таможенный пост (180 км). Как только Красноярская таможня уведомляет таможенный пост о необходимости проведения досмотра, инспектору таможенного органа выписывается командировка и он направляется на пункт погрузки. Таким образом, значительное время уходит на поездку инспектора до места проведения контроля, проведение досмотра (осмотра, наблюдения), возвращение инспектора на пост, оформление акта досмотра и его дальнейшей передачи в Красноярскую таможню для принятия окончательного решения.
Анализируя изложенные сведения, можно предложить ряд возможных вариантов решения проблемы. Первым возможным вариантом было бы перенесение пункта погрузки ближе к таможенным органам. Однако в этом случае, ликвидируя простои товаров в пункте погрузки, у компании возникнут новые финансовые затраты, связанные с транспортными расходами в связи с доставкой груза ближе к городу Канску или Красноярску. Пункт погрузки выбран компанией неслучайно и обусловлен непосредственной близостью к деревоперерабатывающему заводу.
Вторым вариантом является организация электронной связи между таможенным органом и железной дорогой, которая существует между декларантом и таможней. Наличие такой связи позволило бы увеличить грузооборот, полностью устранить временные и финансовые затраты компании, связанные с передачей товаросопроводительных документов, и в значительной степени сократить их при проведении таможенного досмотра.
Наличие такой проблемы в настоящее время в определенной степени нейтрализует эффект концепции электронного таможенного декларирования, которая предполагает удаленное взаимодействие декларанта с таможенным органом и направлена на упрощение, совершенствование и гармонизацию совершения таможенных операций. 2013 г. ознаменован Правительством Российской Федерации как год перехода на электронный межведомственный документооборот, однако к настоящему моменту таможенные органы не имеют данной связи с железнодорожным перевозчи-
ком по причине несоответствия программного обеспечения ведомств [3].
Также устранить время простоя груза в случае проведения таможенного контроля позволила бы организация дополнительного таможенного поста, который отсутствует в таком масштабном лесозаготовительном районе, как Богучанский район и всей железнодорожной ветки от станции Решоты до станции Карабула.
Библиографические ссылки
1. Таможенный кодекс Таможенного союза : в ред. от 16.04.2010 // Собрание законодательства РФ. 13.12.2010, № 50, ст. 6615.
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ ; в ред. от 23.07.2013 // Российская газета. № 269. 29.11.2010.
3. Таможня и железная дорога отказываются от бумаги [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://www.customs.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=15070:2011-10-19-09-32-41&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094 &Itemid=1835.
References
1. Tamozhennyj kodeks Tamozhennogo sojuza // Sobranie zakonodatel'stva RF, 13.12.2010, N 50, st. 6615; v red. ot 16.04.2010.
2. Federal'nyj zakon ot 27.11.2010 N 311-FZ «O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta, N 269, 29.11.2010; v red. ot 23.07.2013.
3. Oficial'nyj sajt Federal'noj tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii. Tamozhnja i zheleznaja doroga otkazyvajutsja ot bumagi [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option= com_content&view = article&id = 15070:2011-10-19-09-32-41&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094 &Itemid = 1835.
© Даньшин А. А., Чернова Л. Г., 2013
УДК 65.011.8
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА ПРОИЗВОДСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК
Л. В. Ерыгина, Н. Е. Гильц
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: negilts@mail.ru
Предложен и обоснован концептуальный подход к формированию системы контроллинга производства гражданской продукции на машиностроительных предприятиях ОПК, заключающийся во взаимосвязи учета влияния факторов, выделения уровней контроллинга и выработки инструментов контроллинга.
Ключевые слова: система контроллинга производства гражданской продукции; предприятие ОПК.
Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии
CONCEPTUAL APPROACH TO FORMATION OF PRODUCTION CONTROLLING SYSTEM OF CIVIL PRODUCTION AT DEFENSE INDUSTRY MACHINE-BUILDING ENTERPRISES
L. V. Erygina, N. E. Gilts
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: negilts@mail.ru
Conceptual approach to formation of manufacturing civil production controlling system at defense industry machine-building enterprises, consisting in interrelation taking into account the factors, controlling level allocations, controlling instrument development and controlling indicator calculation is reasonable and recommended.
Keywords: production controlling system civil production; defense industry enterprise.
В экономике России предприятия ОПК, в силу специфики реализуемых задач, представляют собой высокотехнологичные производства с развитой научно-технической сферой, позволяющие выпускать конкурентоспособную продукцию [1]. По данным Мин-промторга России, структура выпуска продукции отечественными предприятиями ОПК в 2012 г. выглядит следующим образом: около 50 % произведенной продукции идет на внутренние военные нужды, примерно 22 % произведенной продукции идет на экспорт и более 33 % составляет продукция гражданского назначения [2]. По данным социально-экономического развития Российской Федерации прогнозируется, что доля продукции гражданского назначения, произведенной предприятиями ОПК, в 2015 г. должна составить 64 % [3]. Развитие такого производства предъявляет новые требования к организации, содержанию и инструментам управления. Одним из таких инструментов является контроллинг. Система контроллинга предприятия разрабатывается на оперативном и стратегическом уровне управления и должна быть ориентирована на достижение целей предприятия и выявление узких мест.
Для принятия верных управленческих решений по формированию устойчивого развития предприятий ОПК необходимо выявить и изучить проблемные точки, которые требуют пристального внимания при производстве гражданской продукции. Одной из таких болевых точек является отсутствие навыков работы в рыночных условиях, что предполагает необходимость отслеживания отклонений, возникающих вследствие неопределенности, связанной со спросом на гражданскую продукцию и ошибками, возникающими на стадиях НИОКР и запуска в производство. В связи с этим возникает необходимость выработки нового концептуального подхода к формированию системы контроллинга производства гражданской продукции на машиностроительных предприятиях ОПК.
На машиностроительных предприятиях ОПК параллельно существуют два производства - оборонное и гражданское, в связи с этим необходим целенаправленный и комплексный подход к системе осуществления контроллинга в зависимости от типа продукции. Производимая гражданская продукция по своей сути является инновационной, также при ее производстве возможно использование технологий двойного назначения. В этом случае требования к системе контроллинга производства гражданской продукции будут заключаться в отслеживании изменений в на-
учно-техническом прогрессе, соблюдении требований конструкторской документации и целевом назначении использования производственных технологий.
В связи с этим выявленная и обоснованная выше специфика производства гражданской продукции требует совершенствования инструментов инновационного менеджмента на предприятиях ОПК. Для сохранения достигнутых и увеличения дальнейших конкурентных преимуществ предприятиям ОПК необходимо отслеживать протекающие процессы в режиме реального времени, принимать необходимые управленческие решения, связанные с характеристиками гражданской продукции, особенностями поставщиков и покупателей, ценой, объемом продаж и т. д.
Производимая гражданская продукция, в силу своей специфики, требует особых подходов к организации объемов, сроков, стоимости ее производства и реализации. Контроллингом должны быть охвачены области возникновения возможных отклонений, влияющих на рентабельность ее производства: маркетинговая, научно-техническая, финансовая, материально-технического снабжения, кадровая. Организация хозяйственной деятельности по выпуску гражданской продукции на предприятиях ОПК на качественно новом уровне обусловливает необходимость принятия комплексных решений в указанных областях.
Существующая концептуальная и методическая проработка организации контроллинга в указанных областях на предприятиях ОПК отстает от запросов практики. Недостаточно изучено действие факторов, определяющих развитие и контроль производства и реализации гражданской продукции и обусловливающих разработку инструментов контроллинга. Для формирования концептуального подхода эффективной системы контроллинга деятельности предприятия необходимо выделение наиболее значимых факторов, их систематизация и анализ влияния на производство продукции гражданского назначения.
В маркетинговой области управления наиболее значимыми факторами, оказывающими прямое влияние на производство гражданской продукции, являются наличие альтернативных рынков, их емкость, темпы роста, уровень конкурентоспособности выпускаемой инновационной продукции.
Факторами, оказывающими непосредственное влияние и определяющими производство гражданской продукции в научно-технической области управления, являются объем затрат на НИОКР и сроки их осуществления.
Для развития производства гражданской продукции необходимо проведение дополнительных исследований, поиск и привлечение новых источников финансирования. В связи с этим необходимо изучение использования коммерческих источников финансирования и особенностей формирования займов и их оформления.
Также производство и выпуск гражданской продукции предполагает отслеживание хозяйственных связей по обеспечению производства необходимым сырьем и материалами. Наиболее значимо здесь изучение факторов, характеризующих надежность и эффективность хозяйственных связей с поставщиками сырья и материалов.
В формировании условий для обеспечения инновационной направленности развития производства гражданской продукции большое значение имеют факторы кадрового потенциала предприятия. При этом необходимо учитывать их способность к инновационной деятельности, целевую подготовку и переподготовку, соответствие высококвалифицированным кадрам мирового уровня.
Выделенные факторы тесно связаны между собой. И подчас изменение одного из них влечет за собой изменение всей системы контроллинга на предприятии и выбор новых инструментов контроллинга. Неоднородность характера влияния выделенных факторов на производство гражданской продукции позволяет определить особенности реализации и продвижения на рынок гражданской продукции, которые могут существенно отличаться и контролироваться соответствующим инструментом контроллинга.
Таким образом, основные положения предложенного концептуального подхода заключаются в следующем:
- учет неоднородного характера производимой гражданской продукции и, как следствие, необходимость разработки ее типологии;
- учет внешних и внутренних факторов, влияющих на производственную деятельность предприятия, что
позволяет выделить основные сферы осуществления контроллинга;
- необходимость подбора инструментов контроллинга для выделенных типов гражданской продукции, позволяющих контролировать развитие предприятия ОПК на стратегическом и оперативном уровнях управления по выделенным сферам деятельности.
Предложенный концептуальный подход к организации контроллинга развития производства гражданской продукции позволит в едином информационном пространстве отслеживать динамику изменений и корректировать управленческие решения, что обеспечит долгосрочную основу для полноценной работы предприятия в условиях конкуренции.
Библиографические ссылки
1. Беляков Г. П., Лукьянова А. А., Лячин В. И. и др. Проблемы воспроизводства научно-технического потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса : монография / под общ. ред. Г. П. Белякова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2010. 164 с.
2. Официальный сайт Минпромторг России [Электронный ресурс]. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/ stats/industry/04-2012/6].
3. Федеральный справочник. Оборонно-промышленный комплекс : информац.-аналит. изд-е; Т7 / Центр стратегических программ. М., 2011. 664 с.
References
1. Beljakov G. P., Luk'janova A. A., Ljachin V. I. i dr. Problemy vosproizvodstva nauchno-tehnicheskogo potenciala predprijatij oboronno-promyshlennogo kompleksa: monografija / pod obshh. red. d-ra jekon. nauk, prof G. P. Beljakova; Sib. gos. ajerokosmich. un-t. Krasnojarsk, 2010. 164 s.
2. Oficial'nyj sajt Minpromtorg Rossii [Jelektronnyj resurs]. http://www.minpromtorg.gov.ru/stats/industry/04-2012/6.
3. Federal'nyj spravochnik. Oboronno-promyshlennyj kompleks: [informacionno-analiticheskoe izdanie]; T7 / Centr strategicheskih programm. M., 2011. 664 s.
© Ерыгина Л. В., Гильц Н. Е., 2013
УДК 658.7
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ В КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ ПРОИЗВОДСТВА
И. Д. Жук
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-таП: beetlebassist@mail.ru
Рассмотрены этапы жизненных циклов изделий предприятия, на которых происходит возникновение логистических информационных потоков, создание единого информационного пространства для этих информационных потоков, а также достижение снижения затрат в результате внедрения единого информационного пространства.
Ключевые слова: информационные потоки, жизненный цикл изделия, единое информационное пространство.