ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Воробьева Ирина Владимировна
доцент кафедры педагогической психологии РГППУ к.псх.н.
г.Екатеринбург E-mail: [email protected] Кружкова Ольга Владимировна
доцент кафедры педагогической психологии РГППУ, к.псх.н.
г.Екатеринбург E-mail: [email protected]
J ^
МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ*
Л____________________________________________с
Аннотация. Статья посвящена проблемам протекания процесса становления субъектов в условиях образовательной среды, а также вопросам использования соответствующих психотехнологий сопровождения и оптимизации. Показано соотношение понятий «личность» и «субъект». Авторами сделан вывод, что субъект не тождественен личности, равно как становление субъектности не тождественно процессу личностного развития.
Смоделированы четыре стадии процесса субъектогенеза в образовательном пространстве. Предложено уров-невое описание названного процесса и модель его оптимизации в ходе применения адресных психотехнологий. Модель может использоваться как методологическое основание для комплексного построения и оптимизации психолого-педагогического сопровождения становления субъектов образовательной среды в условиях ее функционирования и как теоретическая основа для формирования и коррекции стратегии воспитательной работы конкретного учебного заведения.
Ключевые слова: образовательная среда, субъектность, развитие личности, становление субъекта, психотехнологии оптимизации образовательной среды.
Становление субъектов образовательной среды -целостный, динамически развертывающийся во времени и пространствах личности, социума и системы образования процесс расширения отношений к миру, к себе, другим и профессии [3]. Он предполагает переход от центрированности на самом себе к ценностно-конструктивному освоению и преобразованию себя в профессиональной деятельности и социальном взаимодействии.
В рамках актуального на сегодняшний день для образования компетентностного подхода, базирующегося на положениях уже общепризнанной деятельностной парадигмы в психологии, происходит параллельное оперирование двумя научными понятиями - «личность» и «субъект». Научно-семантическая граница между ними остается достаточно размытой. В связи с этим закономерно возникает ряд вопросов относительно понимания данных феноменов, их соотношения и специфики генезиса (табл. 1).
1 Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ №11-16-66005а/У «Образовательная среда как условие развития малого города (на примере г.Ирбита)».
Очевидно, что границы подходов к определению субъекта, его соотношения с феноменом личности и понимания его происхождения и генезиса определены нечетко. В рамках первого основания выделения подходов спорным является вопрос о разделении личности и субъекта. Очевидно, что две этих категории неравнозначны, хотя их проявления взаимопроника-ющи и мало разделимы.
Субъект и личность участвуют в широком социальном взаимодействии в каких-либо средовых условиях. Так, субъект, являясь действующей активной формой проявления индивида, контактируя со средой, воздействует на нее, т.е. именно субъект реализует изменение среды как целевую особенность своего функционирования. При этом наиболее активным «потребителем» средового воздействия является личность, формирование которой обусловлено совокупностью факторов социальной среды. Таким образом, на личность может влиять та среда, которая была преобразована в результате деятельности субъекта. В контексте данных отношений можно говорить о наличии диалектической связи между субъектом и личностью.
48
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Таблица 1
Соотношение феноменов «субъект» и «личность»
Основание Подход Авторские позиции
Интегративный - рассмотрение субъекта и личности как взаимосвязанных и взаимопроникающих сущностей Субъект как стержневое качество личности (С. Л. Рубинштейн) Субъектность как конституирующая характеристика личности (В. А. Петровский) Субъект как качество личности, выраженное в форме произвольной и сознательной активности (Л. И. Анцыферова)
Степень конгруэнтности друг другу Дифференцированный - предполагается некоторое противопоставление субъекта и личности, их относительно независимое друг от друга существование Категория субъекта выступает родовой по отношению к личности (А. Л. Журавлев) Личность понимается как система деятельностей субъекта, в которой проявляются свойства включающей его социальной метасистемы (А. Н. Леонтьев) Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, т.к. субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой продуктивности (Б. Г. Ананьев)
Акмеолого-стохастичный - возникновение субъекта соотносится с определенным уровнем развития личности, а сам субъект рассматривается как качество и результат этапов личностного развития Субъект как высший интегративный уровень активности человека (А. В. Брушлинский) Субъект - гармоничная, самореализующаяся личность, достигшая вершины в иерархическом развитии (К. А. Абульханова) Субъект как высший уровень развития личности (А. Г Асмолов)
Условия возникновения Эволюционно-закономерный - субъект возникает раньше личности и характеризуется уровневой организацией своего становления Субъект в онтогенезе появляется до личности, субъективные свойства возникают уже в младенчестве, развитие человека как субъекта происходит в течение всей жизни (В. В. Селиванов) Человек как субъект - это активный организатор отношений со средой, и потому система средовых воздействий приводит в результате к появлению личности (З.И. Рябикина) Ребенку как субъекту присуща исходная собственная активность (В.Э. Чудновский)
В границах второго основания дифференциации подходов к пониманию субъекта основной проблемой выступает отсутствие четкого представления -является ли субъект динамической или статической единицей анализа, поскольку сама деятельность и активность, с которыми неразрывно связан субъект,- изначально динамические категории, «маскирующие» его собственную сущность.
Если придерживаться понимания субъекта как динамического образования, то закономерным становится вопрос о моменте его возникновения и этапно-сти его становления, т.е. о содержании и протекании субъектогенеза.
Спорной представляется позиция относительно времени возникновения субъекта. Чаще всего в работах по возрастной психологии начало субъектогенеза относят к постнатальному онтогенезу (Л. И. Божович, В. И. Слободчиков, В. Э. Чудновский, Ю. В. Слюса-рев, Ю. А. Варенова), однако ряд исследователей говорят о более раннем периоде (Е. А. Сергиенко, В. А. Татенко, Г. Г. Филиппова).
Можно предположить, что в перинатальный период и период новорожденности субъект существует как некая потенция, вероятная способность индивида к будущей целенаправленной активности. После возникновения «комплекса оживления» ребе-
нок становится первичным субъектом, «субъектом активности», ориентированным на удовлетворение потребностей индивида при реализации единичных деятельностных актов. В данном случае эта позиция перекликается с экологической и интерперсональной первичной субъектностью, рассматриваемой Е. А. Сергиенко. «Субъект деятельности» как вторичный субъект возникает вместе с выделением Я и приобретением индивидуально-личностного опыта целенаправленной стратегически планируемой деятельности.
Следует признать, что становление субъектно-сти - процесс, развертывающийся на фоне личностного развития, сопровождающий его, но не тождественный ему так же, как субъект не тождественен личности (Л. И. Анцыферова, Е. А. Сергиенко и др.). Личностное развитие связано с тремя факторами: биологическим, социальным и собственной активности личности. Биологический фактор является «почвой», образуемой процессами созревания и функционирования организма. Он детерминирован, с одной стороны, заданными генетическими, организмическими предпосылками, с другой -общими закономерностями и фактами жизнедеятельности индивида. Социальный фактор часто выступает как система движущих сил развития лич-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
49
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
ности, обеспечивая изменение биологических особенностей и развертывание личностных характеристик в средовых условиях. Собственная активность личности также относится к кластеру движущих сил, но именно она определяет динамическую составляющую и обеспечивает как изменчивость и направленность содержания развития личности, так и становление субъекта.
Одним из целевых результатов действия совокупности факторов личностного развития выступает формирование и становление субъектности человека. Максимальная интенсивность процесса субъектогенеза достигается в среде, систематически стимулирующей и инициирующей активность личности, каковой и является образовательное пространство.
Проанализировав подходы к субъектогенезу и условиям его осуществления, мы выделим четыре этапа становления вторичных субъектов образовательного пространства. эти этапы не сменяют друг друга, а накладываются один на другой. Их можно объединить попарно в два периода.
Первый период - становление личности субъекта в образовательной среде (семейной, учебных заведений и др.) - включает в себя:
1. дошкольное образование: формирование индивидуально-психофизиологической основы личности путем закладывания необходимых психофизиологических предпосылок. На этом этапе ведущими процессами, характеризующими становление субъектности, выступают созревание, развитие и формирование физиологических, психических, психофизиологических, психологических новообразований;
2. общее среднее образование: формирование личности (личностных, индивидуальных и социально-значимых характеристик субъекта) под влиянием социально-сре-дового воздействия. Достижение результата на данном этапе обеспечивают социализация, воспитание, научение и обучение.
Итогом первого периода является личностное развитие и активизация субъектности человека безотносительно его профессиональной деятельности и социальной активности. Однако фактически этот период создает основу для возникновения и становления профессиональной и социальной субъектности. Его эффективность отражается на всей жизни человека, а оформившиеся в это время процессы продолжают развертываться, хотя и с иной динамикой, и после вступления субъекта в социальную и профессиональную среду.
Второй период - становление автономного социального и профессионального субъекта в профессионально-ориентированной образовательной среде -состоит из следующих этапов:
3. профессиональное образование: формирование и развитие личности и субъекта в условиях профессиональной подготовки. Происходит вырабатывание профессиональных компетенций и активной профессионально-личностной позиции. Обретению
индивидуализированным набором профессионально-значимых компетенций, профессиональному и личностному самоопределению способствуют профессиональное обучение, профессиональное воспитание и личностно-субъектная социализация. Некоторая объектность (пассивность) этого этапа объясняется невозможностью реализовать профессиональную субъектность в профессиональной деятельности, разрозненностью образований и элементов этой субъектности;
4. профессиональная деятельность и социальная активность: формирование и развитие личности и субъекта во время непосредственного выполнения профессиональной деятельности и осуществления социальной активности. На этом этапе осуществляются целостное становление и реализация социальной и профессиональной субъектности, формирование субъекта, обладающего гражданской позицией, профессиональными компетенциями и ориентированного на самореализацию в социальной среде. Результат достигается благодаря профессиональному самосохранению, саморазвитию, самореализации, самокоррекции, социальному самоопределению и самоактуализации.
Каждый из этапов становления и развития личности, как в условиях организованного образования, так и вне его, требует сопровождения и социально-психологической поддержки. эту задачу возможно решить с опорой на целостное представление о данном процессе и соотнесение его с социальным заказом и общественными потребностями конкретного региона. Нивелировать несовпадения или значительные отклонения индивидуальных траекторий от генеральной линии социального развития можно за счет разработки модели комплексного воздействия на всех субъектов социальной, в частности образовательной, среды. Средствами реализации модели являются психотехнологии как системы практических действий, психологических механизмов общения, применяемые с целью оптимизации профессиональной или учебной деятельности [1].
Психотехнологии оптимизации образовательной среды - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в педагогических ситуациях, образующих интегративное единство форм и методов обучения при взаимодействии субъектов образовательной среды [2].
Сопровождение и оптимизация каждого этапа предусматривает использование определенных психотехнологий, способствующих достижению основной цели и оптимального результата субъектогенеза.
В период становления личности психотехнологии ориентированы на личностное развитие и раскрытие потенциала индивида. В данном случае они могут быть дифференцированы по направленности: психо-
50
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
технологии развития телесной составляющей индивида - для оптимизации показателей психического и соматического здоровья; психотехнологии развития личностной и духовной сферы - для интеграции личности и оказания помощи в разрешении кризисных периодов; психотехнологии оптимизации обучения -для динамичного повышения скорости и эффективности обучения.
Используемые в условиях профессионального обучения психотехнологии делятся на активные, интерактивные и профессионально-воспитательные. Несмотря на различия в ориентированности, методы их реализации едины: диагностические (развивающая психодиагностика), дискуссион-
ные (эвристическая беседа, групповая дискуссия, брейнсторминг и т.п.), игровые (деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры, мастерклассы, педагогическая студия и т.п.), тренинговые (интерактивный диагностирующий семинар-тренинг, тренинги личностного роста и профессионального развития и т.п.). Психотехнологии социально-профессионального этапа предназначены для сопровождения становления и реализации социальной и профессиональной субъектности личности. Они имеют следующую направленность: развитие и реализация профессиональных характеристик субъекта, профессиональное и личностное самосохранение, нивелирование негативных профессиональных и социальных проявлений и коррекция их последствий. Для их реализации применяются консультативные, диагностические, тренинговые, аутоориентированные методы работы с субъектами образовательной среды [4].
Таким образом, предложенная модель может стать основой проектирования путей реализации непрерывного образования и содержания его технологий, направленных на личностное, субъектное и профессиональное развитие индивида в условиях образовательного пространства. Учитывая логику развития субъекта в образовательной среде, можно не только поставить актуальные задачи, но и определить перспективные направления реализации образования, что, в свою очередь, позволит более точечно и эффективно организовать соответствующее психолого-педагогическое воздействие.
Следует отметить, что развертывание непрерывного образования может проходить в контексте формирования как профессиональных, так и социальных, социально-психологических и общекультурных компетенций, напрямую не связанных с избранной спецификой профессиональной траектории.
Выводы:
1. Субъект как динамическое образование обладает собственной динамикой становления, несводимой к процессу развития личности, но протекающей в тесной взаимосвязи с ним. Субъект и среда являются взаимно опосредованными категориями, поскольку среда предоставляет поле для активности субъекта, проявления которой провоцируют изменение среды.
2. В рамках субъектогенеза, протекающего в условиях образовательной среды, можно выделить четыре этапа становления вторичных субъектов, объединенных попарно в два периода: становления личности субъекта в образовательной среде и становления автономного социального и профессионального субъекта в профессионально ориентированной образовательной среде.
3. На каждом этапе становления субъекта в рассматриваемых условиях необходимо использовать психотехнологии, соответствующие актуальным задачам субъектогенеза, что позволит оптимизировать процесс образования в контексте компетентностного подхода.
Литература
1. Воробьева И. В., Шахматова О. Н. Психотехнологии развития личности: учеб. пособие.- Екатеринбург. Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2006.- 103 с.
2. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды // Образование и наука.- 2012.- № 3 (92).- С.38-44.
3. Герт В. А. Проблема субъектности в современном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 4.
4. Зеер Э. Ф, Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.- метод. пособие.- Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-т, 1999.- 245 с.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
51