Научная статья на тему 'УЧЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ ПРИ ОТБОРЕ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

УЧЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ ПРИ ОТБОРЕ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорчук Юлия Михайловна, Кузнецов Андрей Николаевич, Гордашникова Ольга Юрьевна

Обобщен материал по наставничеству, рассмотрена история наставничества в системе образования, представлен различный формат наставничества в общем и среднем профессиональном образовании. Отмечена универсальность и малозатратность такой формы передачи знания, как наставничество. Рассмотрены методологические аспекты наставничества в системе общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSIDERATION OF THE REGIONAL SPECIFIC FEATURES IN THE PROCESS OF THE CHOICE OF THE MENTORING FORMS IN THE SYSTEM OF THE GENERAL EDUCATION

The article deals with the generalization of the material of the mentoring. There is considered the mentoring history in the education system. The authors present the different format of the mentoring in the general and secondary professional education and specify the universalism and low cost of such form of the knowledge transfer as mentoring. There are described the methodological aspects of mentoring in the system of the general education.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ ПРИ ОТБОРЕ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

известия вгпу

4. Zeer E.F. Osnovnye smysloobrazuyushchie polozheniya lichnostno-razvivayushchego obrazo-va-niya // Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO. 2006. № 5(41). S. 3-12.

5. Kozlova A.G. Vozrastayushchaya rol' social'-nyh setej v duhovno-nravstvennom vospitanii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2022. № 1(164). S. 10-16.

6. Kondakov A.M., Sergeev I.S. Metodologiya proektirovaniya obshchego obrazovaniya v kontekste cifrovoj transformacii // Pedagogika. 2021. T. 85. № 1. S. 5-24.

7. Obodova Zh.I. Cifrovaya obrazovatel'naya sre-da kak uslovie uspeshnogo vzaimodejstviya sub#ek-tov obrazovaniya // Pedagogicheskaya informatika. 2022. № 1. S. 123-133.

8. Parsons T. O strukture social'nogo dejstviya. M., 2000.

9. Sazonova A.N., Ahayan A.A., Kravcov V.V. Predstavlennost' fenomenov «setevoe obrazovatel'noe vzaimodejstvie» i «setevaya lichnost'» v pedagogi-cheskom soznanii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021. № 3. S. 39-49. DOI 10.26170/2079-8717_2021_03_05.

10. Sergeev A.N. Organizaciya kommunikativ-noj aktivnosti v soobshchestvah uchashchihsya i pe-dagogov: instrumental'naya ploshchadka i pedago-gicheskie tekhnologii // Pedagogicheskaya informa-tika. 2020. № 3. S. 99-108.

11. Smirnov A.V. Cifrovoe obshchestvo: teoreti-cheskaya model' i rossijskaya dejstvitel'nost' // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2021. № 1(161). S. 129-153. DOI: 10.14515/monitoring.2021.1.1790.

12. Timofeev A.V. Stanovlenie cifrovoj aksiolo-gii: klyuchevye ponyatiya i problemy // Vestn. Mosk. gos. obl. un-ta. Ser.: Filosofskie nauki. 2019. № 3. S. 73-79. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-3-73-79.

13. Fomicheva T.V., Kataeva V.I. Cennosti ros-siyan v kontekste cifrovizacii Rossijskoj ekonomiki // Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2019. № 2(212). S. 80-84. DOI: 10.24411/1999-9836-201910067.

14. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla: sb. / per. s angl. i nem. M., 1990.

15. Cennost' // Bol'shaya rossijskaya enciklopediya [Elektronnyj resurs]. URL: https://rocit.ru/knowledge/ soft/online-games (data obrashcheniya: 19.08.2022).

16. Cennost' // Novejshij filosofskij slovar' / sost. A.A. Gricanov. Mn., 1998.

17. Cennost' // Psihologiya. Slovar' / pod obshch. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. 2-e izd., ispr. i dop. M., 1990.

18. Yakovleva O.V. Cennostnyj komponent cifrovoj obrazovatel'noj sredy v kontekste professio-nal'nogo vospitaniya budushchih pedagogov // Vestn. Leningr. gos. un-ta im. A.S. Pushkina. 2020. № 2. S. 257-274.

Development of axiological orientation of future teachers in digital educational environment: the aspect of the intersubjective networking cooperation

The article deals with the influence of the digital environment on the development of the axiological orientation of the students. There is analyzed the role of the cooperation in the digital educational environment as the component of the students' humanization and socialization. There is conducted the analysis of the axiological orientations of the future teachers by the methodology of M. Rokich. There are identified the basic directions in the activity of the development of the axiological orientation of the future teachers in the context of DSP.

Key words: axiological orientation, value, digital axiology, digital educational environment, digita-lization, networking cooperation, education.

(Статья поступила в редакцию 18.07.2022)

Ю.м. фЕдорчук, А.Н. куЗНЕцов, о.ю. гордашникова

(москва)

учет региональной специфики при отборе форм наставничества в системе общего образования

Обобщен материал по наставничеству, рассмотрена история наставничества в системе образования, представлен различный формат наставничества в общем и среднем профессиональном образовании. Отмечена универсальность и малозатратность такой формы передачи знания, как наставничество. Рассмотрены методологические аспекты наставничества в системе общего образования.

Ключевые слова: наставничество, региональная специфика, развитие личности, общее образование, социальное взаимодействие, управление образованием, формы наставничества.

Введение. Феномен наставничества переживает в настоящее время второе рождение. Оно распространено в современных корпорациях и в образовательной сфере. Под настав-

© Федорчук Ю.М., Кузнецов А.Н., Гордашникова О.Ю., 2022

педагогические науки

ничеством понимается универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообо-гащающее общение, основанное на доверии и партнерстве [12]. Наставничество, не потеряв внутренней сути передачи формального и неформального знания, приобрело современные формы, такие как фасилитация, модера-ция, тьюторство, супервизия, коучинг. Школьное наставничество расширило свои границы и вместо одного смысла - поддержки молодого учителя - реализуется в формах взаимоотношений «учитель - учитель», «учитель - ученик», «ученик - ученик», «учитель - родитель», а в системе среднего профессионального образования добавлены взаимоотношения «преподаватель - студент», «работодатель -студент».

Рассматривая современную нормативную базу наставничества, можно отметить, что она основана на принятых в Российской Федерации национальных целях и стратегических задачах развития [10; 11; 13]. Им предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов (программ). Один из них - «Образование», в котором в 2024 г. необходимо обеспечить решение нескольких задач, в том числе создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов. В связи с этим Министерством просвещения РФ было издано Распоряжение «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» от 25 декабря 2019 г. № Р-145, целью которого является создание условий для формирования эффективной системы наставничества обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов. В соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145 ведомственным проектным офисом национального проекта «Образование» разработаны методические рекомендации для методической поддержки внедрения в субъектах Российской Федерации целевой модели наставничества обучающихся.

История наставничества в системе общего образования. Рассматривая

исторический контекст развития наставничества в советской школе, можно отметить его многосторонность: во-первых, как передачу опыта от более опытного учителя молодому, только пришедшему в школу, во-вторых, содействие и поддержка обучающихся со стороны учителя, в-третьих, как шефство старших школьников над младшими [18].

С начала 1930-х гг. в советской школе наставничество также поощрялось, молодым учителям оказывалась всемерная поддержка. В 1960-е гг. наставничество обрело современный вид и превратилось в стандартную форму подготовки молодых педагогов. В 7080-х гг. XX в. ключевое значение для обеспечения качества подготовки педагогических кадров приобрела стажировка выпускников вузов в школе*. В этот же период активно развивалось профессионально-техническое образование и производственное обучение, к наставничеству школьников привлекались специалисты производства. При этом основной акцент делался на трудовом воспитании подростков, привитии коллективных ценностей.

В период реформы общеобразовательной и профессиональной школы в 1980-е гг. были созданы благоприятные условия для наставничества:

разработано положение о шефствующих предприятиях, где законодательно работа школы и производства по трудовому воспитанию объявлена их служебной обязанностью;

- общественность предприятий получает право активного вмешательства в семейное воспитание, если родители забывают о своем гражданском долге, не выполняют своих педагогических функций;

- взаимосвязь общественного, школьного и семейного воспитания объявлена важным участком заботы партийных и советских органов.

В аспекте трудового воспитания школьников четко определены обязанности предприятий. В постановлении апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС указывается: «Руководители базовых предприятий наряду с директорами учебных заведений несут личную ответственность за трудовое обучение школьников,

* Требования к стажировке и ее программа изложены в Инструктивных письмах Министерства просвещения СССР от 27 марта 1974 г.: длительность - 10 месяцев, индивидуальный план, контроль осуществлял директор принимающей школы и наставник из числа наиболее опытных учителей; районные и городские методические службы создавали насыщенную образовательную среду для молодых учителей (организовывали конференции, встречи и консультации).

известия вгпу

безопасные условия их труда» [4, с. 182]. В реформе школы особое внимание уделялось наставничеству именно шефствующих предприятий (особенно в регионах активного промышленного развития) в рамках реализации тезиса о том, чтобы «коренным образом улучшить воспитательную работу с учащимися по месту жительства. Важно охватить всех учащихся разнообразными массовыми и индивидуальными формами воспитательной работы во внеучебное время» [Там же, с. 194].

В сельских школах наставники руководили ученическими производственными бригадами, организуя занятия кружков юных натуралистов, проводя уроки труда в школе, вовлекая обучаемых в изучение свойств сельскохозяйственных угодий, а также приобщая учащихся к труду в регионально значимой аграрной сфере.

В современных условиях естественно возвращение традиций наставничества. В новых квалификационных категориях для учителя появилась категория «учитель-наставник». Как показала практика, наставничество - малозатратный и эффективный способ передачи ключевых знаний внутри трудового коллектива, данный подход к развитию кадровых ресурсов может развиваться в разных формах. Сегодня в образовании [14] выходят на новый план такие направления применения наставничества, как поддержка талантов, детей с ОВЗ, популяризация среднего профессионального образования, подготовка к профессиональным конкурсам, работа с детьми-сиротами и др.

Методологические аспекты на-ставничес тва в с истеме о бщего о б-разования. При разработке методологии наставнической деятельности следует учитывать, что активизация наставнического движения должна способствовать решению ряда стратегических задачах развития Российской Федерации [10; 11; 13], зависящего от качества подготовки специалистов; последнее определяется, в частности, высоким уровнем сфор-мированности профессиональных компетенций педагогов (в нашем случае - наставников), а также качеством целеценностных установок обучающихся [1].

В контексте организации наставничества требуется обеспечение единства теоретических, технико-технологических и методических подходов на федеральном уровне, которое может быть обеспечено, в частности, научными ресурсами РАО. Речь должна идти об обеспечении массового и при этом качественного формирования новых и актуализации

имеющихся профессиональных компетенций работников общего образования, высшего и дополнительного профессионального педагогического образования [7], а также компетенций обучающихся, родителей и иных лиц, привлекаемых к участию в наставническом движении. Это, как ожидается, позволит обеспечить успешность реализации идеи наставничества на уровне общего образования. При этом модель системы наставничества должна учитывать и региональные особенности (т. е. особенности смыслов, требований, условий, ресурсов и пр.).

Для достижения основной цели данного исследования были выбраны следующие методы: изучение и анализ нормативно-правовых актов в области управления образованием, изучение и анализ педагогической литературы, синтез методологических положений, представленных в настоящей работе.

Перефразируя тезис И.В. Ильиной [3] «о функциях управления в системе повышения квалификации педагогических работников, можно утверждать, что правильным было бы перейти от ликвидации профессионально-личностных дефицитов/лакун» [17], препятствующих решению актуальных задач в сфере развития личностных (в том числе и профессионально-личностных) качеств наставляемого, к формированию профессионально-личностных профицитов [Там же], которые позволят решать перспективные задачи по обеспечению наставнической деятельности.

Одним из основных аспектов методологии наставнической деятельности являются принципы ее проектирования, реализации и оценки эффективности.

Методологическим основанием систематизации принципов наставничества может быть их группировка по признаку отнесения к следующим взаимосвязанным блокам [6]:

- целеценностному (аксиологическому), сопряженному с разными уровнями целепола-гания: государственного, социального, группового, личностного;

- географическому, определяемому конкретно-региональными условиями, в том числе аспектно-топологическими и этнокультурными;

- социально-экономическому, связанному с факторами принятия и обеспечения условий для наставнической деятельности со стороны участников отношений в сфере образования;

- инфраструктурному, отражающему особенности ресурсного (в том числе номенкла-

турного и конкретно-предметного) обеспечения наставничества;

- содержательному, отражающему концептуальные подходы к проектированию или отбору элементов содержания наставничества;

- организационно-технологическому, сопряженному с подходами к организации взаимодействия субъектов и объектов наставничества в конкретных условиях;

- управленческому, формируемому, исходя из рассмотрения факторов управленческого воздействия на субъекты и объекты наставничества, влияющих на его результативность.

В целеценностный (или аксиологический) блок могут быть включены принципы результативности, учета государственных и общественных требований, формирования мотивированности к профессиональному самосовершенствованию, положительной динамики развития образовательных потребностей обучающихся (реализуемый через повышение уровня профессионально-личностных притязаний педагогов и учащихся, раскрытие их профессионально-личностного потенциала, демонстрацию профессионально-личностных перспектив).

К географическим принципам относят принципы учета географической доступности инфраструктуры наставничества, учета региональных особенностей потребностей в содержании наставничества (с учетом обеспечения более эффективного формирования регионально-дефицитарным компетентнос-тям), учета этнокультурных особенностей содержания наставничества (принцип культуро-сообразности), интеграции и дифференциации форм наставничества (подразумевающий, с одной стороны, «сохранение и развитие целостного образовательного пространства России» [17], с другой стороны, «создание такой системы предоставляет возможности для интеграции культурологических и методологических особенностей региональных образовательных систем в целостное образовательное пространство» [Там же] региона).

В перечень социально-экономических принципов предлагается включить следующие принципы: финансового обеспечения системы наставничества на региональном и муниципальном уровнях, социального принятия результатов наставничества (востребованность наставничества как профессионально-социального феномена и востребованность конкретных форм наставничества), организационного обеспечения наставничества (на ре-

кие науки -

гиональном, муниципальном и институциональном уровнях), динамичности развития.

Инфраструктурные принципы: обеспеченности форм наставничества элементами инфраструктуры (включая мультимедийное оборудование для сетевой реализации наставничества), использования ресурсов образовательной (профессионально-социальной) среды, оптимизации системы (минимизации ресурсов (временных, материальных, кадровых и пр.) при максимизации уровня реализации компетентностного потенциала наставничества [6]).

к блоку содержательных могут быть отнесены принципы взаимосвязи теории и практики, опережающего характера профессиональной подготовки (на основе форсайта изменений характера и состава деятельности), дифференциации, селективности и элективности содержательных элементов программ наставничества, преемственности содержания этапов наставничества, компенсаторности (компенсация лакун предыдущей подготовки), контекст-ности (проектирование содержания программ наставничества на основе анализа реальной деятельности педагогов и обучающихся, требований стейкхолдеров [5] и пр.), темпораль-ности (соотнесение целеценностного, содержательного и технологического компонентов наставничества с современным уровнем развития общественных, гуманитарных, педагогических, технических и иных наук).

К организационно-технологическим принципам предлагается отнести принцип аутентичности видов деятельности, интерактивности, вариативности (диверсификации) форм наставничества, опоры на опыт обучающихся, полисубъектности (активность всех стейкхол-деров наставничества), педагогической поддержки и сопровождения наставляемых, выстраивания индивидуальных траекторий лич-ностно-профессионального развития педагогов и учащихся.

В блок управленческих принципов включаются принципы технологизации управления (разработка и внедрение алгоритмов и моделей реализации программ наставничества), обеспечения выполнения требований к профессиональной компетентности наставников, распределения ответственности за результаты наставничества (наставниками, наставляемыми, органами управления образованием, руководством общеобразовательной организации и пр.).

Фо р мы нас тав ниче с тв а в с ис те ме общего образования. Рассмотрим основ-

ные формы наставничества в системе современного российского общего образования.

1. Наставничество над молодыми специалистами предполагает взаимодействие начинающего педагога (при опыте работы до 3 лет) или нового сотрудника школы (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку [18]. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание внутри образовательной организации комфортной профессиональной среды, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Основными задачами наставничества этой формы наставничества являются:

- усиление динамики адаптации, помощь в профессиональном становлении;

- выработка у наставляемых высоких профессиональных и моральных качеств для выполнения должностных обязанностей;

- оценка профессиональных компетенций наставляемых, формирование индивидуального плана профессионального развития;

- обучение корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в образовательной организации;

- помощь в преодолении профессиональных трудностей;

- помощь наставляемому в освоении эффективных форм и методов взаимодействия с коллегами и учащимися.

В общеобразовательной организации методическое объединение педагогов выбирает кандидатуру наставника, которая согласовывается с администрацией школы. Из стимулирующего фонда школы наставнику может выделяться доплата. В подборе пары «наставник - наставляемый» может принимать участие школьный психолог [9], что повышает качество обеспечения совместимости личности двух педагогов и, соответственно, эффективность наставничества. Наставничество может осуществляться в виде посещения уроков, проведения открытых уроков, мастер-классов и прочих форм передачи опыта.

2. Подготовка к профессиональным и образовательным конкурсам (олимпиадам, смотрам и пр.) может осуществляться как в формате «учитель - учитель», так и в формате «учитель - ученик» и «ученик - ученик». Подготовка с наставником способна как воодушевить потенциального участника, создать усло-

вия для избегания ошибок, так и подготовить конкурсную работу на высоком профессиональном уровне [16].

В этой связи отдельного внимания заслуживает наставничество при подготовке обучающихся к участию в чемпионатном движении World Skills Russia: оказывать наставничество такого вида может только педагог, обладающий опытом профессиональной деятельности и организации демонстрационного экзамена, участия в соревнованиях; добавляется формат «работодатель - обучающийся». Данный вид наставничества охватывает большой спектр работ - от возникновения идеи и разработки индивидуального плана до выезда на соревнования [15]. К этой же категории может быть отнесена и подготовка лиц с ОВЗ к участию в чемпионатах «Абилимпикс»; здесь наставничество имеет более сложные форматы, т. к. включает в себя настройку наставляемого на борьбу, на преодоление себя и своих ограничений.

Основными задачами в этом формате являются:

- повышение профессиональной компетентности обучающегося за счет стажировок и работы на современном оборудовании, в том числе отвечающем стандартам World Skills;

- интенсификация наработки профессиональных навыков;

- освоение стандартов поведения, принятых в определенном профессиональном сообществе;

- ускоренные профориентация и профессиональное самоопределение.

3. Наставничество в рамках проектно-ис-следовательской деятельности обучающихся может реализовываться в двух форматах: «учитель - ученик» и «ученик - ученик». Формирование идеи, сбор информации, реализация технологий - все это требует помощи наставника; таким образом создаются условия для формирования культуры проектной и исследовательской деятельности.

4. Наставничество лиц с ОВЗ, связанное с поддержкой данной группы лиц, направленной на развитие их социального потенциала, отработку навыков коммуникации, поддержание их физического и материального благополучия.

5. Наставничество в области волонтерской деятельности, где активные и опытные волонтеры могут стать наставниками, вовлекая обучающихся в волонтерское движение. Целями могут быть формирование активной по-

зиции обучающихся, развитие их личностно-социальных компетентностей. По сути, этот вид наставничества является волонтерской деятельностью.

6. Кураторство над ученической группой (как разновидность наставничества) позволяет преодолеть организационные трудности, адаптировать школьников к новым условиям обучения, объединить детей в учебный коллектив. Налицо главные функции такой формы наставничества - помощь в адаптации, передача ключевых знаний и поддержка в преодолении затруднений [8].

7. «Баддинг» (от англ. buddy - «приятель») (как улучшенная версия «фэггинга», практически изжившего себя в англосаксонском мире) подразумевает шефство старшеклассников над младшеклассниками и способствует передаче опыта обучения и социального взаимодействия как в социуме в целом, так и в конкретном ученическом сообществе.

8. «Менторинг» представляет собой наставничество над вновь назначенным руководителем общеобразовательной организации со стороны опытного директора этой или другой школы.

10. Наставничество в рамках социализации обучающихся (главным образом - для решения задач патриотического воспитания), в настоящее время активно развивается в контексте всероссийского движения детей и молодежи: в соответствии с Федеральным законом 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», участники-наставники участвуют в воспитании участников-обучающихся, их профессиональной ориентации, организации их досуга, воплощении идей школьников, привлечении их к просветительским, культурным и спортивным событиям.

В этой же логике развивается сегодня новая форма наставничества - деятельность нарождающегося типа специалистов-педагогов -советников директора по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями. По сути, речь здесь идет о реализации видоизмененной формы наставничества «учитель -ученик».

11. Наставничество над школами с низкими образовательными результатами в формате «школа - школе» (в том числе в рамках реализации масштабного проекта «500+»).

основными направлениями наставничества здесь являются:

- внедрение лучших педагогических и управленческих практик для перехода школ на путь более эффективного развития;

кие науки -

- повышение профессионального мастерства учителей;

- отработка новых моделей содержания образования, позволяющих повысить уровень достижения образовательных результатов учащимися;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стимулирование инновационной деятельности школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты и функционирующих в сложных социальных условиях.

Выбор школ-наставников осуществляет учредитель по рекомендации регионального института управления образованием; за ведущей школой закрепляется на сетевых началах несколько школ-наставляемых с учетом территориального расположения.

12. Социальное наставничество над выпускниками детдомов и детьми в трудной жизненной ситуации представляется одной из самых значимых форм наставничества, т. к. такие подростки особенно нуждаются в наставнике: элементарные бытовые и финансовые вещи могут быть им не под силу. Соответствующей деятельностью в настоящее время занимаются благотворительные фонды, подбирающие и привлекающие наставников, составляющие пары совместимых наставников и наставляемых.

Заключение. Таким образом, можно констатировать, что наставничество представляет собой универсальную технологию передачи общеучебных и профессиональных знаний и умений, социального опыта, а также це-леценностных установок в рамках сопровождения деятельности детей в процессе получения общего образования; оно реализуется в разных формах и на разных уровнях взаимодействия.

основой развития концепции наставничества является его методология, причем ключевую роль играют генезис (история рассматриваемого социально-педагогического явления) и принципы его осуществления. При этом приоритетность той или иной формы наставничества в определенной степени определяется региональной спецификой, включающей отраслевую специфику местной промышленности/сельского хозяйства, социально-экономический фон, зональная потребность в социальной защите населения и пр.

Важно, что развитие форм формального и неформального наставничества в разных сферах, особенно в общем образовании, является позитивным знаком складывающегося в нашей стране гражданского общества.

Список литературы

1. Аксиология иноязычного образования: среднее профессиональное педагогическое образование: кол. моногр. / под ред. А.К. Крупченко, А.Н. Кузнецов. М., 2017.

2. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Пресно-ва А.К. Наставничество как педагогический феномен: история и современность [Электронный ресурс] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3(37). С. 1824. URL: file:///C:/Users/%D0%AE%D0%BB%D1% 8F/Downloads/nastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennost.pdf (дата обращения: 26.09.2022).

3. Ильина И.В. Управление развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне. М. - Курск, 2005.

4. История современной России: документы и материалы (1985-1999): в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. С.М. Шахрая и А.А. Клишаса (сост. С.М. Попова, А.А. Яник). М., 2011.

5. Кузнецов А.Н. Актуальные проблемы подготовки научно-педагогических кадров в системе ДПО // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2017. Т. 3. № 4(13). С. 20-25.

6. Кузнецов А.Н. Генетический характер ком-петентностного потенциала дисциплины в профессиональном образовании // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 6. С. 24-27.

7. Кузнецов А.Н. К вопросу о принципах регионализации системы дополнительного педагогического профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 3(44). С. 89-101.

8. Макаров А.Н., Потаев В.С., Субанаков Г.Ю. Исследование закономерностей и условий функционирования и развития наставничества в региональной системе образования [Электронный ресурс] // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2021. № 2. С. 43-54. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/issledovanie-za konomemostey-i-usloviy-funktsionirovaniya-i-razviti ya-nastavnichestva-v-regionalnoy-sisteme-obrazovan iya?ysclid=l8iqd7zjdu549933716 (дата обращения: 26.09.2022).

9. Нугуманова Л.Н., Шайхутдинова Г.А., Яко-венко Т.В. Наставничество как современная модель повышения квалификации педагогов в дополнительном профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 4(47). С. 34-54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-sovremennaya-model-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov-v-dopolnitelnom-professionalnom-obrazo vanii?ysclid=l8iprlhro841212214 (дата обращения: 26.09.2022).

10. о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на пери-

од до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/ 71937200/?ysclid=lam3skt2le670958943 (дата обращения: 26.09.2022).

11. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/?ysclid=lam40f1jve403524418 (дата обращения: 26.09.2022).

12. Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися: распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 дек. 2019 г. № Р-145. URL: https://docs.cntd.ru/document/564232 795 (дата обращения: 26.09.2022).

13. Основные принципы Национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 дек. 2019 г. № 3273-р [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/732840 05/?ysclid=lam42uuo9y81934246 (дата обращения: 26.09.2022).

14. Паспорт национального проекта «Образование». URL: http://static.government.ru/media/files/ UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 02.10.2022).

15. Роль наставничества в образовательной среде образовательной организации: сб. ст. краевого семинара. Ставрополь, 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://rmk.stavedu.ru//images/082/Сборник На ставничество.pdf?ysclid=l8iq7wxz75846972674 (дата обращения: 26.09.2022).

16. Современные формы наставничества и шефства среди обучающихся в образовательном учреждении (из опыта работы): сб. материалов регион. конф. для пед. работников. Старый Оскол, 2021.

17. Ширяев В.Л. Моделирование системы постдипломного образования педагогических кадров в федеральном округе. СПб., 2002.

18. Щербакова Т.Н., Щербакова Е.В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб., 2015. С. 18-22. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/ (дата обращения: 26.09.2022).

педагогические науки

* * *

1. Aksiologiya inoyazychnogo obrazovaniya: srednee professional'noe pedagogicheskoe obrazova-nie: kol. monogr. / pod red. A.K. Krupchenko, A.N. Kuz-necov. M., 2017.

2. Bystrova N.V., Cyplakova S.A., Presno-va A.K. Nastavnichestvo kak pedagogicheskij feno-men: istoriya i sovremennost' [Elektronnyj resurs] // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2019. № 3(37). S. 18-24. URL: file:///C:/Users/%D0%AE%D0%BB%D1%8F/ Downloads/nastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-feno men-istoriya-i-sovremennost.pdf (data obrashcheniya: 26.09.2022).

3. Il'ina I.V. Upravlenie razvitiem professional'-noj perepodgotovki rukovoditelej shkol na munici-pal'nom urovne. M. - Kursk, 2005.

4. Istoriya sovremennoj Rossii: dokumenty i materialy (1985-1999): v 2 ch. Ch. 1 / pod obshch. red. S.M. Shahraya i A.A. Klishasa (sost. S.M. Popova, A.A. Yanik). M., 2011.

5. Kuznecov A.N. Aktual'nye problemy podgo-tovki nauchno-pedagogicheskih kadrov v sisteme DPO // Sovremennoe dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie. 2017. T. 3. № 4(13). S. 20-25.

6. Kuznecov A.N. Geneticheskij harakter kom-petentnostnogo potenciala discipliny v professional'-nom obrazovanii // Innovacionnye proekty i program-my v obrazovanii. 2016. № 6. S. 24-27.

7. Kuznecov A.N. K voprosu o principah regio-nalizacii sistemy dopolnitel'nogo pedago-gichesko-go professional'nogo obrazovaniya // Nauchnoe obes-pechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020. № 3(44). S. 89-101.

8. Makarov A.N., Potaev V.S., Subanakov G.Yu. Issledovanie zakonomernostej i uslovij funkcioni-rovaniya i razvitiya nastavnichestva v regional'noj sisteme obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Vestn. Buryat. gos. un-ta. 2021. № 2. S. 43-54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-zakono mernostey-i-usloviy-funktsionirovaniya-i-razvitiya-nastavnichestva-v-regionalnoy-sisteme-obrazovaniy a?ysclid=l8iqd7zjdu549933716 (data obrashcheniya: 26.09.2022).

9. Nugumanova L.N., Shajhutdinova G.A., Yako-venko T.V. Nastavnichestvo kak sovremennaya model' povysheniya kvalifikacii pedagogov v dopolnitel'-nom professional'nom obrazovanii [Elektronnyj resurs] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo ob-razovaniya. 2019. № 4(47). S. 34-54. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-sovrem ennaya-model-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov-v-dopolnitelnom-professionalnom-obrazovanii?ysclid=l 8iprlhro841212214 (data obrashcheniya: 26.09.2022).

10. O nacional'nyh celyah i strategicheskih za-dachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do

2024 goda: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204 (red. ot 19.07.2018) [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/71937200 /?ysclid=lam3skt2le670958943 (data obrashcheniya: 26.09.2022).

11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ [Elektronnyj resurs]: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14017 4/?ysclid=lam40f1jve403524418 (data obrashcheniya: 26.09.2022).

12. Ob utverzhdenii metodologii (celevoj modeli) nastavnichestva obuchayushchihsya dlya organizacij, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'-nost' po obshcheobrazovatel'nym, dopolnitel'nym ob-shcheobrazovatel'nym i programmam srednego pro-fessional'nogo obrazovaniya, v tom chisle s prime-neniem luchshih praktik obmena opytom mezhdu obuchayushchimisya: rasporyazhenie Ministerstva pro-sveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 25 dek. 2019 g. № R-145. URL: https://docs.cntd.ru/document/564232 795 (data obrashcheniya: 26.09.2022).

13. Osnovnye principy Nacional'noj sistemy professional'nogo rosta pedagogicheskih rabotnikov Rossijskoj Federacii, vklyuchaya nacional'nuyu siste-mu uchitel'skogo rosta: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 dek. 2019 g. № 3273-r [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/pro ducts/ipo/prime/doc/73284005/?ysclid=lam42uuo9y8 1934246 (data obrashcheniya: 26.09.2022).

14. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie». URL: http://static.government.ru/media/files/ UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (data obrashcheniya: 02.10.2022).

15. Rol' nastavnichestva v obrazovatel'noj sre-de obrazovatel'noj organizacii: sb. st. kraevogo seminara. Stavropol', 2022 [Elektronnyj resurs]. URL: https://rmk.stavedu.ru//images/082/SbornikNastavnich estvo.pdf?ysclid=l8iq7wxz75846972674 (data obrash-cheniya: 26.09.2022).

16. Sovremennye formy nastavnichestva i she-fstva sredi obuchayushchihsya v obrazovatel'nom uchrezhdenii (iz opyta raboty): sb. materialov regio-nal'noj konferencii dlya pedagogicheskih rabotnikov. Staryj Oskol, 2021.

17. Shiryaev V.L. Modelirovanie sistemy post-diplomnogo obrazovaniya pedagogicheskih kadrov v federal'nom okruge. SPb., 2002.

18. Shcherbakova T.N., Shcherbakova E.V. Isto-richeskij aspekt nastavnichestva kak forma profes-sional'noj adaptacii molodogo pedagoga // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2015 g.). SPb., 2015. S. 18-22. URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/ (data obrashcheniya: 26.09.2022).

известия вгпу

Consideration of the regional specific features in the process of the choice of the mentoring forms in the system of the general education

The article deals with the generalization of the material of the mentoring. There is considered the mentoring history in the education system. The authors present the different format of the mentoring in the general and secondary professional education and specify the universalism and low cost of such form of the knowledge transfer as mentoring. There are described the methodological aspects of mentoring in the system of the general education.

Key words: mentoring, regional specific features, development of personality, general education, social interaction, education management, mentoring forms.

(Статья поступила в редакцию 15.08.2022)

Л.А. шиПиЛиНА (омск)

особенности карьерных ориентаций магистрантов в контексте теории поколений: результаты эмпирического исследования

Представлены результаты эмпирического исследования по выявлению особенностей карьерных ориентаций магистрантов в Омском государственном педагогическом университете. Дизайн исследования выполнен в контексте теории поколений. Результаты исследования подтвердили необходимость учета разновозрастного состава групп магистрантов и совершенствования организационно-технологического аспекта образовательного процесса для их успешной профессионализации.

Ключевые слова: магистратура, профессиональные ценности, карьерные ориентации, якоря карьеры, поколение.

Введение. В условиях глобальных и вместе с тем перманентных изменений, происходящих в экономике современной России и, соответственно, на рынке труда, первостепен-

ное значение приобретают исследования карьерных ориентаций работников как важного фактора управления человеческими ресурсами. Важную роль в этом процессе играет система профессиональной подготовки с ее возможностями профессионального самоопределения и развития будущих специалистов. Особое место в системе профессиональной подготовки занимает магистратура. Несмотря на уже сложившийся опыт подготовки специалистов с квалификаций магистра, остается много вопросов к целям, содержанию, организации и результатам подготовки магистров. Не является исключением подготовка магистров в системе высшего педагогического образования. Общепризнанным считается факт, что магистратура как второй уровень высшего педагогического образования имеет своей целью подготовку педагогов-исследователей для сопровождения образовательных инноваций и изменений. Вместе с тем результаты многих исследований результативности подготовки в педагогической магистратуре свидетельствуют о наличии существенных проблем. Среди них особо выделим проблемы, связанные со спецификой организации образовательного процесса, которые, в свою очередь, обусловлены разновозрастным составом групп магистрантов и уровнем их подготовки (специали-тет, бакалавриат), различиями в личностных целях и мотивах, карьерных ориентациях. По мнению М.А. Армстронга [5], основу выбора карьерных предпочтений составляют внутренние ценности и установки личности по отношению к профессии и профессиональной деятельности, которые имеют существенное значение для повышения удовлетворенности сотрудника содержательной стороной работы и его приверженности организации. В связи с этим полагаем, что исследование карьерных ориентаций магистрантов позволит спроектировать основную образовательную программу подготовки в магистратуре, которая обеспечит профессиональное и личностное саморазвитие будущего специалиста в логике успешной карьеры.

Теоретико-методологическое обоснование исследования карьерных ориентаций магистрантов в контексте теории поколений. Положение теории «якорей карьеры» о карьерных ориентациях («якорях карьеры») как отражении самооценки при построении карьеры нами использовано в исследовании, потому что, согласно Э. Шейну [7], это дает воз-

О Шипилина Л.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.