Научная статья на тему 'Модель организации и подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса в школе на основе мотивационного программно-целевого подхода'

Модель организации и подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса в школе на основе мотивационного программно-целевого подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛЬ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ORGANIZATION / PREPARATION / INFORMATIZATION / EDUCATIONAL PROCESS / THE MODEL / MOTIVATECIAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колченко Л. В.

В статье описана модель организации и подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса в школе на основе мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ). Базой модели является технологический алгоритм МПЦУ, который включает в себя три составляющие • ·дерево целей, • исполняющую программу, • управляющую программу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF TEACHERS' ORGANIZATION AND PREPARETION TO INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT SCHOOL

In this artical the author has descnbed the model of teachers organization and preparation to informatization of the educational process at school on the base of motivatecial-progrmmed special purpose approach /MPPA/ The base of the model is technological algonthm /MPPA/, wich includes three main components the tree of purposes, the acting programm, the directing programm

Текст научной работы на тему «Модель организации и подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса в школе на основе мотивационного программно-целевого подхода»

21. Хайл-Эверс, А. Базисное руководство по психотерапии / А. Хайл-Эверс, Ф. Хайт, Ю. Отт, У. Рюгер. - СПб: ВЕИП совместно с изд-вом «Речь», 2001.

22. Шамшикова, О.А., Клепикова Н.М. О конструировании диагностического инструментария для оценки нарциссических черт личности / О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова / Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006.

23. Шамшикова, О.А., Клепикова Н.М. Функциональное определение нарциссизма: защитно-компенсаторные механизмы самопред-

ставления личности / О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова // Социокультурные проблемы современной молодежи /Материалы II Между-

народной научно-практической конференции 18-22 апреля 2007 г. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007.

24. Шамшикова, Е.О. Некоторые аспекты нарциссического характера: потребность во власти и контроле / Е.О. Шамшикова // Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Н.Я Большуновой, О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006.

25. Шамшикова, О.А. О некоторых аспектах аффективной и нарциссической регуляции, психической травмы и переживании пустоты /

О.А. Шамшикова // Социокультурные проблемы современной молодежи. Материалы Международной научно-практической конференции. - Ч.1. - Новосибирск: НГПУ, 2006.

26. Шамшикова, О.А. Прошлое и будущее в структуре субъективного времени личности нарциссического типа / О.А. Шамшикова, А.Н. Гришанов // Развитие человека в современном мире материалы международной научно-практической конференции / Под ред. О.А. Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006.

27. ВасЬ|, S. Narcissistic States and the Therapeutic Process / S. ВасК - New Jеrsеу, 1985.

28. Brown, N.W. The destructive narcissistic pattern. / Nina W. Brown. Westport, Connecticut London, 1998.

29. Bursten, В. Sоmе Narcissistic Personality Types / В. Bursten // IJAP, vol. 54, 1973.

30. Cooper, A.M. Further Developments in the Clinical Diagnosis of Narcissistic Personality Disorder /Disorders of Narcissism: Diagnostic, Clinical, and Empirical Implications. Edited by Elsa F. Ronningstam, Ph. D., American Psychiatric Press, Inc., Washington, DC. - 1997.

31. Diagnostic criteria from DSM-IV-TR АРА. Published by the American Psychiatric Association. Washington, DC. 2000.

32. Meissner, W.W. Narcissism Personalities and Boderline Conditions/ W.W. Meissner// Essential рареге оп narcissism. NY, 1986.

33. Rosenfeld, H.A. Clinical Approach of the Psychoanalytic Theory of the Life and Death Instincts. An Investigashion into the Agrressive Aspects of Narcissism / H.A. Rosenfeld // Int. J. Psychoanal. 1971. Vol. 52.

34. Rothstein, А. The Theo^ of Nаrсissism: An Object-Relations Регерес^е / А. Rothstein //Essential рареге оп nаrсissism. NY, 1986.

35. White, M.T. Self Relations, Object Relations, аnd Pathological Nаrсissism / Т.М. White //Essential papers оп nаrсissism. NY, International

Universities Press, - 1986.

Статья поступила в редакцию 16.03.09

УДК 371.351.851

Л.В. Колченко, соискатель АлтГПА, г. Барнаул

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА

В статье описана модель организации и подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса в школе на основе мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ). Базой модели является технологический алгоритм МПЦУ, который включает в себя три составляющие:

- дерево целей;

- исполняющую программу;

- управляющую программу.

Ключевые слова: организация, подготовка, информатизация, учебно-воспитательный процесс, модель, мотивационный программно-целевой подход.

Мир вступил в информационный век. В настоящее время информационные технологии стали неотъемлемым компонентом системы образования. Достижение качественно нового уровня образования во всем мире связывается с повсеместным внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Интенсивное развитие процесса информатизации образования оказывает значительное влияние на изменение структуры профессиональной деятельности современного человека, в результате чего формируются новые требования к уровню знаний в области владения постоянно совершенствующимися информационными технологиями [1].

Важными отличительными чертами современного этапа информатизации образования являются: активное использование информационно-коммуникационных технологий педагогом; тенденции изменения классно-урочной системы при

применении информационно-коммуникационных технологий; внедрение новых педагогических технологий; создание и функционирование информационного пространства на уровне школы, региона, страны [2].

Проведенный анализ исследований по проблеме подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса, выявление препятствующих факторов в их работе, изучение концептуальных основ педагогического моделирования [3] позволили нам разработать модель специальной подготовки педагогов в условиях образовательного учреждения. Данная модель, представляющая собой схематичное выражение фрагмента образовательного процесса, используется нами для конструирования, преобразования и управления процессом подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса. Основой разработанной модели подготовки педагогов является технологический алгоритм мотиваци-

онного программно-целевого управления, включающий в себя три основные составляющие: разработку дерева целей, исполняющей и управляющей программ [4]. В соответствии с данным алгоритмом процесс подготовки начинается с анализа состояния готовности педагогов к осуществлению их профессиональной деятельности (мотивационного, содержательного и рационального компонентов готовности). Кроме того, в анализ входит также определение причинно-следственных связей между содержанием специальной подготовки и ее конечными результатами.

Результаты анализа актуализируются в построении дерева целей, на основе которого была разработана исполняющая программа. Построение дерева целей предполагает:

- определение генеральной цели подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса в школе / ГЦ /;

- выявление препятствующих факторов для достижения генеральной цели, фор-мирование проблемного поля;

- систематизация проблем и иерархизация целей в логике «хочу-могу-делаю-получаю».

Построение дерева целей в соответствии с данной логикой предусматривает:

- формирование мотивационной готовности педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса (уровень «Хочу»), предполагающей обоснование органи-затором подготовки и принятие педагогами социальной и личностной значимости предстоящей профессиональной деятельности;

- формирование содержательного и операционального аспектов готовности педагогов к осуществляемому виду деятельности в процессе специальной подготовки (уровень «Могу»);

- реализация мотивационной, содержательной и операциональной готовности педагогов к информатизации УВП в ходе выполнения практических заданий и решения конкретных учебно-познавательных задач (уровень «Делаю»);

- соотнесение полученных результатов обучения с разработанными нами критериями результативности организуемой подготовки (уровень «Получаю»).

Адекватная дереву целей исполняющая программа представляет собой разработанные качественно-количественные характеристики («нормы-образцы») готовности педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса (УВП) школы оптимального уровня.

Разработанные нами нормы-образцы содержат качественно-количественные характеристики выделенных компонентов готовности педагогов к информатизации УВП: мотивационный, а также содержательный и операциональный составляющие технологическую готовность.

Так, «норма-образец» мотивационной готовности педагогов содержит следующие измеряемые параметры: цели профессиональной и учебно-познавательной деятельности; мотивы познавательного характера и потребность в применении информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе; удовлетворенность организованным процессом обучения; своим участием в данном процессе; чувство собственной успешности в осуществлении учебно-познавательной деятельности; удовлетворенность результатами своего труда; уверенность в своих возможностях успешно осуществлять предстоящую работу по информатизации учебно-воспитательного процесса.

«Норма-образец» технологической готовности состоит из системы определенных знаний и умений, включающих в себя:

- знание понятийного аппарата информационно-коммуникационных технологий;

- знание возможных причин возникновения трудностей при применении информа-ционно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе;

- знание содержания, методов, форм работы, связанных с применением инфор-мационно-коммуникационных технологий.

Разработка и реализация мотивационно-управляющей программы направлена на создание условий, необходимых для обеспечения мотивационной и технологической готовности педагога к применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе:

- выявление посредством осуществления многоуровневого системного анализа (са) препятствующих факторов в достижении оптимального уровня мотивационной и технологической готовности;

- создание на основании данных факторов стимульных ситуаций, направленных на перестройку мотивационной сферы педагогов и побуждающих их к активному включению в процесс информатизации, т. е. осуществление планирования стратегического (пс);

- установление обратной связи между уровнями готовности педагогов к инфор-матизации учебно-воспитательного процесса по мере достижения ведущих и генеральной цели.

Таким образом, на основе выделенного технологического алгоритма МПЦУ мы определили модель подготовки педагогов к информатизации УВП. Системный анализ состояния проблемы готовности педагогов к исследуемому виду деятельности позволил нам построить дерево целей подготовки педагогов к информатизации УВП в логике последовательного преодоления факторов, препятствующих достижению генеральной цели: недостаточного уровня использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе; отсутствия учебно-методических пособий и др. В ходе констатирующего эксперимента нами были выявлены следующие основные трудности в подготовке педагогов к информатизации УВП: недостаточная разработанность целенаправленной подготовки педагогов к информатизации УВП и, в связи с этим, низкая мотивационная готовность педагогов, неудовлетворительная технологическая готовность педагогов к информатизации УВП.

На основе этого мы определили генеральную цель /ГЦ/ модели подготовки педагогов к информатизации УВП - обучить педагогов использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе и сформулировали ведущие цели подготовки (ВЦ1, ВЦ2, ВЦЗ):

ВЦ1 - обеспечить мотивационный компонент готовности педагогов к информатизации УВП;

ВЦ2 - обеспечить содержательный компонент готовности педагогов к рассматривае-мому виду деятельности;

ВЦЗ - обеспечить операциональный компонент готовности педагогов.

Определение всего поля проблем, связанных с организацией подготовки педагогов к информатизации УВП, позволило нам сформулировать подцели (ПЦ) выделенных ранее ведущих целей (ВЦ) и их иерархизацию в логике «хочу-могу-делаю-получаю».

Раскрывая сущность мотивации учения, мы включали в нее такие компоненты, как цель, мотив, эмоции. Кроме того, организация подготовки педагогов к информатизации УВП является коммуникативно-направленным процессом, в котором осуществляется своеобразное дидактическое коммуникативное воздействие на педагогов, имеющее свою структуру, функции. В связи с этим, нами выделены следующие подцели ВЦ1:

ПЦ1 - иметь представление о цели предстоящей учебнопознавательной деятельности;

ПЦ2 - осознать социальную значимость предстоящей учебной деятельности;

ПЦ3 - перевести социально значимую цель в личный мотив педагогов (интери-оризация цели);

ПЦ4 - совершенствовать личностные качества педагогов;

ПЦ5 - развивать познавательный интерес педагогов к использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе;

ПЦ6 - способствовать осознанию педагогами потребности в овладении инфор-мацион-но- коммуникационными технологиями;

ПЦ7 - способствовать возникновению у педагогов чувства удовлетворения процессом их обучения и уверенности их в своей способности успешно осуществлять информатизацию УВП.

Обеспечение содержательного компонента готовности педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса (ВЦ2) предполагает:

ПЦ8 - знание цели и задач информатизации учебно-воспитательного процесса;

ПЦ9 - знание возможных причин и факторов, вызывающих трудности в использовании ИКТ на уроках;

ПЦ10 - получение представления о характере возможных барьеров при подготовке к информатизации УВП и планирование работы по их преодолению;

ПЦ11 - знание методов, приемов и форм работы по организации подготовки к инфор-матизации УВП;

ПЦ12 - знание методик, используемых в процессе работы с ИКТ;

ПЦ13 - знание сущности основных понятий ИКТ;

ПЦ14 - знание требований, методов использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Обеспечение операционального компонента готовности педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса (ВЦЗ) включает в себя систему умений, которыми должны овладеть педагоги в процессе обучения. Данный компонент представлен следующими подцелями:

ПЦ15 - использовать информационно-коммуникационные средства как средство разви-тия личности, расширение общей культуры и кругозора;

ПЦ16 - проводить диагностику своей успешности по использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе;

ПЦ17 - уметь отрефлексировать собственные действия и приемы работы по исполь-зованию ИКТ;

ПЦ18 - уметь использовать познавательные (внимание, восприятие, память, воображение, речь) и мыслительные (анализ, синтез, обобщение) процессы;

ПЦ19 - развивать умение активного включения в коллективное взаимодействие и индивидуальную работу;

ПЦ20 - уметь строить диалог с учащимися, включать собственную деятельность в контекст деятельности других;

ПЦ21 - уметь реализовывать коммуникативные функции;

ПЦ22 - сформировать умение по использованию информационно-коммуникационных технологий;

ПЦ23 - уметь использовать полученные знания.

На основе выделенных целей подготовки педагогов к информатизации УВП мы выстроили дерево целей данной подготовки, которое представлено на рис.1.

Рис.1. Дерево целей подготовки педагогов к информатизации УВП.

Таким образом, ведущая цель психологической готовности педагогов к информатизации (ВЦ1) включает в себя подцели ПЦ1-ПЦ7. Ведущая цель содержательной готовности (ВЦ2) представлена ПЦ8-ПЦ14. Ведущая цель операциональной готовности (ВЦЗ) объединяет в себе подцели ПЦ15- ПЦ243.

Алгоритм построения дерева целей подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса определил адекватную данной логике исполняющую программу, представленную в нашем исследовании в виде качественно-количественных характеристик (норм-образцов). В исследовании мы опирались на предположение о том, что упорядоченная в логике дерева целей исполняющая программа позволит повысить эффективность процесса подготовки педагогов к информатизации учебновоспитательного процесса. В разработанных нормах-образцах исполняющей программы нашли отражение исследуемые нами уровни мотивационной и технологической (содержательной и операциональной) готовности педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Критериями оценки уровня технологической готовности педагогов выступили: полнота и осознанность знаний, действенность и системность, проявляющиеся в умении использовать информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе.

Полнота знаний включает в себя: объем и качество знаний основных понятий по информатизации УВП, знание причин и сущности барьеров при использовании инфор-мационно-коммуникаци-онных технологий.

Осознанность предполагает самостоятельность суждений, обоснованность выводов, четкость практических действий, способность выявить и проследить связи между отдельными понятиями.

Системность знаний и умений предусматривает глубину осмысления их теорети-ческих аспектов по исследуемой проблеме, определение связи между конкретными знаниями и отдельными умениями, а также системой умений использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.

Действенность выражается в актуализации знаний и умений в деятельности педагога, их адаптивность к измененным условиям.

Этапы реализации модели подготовки педагогов к информатизации учебновоспитательного процесса школы.

1. Организационный

• Создание творческого межпредметного методического объединения учителей.

• Составление личных творческих планов участников программы на организационный период.

• Организация занятий по освоению компьютерных технологий с педагогами.

• Составление плана реализации программы на учебный год.

• Выявление возможностей и желания педагогов в применении ИКТ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Методическое и программное обеспечение деятельности педагогов.

• Проведение открытых уроков с применением ИКТ.

• Оформление конспектов открытых уроков.

2. Основной

• Отработка образовательных программ с применением современных информационных технологий.

• Отработка рационального сочетания традиционных и современных инновационных методик обучения и воспитания.

• Включение педагогов школы в систему подготовки уроков с применением ИКТ.

• Обеспечение компьютерного документооборота.

• Отработка системы компьютерного мониторинга.

• Оформление методических пособий с использованием компьютерных технологий по отдельным учебным предметам.

3. Обобщающий

• Мониторинг по результатам выполнения программы.

Библиографический список

• Издание методических пособий.

• Подведение итогов и обобщение результатов.

Ожидаемые результаты подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса:

• Создание предпосылок для повышения информационной культуры педагогов.

• Повышение конкурентоспособности педагогов.

• Обмен опытом педагогической деятельности, представление методических разработок.

• Создание информационных ресурсов.

• Приобщение педагогов школы к современным формам культурной и деловой активности через знакомство с информационными технологиями.

Ключевая проблема информатизации школы - изменение позиции учителей, освоение ими новых педагогических технологий, новых методов работы, поддержанных информационно-коммуникационными технологиями, путей эффективного использования ИКТ в учебном процессе [2]. Для выполнения этой работы необходима целостная система, которая эффективно стимулирует и поддерживает процессы информатизации в рамках каждой отдельной школы; позволяет работникам школы своевременно, по мере поступления новых средств ИКТ и методических разработок, проходить соответствующую переподготовку; помогает каждому учителю ежедневно, непосредственно на рабочем месте, совершенствовать свою работу, добиваясь качественно новых образовательных результатов.

1. Максапетян А.Г. Языки описания и модели мира (постановка вопроса) //Вопросы философии. - 2003. - №2.

2. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: интерактивная модель // Педагогика. - 2004. - №8.

3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и... неопределенность // Педагогика. - 2003. - №4.

4. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности: Учебное пособие. -Барнаул, БГПУ, 2004.

Статья поступила в редакцию 4.02.09

УДК 378.02:372.8

А.В. Петров, д-р. пед. наук, профессор ГАГУ, г. Горно-Алтайск

A.И. Гурьев, д-р. пед. наук, профессор ГАГУ, г. Горно-Алтайск

B.Г. Жданов, канд. пед. наук, директор с/х колледжа ГАГУ, г. Горно-Алтайск

РОЛЬ ПРИНЦИПА ПОЛИТЕХНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается место и роль принципа политехнизма в современной системе образования. Авторы предлагают рассматривать политехнизм как основополагающий принцип с его нормативными, процессуальными и сущностными функциями.

Ключевые слова: политехническое образование, развивающее образование, дидактический принцип, содержательные функции принципа политехнизма, нормативные функции принципа политехнизма, процессуальные функции принципа политехнизма, системный подход.

Общее политехническое образование является базой для профессиональной ориентации и получения специального (профессионального) образования. В настоящее время перед отечественной общеобразовательной средней школой не стоит задача специального профессионального образования, так как для этих целей существует широкая сеть профессиональных учебных заведений, дающих начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Поэтому задача школы заключается лишь в проведении планомерной и целе-направ-

ленной профориентационной работы, которая должна включать в себя: прогноз потребностей в рабочих кадрах в регионе; систему знаний о профессиях и динамику их развития; методику изучения интересов, склонностей и способностей учащихся; технологии формирования и развития интересов, склонностей и способностей в системе политехнического образования, трудового обучения и воспитания, носящих политехнический характер, производственного обучения (в тех школах, где для этого имеются необходимые условия, т.е. кадры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.