Научная статья на тему 'Модель обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода: критерии и показатели''

Модель обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода: критерии и показатели' Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ / СИСТЕМА / КОМ-ПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова М. И., Верзунова Л. В.

В статье представлены требования, предъявляемые к обеспечению компетентности персонала, в том числе и к гарантии качества преподавания. На их основе рассматриваются критерии и показатели эффективности модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситникова М. И., Верзунова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода: критерии и показатели'»

УДК 378-048.78:005.336.2

МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ'

e-mail:

sitnikova@dsu.edu.ru verzunova@bsu.edu.ru

Обеспечение гарантий качества преподавания в вузе, основывающееся на компетентно-стном подходе в рамках функционирования специально разработанной системы, зависит, прежде всего, от профессорско-преподавательского состава, который должен быть компетентным на основе полученного образования, подготовки, навыков и опыта. Требования, предъявляемые к обеспечению компетентности персонала, в том числе и к гарантии качества преподавания, заложены в MS ISO 9001: 2008 «Системы менеджмента качества. Требования»: определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, влияющую на соответствие требованиям, предъявляемым к продукции; обеспечивать, там, где уместно, подготовку или предпринимать другие действия с целью достижения необходимого уровня компетентности; оценивать результативность предпринятых мер; обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества [1]. Данные требования заложены в основных блоках модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода.

Модель представляет собой проект взаимодействия субъектов образовательного процесса с точки зрения интересов, как их личности, так и вуза, в котором они работают в рамках определенной совокупности различных блоков, определяющих все процессы, направленные на достижение требуемых результатов. Следствием механизма обеспечения как совокупности процедур принятия управленческих решений является осознание его субъектом того, как достигнутые результаты на основе компетентностного подхода скажутся на функционировании и развитии системы гарантии качества преподавания в вузе.

При этом важно также помнить, что система гарантии качества преподавания является педагогической системой, организованной на основе компетентностного подхода, включающей субъекты образовательного пространства вуза, взаимодействующие между собой посредством целевого, содержательного, организационно-деятельностного, результативного компонентов образовательного процесса в различных направлениях деятельности в общественно-необходимое время в определенных организационно-педагогических условиях, и реализующейся на уровнях соуправления и самоуправления [2]. Мы исходим из того, что гарантии качества преподавания в вузе представляют собой процесс обеспечения качества подготовки выпускников посредством профессиональной деятельности преподавателя и ее результатов, выражающих меру ее соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть процесс преподавания и каким целям он должен служить.

В рамках компетентностного подхода содержание модели «пронизывают» идеи концепции всеобщего управления качеством [3], компетентности профессорско-преподавательского состава; требования, предъявляемые к ее обеспечению, в том числе и к гарантии качества преподавания. Данные требования, как было сказано выше, заложены в основных блоках модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

М. И. Ситникова Л. В. Верзунова

В статье представлены требования, предъявляемые к обеспечению компетентности персонала, в том числе и к гарантии качества преподавания. На их основе рассматриваются критерии и показатели эффективности модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентного подхода.

Ключевые слова: гарантии качества преподавания, система, ком-петентностный подход, модель, критерии, показатели.

* Исследование выполнено в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы (Госконтракт № 14.740.11.0575 от 05.10.2010 г.).

компетентностного подхода: «анализ состояния системы», «целеполагание», «проектирование работы системы», «ресурсное обеспечение работы системы», «реализация системы», «контроль эффективности реализации системы», «критерии и показатели эффективности системы», «коррекция системы и процесса ее реализации» [4], «механизмы, средства и условия» [5], обеспечивающие оптимальное функционирование системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода (рис.).

ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

КОРРЕКЦИЯ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

МЕХАНИЗМЫ, СРЕДСТВА, УСЛОВИЯ

Рис. Модель обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода

Особую роль играет компетентность персонала, призванного гарантировать качество преподавания в вузе и его соответствие требованиям на основе полученного образования, подготовки, навыков и опыта. Важное место в данном блоке модели занимают обеспечение подготовки или другие действия в целях достижения необходимой компетентности и оценка результативности принятых мер; обеспечение осведомленности персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества образования.

Модель обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода, вне сомнения, должна быть эффективной. В этой связи реализация заявленной модели непосредственно связана с проблемой эффективности. Мы исходим из того, что в основе понятия «эффективность» лежит ограниченность ресурсов, желание экономить

время, получать наиболее качественную продукцию из доступных ресурсов. Эффективность (от латинского слова «еГГесШз») означает исполнение, действие. Понятие «эффективность» в педагогике используется в точном смысле слова: эффективно то, что приводит к результату; эффективный - значит действенный. Другими словами, эффективность - это уровень соответствия результатов какой-либо деятельности поставленным задачам. Эффективность, таким образом, может быть представлена не иначе как совокупная «польза», измеренная относительным способом. Эффективность - это соотношение между результатами деятельности и ресурсами. Абсолютным показателем результата какого-либо действия или деятельности является эффект, предполагающий какой-либо полезный результат как положительный, так и отрицательный. Выделение эффективности проверкой здравого смысла осуществляется путем ответа на вопрос: «А что дают эти ресурсы?». Эффективность модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода предполагает сопоставление затрат и результатов. Следовательно, рассматриваемая эффективность есть определенная связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Оценка эффективности модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода предполагает разработку системы критериев как важнейших отличительных признаков, характеризующих качественные стороны явления, его сущность. Критерии непосредственным образом декомпозируются в показатели. Эффективность представленной в работе модели может быть оценена по различным взаимодополняющим критериям.

Такими критериями в работе являются: организационно-исполнительский критерий, профессиональная компетентность преподавательских кадров, удовлетворенность потребителей качеством преподавания в вузе.

Организационно-исполнительский критерий характеризует качественную сторону эффективности процесса реализации модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода. Критерий «Профессиональная компетентность преподавательских кадров» позволяет выявить теоретическую и практическую готовность преподавателя гарантировать качество преподавания в вузе. Критерий «Удовлетворенность потребителей качеством преподавания в вузе» находит свое отражение в результатах мониторинга - постоянного или периодического слежения, а также испытания объекта через определенные интервалы времени главным образом с целью регулирования и управления.

Критерии выступают выражением цели многогранного процесса обеспечения гарантии качества преподавания в вузе и предполагают выявление возможностей развития данного процесса. Однако в практической деятельности используется не сам критерий, а построенная на его основе система показателей, каждый из которых в определенной мере отражает элементы рассматриваемого процесса. Показатели эффективности модели, рассматриваемой в исследовании, позволяют сделать вывод о том, насколько она полезна для функционирования и развития системы гарантии качества преподавания в вузе. На основе обозначенных критериев выстроена система показателей, каждый из которых в определенной мере отражает элементы рассматриваемого процесса.

В рамках организационно-исполнительского критерия представляется целесообразным выделение аналитико-целевого, проектировочно-прогностического, ресурсно-исполнительского, контрольно-оценочного показателей.

Аналитико-целевой показатель свидетельствует о том, в какой степени цели ориентированы на конкретные действия организационных структур вуза на основе взаимных связей и отношений, на комплексное достижение запланированных результатов работы в сфере в области гарантий качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода. Целевая эффективность или эффективность целеполагания (правильность выбора и постановки целей) отвечает на вопрос - «насколько задачи соответствуют действительным потребностям, имеющимся в обществе». Она должна сводиться к разрешению проблем, удовлетворению текущих нужд на должном уровне и открытию перспектив, означающих выход на новые уровни удовлетворения общественных потребностей и означающих его новое более прогрессивное состояние. Целевая эффективность может быть выражена также в вопросах: «Что нужно делать?» и «Насколько это нужно делать?», «Какие неприятности с этим могут быть связаны?», «Что нам это даст?» Эффективность, отражающая, прежде всего, степень достижения преследуемых целей, характеризует процессы и воздействия сугубо управленческого характера, поэтому эффективностью обладает лишь целенаправленное взаимодействие.

Проектировочно-прогностический показатель определяет на уровне основной образовательной программы направления и содержание работы вуза по обеспечению оптимального функционирования и развития системы гарантии качества преподавания на основе компе-

тентностного подхода. Проявление данного показателя говорит о том, в какой степени содержание программы, в том числе рабочих программ дисциплин, программ научно-исследовательской работы и различных видов практик, обеспечивает фиксацию и обоснование основных видов деятельности и планирование мероприятий, направленных на развитие общекультурных и профессиональных компетенций в рамках ФГОС ВПО и универсальных (общенаучных, инструментальных, системных), социально-личностных (социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера и пр.), профессиональных компетенций в рамках СУОС ВПО, с установлением конкретных исполнителей и сроков выполнения.

Ресурсно-деятельностный показатель позволяет оценить исполнительскую эффективность предлагаемой в исследовании модели, которая определяется отношением достигнутых результатов к поставленным целям. Крайне важным является определить ресурсное обеспечение работы системы для ее поддержания в рабочем состоянии, а также для постоянного повышения результативности данной системы и удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Установленный показатель позволяет реально представить кадровое обеспечение и материальные ресурсы.

Кадровое обеспечение определяется научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью; системой подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза; привлечением научных кадров и специалистов-практиков из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений и пр.

Материальные ресурсы оцениваются, прежде всего, как интеллектуальные активы, включающие в себя учебно-методические материалы для реализации образовательных программ, инновационные образовательные технологии, в том числе активные и интерактивные методы и формы обучения, продукты научно-издательской деятельности и пр. При этом, методические материалы, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы, представляют собой приложения к ней в форме образовательных контентов: лекции и практикумы (образовательные модули) по дисциплине; учебно-методические материалы для лекционных, семинарских и практических занятий по дисциплине; дидактические материалы: демонстрационный электронный ресурс, задания для самостоятельной работы студентов; задачи для домашнего задания, электронные атласы; методические указания к курсовым работам, по использованию лабораторного оборудования по дисциплине, по самостоятельной работе; оценочные средства (тесты) по дисциплине и пр.

В рамках ресурсного обеспечения предполагается, что содержание каждой из преподаваемых учебных дисциплин (модулей) представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения; внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение; каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы; библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов в соответствии с лицензионными требованиями; электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа во время самостоятельной подготовки для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин и пр.

Минимально необходимым для реализации основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета является перечень материально-технического обеспечения, включающий в себя лаборатории и оборудование: специально оборудованные кабинеты по дисциплинам циклов математического и естественнонаучного, общепрофессионального и профильной части учебного плана, а также помещения, оборудование и расходные материалы для выполнения выпускных квалификационных работ студентов; наглядные пособия, а также мультимедийные, аудио-, видеоматериалы; компьютерные классы с выходом в Интернет и обеспеченные мультимедийными средствами хранения, передачи и представления учебной информации.

Реализация системы гарантии качества преподавания на основе компетентностного подхода осуществляется: во-первых, в соответствии с учебным планом, отражающим требования федеральных государственных или самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов высшего профессионального образования и структурированным двумя взаимосвя-

занными составными частями: компетентностно-формирующей и дисциплинарно-модульной; во-вторых, в условиях реализации документированных процедур: «Реализация образовательных программ ВПО (по всем специальностям и направлениям подготовки)».

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.

Актуальным является применение инновационных технологий обучения, в частности, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника.

Контрольно-оценочный показатель включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Критерий «профессиональная компетентность преподавательских кадров»

оценивается степенью проявления таких показателей, как теоретическая готовность к обеспечению гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода, практическая готовность к обеспечению гарантии качества преподавания в вузе на основе компетент-ностного подхода, конкурентоспособность в условиях развития системы гарантии качества преподавания в вузе.

Профессиональная компетентность преподавателя вуза выражает его теоретическую и практическую готовность к обеспечению гарантии качества преподавания в вузе, в том числе на основе компетентностного подхода. Профессиональная компетентность определяется педагогическими умениями [6].

Показатель «Теоретическая готовность к обеспечению гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода» проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, предполагающем наличие у преподавателя аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений. Содержание практической готовности выражается во внешних умениях, которые можно наблюдать: организаторские и коммуникативные. Данный показатель позволяет выявить составляющие организаторских умений (мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения) и коммуникативных умений: взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений педагогической техники. Основной формой для определения степени проявления показателя являются проводимые в вузе конкурсы профессионального мастерства. Такими конкурсами, к примеру, являются: «Лучшие программные и учебно-методические материалы НИУ «БелГУ» по пяти номинациям («Лучшая ООП, разработанная на основе ФГОС или СУОС ВПО», «Лучшая рабочая программа дисциплины (модуля), разработанная на основе ФГОС ВПО или СУОС ВПО НИУ «БелГУ»», «Лучший электронный учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий», «Лучшие тестовые задания для контроля знаний студентов», «Лучший электронный образовательный ресурс»); «Лучший преподаватель вуза» в двух номинациях: «Дебют» для молодых преподавателей любого профиля, работающих в университете менее пяти лет; «Признание» для преподавателей любого профиля, имеющих опыт работы в вузе более пяти лет.

Показатель «<Конкурентоспособность в условиях развития системы гарантии качества преподавания в вузе» определяется квалификацией преподавателя, профессиональной компетентностью, общей культурой, человеческими и моральными качествами. Конкурентоспособность преподавателя вуза представляет собой его способность к корпоративным дости-

жениям в труде, представляющим вклад в реализацию организационных целей вуза, наиболее эффективным способом [7]. Для обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода преподавателю уже недостаточно личного опыта, интуиции и учебных программ, включающих в себя обмен опытом на научных и методических конференциях, круглые столы, общение с коллегами на специальных семинарах, позволяющие продемонстрировать собственные достижения, добиться их признания, получить новые стимулы для развития. Современный преподаватель несет профессиональную ответственность не только за передачу, хранение и использование суммы знаний, но и за их приумножение. Преподавателю необходимо иметь, поддерживать и периодически обновлять классические знания в профессиональной области и одновременно перестраивать собственный стиль жизни и работы применительно к системе гарантии качества преподавания на основе компетентностного подхода. Данный показатель позволяет определить степень адаптации современного преподавателя вуза к изменяющимся условиям, его участие в формировании имиджа привлекательного вуза, как для будущих студентов, так и для бизнес-структур.

Для измерения эффективности модели системы обеспечения гарантии качества преподавания в вузе по показателю «конкурентоспособность в условиях развития системы гарантии качества преподавания в вузе» нами была адаптирована методика измерения факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава вуза; сегментации внутривузовского рынка труда преподавателей по критерию их организационной ценности; причин неудовлетворенности трудом ППС [7].

Мы придерживаемся точки зрения, что конкурентоспособность в условиях развития системы гарантии качества преподавания в вузе позволяет судить о восприятии преподавателями стабильности своего существования, т.е. факторов среды существования вуза (Ф1); об их конкурентных преимуществах в обеспечении системы гарантии качества преподавания на основе компетентностного подхода, т.е. о факторах, характеризующих человеческие ресурсы вуза (Ф2); о стратегии и тактике включения преподавателя в развитие системы обеспечения гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода (Ф3) - факторах организации преподавательской деятельности (табл. ). При этом, Кппс = f (Ф1, Ф2 , Ф3 ).

Таблица

Факторы, влияющие на обеспечение системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода

Группы факторов Факторы Содержание влияния факторов

1. Факторы, связанные со средой существования вуза (Ф1) Особенности вуза Внутренние характеристики вуза делают его более уязвимым по отношению к внешним непредвиденным изменениям (рыночная потребность в рабочей силе; динамика потребности в образовательных услугах, изменение структуры обучающихся, состояние рынка труда преподавателей; государственные инвестиции в образование, коммерциализация, образования и пр.).

Структура вуза

Рыночная конкуренция среди образовательных учреждений

Давление коммерческого и технологического окружения

2. Факторы, характеризующие потенциал ППС вуза (Ф2) Трудовой потенциал вуза Факторы, связанные с потенциалом ППС, определяют его конкурентные преимущества в четырех крупных областях управления системой гарантии качества преподавания на основе компетентностного подхода: компетенции ППС; жизненный цикл рабочей силы; совокупные затраты на ППС; эффективность труда ППС.

Трудовой потенциал ППС

Штатная структура ППС

Организационная культура

Гибкость компетенции персонала (подвижность ППС)

Степень быстроты реакции ППС на внешние возмущения

Мотивация и открытость персонала внешней среде

3. Факторы, характеризующие условия трудовой деятельности ППС вуза (Ф3) Разделение и кооперация труда Факторы, связанные с условия трудовой деятельности ППС вуза, меняются эволюционно под воздействием целого ряда причин, складывающихся постепенно, а могут изменяться резко под целенаправленным регулирующим воздействием и повышать качество подготовки специалистов, результативность образования, эффективность труда ППС, конкурентоспособность высшей школы

Рациональные приемы и методы обучения

Организация рабочего места

Организация обслуживание рабочих мест (материально-техническое, учебно-методическое и др. обеспечение учебного процесса и т.д.)

Показателями критерия «удовлетворенность потребителей качеством преподавания в вузе на основе компетентностного подхода» нами определены: современность, актуальность, полезность модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода.

Средством для измерения удовлетворенности потребителей системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода ее процессом и результатом обеспечения является мониторинг. Мониторинг предполагает сбор, переработку и анализ информации, отражающей степень этой удовлетворенности. Источниками информации об удовлетворенности потребителей могут быть: анкетирование; непосредственное общение с потребителями; данные потребителей в отношении качества поставленной продукции; благодарности, претензии в рамках гарантийных обязательств; сообщения в различных СМИ и т.д. К потребителям вуза в сфере образовательных услуг относятся внутренние и внешние потребители. Группу внутренних потребителей составляют ректорат, студенты, профессорско-преподавательский состав, сотрудники, аспиранты, докторанты, соискатели, ординаторы, интерны и др. В группу внешних потребителей входят: работодатели, учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, колледжи, техникумы, училища), общество (родители, общественные организации), государственные учреждения. К основным методам получения данных о требованиях потребителей относятся опрос и наблюдение. Опрос является первичным методом, он выполняется в виде анкетирования, интервьюирования, собеседования, телефонных переговоров или переписки с непосредственным потребителем (заказчиком) и пр.

В основу оценки эффективной реализации модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода положена степень проявления показателей обозначенных выше критериев.

С учетом выявленных в работе критериев и показателей эффективности рассматриваемой модели формируется технологический и методический инструментарий, обеспечивающий внедрение модели обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода. Инструментарий дифференцируется в разрезе критериев: организационно-исполнительского; профессиональной компетентности преподавательских кадров; удовлетворенности потребителей качеством преподавания в вузе на основе компетентностного подхода.

Эффект по выявленным показателям заключается в экономии временных и трудовых ресурсов. Особо важное значение для выявления заявленной эффективности, на наш взгляд, имеет суммарный эффект всего комплекса ресурсов и тех последствий, которые с точки зрения системности, непротиворечивости, взаимной связанности, оказывают влияние на состояние и развитие системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода.

Список литературы

1. RU ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования [Текст]. - М.: Стандартинформ, 2009. - 26 с.

2. Ситникова М. И., Михайлов Н. Н. Система гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода // Образование. Наука. Инновации. - Ростов-на-Дону, 2011. - № 4 (19).

3. Стандарты и Директивы для Агентств Гарантии Качества в Высшем Образовании на Территории Европы // Европейская Ассоциация гарантии качества в высшем образовании, 2005.

4. Ситникова М. И., Михайлов Н. Н. Модель реализации системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода // Гуманитарные науки и образование. -Саранск, 2012. - № 2 (10). - С. 70 - 74.

5. Ситникова М. И., Рагозина Л. Д., Тарасова С. И. Механизмы, средства и условия развития системы гарантии качества преподавания в вузе // Перспективы науки. - Тамбов, 2011. - № 7 (22).

6. Сластёнин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под. ред. В. А. Сластёнина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 576 с.

7. Сотникова С. И., Козлова О. П. Инновационно-креативное развитие преподавателей высшей школы: проблемы, подходы // Проблемы развития инновационно-креативной экономики - 2009/ Сб. научных статей по итогам Международной научной конференции, С.-Петербург, 19 - 20 мая 2009 г. / Под общ. ред. проф. Горелова Н. А., проф. Мельникова О. Н. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2009. - 840 с.

MODEL FOR SYSTEM OF ASSURANCES QUALITY OF TEACHING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON THE BASIS OF A COMPETENT APPROACH: CRITERIA AND INDICATORS

Article represents the requirements shown to ensuring of competence of the personnel, including assurances quality of teaching. On their basis criteria and indicators of efficiency of model of providing system of assurances quality of teaching in higher education institution on the basis of a competent approach are considered.

Keywords: assurances quality of teaching, competent approach, system, model, criteria, indicators

M. I. Sitnikova L. V. Verzunova

Belgorod National Research University

e-mail:

sitnikova@bsu.edu.ru verzunova@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.