Научная статья на тему 'Модель музыкально- исполнительского мастерства'

Модель музыкально- исполнительского мастерства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
282
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исполнительская культура / координация / внимание / эмоции / самоконтроль / целесообразность – КВЭСЦ / условия / способы / качества. / performance culture / the model of performance skills / the system of laws QUEST (coordination / attention / emotions / self-control / practicability) / the conditions / methods / quality

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Н И. Степанов

В результате многолетних исследований реальной исполнительской практики выявлено, что достижение музыкантом-исполнителем высокого уровня мастерства становится возможным, если он обладает знаниями о процессах, происходящих во время игры (координация, внимание, эмоции, самоконтроль, целесообразность – КВЭСЦ), условиях, качествах и своих игровых возможностях и умеет ими воспользоваться. Это составляет не только культурный базис его музыкального мышления, но и позволяет ему реально управлять действиями в соответствии с уровнем достигнутой им культуры действий, чувствований и представлений. Усвоенные сознанием музыканта-исполнителя законы, условия, положения, принципы превращаются на практике в нормы профессионального поведения, а в теории – в модель музыкально-исполнительского мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF MUSICAL PERFORMANCE SKILLS

As a result of years of research, studying real performance practice revealed that the achievement of a performing musician of a high level of skill is possible if he has knowledge about the processes taking place during the game (coordination, attention, emotions, self-control, appropriate QUESTS), conditions, qualities and his capabilities and knows how to use them. It is not only the cultural basis of his musical thinking, but also allows it to actually control the action, in accordance with the achieved level of culture actions, feelings and perceptions. Assimilated by the consciousness of the musician-by the laws, conditions, provisions, principles turn into practice in the rules of professional conduct, and in theory – in model of musical performance skills.

Текст научной работы на тему «Модель музыкально- исполнительского мастерства»

ОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА

УДК 378.978 Н. И. Степанов

Московский государственный институт культуры

В результате многолетних исследований реальной исполнительской практики выявлено, что достижение музыкантом-исполнителем высокого уровня мастерства становится возможным, если он обладает знаниями о процессах, происходящих во время игры (координация, внимание, эмоции, самоконтроль, целесообразность - КВЭСЦ), условиях, качествах и своих игровых возможностях и умеет ими воспользоваться. Это составляет не только культурный базис его музыкального мышления, но и позволяет ему реально управлять действиями в соответствии с уровнем достигнутой им культуры действий, чувствований и представлений. Усвоенные сознанием музыканта-исполнителя законы, условия, положения, принципы превращаются на практике в нормы профессионального поведения, а в теории - в модель музыкально-исполнительского мастерства.

Ключевые слова: исполнительская культура, координация, внимание, эмоции, самоконтроль, целесообразность - КВЭСЦ, условия, способы, качества.

As a result of years of research, studying real performance practice revealed that the achievement of a performing musician of a high level of skill is possible if he has knowledge about the processes taking place during the game (coordination, attention, emotions, self-control, appropriate QUESTS), conditions, qualities and his capabilities and knows how to use them. It is not only the cultural basis of his musical thinking, but also allows it to actually control the action, in accordance with the achieved level of culture actions, feelings and perceptions. Assimilated by the consciousness of the musician-by the laws, conditions, provisions, principles turn into practice in the rules of professional conduct, and in theory - in model of musical performance skills.

СТЕПАНОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры оркестрового дирижирования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук STEPANOV NIKOLAY IVANOVICH - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Professor of Department of orchestral conducting, Faculty of musical arts, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of culture of the Russian Federation, Honored worker of the all-Russian musical society, corresponding member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences

N. I. Stepanov

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE MODEL OF MUSICAL PERFORMANCE SKILLS

e-mail: [email protected] © Степанов Н. И., 2017

Keywords: performance culture, the model of performance skills, the system of laws QUEST (coordination, attention, emotions, self-control, practicability), the conditions, methods, quality.

Для цитирования: Степанов Н. И. Модель музыкально-исполнительского мастерства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3(77). С. 192-197.

Модель исполнительского мастерства музыканта может быть представлена в виде следующих структур. Это в первую очередь структура исполнительского действия при извлечении звука из музыкального инструмента, структура сознания музыканта, отражающего все условия, соблюдаемые им в процессе игры на инструменте, структура навыков, позволяющих музыканту исполнять произведение, структура игрового движения со всеми необходимыми качествами,, позволяющими ему действовать эффективно, структура способа взаимодействия исполнителя с инструментом.

Как показывает реальная исполнительская практика, в данной модели раскрывается система закономерностей, условий, принципов, которые музыканту-исполнителю позволяют успешно осуществлять музыкально-исполнительские действия. Эти действия представляют собой сложный умственный и психофизический процесс, который предполагает, что исполнитель структурирует свои действия в соответствии с закономерностями. Они уже открыты и интерпретированы в музыкально-исполнительской деятельности.

Все процессы наиболее наглядно могли бы быть представлены в виде схем, в которых последовательно и логично отражались бы все взаимосвязи и взаимозависимости координации игровых движений, действие внимания, отражение музыкальных эмоций в реальном

звуке, самоконтроль игровых действий и соблюдение условий целесообразности - КВЭСЦ. Это - система компонентов музыкально-исполнительского действия, которые структурированы логически, где представлены все процессы организации игровых движений на всех этапах извлечения звуков из музыкального инструмента, обладающие функциями саморегулирования: при разборе произведения, подготовке его к исполнению и в момент его публичного показа. Данная модель представлена нами в виде структур компонентов музыкально-исполнительского действия, отражающих происходящие в момент игры на инструменте процессы: Координацию игровых движений, действие В нимания, реализацию Э моций играющего, Самоконтроль, Целесообразность - КВЭСЦ.

1. Структура действий музыканта в момент извлечения звука опирается на знание закономерностей процессов КВЭСЦ с выходом к сознанию исполнителя.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ:

• «координация и представления являются, по сути, одним и тем же» (Дж. Х. Джексон [4]);

• «внешнее и внутреннее внимание (восприятие. - Н. С.) тормозят (представления - Н. С.)друг друга [8]»;

• закономерность «предвосхищающей эмоциональной коррекции поведения» (А. Запорожец [5]). Следует сказать о том, что это важнейший содер-

жательный компонент музыкального исполнительства;

• самоконтроль должен совершаться «на полной ориентировочной основе» (П. Гальперин [3]);

• игровые движения музыканта приобретают целесообразный характер тогда, когда у него сложились представления о том, что он должен делать, как делать и когда. Тем самым становится возможным выполнение трёх условий целесообразности (П. Анохин [1]).

В результате сознание музыканта, усваивая данную структуру игровых действий, получает в своё распоряжение научно обоснованные нормы поведения и критерии оценки результата действий - законы. Наглядно это представлено в виде схем (схемы 1, 2 в учебном пособии «Народное музыкально-инструментальное исполнительство: теория и методика обучения» (Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2014. 224 с., ноты)).

2. Структура сознания (мышления), носителем которой является музыкант-исполнитель, представлена как научными знаниями, так и информацией о реальных действиях. Это сознание отражает специфику исполнительской деятельности, содержание которой основано на этих знаниях и действиях (схема 2, там же).

3. Следующим компонентом исполнительского действия являются условия, при которых совершаются игровые действия. Должны формироваться навыки извлечения выразительных звуков. Их четыре: первые два навыка являются формирующими. Они наполняют сознание музыканта-исполнителя информацией, на которой основываются представления. Поступает такая информация в результате прочтения нотного текста и тактиль-

ных ощущений. Следующие два навыка

- воспроизводящие. В их основании лежит память - двигательная и слуховая (см. схему 3, там же).

4. Формирование навыков происходит с помощью игрового аппарата, который должен обладать высокой чувствительностью, активностью, экономичностью. Это позволит аппарату выполнять три важнейшие функции.

Первая из них - информационно-познавательная. Точности получаемой при извлечении звуков информации должна способствовать чувствительность. Чем выше чувствительность рук музыканта, тем тоньше манипуляции ими и выразительнее звук.

Вторая функция - исполнительная

- связана с процессом извлечения реальных конкретных звуков, выразительность которых может быть обеспечена способностью дифференцировать усилия

- активностью. Умение мгновенно менять физические параметры движений (в частности - усилий) будет способствовать выразительности динамики. Активность позволит исполнителю выйти на уровень превращения игрового движения, извлекающего звук, в «действие-переживание» (по К. Станиславскому).

Это наивысший уровень мастерства

- это состояние творчества, наивысшее в любом виде искусства, особенно в театральном и музыкально-исполнительском.

При выполнении этой функции каждое изменение усилия адекватно музыкальному переживанию играющего. Например, состояние «нежности» или «грациозности». В звучании - адекватно отражают эмоциональное состояние музыканта-исполнителя, физически - дей-

= Образование в сфере культуры

ствуют без излишних усилий - экономично (схема 4 -качества игрового аппарата, там же).

Оперативные действия музыканта-исполнителя при извлечении звука, выражающего то или иное эмоциональное состояние (вызванное произведением), означает, что они приобрели статус «действия-переживания».

Это наивысшая степень исполнительского мастерства - творчества, к которому стремится каждый музыкант-исполнитель.

Данные условия возникают лишь при способе извлечения звука «взятием», при котором разум, чувство и игровые движения достигают необходимого единства (по Г. Песталоцци - единства «ума, сердца и рук»).

5. Осознавая, что он берёт, где берёт, чем и в каком порядке, музыкант в момент «взятия» звука регулирует параметры своих исполнительских действий.

Игровые движения - осмысленные, целенаправленные и целесообразные. Он знает, что он берёт, где берёт, чем и в каком порядке. Это те первичные представления, которые необходимы для извлечения звука из инструмента в соответствии с текстом.

Далее он должен представить, что необходимо предпринять физически, чтобы звучание стало выразительным и эмоциональным.

И так как при совершении физических действий эмоции проявляются в результате изменения усилий (Ч. Дарвин), то исполнителю необходимо «в уме» представлять драматургию исполнительских действий, направляя их на развитие музыкального образа и своих чувств. (Об однозначной связи усилий и

эмоций свидетельствует исследователь А. Запорожец.)

Это чрезвычайно важное для музыкального исполнительства обстоятельство, так как содержанием этого вида искусства являются эмоции. Исполнитель, берущий клавишу (струну) с тем или иным чувством, руководствуется звуковым смыслом, который определён ролью каждого извлеченного звука, драматургией произведения. Изменяя усилия, он действует в соответствии с собственным отношением к тому или иному извлекаемому им звуку, избранной им интерпретацией содержания произведения, что позволяет ему управлять физическими параметрами игры: силой, скоростью, ритмом и порядком движений. Это те параметры, от которых зависит выразительность динамики, темп, штрихи произведения, в синтезе дающие музыкальный образ.

Таким образом, создана модель музыкально-исполнительского мастерства, основанная на единстве разума, чувства и физических движений: «ума, сердца и руки» (по Г. Песталоцци). В исполнительском искусстве, в котором смысл раскрывается от звука к звуку, это состояние может быть обозначено как «действие-переживание». Это наивысшая степень профессионализма и мастерства в музыкально-исполнительском творчестве. И, как мы видим, наиболее эффективным способом достижения такого состояния в музыкальном исполнительстве является операция по извлечению звуков «взятием», при котором все умственные, эмоциональные и физические процессы сведены во времени в необходимое для исполнительского творчества единство (см. схему 5 - там же).

Примечания

1. Анохин П. К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга // Вопросы психологии. 1966. № 3. С. 10-31.

2. Блох О. Психология и педагогика музыкального творчества : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2009.

3. Гальперин П. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии : [сборник статей] / Академия наук СССР, Институт философии ; [отв. ред. Е. В. Шорохова]. Москва : Наука, 1966. С. 259-276.

4. Джексон Х. Дж. Некоторые замечания по поводу распада нервной системы // Нейропсихология : Тексты / [сост. Н. Ю. Ченцов и др.] ; под ред. Е. Д. Хомской. Москва : Изд-во МГУ, 1984.С. 21-23.

5. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды : в 2 томах / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; Академия педагогических наук СССР ; [сост.: Т. И. Гиневская, Я. З. Неверович]. Москва : Педагогика, 1986.

6. Милка А. Теоретические основы функциональности в музыке. Исследование. Москва : Музыка, 1982. 150 с.

7. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры : Записки педагога / [послесл. Я. И. Мильштейна, с. 263-309]. 3-е издание. Москва : Музыка, 1967. 310 с.

8. Общая психология : [учебное пособие для педагогических институтов] / под ред. В. В. Богословского [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Просвещение, 1973. 351 с.

9. Прасолов Е. Н. Художественное воспитание исполнителя как проблема современного музыкального образования : учебное пособие. Тольятти : Тольяттинский институт искусств, 2003.

10. Психология музыкальной деятельности : Теория и практика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030700 - Музыкальное образование / [Э. Б. Абдуллин и др.] ; под ред. Г. М. Цыпина. Москва : Academia, 2003. 368 с.

11. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание : О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / Академия наук СССР, Институт философии. Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1957. 328 с.

12. Станиславский К. Работа актера над собой. Дневник ученика, части I и II. Москва : Искусство, 1951. 666 с.

13. Сухомлинский В. Сердце вЦдаю диям: Вибраш твори. Том 3. Киев : Радянська школа, 1977. 285 с.

14. Степанов Н. И. Концептуальные основы теории музыкального исполнительства (инструментального). Москва : МГУКИ, 2009.

15. Сашинкова Р. П. Развитие образного воображения студентов-вокалистов как творческий процесс // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 232-236.

16. Сычугов А. М. «Художественная техника» в теории исполнительства на духовых инструментах: искусствоведческий аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 260-265.

17. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. 2-е издание. Москва : Советский композитор, 1989. 144 с.

18. Ушинский К. Д. Избранные произведения / под ред. чл.-кор. Акад. пед. наук РСФСР В. Я. Струминского. Москва ; Ленинград : Академия педагогических наук РСФСР, 1946.

= Образование в сфере культуры

References

1. Anokhin P. K. Kibernetika i integrativnaya deyatel'nost' mozga [Cybernetics and integrative activity of a brain]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1966, No. 3, pp. 10-31.

2. Blokh O. Psikhologiya i pedagogika muzykal'nogo tvorchestva [Psychology and pedagogy of musical creativity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2009.

3. Galperin P. Psikhologiya myshleniya i ucheniye o poetapnom formirovanii umstvennykh deyst-viy [The Psychology of Thinking and the Teaching on the Gradual Formation of Mental Actions]. In: Shorokhov E. V., ed. Research of thinking in Soviet psychology: collection of articles. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1966. Pp. 259-276.

4. Jackson J. H. Nekotorye zamechaniya po povodu raspada nervnoi sistemy [Some remarks concerning disintegration of nervous system]. In: Khomskaya E. D., ed. Neiropsikhologiya. Teksty [Neuropsychology. Texts]. Moscow, 1984, pp. 21-23.

5. Zaporozhets A. V. Razvitie proizvol'nykh dvizhenii [The development of voluntary movements]. Izbrannyepsikhologicheskie trudy, v 2 tomakh [Selected psychological works, in 2 vol.]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1986.

6. Milka A. Teoreticheskiye osnovy funktsional'nosti v muzyke. Issledovaniye [Theoretical foundations of functionality in music. Study]. Moscow, Publishing house "Music", 1982. 150 p.

7. Neygauz G. Ob iskusstve fortepiannoy igry: Zapiski pedagoga [On the art of piano playing: Notes of an educator]. 3nd edition. Moscow, Publishing house "Music", 1967. 310 p.

8. Bogoslovsky V. V., ed. Obshchaya psikhologiya [General psychology]. 2nd edition. Moscow, Publishing House "Prosveshchenie", 1973. 351 p.

9. Prasolov E. N. Khudozhestvennoye vospitaniye ispolnitelya kak problema sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya [Art education of the performer as a problem of modern music education]. Togliatti, Publishing house of Togliatti Institute of Arts, 2003.

10. Tsypin G. M., ed. Psikhologiya muzykal'noy deyatel'nosti: Teoriya i praktika [Psychology of musical activity: Theory and practice]. Moscow, Publishing house «Academia», 2003. 368 p.

11. Rubinshteyn S. L. Bytiye i soznaniye: O meste psikhicheskogo vo vseobshchey vzaimosvyazi yav-leniy material'nogo mira [Being and Consciousness: The place of the psychic in the universal interconnection of the phenomena of the material world]. Moscow, 1957. 328 p.

12. Stanislavsky K. Rabota aktera nad soboy. Dnevnik uchenika, chaste I i II [The actor's work on himself. Diary of the student, parts I and II]. Moscow, Art Publishing House, 1951. 666 p.

13. Sukhomlinsky V. Serdtse otdayu detyam: Izbrannye proizvedeniya, tom 3 [I give my heart to children. Selected works. Volume 3]. Kiev, 1977. 285 p.

14. Stepanov N. I. Kontseptual'nyye osnovy teorii muzykal'nogo ispolnitel'stva (instrumen-tal'nogo) [Conceptual foundations of the theory of musical performance (instrumental)]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2009.

15. Sashinkova R. P. The development of creative imagination students vocalists as a creative process. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 2 (64), pp. 232-236. (In Russian)

16. Sychugov A. M. "Art technique" in the theory of wind-instruments performance: the art aspect. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 2 (64), pp. 260-265. (In Russian)

17. Timakin E. M. Vospitaniye pianista. Metodicheskoye posobiye [Education of a pianist. Toolkit]. 2nd edition. Moscow, Publishing house "Soviet composer", 1989. 144 p.

18. Ushinsky K. D. Izbrannyye proizvedeniya [Selected Works]. Moscow, Leningrad, 1946.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.