УДК 330.322:336.221
модель налогового регулирования инвестиционной деятельности природопользователей
А. Ю. CЕРГЕЕВА, аспирант кафедры налогов и налогообложения E-mail: audit-anastasiya@mail. ru Российский государственный торгово-экономический университет
В статье разработана модель налогового регулирования инвестиционной деятельности природопользователей. В основу модели положены методы налогового регулирования с использованием инвестиционного налогового кредита, налога на имущество, налога на прибыль организаций, а также налога на ускоренную амортизацию. В рамках реализации модели сформулированы предложения по установлению налоговых льгот при финансировании капитальных вложений в перспективные для экономики России, но малопривлекательные для инвесторов сферы природопользования.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, налоговое регулирование, модель.
Природные ресурсы составляют основное богатство Российской Федерации. По количеству запасов природного газа и древесины Россия признана мировым лидером, кроме того, она занимает
2-е место в мире по величине месторождений угля и
3-е - по месторождениям золота. По оценке экспертов, стоимость доказанных российских сырьевых ресурсов составляет 75,7 трлн долл. США, в то время как общая стоимость ресурсов в западных странах составляет не более 45 трлн долл. [5].
Однако при высоком природоресурсном потенциале России вопрос экономической эффективности его использования остается актуальным для страны. Для видов экономической деятельности, ориентированных на природные ресурсы, современная ситуация на рынке характеризуется спадом активности инвесторов и, как следствие, сокращением производственной деятельности многих предпри-
ятий. Так, например, при наличии больших запасов леса и низкой стоимости сырья лесопромышленный комплекс России оказался в глубоком системном кризисе, который выразился не только в падении объемов производства, но также проявился в снижении инвестиций в этот вид деятельности [2].
В связи с этим все большую актуальность приобретает проблема увеличения роли инвестиций именно в природоресурсный сектор экономики России. Инвестиционная деятельность непосредственно определяет темпы экономического и социального развития страны, технологический уровень и эффективность производства. Положительная и, по возможности, стабильная динамика инвестиций является предпосылкой для достижения устойчивых темпов экономического роста.
Целенаправленная политика государства по стимулированию инвестиционной активности касательно перерабатывающих производств и добывающих секторов российской экономики является первоочередной задачей для государства. Следовательно, как никогда актуальна проблема поиска и выбора форм и методов такого государственного воздействия.
При этом необходимо отметить, что в последнее десятилетие правительство пытается предпринимать меры к согласованию интересов государства, бизнеса и населения на основе ослабления налогового бремени, в частности, за счет снижения ставок налогов на прибыль и добавленную стоимость, отмены налога с продаж, введения «плоской» шкалы подоходного налога.
Однако, как показывает практика, у этих мер нет системности, их реализация не меняет оценок инвесторов, сохраняет преимущественно фискальный характер, не стимулируя долгосрочные капитальные вложения и не способствуя повышению инвестиционной привлекательности России.
Так, например, снижение в 2009 г. ставки по налогу на прибыль на 4 пункта, по мнению автора, не служит повышению уровня инвестиционной активности в приоритетные для страны виды деятельности, так как эта мера носит всеобъемлющий характер для всех без исключения компаний. Таким образом, стимулирующая роль налога на прибыль в данном случае отсутствует. Установив в федеральном и региональном законодательстве налоговую льготу в форме снижения ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты, законодатель не определил условия постановки на налоговый учет налогоплательщиков, которые касаются необходимости ведения производственной деятельности именно на территории субъекта, где установлена льгота (это в итоге приводит к некоторым злоупотреблениям со стороны участников отношений).
Анализ действующих льгот по налогу на имущество организаций свидетельствует о том, что в своем большинстве они носят социальную направленность. Так, данные преференции предоставляются компаниям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов организаций инвалидов, производителям фармацевтической продукции, распространяются на объекты памятников истории и культуры и т. д. Названные льготы применяются в узком кругу деятельности и не являются стимулом для инвесторов рассматриваемой категории.
Помимо рассматриваемых льгот по конкретным налогам, в России целенаправленным стимулом для активизации инвестиционной деятельности по замыслу законодателя должен являться инвестиционный налоговый кредит. Между тем данный налоговый инструмент развития экономики практически не работает. Так, за 2012 г. по федеральным налогам не выдано ни одного инвестиционного налогового
Анализ состояния использования I
на 01.09. 2!
кредита, а по региональным налогам воспользовались льготой лишь единичные компании [3] (см. таблицу).
По мнению потенциальных пользователей данной льготы, основной причиной нежелания воспользоваться данной преференцией является сложность административной процедуры и малопривлекательные условия предоставления. Так, срок действия кредитного договора устанавливается исполнительными органами на местах хаотично, так как нет указанных основных параметров, от которых стоит отталкиваться сторонам сделки при определении срока действия договора.
Налоговый кодекс РФ также не предоставляет конкретной информации о сроках и величине уплаты инвестиционного налогового кредита и процентов по нему. Неоднозначность данных вопросов приводит к злоупотреблениям исполнительных органов власти на местах, так как при отсутствии инструментария, способствующего конкретному, экономически оправданному обоснованию, существует соблазн устанавливать сроки действия кредитных договоров, а также процентные ставки по ним в соответствии с собственными предпочтениями.
Анализ действующих налоговых льгот и преференций в России свидетельствует о том, что данные преференции не имеют ценности для при-родоэксплуатирующих предприятий, а проводимая на протяжении длительного времени налоговая реформа не только не создает эффективных налоговых стимулов инвестиционной деятельности, но и в определенной степени тормозит как инвестиционную активность, так и экономический рост страны.
В рамках проблемы привлечения инвестиций в природоресурсные виды деятельности автор предлагает реализовать комплекс мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности.
Первоочередной задачей предлагается на законодательном уровне разграничить виды экономической деятельности, которые малопривлекательны для инвесторов (с длительным сроком окупаемости затрат), но создающие реальные предпосылки для модернизации российской экономики. Затем необ-
зестиционного налогового кредита 2, тыс. руб.
Налоговая льгота Всего по налогам и сборам Федеральные налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
тыс. руб. % тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб.
Инвестиционный налоговый кредит 301 207 100 0 0 301 207 100 0 0
ходимо внести поправки в нормативно-правовые акты, регулирующие применение действующих налоговых льгот для увеличения их эффективности.
Применительно к рассматриваемой проблеме стимулирования инвестиционной активности представляет интерес и вопрос ускоренной амортизации. В связи с этим предлагается расширить сферу ускоренной амортизации для объектов основных средств по видам экономической деятельности. Ускоренная амортизация - это всего лишь возможность быстрее относить затраты на себестоимость. Поэтому налогоплательщик при использовании основного средства после окончания срока его эксплуатации выплачивает налог на прибыль в полном объеме. Налоговые «потери» государства в результате использования ускоренной амортизации при наличии контроля за целевым использованием амортизационных отчислений многократно компенсируются в последующие 2-3 года посредством увеличения темпов развития экономики, роста производительности труда, повышения качества продукции, увеличения налоговых поступлений.
В результате реализуется следующая система: сначала амортизационные отчисления активно тратятся предпринимателями на замену устаревших машин и оборудования. Затем, когда произошло насыщение основных фондов последними достижениями науки и техники, бизнес поневоле начинает расходовать амортизационные отчисления не на приобретение имеющихся в продаже средств, а на создание новых и более производительных, т. е. на НИОКР.
Налоговые льготы и преференции будут эффективны для стимулирования инвестиционной деятельности, если они применяются не изолированно, а в комплексе, взаимно дополняя друг друга на всех этапах инвестиционного цикла. На этих этапах целесообразно использовать частичное освобождение от уплаты налогов, а для определенных регионов (малопривлекательных для инвесторов) и полное освобождение от уплаты налогов. Так, отмена налога на имущество в части вновь вводимого в эксплуатацию высокотехнологического оборудования сроком на 3 года также будет стимулировать организации и инвесторов вкладывать денежные средства в новое технологическое оборудование (перечень оборудования, а также сферы его применения необходимо определить на законодательном уровне).
Автор считает целесообразным установить налоговые льготы по налогу на прибыль организации
при финансировании капитальных вложений в секторах экономики, ориентированных на природные ресурсы.
Реализовать данную стимулирующую меру возможно за счет снижения ставки налога на прибыль до 10 % (на условиях реинвестирования прибыли в основное производство). Учитывая, что рассматриваемые виды экономической деятельности, в частности это касается лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, находятся в настоящее время в крайне тяжелом положении (это ведет к нерегулярной уплате налогов) [3], можно быть уверенным в том, что в случае применения данной льготы потери для государственного бюджета будут минимальными.
Для повышения эффективности применения инвестиционного налогового кредита автором были разработаны методические рекомендации, где с учетом специфики деятельности компаний были определены оптимальные сроки действия договоров и процентные ставки по кредиту, а также был определен исчерпывающий перечень документов для обоснования применения инвестиционного налогового кредита, исключающий затребование налоговыми органами дополнительных документов (рис. 1).
Автор считает, что регламентированные методы при определении условий кредитования и отсутствие субъективных подходов при определении экономической ситуации на предприятии приведет к положительному эффекту.
Помимо этого автор считает целесообразным внести поправки в налоговое законодательство, где необходимо предусмотреть право налогоплательщика учитывать проценты по инвестиционному налоговому кредиту при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организации. Полагаем, что при устранении сдерживающих для инвестора факторов применение инвестиционного налогового кредита позволит налогоплательщику не отвлекать на начальном этапе денежные средства для уплаты налогов, а направлять их непосредственно на цели развития и стабилизации собственного финансового положения [4].
Выводы и предложения по представленному исследованию легли в основу разработанной автором модели формирования системы налогового регулирования инвестиционной деятельности при-родопользователей (рис. 2).
Необходимо отметить, что в результате при реализации данной модели государство, стремясь
Условия предоставления
Осуществление организацией вложений капитала во всех его формах в объекты природоресурсной деятельности на территории РФ в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта, а также с учетом сохранения механизма неистощимого природопользования
Подтверждающие документы
Документы, удостоверяющие заемщика:
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- выписка из ЕГРЮЛ.
Первичные документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного организацией оборудования. Бизнес-план инвестиционного проекта. Заявление на заключение договора инвестиционного налогового кредита_
Рис. 1. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита по сферам природоресурсной деятельности
Сфера деятельности Срок кредитования, в годах* Ставка, в % от ставки рефинансирования**
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5 0,25
Рыболовство, рыбоводство 3 0,3
Добыча полезных ископаемых 5 0,7
Обрабатывающие производства 5 0,25
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 4 0,45
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4 0,25
* Срок кредитования рассчитан с учетом длительности окупаемости затрат по видам деятельности. ** Ставка по кредиту рассчитана по удельному весу убыточных организаций (по данным Росстата за 2011 г.).
Рис. 2. Модель налогового регулирования инвестиционной деятельности природопользователей
о
со
н
и
еь
<
U О
L-
Проведение налоговой политики
Обеспечение финансирования государственных расходов
Стимулирование налоговыми методами
Регулирующая
Государственное воздействие на рынок
№ О
н
и
W СО X
s
Развитие сектора экономики
рис. 3. Ожидаемый результат активизации инвестиционных процессов при налоговом
регулировании
ных фондов, которая в своей активной части (здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства) составляет 37 % [1].
Таким образом, реализация предложенных направлений налогового регулирования инвестиционной деятельности природопользователей в перспективе будет способствовать как увеличению притока инвестиций в приоритетные для страны сферы, развитию экономики за счет расширения производства, так и увеличению бюджетных поступлений, что соответствует поставленным Правительством РФ задачам в рамках Стратегии инвестиционного развития Российской Федерации.
привлечь капитал в приоритетные для страны виды экономической деятельности, будет проводить налоговую политику посредством регулирования инвестиционной деятельности налоговыми методами. У инвестора же со своей стороны появляется заинтересованность вкладывать собственные средства в сектора экономики, обладающими выгодными экономическими условиями (рис. 3).
Согласованность интересов государства и бизнеса в конечном счете приведет к дальнейшему экономическому развитию и, как следствие, к увеличению доходности участников отношений.
Выгода инвесторов по замыслу модели должна направляться на расширение основных фондов. Инновационная замена устаревшей техники и технологий позволяет получить существенный прирост прибыли. Так, в своих научных трудах известные экономисты В. Б. Дасковский и В. Б. Киселёв рассчитали фактическую рентабельность основ-.
Список литературы
1. Дасковский В. Б., Киселёв В. Б. Кредитно-денежная политика - инвестиционный голодомор экономики России // Инвестиции в России. 2009. № 6. 58 с.
2. Зозуля В. В. Современная налоговая политика России: проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности // Вестник РГТЭУ. 2012. № 7-8 (67). 43 с.
3. Отчет ФНС России о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.01.2011. URL: http://www. nalog. ru.
4. Сергеева А. Ю. Проблемы применения инвестиционного налогового кредита // Вестник финансового университета. 2012. № 1.
5. Статистика по мировым ресурсам 2012. URL: http://247wallst. com/2012/04/18/the-worlds-most-resource-rich-countries/3.