Научная статья на тему 'Выбор режима налогообложения как инструмент повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций'

Выбор режима налогообложения как инструмент повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / TAXATION / AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скобелева Елена Викторовна, Новикова Марина Дарчоевна, Акулина Екатерина Евгеньевна

Рассмотрены элементы налоговой системы, характерные для общего режима налогообложения и единого сельскохозяйственного налога. Выявлено влияние отдельных налогов, льгот и преференций влияют на инвестиционную привлекательность предприятия. На основе увязки элементов налоговой политики, проводимой предприятием, с критериями его инвестиционной привлекательности разработана модель выбора режима налогообложения в целях привлечения инвесторов, а также предложены меры по повышению инвестиционной привлекательности для сельскохозяйственных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скобелева Елена Викторовна, Новикова Марина Дарчоевна, Акулина Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE OF TAXATION AS A METHOD OF INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

We considered the elements of the tax system which are specific for general taxation regime and the unified agricultural tax. It was found out how the separate taxes, benefits and preferences influence the investment attractiveness of the company. The coordination of elements of fiscal policy pursued by the enterprise with the criteria of its investment attractiveness was made, On the basis of the model of the mode of taxation in order to increase the investment attractiveness was created, and also the measures of the investment attractiveness increasing for the agricultural organizations was offered.

Текст научной работы на тему «Выбор режима налогообложения как инструмент повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций»

УДК 658.14/.17

скобелева Е.В., новикова М.д., Акулина Е.Е.

Оренбургский государственный университет E-mail: skobev@mail.ru

выбор режима налогообложения как инструмент повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций

рассмотрены элементы налоговой системы, характерные для общего режима налогообложения и единого сельскохозяйственного налога. Выявлено влияние отдельных налогов, льгот и преференций влияют на инвестиционную привлекательность предприятия.

На основе увязки элементов налоговой политики, проводимой предприятием, с критериями его инвестиционной привлекательности разработана модель выбора режима налогообложения в целях привлечения инвесторов, а также предложены меры по повышению инвестиционной привлекательности для сельскохозяйственных организаций.

ключевые слова: инвестиционная привлекательность, режим налогообложения, сельскохозяйственные организации.

В настоящее время без привлечения инвестиций невозможно представить успешно развивающийся бизнес. Любое предприятие, если оно планирует расширять свою деятельность, стремится привлечь больший капитал, поскольку финансовые ресурсы дают возможность для такого расширения. В связи с этим категория «инвестиционная привлекательность» становится все более актуальной и интересной для разного рода исследований.

Традиционно под инвестиционной привлекательностью понимают наличие таких условий, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Оценка инвестиционной привлекательности может осуществляться с позиций разных участников. При этом компании проводят оценку инвестиционной привлекательности с целью ее повышения, а инвестор - с целью принятия решения об инвестировании.

Одним из участников, оказывающим влияние на процесс принятия решения об инвестициях, является государство. Стремясь развивать тот или иной вид экономической деятельности, государство создает благоприятные условия для того, чтобы инвесторы более охотно выбирали приоритетные направления с точки зрения экономических интересов страны. В мировой практике широко используется регулирование инвестиционной привлекательности и источников финансирования инвестиционной деятельности путем применения различных налоговых преференций. Стимулирование экономики через налоговые льготы является очень действен-

ным способом вмешательства государства в процессы производства. При этом предоставленные возможности использования льгот и применения специальных налоговых режимов для хозяйствующих субъектов, занятых производством и переработкой сельскохозяйственной продукции животноводства и растениеводства, позволяют им в течение определенного времени не нести часть налоговых обязательств и влиять на результаты своей деятельности с помощью налоговой составляющей [1].

Налогообложение производителей продукции животноводства и растениеводства характеризуется особенностями, выделяющими их из общего ряда налогоплательщиков. Так налоговое законодательство РФ предоставляет право субъекту хозяйствования, осуществляющему сельскохозяйственную деятельность, на принятие самостоятельного решения о применении системы налогообложения. В соответствии с действующим законодательством сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет право осуществлять налогообложение по общему или специальному режиму [2].

Если сельскохозяйственный товаропроизводитель принял решение осуществлять налогообложение по общей системе, то особенностью данного режима является тот факт, что ему в обязанность вменяется уплата таких налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и налог на имущество. В случае выбора налогоплательщиком такого специального режима, как система налогообложения для сельскохозяйственных товаропро-

изводителей, указанные выше налоги заменяются одним единственным налогом - единым сельскохозяйственным налогом. Все остальные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с иными режимами налогообложения РФ. Таким образом, независимо от того, какой режим налогообложения был выбран налогоплательщиком, он обязан уплачивать такие виды налогов, как водный, транспортный и земельный налоги. При этом, в обоих случаях сельскохозяйственные товаропроизводители, выполняя роль налоговых агентов, обязаны исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ [3].

На первый взгляд, переход на единый сельскохозяйственный налог является достаточно привлекательным для организации с точки зрения снижения налоговой нагрузки. Однако в целях повышения инвестиционной привлекательности и обеспечения привлечения финансовых ресурсов более выгодным может оказаться общий режим налогообложения в силу предоставления сельскохозяйственным производите -лям значительных преференций по налогам и возможности реализации специальных условий хозяйствования.

Как было отмечено ранее, в соответствии с налоговым законодательством РФ, организации и индивидуальные предприниматели, использующие общую систему налогообложения, признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Реализация продовольственных товаров (скота и птицы в живом весе, мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных), молока и морепродуктов, яйца и яйцепродуктов, масла, хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия), круп и других, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10 % [5]. В то же время реализация продовольственных товаров, племенных сельскохозяйственных животных облагается НДС по ставке в размере 10 %, а реализация приобретаемых сельхозпроизводителями таких товаров, как ГСМ, сельхозтехника, сельхозоборудование и т.д., облагается по ставке 18 %. Следствием

этого является превышение суммы вычетов по НДС над суммой начислений и возмещение налога из бюджета.

Значительным по вкладу в формирование налоговой нагрузки организаций, находящихся на общем режиме налогообложения, традиционно является налог на прибыль, налоговая ставка по которому установлена в размере 20 % от прибыли. Однако в соответствии с введенным в действие п. 1.3 ст. 284 НК РФ сельскохозяйственные производители имеют льготы в виде нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль «по деятельности, связанной с реализацией произведенной и переработанной» «собственной сельскохозяйственной продукции», установленной на неопределенный срок [4].

Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей единым сельскохозяйственным налогом обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ предусматривает более благоприятные условия для производителей сельскохозяйственной продукции и позволяет снизить уровень налоговой нагрузки, единый сельскохозяйственный налог не стал оптимальным налогом для всех сельскохозяйственных производителей.

Использование налоговых льгот в отношении НДС при выборе специального режима налогообложения характеризуется, с одной стороны, отсутствием у плательщиков единого сельскохозяйственного налога обязанности по начислению и уплате НДС, а с другой стороны, невозможностью права применения вычета по этому налогу при приобретении материальных ценностей. В результате лишаются права на вычет НДС и (покупатели) контрагенты, применяющие в отличие от поставщика сельскохозяйственного сырья общий режим налогообложения. Для многих перерабатывающих предприятий такое сотрудничество является не выгодным, что приводит к повышению стоимости готовой к употреблению сельскохозяйственной продукции. В этом случае производитель готовой продукции вынужден перекладывать свои затраты на конечного потребителя или использовать нелегальные схемы с участием целого ряда посредников. В итоге, складывается ситуация, при которой субъекты хозяйствования, занятые производством и переработкой

сельскохозяйственной продукции, находящиеся на специальном режиме налогообложения, оказываются менее конкурентоспособными по сравнению с аналогичными организациями, применяющими традиционную систему [4].

Высокорентабельным хозяйствующим субъектам, специализирующимся на производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, с одной стороны, выгоднее находиться на общем режиме налогообложения, уплачивая налог на прибыль организаций в размере 0 % и сохраняя при этом возможность возмещения НДС. Но с другой стороны, выполнение полного производственного цикла одним предприятием, начиная от заготовки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции, приводит к независимости от поставщиков сырьевой базы и переработчиков сельскохозяйственного сырья, а следовательно, к независимости от возможности (невозможности) использования права на вычет НДС.

Льготы по налогу на имущество для сельскохозяйственных организаций на федеральном уровне не предусмотрены. Однако такие льготы могут быть предусмотрены на уровне региона, в котором осуществляется ведение производственно-хозяйственной деятельности. Важным фактором в пользу выбора той или иной налоговой системы в случае с налогом на имущество является балансовая стоимость объектов налогообложения: если она велика, то большой налог на имущество предполагает выбор в пользу ЕСХН; если основные производственные фонды не значительны, то об экономии на налоге на прибыль в результате перехода на ЕСХН можно говорить условно.

Производители сельскохозяйственной продукции пользуются льготами по водному налогу в случае осуществления специального или особого водопользования, так как в соответствии с Налоговым кодексом РФ не признается объектом налогообложения «забор воды из водяных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, для водопоя и обслуживания скота и птицы», находящихся в собственности физических и юридических лиц [5].

Сельскохозяйственные производители имеют определенные преференции и в отношении транспортного налога. Так налоговое законодательство выводит из объектов налогообложения отдельные специализированные транспортные

средства (например, тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины), «зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции» [5], [6].

При уплате земельного налога сельскохозяйственными организациями следует отметить наличие у них возможности применения пониженной ставки на объект налогообложения, которая не должна превышать 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка, используемого для сельскохозяйственного производства (в отношении прочих земельных участков применяется ставка в размере 1,5 %) [4].

В общем порядке субъекты хозяйствования, занятые производством сельскохозяйственной продукции, осуществляют начисление и уплату взносов во внебюджетные фонды. И в этом случае, сельскохозяйственные производители пользуются определенными преференциями в виде пониженных ставок. Так ставки по страховым взносам составляют: на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемым в ПФ РФ, 21% (против общепринятой ставки, равной 22%), ставка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, уплачиваемым в ФФОМС РФ, составляет 3,7% (против общепринятой ставки, равной 5,1%), ставка по страховым взносам, уплачиваемым в ФСС РФ, составляет 2, 4% (против общепринятой ставки, равной 2,9%).

Следует отметить, что организации, использующие общий режим налогообложения, имеют право на получение инвестиционного налогового кредита в виде изменения сроков уплаты налогов. В соответствии со статьей 67 Налогового Кодекса и Закона Оренбургской области № 803/214-У-ОЗ сельскохозяйственные организации имеют возможность получения данной льготы по налогу на прибыль, региональным и местным налогам сроком до 5 лет при реализации ими на территории Оренбургской области инвестиционного проекта, включенного в реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области. Получение инвестиционного налогового кредита выгодно это с двух позиций: с точки зрения концепции изменения стоимости денег во вре-

мени и с точки зрения привлечения инвесторов, которых интересует прибыль, получаемая организацией в настоящее время.

Большое количество преференций, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, объясняется необходимостью стимулирования «развития технического прогресса, ускорении практической реализации технологических новаций», требующие крупных капитальных вложений [6]. Именно потребность в инвестициях обуславливает необходимость повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций путем выбора эффективного режима налогообложения.

Основной целью выявления эффективной системы налогообложения сельскохозяйственной организации, с точки зрения инвестора, является получение налоговой экономии, средства которой направляются на последующее развитие, повышение инвестиционной привлекательности и привлечение капитала.

Таким образом, целесообразно разработать методику, позволяющую производителю сельскохозяйственной продукции облегчить выбор наиболее инвестиционно привлекательной и эффективной системы налогообложения. Реализация методики предполагает выполнение нескольких этапов.

Во-первых, необходимо сделать вывод о возможности применения специального режима налогообложения исходя из требований, предъявляемых налоговым законодательством.

Во-вторых, оценить факторы, оказывающие влияние на выбор системы налогообложения хозяйствующими субъектами, занятыми производством и переработкой продукции животноводства и растениеводства.

Выбор факторов, влияющих на выбор оптимального режима налогообложения для сельскохозяйственного производителя, определяется критериями оценки инвестиционной привлекательности компании для инвестора [6].

Наиболее важными, по мнению многих инвесторов, являются показатели прибыльности объекта инвестирования: коэффициент прибыльности инвестиций, коэффициент прибыльности собственного капитала, операционная рентабельность продаж, коэффициент прибыльности активов. Чтобы повысить значе-

ния показателей этой группы компания должна стремиться увеличивать значения налогооблагаемой и чистой прибыли, так как инвесторы подвергают эти показатели наиболее тщательному анализу.

Как правило, компании в ходе своей деятельности стремятся к обратному эффекту: стараются завышать суммы расходов, снижая тем самым налогооблагаемую прибыль. Эти приемы оказывают положительное влияние на уровень налоговой нагрузки и формирование налоговой экономии. Однако, если перед предприятием стоит цель повысить инвестиционную привлекательность, то следует отказаться от подобных мероприятий, так как в противном случае финансовый результат будет искажен, и это может служить поводом для отказа инвестора осуществлять капитальные вложения.

Кроме показателей прибыльности сельскохозяйственных производителей инвесторы также оценивают их имущественное состояние.

На показатели имущественного состояния оказывает прямое влияние метод начисления амортизации. Ускоренный метод начисления амортизации позволяет в первые годы эксплуатации основного средства списать большую его стоимость на расходы, снизив налогооблагаемую базу. Однако при использовании ускоренного метода начисления амортизации увеличиваются коэффициенты износа и выбытия, что характеризует состояние имущества с отрицательной стороны. Поскольку в целях обеспечения инвестиционной привлекательности структура и состав имущества должны удовлетворять требованиям инвестора, ускоренную амортизацию применять не следует.

К критериям оценки инвестиционной привлекательности предприятия следует отнести финансовую устойчивость и платежеспособность. С точки зрения налогового планирования в рамках данной группы показателей могут быть оценены доля заемного капитала на предприятии и величина денежного потока, генерируемого всем инвестируемым капиталом в связи с применением общего режима налогообложения либо специального режима на основе ЕСХН.

Денежный поток компании, с одной стороны, характеризует текущую платежеспособность предприятия, а с другой, стратегической

- чистую приведенную стоимость компании. Оценивая влияние на инвестиционную привлекательность данного показателя, следует отметить, что более предпочтительным будет тот вариант налогообложения, при котором величина денежного потока будет больше.

Факторы, по которым оценивается каждый из режимов, представлены в таблице 1.

Каждому элементу налоговой политики присваивается один балл в случае его наличия либо положительного значения при соответствующем режиме налогообложения. Также один балл назначается, если значение какого-либо показателя при выборе одного из режимов больше, чем при альтернативном.

В-третьих, суммы баллов по группам подставляются в модель расчета налогового эффекта.

Вес значимости показателя определяем с помощью метода анализа иерархий, являющийся математическим инструментом системного подхода в процессе принятия решений

по сложным проблемам [7]. Для реализации метода были введены следующие критерии сопоставления факторов прибыльности, имущественного состояния и платежеспособности, оказывающих влияние на выбор режима налогообложения:

- степень влияния на финансовый результат деятельности сельскохозяйственных организаций;

- информативность с точки зрения определения инвестиционной привлекательности;

- способность учитывать интересы собственников;

- степень достоверности исходных данных, применяемых при расчете показателя;

- способность учитывать специфику деятельности субъектов хозяйствования, занятых производством и переработкой продукции животноводства и растениеводства.

Анализ сопоставления факторов и оценка влияния каждого из определенных критериев на альтернативу позволили определить вес зна-

Таблица 1. Бальная оценка факторов, оказывающих влияние на выбор оптимального режима налогообложения

№ Факторы, оказывающие влияние на выбор режима налогообложения Показатель Элемент налоговой политики Традиционный режим налогообложения (0 Специальный режим налогообложения 0)

1 Прибыльность (Л) Налоговые льготы 0% налог на прибыль 0 или 1 0 или 1

10% НДС 0 или 1 0 или 1

Инвестиционный налоговый кредит 0 или 1 0 или 1

Полученные доходы Кассовый метод/ Метод начислений 0 или 1 0 или 1

Размер упущенной выгоды 0 или 1 0 или 1

Налоговая экономия 0 или 1 0 или 1

Расходы организации Сумма налоговых платежей 0 или 1 0 или 1

Сумма баллов группы А Л! Л]

2 Имущественное состояние (В) Способ начисления амортизации Использование линейного метода 0 или 1 0 или 1

Износ ОС Минимальное значение износа 0 или 1 0 или 1

Сумма баллов группы В В! В]

3 Платежеспособность (С) Денежный поток Величина денежного потока 0 или 1 0 или 1

Сумма баллов группы С а С]

чимости каждого из критериев выбора режима налогообложения.

На основании полученных результатов был получен вес значимости каждого из критериев выбора режима налогообложения. На основании чего модель выбора режима налогообложения принимает следующий вид (1):

Нф = (0,562Лг + 0,302В,. + 0,136Сг )-

- (0,562Л} + 0,302В ^ + 0,136С;)

где Нэф - налоговый эффект хозяйствующего субъекта от выбора режима налогообложения; А - сумма баллов группы А; В - сумма баллов группы В; С - сумма баллов группы С; i - традиционный режим налогообложения; j - специальный режим налогообложения.

Таким образом, если:

- Нэф > 0, то выбор делается в пользу традиционного режима налогообложения;

- Нэф < 0, то выбор делается в пользу специального режима налогообложения.

Следует заметить, что выбирая наиболее эффективную систему налогообложения, субъект хозяйствования, занятый в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, получает возможность не просто сократить размеры налоговых расходов, но и достичь реального эффекта от налоговой экономии. Для этого ему необходимо вкладывать высвобождаемые средства либо в реализацию инвестиционных проектов, направленных на развитие своей деятельности, либо в краткосрочные и (или) долгосрочные финансовые инструменты различного уровня риска.

Предложенная методика выбора между общим и специальным режимом налогообложения сельскохозяйственных организаций, позволит, используя возможностями налогового регулирования, повысить привлекательность их для инвестора, тем самым создать условия для привлечения инвестиционных ресурсов и реализа-

ции стратегии развития низкорентабельных, но социально и жизненно значимых видов экономической деятельности.

Таким образом, в результате проведенного исследования были определены проблемы повышения инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования, занятых производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, и предложены пути их решения, заключающиеся в следующем:

- во-первых, применение налоговых льгот и специальных налоговых режимов как инструмента государственного налогового регулирования позволит обеспечить дополнительные источники финансирования инвестиционной деятельности, направленной на развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции [6];

- во-вторых, предоставляемый государством значительный объем преференций в области налогообложения субъектам хозяйствования, занятым производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, затрудняет однозначный выбор наиболее приемлемого и эффективного режима налогообложения и определяет необходимость создания универсальной методики оценки приоритетности отдельных преференций;

- в третьих, выбор наиболее эффективной системы налогообложения для конкретного хозяйствующего субъекта на основе предложенной методики позволит оценить и использовать высвобождаемые средства в результате образования налоговой экономии в целях своего развития;

- в четвертых, осуществление выбора эффективной системы налогообложения на основе критериев, учитываемых инвесторами при оценке инвестиционной привлекательности, будет способствовать созданию условий для притока инвестиционных ресурсов.

15.12.2014

Список литературы:

1. Кузьмичева М.Б. Совершенствование форм государственной поддержки животноводческой отрасли / М.Б. Кузьмичева // Мясная индустрия, 2008. - № 3. - С. 9 - 12.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». - Режим доступа: http://www.mcx.ru.

3. Новикова М.Д. Налоговое регулирование как метод косвенного бюджетного финансирования деятельности хозяйствующих субъектов сферы производства и переработки продукции животноводства / М. Д. Новикова. - Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции; под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.

4. Оробинская И.В. Особенности и анализ применения различных режимов налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в России / И.В. Оробинская // Налоги и налогообложение, 2013. - № 2 - С. 85 - 95.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: по состоянию на 04 октября 2014 г.: КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Козлюк Н.В. Критерии оценки эффективности системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей / Н. В. Козлюк // Управленческий учет. - 2013. - № 1. - С. 16 - 21.

7. Грибовский С.В., Сивец С.А. Математические методы оценки стоимости недвижимого имущества / С.В. Грибовский, С.А. Сивец. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 368 с.

Сведения об авторах:

Скобелева Елена Викторовна, доцент кафедры финансов Оренбургского государственного университета,

кандидат экономических наук

Новикова Марина Дарчоевна, старший преподаватель кафедры финансов Оренбургского государственного университета

Акулина Екатерина Евгеньевна, студент финансово-экономический факультет Оренбургского государственного университета

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6101а, тел. (3532) 372476

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.