Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ФАБРИКА ДИЗАЙНА»'

МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ФАБРИКА ДИЗАЙНА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трекер / наставник / коммуникация / система компетенций / дизайн-индустрия / tracker / mentor / communication / competency system / design industry

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туйсина Динара Мансуровна, Бобрецова Александра Витальевна

В последнее время в обществе появляется потребность в способах передачи практических знаний, особенно в творческих видах профессиональной деятельности. Практика «наставничества» представляет собой форму коммуникации, при которой эксперт обладает профессиональными компетенциями и универсальными знаниями и умениями. В ходе теоретического исследования материала удалось определить, что наставничество как процесс личного взаимодействия позволяет ускорить этапы обучения, при этом имеет фактически встроенный экспертный инструмент контроля качества обучения. Включение практики «трекерства» в конкурсные проекты в дизайн-индустрию представляет собой современный по коммуникациям тип наставничества, то есть способ передачи знаний от опытных специалистов. В ходе реализации творческого конкурсного проекта «Фабрика дизайна» выявлены и представлены особенности компетенций «трекеров», в частности особенности взаимодействия с группой конкурсантов: экспертность в своей области дизайна (hard), эмпатия и коммуникационные навыки (soft), уравновешенность и способность к обучению (hard). Выявлены ключевые функции трекера в процессе коммуникации с дизайн-командами: рассматривать гипотезы и выделять наиболее удачную, осознавать кризис и находить способы решения, держать сроки. Предложенная модель трекерства представляет собой схему взаимодействия между всеми участниками конкурсного проекта, при этом трекер опирается на уточняющие вопросы как способ коррекции процесса группового мышления. Выделены параметры оценки работы трекера в ходе реализации обучающей программы «Школа трекеров» конкурса «Фабрика дизайна» в контексте модели трекерства: скорость и качество обратной связи; грамотная коммуникация; «доходимость» до конца. Благодаря компетенциям трекера процесс проектирования в конкурсе увеличивает скорость и точность разрабатываемого решения командами, а также делает проектный цикл более предсказуемым. Сделаны выводы, что трекерство как модель наставничества опирается на поведенческие модели коммуникации внутри команды, управление трекером вовлеченностью в процесс проектирования участников творческого проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туйсина Динара Мансуровна, Бобрецова Александра Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING MODEL IN CREATIVE CO MPETITIONS ON THE EXAMPLE OF THE «DESIGN FACTORY» PROJECT

Recently, there has been a need in society for ways to transfer practical knowledge, especially in creative types of professional activity. The practice of «mentoring» is a form of communication in which an expert has professional competencies and universal knowledge and skills. Analysis of the theoretical material made it possible to determine that mentoring as a process of personal interaction allows you to speed up the stages of training, while actually having a built-in expert tool for monitoring the quality of training. The inclusion of the practice of «tracking» in competitive projects in the design industry represents a modern type of mentoring in communications, that is, a way of transferring knowledge from experienced specialists. During the implementation of the creative competitive project «Design Factory», the features of the competencies of the «trackers» were identified and presented, in particular the features of interaction with a group of competitors: expertise in their field of design (hard), empathy and communication skills (soft), balance and ability to learning (hard). The key functions of the tracker in the process of communication with design teams have been identified: consider hypotheses and highlight the most successful one, recognize the crisis and find solutions, keep deadlines. The proposed tracking model is a scheme of interaction between all participants in the competitive project, while the tracker relies on clarifying questions as a way to correct the process of group thinking. The parameters for assessing the tracker’s performance during the implementation of the «Tracker School» training program of the «Design Factory» competition in the context of the tracking model are identified: speed and quality of feedback; competent communication; «reachability» to the end. Thanks to the tracker’s competencies, the design process in the competition increases the speed and accuracy of the solution developed by teams, and also makes the project cycle more predictable. It is concluded that tracking as a mentoring model is based on behavioral models of communication within the team, tracker management of involvement in the design process of creative project participants.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ФАБРИКА ДИЗАЙНА»»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-96 УДК 7.092:005.963.2

Туйсина Д.М.1, Бобрецова А.В.2

1Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия E-mail: tuysinad@yandex.ru 2«ТурАкселератор», Москва, Россия E-mail: info@designfactory.moscow

МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ФАБРИКА ДИЗАЙНА»

В последнее время в обществе появляется потребность в способах передачи практических знаний, особенно в творческих видах профессиональной деятельности. Практика «наставничества» представляет собой форму коммуникации, при которой эксперт обладает профессиональными компетенциями и универсальными знаниями и умениями. В ходе теоретического исследования материала удалось определить, что наставничество как процесс личного взаимодействия позволяет ускорить этапы обучения, при этом имеет фактически встроенный экспертный инструмент контроля качества обучения. Включение практики «трекерства» в конкурсные проекты в дизайн-индустрию представляет собой современный по коммуникациям тип наставничества, то есть способ передачи знаний от опытных специалистов. В ходе реализации творческого конкурсного проекта «Фабрика дизайна» выявлены и представлены особенности компетенций «трекеров», в частности особенности взаимодействия с группой конкурсантов: экспертность в своей области дизайна (hard), эмпатия и коммуникационные навыки (soft), уравновешенность и способность к обучению (hard). Выявлены ключевые функции трекера в процессе коммуникации с дизайн-командами: рассматривать гипотезы и выделять наиболее удачную, осознавать кризис и находить способы решения, держать сроки. Предложенная модель трекерства представляет собой схему взаимодействия между всеми участниками конкурсного проекта, при этом трекер опирается на уточняющие вопросы как способ коррекции процесса группового мышления. Выделены параметры оценки работы трекера в ходе реализации обучающей программы «Школа трекеров» конкурса «Фабрика дизайна» в контексте модели трекерства: скорость и качество обратной связи; грамотная коммуникация; «доходимость» до конца. Благодаря компетенциям трекера процесс проектирования в конкурсе увеличивает скорость и точность разрабатываемого решения командами, а также делает проектный цикл более предсказуемым. Сделаны выводы, что трекерство как модель наставничества опирается на поведенческие модели коммуникации внутри команды, управление трекером вовлеченностью в процесс проектирования участников творческого проекта.

Ключевые слова: трекер, наставник, коммуникация, система компетенций, дизайн-индустрия.

Tuysina D.M.1, Bobretsova A.V.2

1Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: tuysinad@yandex.ru «TourAccelerator», Moscow, Russia E-mail: info@designfactory.moscow

MENTORING MODEL IN CREATIVE COMPETITIONS ON THE EXAMPLE OF THE «DESIGN FACTORY» PROJECT

Recently, there has been a need in society for ways to transfer practical knowledge, especially in creative types of professional activity. The practice of «mentoring» is a form of communication in which an expert has professional competencies and universal knowledge and skills. Analysis of the theoretical material made it possible to determine that mentoring as a process of personal interaction allows you to speed up the stages of training, while actually having a built-in expert tool for monitoring the quality of training. The inclusion of the practice of «tracking» in competitive projects in the design industry represents a modern type of mentoring in communications, that is, a way of transferring knowledge from experienced specialists. During the implementation of the creative competitive project «Design Factory», the features of the competencies of the «trackers» were identified and presented, in particular the features of interaction with a group of competitors: expertise in their field of design (hard), empathy and communication skills (soft), balance and ability to learning (hard). The key functions of the tracker in the process of communication with design teams have been identified: consider hypotheses and highlight the most successful one, recognize the crisis and find solutions, keep deadlines. The proposed tracking model is a scheme of interaction between all participants in the competitive project, while the tracker relies on clarifying questions as a way to correct the process of group thinking. The parameters for assessing the tracker's performance during the implementation of the «Tracker School» training program of the «Design Factory» competition in the context of the tracking model are identified: speed and quality of feedback; competent communication; «reachability» to the end. Thanks to the tracker's competencies, the design process in the competition increases the speed and accuracy of the solution developed by teams, and also makes the project cycle more predictable.

It is concluded that tracking as a mentoring model is based on behavioral models of communication within the team, tracker management of involvement in the design process of creative project participants.

Key words: tracker, mentor, communication, competency system, design industry.

Наставничество - один из самых значимых способов передачи знаний, особенно в сложных видах профессиональной деятельности. Устойчивость этого формата взаимоотношений между обучающим и обучаемым обусловлена самой природой человеческих компетенций и сутью обучающего процесса - личное взаимодействие, понимание сторон позволяет ускорить процесс обучения, при этом имеет фактически встроенный экспертный инструмент контроля качества обучения [1]-[6]. В России понятие наставничество [7]-[8] в последние 30 лет использовалось исключительно в социальной и бюджетной сфере, в связи с этим успешные отрасли и индустрии предпочитают использовать слово «трекерство» для описания схожих практик. В последнее время именно в российских практиках трекерства активно идет поисковый процесс - профессионалы таких индустрий как 1Т, робототехника, медиа ищут способы ускорения передачи знаний, повышения его качества. В проекте «Фабрика дизайна» [9] применяя практику трекерства для передачи знания дизайнерским командам также было реализовано несколько важных процессов, нацеленных на рост эффективности передачи и усвоения компетенций. В рамках статьи рассматривается трекерство в творческом конкурсе «Фабрика дизайна» и его составная часть обучающая программа «Школа трекеров».

Модель трекерства

Трекерство - стало необходимым решением для организации конкурсного проекта «Фабрика

дизайна», поскольку для разработки решения на задачу от компании у участника конкурса есть период порядка пяти недель. Для того, чтобы успеть погрузиться в описание задачи - бриф, согласовать подходы и реализовать дизайн-исследование, увидеть продукт и его оптимальные дизайн-компетенции, которые важны для клиента, отработать варианты и разработать сценарии, а затем выйти на скетчинг и 3Б модель важен сфокусированный, волевой, хорошо организованный процесс работы команды. Именно организацией этой работы методами сопровождения, непрямого воздействия занимается трекер конкурса. В ходе выбора определения понятийного аппарата для работы в творческом конкурсе было принято решение остановиться на модели трекерства [10]-[12]. Эксперты Союза дизайнеров России спроектировали и апробировали процедуру трекинга под задачи выработки и развития дизайн-решения в рамках первого конкурса «Фабрика дизайна»

2022 года, доработали ее для последующих двух итераций конкурса «Фабрика дизайна 2.0» в

2023 году. Подобная работа по проектированию компетенций, апробации, фиксации методов подготовки трекеров проводилась в индустрии дизайна впервые.

Конкурс «Фабрика дизайна» задает очень четкую систему показателей - сроки проекта и определенные этапы работы над проектом. На рисунке 1 представлена страница сайта www.designfactory.moscow с примером дизайн-решения участника конкурса.

Рисунок 1 - Конкурс «Фабрика дизайна»: пример дизайн-решения участником конкурса

(https://designfactory.moscow)

Также очевидны задачи трекеров в области поддержки мотивации команд и их согласованности, способности к совместной работе. В связи с этим организаторами были определены следующие задачи трекера:

- трансляция правил и установок для участников конкурса,

- создание условий и мотивации,

- поддержка и коммуникация,

- устранение проблем, мешающих эффективной работе над задачей.

Еще до старта знакомства с командами трекер оценивает качество технического задания, полученного от заказчика. При необходимости обсуждает его с куратором и заказчиком. Особенностью трекерства, в отличие от наставничества является то, что трекер использует непрямые методы воздействия на группу. Трекер в основном пользуется уточняющими вопросами как способом коррекции процесса группового мышления и принятия решений. Использования таких методов воздействия оптимально и пре-

имуществом будет, если трекер владеет диагностикой и коррекцией межличностных отношений, способен рассказать истории, использовать образы и примеры, приемы психологического консультирования. Другими словами, трекер избегает силового давления и принуждения группы к определенным шагам. Модель трекерства представлена на рисунке 2.

На первом этапе работы в проекте, который называется «Знакомство с заказчиком. Погружение в проект» трекер помогает команде правильно прочитать, проинтерпретировать бриф заказчика, осмыслить детали, увидеть сложности, противоречия. Итогом работы с брифом должен быть перечень проблем, рисков, деталей, необходимых для тщательного анализа и уточнения. Безусловно, на этом этапе трекер помогает команде адаптироваться к конкурсу, к новым коммуникациям, словари, ритму. Вторым этапом работы над проектом является этап дизайн-исследования. На этом этапе трекер помогает команде увидеть оптимальный алгоритм

Рисунок 2 - Модель взаимодействия в проекте «Фабрика дизайна» с акцентом на трекерах

исследования, может помочь подобрать инструменты, увидеть лучшие практики, определиться с нишей. Особенно важно показать команде возможности инструментов customer development, увидеть сценарии потребления, особенности мышления и принятия решений клиентами.

По итогам дизайн исследования команда формирует гипотезу решения и выходит на важный, ключевой вопрос значимости дизайна как части продукта, то есть помогает увидеть дизайн-решение как ключевую часть продукта. И снова эта функция трекера реализуется через технику направляющих вопросов, которые помогут членам команды самостоятельно найти путь для разработки дизайн решения, определить его уникальность или ценность. В том числе, трекер должен уметь помочь команде принять решение отказаться от неудачного решения. Далее, в ходе проекта трекер направляет команды по формированию визуализации решений, помогает определить стиль скетчинга и выбрать оптимальную среду для визуализации, способствует отбору итоговых вариантов для презентации заказчику.

По итогам бесед с трекерами «Фабрики дизайна» было выявлено, что трекер в ходе работы над этапами подготовки решения регулярно выполняет три ключевые функции:

1) рассматривать гипотезы и выделять наиболее удачную,

2) осознавать кризис и находить способы решения,

3) держать сроки.

Tone of voice трекера «Фабрики дизайна»

Команда в конкурсе готовит решение как полноценный многоуровневый проект в течение 5 недель и после полуфинала проводит 3-4 недели на доработке решения. Для сопровождения такой работы трекерство необходимо было выстроить как регулярную коммуникацию. Для управления взаимодействием трекеров и команд были предложены системы контроля и отчетности по итогам встреч, а также групповые совещания с кураторами и руководством проекта и система обратной связи и обмена опытом. Учитывался тот момент, что участники конкурса из разных регионов страны (рисунок 3) и процесс коммуникации в формате онлайн является важнейшим фактором продуктивности.

Задача такой системы - обеспечить качество работы над решением через глубину и внимание. Особенно важно оказалось, чтобы трекеры могли формировать особый настрой команды к конкурсу, к заказчику, друг к другу, к индустрии дизайна. Это очень сложный набор чувств, эмоций, отношений организаторы обозначили известным в брендинге понятием «tone of voice» проекта. Это словосочетание очень точно передает тот уникальный набор отношений и компетенций к проекту и конкурсу, который трекер за свои сессии формировал у команды.

В ходе работы с компетенциями [13]—[15] трекера выяснилось, что следующие компетенции трекера в дизайне крайне важны:

Рисунок 3 - Регионы участия в конкурсе «Фабрика дизайна» (https://designfactory.moscow)

1. Экспертность в своей области дизайна (hard).

2. Эмпатия и коммуникационные навыки (soft).

3. Уравновешенность и способность к обучению (hard).

Был так же определён оптимальный алгоритм коммуникации между трекером и командой:

1. Знакомство и правильное погружение участника в проектную деятельность, постановка цели.

2. Определение графика и организация онлайн встреч для обсуждения, координация и доработки проектов в рамках дизайн-задачи.

3. Фиксация результата (видео, краткая запись итогов сессии или фиксация контрольных точек в таблице).

4. Итоговая экспертная оценка эффективности проектного решения в зависимости от поставленной задачи.

В ходе работы обучающей программы «Школы трекеров» экспертами конкурса был разработан «Манифест трекера»:

1. Трекер помогает дизайн-команде осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.

2. Отношения трекер-команда формируются в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.

3. Трекер ориентируется на достижимые для дизайн-команды цели, но обсуждает с ней перспективные варианты.

4. Трекер предлагает свою помощь в достижении целей дизайн-команды и указывает на риски и противоречия.

5. Трекер не навязывает дизайн-команде собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у дизайн-команды своего индивидуального видения.

6. Трекер по возможности оказывает дизайн-команде поддержку, мотивирует.

7. Трекер по согласованию с куратором может проводить дополнительные созвоны, направленные как на достижение цели дизайн-ко -манды, так и на укрепление взаимоотношений.

Очевидно, что для трекера дополнительным преимуществом будет владение мастерством педагогической поддержки и крайне важным будет чувствовать тонкую грань, от-

личие навязывания позиции и сопровождения. Особым искусством трекера будет влияние на поведенческие модели коммуникации внутри команды, управление вовлеченностью в процесс проектирования.

Сама роль и компетенции трекера важны для развития проектов дизайн-индустрии, поскольку помогают командам увеличить скорость и точность разрабатываемого решения, делают проектный цикл более предсказуемым. Трекер - отчасти прообраз проектного менеджера, который крайне необходим как новая профессиональная фигура в дизайне.

Формирование программы «Школа трекеров» - важный шаг на пути развития программ подготовки проектных менеджеров и управленцев для дизайн-индустрии. Трекер фактически выполняет важную роль усиления взаимодействия между заказчиком проекта и проектной командой, выступая в роли коммуникатора, переводчика, посредника, будучи способным занять как позицию заказчика, так и команды.

На примере практики внедрения в проект «Фабрика дизайна» обучающей программы «Школа трекеров» рассматривается трекер-ство как один из эффективных инструментов/ элементов усиления результатов участниками конкурса.

В процессе работы двух сезонов «Школы трекеров» выработался алгоритм процесса «мягкого» захода в конкурс. В рамках первого потока программы «Школа трекеров» прошла апробация внедрения лекционного материала от экспертов в сфере дизайн-индустрии для слушателей Школы. Включение активностей в виде встреч-лекций позволили слушателям не только познакомиться с экспертами, но и получить актуальную информацию. Лекционный материал позволяет систематизировать теоретическую базу, сделать акценты на культуру коммуникации и выделяет наиболее знаковые вопросы для обсуждения. В таблице 1 показан сравнительный анализ экспертной программы подготовки трекеров-наставников для дизайнерских команд.

В ходе реализации Школы трекеров были учтены пожелания слушателей первого сезона, поэтому была введена практика встреч с руководителем проекта для сбора обратной связи, что позволяло корректно дополнять программу.

Таблица 1 - Сравнительный анализ экспертной программы подготовки трекеров-наставников для дизайнерских команд для конкурса «Фабрика дизайна»

Школа трекеров 1 сезон Школа трекеров 2 сезон

Даты 9 марта - начало программы 13-24 марта - лекции 29 марта - выдача сертификатов 21 июня - начало программы 22 июня - 13 июля лекции 14 июля - выдача сертификатов

Количество модулей, встреч и спикеров 7 модулей 9 встреч 7 спикеров 4 модуля 12 встреч 11 спикеров 4 шеринга 1 бонусная встреча в записи

Сертификат Национального Института Дизайна 40 сертификата 7 очно / 33 электронный вариант 5 слушателей стали трекерами 1 и 2 трека 33 сертификата 5 очно / 28 электронный вариант 10 слушателей стали трекерами 3 и 4 трека

Весь лекционный блок сформирован в четыре блока, которые логично вытекают и дополняют друг друга. Для усиления материала добавлена информация про дизайн-исследования и именно этот блок лекций вызвал явный интерес у слушателей программы.

В рамках Школы трекеров были также предложены следующие параметры оценки работы трекера:

1. Скорость и качество обратной связи. В идеале дизайнеры-участники максимально быстро получают точные и обоснованные ответы на вопросы/запросы.

2. Грамотная коммуникация. Выстраивание регулярного и эффективного взаимодействия с дизайнерами-участниками и командой конкурса. «Контактность» и умение адекватно реаги-

ровать на обратную связь, способность корректировать свою работу, обучаться в процессе.

3. «Доходимость» до конца. Усилия трекера направлены на то, чтобы как можно больше дизайн-команд довели свой проект до финального результата, т. е. вышли в финал конкурса и подписали соглашение с компанией-заказчиком.

Таким образом, трекерство в индустрии дизайна- стандартная для бизнеса нового поколения деятельность, обозначающая процесс наблюдения, сопровождения работы и достижения целей проектной команды. В ходе реализации проекта трекерство реализуется через мягкую силу коммуникаций в виде уточняющих вопросов и разъяснений и представляет собой максимально эффективный метод управления дизайн-командами в системе творческого конкурсного проекта.

21.09.2023

Список литературы:

1. Бачин, Д.А. Наставничество как метод обучения и развития персонала / Д. А. Бачин // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №4. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/32311 (дата обращения 17.09.2023).

2. Енбаева, М. А. Наставничество как метод обучения и развития персонала / М. А. Енбаева // Молодой ученый. - 2022. - №43 (438). - С. 246-248. - URL: https://moluch.ru/archive/438/95688/ (дата обращения: 17.09.2023).

3. Круглова, И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2007. - 27 с.

4. Фомин, Е.Н. Диверсификация института наставничества как потенциал успешной адаптации молодого специалиста / Е.Н. Фомин // Среднее профессиональное образование. - 2012, №7. - С. 6-8.

5. Фомин, Е.Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2013. - 27 с.

6. Мухаметзянова, Ф.Ш., Исланова, Н.Н. Наставничество как механизм поддержки профессионального развития педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/12PDMN520.pdf (дата обращения 17.09.2023).

7. Нугуманова, Л.Н. Наставничество как современная модель повышения квалификации педагогов в дополнительном профессиональном образовании / Л.Н. Нугуманова, Г.А. Шайхутдинова, Т.В. Яковенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-3. - С. 182-185.

8. Кларин, М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века / М.В. Кларин // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2016. - №5. - С. 92-112.

9. Конкурс решений в сфере дизайна «Фабрика дизайна». URL: https://designfactory.moscow/ (дата обращения 17.09.2023).

10. Кларин, М.В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебное пособие для вузов / М.В. Кларин. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 288 с.

11. Зубова, Л .А. Наставничество, фасилитация, менторство, коучинг. Особенности и различия / Л .А. Зубова // Молодой ученый. -2021. - №46 (388). - С. 74-76. - URL: https://moluch.ru/archive/388/85286/ (дата обращения: 17.09.2023).

12. Сравнительный анализ коучинга и наставничества персонала организации, их характеристики / Е.В. Воробьева, В.А. Раз-уменко, Н.К. Семенова, В.В. Смирнова // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1193-1196.

13. Москвичёва, Г. Т. Какими навыками должен обладать наставник / Г.Т. Москвичёва // Молодой ученый. - 2022. - №43 (438). -С. 334-336. - URL: https://moluch.ru/archive/438/95742/ (дата обращения: 17.09.2023).

14. Сулейманова, Н. Как сделать наставничество эффективным / Н. Сулейманова // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). - 2012. -№9. - URL: https://hr-portal.ru/article/kak-sdelat-nastavnichestvo-elfektivnym (дата обращения: 17.09.2023).

15. Конокпаева, И.С. Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении / И.С. Конокпаева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2021. - №4 (346). - С. 172-173. - URL: https://moluch.ru/archive/346/77929/ (дата обращения: 17.09.2023).

References:

1. Bachin, D.A. Mentoring as a method of training and development of personnel. Modern scientific research and innovation [Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii], 2014, no. 4. Available at: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/32311 (accessed 09.17.2023).

2. Enbaeva, M.A. Mentoring as a method of training and personal development. Young scientist [Molodoj uchenyj], 2022, no. 43 (438), pp. 246-248. Available at: https://moluch.ru/archive/438/95688/ (accessed 09.17.2023).

3. Kruglova, I.V. Mentoring as a state of professional development of a young teacher: abstract of a dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences [Nastavnichestvo kak uslovie professional'nogo stanov-leniya molodogo uchitelya: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk]. Moscow, 2007, 27 p.

4. Fomin, E.N. Diversification of the mentoring institution as a growth potential for young specialists. Secondary vocational education [Srednee professional'noe obrazovanie], 2012, no. 7, pp. 6-8.

5. Fomin, E.N. Competence-oriented mentoring of the student revolution in a modern enterprise as a resource for the quality of professional training: abstract ofthesis. dis....cand. ped. Sci. [Kompetentnostno-orientirovannoe nastavnichestvo stu-dencheskoj molodezhi na sovremennom predpriyatii kak resurs kachestva profes-sional'noj podgotovki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk]. Moscow, 2013, 27 p.

6. Mukhametzyanova F.Sh., Islanova N.N. Mentoring as a mechanism to support the professional development of teachers. World of Science. Pedagogy and psychology [Mir nauki. Pedagogika i psihologiya], 2020, no. 5. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/12PDMN520.pdf (accessed 09/17/2023).

7. Nugumanova, L.N., Shaikhutdinova, G.A. and Yakovenko, T. V. Mentoring as a modern model of advanced training for teachers in additional professional education. Problems of modern pedagogical education [Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya], 2019, no. 64-3, pp. 182-185.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Clarin, M.V. Modern mentoring: new features of traditional tradition in organizations of the XXI century. ETAP: economic theory, analysis, practice [ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika], 2016, no. 5, pp. P. 92-112.

9. Competition of solutions in the field of design «Design Factory» [Konkurs reshenij v sfere dizajna «Fabrika dizajna»]. Available at: https:// designfactory.moscow/ (accessed September 17, 2023).

10. Clarin, M.V. Corporate training, mentoring, coaching: textbook for universities [Korporativnyj trening, nastavnichestvo, kouching: ucheb-noe posobie dlya vuzov]. M.: Yurayt Publishing House, 2021, 288 p.

11. Zubova, L.A. Mentoring, facilitation, mentoring, coaching. Features and differences. Young scientist [Molodoj uchenyj], 2021, no. 46 (388), pp. 74-76. Available at: https://moluch.ru/archive/388/85286/ (accessed 09.17.2023).

12. Vorobyova, E.V., Razumenko, V.A., Semenova, N.K. and Smirnova, V.V. Comparative analysis of coaching and mentoring of personnel organizations, their characteristics. Young scientist [Molodoj uchenyj], 2016, no. 12, pp. 1193-1196.

13. Moskvicheva, G.T. What skills should a mentor have. Young scientist [Molodoj uchenyj], 2022, no. 43 (438), pp. 334-336. Avialable at: https://moluch.ru/archive/438/95742/ (accessed 09/17/2023).

14. Suleymanova, N. How to make mentoring effective. Personnel Officer. HR management (personnel management) [Kadrovik. Kadrovyj menedzhment (upravlenie personalom)], 2012, no. 9. Available at: https://hr-portal.ru/article/kak-sdelat-nastavnichestvo-effektivnym (accessed 09/17/2023).

15. Konokpaeva, I.S. Mentoring as a condition for the formation of leadership competencies in the process of professional development of a specialist in an educational institution. Young scientist [Molodoj uchenyj], 2021, no. 4 (346), pp. 172-173. Available at: https://moluch.ru/ archive/346/77929/ (accessed 09/17/2023).

Сведения об авторах:

Туйсина Динара Мансуровна, доцент кафедры дизайна Оренбургского государственного университета, кандидат искусствоведения, член Союза Дизайнеров России, E-mail: tuysinad@yandex.ru

Бобрецова Александра Витальевна, руководитель проекта «ТурАкселератор», основатель проекта российской интеллектуальной конференции INRU, руководитель проекта «Фабрика дизайна», представитель Президента Союза Дизайнеров России по СЗФО, эксперт в области дизайна коммуникаций, E-mail: info@designfactory.moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.