodyozhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, BGPU, Ufa, pp. 223-229 (in Russian).

5. Alamri, A., & Tyler-Wood, T. (2017). "Factors Affecting Learners With Disabilities-Instructor Interaction in Online Learning", Journal of Special Education Technology, 32(2), pp. 59-69. Available at: https://doi.org/10.1177/0162643416681497 (in English).

6. Angeli, C., & Valanides, N. (2005). "Preservice elementary teachers as information and communication technology designers: an instructional systems design model based on an expanded view of pedagogical content knowledge", Journal of Computer Assisted Learning, 21(4), pp. 292-302 (in English).

7. Ratnawati, S. (2020). "Technological and Pedagogical Models: Analysis of Factors and Measurement of Learning Outcomes in Education", Journal of Ethnic and Cultural Studies, № 2, pp. 1-14 (in English).

8. Goulman, D. (2022). Emocional'nyj intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ [Emotional intellect. Why it might mean more than IQ], 12-e izd., pererab. i dop., Mann, Ivanov i Ferber, Moscow, 544 p. (Psychologies) (in Russian).

9. Izard, K. E. (2017). Psihologiya emocij [Psychology of emotions], Piter, St. Petersburg, 464 p. (in Russian).

10. Golovashchenko, V. V. (2022). "Animaciya v sisteme psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya mladshih shkol'nikov" [Animation in the system of psychological and pedagogical support for primary school students], Ak-tual'nye voprosy sovremennoj nauki i obrazovaniya, Nauka i prosveshchenie, Penza, pp. 42-46 (in Russian).

11. Izotova, E. I., & Nikiforova, E. V. (2018). Emocional'naya sfera rebenka [The emotional sphere of the child], Akad-emiya, Moscow, 288 p. (in Russian).

12. Kurnosova, S. A. (2019). "Voprosy razvitiya emocional'noj sfery uchashchihsya v otechestvennoj pedagogike" [Issues of the students' emotional sphere development in domestic pedagogy], Nachal'naya shkola plyus Do i Posle, № 1, pp. 67-71 (in Russian).

13. Kosenkova, T. A. Razvitie emocional'noj otzyvchivosti u mladshih shkol'nikov na urokah literaturnogo chteniya [The development of primary school students' emotional responsiveness in the lessons of literary reading]. Available at: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/932/1/Kosenkova%20T.A._PP0bzS_1132.pdf (in Russian).

14. Zarifsanaiey, N., Mehrabi, Z., Kashefian-Naeeini, S., & Mustapha, R. (2022). "The effects of digital storytelling with group discussion on social and emotional intelligence among female elementary school students", Cogent Psychology, 9:1. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23311908. 2021.2004872 (in English).

15. Dr. Mohammed Moreed, & Aziz, F. (2023). "Effectiveness Technique of Animation in emotional intelligence and collection in primary students", Ishraqat tanmawia, vol. 8, pp. 381-426. Available at: https://www.iasj.net/iasj/is-sue/15782 (in English).

16. Devine, M., Houssemand, C., & Meyers, R. (2013). "Instructional coaching for teachers: A strategy to implement new practices in the classrooms", Procedia - Social and Behavioral Sciences, 93(1), pp. 1126-1130. Available at: https://doi.org/10.1016/j.sbs pro.2013.10.001 (in English).

17. Federal'nyj Gosudarstvennyj standart NOO [Federal State Standard of Primary General Education]. Available at: https://fgos.ru/#5af1e98a 1fa6443b6 (in Russian).

18. Golovashchenko, V. V. (2023). "Metody psihologo-pedagogicheskoj diagnostiki emocional'nogo razvitiya mladshih shkol'ni-kov" [Methods of psychological and pedagogical diagnostics of emotional development in primary school students], Nauka i obrazovanie: sohranyayaproshloe, sozdaem budushchee, Nauka i prosveshchenie, Penza, pp. 188-193 (in Russian).

19. Rybalkina, A. A., Gakame, Yu. D., & Sergeeva, B. V. (2021). "Razvitie social'noj kompetentnosti mladshih shkol'nikov v processe igrovogo modelirovaniya" [Development of social competence of primary school students in the process of game modeling], Nauchno-metodicheskij elektronnyjzhurnal "Koncept", № 12, pp. 43-55 (in Russian).

20. Harabadzhah, M. N. (2019). "Tekhnologicheskij podhod v obrazovanii: sushchnost' i perspektivy" [Technological approach in education: essence and prospects], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 651, pp. 279-281 (in Russian).

21. Leont'ev, A. N. (1981). O mekhanizme chuvstvennogo otrazheniya: problemy razvitiya psihiki [On the mechanism of sensory reflection: issues of mental development], Moscow (in Russian).

22. Rubinshtejn, S. L. (2019). Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology], Piter, St. Petersburg (in Russian).

23. Kuz'mina, N. V. (2004). Struktura pedagogicheskih sposobnostej [Structure of pedagogical abilities], Pedagog-icheskayapsihologiya: hrestomatiya: ucheb. posobie, Moskovskij gorodskoj psihologo-pedagogicheskij universitet, Moscow, pp. 365-369 (in Russian).

24. Vygotskij, L. S. (2019). Psihologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development], Smysl, Moscow, 1136 p. (in Russian).

25. Bozhovich, L. I. (2001). Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy [Problems of personality formation: Selected psychological works], 3-e izd., Moskovskij psihologo-social'nyj institut, Moscow, 352 p. (in Russian).

26. Markova, A. K. (1983). Formirovanie motivacii ucheniya v shkol'nom vozraste [Fostering learning motivation at school age]: posobie dlya uchitelya, Prosveshchenie, Moscow, 96 p. (in Russian).

27. Cukerman, G. A., & Polivanova, K. N. (2014). Vvedenie vshkol'nuyu zhizn': programma adaptacii detej k shkol'noj zhizni [Introduction to school life: program for the adaptation of children to school life]: posobie dlya uchitelya, Moscow, 127 p. (in Russian).

28. El'konin, D. B. (2007). Detskaya psihologiya [Child psychology]: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved., 4-e izd., ster., Izd. centr "Akademiya", Moscow, 384 p. (in Russian).

29. Murodhodzhaeva, N. S., Punchik, V. N., & Amochaeva, I. V. (2019). Mul'tstudiya "Ya tvoryu mir" [Animation studio "I create the world"]: ucheb. posobie, BINOM. Laboratoriya znanii, Moscow, 207 p. (in Russian).

30. Golovashchenko, V. V. (2021). Pedagogicheskie sposoby emocional'nogo razvitiya mladshih shkol'nikovsredstvami animacii [Pedagogical methods of emotional development of primary school students by means of animation]: bak. rabota: 43.03.01, Krasnodar, 71 p. (in Russian).

31. Savluchinskaya, N. V., & Shchechilina, A. V. (2017). "Osvoenie mul'tiplikacii mladshimi shkol'nikami v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya kak sredstvo razvitiya voobrazheniya" [Mastering animation by primary school students in the system of additional education as a means of developing imagination], Vestnik Omskogo gosudar-stvennogo peda-gogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, № 4 (in Russian).

32. Golovashchenko, V. V. Organizaciya pedagogicheskogo soprovozhdeniya pervoklassnikov na osnove primeneniya animacii [Organization of pedagogical support for first-graders based on the use of animation]. Available at: https://kubsu.ru/sites/default/files/users/17889/portfolio/golovashchenko_v.v._31no_-_kurso-vaya_ruk._gakame_yu.d.docx (in Russian).

Вклад авторов

Ю. Д. Гакаме - анализ теоретических основ проблемы, описание результатов исследования.

В. В. Головащенко - описание педагогического эксперимента.

Contribution of the authors

Yu. D. Gakame - analysis of the theoretical foundations of the problem, description of the results of the study.

V.V. Golovashchenko - description of the pedagogical experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.