Научная статья на тему 'Модель мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса'

Модель мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
89
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / ИНФРАСТРУКТУРА / МОДЕЛЬ / LARGE MACHINE-BUILDING COMPLEX / DEVELOPMENT / MANAGEMENT / MONITORING / INFRASTRUCTURE MODEL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ровных Е.А.

В статье раскрыта модель мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса и ее составляющие. Выявлены результаты и процедура мониторинга инфраструктуры исследуемого комплекса по каждой из составляющих модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL INFRASTRUCTURE MONITORING LARGE ENGINEERING COMPLEX

The article revealed a large model of the monitoring infrastructure engineering complex and its components. Identified and the results of the test procedure for monitoring the infrastructure complex for each of the component model.

Текст научной работы на тему «Модель мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса»

пример, между госструктурами и отдельными малыми инновационными предпринимателями и предприятиями и их огромными системными возможностями.

Конвенционально-административный менеджмент направлен именно на реализацию рассмотренных принципов в условиях сетевой экономики при констатации того факта, что во многом отечественный менеджмент, как минимум, «не успевает» за изменениями своей предметной области. Затянувшаяся ориентация менеджмента на принципы традиционного тейлоризма сдерживает свое

саморазвитие, т.к. принципы выступают в роли существенных ограничителей эффективности.

Литература:

1. Никулин Л.Ф., Бусалов Д.Ю. Менеджмент - Рабочая тетрадь. - Самара: Учебная литература, 2006

2. Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980

3. Адаир Дж. Джон Адаир о менеджменте и лидерстве - М.: Эксмо, 2007.

МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА ИНФРАСТРУКТУРЫ КРУПНОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Ровных Е.А., к.э.н.

В статье раскрыта модель мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса и ее составляющие. Выявлены результаты и процедура мониторинга инфраструктуры исследуемого комплекса по каждой из составляющих модели.

Ключевые слова: крупный машиностроительный комплекс, развитие, управление, мониторинг, инфраструктура, модель.

MODEL INFRASTRUCTURE MONITORING LARGE ENGINEERING COMPLEX

Rovhikh E., Cand.Econ.Sci.

The article revealed a large model of the monitoring infrastructure engineering complex and its components. Identified and the results of the test procedure for monitoring the infrastructure complex for each of the component model.

Keywords: large machine-building complex, development, management, monitoring, infrastructure model.

Рассмотрение теоретико-методологических основ и ключевых концептуальных положений позволило предложить и обосновать модель мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса (КМК). Каждая составляющая модели мониторинга инфраструктуры КМК представляет собой реализацию определенных задач (табл. 1).

Предложенная модель мониторинга инфраструктуры КМК, на наш взгляд, наиболее полно отражает возможную процедуру и механизм его проведения и позволяет систематически получать достоверные данные, необходимые для проведения последующей процедуры оценки. Рассмотрим содержание каждой составляющей модели мониторинга инфраструктуры КМК.

Составляющая 1. Формирование целей и задач мониторинга инфраструктуры в зависимости от реализуемых направлений перспективного развития КМК. В рамках данной составляющей модели необходимо выявить заказчика, объект, цели и задачи мониторинга инфраструктуры КМК, сформировать ожидаемые результаты и потенциальные возможности их использования в дальнейшем. От этого напрямую зависит инструментарий процедуры наблюдения, спектр изучаемых объектов инфраструктуры КМК и полученные в ходе мониторинга результаты. Следует рассмотреть все возможные варианты целей, задач и объекты мониторинга инфраструктуры КМК в зависимости от его потенциального заказчика. Иными

Таблица 1. Описание основных составляющих модели мониторинга инфраструктуры КМК

№ Наименование составляющей Необходимо выявить в рамках данной составляющей модели

1 Формирование целей и задач мониторинга инфраструктуры в зависимости от реализуемых направлений перспективного развития КМК Кто является заказчиком (пользователем) мониторинга? Что будет объектом мониторинга? Каковы цели и задачи мониторинга? Как будут использоваться, результаты мониторинга? Каковы возможные результаты мониторинга?

2 Определение направленности и полноты охвата проведения мониторинга инфраструктуры КМК в зависимости от поставленных целей и задач Какое количество объектов инфраструктуры КМК будет обследоваться? Каковы критерии выборки обследуемых объектов инфраструктуры КМК?

3 Формирование системы взаимосвязанных индикаторов, предусматривающих всесторонность мониторинга инфраструктуры КМК Каковы индикаторы мониторинга? Какие данные необходимы для осуществления мониторинга? Каковы методы анализа? Какова форма отчетности?

4 Определение и утверждение регламента проведения мониторинга инфраструктуры КМК Кто является исполнителем мониторинга? Каковы сроки проведения мониторинга? Ресурсное обеспечение мониторинга?

5 Реализация процесса проведения мониторинга инфраструктуры КМК Каковы виды и объем полученной информации? Каковы источники информации? Каковы механизмы сбора?

6 Анализ результатов, полученных в ходе проведения мониторинга инфраструктуры КМК Каковы методы анализа? Каков формат отчета? Содержательные акценты отчета Каковы выводы мониторинга? Каковы методы проверки достоверности полученных в ходе мониторинга данных?

7 Структурирование полученных данных для проведения последующей процедуры оценки « Каковы направления анализа итогов мониторинга? » Какие необходимы корректирующие мероприятия для совершенствования процедуры мониторинга?

словами, в рамках данной составляющей модели необходимо выбрать конкретный объект мониторинга инфраструктуры КМК, его заказчика и сформулировать вытекающие отсюда цели и задачи. Наиболее эффективным, на наш взгляд, является мониторинг инфраструктуры КМК как подсистемы управления КМК в целом, обеспечивающий максимальную полноту информации, а также формирующий фундамент для последующей оценки эффективности перспективного развития КМК [1]. При этом можно сформулировать следующую процедуру мониторинга, характеризующую рассматриваемую составляющую модели:

1. Заказчик - топ-менеджмент и потенциальные инвесторы КМК.

2. Объект исследования - все объекты инфраструктуры КМК, функционирующие и производящие инфраструктурные услуги, включая как структурные подразделения, так и самостоятельные подразделения КМК.

3. Цель проведений мониторинга инфраструктуры КМК - подготовка информации для проведения последующей процедуры оценки эффективности функционирования объектов инфраструктуры КМК и последующего принятия управленческих решений.

4. Задачи проведения мониторинга инфраструктуры КМК: исследование деятельности каждого объекта инфраструктуры; опрос подразделений в составе КМК, пользующихся услугами объектов инфраструктуры; обобщенный анализ инфраструктурной составляющей по различным подгруппам; исследование эффективности инфраструктуры как подсистемы управления КМК в целом. Результаты мониторинга инфраструктуры КМК послужат основой для осуществления последующей процедуры оценки, по итогам которой будут приняты соответствующие управленческие решения по дальнейшему развитию инфраструктурной составляющей исследуемого комплекса. Ожидаемые результаты проведения мониторинга инфраструктуры КМК по каждой из структурированных составляющих модели можно представить следующим образом (табл.2).

Составляющая 2. Определение направленности и полноты охвата проведения мониторинга инфраструктуры КМК в зависимости от поставленных целей и задач. В рамках данной составляющей мониторинга инфраструктуры КМК необходимо определиться с набором обследуемых объектов инфраструктуры и подразделений КМК, пользующихся их услугами. Так как мониторинг предполагает исследование инфраструктуры как подсистемы управления КМК, необходимо охватить все существующие объекты инфраструктуры КМК. При этом для повышения объективности оценки предлагается включить в реестр опрашиваемых подразделений КМК бизнес-структуры, пользующиеся услугами объектов инфраструктуры. Их обследование целесообразнее осуществлять параллельно с регулярным статистическим обследованием подразделений в составе КМК, добавив несколько вопросов в существующие формы статистического наблюдения.

Составляющая 3. Формирование системы взаимосвязанных индикаторов, предусматривающих всесторонность мониторинга инфраструктуры КМК. В обязательном порядке должен быть разработан набор индикаторов и входящих в них показателей, которые легли бы в основу предлагаемого проекта формы статистического наблюдения за объектами инфраструктуры КМК. Необходимость формирования формы статистического наблюдения обусловлена отсутствием каких-либо систематических отчетных форм для объектов инфраструктуры КМК, позволяющих сделать вывод о результативности их деятельности. В отдельных КМК существует набор вопросов для объектов инфраструктуры. Однако этого явно недостаточно для получения детальной информации о степени реализации объектами инфраструктурой своих функций. В свою очередь, при разработке системы показателей, входящих в них, прежде всего, необходимо учитывать: предложенную структурно-функциональную схему объектов инфраструктуры как подсистемы управления КМК; предложенные схемы взаимодействий подразделений и объектов инфраструктуры КМК, классифицированные в зависимости от функций [2]. Существенным преимуществом является тот факт, что разработка системы индикаторов позволяет учитывать специфику каждого объекта инфраструктуры КМК, реализующего ту или иную функцию, особенно в аспекте того, что данная система выполнена в едином методическом подходе. Это позволяет сопоставлять между собой полученные в ходе мониторинга данные по различным объектам инфраструктуры КМК. Необходимо также отметить, что структура индикаторов и выборка исследуемых объектов инфраструктуры КМК зависит от целей, задач и полноты охвата проводимого мониторинга инфраструктуры.

Фактически, разработанная система индикаторов в рамках мониторинга инфраструктуры КМК позволяет:

-сформировать основу для проведения двухуровневой оценки деятельности объектов инфраструктуры КМК, как с точки зрения конкретного единичного объекта, так и обобщенного анализа в целом как подсистемы управления КМК;

-сопоставить при наличии разработанной утвержденной стратегии перспективного развития КМК плановое значение показателей с фактически достигнутыми показателями, и, как следствие, оценить эффективность осуществляемой политики развития инфраструктуры КМК и в случае необходимости внести в неё изменения;

-обеспечить двусторонность оценки через исследование непосредственно объектов инфраструктуры и опрос подразделений в составе КМК, регулярно взаимодействующих с данными объектами.

После формирования системы показателей в зависимости от уровня планирования, предполагающего наличие стратегии и планов развития, возможным является формирование плановых показателей, оценивающих деятельность объектов инфраструктуры КМК, тогда итоговым результатом мониторинга инфраструктуры

Таблица 2. Результаты проведения мониторинга инфраструктуры КМК по каждой из составляющих модели

№ Наименование составляющей модели Результат, получаемый по факту структуризации данной составляющей модели мониторинга инфраструктуры КМК

1. Формирование целей и задач мониторинга инфраструктуры в зависимости от реализуемых направлений перспективного развития КМК Сформулированные цели и задачи мониторинга инфраструктуры КМК

2 Определение направленности и полноты охвата проведения мониторинга инфраструктуры КМК в зависимости от поставленных целей и задач Перечень объектов инфраструктуры и подразделений, пользующихся услугами инфраструктуры КМК

3. Формирование системы взаимосвязанных индикаторов, предусматривающих всесторонность мониторинга инфраструктуры КМК Разработанная система индикаторов и показателей мониторинга инфраструктуры КМК для всех объектов его проведения

4. Определение и утверждение регламента проведения мониторинга инфраструктуры КМК Разработанные плановые значения всех показателей мониторинга инфраструктуры КМК

5. Реализация процесса проведения мониторинга инфраструктуры КМК Утвержденные: срок проведения, форма проведения, внутренняя или аутсорсинговая структура, ответственная за реализацию мониторинга; форма предоставляемой по окончаний отчетности

6. Анализ результатов, полученных в ходе проведения мониторинга инфраструктуры КМК Промежуточный отчет о ходе проведения мониторинга инфраструктуры КМК

7. Структурирование полученных данных для проведения последующей процедуры оценки Отчет о результатах проведения мониторинга инфраструктуры КМК

8. Формирование целей и задач мониторинга инфраструктуры в зависимости от реализуемых направлений перспективного развития КМК Подготовленная сгруппированная информация для последующей процедуры оценки

КМК будет оценка степени достижения запланированных значений показателей [3]. Однако если деятельность объектов инфраструктуры КМК не прописана детально в существующей стратегии развития, и целью мониторинга инфраструктуры КМК является анализ текущей ситуации, тогда наличие данной составляющей модели мониторинга инфраструктуры КМК исключается.

Составляющая 4. Определение и утверждение регламента приведения мониторинга инфраструктуры КМК. Следующей важной составляющей модели мониторинга инфраструктуры КМК является формирование процедуры поведения мониторинга, в рамках которой определяются сроки проведения мониторинга, составляется список внутренних подразделений и внешних аутсорсинго-вых структур, участвующих в обследовании, формируется определенный регламент проведения мониторинга инфраструктуры КМК. Исполнителя мониторинга следует выявлять на конкурсной основе, который проводит топ-менеджмент КМК. Исполнителем может быть любой исследовательский коллектив, который имеет опыт проведения мониторинга инфраструктуры КМК по разным направлениям [4]. Кроме того, при планировании ресурсного обеспечения мониторинга инфраструктуры КМК необходимо учитывать, что затраты на его реализацию можно включить в расходы на осуществление перспективной стратегии развития КМК в качестве финансирования одного из мероприятий в рамках данной стратегии.

Составляющая 5. Реализация процесса проведения мониторинга инфраструктуры КМК. В процессе проведения мониторинга инфраструктуры КМК необходимо использовать следующие методы экономических исследований: системный анализ, статистический и экспертный методы, сравнительный анализ, а также табличные и графические приемы представления материалов. Информационной базой для проведения мониторинга инфраструктуры КМК являются: данные регионального органа Федеральной службы государственной статистики; результаты ранее проведенных исследований (официально опубликованные) другими учреждениями и институтами, в том числе независимыми экспертами, экспертными организациями и экспертными сообществами; отраслевые источники информации (в т.ч. данные федеральных, областных и муниципальных органов власти); результаты анкетирования, интервьюирования и опросов работников объектов инфраструктуры по утвержденной форме статистического обследования ученых и экспертов по различным вопросам; другие источники информации. Процедура непосредственного проведения мониторинга инфраструктуры КМК состоит из нескольких шагов (табл. 3).

Составляющие 6 и 7. Анализ результатов, полученных в ходе проведения мониторинга инфраструктуры КМК. Структурирование полученных данных для проведения последующей процедуры оценки. Здесь производится анализ полученных результатов, который реализуется либо через сопоставление плановых показателей с полученными, либо через предварительную оценку текущей ситуации с потенциалом и перспективами развития объектов инфраструктуры КМК.

Также в рамках указанных составляющих модели мониторинга инфраструктуры КМК полученные данные обрабатываются, анализируются трудности, которые возникли в процессе проведения мониторинга. Кроме этого необходимо провести корректировку индикаторов, которые оказались менее информативны либо не работающими в условиях данного КМК. После этого полученные данные структурируются для последующей процедуры оценки. Под-

водя итог, хотелось бы отметить, что предложенная модель мониторинга инфраструктуры КМК является основой для дальнейшей процедуры оценки деятельности объектов инфраструктуры, включает в себя описание каждого этапа его проведения и разработанную систему индикаторов, позволяющую оценить эффективность действующей в рамках КМК инфраструктуры, а также при наличии стратегии развития КМК, уровень достижения запланированного потенциала инфраструктуры, что позволит топ-менеджменту КМК своевременно влиять на процесс формирования и эволюции системы управления исследуемым комплексом.

Повысить эффективность построения и использования модели мониторинга инфраструктуры КМК может формирование соответствующего информационно-аналитического пространства проведения оценки и анализа деятельности объектов инфраструктуры. Информационно-аналитическое пространство мониторинга инфраструктуры КМК - системно организованная совокупность информационных потоков о внутренних и внешних условиях деятельности объектов инфраструктуры КМК в динамике и о перспективах достижения желаемого состояния потенциала инфраструктуры КМК [5]. К особенностям таких информационных систем относят априорную нечеткость, неполную формализуемость целей управления и необходимость потенциала переориентации, расширения объема решаемых задач, изменения концепций в подходах к решению, а их эффективность, в основном, определяется возможностью организации настраиваемых гибких систем многокэкспертно-го разнопрофильного наблюдения

При этом самым важным шагом в организации информационного пространства мониторинга инфраструктуры КМК является определение и последующая спецификация информационных потребностей исследуемого комплекса [6]. Информационные потребности подразумевают точные вопросы, ответы на которые должны быть получены в конкретном контексте. Для того чтобы правильно разработать и. осуществлять программы мониторинга инфраструктуры КМК и оценки, информационные потребности должны быть определены как можно более детально. В свою очередь проблемно - целевой анализ условий и возможностей мониторинга инфраструктуры КМК должен обеспечить: информационный срез современного состояния объектов инфраструктуры в социальном, экономическом и экологическом аспекте развития; определение аналитическим путем приоритетов и основных проблем в деятельности объектов инфраструктуры КМК.

В ходе анализа проблем деятельности объектов инфраструктуры КМК должны быть выяснены стратегические приоритеты развития исследуемого комплекса в целом; анализ источников конфликтов является предпосылкой для установления приоритетов.

Литература:

1. Аршинов В. Синергетическая парадигма в контексте проблем регионального управления и устойчивого развития России [Текст] / В. Аршинов, В. Редюхин // Городское управление, 1998.- №4. - с. 34 - 43.

2. Бородушко И.В. Стратегическое планирование и контроллинг [Текст] /И.В. Бородушко, Э.К. Васильева, - СПб.: Питер, 2006, - 192 с.

3. Медоуз Л.Х. За пределами роста [Текст] / Л.Х. Медоуз, Д.Л, Медоуз, Й. Рандерс. - М.: Прогресс, 1994. - 304 с.

4. Научные основы регионального социально-экономического

Таблица 3. Процедура проведения мониторинга инфраструктуры КМК

№ Содержание и виды работ Срок реализации

1я стадия -разработка инструментов сбора данных (формы запроса); -формирование плана выборки, (распределение источников сбора данных в рамках объектов инфраструктуры и подразделений в составе КМК); -согласование и утверждение инструментов сбора данных и размера выборки с заказчиком; инструктаж интервьюеров. 1 месяц

2я стадия -сбор информации, в соответствии с утвержденными инструментами сбора данных; -контроль качества собранной информации (проверка достоверности полученных данных); -внесение данных в базы; формирование сводных таблиц. 1 месяц

Зя стадия Обработка полученных данных и составление отчета в виде пояснительной записки, включающего в себя: а) описание результатов исследования, проведение комплексного и сравнительного анализа, выявление зависимостей; б) анализ факторов, оказывающих влияние на состояние тех или иных показателей деятельности объектов инфраструктуры КМК 1 месяц

мониторинга [Текст] / Под ред. Л.В. Ивановского, В.Е. Рохчина. -СПб: ИСЭП. 1998.

5. Степановская И.А. Программное обеспечение мониторинга в контуре настраиваемой системы информационного обеспечения. [Текст] / И.А. Степановская //В сб. «Проблемы регионального и муниципального управления: Докл. и сообщ. IV междунар. науч. конф. Москва, 28 мая 2002 г.»; Рос. гос. гуманит. ун-т. Ин-т управления, экономики и права, Рос. акад. наук. Ин-т проблем управле-

ния, Мэрия Москвы, Междунар. журн. «Проблемы теории и практики управления»: Сост.: Н.И.Архипова, В.Д.Королев, Н.И. Кося-кова, В.В. Кульба, Н.В. Овчинникова, О.Л. Седова, М.Е. Этингоф. -М., 2002. - с. 27 - 29.

6. Effective financing of environmentally sustainable development: proceedings of the third annual World Bank Conference on Environmentally Sustainable Development 1995, in I. Serageldin and F. Sfeir-Younis (eds.), 1995.

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ХИМИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Дорофеев К.Н., Московская финансово-юридическая академия Панова С.А., к.э.н., к.х.н., Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова

Обсуждаются проблемы формирования экологической инвестиционной политики химического предприятия. Определены принципы и виды 'экологической инвестиционной политики на химических предприятиях.

Ключевые слова: экологическая инвестиционная политика, капитальные вложения, источники финансирования.

APPROACHES TO FORMATION OF THE ECOLOGICAL INVESTMENT POLICY OF

THE CHEMICAL ENTERPRISE

Dorofeev K., Moscow financially-legal academy Panova S., Moscow state academy of thin chemical technology of M.V.Lomonosov

Problems of formation of an ecological investment policy of the chemical enterprise are discussed. Principles and kinds of an ecological investment policy at the chemical enterprises are defined.

Keywords: the ecological investment policy, capital investments, financing sources.

Необходимостью повышения комфортности условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, устранению угрозы окружающей среде, которая приняла глобальный характер.

В химической промышленности в настоящее время многие предприятия имеют довольно высокую инвестиционную активность. Но пренебрежительное отношение к учету экологических требований, отсутствие экологического сознания привели к тому, что огромные вложения довольно часто не приводят к ожидаемым экономическим и социальным результатам. Поэтому в современном общем менеджменте предприятий должна быть усилена роль и значение экологического менеджмента, включающего необходимые прогрессивные методы, механизмы и технологии. Выбор данного инструментария определяется прежде всего политикой управления.

Природоохранные отношения в Российской Федерации закреплены законом «Об охране окружающей природной среды» [1] и разрабатываемыми в соответствии с ним законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. В настоящее время количество законов, содержащих экологические требования, постоянно нарастает, потому что общество начинает осознавать важность проблем состояния окружающей среды и тяжесть их последствий. Но, к сожалению, в них отсутствует нормативная база по стимулированию промышленных предприятий инвестировать средства в природоохранные мероприятия.

Химическая промышленность является одной из экологически неблагополучных отраслей, занимающей третье место по масштабам загрязнения окружающей среды. С другой стороны, под влиянием возрастающей конкуренции, инновации приобрели статус важнейшего фактора управления на химических предприятиях, стабильное функционирование которых предопределено разработкой и внедрением ресурсо- и энергосберегающих технологий и обеспечением экологической безопасности окружающей среды. Обе эти проблемы взаимосвязаны, т.к. ресурсо- и энергосбережение в химических процессах в наибольшей степени достигаются разработкой таких технологий, в которых либо максимально снижаются выходы побочных продуктов и отходов производства, либо эти отходы полностью перерабатываются в исходное сырье или товарную продукцию, тем самым обеспечивая и экологическую безопасность этих процессов.

Многолетняя практика осуществления лишь компенсационных мер при инвестировании экологических проектов привела к тому,

что технологии значительного числа действующих промышленных не отвечают экологическим нормам. Даже сейчас на многих вновь вводимых промышленных объектах технологические процессы отстают от современных экологических требований. В результате в ряде крупных промышленных центров экологическая обстановка оказалась неблагоприятной.

Для оздоровления неблагоприятной экологической обстановки, повышения комфортности условий жизнедеятельности человека очень трудно. Для этого требуются значительные финансовые ресурсы, направленные на осуществление не компенсационных, а превентивных мер по реализации инвестиционной политики. Экологические с экономической точки зрения не являются высокорентабельными. Но высокая общественная значимость этих проектов, их нацеленность на решение долгосрочных программ, высокий мультипликативный эффект таковы, что они должны реализоваться и их реализация должна выполняться до успешного завершения, невзирая на издержки [2].

Инвестиционный процесс на предприятиях во многом зависит от содержания принципов и механизмов управления инвестициями, поэтому возникает потребность в формировании инвестиционной политики - общей линии, ведущей к повышению уровня развития всего промышленного комплекса.

Специфику инвестиционного процесса раскрывает сопоставление экономических категорий «капитальные вложения» и «инвестиции», каждая из которых отражает социально-экономические особенности инвестиционного процесса: «капитальные вложения» - в условиях социалистической системы, «инвестиции» -в сформировавшейся смешанной экономике. Их основные различия сводятся к степени централизации, целям, критериям, учету экологических требований, неопределенности и риска. Весь инвестиционный процесс в современной России осуществляется пока еще стихийно. Управленческие плановые инструменты регулирования ослаблены, а рыночные находятся в стадии становления и укрепления. Предприятия, защищенные ранее государством от рисков, в том числе и экологических, в новых условиях оказались не готовыми ими управлять, кроме того ряд факторов, определяющих макроэкономическую нестабильность в стране, привели к снижению инвестиционной активности. В последнее время намечается оживление инвестиционной деятельности, но процесс управления ею все еще находится в стадии становления. Поэтому существует необходимость в создании системы управления инвестиционной деятельностью, адекватной современным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.