Модель организации контроллинга процесса снабжения территориально удаленных объектов Model of organization of remote sites supply process controlling
Гильц Надежда Евгеньевна Gilts Nadezhda Evgenievna
Кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева
Пантелеева Анна Анатольевна Panteleeva Anna Anatolyevna
Ведущий специалист по материально-техническому обеспечению Филиал ООО «Шлюмберже Восток» в г.Красноярск
aapanteleeva@mail. ru
Аннотация. В работе проанализированы факторы, влияющие на снабжение территориально удаленных объектов (ТУО). В соответствии с выделенными особенностями предложены принципы контроллинга снабжения ТУО (принцип учета периодичности доставки и принцип учета многономенклатурности товаров), отличие которых от принципов, предложенных такими авторами как К. Друри, А.М. Карминским и др., заключается в учете влияния выявленных факторов и особенностей организации снабжения ТУО, что позволило авторам разработать модель организации контроллинга процесса снабжения ТУО. Предложенная модель дополняет существующие понятийно-концептуальные подходы Д. Хана, Х.Й. Фольмута. Ее отличительной способностью является учет двух целей процесса снабжения, ориентированных на повышение уровня бесперебойности
обеспечения ТУО материальными ресурсами и на сокращение общих логистических затрат.
Abstract. In the article factors influencing remote sites supply are analyzed. In accordance to emphasized peculiarities the authors propose principles of controlling of remote sites supply (periodic delivery accounting principle and product diversity accounting principle) which difference from the principles proposed K.Drury, A. Karminsky is in accounting of influence of emphasized factors and peculiarities of remote sites supply. All this allowed to the authors to develop a model of remotes sites supply process controlling organization. The proposed model adds to conceptual approaches by D. Khan and K.Y. Folmut. Its differential characteristics is in accounting of two aims which are oriented to increasing of the level of remote sites supply fail-safety and to total logistics cost minimization.
Ключевые слова: территориально удаленные объекты, снабжение, принципы контроллинга, модель организации контроллинга, сезонный завоз, многономенклатурность товаров, логистические затраты.
Key words: remote sites, supply, principles of controlling, controlling organization model, controlling criteria, season delivery, product diversity, logistics costs.
Многие современные организации для целей своей производственной деятельности используют удаленные территории. Это могут быть морские буровые, месторождения полезных ископаемых на территории Крайнего Севера, удаленные метеостанции. Своевременное обеспечение таких предприятий ресурсами, как для осуществления производственной деятельности, так и для обеспечения жизнедеятельности сотрудников является необходимым условием их функционирования [3]. В то же время, удаленность и труднодоступность ТУО ставят немало задач перед логистикой снабжения предприятия, так как обеспечение товарами в срок само по себе является проблемой, а минимизация логистических расходов кажется непосильной задачей. Всё это обосновывает актуальность вопроса организации снабжения
ТУО для всех предприятий, осуществляющих свою производственную деятельность на ТУО.
В силу специфики функционирования ТУО, можно выделить следующие их характерные черты, влияющие на организацию снабжения [6]:
1. Географическая удаленность от промышленно развитых районов. В связи с чем доставка товаров на ТУО занимает длительное время, это необходимо учитывать при определении срока размещения заказа.
2. Сезонная доставка товаров на ТУО с нерегулярным графиком доставки. В связи с отсутствием железной дороги и круглогодичных автодорог, доставка груза на ТУО осуществляется по зимним дорогами по реке летом. Данный фактор играет ключевую роль при организации снабжения ТУО, так как способ доставки, начало и период действия сезонных путей определяют срок оформления заказа, номенклатуру и количество товара.
3. Отсутствие производства внутри ТУО. Данный фактор обуславливает многономенклатурность товара. Следует учитывать, что не для всех товаров доступны сезонные пути доставки. Так, например, крупногабаритные и тяжеловесные грузы могут быть доставлены только баржей в период летней навигации, а для скоропортящихся продуктов питания сезонные пути доставки вообще не приемлемы. Это ставит дополнительные задачи перед отделом снабжения по разделению номенклатурных позиций на группы в зависимости и способа доставки их на ТУО.
4. Ограниченная территория. Размеры ТУО ограничены размерами обустроенной территории, в связи с чем складам отводится крайне небольшая площадь. Данный фактор накладывает ограничение на создание страхового запаса, а также требует своевременного освобождения складов от неликвидов.
Перечисленные особенности создают значительные препятствия в процессе снабжения ТУО: невозможно осуществлять ритмичные регулярные поставки; сбой в графике движения материалопотока на любом этапе может привести к серьёзным последствиям, вплоть до остановки работ или к значительному увеличению логистических расходов за счет доставки
авиатранспортом, невозможно создавать значительные страховые запасы. Таким образом, для эффективного процесса снабжения ТУО должно быть организовано тщательное планирование и постоянный контроль движения материалопотока.
В связи удаленностью ТУО и многоэтапностью доставки, значительную долю непроизводственных расходов предприятия составляют логистические расходы, преимущественно транспортные расходы, которые нередко превышают стоимость самого товара. Поэтому необходимо разрабатывать меры по снижению логистических расходов.
В качестве меры повышения эффективности процесса снабжения ТУО на предприятии должна быть организована деятельность по контроллингу процесса снабжения ТУО. В общем виде для предприятий, осуществляющих свою производственную деятельность на ТУО можно сформулировать две цели контроллинга: повышение уровня бесперебойного обеспечения ТУО товарно-материальными ресурсами и сокращение общих логистических затрат.
Для достижения бесперебойного обеспечения ТУО необходимыми материальными ресурсами необходимо решить следующие задачи:
- организовать оперативное планирование заказов. Основная миссия планирования - определить прогноз потребления товаров в будущих периодах и на основании прогноза определить дату оформления заказа, наименование и количества номенклатурных единиц с учетом сезонных путей доставки;
- разработать меры по контролю над выполнением сроков отгрузки заказов. Нарушение сроков отгрузки товара поставщиком может привести к срыву сезонного завоза товаров на ТУО;
- организовать оперативное планирование и контроль доставки грузов на транзитные склады. Данная задача заключается в том, чтобы определить, будет ли товар доставлен в место консолидации груза к сроку действия сезонных путей доставки, и, в случае сбоя графика доставки, предпринять корректирующие меры;
- создание и поддержание обоснованного страхового запаса. При условии, что выполнены предыдущие задачи, страховой заказ некоторых позиций всё же необходим в случае более позднего срока открытия сезонных путей доставки;
- внедрить единую он-лайн бизнес систему, отражающую весь процесс снабжения от планирования и оформления заказа до приемки товара на склад, или интегрировать существующие системы. Эта мера сделает движение материалопотока более прозрачным, что позволит вовремя принять корректирующие меры по изменению способа и направления его движения на любом из этапов.
Для сокращения общих логистических затрат целесообразно решить следующие задачи:
- разработать систему автоматического расчета потребности материальных ресурсов будущих периодов. Данная мера сократит затраты на труд и поможет избежать ошибок в расчетах;
- провести поиск альтернативных поставщиков товаров и транспортных поставщиков. Наличие альтернативных поставщиков поможет не только избежать срыва поставки в случае неспособности основного поставщика выполнить заказ, но и сдержать повышение цен основными поставщиками;
- провести анализ цен транспортных поставщиков. Принимая во внимание, что транспортные расходы занимают большую часть логистических затрат, необходимо регулярно контролировать тарифы транспортных поставщиков по средством их сравнения с ценами на рынке транспортных услуг;
- организовать контроль над эффективным использованием транспортных средств. Эта задача означает, что груз должен быть консолидирован и загружен в транспортное средство таким образом, чтобы из расчета на единицу веса или объема получалась минимально возможная цена с учетом всех ограничивающих условий. Например, при доставке груза на ТУО автотранспортом в зимний период, основным ограничивающим условием будет являться несущая способность автозимника. Соответственно, наиболее
эффективное использование транспортных средств будет означать загрузку автомобиля массой груза наиболее близкой к значению несущей способности зимней автодороги. Выполнение данной задачи напрямую ведет к сокращению транспортных расходов за счет снижения количества используемых транспортных средств при сохранении объема груза;
- организовать обучение и контроль умений и навыков персонала. Квалифицированный персонал сможет сократить логистические расходы за счет принятия грамотных решений и снижения количества ошибок.
Поставленные задачи могут реализовываться через принципы контроллинга, которые должны учитывать выявленные особенности организации снабжения ТУО.
Ученые выделяют следующие принципы контроллинга: Ю.П. Анискин и А.М. Павлова [1]: движение, своевременность, стратегическое сознание, документирование. А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько [4]: обратная связь, повсеместность, соответствие целям, позитивность, релевантность, презентативность, примат рентабельности деятельности предприятия над ростом объемных показателей. Коротков Э.М. [5]: принцип регулирования динамики развития организации, фиксации фактов, норм, заданий, показателей и т. д., регулярности контроля или, мониторинга процессов, гибкости контроля, фактологии, накопления информации, анализа тенденций, стратегичности, своевременности, организационного обеспечения.
Однако данные принципы не учитывают особенности организации снабжения территориально удаленных объектов.
С учетом выявленных факторов, влияющих на организацию снабжения ТУО, целями и задачами контроллинга процесса снабжения ТУО, с нашей точки зрения, принципами контроллинга могут выступать принцип системности и принцип тотальных затрат, которые являются основными принципами логистики, а также, необходимо выделить принцип учета периодичности доставки и принцип учета многономенклатурности товаров, которые являются специфическими для организации снабжения ТУО.
1. Принцип системности [2]. Весь процесс снабжения ТУО от планирования потребности до приемки товаров на склад представляет собой единую систему, все звенья которой взаимодействуют между собой для достижения общих целей. Системные и интеграционные свойства процесса снабжения необходимо учитывать при разработке модели контроллинга, которая наряду с осуществлением контроллинга каждого из звеньев логистической системы должна гарантировать реализацию контроллинга функционирования всей системы.
2. Принцип тотальных затрат [7]. Известно, что сокращение затрат на отдельных участках логистического процесса может не только не дать положительных результатов в оптимизации затрат процесса в целом, но и, наоборот, увеличить общие логистические издержки. Так, например, снижение затрат на хранение груза на транзитных складах может привести к невозможности консолидировать груз в оптимальные партии, что приведет к увеличению затрат на погрузо-разгрузочные работы и транспортировку вследствие неэффективного использования транспортных средств. Таким образом, модель контроллинга должна включать такие критерии мониторинга, благодаря которым можно оценить уровень общих логистических затрат, а при регулярном мониторинге - тренд и причину этих изменения.
3. Принцип учета периодичности доставки. Одной из особенностей организации снабжения ТУО является сезонность путей доставки. При разработке модели контроллинга необходимо учитывать периодичность доставки, так как, во-первых, в связи с неритмичностью доставки товаров на ТУО невозможно использовать ту же модель контроллинга, как при снабжении с высокой степенью регулярности, например, организаций, расположенных в районах с собственным производством. А во-вторых, в связи, с краткосрочностью действия сезонных путей доставки установленные значения показателей на каждом этапе процесса снабжения ТУО играют ключевую роль при мониторинге своевременности доставки, так как расхождения с данными критериями и являются сигналом о возможном срыве поставки. Если такие
расхождения выявлены, то должны быть предприняты корректирующие меры, в результате которых товар будет доставлен на ТУО своевременно.
4. Принцип учета многономенклатурности товаров. При разработке критериев контроллинга процесса снабжения ТУО необходимо учесть многономенклатурность товаров, так как не все товары могут быть доставлены во время сезонного завоза. Например, скоропортящиеся продукты питания могут быть доставлены только авиатранспортом, а опасные грузы, требуют использования отдельного транспортного средства, и в данном случае показатели контроля эффективного использования транспортных средств не применимы. Для таких товаров должны быть разработаны индивидуальные показатели контроллинга, которые могут применяться как для всего процесса снабжения ТУО, так и для конкретного бизнес-процесса. В структуре процесса снабжения ТУО можно выделить три взаимосвязанных между собой бизнес-процесса: планирование потребностей, закупка, доставка. Так, для контроллинга процесса применимы показатели: «ноль на складе» регулярно и часто потребляемых товаров; доля неработающего оборудования по причине отсутствия запчастей; доля высококвалифицированного персонала. Для контроллинга планирования могут быть предложены показатели: соответствие прогноза фактическому потреблению; доля неликвидов по отношению ко всем товарным запасам. Для контроллинга закупки могут быть применены показатели: соответствие сроков фактической поставки товара условиям договора; соответствие качества поставленного товара заявленному; скорость обратной связи поставщика; наличие альтернативных поставщиков. Контроллинг доставки может быть осуществлен за счет показателей: эффективное использование транспортных средств; доля транспортных и складских затрат по отношению к общим затратам предприятиям; процент нарушения сроков доставки.
Таким образом, можно построить модель организации контроллинга процесса снабжения ТУО.
Данная модель является структурно-логической схемой осуществления контроллинга процесса снабжения территориально удаленных объектов,
основные этапы которой представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Модель организации контроллинга процесса снабжения территориально удаленных
объектов
Данная модель может обеспечить эффективное управление бизнес-процессами, в результате чего будет улучшено значение показателей: повышение уровня «прозрачности» движения материалопотока; снижение доли логистических затрат по отношению к общим затратам предприятия; снижение непродуктивного времени по причине отсутствия оборудования и запчастей; снижение доли неликвидов.
Список литературы
1. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг / Ю. П. Анискин, А. М. Павлова. - М.: Омега-Л, 2007. - 280 с.
2. Ерыгина Л.В., Гильц Н.Е. Инструменты контроллинга производства гражданской продукции на машиностроительном предприятии оборонно-промышленного комплекса [Текст]: монография / Л. В. Ерыгина, Н. Е. Гильц ; Сиб. гос. аэрокосм. ун-т им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск: Сиб. гос. аэрокосм. ун-т, 2016. - 135 с.
3. Казанцева А. А., Белякова Е. В. Проблемы развития транспортно-логистической инфраструктуры Севера Красноярского края // Логистические системы в глобальной экономике [Электронный ресурс]: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (14-15 марта. 2016 г., Красноярск) : электрон. сб. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2016. Огр. 166-169.
4. Карминский А.М., Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллинга в организациях / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. - 336 с.
5. Коротков Э.М. Менеджмент: учебник / Э. М. Коротков. - М.: Изд-во Юрайт, 2010. -640 с.
6. Дыбская В.В. Логистика / В.В. Дыбская, Е.И Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. - М.: Эксмо, 2013. - 944с. - (Полный курс MBA).