Научная статья на тему 'Модель определения рациональной роли члена команды проекта'

Модель определения рациональной роли члена команды проекта Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
294
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ролевая структура команды проекта / критический процесс / психологическая структура личности / профессионально важные качества личности.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — В. А. Рач, Г. С. Черепаха

Выделены основные характеристики проекта, влияющие на формирование психологических требований к членам команды проекта. Разработан механизм формирования рационального набора психологически важных качеств личности для работы в команде проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL ALLOWED TO SPECIFY THE RATIONAL ROLE OF A PROJECT TEAM MEMBER

Basic characteristics of a project influencing the psychological requirements for the project team members are emphasized. The mechanism of forming the rational set of personal qualities psychologically significant for successful team work within the project is developed.

Текст научной работы на тему «Модель определения рациональной роли члена команды проекта»

Рач В.А. Модель определения рациональной роли члена команды проекта / В.А. Рач, Г.С. Черепаха // УправлЫня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. -Луганськ: вид-во СНУ iM. В.Даля, 2003. - № 3(7).- C.70-79._

УДК 65.01

В.А. Рач, Г.С. Черепаха

МОДЕЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ЧЛЕНА КОМАНДЫ ПРОЕКТА

Выделены основные характеристики проекта, влияющие на формирование психологических требований к членам команды проекта. Разработан механизм формирования рационального набора психологически важных качеств личности для работы в команде проекта. Рис. 3, табл. 1, ист. 12.

Ключевые слова: ролевая структура команды проекта, критический процесс, психологическая структура личности, профессионально важные качества личности.

В.А. Рач, Г.С. Черепаха

МОДЕЛЬ ВИЗНАЧЕННЯ РАЦ1ОНАЛЬНО1 РОЛ1 ЧЛЕНА КОМАНДИ ПРОЕКТУ

Визначен основы характеристики проекту, яю впливають на формування психолопчних вимог до члеыв команди проекту. Розроблено мехаызм формування рацюнального набору психолопчно важливих якостей особи для роботи у командi проекту. Рис. 3, табл. 1, дж. 12.

V.A. Rach, G.S. Cherepaha

MODEL ALLOWED TO SPECIFY THE RATIONAL ROLE OF A PROJECT TEAM MEMBER

Basic characteristics of a project influencing the psychological requirements for the project team members are emphasized. The mechanism of forming the rational set of personal qualities psychologically significant for successful team work within the project is developed.

Постановка проблемы в общем виде. В настоящее время практически не исследована зависимость эффективности проявления тех или иных психологических качеств членов команды проекта от типа проекта и условий его реализации. Более того, набор психологически важных качеств для команды проекта описан нечётко. Отсутствие механизма определения психологической готовности личности к работе в условиях конкретного проекта и выполнению определённой роли в команде проекта существенно снижает эффективность подбора команды. А это приведёт к снижению качества выполнения проекта.

Анализ последних исследований и публикаций. В управлении проектами описания профессионально важных качеств для выполнения определённых ролей в команде формулируются очень кратко [1], [2] и не подкрепляются диагностическими методиками, хотя существует целый ряд работ, описывающих психологические критерии выбора руководителя проекта. Однако часть даже этих описаний содержит комплексные характеристики, которые требуют опосредованной оценки, основанной на опыте совместной работы, а на практике

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

1

часто оцениваемые интуитивно (например, "эффективное лидерство" или "социальный интеллект" [3]). Другая же часть работ направлена на создание методик диагностики психологической готовности к управлению проектами вообще [1]. Формирование же набора диагностируемых характеристик личности основывается на принципе необходимости и не учитывает принцип достаточности, что приводит к игнорированию компенсаторных возможностей личности.

Целью данной статьи является разработка модели определения рациональной роли личности в команде проекта. Основными заданиями работы являются:

- определение основных характеристик проекта, влияющих на формирование требований к психологическим качествам членов команды проекта;

- разработка механизма формирования оптимального набора психологически важных качеств личности для работы в команде проекта;

- конкретизация поля деятельности и основных требований к психологическим качествам претендента для конкретных ролей в команде проекта и разных типов проектов.

Изложение основного материала исследования. Процесс формирования механизма определения рациональной роли личности в команде проекта предполагает использование в качестве входящей информации концептуальной модели структуры личности, ролевой структуры команды проекта и классификации проектов по характеру влияния на требования к психологическим качествам членов команды. Графически механизм определения рациональной роли личности в команде проекта может быть представлен таким образом (рис. 1):

Рис. 1. Формирование механизма определения рациональной роли личности

в команде проекта

Процесс определения требований к психологически важным качествам членов команды проекта в свою очередь предполагает такие этапы:

- формирование набора профессионально важных качеств личности для выполнения определённой роли в команде проекта;

- определение требований к степени выраженности профессионально важных качеств личности;

- формирование подборки тестов для оценки профессионально важных качеств личности;

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

- определение оптимальных значений выраженности профессионально важных качеств личности (оценка в баллах, на основе выбранных тестов);

- определение компенсационного эффекта при взаимном влиянии сочетаний психологических характеристик;

- определение допустимого диапазона выраженности профессионально важных качеств личности.

Психологическая готовность личности к работе в команде проекта в наибольшей степени зависит от направленности проекта (сферы деятельности, в которой реализуется проект и непосредственно от продукта проекта), а также условий его реализации. По признаку "продукт проекта" можно выделить проекты, направленные:

- на создание либо изменение существующих технологий;

- на создание либо преобразование материального объекта (на основе существующих технологий);

- на создание либо изменение структуры организации, или методов или формальных механизмов деятельности социальных систем;

- на создание новых услуг или изменение методов управления коллективом (что подразумевает ориентацию на психологическую реакцию людей).

Условия реализации проекта обуславливают тип критического процесса в данном проекте. Критическим процессом будем называть один из процессов управления проектом, качество реализации которого в наибольшей степени влияет на успех всего проекта. Критическим процессом в проекте может быть процесс: управления интеграцией, управления содержанием, управления временем, управления качеством, управления стоимостью, управления командой проекта, управления коммуникациями, управления рисками, управления закупками.

Так, в зависимости от направленности (результата) проекта, критического процесса и предполагаемой роли в команде проекта можно конкретизировать требования к деятельности членов команды проекта и определить психологические критерии их подбора. Графически это можно представить в виде трехмерной матрицы (рис. 2).

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

3

Критический процесс

Функциональные роли в команде у проекта [2] <

V

председатель

завершающим

генератор идем

добытчик

критик

оформитель

опора команды

Продукт проекта

Рис. 2. Рамочная модель для структуризации требований к членам команды проекта

В качестве основы формирования набора профессионально важных качеств члена команды проекта была принята системная модель психологической структуры личности, описанная в работе [4]. С учётом целей данной работы описание психологической структуры личности было расширено путём определения принадлежности психологических качеств личности её психологическим подструктурам. Основания такой классификации психологических качеств были также заложены в работе [4], однако не все свойства личности в описанной модели являются элементарными и поддаются непосредственной диагностике, что потребовало существенной корректировке модели психологической структуры личности. Разработанная в рамках данной статьи модель графически представлена пространственной фигурой, состоящей из двух встроенных пирамид, для которых одна из вершин совместная, а другие лежат в одной плоскости основания (рис. 3). Вершины пирамид представляют собой семь базовых психологических подструктур личности. Рёбра пирамид и линии соединения вершин двух пирамид представляют психологические качества личности, которые поддаются непосредственной диагностике. Именно они являются показателями, которые использованы для формирования критериев подбора членов команды проекта. В таблице 1 даны определения этих показателей и указаны психологические подструктуры личности, которые им соответствуют (приведены буквенные обозначения вершин пирамид на рис. 3, соответствующие определённым подструктурам личности).

т

н

о

и

б

а

ъ

л

о

е

ь

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

Таблица 1

Наименование показателя Связь между вершинами Определение показателя

1 2 3

Рациональность -иррациональность „5"-„6" Рациональность предполагает высокую эмоциональную стабильность, способность к управлению своим состоянием, стабильную работоспособность. Иррациональность характеризуется высокой зависимостью эмоционального состояния от внешней среды и сильными колебаниями работоспособности

Экстраверсия -интроверсия „1"-„6" Характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира [5]

Сенсорика ощущений „1"-„5" Способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о существовании некоторых объектов в пространстве, их качественных характеристиках [6]

Волевая сенсорика „2"-„5" Склонность овладевать всё новыми и новыми объектами, завоёвывать пространство; проявлять волю, настойчивость, твёрдость, уметь перемещаться в новом пространстве, ориентироваться в нём [7]

Этика отношений „3"-„6" Способ получения информации об отношениях между людьми. Причём отношениях внешних, объективных, долговременных, малоподверженных изменению под воздействием сиюминутного эмоционального состояния [81

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

5

1 2 3

Этика эмоций „3"-„7" Способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о внутреннем энергетическом потенциале (эмоциональных состояниях) по отношению к внешним воздействиям [6]

Структурная логика (логика отношений) „2"-„4" Способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о механизме взаимодействия объектов (людей), об устройстве и закономерностях объективного мира [6]

Деловая логика „4"-„5" Включает в себя не всю совокупность сведений об устройстве или функционировании объекта, а только ту их часть, которая ценна и полезна, приносит какой-то материальный эффект [8]

Интуиция времени „3"-„7" Способ, благодаря которому человек воспринимает информацию об изменении объектов во времени [6], умение соотносить временные отрезки, делать прогноз, улавливать динамику событий и с учётом этого формировать стратегию действий [716]

Интуиция возможностей (интуиция способностей) „1"-„7" Заключает в себе сведения о внутренних, скрытых возможностях объектов и явлений. Это информация о заложенном в объект естественном потенциале, о внутренней сути, возможностях и перспективах [8]

Адаптивность „1"-„3" Тенденция соответствия между целями и результатами активности [5]; представляет способность гибко реагировать на изменения среды, формируя оптимальную линию поведения для достижения целей в сложившихся условиях

Креативность „4"-„7" Способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Среди способностей интеллектуальных она выделена в особый тип [9]

Критичность мышления „3"-„4" Склонность к аналитической проверке выдвигаемых утверждений. Определяет степень самостоятельности мышления

Локус контроля „1"-„2" Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля) [10]

Масштаб мышления „1"-„4" Качество мышления, определяющее преимущественную ориентацию на формирование глобального видения ситуации (с низким уровнем детализации), либо на тщательную проработку деталей (с возрастанием фрагментарности мышления)

Ориентация на изменения „4"-„6" Характеристика стиля деятельности, определяющая предпочтение высокой стабильности условий деятельности (ориентация на медленные изменения), либо быстрого развития ситуации и гибкого ситуационного реагирования на возникающие риски (ориентация на быстрые изменения)

Самоконтроль „2"-„3" Осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека [5]

Созидательность „5"-„7" Склонность к проявлению творчества в деятельности с целью гармонизации изменяемого объекта

Устойчивость приоритетов „3"-„5" Отражает степень сформированности мотивационной сферы личности и её устойчивость относительно ситуационных колебаний внешней среды

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

1 2 3

Уровень притязаний „2"-„7" Характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я) [10]. .. .Цель характеризуется не только содержанием, но и уровнем (какой результат мне нужен - высокий или низкий, какое качество исполнения меня удовлетворит [11])

Стабильность „2"-„6" Пассивное понимающее поведение в благоприятной обстановке, желание соблюдать status quo [12]

Таким образом, структура личности может быть описана при помощи психологических характеристик, поддающихся непосредственной диагностике (тестированию) и являющихся элементарной базой для определения комплексных психологических понятий (например, таких как стиль лидерства).

Для формирования набора психологически важных качеств личности, соответствующих определённой роли в команде проекта, необходимо определить основные функции в проекте, соответствующие данной роли в данных условиях реализации проекта. Рассмотрим этот процесс на примере роли председателя проекта (краткие характеристики ролей в команде проекта приведены в работе [2]).

1. Требуемые качества роли "председатель" для любых критических процессов - масштабность мышления, деловая логика, интуиция возможностей, внутренний локус контроля; кроме того, для проектов с продуктом "структура" -этика отношений, и с продуктом "люди" - этика эмоций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Критический процесс - управление содержанием (приоритет -инновационность).

Функции председателя: выбор стратегии реализации проекта, детальное описание продукта проекта, планирование содержания проекта.

Требуемые качества: для всех типов проектов - логика отношений, ориентация на изменения, волевая сенсорика (ориентация на достижения); кроме того, для проектов с продуктом "люди" - этика отношений.

3. Критический процесс - управление временем (приоритет - срочность).

Функции председателя: согласование с заказчиком временных рамок

проекта, календарное планирование проекта, управление изменениями календарного графика.

Требуемые качества: для всех типов проектов - интуиция времени, критичность мышления, логика отношений, волевая сенсорика (властность), последовательность, организованность, адаптивность.

4. Критический процесс - управление стоимостью (приоритет - быстрая окупаемость).

Функции председателя: утверждение и корректировка бюджета проекта, обеспечение финансирования проекта, распределение ресурсов в проекте.

Требуемые качества: для всех типов проектов - логика отношений, критичность мышления, волевая сенсорика (властность), последовательность, организованность.

5. Критический процесс - управление качеством (приоритет - качество продукта).

Функции председателя: определение критериев качества проекта, корректирующее воздействие по обеспечению качества реализации проекта.

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

7

Требуемые качества: для всех типов проектов - критичность мышления, логика отношений, ориентация на изменения, волевая сенсорика (ориентация на достижения), последовательность, организованность; кроме того, для проектов с продуктом "технология" - интуиция времени и сенсорика ощущений (в меньшей степени), и с продуктом "материальный объект" - сенсорика ощущений. Более масштабное мышление для проектов с продуктами "технология" и "структура", более детальное мышление - для проектов с продуктами "материальный объект" и "люди".

6. Критический процесс - управление командой (приоритет - люди).

Функции председателя: подбор команды, распределение обязанностей и

ответственности, координация и стимулирование деятельности, решение позиционных конфликтов, лидерство.

Требуемые качества: для всех типов проектов - этика эмоций, этика отношений, критичность мышления, экстравертность, волевая сенсорика (властность), адаптивность, самоконтроль, рациональность; кроме того, для проектов с продуктами "технология" и "структура" - логика отношений.

7. Критический процесс - управление коммуникациями (приоритет -информация).

Функции председателя: создание эффективной системы передачи информации в проекте, анализ и корректирование хода выполнения проекта.

Требуемые качества: для всех типов проектов - логика отношений, этика отношений, организованность, ориентация на изменения, последовательность, адаптивность; кроме того, для проектов с продуктами "технология" и "материальный объект" - сенсорика ощущений.

8. Критический процесс - управление рисками (приоритет -неопределённость).

Функции председателя: разработка плана управления риском, создание и использование резервов, управление изменениями в проекте, оперативное реагирование на рисковые события.

Требуемые качества: для всех типов проектов - ориентация на изменения, интуиция времени, критичность мышления, самоконтроль, адаптивность, волевая сенсорика (ориентация на достижения), созидательность; кроме того, для проектов с продуктами "технология" и "структура" - логика отношений.

9. Критический процесс - управление закупками (приоритет - ресурсы).

Функции председателя: планирование закупок, распределение средств,

заключение и закрытие контрактов.

Требуемые качества: для всех типов проектов - критичность мышления, ориентация на изменения, волевая сенсорика (властность), организованность; кроме того, для проектов с продуктами "материальный объект" и "люди" -сенсорика ощущений, с продуктом "технология" - логика отношений.

10. Критический процесс - управление интеграцией (приоритет -координация действий).

Функции председателя: разработка плана проекта, распределение полномочий в проекте, управление изменениями в проекте, проведение согласований с заказчиком проекта.

Требуемые качества: для всех типов проектов - ориентация на изменения, логика отношений, волевая сенсорика (ориентация на достижения, властность), интуиция времени, организованность, последовательность; кроме того, для проектов с продуктом "технология" и "материальный объект" - сенсорика ощущений.

Аналогично определяются психологически важные качества для других ролей в команде проекта. Так, для роли "генератор идей" для любых критических

8

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

процессов требуемые психологические качества включают креативность, созидательность, интуицию возможностей, ориентацию на изменения, деловую логику.

При формировании набора психологически важных качеств личности целесообразно использовать методы определения типа личности, разработанные в соционике (первые 10 характеристик в таблице 1), преимуществом которых является высокая степень исследованности. Однако выделение наиболее приспособленных к управлению проектами типов личностей требует значительного пересмотра. В работе [1] выделено 4 типа личностей с выраженной склонностью к управлению проектами, причём критерием отбора явилась выраженность рациональности и преобладание сенсорики над интуицией. При более детальном исследовании требований к психологическим характеристикам личности было выявлено, что для председателя в проекте наиболее существенными характеристиками (для всех типов проектов и любых критических процессов) являются деловая логика, волевая сенсорика и интуиция возможностей, а сенсорика ощущений для председателя проекта несущественна. Не менее значимыми для председателя проекта являются такие характеристики, как масштаб мышления (способность формирования общего видения ситуации в проекте) и внутренний (интернальный) локус контроля. В то же время для генератора идей наиболее существенными характеристиками являются интуиция возможностей и деловая логика, а выраженность сенсорных качеств для разных критических процессов колеблется от несущественности до нежелательности.

При рассмотрении влияния направленности (результата) проекта на требования к психологическим характеристикам членов команды выявлено соответствие выраженности характеристик "логика отношений" и "этика отношений" проектам, направленным на создание или изменение организационных структур, "этика эмоций" и "этика отношений" - проектам, направленным на создание психологического эффекта в коллективах, "сенсорика ощущений" и "логика отношений" - проектам, направленным на создание или изменение материальных объектов, "логика отношений", "интуиция времени" и "интуиция возможностей" - проектам, направленным на создание или изменение технологий. Однако характеристики, связанные с мышлением, от направленности проекта практически не зависят.

В зависимости от критического процесса также изменяются требования к психологическим характеристикам личности, что можно пронаблюдать на примере управления временем ("интуиция времени", "критичность мышления") и управления качеством (выраженность характеристик "сенсорика ощущений", "интуиция возможностей", "логика отношений").

Таким образом, гипотеза о влиянии типа проекта, критического процесса в проекте и роли в команде проекта на требования к выраженности профессионально важных качеств личности при подборе команды получила первое подтверждение. Однако в рамках данной работы не была исследована корреляция между психологически важными качествами личности, возможность компенсационного эффекта при проявлении определённых сочетаний психологических характеристик и, вследствие этого, не сформирован оптимальный набор психологических критериев оценки членов команды проекта, что определяет перспективные направления дальнейшей работы.

Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших исследований. Описанная в статье концептуальная модель определения рациональной роли личности в команде проекта является основой для разработки алгоритма процедуры психологического тестирования претендентов

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

9

при подборе команды проекта и определения наиболее рациональных функций для членов команды проекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушуев С.Д., Морозов В.В. Динамiчне лщерство в управлшш проектами: Монографiя.-К.: УкраТнська асоцiацiя управлiння проектами, 1999. - 312 с.

2. Проблемы формирования проектной команды. Глава из книги Эдварда Йордана "Путь камикадзе". - www.aproject.ru, - Дата захода на сайт - 9.05.2002 г.

3. Бушуев С.Д., Морозов В.В. Динамiчне лщерство в управлшш проектами: Монографiя.-К.: УкраТнська асоцаця управлшня проектами, 1999. - 312 с. Цитировано по Ладанов И.Д. Практический менеджмент. В 3-х частях. - М., 1992.

4. Богданов В.Б. Системологическое моделирование личности в социальной психологии.

- Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987. - 144 с.

5. Краткий психологический словарь. - под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. -Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998. - 512 с.

6. Молодцов А.В. Практикум по прикладной соционике. Часть I. Основные понятия соционики. Методы анализа личности. - К.: МЗУУП, 1992. - 98 с.

7. Иванов Ю.В. Деловая соционика. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2001. -184 с.

8. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Соционика для руководителя. Книга 2. Основы социоанализа. - К.: МЗУУП, 1993. - 128 с.

9. Словарь практического психолога. - сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. -800с.

10. Психология. Словарь. - под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат. - 1990. - 494 с.

11. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. Том 16. - 1995 г.

- № 2. - С. 27-41.

12. Захарова Е. Система Томаса как эффективный инструмент управления персоналом // Персонал. - 2002 г. - № 10. - С. 76-81.

Стаття надмшла до редакцп 16.06.2003 р.

10

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.