Научная статья на тему 'Модель обучения лексической стороне речи на основе знаково-символических средств в начальной школе'

Модель обучения лексической стороне речи на основе знаково-символических средств в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ / THE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE VOCABULARY / МОДЕЛЬ / MODEL / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / MODEL COMPONENTS / ОБОБЩЕНИЕ / SYNTHESIS / ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / SYMBOLIC TOOLS / КОДИРОВАНИЕ/ДЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ / CODING/DECODING INFORMATION / YOUNGER SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кручинина Г. А.

В статье описана модель формирования иноязычных лексических навыков на основе знаково-символических средств. Знаки и символы помогают младшим школьникам абстрагироваться от предметной среды; зафиксировать за определенным знаком не только название объекта, выраженного словом, но и установить связи между объектами, изобразив их схематично. Учащимся начальной школы необходимо усвоить большой объем лексических единиц, несмотря на то что их когнитивные возможности ограниченны. Автор отмечает, что создание и использование комплекса знаково-символических средств способствует быстрому запоминанию лексических единиц, развитию умений кодировать и декодировать полученную информацию, созданию когнитивных образов слов и когнитивных схем их запоминания. Системное использование знаково-символических средств ведет к прочному усвоению лексики и формированию ментального лексикона. Работа с младшими школьниками по овладению лексическим материалом опирается на возможности семиотической и знаково-символической функций языка. Без них было бы невозможно сделать обобщение и закрепить за знаком определенное значение. Созданная модель учитывает ранее созданные методики обучения иностранному языку и привносит новое в качестве использования знаково-символических средств для мотивации учебной, познавательной и речевой деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кручинина Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying model of lexical part of speech on the basis of symbolic means in primary school

The article describes the model of formation of foreign language vocabulary skills based on a symbolic means. Signs and symbols help younger students to abstract away from the subject environment; to commit not only the name of the object expressed by the word for a certain sign, but also to establish relationships between objects, depicting them schematically. Primary school children need to learn a large amount of lexical units, despite the fact that their cognitive abilities are limited. Creating and using complex of symbolic tools promote rapid memorization of lexical units, the development of skills to encode and decode the received information, the creation of cognitive images of words and cognitive schemas remember them. Systematic use of symbolic tools leads to strong absorption of vocabulary and the formation of the mental lexicon. Working with younger students on the use of lexical material relies on the ability of the semiotic and symbolic functions of language. Without them it would be impossible to generalize and to secure the sign of a certain value. The model takes into account the previously established methodology of foreign language teaching and brings new as the use of symbolic tools to motivate learning, cognitive and language activities for students.

Текст научной работы на тему «Модель обучения лексической стороне речи на основе знаково-символических средств в начальной школе»

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

Г.А. Кручинина, ст. преподаватель, кафедра теории и практики иностранных языков и лингводидактики, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Россия, [email protected]

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье описана модель формирования иноязычных лексических навыков на основе знаково-символических средств. Знаки и символы помогают младшим школьникам абстрагироваться от предметной среды; зафиксировать за определенным знаком не только название объекта, выраженного словом, но и установить связи между объектами, изобразив их схематично. Учащимся начальной школы необходимо усвоить большой объем лексических единиц, несмотря на то что их когнитивные возможности ограниченны. Автор отмечает, что создание и использование комплекса знаково-символических средств способствует быстрому запоминанию лексических единиц, развитию умений кодировать и декодировать полученную информацию, созданию когнитивных образов слов и когнитивных схем их запоминания. Системное использование знаково-символических средств ведет к прочному усвоению лексики и формированию ментального лексикона. Работа с младшими школьниками по овладению лексическим материалом опирается на возможности семиотической и знаково-символической функций языка. Без них было бы невозможно сделать обобщение и закрепить за знаком определенное значение. Созданная модель учитывает ранее созданные методики обучения иностранному языку и привносит новое в качестве использования знаково-символических средств для мотивации учебной, познавательной и речевой деятельности учащихся.

Ключевые слова: младший школьник, обучение иноязычной лексике, модель, компоненты модели, обобщение, знаково-символические средства, кодирование/декодирование информации.

Обучение иностранному языку в начальной школе получило в настоящее время широкое распространение. Предмет «Иностранный язык» предполагает не только освоение иноязычной лексики и грамматики, но и приобщение младшего школьника к новому социальному опыту: знакомство со сверстниками из других стран и их интересами, а также миром зарубежной литературы, детским фольклором и другими доступными образцами культуры. Несмотря на ограниченные когнитивные возможности учащихся, от них требуется запоминание большого объема лексических единиц и использование их в речи.

Проанализировав работы ученых по речевой деятельности (Е.Д. Божович, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Л.Р. Лу-рии), мы пришли к выводу о важности функций языка и сознания в становлении речи. Особое значение, на наш взгляд, имеют семиотическая и знаково-символическая функции.

Учебная деятельность по освоению иностранного языка предполагает использование определенных алгоритмов действий для достижения цели. По замечанию И.Л. Бим, цель, содержание и методы обучения иностранному языку находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. В пере-

т

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

численных выше категориях фиксируются наши знания о предмете. Они позволяют смоделировать и предвосхитить ход учебного процесса1.

С помощью создава- -

емых моделей, по словам А.Н. Шамова, «можно иллюстрировать ту или иную область знаний, наблюдать за процессом становления речевых навыков и умений, проводить мониторинг про- : цесса развития языковых и речевых способностей обучаемых»2.

Анализ теоретических положений процесса моделирования и в частности модели по формированию лексических навыков и компетенций позволил нам создать новую модель обучения лексической стороне речи на основе знаково-символических средств. Данная модель предполагает использование таких средств, как эффективный способ запоминания и извлечение из памяти необходимых лексических единиц в определенном контексте. Учет психологических особенностей младших школьников, определение стратегий формирования лексических навыков, использование комплекса знаково-символических средств позволили смоделировать обучение лексическим навыкам.

Модель обучения состоит из следующих компонентов: а) целевого; б) содержательного; в) концептуального; г) технологического; д) результативного. Все компоненты связаны между собой и направлены на достижение результата. Целевой компонент включает в себя постановку цели и определяет задачи для -

ее достижения. Сод ер -жательный компонент определяется подходами и учетом содержания обучения иностранному языку в начальной школе. Общеметодические, общедидактические и специальные принципы формируют концептуальный компонент предлагаемой модели. К технологическому компоненту относятся стратегии обучения лексике, разработанные на основе принципов, приемов

Учитель играет роль не только источника информации. Постепенно он становится руководителем и помощником в процессе взаимодействия учащихся между собой.

Спецификой иностранного языка является его практическая направленность, она тесно связана с наиболее привлекательными для младшего школьника видами деятельности, а именно: художественно-эстетической и игровой.

обучения и упражнений на усвоение лексических единиц. Результатом предлагаемой модели является использование знаково-символических средств в обучении иностранному языку для формирования лексических навыков разных видов в соответствии с требованиями ФГОС и программой для 2—4 классов. Цель, задачи, подходы, принципы = и приемы представлены в модели на рис. 1.

Представленная модель предполагает взаимодействие учителя и учеников для достижения положительных результатов в поставленной цели. Учитель играет роль не только источника информации. Постепенно он становится руководителем и помощником в процесс взаимодействия учащихся между собой. Особенностью предлагаемой модели является неоценимая роль учителя в создании учебного стиля учащегося, то есть индивидуального способа переработки информации в учебной деятельности. Основная задача учителя — научить учиться.

Спецификой иностранного языка является его практическая направленность, она тесно связана с наиболее привлекательными видами деятельности для младшего школьника, а именно: художественно-эстетической и игровой. Названные виды деятельности носят знаково-символический характер и требуют формирования навыков и умений в работе с ними. Существует множество классификаций знаково-символи-- ческих средств: философская, лингвистическая, семиотические, психологические, семантические и др. При анализе классификаций К. Бюлера, М.В. Гамезо, Н.Г. Салминой предлагается разделить знако-во-символические средства в работе по овладению иностранным языком на вербальные и невербальные. К невербальным средствам относятся картинки, схемы, условные обозначения, геометрические фигуры, диаграм-

Цель

Использование знаково-символических средств с целью формирования лексических навыков

Задачи

1. Сформировать навыки работы с знаково-символическими средствами

2. Познакомить с основными лексическими категориями

3. Закрепить и отработать способы словообразования

4. Развивать когнитивные способности, используя знаково-символические средства

5. Сформировать умение строить высказывания с опорой на знаково-символические средства

6. Сформировать умение самостоятельно создавать знаковые и символические опоры для иноязычных высказываний

7. Развить способность к взаимодействию в группе (в парах, с учителем) на основе сформированных лексических навыков

Подходы

=>

Содержание

Компетентностный Социокультурный Когнитивный Коммуникативный

-4. ^

- лингвистический - психологический - методологический

Принципы обучения лексической стороне речи

1) опора на дидактико-методические возможности функций изучаемого языка; 2) учет психолого-физиологических особенностей; 3) опора на познавательную и коммуникативную мотивацию; 4) принцип адекватности знаково-символических средств задачам по овладению иноязычным словом; 5) поэтапное формирование лексических действий и операций; 6) принцип системообразующей роли лексики; 7) принцип лексического опережения в языковом образовании обучаемых

Стратегии обучения лексике

> Создание когнитивного образа слова

> Создание языковых категорий

> Создание лексического концепта

> Игровое взаимодействие

> Создание учебного стиля

Приемы и уп ражнения обучения лексике

1. Семантизация и систематизация лексического материала

2. Тренировка лексического материала

3. Творческое применение знаково-символических средств

4. Обобщение и повторение лексики

5. Контроль усвоения лексического материала

Интегрирование

знаково-символических средств в учебный процесс по иностранному языку

Уровень формирования лексических навыков разных видов в соответствии с требованиями ФГОС и программой для 2-4 классов

Рис. 1. Модель формирования лексических навыков на основе знаково-символических средств

мы, рисунки в стиле кроки. К вербальным — звуки, слова, словосочетания, предложения, планы. Особое место в процессе обучения, на наш взгляд, занимает моделирование ситуации как связующее звено вербальных и невербальных средств. Обозначение наглядности языковыми знаками, овладение внутренними связями между обозначаемым

и обозначающим, фиксирование речевого опыта средствами моделирования способствует формированию ментального лексикона.

Успешное овладение лексическим материалом обеспечивается в первую очередь семантизацией и систематизацией лексических единиц (использование наглядности,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 2. Пример задания для школьников

A E I O Y

P a g m s y

T b h n t z

G c i o u

S d i P v

M e k q w

B f l r x

You and your classmates decide to have a picnic. You have a list of products to buy but you must decode it. TA PA TI PA TI PA PO GI BI PA TI PE MA PO SE GO GE GA MA TA BI MA PA SA MO PA TO MA BI TO GI PI PA TO GI MA PO GA GO GA GO PI TA MA BI PO

схем, условных обозначений). Деятельность со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование) способствует прочному овладению лексикой и созданию собственных моделей по организации материала.

Так, например, учащимся предлагается раскодировать название продуктов, которые они возьмут на пикник (иллюстрация задания представлена на рис. 2).

Задание повышает мотивацию, способствует запоминанию алфавита, правильно -му написанию слов, учит одному из способов кодировать/декодировать информацию. Учащимся предлагается создать свою систему кода и закодировать место пикника.

При использовании в работе различных видов знаков и символов происходит процесс формирования теоретического мышления учащихся. В процессе работы со зна-ково-символическими средствами младшие школьники учатся применять такие сред-

ства в разных видах деятельности (учебной, игровой, художественно-эстетической).

Упражнения на обобщение и повторение лексики являются необходимым условием прочного усвоения лексических единиц и применения их в целях решения коммуникативных задач.

Например, освоив значения слов basketball, hockey, football, skating, учащиеся объединяют их одним словом «sport», как это показано на рис. 3.

Опираясь на рисунок, учащиеся не только запоминают отдельные слова, но и могут воспроизвести предложения по изученной теме и составить монологическое высказывание.

Таким образом, можно сделать вывод, что языковой знак является как средством обозначения (закрепления значения за определенным знаком), так и средством обеспечения речемыслительного процесса. В свою очередь, модель обучения лексиче-

HOCKEY BASKETBALL

Рис. З. Иллюстрация к заданию для школьников

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Ц

ским навыкам на основе знаково-символи-ческих средств способствует прочному усвоению лексического материала и выхода его в речь, а также повышению мотивации, развитию теоретического мышления учащихся. Навыки в работе с моделями, схемами, условными обозначениями, формирующиеся на занятиях по иностранному языку, вербализация знаков и символов могут быть активно использованы в дальнейшей учебной и познавательной деятельности. ^

Литература

1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. С. 87.

2. Шамов А. Н. Моделирование учебного процесса по овладению лексической стороной иноязычной речи. // Иностранные языки в школе. 2014. № 2. С. 2-10.

3. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С. 117.

STUDYING MODEL OF LEXICAL PART OF SPEECH ON THE BASIS OF SYMBOLIC MEANS IN PRIMARY SCHOOL

G. A. Kruchinina, senior lecturer, the department of theory and practice of foreign languages and linguistic didactics, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia,

[email protected]

The article describes the model of formation of foreign language vocabulary skills based on a symbolic means. Signs and symbols help younger students to abstract away from the subject environment; to commit not only the name of the object expressed by the word for a certain sign, but also to establish relationships between objects, depicting them schematically. Primary school children need to learn a large amount of lexical units, despite the fact that their cognitive abilities are limited. Creating and using complex of symbolic tools promote rapid memorization of lexical units, the development of skills to encode and decode the received information, the creation of cognitive images of words and cognitive schemas remember them. Systematic use of symbolic tools leads to strong absorption of vocabulary and the formation of the mental lexicon. Working with younger students on the use of lexical material relies on the ability of the semiotic and symbolic functions of language. Without them it would be impossible to generalize and to secure the sign of a certain value. The model takes into account the previously established methodology of foreign language teaching and brings new as the use of symbolic tools to motivate learning, cognitive and language activities for students.

Key words: younger schoolchild, the teaching of foreign language vocabulary, model, model components, synthesis, symbolic tools, coding/decoding information.

References

1. Bim I.L. Metodika obucheniia inostrannym iazykam kak nauka i problemy shkol'nogo uchebnika [Methods of teaching foreign languages as a science and the problems of school textbook]. Moscow, Russkii iazyk Publ., 1977. 288 p.

2. Shamov A. N. Modelirovanie uchebnogo protsessa po ovladeniiu leksicheskoi storonoi inoiazychnoi rechi

[Modeling the learning process, focusing on the lexical side of foreign language speech]. Inostrannye iazyki v shkole — Foreign languages in the secondary school, 2014, no. 2, pp. 2—10.

3. Salmina N.G. Znak i simvol v obuchenii [Sign and symbol in training]. Moscow, Izd -vo Mosk. un-ta Publ., 1988. 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.