Научная статья на тему 'Теоретические вопросы эффективного мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса'

Теоретические вопросы эффективного мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ИНФРАСТРУКТУРА / КРУПНЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПОТЕНЦИАЛ / ИНДИКАТОР / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ / MONITORING / INFRASTRUCTURE / A LARGE MACHINE-BUILDING COMPLEX / THE POTENTIAL / INDICATOR / INFORMATION SPACE / SUPPORT / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ровных Е. А.

В статье рассмотрены вопросы эффективного мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса. Показаны условия и возможности эффективного использования составляющих потенциала инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса. Отражены основные составляющие модели мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ISSUES FOR THE EFFECTIVE MONITORING OF LARGE INFRASTRUCTURE ENGINEERING COMPLEX

The article deals with the issues of effective monitoring infrastructure major machine-building complex. Showing the conditions and possibilities for the efficient use of infrastructure capacity large machine-building complex. The main components of the infrastructure monitoring model of machine-building industry.

Текст научной работы на тему «Теоретические вопросы эффективного мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОГО МОНИТОРИНГА ИНФРАСТРУКТУРЫ КРУПНОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Ровных Е.А., к.э.н.

В статье рассмотрены вопросы эффективного мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса. Показаны условия и возможности эффективного использования составляющих потенциала инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса. Отражены основные составляющие модели мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса.

Ключевые слова: мониторинг, инфраструктура, крупный машиностроительный комплекс, потенциал, индикатор, информационное пространство, поддержка развития.

THEORETICAL ISSUES FOR THE EFFECTIVE MONITORING OF LARGE INFRASTRUCTURE ENGINEERING COMPLEX

Rovhikh E., cand. econ. sci.

The article deals with the issues of effective monitoring infrastructure major machine-building complex. Showing the conditions and possibilities for the efficient use of infrastructure capacity large machine-building complex.The main components of the infrastructure monitoring model of machine-building industry.

Keywords: monitoring, infrastructure, a large machine-building complex, the potential, indicator, information space, support, development.

Необходимость и логичность применения принципов мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса (КМК) обусловлена наличием совершенно определенных ценностей и принципов эффективного функционирования КМК, которые интерпретируются в плановых и прогнозных документах перспективного развития. В границах отдельных КМК описываемые принципы мониторинга предполагают достижение целей повышения потенциала развития конкретных объектов инфраструктуры КМК, а общин ход их реализации выражается наличием задач различного временного и ресурсного порядка.

Выбор методов мониторинга инфраструктуры КМК основан на комплексном учете и анализе организационного и ресурсного потенциала, оценке экономики исследуемого комплекса. Он опирается на методы анализа пространственных структур, рассматривая особенности и направления деятельности объектов инфраструктуры в контексте приоритетных проблем различных сфер развития КМК.

Методами мониторинга инфраструктуры КМК целесообразно считать системное моделирование, эколого-социально-экономичес-кий анализ и синтез, а также метод индикативного планирования, обеспечивающие столь необходимые для реализации информационно-аналитической функции мониторинга разноуровневый интегрированный, подход; комплектирование и сопоставление факторов, условий, ситуаций и уровней развития объектов инфраструктуры КМК; возможность создания тематически связанных информационных продуктов средствами автоматизации и компьютерной техники для органов управления, и заинтересованных сторон.

Выбор методов мониторинга инфраструктуры КМК определяется их целевой функцией - обеспечить информационную поддержку принятия решений. В интересах управления предпочтительно, чтобы мониторинговая информация представлялась в сжатом, агрегированном виде. Она должна быть сопоставима в различных местах и ситуациях и связана с конкретными вопросами, которые, в свою очередь, основываются на конкретных управленческих потребностях. Это могут обеспечить только индикаторы, которые, в данном отношении, могут также способствовать определению или уточнению информационных потребностей.

В существующих системах индикаторов функционирования и развития инфраструктуры КМК может быть проведено различие между системами, построенными по тематическому принципу, и системами, в основу которых положены процессы. Тематический подход начинается с вопроса о том, какие явления релевантны с точки зрения требуемой эффективности функционирования и развития инфраструктуры КМК и должны быть описаны с помощью показателей. В рамках же процедурного подхода основное внимание уделяется механизмам и причинным связям и предпринимается попытка описать их с помощью определенной модели.

Следует также учитывать, что чем сложнее система, тем сложнее найти для нее репрезентативный набор показателей, во-первых, в силу сложности связей, во-вторых, в силу того, что показатели зависят от географических, политических, климатических и т.д.

условий. Поэтому выбор конкретных показателей функционирования и развития инфраструктуры КМК должна производить группа экспертов, имеющих опыт и знания в различных областях науки. Для существенно более простых систем перечисленные выше условия не играют существенной роли. В силу простоты системы все связи значительно проще, изменение практически любого показателя оказывает быстрое и непосредственное влияние на состояние системы объектов инфраструктуры КМК.

В аспекте всего вышесказанного, процесс дифференциации целей и критериев мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса ориентирован в условиях меняющейся рыночной среды на определение потенциала инфраструктуры КМК и преодоление неоднозначности структуризации отдельных его составляющих элементов. Во многом это связано с тем, что часть авторов отождествляют потенциал инфраструктуры КМК с ее мощностью, что и определяет стратегию формирования потенциала инфраструктуры [1]. Также не следует путать потенциал развития объекта инфраструктуры КМК, который определяет возможности повышения уровня инфраструктурной обеспеченности подразделений в составе КМК, и потенциал инфраструктуры КМК, который характеризует оптимальность сложившихся на сегодняшний момент отношений между подразделениями КМК и объектами инфраструктуры по поводу производства и потребления инфраструктурных услуг.

Необходимо также учитывать, что часть авторов отмечают, что ресурсы, их объем, структура, технический уровень и качество характеризуют потенциал инфраструктуры КМК [2]. В состав ресурсов входят фонды, то есть накопленные средства производства (основные и оборотные), трудовые ресурсы, а также природные ресурсы, вовлеченные в процесс функционирования объектов инфраструктуры КМК. Подобная точка зрения отражает материальновещественный аспект формирования потенциала инфраструктуры КМК [3]. Напомним, что потенциал в широком смысле - средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть моби-лизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи [4].

Обобщая изложенные точки зрения, можно дать оценку потенциала инфраструктуры КМК через интегральную характеристику использования системы ресурсов - фондов, кадров, ресурсов управления и организации производства, а также научно-технической информации - что, собственно, и должно обеспечивать дифференциацию целей и критериев мониторинга инфраструктуры исследуемого комплекса.

Также при дифференциации целей и критериев мониторинга инфраструктуры КМК следует учитывать, что в состав потенциала инфраструктуры входят средства и субъекты труда, которые своим взаимодействием в процессе оказания инфраструктурных услуг подразделениям КМК определяют потенциальные возможности системы. Исходя из этого, можно считать, что технология организация основных и вспомогательных бизнес-процессов КМК влия-

ют на величину потенциала инфраструктуры КМК. Наряду с этим на него оказывает влияние качество трудовых ресурсов КМК (квалифицированный и культурный уровень работников), а также система материального и морального стимулирования [5]. Важным условием максимального использования потенциала инфраструктуры КМК является своевременное материальное обеспечение и это также следует учитывать при постановке целей и критериев мониторинга инфраструктуры КМК.

При измерении потенциала инфраструктуры КМК наиболее надежной является его оценка на определенный период времени, так как на величину фактического полезного результата может оказывать существенное влияние внешняя среда в виде неритмичной поставки ресурсов, изменения цен на выпускаемую продукцию или конъюнктуры рынка. При этом распространенной точкой зрения является суждение о возможностях КМК по величине мощности его инфраструктуры и уровню ее использования (коэффициент использования). Однако реальные возможности инфраструктуры КМК зачастую могут отклоняться от величины мощностей по таким причинам, как неполная укомплектованность рабочих мест и реализация допустимых, но не оптимальных управленческих решений руководством отдельных объектов инфраструктуры КМК.

При этом важную роль в оценке эффективности использования составляющих потенциала инфраструктуры КМК играет прогрессивность нормативной базы и аттестация элементов потенциала, что должно являться организационно-методическим базисом постановки целей и определения критериев мониторинга инфраструктуры КМК. В итоге возникает необходимость объединения отдельных свойств потенциала инфраструктуры КМК в комплексные, а в последствии, и в обобщающий показатель качества инфраструктурного обеспечения подразделений КМК [6]. Однако необходимо указать на отсутствие единой точки зрения в обобщающей оценке потенциала инфраструктуры КМК.

Улучшение использования потенциала инфраструктуры КМК осуществляется на основе полной или частичной замены существующих средств оказания инфраструктурных услуг и технологических процессов на новые - более производительные, совершенные и эффективные. Это позволяет за счет снижения трудоемкости, а также благодаря механизации, автоматизации и применению передовых методов оказания инфраструктурных услуг, труда и управления увеличить выпуск этих услуг, объем работ и улучшить их качество. Также повышение уровня использования потенциала инфраструктуры КМК для дифференциации целей и критериев мониторинга инфраструктуры КМК можно осуществить и без увеличения объема инфраструктурных услуг (если этого не требуют интересы основного производства) путем сокращения численности рабочих и высвобождения оборудования (площади), экономии сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

Все вышесказанное позволило предложить и обосновать мо-

дель мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса (КМК). Каждая составляющая модели мониторинга инфраструктуры КМК представляет собой реализацию определенных задач (табл. 1).

Предложенная модель мониторинга инфраструктуры КМК, на наш взгляд, наиболее полно отражает возможную процедуру и механизм его проведения и позволяет систематически получать достоверные данные, необходимые для проведения последующей процедуры оценки.

Также в рамках указанных составляющих модели мониторинга инфраструктуры КМК полученные данные обрабатываются, анализируются трудности, которые возникли в процессе проведения мониторинга. Кроме этого необходимо провести корректировку индикаторов, которые оказались менее информативны либо не работающими в условиях данного КМК. После этого полученные данные структурируются для последующей процедуры оценки.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что предложенная модель мониторинга инфраструктуры КМК является основой для дальнейшей процедуры оценки деятельности объектов инфраструктуры, включает в себя описание каждого этапа его проведения и разработанную систему индикаторов, позволяющую оценить эффективность действующей в рамках КМК инфраструктуры, а также при наличии стратегии развития КМК, уровень достижения запланированного потенциала инфраструктуры, что позволит топ-менеджменту КМК своевременно влиять на процесс формирования и эволюции системы управления исследуемым комплексом.

Повысить эффективность построения и использования модели мониторинга инфраструктуры КМК может формирование соответствующего информационно-аналитического пространства проведения оценки и анализа деятельности объектов инфраструктуры. Информационно-аналитическое пространство мониторинга инфраструктуры КМК - системно организованная совокупность информационных потоков о внутренних и внешних условиях деятельности объектов инфраструктуры КМК в динамике и о перспективах достижения желаемого состояния потенциала инфраструктуры КМК [7]. К особенностям таких информационных систем относят априорную нечеткость, неполную формализуемость целей управления и необходимость потенциала переориентации, расширения объема решаемых задач, изменения концепций в подходах к их решению.

При этом самым важным шагом в организации информационного пространства мониторинга инфраструктуры КМК является определение и последующая спецификация информационных потребностей исследуемого комплекса [8]. Информационные потребности подразумевают точные вопросы, ответы на которые должны быть получены в конкретном контексте. Для того чтобы правильно разработать и. осуществлять программы мониторинга инфраструктуры КМК и оценки, информационные потребности должны быть определены как можно более детально.

Таблица 1. Описание основных составляющих модели мониторинга инфраструктуры КМК

№ Наименование составляющей Необходимо выявить в рамках данной составляющей модели

І Формирование целей и задач мониторинга инфраструктуры в зависимости от реализуемых направлений перспективного развития КМК Кто является заказчиком (пользователем) мониторинга?Что будет объектом мониторинга?Каковы цели и задачи мониторинга?Как будут использоваться, результаты мониторинга? Каковы возможные результаты мониторинга?

2 Определение направленности и полноты охвата проведения мониторинга инфраструктуры КМК в зависимости от поставленных целей и задач Какое количество объектов инфраструктуры КМК будет обследоваться?Каковы критерии выборки обследуемых объектов инфраструктуры КМК?

З Формирование системы взаимосвязанных индикаторов, предусматривающих всесторонность мониторинга инфраструктуры КМК Каковы индикаторы мониторинга?Какие данные необходимы для осуществления мониторинга?Каковы методы анализа?Какова форма отчетности?

4 Определение и утверждение регламента проведения мониторинга инфраструктуры КМК Кто является исполнителем мониторинга?Каковы сроки проведения мониторинга?Ресурсное обеспечение мониторинга?

5 Реализация процесса проведения мониторинга инфраструктуры КМК Каковы виды и объем полученной информации?Каковы источники информации?Каковы механизмы сбора?

б Анализ результатов, полученных в ходе проведения мониторинга инфраструктуры КМК Каковы методы анализа?Каков формат отчета? Каковы содержательные акценты отчета? Каковы выводы мониторинга?Каковы методы проверки достоверности полученных в ходе мониторинга данных?

7 Структурирование полученных данных для проведения последующей процедуры оценки Каковы направления анализа итогов мониторинга? Какие необходимы корректирующиемероприятия для совершенствованияпроцедуры мониторинга?

Литература:

1. Власов Б.В., Семенов В.М. Повышение эффективности вспомогательных производств. М..-Машиностроение, 1983. 232с.;

2. Сапиро Е.С. Организация и эффективность технического развития предприятия. М.Экономика, 1980.

3. Иванов А.И. Управление формированием региональной производственной инфраструктуры в условиях перехода к рынку. Дисс. канд. экон. наук. М. 1998

4. Смирнов Э.А. Основы теории организации - М.: Аудит Юни-ти, 1998, -335с.

5. Рапопорт В.В. Диагностика управления /Практический опыт и рекомендации/. М. Экономика, 1988. 127с.

6. Резервы интенсификации управления производственной инфраструктурой: Межвузовский сборник Московского институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова [Отв. ред. Н. А. Нестеров] -1988. - 160 с.

7. Степановская И.А. Программное обеспечение мониторинга в контуре настраиваемой системы информационного обеспечения. //В сборнике «Проблемы регионального и муниципального управления: Докл. и сообщ. IV междунар.науч. конф. Москва, 28 мая2002 г.»

8. Effective financing of environmentally sustainable development: proceedings of the third annual World Bank Conference on Environmentally Sustainable Development 1995, in I. Serageldin and F. Sfeir-Younis (eds.), 1995.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Иванова М.И., соискатель ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

В статье рассмотрены основные направления технического перевооружения на промышленном предприятии, связанные с модернизацией производства, заменой оборудования, внедрением энергосберегающих технологий, снижением затрат и повышением доходов.

Ключевые слова: техническое перевооружение, промышленное предприятие, оборудование, технологии, производство, управление.

MAIN DIRECTIONS OF TECHNICAL RE-EQUIPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISE

Ivanova M., competitor of Russian Economic University named after G.V. Plehanov

In article the basic directions of technical re-equipment at the industrial enterprise, the modernization of _production, replacement of equipment, introduction of energy saving technologies, reduced costs and increased revenue.

Keywords: technical re-equipment, industrial plant, equipment, technologies, production, management.

Техническое перевооружение является одной из важнейших форм капитального строительства и представляет собой процесс совершенствования активной части основных фондов промышленных предприятий на базе инновационных достижений. По сравнению с другими формами обновления основных фондов, техническое перевооружение требует значительно меньших единовременных затрат и при небольших сроках проведения капитальных вложений позволяет достичь улучшения технико-экономических показателей. При этом достигается наиболее эффективная технологическая структура капитальных вложений. В силу означенных причин, а также в связи с тем, что рост объемов производства в отраслях промышленности может быть достигнут на существующих мощностях, обновление основных фондов в ближайшей перспективе преимущественно должно проводится в форме технического перевооружения. При необходимости в отдельных случаях может иметь место реконструкция.

Техническое перевооружение, как и реконструкция, не требует строительства новых зданий и сооружений для промышленного предприятия. Капиталовложения направляются, прежде всего, в основные цеха, т.к. вспомогательные производства требуют относительно меньших вложений, потому что имеют некоторые резервы для расширения производства и увеличения нагрузок. Все это не только экономит капитальные вложения, но и улучшает их технологическую структуру по сравнению с новым строительством и расширением. Повышение эффективности капитальных вложений при проведении технического перевооружения достигается также за счет использования имеющихся квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников, что уменьшает расходы на подготовку кадров и позволяет быстрее освоить вводимые в действие производственные мощности. Однако следует учесть, что использование частично прежних средств труда имеет и ряд отрицательных моментов: сохранение недостатков прежнего размещения предприятий, а также необходимость увязки старых машин и аппаратов со старым оборудованием и производственными помещениями, что может привести к снижению эффективности капиталовложений.

Возможны ситуации, когда замена старых средств труда новыми, при условии сохранения существующих мощностей невозможна на имеющихся площадях и будет необходимо строительство дополнительных, в этом случае промышленное предприятие на ряду

с перевооружением будет вынуждено проводить расширение. Кроме того, на некоторых предприятиях состояние производственных площадей может быть существенно изношено, не отвечать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности. В таких случаях замены оборудования будет недостаточно. Необходимы дополнительные строительно-монтажные работы, связанные с ликвидацией изношенной пассивной части основных фондов и возведением новых зданий и сооружений. Особенно остро стоит вопрос о реконструкции тех промышленныхпредприятий, которые расположены в очень старых, неприспособленных для производства помещениях[1].

Модернизация и капитальный ремонт представляют собой частичное обновление основных фондов. Они позволяют продлить срок эффективного использования оборудования. Их проведение требует сравнительно небольших затрат средств и времени. Модернизация предназначена для частичного усовершенствования используемого оборудования, не требует привлечения значительных средств, но при этом позволяет обеспечить более высокие технические характеристики, сопоставимые с уровнем, достигаемым на новой технике. Путем капитального ремонта достигается частичное восстановление технического состояния оборудования на промышленном предприятии. В отличие от модернизации это не приводит к повышению технического уровня ремонтируемых средств труда.

Также необходимо отметить, что проведение капитального ремонта и модернизации не является достаточной мерой для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий. Большая часть производственных фондов введена еще в дореформенный период и ориентирована на выпуск устаревшей, не пользующейся спросом продукции. Модернизация их приведет только к увеличению выпуска продукции, не пользующейся спросом.

Достижение уровня современного производства, обеспечивающего высокие показатели производительности и качества, может быть обеспечено только путем полной замены устаревшего оборудования.

Необходимо учитывать специфические особенности обновления основных фондов в современной промышленности России. Многие предприятия имеют срок службы более 100 лет и неоднократно подвергались перестройкам в разное время. Основная особенность воспроизводства основных фондов на таких предприяти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.