Научная статья на тему 'Модель оптимизации затрат на поставку продукции из головного офиса в филиал'

Модель оптимизации затрат на поставку продукции из головного офиса в филиал Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ЦЕПИ ПОСТАВОК / SUPPLY CHAIN / ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / LOGISTIC PROCESSES OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипов Кирилл Владимирович

Статья посвящена моделированию процессов поставок продукции из головного офиса компании в филиал с применением теории оптимального управления. Рассматривается рынок алкогольной продукции, для которого логистические затраты вносят значительный вклад в стоимость товара на полке. В результате применения модели на базе прогноза спроса на продукцию был составлен оптимальный план поставок в филиал, а также график изменения вместимости склада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Cost Optimization of the Production Deployment from the Head Office of the Company to Its Subsidiary

The article covers modeling the processes of the supply chains from the head office of a trade company to its subsidiary using the theory of optimal control. We consider the market of alcohol where logistic expenses are a huge contribution into the final cost for the ultimate consumer. As a result of applying the model, an optimal plan of deployments to the subsidiary based on the forecast of demand for the production and the schedule of changing the capacity of warehouse were constructed.

Текст научной работы на тему «Модель оптимизации затрат на поставку продукции из головного офиса в филиал»

Martinez-Olvera C. Entropy as an Assessment Tool of Supply Chain Information Sharing // European Journal of Operational Research. 2008. № 185. Р. 405-417.

Mason-Jones R., Towill D.R. Coping with Uncertainty: Reducing Bullwhip Behavior in Global Supply Chains // Supply Chain Forum: An International Journal. 2000. № 1 (1). Р. 40-45.

Natour A., Gibson P. Managing The Multi-Agent Supply Network: Agents Relationships, Risk, and Collaboration // Cambridge Business & Economics Conference. 2011. June 27-28.

Shannon C.E. A Mathematical Theory of Communication // The Bell System Technical Journal. 1948. № 27 (3). Р. 379-423.

Singh K. The Impact of Technological Complexity and Inter Firm Cooperation on Business Survival // Academy ofManagement Journal. 1998. № 40 (2). Р. 339-369.

Sivadasan S., Efstathiou J., Frizelle G., Shirazi R., Ca-linescu A. An Information-Theoretic Methodology for Measuring the Operational Complexity of Supplier-Customer Systems // International Journal of Operation and Production Management. 2002. Vol. 22. № 1. Р. 80-102.

Sundar R.T., Lakshminarayanan S. Entropy Based Optimization of Decentralized Supply Chain Networks // Proceedings of the 17th World Congress. The International Federation of Automatic Control. Seoul. Korea. July 6-11, 2008. Р. 10588-10593.

Zsidisin G.A., Ellram L.M. et al. An Analysis of Supply Risk Assessment and Techniques // International Journal of Physical Distribution and Logistics Management. 2004. № 34 (5). Р. 397-413.

Рукопись поступила в редакцию 11.04.2012 г.

МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ НА ПОСТАВКУ ПРОДУКЦИИ ИЗ ГОЛОВНОГО ОФИСА В ФИЛИАЛ

К.В. Архипов

Статья посвящена моделированию процессов поставок продукции из головного офиса компании в филиал с применением теории оптимального управления. Рассматривается рынок алкогольной продукции, для которого логистические затраты вносят значительный вклад в стоимость товара на полке. В результате применения модели на базе прогноза спроса на продукцию был составлен оптимальный план поставок в филиал, а также график изменения вместимости склада. Ключевые слова: логистика, цепи поставок, оптимизация логистических процессов.

ВВЕДЕНИЕ

Во время кризиса особенно остро для большинства торговых компаний стоит вопрос сокращения издержек, что позволит избежать банкротства и приобрести конкурентные преимущества на рынке. Для торговой компании от 25 до 40% стоимости товара на полке для конечного потребителя приходится именно на логистические затраты (Басова, 2004). В этой связи большое внимание следует уделять грамотной организации работы всей логистической цепочки.

В последние 10 лет логистика в России получила активное развитие как новое прикладное направление научной деятельности. Число публикаций, посвященных вопросам логистики, значительно увеличилось. В них,

© Архипов К.В., 2012 г.

с одной стороны, большое внимание уделяется логистическим концепциям и терминологии, в то же время, с другой стороны, логистическая методология представлена рядом стандартных моделей, недостаточно проработанных и систематизированных (Лагоша, Дегтярева, 2000). Поэтому значительный практический интерес представляет разработка моделей, охватывающих материальный поток в динамике, включающий несколько звеньев логистической цепочки.

1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Несмотря на высокую значимость аналитических методов в логистике, большинство компаний применяют модели, которые существенно упрощают логистические процессы.

Многие исследователи отмечают, что развитие логистических концепций на предприятиях проходит несколько этапов (Архипов, 2009).

На первой стадии логистика включает только хранение и доставку конечного продукта. Эти функции осуществляются в ответ на ежедневные колебания спроса.

На второй стадии логистика также включает обслуживание клиентов, обработку заказов и планирование процессов хранения конечного продукта. Таким образом, интегрируются все логистические функции в сфере дистрибуции конечного продукта. Предприятия составляют сметы логистических расходов, а главное внимание уделяется автоматизации бизнес-процессов и снижению текущих затрат.

На третьей стадии к результатам, достигнутым на предыдущей стадии, добавляется прогнозирование продаж, управление закупками сырья и материалов, проектирование логистической системы. На предприятии внедряются стандарты качества.

На четвертой стадии все логистические функции интегрируются, компания выходит на новые рынки, в том числе на международный, что вызывает необходимость учитывать международное законодательство. Для предприятия возрастает потребность во взаимодействии с «третьей стороной» (логистическими посредниками 3PL).

Переход от одной стадии к другой может быть постепенным или скачкообразным (в результате внутри- или межкорпоративных слияний) и длится от шести месяцев до двух лет, при этом полный цикл перехода с первой на четвертую стадию логистического развития длится в среднем 20 лет (Айвазян, Мхи-тарян, 2001).

В настоящее время формирование логистических концепций не окончено, продолжается дальнейшая интеграция процессов, которые выходят за рамки одного предприятия. Управление поставками материальных ценностей осуществляется на региональном, национальном и глобальном уровнях. На четвертой стадии возникают компании, специализирующиеся на оказании полного перечня логистических услуг, в том числе консалтинга и стратегического управления (Архипов, 2009).

Для российских компаний крайне важно уделять значительное внимание развитию логистических методов и внедрению их в производственный процесс, так как в настоящее время производственные и коммерческие затраты в различных областях экономики превышают показатели в развитых странах мира в 2-8 раз (Лагоша, Дегтярева, 2000).

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ В ФИЛИАЛ

В работе рассматривается вопрос построения динамической оптимизационной модели управления поставками в филиал торговой компании. Поставки осуществляются из головного офиса, предлагаемая модель

апробирована на компании «Лудинг», являющейся лидером в импорте алкоголя на российском рынке.

На первом шаге исследования необходимо построить прогноз продаж на предстоящий расчетный период (год). В качестве филиала рассматривается структурное подразделение Лудинг - Новосибирск. Прогноз продаж строится на один год вперед (2011 г.) с использованием модели Уинтерса и применением ARIMA к остаткам (АгкЫроуа, АгкИ-¡роу, 2011) (рис. 1). Точность прогноза по модели на период 1 составляет 4,76%, автокорреляция в остатках отсутствует.

На втором этапе исследования для последующего построения модели были введены следующие условные обозначения: г(?) - прогноз продаж, тыс. бут.; t - индекс месяца ^ = 0, 1, 2, ..., Т); Т - период планирования (12 месяцев); х() - вместимость склада в месяц t, тыс. бут.; х2(0 - число бутылок, находящихся на складе в месяц t, бут.; с^) - стоимость поставки бутылки в месяц t, р.; с2(0 - стоимость хранения бутылки в месяц t, р.; с3(^ - стоимость аренды склада за 1 м2 в месяц t, р. (полагаем, что на 1 м2 может быть размещено 100 единиц продукции);

- управление: заявка на заказ продукции. Заказанное количество продукции будет до-

-Продажи

----Прогноз

Рис. 1. Прогноз продаж по модели Уинтерса и применение модели АЯ1МА (1, 0, 1) к остаткам

ставлено на склад в следующем месяце (t + 1); u2(t) - управление: изменение вместимости склада в соседние месяцы.

• значения r(t) были получены на первом шаге в результате построения прогноза на 2012 г.;

• значения функций Cj(t), c2(t), c3(t) были определены для каждого периода на основе экономического анализа ситуации в исследуемом регионе;

• параметры Xj(t) и x2(t) были рассчитаны по формулам, представленным ниже;

• функции Uj(t) и u2(t) управляют логистическими процессами, их значения для каждого месяца были рассчитаны.

Поскольку алкогольная продукция не является скоропортящейся, есть возможность сформировать товарный запас на будущие периоды. Большие поставки могут быть осуществлены в периоды, когда стоимость поставки низкая. Таким образом, если в месяц t осуществляется поставка товара, превышающая спрос на него в текущем периоде, остаток будет сохранен в качестве запаса до следующего периода (Arkhipova, Arkhipov, 2011a, 2011b).

Проблема заключается в том, чтобы организовать график поставок (т.е. Uj(t) для t = 0, 1, 2, ..., T - 1) таким образом, чтобы минимизировать суммарные издержки в течение периода планирования:

T-1

J = ^ ul(t) ■ cl(t) ^ min. (1)

t=0

Предположим, что вместимость склада постоянна Xj(t) = const, позднее этот параметр был включен в модель как динамическая переменная.

Разница между количеством товара, хранимого на складе, и спросом в месяце t(x2(t) - r(t)) и будет являться запасом на следующий период. Таким образом, формула для нахождения x2(t) была сформулирована в следующем виде:

x2(t + 1) = X2(t) - r(t) + UjCt), (2)

где х2(? + 1) - количество товара на складе в следующем периоде; х2(?) - количество товара на складе в текущем месяце; г(?) - спрос на товар в текущем периоде; и1(?) - товар, заказанный на следующий период.

Исходя из условий модели введены следующие ограничения:

щ® > 0 (3)

(количество заказываемого товара должно быть неотрицательным);

х2® > г(0 (4)

(в каждый период количество товара на складе должно быть достаточным для удовлетворения спроса);

Х2^) < Х^ (5)

(количество товара на складе не должно превышать его вместимость).

Входные параметры модели представлены в табл. 1, в которой их(?) - целевая функция заказов на доставку товара в филиал.

Результат построения модели (1) с уравнением состояния (2) и ограничениями (3)-(5) представлен на рис. 2.

Суммарные затраты J для рассчитанного плана поставок составляют 27,1 млн р. Результат для этой модели и двух последующих модификаций получен по методу Гамильтона-Якоби-Беллмана для многошаговых процессов.

Как отмечалось выше, в нашей модели учитывается только один параметр, на следующем шаге исследования в модель была добавлена стоимость хранения одной единицы

ассортимента с2(0, которая значительно меняется в зависимости от сезона.

С инвестиционной точки зрения также важно минимизировать отклонение между спросом и предложением (предложение в нашей модели - это количество товара, хранимого на складе). Если мы формируем запас на будущие периоды, то это приводит к заморозке капитала, в противном случае, если товара на складе недостаточно для удовлетворения спроса, компания несет убытки в виде недополученной прибыли. В нашей модели мы ограничим дефицит: не более 10% от прогнозируемого спроса. Таким образом, модифицированное ограничение (4) имеет вид:

x2(t) > 0,9 • r(t).

(4а)

Введем следующие условные обозначения: ^(t) - разница между предложением и спросом в месяц t; t(t) = x2(t) - r(t); fit,) - функция потерь от разницы между предложением и спросом в месяц t. В случае профицита предложения товара взята безрисковая ставка 0,8% в месяц, для дефицита предложения выбрана ставка средней доходности в месяц 2%.

f (t) = |х2 (t) - r(t)| • price x

Г0,008, если (x2(t) - r(t))> 0 0,02 в противном случае

где price - средняя стоимость единицы ассортимента 7 долл. Функция ft) изображена на рис. 3.

Таким образом, после добавления новых параметров модифицированная модель имеет вид:

Таблица 1 Входные параметры модели

Месяц 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

r(t)* 0 827 1050 1206 1231 1141 1310 1277 1224 1207 1272 1294 1932

Ci(t) 2,5 2,5 2 2 1,5 1,5 1,3 1,3 1,3 1,5 2 3 2,5

Xi(t)* 2000 2000 2000 2000 2000 2000 2000 2000 2000 2000 2000 2000 2000

X2(t) 0 x2(t + 1) = x2(t) - r(t) + Ml(t)

* Данные на 1000 ед. продукции.

012345678 Спрос

— — Товары на хранении Заказ

9 10 11 12 Месяц

Рис. 2. Результаты применения модели

-12 -10 -8 -6 -4 -2 0 2 4 6 8 10 12 Разница между спросом и предложением

Рис. 3. Функция потерь от несовпадения спроса и предложения

j = £ (u (t) • c (t) + х2 (0 • c2 (0 + / (£(t)))+

t=0

+ x2 (12) • c2 (12) + /(£(12)) ^ min.

Уравнение динамики системы:

x2(t + 1) = x2(t) - r(t) + Ui(t), Ограничения:

1) Ui(t) > 0;

2) x2(t) > 0,9 r(t);

3) X2(t) < Xi(t).

Значения новой включаемой в модель функции c2(t) (стоимость хранения на складе) для Новосибирского региона представлена в табл. 2.

На рис. 4 представлена динамика логистических показателей после включения в модель факторов: стоимость хранения продукции и стоимость потерь от несовпадения спроса и предложения. Для каждого периода количество товара, размещенного на складе, эквивалентно спросу на него, т.е. запас не за-

готавливается. Исключение составляет только зимний период, когда стоимость перевозки существенно возрастает и формирование товарного запаса экономически обосновано. Однако формирование запаса ограничено вместимостью склада (2 млн единиц продукции), ниже в модели этот показатель будет рассмотрен как динамическая переменная. Другой результат, полученный по данной модели, свидетельствует о том, что на протяжении всего периода планирования (2011 г.) оказалось нецелесообразным создавать дефицит продукции (согласно ограничению (4а) модель допускает дефицит не более 10% спроса). Исключение составляет только декабрь, спрос на продукцию в который значительно повышается, а транспортировка продукции требует значительных расходов. Для снижения суммарных затрат модель предполагает наличие дефицита в 10% в декабре.

Значение целевой функции J по полученной модели составляет 33,3 млн р., что на 6,2 млн р. выше, чем результат, полученный

Таблица 2

Входные параметры модели: стоимость хранения товара на складе

Месяц 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

c2(t) 0,26 0,3 0,24 0,22 0,19 0,18 0,15 0,15 0,15 0,18 0,2 0,25 0,26

по модели, не учитывавшей потери от несовпадения спроса и предложения.

Формирование запаса продукции на зимний период ограничено вместимостью склада, на следующем этапе исследования в модель был добавлен новый параметр u2(t), который отображает разницу между вместимостью склада в два соседних периода:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

U2(t) = Xi(t + 1) - Xi(t)

или в каноническом виде

x1(t + 1) = x1(t) + u2(t).

В модель также было включено дополнительное ограничение на частоту изменения вместимости склада: не чаще одного раза в сезон (квартал), то есть: u2(0, 3, 6, 9) Ф 0; u2(1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11) = 0.

В модели также учитывается такой параметр, как стоимость аренды склада за 1 м2: c3(t) = 8 долл. для каждого периода t = 0, 1, 2, ..., T.

Таким образом, с учетом введенных ограничений итоговая модель имеет вид:

11

J = X («1 (t) • C (t) + х2 (t) • с2 (t) +

t=0

+ f ß(t)) + Xi (t) • C3 (t)) + X2 (12) • C2 (12) +

+ f ß(12)) + x1(12)• c3(12) ^min.

-Спрос Месш>

— н Товары на хранении Заказ

Рис. 4. Результаты модифицированной модели

Уравнения динамики системы:

1) х2(г + 1) = х2(0 - г(0 + и^);

2) х( + 1) = х() + и2(г).

Ограничения:

1) Щ^) > 0;

2) х2(0 > 0,9 • г(0;

3) х2(0 < х().

Результаты применения представленной модели отображены на рис. 5: следует уменьшить вместимость склада с 2 млн единиц продукции до 1,2-1,3 млн единиц для весеннего, летнего и начала осеннего сезонов; для зимнего сезона (начиная с октября) вместимость склада должна быть увеличена до 1 738 673 единиц продукции.

Формирование запаса целесообразно производить только на начало зимнего периода: большую поставку следует осуществить в сентябре (месяц начала формирования запаса сдвинут на 1 шаг вперед по сравнению с предыдущими моделями, так как привязан к сентябрю - месяцу, в который возможно расширить склад). В октябре и ноябре следует осуществлять поставки ниже прогнозируемого уровня потребления. Также в результате исследования установлено, что для всех периодов экономически невыгодно допускать дефицит предложения, кроме декабря, когда

-Спрос Меся"

— — Товары на хранении Заказ на доставку = Вместимость склада

Рис. 5. Результаты применения итоговой модели

потребность сильно возрастает, а стоимость транспортировки достигает своего максимального значения. Расчетное значение целевой функции суммарных логистических затрат для данной модели составило 34,0 млн р., увеличившись на 0,7 млн р. за счет включение в модель нового параметра - стоимости аренды и обслуживания склада.

В табл. 3 представлены значения управлений для каждого месяца - ы^) - размер заказа на поставку, ы2(0 - величина изменения вместимости склада.

Представленная модификация модели дает наибольшее значение целевой функции по сравнению с двумя предыдущими 34,0 млн р. Однако, следует выбрать график поставок и изменения вместимости склада, полученные по третьей модели, так как результат учитывает наибольшее количество факторов, влияющих на общую сумму затрат на распределение продукции из центрального офиса в распределительный центр.

веденного анализа является то, что наличие дефицита невыгодно для каждого периода, за исключением декабря, что свидетельствует о высокой инвестиционной привлекательности данного вида экономической деятельности. Модель позволила компании заранее планировать поставки и принимать решения по изменению вместимости склада. Оказалось экономически обоснованно уменьшать складские площади на летнее время и расширять склад на зимний период с формированием запаса с целью сокращения поставок в зимний период с более высокой стоимостью перевозки.

В качестве перспективы развития данного направления оптимизации логистических процессов поставки товаров возможно рассмотрение таких вопросов, как формирование страхового запаса товаров на складе с целью учета возможных отклонений реального спроса на продукцию от прогнозных (плановых) значений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемая модель была применена для оптимизации бизнес-процессов компании «Лудинг», что позволило составить оптимальные планы поставки товара в филиал с учетом динамики показателей, влияющих на суммарный уровень затрат, возможности расширения склада, а также потерь от несовпадения спроса и предложения. Модель допускает наличие дефицита товаров в каждый месяц, который не превышает 10% прогноза спроса на продукцию на текущий месяц. Важным итогом про-

Литература

Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика. Основы эконометрики. Т. 1. М.: ЮНИТИ, 2001.

Архипов К.В. Моделирование деятельности компании с использованием эконометрических методов // Математико-статистический анализ социально-экономических процессов: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МЭСИ, 2009.

Басова А.В. Математические модели и генетические методы решения нелинейный задач

Таблица 3

Расчетные значения управлений: вместимость склада и поставки

Месяц 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

«2(0 -793 72 32 428

МО 744 1160 1180 1237 1134 1279 1342 1186 1315 1635 1272 1294

транспортного типа: Дис. канд. техн. наук. Ростов-н/Д., 2004.

Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок: Пер. с англ. / Под общ. ред. В.С. Лу-кинского. СПб.: Питер, 2005.

Лагоша Б.А., Дегтярева Т.Д. Методы и задачи теории оптимального управления: Учеб. пособие. М.: МЭСИ, 2000.

ArkhipovaM.U.,ArkhipovK.V. Optimal Regional System Design for a Trade Company in Russia // Marketing and Logistics Problems in the Management of Organization. Bielsko-Biala University press, Poland, 2011a.

ArkhipovaM.U.,ArkhipovR.V. Defining Optimal Logistic System for a Trade Company in Russia. Platforms and Innovations: In Search of Efficiency and Effectiveness. EuroMot 2011. Center for Innovation and Technology Research (CITER). Tampere University of Technology, 2011b. P. 286-301.

Рукопись поступила в редакцию 31.10.2011 г.

АГЕНТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ КОРПОРАЦИЙ. ЧАСТЬ 1

Д.А. Жданов

Совершенствование структуры современных отечественных компаний связано с налаживанием продуктивных агентских отношений, учетом практики взаимодействия владельцев бизнеса и нанимаемых ими высших руководителей. В представленной статье приведены результаты опросов руководителей компаний, обучающихся в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, посвященные изучению характера таких взаимосвязей в российских фирмах. На основе исследования предлагается модельное описание выявленных зависимостей, даются рекомендации по подбору менеджеров и рационализации организационного построения корпораций холдингового типа. Ключевые слова: корпоративные отношения, агентские отношения, отбор и наем топ-менеджеров, квалификация, лояльность и полезность руководителей, моделирование, структура корпорации.

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Несмотря на значительные достижения в области формирования институтов корпоративного управления, мировой финансово-экономический кризис выявил ряд недостатков данной сферы. В частности, в докладе ОЭСР «Финансовый кризис и корпоративное управление: ключевые выводы и основные направления работы» (OECD, 2009) отмечалось углубление агентской проблемы, наличие неэффективных компенсационных механизмов,

© Жданов Д.А., 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.