21. Хайл-Эверс, А. Базисное руководство по психотерапии / А. Хайл-Эверс, Ф. Хайт, Ю. Отт, У. Рюгер. - СПб: ВЕИП совместно с изд-вом «Речь», 2001.
22. Шамшикова, О.А., Клепикова Н.М. О конструировании диагностического инструментария для оценки нарциссических черт личности / О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова / Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006.
23. Шамшикова, О.А., Клепикова Н.М. Функциональное определение нарциссизма: защитно-компенсаторные механизмы самопред-
ставления личности / О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова // Социокультурные проблемы современной молодежи /Материалы II Между-
народной научно-практической конференции 18-22 апреля 2007 г. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007.
24. Шамшикова, Е.О. Некоторые аспекты нарциссического характера: потребность во власти и контроле / Е.О. Шамшикова // Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Н.Я Большуновой, О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006.
25. Шамшикова, О.А. О некоторых аспектах аффективной и нарциссической регуляции, психической травмы и переживании пустоты /
О.А. Шамшикова // Социокультурные проблемы современной молодежи. Материалы Международной научно-практической конференции. - Ч.1. - Новосибирск: НГПУ, 2006.
26. Шамшикова, О.А. Прошлое и будущее в структуре субъективного времени личности нарциссического типа / О.А. Шамшикова, А.Н. Гришанов // Развитие человека в современном мире материалы международной научно-практической конференции / Под ред. О.А. Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006.
27. ВасЬ|, S. Narcissistic States and the Therapeutic Process / S. ВасК - New Jеrsеу, 1985.
28. Brown, N.W. The destructive narcissistic pattern. / Nina W. Brown. Westport, Connecticut London, 1998.
29. Bursten, В. Sоmе Narcissistic Personality Types / В. Bursten // IJAP, vol. 54, 1973.
30. Cooper, A.M. Further Developments in the Clinical Diagnosis of Narcissistic Personality Disorder /Disorders of Narcissism: Diagnostic, Clinical, and Empirical Implications. Edited by Elsa F. Ronningstam, Ph. D., American Psychiatric Press, Inc., Washington, DC. - 1997.
31. Diagnostic criteria from DSM-IV-TR АРА. Published by the American Psychiatric Association. Washington, DC. 2000.
32. Meissner, W.W. Narcissism Personalities and Boderline Conditions/ W.W. Meissner// Essential рареге оп narcissism. NY, 1986.
33. Rosenfeld, H.A. Clinical Approach of the Psychoanalytic Theory of the Life and Death Instincts. An Investigashion into the Agrressive Aspects of Narcissism / H.A. Rosenfeld // Int. J. Psychoanal. 1971. Vol. 52.
34. Rothstein, А. The Theo^ of Nаrсissism: An Object-Relations Регерес^е / А. Rothstein //Essential рареге оп nаrсissism. NY, 1986.
35. White, M.T. Self Relations, Object Relations, аnd Pathological Nаrсissism / Т.М. White //Essential papers оп nаrсissism. NY, International
Universities Press, - 1986.
Статья поступила в редакцию 16.03.09
УДК 371.351.851
Л.В. Колченко, соискатель АлтГПА, г. Барнаул
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА
В статье описана модель организации и подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса в школе на основе мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ). Базой модели является технологический алгоритм МПЦУ, который включает в себя три составляющие:
- дерево целей;
- исполняющую программу;
- управляющую программу.
Ключевые слова: организация, подготовка, информатизация, учебно-воспитательный процесс, модель, мотивационный программно-целевой подход.
Мир вступил в информационный век. В настоящее время информационные технологии стали неотъемлемым компонентом системы образования. Достижение качественно нового уровня образования во всем мире связывается с повсеместным внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Интенсивное развитие процесса информатизации образования оказывает значительное влияние на изменение структуры профессиональной деятельности современного человека, в результате чего формируются новые требования к уровню знаний в области владения постоянно совершенствующимися информационными технологиями [1].
Важными отличительными чертами современного этапа информатизации образования являются: активное использование информационно-коммуникационных технологий педагогом; тенденции изменения классно-урочной системы при
применении информационно-коммуникационных технологий; внедрение новых педагогических технологий; создание и функционирование информационного пространства на уровне школы, региона, страны [2].
Проведенный анализ исследований по проблеме подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса, выявление препятствующих факторов в их работе, изучение концептуальных основ педагогического моделирования [3] позволили нам разработать модель специальной подготовки педагогов в условиях образовательного учреждения. Данная модель, представляющая собой схематичное выражение фрагмента образовательного процесса, используется нами для конструирования, преобразования и управления процессом подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса. Основой разработанной модели подготовки педагогов является технологический алгоритм мотиваци-
онного программно-целевого управления, включающий в себя три основные составляющие: разработку дерева целей, исполняющей и управляющей программ [4]. В соответствии с данным алгоритмом процесс подготовки начинается с анализа состояния готовности педагогов к осуществлению их профессиональной деятельности (мотивационного, содержательного и рационального компонентов готовности). Кроме того, в анализ входит также определение причинно-следственных связей между содержанием специальной подготовки и ее конечными результатами.
Результаты анализа актуализируются в построении дерева целей, на основе которого была разработана исполняющая программа. Построение дерева целей предполагает:
- определение генеральной цели подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса в школе / ГЦ /;
- выявление препятствующих факторов для достижения генеральной цели, фор-мирование проблемного поля;
- систематизация проблем и иерархизация целей в логике «хочу-могу-делаю-получаю».
Построение дерева целей в соответствии с данной логикой предусматривает:
- формирование мотивационной готовности педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса (уровень «Хочу»), предполагающей обоснование органи-затором подготовки и принятие педагогами социальной и личностной значимости предстоящей профессиональной деятельности;
- формирование содержательного и операционального аспектов готовности педагогов к осуществляемому виду деятельности в процессе специальной подготовки (уровень «Могу»);
- реализация мотивационной, содержательной и операциональной готовности педагогов к информатизации УВП в ходе выполнения практических заданий и решения конкретных учебно-познавательных задач (уровень «Делаю»);
- соотнесение полученных результатов обучения с разработанными нами критериями результативности организуемой подготовки (уровень «Получаю»).
Адекватная дереву целей исполняющая программа представляет собой разработанные качественно-количественные характеристики («нормы-образцы») готовности педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса (УВП) школы оптимального уровня.
Разработанные нами нормы-образцы содержат качественно-количественные характеристики выделенных компонентов готовности педагогов к информатизации УВП: мотивационный, а также содержательный и операциональный составляющие технологическую готовность.
Так, «норма-образец» мотивационной готовности педагогов содержит следующие измеряемые параметры: цели профессиональной и учебно-познавательной деятельности; мотивы познавательного характера и потребность в применении информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе; удовлетворенность организованным процессом обучения; своим участием в данном процессе; чувство собственной успешности в осуществлении учебно-познавательной деятельности; удовлетворенность результатами своего труда; уверенность в своих возможностях успешно осуществлять предстоящую работу по информатизации учебно-воспитательного процесса.
«Норма-образец» технологической готовности состоит из системы определенных знаний и умений, включающих в себя:
- знание понятийного аппарата информационно-коммуникационных технологий;
- знание возможных причин возникновения трудностей при применении информа-ционно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
- знание содержания, методов, форм работы, связанных с применением инфор-мационно-коммуникационных технологий.
Разработка и реализация мотивационно-управляющей программы направлена на создание условий, необходимых для обеспечения мотивационной и технологической готовности педагога к применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе:
- выявление посредством осуществления многоуровневого системного анализа (са) препятствующих факторов в достижении оптимального уровня мотивационной и технологической готовности;
- создание на основании данных факторов стимульных ситуаций, направленных на перестройку мотивационной сферы педагогов и побуждающих их к активному включению в процесс информатизации, т. е. осуществление планирования стратегического (пс);
- установление обратной связи между уровнями готовности педагогов к инфор-матизации учебно-воспитательного процесса по мере достижения ведущих и генеральной цели.
Таким образом, на основе выделенного технологического алгоритма МПЦУ мы определили модель подготовки педагогов к информатизации УВП. Системный анализ состояния проблемы готовности педагогов к исследуемому виду деятельности позволил нам построить дерево целей подготовки педагогов к информатизации УВП в логике последовательного преодоления факторов, препятствующих достижению генеральной цели: недостаточного уровня использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе; отсутствия учебно-методических пособий и др. В ходе констатирующего эксперимента нами были выявлены следующие основные трудности в подготовке педагогов к информатизации УВП: недостаточная разработанность целенаправленной подготовки педагогов к информатизации УВП и, в связи с этим, низкая мотивационная готовность педагогов, неудовлетворительная технологическая готовность педагогов к информатизации УВП.
На основе этого мы определили генеральную цель /ГЦ/ модели подготовки педагогов к информатизации УВП - обучить педагогов использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе и сформулировали ведущие цели подготовки (ВЦ1, ВЦ2, ВЦЗ):
ВЦ1 - обеспечить мотивационный компонент готовности педагогов к информатизации УВП;
ВЦ2 - обеспечить содержательный компонент готовности педагогов к рассматривае-мому виду деятельности;
ВЦЗ - обеспечить операциональный компонент готовности педагогов.
Определение всего поля проблем, связанных с организацией подготовки педагогов к информатизации УВП, позволило нам сформулировать подцели (ПЦ) выделенных ранее ведущих целей (ВЦ) и их иерархизацию в логике «хочу-могу-делаю-получаю».
Раскрывая сущность мотивации учения, мы включали в нее такие компоненты, как цель, мотив, эмоции. Кроме того, организация подготовки педагогов к информатизации УВП является коммуникативно-направленным процессом, в котором осуществляется своеобразное дидактическое коммуникативное воздействие на педагогов, имеющее свою структуру, функции. В связи с этим, нами выделены следующие подцели ВЦ1:
ПЦ1 - иметь представление о цели предстоящей учебнопознавательной деятельности;
ПЦ2 - осознать социальную значимость предстоящей учебной деятельности;
ПЦ3 - перевести социально значимую цель в личный мотив педагогов (интери-оризация цели);
ПЦ4 - совершенствовать личностные качества педагогов;
ПЦ5 - развивать познавательный интерес педагогов к использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе;
ПЦ6 - способствовать осознанию педагогами потребности в овладении инфор-мацион-но- коммуникационными технологиями;
ПЦ7 - способствовать возникновению у педагогов чувства удовлетворения процессом их обучения и уверенности их в своей способности успешно осуществлять информатизацию УВП.
Обеспечение содержательного компонента готовности педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса (ВЦ2) предполагает:
ПЦ8 - знание цели и задач информатизации учебно-воспитательного процесса;
ПЦ9 - знание возможных причин и факторов, вызывающих трудности в использовании ИКТ на уроках;
ПЦ10 - получение представления о характере возможных барьеров при подготовке к информатизации УВП и планирование работы по их преодолению;
ПЦ11 - знание методов, приемов и форм работы по организации подготовки к инфор-матизации УВП;
ПЦ12 - знание методик, используемых в процессе работы с ИКТ;
ПЦ13 - знание сущности основных понятий ИКТ;
ПЦ14 - знание требований, методов использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Обеспечение операционального компонента готовности педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса (ВЦЗ) включает в себя систему умений, которыми должны овладеть педагоги в процессе обучения. Данный компонент представлен следующими подцелями:
ПЦ15 - использовать информационно-коммуникационные средства как средство разви-тия личности, расширение общей культуры и кругозора;
ПЦ16 - проводить диагностику своей успешности по использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе;
ПЦ17 - уметь отрефлексировать собственные действия и приемы работы по исполь-зованию ИКТ;
ПЦ18 - уметь использовать познавательные (внимание, восприятие, память, воображение, речь) и мыслительные (анализ, синтез, обобщение) процессы;
ПЦ19 - развивать умение активного включения в коллективное взаимодействие и индивидуальную работу;
ПЦ20 - уметь строить диалог с учащимися, включать собственную деятельность в контекст деятельности других;
ПЦ21 - уметь реализовывать коммуникативные функции;
ПЦ22 - сформировать умение по использованию информационно-коммуникационных технологий;
ПЦ23 - уметь использовать полученные знания.
На основе выделенных целей подготовки педагогов к информатизации УВП мы выстроили дерево целей данной подготовки, которое представлено на рис.1.
Рис.1. Дерево целей подготовки педагогов к информатизации УВП.
Таким образом, ведущая цель психологической готовности педагогов к информатизации (ВЦ1) включает в себя подцели ПЦ1-ПЦ7. Ведущая цель содержательной готовности (ВЦ2) представлена ПЦ8-ПЦ14. Ведущая цель операциональной готовности (ВЦЗ) объединяет в себе подцели ПЦ15- ПЦ243.
Алгоритм построения дерева целей подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса определил адекватную данной логике исполняющую программу, представленную в нашем исследовании в виде качественно-количественных характеристик (норм-образцов). В исследовании мы опирались на предположение о том, что упорядоченная в логике дерева целей исполняющая программа позволит повысить эффективность процесса подготовки педагогов к информатизации учебновоспитательного процесса. В разработанных нормах-образцах исполняющей программы нашли отражение исследуемые нами уровни мотивационной и технологической (содержательной и операциональной) готовности педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Критериями оценки уровня технологической готовности педагогов выступили: полнота и осознанность знаний, действенность и системность, проявляющиеся в умении использовать информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Полнота знаний включает в себя: объем и качество знаний основных понятий по информатизации УВП, знание причин и сущности барьеров при использовании инфор-мационно-коммуникаци-онных технологий.
Осознанность предполагает самостоятельность суждений, обоснованность выводов, четкость практических действий, способность выявить и проследить связи между отдельными понятиями.
Системность знаний и умений предусматривает глубину осмысления их теорети-ческих аспектов по исследуемой проблеме, определение связи между конкретными знаниями и отдельными умениями, а также системой умений использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.
Действенность выражается в актуализации знаний и умений в деятельности педагога, их адаптивность к измененным условиям.
Этапы реализации модели подготовки педагогов к информатизации учебновоспитательного процесса школы.
1. Организационный
• Создание творческого межпредметного методического объединения учителей.
• Составление личных творческих планов участников программы на организационный период.
• Организация занятий по освоению компьютерных технологий с педагогами.
• Составление плана реализации программы на учебный год.
• Выявление возможностей и желания педагогов в применении ИКТ.
• Методическое и программное обеспечение деятельности педагогов.
• Проведение открытых уроков с применением ИКТ.
• Оформление конспектов открытых уроков.
2. Основной
• Отработка образовательных программ с применением современных информационных технологий.
• Отработка рационального сочетания традиционных и современных инновационных методик обучения и воспитания.
• Включение педагогов школы в систему подготовки уроков с применением ИКТ.
• Обеспечение компьютерного документооборота.
• Отработка системы компьютерного мониторинга.
• Оформление методических пособий с использованием компьютерных технологий по отдельным учебным предметам.
3. Обобщающий
• Мониторинг по результатам выполнения программы.
Библиографический список
• Издание методических пособий.
• Подведение итогов и обобщение результатов.
Ожидаемые результаты подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса:
• Создание предпосылок для повышения информационной культуры педагогов.
• Повышение конкурентоспособности педагогов.
• Обмен опытом педагогической деятельности, представление методических разработок.
• Создание информационных ресурсов.
• Приобщение педагогов школы к современным формам культурной и деловой активности через знакомство с информационными технологиями.
Ключевая проблема информатизации школы - изменение позиции учителей, освоение ими новых педагогических технологий, новых методов работы, поддержанных информационно-коммуникационными технологиями, путей эффективного использования ИКТ в учебном процессе [2]. Для выполнения этой работы необходима целостная система, которая эффективно стимулирует и поддерживает процессы информатизации в рамках каждой отдельной школы; позволяет работникам школы своевременно, по мере поступления новых средств ИКТ и методических разработок, проходить соответствующую переподготовку; помогает каждому учителю ежедневно, непосредственно на рабочем месте, совершенствовать свою работу, добиваясь качественно новых образовательных результатов.
1. Максапетян А.Г. Языки описания и модели мира (постановка вопроса) //Вопросы философии. - 2003. - №2.
2. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: интерактивная модель // Педагогика. - 2004. - №8.
3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и... неопределенность // Педагогика. - 2003. - №4.
4. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности: Учебное пособие. -Барнаул, БГПУ, 2004.
Статья поступила в редакцию 4.02.09
УДК 378.02:372.8
А.В. Петров, д-р. пед. наук, профессор ГАГУ, г. Горно-Алтайск
A.И. Гурьев, д-р. пед. наук, профессор ГАГУ, г. Горно-Алтайск
B.Г. Жданов, канд. пед. наук, директор с/х колледжа ГАГУ, г. Горно-Алтайск
РОЛЬ ПРИНЦИПА ПОЛИТЕХНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается место и роль принципа политехнизма в современной системе образования. Авторы предлагают рассматривать политехнизм как основополагающий принцип с его нормативными, процессуальными и сущностными функциями.
Ключевые слова: политехническое образование, развивающее образование, дидактический принцип, содержательные функции принципа политехнизма, нормативные функции принципа политехнизма, процессуальные функции принципа политехнизма, системный подход.
Общее политехническое образование является базой для профессиональной ориентации и получения специального (профессионального) образования. В настоящее время перед отечественной общеобразовательной средней школой не стоит задача специального профессионального образования, так как для этих целей существует широкая сеть профессиональных учебных заведений, дающих начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Поэтому задача школы заключается лишь в проведении планомерной и целе-направ-
ленной профориентационной работы, которая должна включать в себя: прогноз потребностей в рабочих кадрах в регионе; систему знаний о профессиях и динамику их развития; методику изучения интересов, склонностей и способностей учащихся; технологии формирования и развития интересов, склонностей и способностей в системе политехнического образования, трудового обучения и воспитания, носящих политехнический характер, производственного обучения (в тех школах, где для этого имеются необходимые условия, т.е. кадры