Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕГИОНО-, СТРАНОВЕДОВ'

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕГИОНО-, СТРАНОВЕДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регионоведение и страноведение / комплекс дисциплин / междисциплинарность / инновация при подготовке регионоведов / модель «2 + 2 + 2» / regional and national studies / set of disciplines / interdisciplinarity / innovation in training of regional studies / 2+2+2 model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Янь, Лю Хуэй, Ли Фанлей

В статье даётся обзор ряда работ русских и китайских ученых, затрагивающих вопросы о подготовки регионо-, страноведов и развитии дисциплины «регионоведение и страноведение». Рассматривается чрезвычайно важная роль регионо- и страноведов в удовлетворении потребностей в социальном развитии. Изучаются инновации и модель образования в процессе подготовки регионо- и страноведов. Даётся особенность дисциплины «Регионоведение и страноведение» – комплексные и междисциплинарные характеристики, которые добавляют немало трудностей в процесс образования. Обосновывается актуальность и необходимость подготовки регионо-, страноведов как важной части в системе подготовки международных кадров. Многолетняя практика преподавания дала возможность понять, что успешное обучение может реализоваться с помощью модели образования «2 + 2 + 2», т. е. два практических исследования + два комплекса предметно-ориентированного обучения + две конкретные темы. Выводы, полученные авторами, позволяют конкретизировать направление дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF EDUCATION IN TEACHING REGIONAL AND COUNTRY STUDIES

The article provides an overview of works by Russian and Chinese scientists dealing with the issues of the training regional-country studies and the development of the discipline “Regional and Country Studies.” The extremely important role of regional studies in meeting the needs of social development is considered. The article examines innovations and the model of education in the process of training regional and country researchers. The discipline “Regional and Country Studies” is characterized by complex and interdisciplinary features that add a lot of difficulties to the educational process. The article substantiates relevance and necessity of training regional specialists as an important part in the system of training international personnel. Long-term teaching practice has made it possible to understand that successful learning can be realized with the help of an education model “2+2+2”, which means two practical studies + two sets of subject-oriented learning + two specific topics. The conclusions obtained by the authors allow us to specify the direction of further research.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕГИОНО-, СТРАНОВЕДОВ»

УДК 372.8

Zhang Yan, PhD (Philology), Dean of the Russian Language Faculty, Xi'an Shiyou University (Xi'an, China), Email: 464559263@qq.com

Liu Hui, Professor, Vice President of the Foreign Languages Institute, Xi'an Shiyou University (Xi'an, China), E-mail: 460880536@qq.com

Li Fanglei, MA, Xi'an Shiyou University (Xi'an, China), E-mail: 64571091@qq.com

A MODEL OF EDUCATION IN TEACHING REGIONAL AND COUNTRY STUDIES. The article provides an overview of works by Russian and Chinese scientists dealing with the issues of the training regional-country studies and the development of the discipline "Regional and Country Studies." The extremely important role of regional studies in meeting the needs of social development is considered. The article examines innovations and the model of education in the process of training regional and country researchers. The discipline "Regional and Country Studies" is characterized by complex and interdisciplinary features that add a lot of difficulties to the educational process. The article substantiates relevance and necessity of training regional specialists as an important part in the system of training international personnel. Long-term teaching practice has made it possible to understand that successful learning can be realized with the help of an education model "2+2+2", which means two practical studies + two sets of subject-oriented learning + two specific topics. The conclusions obtained by the authors allow us to specify the direction of further research.

Key words: regional and national studies, set of disciplines, interdisciplinary, innovation in training of regional studies, 2+2+2 model

Чжан Янь, канд. филол. наук, декан факультета русского языка института иностранных языков Сианьского нефтяного университета, г. Сиань,

E-mail: 464559263@qq.com

Лю Хуэй, проф., зам. директора института иностранных языков Сианьского нефтяного университета, г. Сиань, E-mail: 460880536@qq.com

Ли Фанлей, магистр, Сианьский нефтяной университет, г. Сиань, E-mail: 64571091@qq.com

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕГИОНО-, СТРАНОВЕДОВ

В статье даётся обзор ряда работ русских и китайских ученых, затрагивающих вопросы о подготовки регионо-, страноведов и развитии дисциплины «регионоведение и страноведение». Рассматривается чрезвычайно важная роль регионо- и страноведов в удовлетворении потребностей в социальном развитии. Изучаются инновации и модель образования в процессе подготовки регионо- и страноведов. Даётся особенность дисциплины «Регионоведение и страноведение» - комплексные и междисциплинарные характеристики, которые добавляют немало трудностей в процесс образования. Обосновывается актуальность и необходимость подготовки регионо-, страноведов как важной части в системе подготовки международных кадров. Многолетняя практика преподавания дала возможность понять, что успешное обучение может реализоваться с помощью модели образования «2 + 2 + 2», т. е. два практических исследования + два комплекса предметно-ориентированного обучения + две конкретные темы. Выводы, полученные авторами, позволяют конкретизировать направление дальнейших исследований.

Ключевые слова: регионоведение и страноведение, комплекс дисциплин, междисциплинарность, инновация при подготовке регионоведов, модель «2 + 2 + 2»

Исследование выполнено в рамках грантов «Реформы образования Сианьского нефтяного университета (№ JGQZ202310)», «Сотрудничества между предприятием и университетом Министерства образования (№231101339085608)», «Сотрудничества между предприятием и университетом Министерства образования (№231101359091904)»

Наука, продвигаясь вперед, часто совершает прорывы в маргинальных, сквозных и междисциплинарных областях. Область исследования регионове-дения и страноведения как междисциплинарная наука рассматривает определенный регион и выступает в качестве прорыва в мировой науке. Речь идёт о возможности определения подходов к решению проблем, стоящих перед миром. «Регионоведение и страноведение» - это не новое направление в науке. По мнению ряда учёных, - это старейшее направление географии, именуемое региональной географией, в основе которой лежит география [1; 2]. Как отмечает выдающий советский географ В.М. Котляков, «наша наука единственная, которая способна синтезировать естественно-исторический, экономический и социальный подходы в рамках целостного учения об организации пространства, где протекает жизнь человека во всех его проявлениях» [3, с. 179]. Это определение очень похоже на современное определения и суть комплексных дисциплин «Ре-гионоведение и страноведение».

Регион, как определяется И.Н. Барыгиным, - «это идеальная модель территории, ограниченной пространственно-временными рамками и обладающая набором целостно-образующих характеристик» [4, с. 15]. Отсюда можно делать вывод, что объектом регионоведения и страноведения должна быть окружающая среда, а предметом исследования - конкретный регион (группа стран, страна, часть страны). Объект исследования сложный, многосторонний, с множеством элементов и взаимосвязей между ними, структурой, функциями, характером и разнонаправленностью изменений, которые зависят от предметной области научного исследования. Комплексы дисциплин «Регионоведение» и «Страноведение», таких как «Востоковедение» и «Африканистика», основанные на региональных исследованиях, заключаются в объединении междисциплинарных знаний в единое целое и совместно уделяют внимание некоторым базовым или общим вопросам в конкретном регионе.

Необходимо подчеркнуть, что современное регионоведение и страноведение должно отличается от регионоведения и страноведения XIX - начала XX века, которое выступало в научно-популярной, рекреационной или иногда военно-разведывательной роли. В настоящее время исследования в области регионоведения и страноведения должны быть в основе субъектов стран и/или базироваться на наличии спроса со стороны как властных структур, так и международной торговли. Создание и развитие «Регионоведения» и «Страноведения» играют позитивную уравновешивающую и дополняющую роль в построении текущей системы дисциплин и позволяют лучше охватить и понять разнообразие и сложность международных отношений [5; 6].

По мнению Н.И. Родиной, «неизменным компонентом формирования страноведческой компетенции является мастер-класс по народному творчеству. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранно-

го языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей другой культуры» [7, с. 261]. Следует отметить, что подготовка специалистов по иностранным языкам уже не соответствуют требованиям нашей эпохи. Нам крайне необходимы регионо-, страноведы, которые, по сути, являются кросс-культурными исследователями. Здесь нужно подчеркнуть, что ни одна отдельная дисциплина не может помочь полностью понять другое общество и культуру. При этом регио-но-, страноведы должны владеть языком изучаемой страны или региона и иметь междисциплинарные знания решить проблему по определенным темам в стране или регионе изучаемого языка.

Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью развития исследовании регионоведения и подготовки регионо-, страноведов для того, чтобы служить стратегии развития государства и повышать его международный имидж.

Цель исследования заключается в выявлении комплекса дисциплин для специальности «Регионоведение и страноведение» и разработке инноваций и модели образования в процессе подготовки регионо-, страноведов.

Для достижения указанной цели было необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать текущую ситуацию с подготовкой регионо-, странове-

дов.

2. Рассмотреть инновации в подготовке регионо-, страноведов в образовательных программах.

3. Создать «2 + 2 + 2» модели при подготовке регионо-, страноведов

Новизна работы заключается, прежде всего, в инновации и моделях подготовки регионо-, страноведов в образовательных программах, которые соответствуют текущим реалистичным потребностям и содействуют развитию изучению регионоведения и страноведения, поскольку ранее подобные исследования не проводились.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были уточнены характеристики комплекса дисциплин «Регионоведение» и «Страноведение» и выдвинуты теоретические инновации при подготовке регионо- и страноведов.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности при обучении студентов, магистрантов и аспирантов по специальности «Регионоведение и страноведение».

1. Важное значение подготовки регионо-, страноведов

Эксперты в области международных отношений, культивируемые высшим образованием в настоящее время, не могут удовлетворить потребности социально-экономического развития. В частности, студенты, изучающие язык целевой страны, могут заниматься только переводом. Иногда из-за недостатка знаний о

целевой стране даже не могут высококачественно выполнять переводы, не говоря уже о способности заниматься финансами, публичной дипломатией, правовыми вопросами, международной торговлей и другими работами. Большинство регионоведов не понимают языка изучаемой страны и не имеют долгосрочного опыта практических исследований и обширных контактов в целевой стране. Однако тем, кто понимает язык, часто не хватает подготовки в смежных дисциплинах и теориях. Единая структура знаний не позволяет им проводить высокоуровневый и углубленный рациональный анализ с региональной точки зрения.

Следовательно, существует насущная необходимость в совершенствовании модели обучения регионо-, страноведов. В связи с растущими изменениями в мире мы нуждаемся в международном сотрудничестве и диалоге между цивилизациями более остро, чем когда-либо прежде, а реформа подготовки регионо-, страноведов является еще более неотложной.

2. Инновации в подготовке регионо-, страноведов в образовательных программах

Следует подумать о том, как выстроить целостные образовательные программы по специальности «Регионоведение и страноведение», охватывающие степень бакалавра, магистра и доктора наук, а также учитывать овладение языком, знаниями о регионе и изучаемой стране и соответствующими профессиональными или предметными знаниями у студентов. Здесь можно привести такой пример: если основной специальностью студентов является язык, то на базе этого иностранного языка должны быть организованы соответствующие курсы по регионоведению и страноведению, и, таким образом, студенты должны пройти программу двойного дипломирования. Если они в рамках специальности не изучают иностранный язык, но имеют четкую задачу изучать регионоведение и страноведение, то следует рекомендовать им выучить язык и укрепить фоновые знания изучаемой страны и региона. Следует подчеркнуть, что на всех ступенях образования - от бакалавра до аспиранта - должны быть организованы поддерживающие ступенчатые прогрессивные системы образовательных программ как в языковом, так и в профессиональном измерениях.

Межинституциональная инновация в образовательных программах осуществляется между университетами (факультета) и научно-исследовательскими институтам. С одной стороны, уже сейчас очень популярно совместное использование учебных ресурсов между факультетами одного и того же университета. Однако совместное преподавание также может осуществляться между разными университетами. Те университеты, которые обладают многолетним профессиональным опытом и богатыми образовательными ресурсами, могут открыть такие курсы для преподавателей и студентов других колледжей и университетов. Это может быть дистанционное онлайн-обучение в режиме реального времени или обучающие видеокурсы. Таким образом можно по-настоящему реализовать межинституциональное распространение эффективных учебных материалов. С другой стороны, при разработке системы учебных программ может быть принята стратегия межинституционального сотрудничества, т. е. «совместная подготовка к урокам» преподавателей, занимающихся исследованиями регионов и стран. По мнению Чжао Жунхуэй, «нужно создать межъязыковую, межпрофессиональную, межинституциональную, межнациональную и межотраслевую команду преподавателей. Исходя из этого, совместно разработанная система образовательных программ может не только удовлетворить потребности в обучении большинства университетов, но и внести свой вклад в разработку учебников и образовательных программ по специальности «Регионоведение и страноведение» [8, с. 6].

Инновация междисциплинарных курсов также включает в себя два уровня проектирования. С одной стороны, в учебном плане предусмотрены тематически ориентированные курсы. Для одной и той же темы столкновение идей и мнений, основанных на различных дисциплинах и профессиональном опыте, является сутью исследований регионов и стран.

Здесь можно взять в качестве примера курс «Египетские политические и коммерческие отношения». Преподаватели с разным профессиональным опытом, занимающиеся египтологией, могут быть собраны для всеобщего обсуждения. Коллизии по этой теме могут быть отображены в учебной программе, позволяя студентам интуитивно и глубоко оценить исследование с точки зрения междисциплинарности. По мнению И.В. Минякова, «междисциплинарный подход в методике преподавания регионоведения и страноведения имеет своей целью формирование духовно полноценной, культурно развитой личности» [9, с. 75].

С другой стороны, при разработке общеобразовательных курсов по специальности «Регионоведение и страноведение» от преподавателей требуется глубокое понимание целевого региона, страны и предметное знание в определенной области исследований. Например, тематический курс «Развитие Африки»: на этапе разработки программы вся команда преподавателей также должна иметь опыт работы и способность проводить всесторонние исследования в области африканистики (такой как политика, экономика и т. д.), чтобы аудитория имела определенное представление об этой области региона или страны.

3. Создание «2 + 2 + 2» модели при подготовке регионо-, страноведов

Активные исследования в США и Великобритании получили быстрый

рост благодаря долгосрочной поддержке и практике изучения языков и прак-

Библиографический список

тических исследований, а также постоянной интеграции и изучению мульти-дисциплинарности и междисциплинарности. По сравнению с США и Великобританией, на данном этапе подготовки регионо-, страноведов в Китае нет четких требований к органичному сочетанию практического исследования, междисциплинарных знаний и изучения определенной темы региона (страны). Однако, по нашему мнению, успешное использование этих трех элементов даёт возможность подготовить специалистов с конкурентоспособностью и своей спецификой.

Первое «2» в модели заключается в том, что на этапе обучения должно быть проведено два углубленных практических исследования с продолжительностью каждого из них не менее 3 месяцев. Важность практических исследований заключается не только в определенной научной дисциплине (такой как антропология), но и в дисциплине «Регионоведение и страноведение». В прошлом большая часть региональных исследований основывалась на материалах из вторых рук или кратковременных поездках за рубеж с низкой частотностью. Данный способ вызывает проблему проверять достоверность и обоснованность исследовательских материалов. Научные методы исследования могут сделать результаты более объективными и рациональными. В том числе, метод практических исследований может лучше формировать более глубокое мышление в процессе слияния с местным обществом и культурой, что, в свою очередь, приводит к появлению более ценных тем. Таким образом, следует пропагандировать и популяризировать концепцию «прочесть десять тысяч книг, пройти тысячи ли и повидаться с тысячами людей (обозначает получить теоретические и практические знания)», как гласит китайская пословица.

Второе «2» в модели требует, чтобы у учащихся было два комплекса предметно-ориентированного обучения. Студенты, изучающие иностранные языки, могут обучаться по другим специальностям, а студенты, не владеющие иностранными языками, могут участвовать в исследованиях регионов и стран в аспирантуре. Необходимо подчеркнуть, что подготовка специалистов, ориентированных на исследования по регионоведению и страноведению, должна быть завершена не на уровне бакалавриата, а на уровне магистратуры и аспирантуры. Столкновения исследовательских методов, теоретических рамок и даже исследовательских парадигм различных дисциплин в рамках одной и той же темы продолжает открывать больше перспектив и возможностей для изучаемой темы определённого региона или страны.

Третье «2» обозначает проводить исследования по крайней мере по двум конкретным темам. Данные исследования часто носят междисциплинарный характер и требуют от исследователей обладать различными профессиональными знаниями и точками зрения.

Построение модели подготовки «2 + 2 + 2» может быть усовершенствовано при помощи метода «практических и тематических исследований с междисциплинарной точкой зрения». В то же время для самих студентов такой путь обучения больше похож на учебное путешествие, а пути роста и задачи четко спланированы.

Исследования и практический опыт работы по подготовке регионо-, страно-ведов дают возможность получить следующие результаты.

1. «Регионоведение и страноведение» как комплекс дисциплин географических наук может сравниться с «плавильным котлом», аккумулирующим знания, почерпнутые из различных дисциплин в границах географии (физической, экономической, политической, культурной, медицинской).

2. При подготовке регионо-, страноведов необходимо предоставить им возможность участвовать в совместной международной учебной программе и направлять их к проведению полевых исследований в целевой стране.

3. Высокий уровень иностранных языков играет важную роль в профессиональных способностях регионо-, страноведов, который действительно помогает им толерантно воспринимать социальные и культурные различия, владеть культурой мышления и речи изучаемой страны и региона.

Конструирование междисциплинарных исследований в области регионо-ведения и страноведения основано на детальной теоретико-методологической рефлексии. В рамках такой рефлексии актуальна проблема установления междисциплинарных связей в практике преподавания регионоведческих учебных дисциплин. Авторы считают чрезвычайно важным конструирование множества различных междисциплинарных полей регионоведения и страноведения как комплекса учебных дисциплин.

В контексте создания «Регионоведения и страноведения» как отдельной специальности подготовка его исследователей требует поддержки и эффективного сотрудничества правительства, вузов и даже гражданских сил - от политики до академических систем и фондов. Только совершенный механизм подготовки регионо-, страноведов может позволить мягким и твердым качествам и навыкам нового поколения исследователей соответствовать потребностям национального стратегического уровня и стать талантливыми специалистами и учеными, способными не только активно участвовать в исследованиях, но и реагировать на мировые проблемы.

1. Григорьева Т.В. Роль страноведения в изучении иностранных языков (на примере кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ). Вестник Московского университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013: 90-93.

2. Разумовский В.Н., Севастьянов Д.В. регионоведение и страноведение в структуре географической науки. Вестник СПБГУ. 2009: 81-86.

3. Котляков В.М. Наука, общество, окружающая среда. Москва: Наука, 1997: 79-180.

4. Барыгин И.Н. Международное религиоведение. Санкт-Петербург: Питер, 2009.

5. Нин Ц. Теория и практика подготовки специалистов по регионоведению и страноведению. Сессия по иностранным языкам. 2020: 36-42.

6. Чэнь Ц. Конструирование междисциплинарной дисциплины «Регионоведение и страноведение». Научный журнал иностранных языков. 2022: 118-127.

7. Родина Н.В. Языковая среда при формировании страноведческой компетенции. Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: материалы I Международной научно-практической конференции. Киев: Логос, 2015: 261-264.

8. Чжао Ж. Модель послевузовского образования по иноязычным языкам в контексте новой эпохи. Современные исследования в области иностранного языка. 2021: 5-12.

9. Минякова И.В. Междисциплинарный подход на основе регионоведческого материала в методике преподавания иностранных языков. Психология и образование. 2018: 75-78.

References

1. Grigor'eva T.V. Rol' stranovedeniya v izuchenii inostrannyh yazykov (na primere kafedry rekreacionnoj geografii i turizma geograficheskogo fakul'teta MGU). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2013: 90-93.

2. Razumovskij V.N., Sevast'yanov D.V. regionovedenie i stranovedenie v strukture geograficheskoj nauki. Vestnik SPBGU. 2009: 81-86.

3. Kotlyakov V.M. Nauka, obschestvo, okruzhayuschaya sreda. Moskva: Nauka, 1997: 79-180.

4. Barygin I.N. Mezhdunarodnoereligiovedenie. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.

5. Nin C. Teoriya i praktika podgotovki specialistov po regionovedeniyu i stranovedeniyu. Sessiya po inostrannym yazykam. 2020: 36-42.

6. Ch'en' C. Konstruirovanie mezhdisciplinarnoj discipliny «Regionovedenie i stranovedenie». Nauchnyjzhurnal inostrannyh yazykov. 2022: 118-127.

7. Rodina N.V. Yazykovaya sreda pri formirovanii stranovedcheskoj kompetencii. Yazyki kultura v bilingval'nom obrazovatel'nom prostranstve: materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kiev: Logos, 2015: 261-264.

8. Chzhao Zh. Model' poslevuzovskogo obrazovaniya po inoyazychnym yazykam v kontekste novoj 'epohi. Sovremennye issledovaniya v oblasti inostrannogo yazyka. 2021: 5-12.

9. Minyakova I.V. Mezhdisciplinarnyj podhod na osnove regionovedcheskogo materiala v metodike prepodavaniya inostrannyh yazykov. Psihologiya iobrazovanie. 2018: 75-78.

Статья поступила в редакцию 28.03.24

УДК 376.56

Chipan A.A., postgraduate, Departments of theory and methodology of education and social work, Institute of pedagogy, Russian state pedagogical university

of A.I. Herzen (SaintPetersburg, Russia), E-mail: stasja3991@bk.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIO-CULTURAL REHABILITATION OF ADOLESCENTS OF THE "RISK GROUP". The problem of socio-cultural rehabilitation of adolescents of the "risk group", especially those registered with the Commission on Juvenile Affairs, is socially acute. This is due to the fact that repeated registration with the Commission on Juvenile Affairs is increasingly being recorded, recurrent antisocial behavior of minors is observed, which demonstrates the need to revise existing rehabilitation programs implemented in primary prevention organizations, which include subordinate institutions in the field of youth policy (youth clubs, centers, houses and palaces of youth). The purpose of this article is to search for and identify pedagogical conditions for the socio-cultural rehabilitation of adolescents of the "risk group", necessary for the effective implementation of rehabilitation programs in subordinate institutions of youth policy. Among the methods used to achieve this goal, comparative analysis of scientific literature on the problems of research, study and generalization of practical, social and personal practical experience were used, experiment. The scope of application of the results were identified and tested pedagogical conditions of socio-cultural rehabilitation of adolescents of the "risk group", which can be used in their work by specialists in social work and work with young people, teachers in the development of socially significant programs, mentoring, direct rehabilitation of adolescents of the "risk group", which will help to further reduce the level of antisocial manifestations among the younger generation. The scientific novelty of the research lies in the developed complex of pedagogical conditions for the socio-cultural rehabilitation of adolescents of the "risk group" in subordinate institutions of the sphere of youth policy. The results of the study proved the need to use the identified pedagogical conditions during rehabilitation work with adolescents of the "risk group" in youth policy institutions to qualitatively reduce the level of repeated registration with the Commission on Juvenile Affairs.

Key words: pedagogical conditions, adolescents of "risk groups", social rehabilitation, socio-cultural rehabilitation, subordinate institutions in the field of youth policy

А.А. Чипан, соискатель, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: stasja3991@bk.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

Проблема социально-культурной реабилитации подростков группы риска, особенно состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, является социально острой. Это связано с тем, что все чаще фиксируются повторные постановки на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, наблюдается рецидивирующее асоциальное поведение несовершеннолетних, что демонстрирует необходимость пересмотра существующих программ реабилитации, реализующихся в организациях первичной профилактики, куда входят подведомственные учреждения сферы молодежной политики (подростково-молодежные клубы, центры, дома и дворцы молодежи). Целью данной статьи стали поиск и выявление педагогических условий социально-культурной реабилитации подростков группы риска, необходимых для результативной реализации программ реабилитации в подведомственных учреждениях сферы молодежной политики. Среди методов, используемых для достижения поставленной цели, применялись сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблематике исследования, изучение и обобщение практико-социального и персонального практического опыта, эксперимент Областью применения результатов явились выявленные и апробированные педагогические условия социально-культурной реабилитации подростков группы риска, которые могут быть использованы в своей работе специалистами по социальной работе и работе с молодежью, педагогами при разработке социально значимых программ, наставничестве, непосредственной реабилитации подростков группы риска, что поможет в дальнейшем снизить уровень асоциальных проявлений среди подрастающего поколения. Научная новизна исследования была выявлена в созданном комплексе педагогических условий социально-культурной реабилитации подростков группы риска в подведомственных учреждениях сферы молодежной политики. Результатами проведенного исследования стали доказательства необходимости использования полученных педагогических условий при реабилитационной работе с подростками группы риска в учреждениях сферы молодежной политики для качественного снижения уровня повторных постановок на учет в комиссию по делам несовершеннолетних.

Ключевые слова: педагогические условия, подростки группы риска, социальная реабилитация, социально-культурная реабилитация, подведомственные учреждения сферы молодежной политики

Различные реабилитационные способы работы с подростками группы риска в современных социокультурных условиях, к сожалению, не обладают возможностью демонстрировать особенно ярко проявляющуюся результативность, и поэтому возникает необходимость поиска иных путей социально-культурной реабилитации подростков в подведомственных учреждениях молодежной политики. Одно из ключевых противоречий между принятием подростком группы риска культурно-нравственных ценностей, на которых базируется программа социально-культурной реабилитации, и отказом от асоциальных установок, значимых в его жизни и в его семье, не может быть успешно разрешено без привнесения

особых педагогических условий, которые и стали предметом исследования. Целью настоящего исследования стали поиск и выявление педагогических условий социально-культурной реабилитации подростков группы риска, необходимых для результативной реализации программ реабилитации в подведомственных учреждениях сферы молодежной политики. Для достижения указанной цели нами был выдвинут ряд, среди которых следующие: отобрать и изучить научные источники по проблематике исследования; обобщить социально-практический и персональный практический опыт реабилитационной работы с подростками группы риска; выявить и обосновать педагогические условия, необходимые при реабилитаци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.