Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ'

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартиросян К.М., Кондратьева Л.Н.

Взаимоотношения представителей органов государственной, муниципальной власти и бизнеса, специалистов в сфере культуры, авторов культурных проектов сегодня открывают новые перспективы для организации их партнерства. Несмотря на заинтересованность государства в сфере культуры, продолжают существовать проблемы, которые она не может решить самостоятельно. Правильно организованное частное партнерство может способствовать успешному их решению. В данном контексте рассмотрение модели организации частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне представляется актуальным. В статье рассмотрены особенности организации и проблематика частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне, проведен анализ основных моделей сотрудничества в муниципально-частном партнерстве по реализации культурных проектов, представлена оптимальная модель организации муниципально-частного партнерства в сфере культуры для Юга России, а также разработаны рекомендации по эффективной организации частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мартиросян К.М., Кондратьева Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ORGANIZATION OF PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD OF CULTURE AT THE MUNICIPAL LEVEL

The relationship between representatives of state, municipal authorities and business, specialists in the field of culture, authors of cultural projects today opens up new prospects for the organization of their partnership. Despite the state's interest in the field of culture, there are still problems that it cannot solve on its own. Properly organized private partnership can contribute to their successful solution. In this context, the consideration of the model of organization of private partnership in the field of culture at the municipal level seems relevant. The article considers the features of the organization and problems of private partnership in the field of culture at the municipal level, analyzes the main models of cooperation in municipal-private partnership for the implementation of cultural projects, presents the optimal model of the organization of municipal-private partnership in the field of culture for the South of Russia, and also developed recommendations for the effective organization of private partnership in the field of culture at the municipal level.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-170-180

К.М. Мартиросян - д.филос.н., декан факультета социально-культурной деятельности и туризма, кандидат исторических наук, доцент, кафедры социально-культурной деятельности, ФГБОУ ВО Краснодарский государственный институт культуры, karen_mm@rambler.ru,

K.M. Martirosyan - ScD in Philosophy, PhD in History, Dean of the Faculty of Socio-Cultural Activities and Tourism, Associate Professor, Department of Socio-Cultural Activities, FSBEI HE Krasnodar state institute of culture;

Л.Н. Кондратьева - канд. культурологии, доцент кафедры социально-культурной деятельности, ФГБОУ ВО Краснодарский государственный институт культуры, milacon@mail.ru,

L.N. Kondratyeva - candidate of cultural studies, associate professor of department of social and cultural activities, FSBEI HE Krasnodar state institute of culture.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ MODEL OF ORGANIZATION OF PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD OF CULTURE

AT THE MUNICIPAL LEVEL

Аннотация. Взаимоотношения представителей органов государственной, муниципальной власти и бизнеса, специалистов в сфере культуры, авторов культурных проектов сегодня открывают новые перспективы для организации их партнерства. Несмотря на заинтересованность государства в сфере культуры, продолжают существовать проблемы, которые она не может решить самостоятельно. Правильно организованное частное партнерство может способствовать успешному их решению. В данном контексте рассмотрение модели организации частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне представляется актуальным. В статье рассмотрены особенности организации и проблематика частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне, проведен анализ основных моделей сотрудничества в муниципально-частном партнерстве по реализации культурных проектов, представлена оптимальная модель организации муниципально-частного партнерства в сфере культуры для Юга России, а также разработаны рекомендации по эффективной организации частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне.

Abstract. The relationship between representatives of state, municipal authorities and business, specialists in the field of culture, authors of cultural projects today opens up new prospects for the organization of their partnership. Despite the state's interest in the field of culture, there are still problems that it cannot solve on its own. Properly organized private partnership can contribute to their successful solution. In this context, the consideration of the model of organization of private partnership in the field of culture at the municipal level seems relevant. The article considers the features of the organization and problems of private partnership in the field of culture at the municipal level, analyzes the main models of cooperation in municipal-private partnership for the implementation of cultural projects, presents the optimal model of the organization of municipal-private partnership in the field of culture for the South of Russia, and also developed recommendations for the effective organization of private partnership in the field of culture at the municipal level.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, частное партнерство в сфере культуры, модели муниципально-частного партнерства в сфере культуры.

Keywords: public-private partnership, private partnership in the field of culture, models of municipal-private partnership in the field of culture.

В настоящее время в Российской Федерации законодательство о государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве на федеральном уровне представлено Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [1] и Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].

Федеральный закон №115 «О концессионных соглашениях» был принят Госдумой 21 июля 2005 года. После принятия Закона о ГЧП в Закон о концессионных соглашениях внесены серьезные изменения (ред. 30 декабря 2015 г.).

Принцип концессионного соглашения состоит в том, что в его рамках частный сектор получает возможность брать у государства в долгосрочную аренду или строить объекты (так же и с последующим их обслуживанием), которые по закону остаются в собственности государства и сохраняют целевое назначение.

С появлением Федерального Закона «О концессионных соглашениях» у частного капитала появилась возможность инвестировать свои ресурсы в государственные объекты инфраструктуры для их строительства, реконструкции и эксплуатации.

Объектами концессионного соглашения могут стать учреждения культуры (подп. 14 п. 1 ст. 4 Закона № 115-ФЗ).

В то же время продолжают существовать проблемы, имеющие корни в историческом развитии России и отражающие современное состояние дел.

Анализ устоявшейся на сегодня практики на муниципальном уровне показывает существование одновременно несколько типов управления областью культуры. Они, к сожалению, все еще обладают свойствами технологий, которые широко применялись для выживания сферы культуры в перестроечные времена, и основной целью которых было «заделывание дыр». Казалось, им на замену давно должны были прийти новые технологии управления, способствующие развитию культурного пространства. Но сокращение скорости экономического роста опять сказалось на проблемах в области культуры. Муниципальное руководство оказалось вновь не в состоянии эффективно отреагировать на спад в экономике, снизив надежды на то, что процесс развития культуры сумеет прийти в движение.

Существенной проблемой стало разделение учреждений культуры на три типа управления и отношения к правовому статусу: автономные учреждения, самостоятельно обеспечивающие свое функционирование и являющиеся полноценными юридическими лицами; казенные учреждения, сочетающие самостоятельное обеспечение и управление с государственным и муниципальным обеспечением и управлением; казенные учреждения, полностью зависящие от учредителя.

Суть проблемы в часто встречающейся плохой материальной базе, не дающей себя полноценно обеспечить у автономных учреждений; отсутствии желания зарабатывать у казенных учреждений, лишенных права распоряжаться заработанными средствами; перекос то в сторону чрезмерной опеки, то почти заброшенность у бюджетных учреждений. В последнее время все чаще учреждения становятся казенными, даже против желания непосредственной администрации самого организаций культуры.

Создание централизованных систем, объединяющих все районные или городские учреждения культуры, также имеет, как положительные, так и отрицательные стороны. Соединение материальных и кадровых ресурсов повышают качество предложенных культурно-досуговых услуг, возможности центральных учреждений культуры. Но это же ведет к неполноценному функционированию филиалов в небольших селах и хуторах, где население лишено возможности ежедневного (а иногда и еженедельного) пользования культурными услугами, что снижает культурный уровень района в целом.

В целом можно сделать вывод, что учреждения культуры ни самостоятельно, ни с помощью государственной поддержки не справляются с той важнейшей ролью, которое отводит им сегодня общество, не удовлетворяет возросшие культурные потребности населения. В противоположность этому мы можем видеть, как оперативно реагирует коммерческий сектор культуры на все новации, мгновенно внедряя их в свою практику, инвестирует значительные средства в строительство развлекательных и спортивных сооружений, в новейшее оборудование, в квалифицированные кадры.

Возникает вопрос: можно ли соединить, интегрировать деятельность муниципальных учреждений культуры, выполняющих социально-культурные задачи, с возможностями коммерческих учреждений. Ответ дает принятие Федерального закона от 13 июля 2015 года N

224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].

Благодаря ему, стали возможны следующие формы сотрудничества: концессии; публично-частное партнерство на основе отношений аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе «аренды с инвестиционной составляющей»; инвестиционные договоры (соглашения); участие в капитале; смешанные формы.

Частный капитал получает доступ к культурным объектам и учреждениям, управляемым государственными и муниципальными органами власти, обеспечивает их полноценное существование, извлекая и собственную выгоду, как материальную, так и нематериальную в виде поднятия имиджа, продвижения своего бренда и т.д.

Проблематика сотрудничества в муниципально-частном партнерстве по реализации культурных проектов заключается, прежде всего, в следующем:

- проблемы правового характера (отсутствие необходимой нормативной базы функционирования муниципально-частного партнерства);

- проблемы экономического характера (неразвитость рыночных отношений);

- проблемы управленческого характера (слабое знакомство государственной бюрократии с принципами муниципально-частного партнерства и отсутствие у большинства представителей власти специальных правовых знаний для эффективной разработки и реализации проектов в данной сфере).

Частное партнерство в сфере культуры на муниципальном уровне связанно, прежде всего, с развитием культурных индустрий, которые в мировой практике признаны наиболее динамично развивающимся сектором производства товаров и услуг.

Поскольку культурные индустрии по своей организационно-правовой форме в большей степени относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства - сегодня необходимо определить меры их государственной и региональной поддержки с учетом отраслевой специфики и социально-экономической эффективности.

Модели сотрудничества в муниципально-частном партнерстве - это принципиальные схемы и последовательности взаимодействия партнеров по реализации культурных проектов. Тем не менее, в понятии модель в муниципально-частном партнерстве отражается целевая направленность культурного проекта.

Модель в муниципально-частном партнерстве можно рассматривать с точки зрения конкретного культурного проекта, который возник в результате законной процедуры выбора участников партнерства со стороны частного бизнеса для решения конкретных задач культурной и экономической политики государства.

Современные модели частного партнерства в сфере культуры - это совокупность различных типов частного партнерства в сфере культуры и искусства, детерминируемых конкретной формой культурной политики, господствующей в стране. В рамках конкретной культурной политики выстраиваются и различные модификации партнерства.

М.С. Айрапетян выделяет следующие модели частного партнерства:

- «Организационные модели - данные модели не предполагают значительного внедрения в отношения собственности. Взаимодействие частного инвестора и публичного сектора происходит посредством привлечения специализированных «третьих лиц», делегирования отдельных функций, контрактных обязательств, а также уделяется внимание возможностям передачи инфраструктурных объектов во внешнее управление. В качестве примера можно привести такую форму частного партнерства, как концессия. Концессия - ее особенность состоит в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии.

- Модели финансирования - данные модели представлены такими формами частного партнерства, как аренда, все виды лизинга и др. Следует отметить, что модели частного партнерства обладают схожими чертами с проектным финансированием, с точки зрения институциональной базы.

- Модели кооперации включают в себя широкий диапазон форм и методов объединения усилий ряда партнеров, отвечающих за отдельные стадии общего процесса создания новой потребительной стоимости как публичного блага» [3].

Следует отметить, что на сегодняшний день в мире существует несколько основных моделей сотрудничества в муниципально-частном партнерстве по реализации культурных проектов. Одной из таких моделей может быть спонсоринг. Другая модель основана на привлечении к партнерству фондов, агентств, компаний, посреднических организаций и т.д. Имеет место в практике частного партнерства и модель, основанная на консалтингово-аналитической деятельности. Актуальной и востребованной моделью является образование творческих кластеров как частный случай организационного партнерства для малого бизнеса. Более глубокая интеграция или консолидация организационных структур партнерских компаний также может быть моделью организационного партнерства. Другими словами -это модель организационного развития через партнерство.

При принятии решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, определяются форма муниципально-частного партнерства посредством включения в соглашение обязательных элементов соглашения и определения последовательности их реализации. Обязательными элементами соглашения являются:

- строительство и (или) реконструкция, создание объекта;

- осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения;

- осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;

- возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения.

Разумеется, и частное партнерство имеет свои недостатки, главным из которых является приоритет коммерческих целей над социальными и культурными. Но риски существуют и для частных инвесторов: высокая стоимость проектов, возможная неокупаемость вложенных средств, зависимость от отношений с лицами, облаченными властью, необходимость соблюдать специальные условия, например, при реставрации и эксплуатации культурного объекта.

Сегодня появились примеры удачных культурных проектов, что подтверждает мысль о том, что частное партнерство в сфере культуры имеет тенденцию к развитию. Так, например, преобразился почти разрушенный Полотняный завод, принадлежащий семье жены А.С. Пушкина - Н.Н. Гончаровой. Сейчас в музее-усадьбе восстановлены заводской корпус, в котором работают кафе и два отеля, барский дом, облагорожена территория.

В Ульяновской области инициировано строительство Центров культурного развития, которые выступают одновременно как учреждение культуры, проводящее различные мероприятия (кинопоказы, выставки, спектакли), как центр дополнительного образования для детей и взрослых (творческие студии и мастерские, медиатека, курсы) и общественная площадка для дискуссий, любительских клубов, общественных мероприятий.

Происходит развитие парковых зон Ульяновска, насыщение их аттракционами, спортивными и оздоровительными тренажерами, создание специальных площадок для выставок, пешеходных и велосипедных маршрутов.

Можно выделить следующие условия развития частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне:

- упрощение доступа к мерам поддержки и льготному кредитованию проектов в сфере культуры;

- совершенствование законодательного и нормативного регулирования МЧП в сфере культуры;

- передача в управление бизнеса объекты инфраструктуры в сфере культуры и стимулирование развития платных услуг населению;

- создание отраслевой цифровой платформы поддержки и сопровождения инвестиционных проектов в сфере культуры;

- организация мероприятий по обучению социальным бизнес практикам представителей сферы культуры и государственных служащих;

- обеспечение возможности создания социально-культурных и образовательных организаций на основе объектов имущественного комплекса казны и субъектов РФ.

Таким образом, правильно организованное муниципально-частное партнерство дает возможность развить культурный потенциал территорий, сохранить объекты культуры и удовлетворить культурные запросы населения, сохранив государственные средства и дав получить прибыль бизнес-структурам.

Анализ функционирующих культурных проектов и моделей муниципально-частного партнерства в Краснодарском крае

Краснодарский край является не только одним из известных на всю страну курортов, но и важных в инвестиционном плане регионов по состоянию сельского хозяйства, строительства, а также крупных инфраструктурных культурных проектов. Руководству Краснодарского края удалось наладить взаимодействие и с федеральными властями, и с бизнесом, что гарантирует региону устойчивое развитие не только в настоящем, и в будущем.

Кроме того, администрация Краснодарского края ведет активную работа по внедрению механизмов упрощения деятельности инвесторов, что делает край привлекателен для вложений в экономику, где инвесторов ожидают минимальные риски при реализации проектов муниципально-частного партнерства.

В 2019 году в Краснодарском крае реализованы 26 крупных инвестиционных проектов (стоимость каждого свыше 100 млн. руб.) на общую сумму 17,2 млр. руб.

Интересен пример строительства 7-этажное здание гостиницы «Hilton», объем инвестиций - 893,3 млн. руб. Лаконичная и современная архитектура, отличная транспортная доступность. Отель находится в шаговой доступности, как ко многим достопримечательностям города, так и к объектам деловой части.

Согласно принятым стандартам сетью отелей Hilton в Garden Inn Krasnodar используется революционно новая технология сна Garden Sleep SystemTM, позволяющая достигнуть максимальной степени релаксации и прекрасно отдохнуть даже за несколько часов сна. Также во всех номерах предусмотрена рабочая зона с большой столешницей и неповторимым офисным креслом Mirra ChairTM. Общая площадь здания - 12300 кв.м.

В г. Краснодаре в 2019 году по концессионному соглашению созданы Физкультурно-оздоровительный комплекс в ст. Старокорсунской; продолжилась реконструкция Памятник архитектуры «Кинотеатр «Аврора», физкультурно-оздоровительный клуб «СПОРТ» г. Краснодар; в 2020 году построены Детское дошкольное учреждение в г. Краснодаре, просп. им. Писателя Знаменского, 28; Детское дошкольное учреждение в г. Краснодаре, проезд 1-й Западный, 9; Многофункциональный спортивный комплекс в х. Октябрьском, ул. Подсолнечная, 8/6 и др.

Ждет инвесторов проекты: строительство спортивного комплекса в районе парка «Старая Кубань» (санаторно-курортный и туристский комплекс); строительство индустриального парка «Старокорсунский» и др.

К сожалению, недостаточно хорошо обстоят дела в муниципально-частном партнерстве в сфере культуры.

В 2017 году закончено строительство сети объектов Футбольный манеж ФК «Краснодар». Срок реализации проекта: 2015-2017 г. Объем инвестиций:140 млн. руб. Инвестор: ООО «Инвестстрой».

Строительство сети объектов Футбольный манеж ФК «Краснодар» Манежи расположились в: Центральном внутригородском округе: 2 площадки (одна из них по ул. Ставропольская, 49); Карасунском внутригородском округе: 2 площадки (одна из них по ул. Симферопольская, 54/1); Западном внутригородском округе: 2 площадки (одна из них по ул. Калинина, 350/6); Прикубанском внутригородском округе: 2 площади.

Закончена реализация проекта многофункционального торгово-развлекательного комплекса «OZ», реконструкция трибун культурно-оздоровительного спортивного комплекса «Кубань» по ул. Железнодорожная и др.

Начата реконструкция существующего аквапарка. Расположение объекта: г. Краснодар, ул. Береговая, 146/1. Срок реализации: 2019-2022 гг. Объем инвестиций: 780 млн. руб. Инвестор: ИП Григорян Виталий Леонидович.

Успешности развития культурно-познавательного туризма способствует реализация проектов с применением механизмов муниципально-частного партнерства, связанных с разработкой новых креативных экскурсионных маршрутов, основанных на современных методах и технологиях в сфере туризма, с деятельностью по организации отдыха и развлечений.

Так, например, особый интерес в данном направлении представляют инвестиционные проекты муниципального уровня (г. Новороссийск) по развитию инфраструктуры: строительство гостиницы и объектов общественного питания, а также реконструкция пляжной территории х. Дюрсо, г. Новороссийск (инвестор - ИП Байдуков; объем инвестиций - 55 миллиардов рублей); строительство каменно-набросных бун и устройство пляжной территории в акватории села Ольгинка (Туапсинский район); создание международного детского лагеря (г. Сочи); строительство парка развлечений и отдыха «Red Fox resort» (Усть-Лабинский район); строительство многофункционального оздоровительного центра отдыха (г. Горячий ключ); создание объекта аграрного туризма с разведением перепелов и кроликов, и других видов сельскохозяйственных животных «Экодеревня» (Апшеронский район); строительство туристического комплекса «Эль» (Славянский район); строительство Гольф-клуба «Геленджик Гольф Резорт» (г. Геленджик) и др.

Подобные проекты сегодня предлагает Черноморское побережье Краснодарского края: г. Сочи, г. Анапа, Туапсинский район и др.

Успешен опыт организации частного партнерства по подготовке и реализации проекта реконструкции горного курорта Лагонаки, где публичным партнером финансируется строительство объектов инфраструктуры курорта.

Проектом предусмотрено строительство 35 лыжных трасс общей протяженностью 165 км, 30 канатных дорог, что позволит осуществить пропускную способность курорта 28 тыс. человек ежедневно и около 1 млн. человек в год.

Итак, анализируя функционирующие модели культурных проектов муниципально-частного партнерства в Краснодарском крае, можно констатировать, что в данном процессе используется 5 видов моделей (лизинга (договора аренды), концессии, оператора, кооперации, договорная), но зачастую не в чистом виде, а в совокупности их признаков.

Еще раз отметим, что в практике частного партнерства используют модели культурных проектов Краснодарского края в совокупности признаков различных моделей. В большинстве случаев это конфессиональные соглашения.

Вместе с тем, практическая реализация культурных проектов и моделей муниципаль-но-частного партнерства, как в Краснодарском крае, так и в других регионах России, сталкивается с проблемой заемных ресурсов.

Сегодня наблюдается со стороны банков ужесточение требований к заемщикам и проведение осторожной, так называемой «выжидательной» политики. При этом стоимость привлечения и обслуживания кредитных ресурсов для инвесторов и бизнеса достаточно высока, в результате чего уменьшается экономическая эффективность реализации проектов.

Для увеличения инвестиционной привлекательности, возникает необходимость разработки эффективных механизмов финансирования культурных проектов с помощью банковских кредитов под низкую ставку - не выше 3-5 %.

В результате проделанного анализа функционирующих культурных проектов и моделей муниципально-частного партнерства в Краснодарском крае, можно сделать ряд выводов:

1) недостаточное финансирование объектов культуры Краснодарского края препятствует развитию культурной среды, культурного туризма и социально-экономических преобразований в регионе;

2) в Краснодарском крае явно мало проектов муниципально-частного партнерства в сфере культуры, даже несмотря на явные перспективы и благоприятный инвестиционный климат;

3) большинство проектов и моделей муниципально-частного партнерства в сфере культуры, к примеру, касающиеся городского и регионального уровня, зачастую не могут быть реализованы в силу несовершенства законодательства;

4) институт негосударственной поддержки культуры Краснодарского края находится в стадии формирования, но при этом уровень инвестиционной привлекательности максимально возможный;

5) сегодня наблюдается малая доля культурных проектов общекраевого и федерального уровней в сравнении с проектами муниципального значения;

6) в настоящее время преобладают среднесрочные проекты муниципально-частного партнерства, которые не требуют больших вложений и предполагают получение прибыли в короткие сроки.

Для эффективного функционирования культурных проектов и моделей муниципаль-но-частного партнерства в Краснодарском крае необходимо:

- создание эффективной системы управления реализации культурно-общественных потребностей граждан с получением доходов в бюджет и гражданам участникам МЧП, снижением ежегодных статей расходов бюджетов разного уровня на содержание и при этом развитие культурной среды и культурного развития в Краснодарском крае;

- принятие единой концепции развития объектов культуры Краснодарского края в рамках МЧП (ГЧП);

- назначение ответственных лиц на уровне замов Председателя ЗСК, Думских комиссий муниципалитетов и районов края, замов губернатора Краснодарского края, замов глав районов и муниципалитетов - за стратегическое развитие и реализацию краевых и федеральных законодательных актов о ГЧП и МЧП;

- создание единой административно-правовой системы реализации ГЧП в Краснодарском крае;

- внедрение на базе МФЦ подготовленных специалистов по реализации механизма ГЧП и МЧП в регионе.

Оптимальная модель организации муниципально-частного партнерства в сфере культуры для Юга России: подходы и предложения

Для выявления основных подходов, проблем и недостатков в организации муници-пально-частного партнерства в сфере культуры для Юга России, определения оптимальной модели организации данного партнерства нами был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие специалисты органов муниципальной власти в сфере культуры и представители бизнеса Краснодарского края. В итоге экспертами внесены предложения и пожелания по организации муниципально-частного партнерства в сфере культуры для Юга России, среди которых:

- снижение рисков для частных инвесторов (возможная неокупаемость вложенных средств, соблюдение специальных условий, основные риски при заключении соглашений, договорные и финансовые обязательства сторон и др.);

- принятие необходимой нормативно-правовой базы для эффективного функционирования муниципально-частном партнерства;

- повышение профессионально-правовой подготовки специалистов для разработки соответствующих контрактов и проектов в сфере культуры;

- получение репутационных, конкурентных преимуществ за счет участия в культур-

ных проектах;

- решение вопросов собственности на вновь созданное или реконструируемое имущество;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка единых правил выбора частных партнеров, процедуры заключения соглашений, порядка и условий проведения конкурса;

- систематическая организация и проведение «круглых столов», конференций по актуальным вопросам организации муниципально-частного партнерства в сфере культуры для Юга России.

Результаты экспертного опроса позволили сделать следующие выводы:

1) по мнению участников опроса, сфера культуры Краснодарского края является перспективным направлением развития частного партнерства на муниципальном уровне;

2) краснодарский край привлекателен для вложений в экономику региона, здесь инвесторов ожидают минимальные риски при реализации культурных проектов, уровень инвестиционной привлекательности края максимально возможный;

3) частное партнерство в сфере культуры на муниципальном уровне является дополнительным инструментом государственного регулирования;

4) механизмы муниципально-частного партнерства в сфере культуры на Юге России недостаточно развиты, находятся в стадии формирования;

5) Оценка прозрачности механизма выбора частных партнеров для реализации культурных проектов и моделей муниципально-частного партнерства в Краснодарском крае средняя;

6) эффективность региональной политики, направленной реализацию существующих моделей организации муниципально-частного партнерства в сфере культуры для Юга России, высокая;

7) эффективность организации частного партнерства в сфере культуры в Краснодарском крае на муниципальном уровне оценена как отличная;

8) существует необходимость в стандартизации муниципально-частного партнерства в сфере культуры для Юга России;

9) наиболее используемые из функционирующих моделей муниципально-частного партнерства по реализации культурных проектов в Краснодарском крае - модель концессии, кооперации в совокупности признаков различных моделей;

10) среднесрочные (1-10 лет) культурные проекты муниципально-частного партнерства наиболее используемые на Юге России, по сравнению с краткосрочными и долгосрочными;

11) на сегодняшний день достаточно проблем организации муниципально-частного партнерства в сфере культуры Юга России, среди них лидирующие позиции (по убывающей) за проблемами экономического характера, правового характера и организационного характера.

На основании результатов проведенного экспертного опроса, сделанных на его основе выводов, предложим разработанную нами в рамках исследования модель системы организации государственных и частных интересов в сфере культуры на муниципальном уровне, которая представляет собой последовательность, алгоритм взаимовыгодного взаимодействия представителей государства и предпринимателей. Модель схематично представлена на рисунке 1.

Отметим, что модель системы организации государственных и частных интересов в сфере культуры на муниципальном уровне - это принципиальная схема последовательности взаимодействия партнеров от государства и частного сектора (предпринимателей) по реализации культурных проектов.

Учитывая вышеизложенное, в качестве рекомендаций по эффективной организации частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне можно выделить следующие:

1) совершенствование законодательной базы по организации частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне;

2) реализация уже принятых законодательных актов, призванных продвигать частное партнерство в сфере культуры, в частности, актов, касающихся получения физическими лицами льгот на НДФЛ при направлении средств на благотворительные цели, поддержки создания фондов целевого капитала, выработки новых законодательных инициатив и др.;

Рисунок 1 - Оптимальная модель организации муниципально-частного партнерства в сфере культуры

3) выработка единой концепции организации частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне в России;

4) разработка единых правил выбора частных партнеров;

5) повышение качества и эффективности сотрудничества в муниципально-частном партнерстве по реализации культурных проектов;

6) разработка и реализация единой структуры организации инициирования и управления культурными проектами. Организация информационной работы, образовательной деятельности по вопросам реализации возможностей частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне, а также популяризации государственно-частного партнерства в целом;

7) решение кадровых проблем в сфере организации частного партнерства (приглашение высококвалифицированных специалистов, повышение квалификации и переподготовка);

8) трансляция успешного опыта организации частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне на регионы РФ;

9) разработка методических рекомендаций по организации частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне на основе уже имеющегося успешного положительного опыта в рассматриваемом аспекте;

10) использование инновационных технологий (управленческие и информационные), позволяющих повысить транспарентность конкретного культурного проекта;

11) способствование дальнейшему использованию проектов муниципально-частного партнерства именно в сфере культуры для достижения экономических и общественно значимых целей;

12) содействие объединению предпринимателей и корпораций, частных и культурных институций (например, музеев), реализующих проекты в сфере культуры, с целью получения ими бюджетного софинансирования;

13) систематическое осуществление социологических исследований структурных составляющих сферы культуры для выявления приоритетных направлений инициации, развития и реализации культурных проектов, согласования условий привлечения внебюджетных инвестиционных ресурсов и др.;

14) организация ежегодной дискуссионной и инвестиционной межрегиональной площадки по реализации проектов частного партнерства в сфере культуры и поддержке культурных индустрий;

15) социально-психологическая поддержка частному партнерству в сфере культуры в аспекте организации рекламной деятельности с целью воздействия на потенциальных инвесторов.

Сфера культуры, несомненно, является актуальным направлением инвестиционной привлекательности территорий. При этом модели организации частного партнёрства одновременно привлекают и дополнительное финансирование в различные культурные программы и проекты (что немаловажно для сферы культуры, обычно страдающей из-за недостаточности средств), и позволяют проводить их на качественно высоком уровне, соединяя усилия представителей различных структур (коммерческих, государственных, муниципальных, общественных).

Получившие экономическую ценность культурные проекты обретают привлекательность для предпринимателей и приобретают (или сохраняют) духовную значимость, выступая тем самым как уникальный продукт.

В настоящее время в России реализуются культурные проекты, уже выходящие на самоокупаемость, доказавшие экономическую и культурную самостоятельность, влияющие на развитие регионов, в частности муниципальных образований. В заключении исследования можно с уверенностью сказать, что организация частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне является перспективным инструментом реализации культурных проектов, в частности и на территории Краснодарского края.

Источники:

1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»: по сост. на 30 декабря 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30 (часть вторая). - Ст. 3126.

2. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: https://base.garant.ru/ 71129190/ (дата обращения: 03.02.2022).

3. Айрапетян, М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства. - URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/41201-zarubezhnyj-opyt-ispolzovaniya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva (дата обращения: 03.02.2022).

4. Алпатов, А.А. Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации. - М.: Альпина Паблишерз, 2014.

5. Амунц, Д.М. Зарубежная практика государственно-частного партнерства // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. - №12. - С. 16-24.

6. Базыкина, А.Н., Кочарова О.В. Государственно-частное партнерство в Краснодарском крае как фактор развития // Уникальные исследования XXI века. - 2015. - № 11 (11). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-krasnodarskom-krae-kak-faktor-razvitiya-regiona (дата обращения: 25.01.2022).

7. Варнавский, В. Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика. - М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010.

8. Гладун, Т.Н. Муниципально-частное партнерство как инструмент социально-экономического развития муниципальных образований // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2014. №1 (2). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/munitsipalno-chastnoe-partnerstvo-kak-instrument-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy (дата обращения: 26.01.2022).

9. Гончарова, Н.Н., Гиззатулли, Т.И. Современное правовое регулирование государственно-частного партнерства в России // БГЖ. - 2015. - №2 (11). - URL: https://cyberleninka.ru/

article/n/sovremennoe-pravovoe-regulirovanie-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-rossii (дата обращения: 26.01.2022).

10. Государственно-частное партнерство в сфере культуры: успешные проекты регионов России. - М., 2015.

11.Гудкова, А.Г. Механизм создания и функционирования государственно-частного партнерства (на примере Краснодарского края) // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - №3 (8). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-sozdaniya-i-funktsionirovaniya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-na-primere-krasnodarskogo-kraya (дата обращения: 24.01.2022).

12.Евменов, А.Д., Голубев, Г.М. Перспективы внедрения концепции государственно-частного партнерства в сфере культуры Российской Федерации // Российское предпринимательство. -2012. - № 4 (202). - С. 17-22.

13. Костоглодова, Е.Д. Адаптация механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры // Финансовые исследования. - 2014. - № 3 (44). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/adaptatsiya-mehanizmov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sfere-kultury (дата обращения: 29.01.2022).

14.Кочеткова, С.А. Структурная модель государственно-частного партнерства в стратегическом управлении регионом. - М.: Издательский дом Академии естествознания, 2016. References:

1. Federal'nyj zakon ot 21 ijulja 2005 g. No 115-FZ «O koncessionnyh soglashenijah»: po sost. na 30 deka-brja 2015 g.// Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2005. No 30 (chast' vtoraja). St. 3126.

2. Federal'nyj zakon ot 13 ijulja 2015 goda No 224-FZ «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, mu-nicipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye za-konodatel'nye akty Rossijskoj Federacii». Available at: URL: https://base.garant.ru/71129190/ (data obrashhenija: 03.02.2022).

3. Ajrapetjan, M.S. Zarubezhnyj opyt ispol'zovanija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/41201 -zarubezhnyj -opyt-ispolzovaniya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva (data obrashhenija: 03.02.2022).

4. Alpatov, A.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: Mehanizmy realizacii. M.: Al'pina Pablisherz, 2014.

5. Amunc, D.M. Zarubezhnaja praktika gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Spravochnik rukovoditelja uchrezhdenija kul'tury. 2005. No 12. рр. 16-24.

6. Bazykina, A.N., Kocharova, O.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Krasnodarskom krae kak faktor razvitija. Unikal'nye issledovanija XXI veka. 2015. No 11 (11). Available at: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-krasnodarskom-krae-kak-faktor-razvitiya-regiona (data obrashhenija: 25.01.2022).

7. Varnavskij, V. G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teorija i praktika. M.: Izd. dom Gos. un-ta Vysshej shkoly jekonomiki, 2010.

8. Gladun, T.N. Municipal'no-chastnoe partnerstvo kak instrument social'no-jekonomicheskogo razvitija municipal'nyh obrazovanij. Aktual'nye problemy sovremennosti: nauka i obshhestvo. 2014. №1 (2). Available at: URL: https://cyberleninka.ru/article/n7munitsipalno-chastnoe-partnerstvo-kak-instrument-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy (data obrashhenija: 26.01.2022).

9. Goncharova, N.N., Gizzatulli, T.I. Sovremennoe pravovoe regulirovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii. BGZh. 2015. No 2 (11). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennoe-pravovoe-regulirovanie-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-rossii (data obrashhenija: 26.01.2022).

10.Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sfere kul'tury: uspeshnye proekty regionov Rossii. M., 2015.

11. Gudkova, A.G. Mehanizm sozdanija i funkcionirovanija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva (na pri-mere Krasnodarskogo kraja). Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvovanija. 2015. №3 (8). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-sozdaniya-i-funktsionirovaniya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-na-primere-krasnodarskogo-kraya (data obrashhenija: 24.01.2022).

12. Evmenov, A.D., Golubev, G.M. Perspektivy vnedrenija koncepcii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere kul'tury Rossijskoj Federacii. Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2012. № 4 (202). рр. 17-22.

13.Kostoglodova, E.D. Adaptacija mehanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere kul'tury. Finansovye issledovanija. 2014. No 3 (44). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-mehanizmov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sfere-kultury (data obrashhenija: 29.01.2022).

14.Kochetkova, S.A. Strukturnaja model' gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v strategicheskom up-ravlenii regionom. M.: Izdatel'skij dom Akademii estestvoznanija, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.