В описании и развитии понятия институциональной ловушки велика роль академика В. Полтеровича. В ряде его работ подробно исследованы эти интересные явления переходной экономики. Существование институциональных ловушек во многом определило специфику рыночной трансформации российской экономики. В. Полтерович развил понятийный аппарат для объяснения того, почему в процессе реформ (направленных на повышение эффективности экономической системы) появляются устойчивые неэффективные институты и нормы поведения. Позднее основные его идеи были конкретизированы и развиты учеными-экономистами — А. Амосовым, В. Андерффом, Е. Балацким, А. Дынкиным, Р. Капелюшниковым, Р. Нуреевым, А. Олейником.
При искусственном изменении институциональной среды (либо уже существующих институтов, либо импорта совершенно новых институтов) сокращению трансформационных издержек во многом должно способствовать тщательное изучение опыта стран, где подобные институты сформировались в ходе эволюции общества или куда были импортированы и где успешно функционируют.
К сожалению, на проблему трансформационных издержек ученые и экономисты обратили внимание лишь в последнее время, и, несмотря на то что трансформационные издержки являются необходимым и важным элементом в экономической науке переходной экономики и экономики развивающихся стран, они остаются малоизученным фактором.
Я. В. Финько
МОДЕЛЬ МАКРОПОЛИТИКИ ДЕНЕЖНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Рассматриваются особенности макрополитики денежного регулирования в условиях глобальной экономики. Выявляются основные положения посткейнси-анского подхода к макрополитике денежного регулирования. Проанализированы основные элементы модели макрополитики денежного регулирования для российской экономики в условиях глобализации.
Главными особенностями российского денежного регулирования можно назвать:
• предпочтительно экзогенное, монетаристкое денежное регулирование, сдерживающее рост денежной массы;
• макрополитика основывается на использовании инструментов: равномерная сдержанная эмиссия денежной массы, стерилизация денежной массы (направление излишка в Стабилизационный фонд), курсовая политика [поддерживание низкого курса национальной валюты путем использования валютных интервенций, направления излишка иностранной валюты в запасы валютных резервов (ЗВР)];
• низкий уровень монетизации экономики;
• главным мультиплицирующим фактором являются «живые» составляющие денежной базы — остатки на расчетных счетах;
• нейтральность объема денежной массы и показателей ее структуры;
• высокий уровень долларизации экономики,
В связи с выявленными особенностями сформулируем концептуальные основы модели макрополитики денежного регулирования в условиях глобальной экономики. .
За основу взято посткейнсианское учение, или умеренное кейнсианство.
Исходные критические положения модели: осуществление ограничительной макрополитики в переходной экономике — отличающейся, в частности, нестабильностью денежного обращения и прежде всего тенденцией к вытеснению денег их заменителями — может в конечном счете привести к ее неэффективности. Иными словами, рестриктивные мероприятия правительства и Центробанка связаны с риском потери рычагов макроэкономического управления хозяйством. А такая потеря представляет собой до-истине страшное явление для экономической жизни общества, которое в этой ситуации оказывается над бездной хозяйственного хаоса, чреватого глобальными социально-политическими потрясениями.
Профессор Пол Дэвидсон в своем труде «Посткейнсианская теория денег и проблема инфляции» определяет, что любая модель денежной экономики с рыночной ориентацией, которая стремится уловить черты реального мира, должна учитывать следующее:
1) решения принимаются фирмами и потребителями, полностью осознающими погре-шимость человеческих суждений;
2) сделки, приводимые в исполнение в соответствии с принятой юридической процедурой, позволяют в некоторой мере разделить бремя неопределенности между участниками соглашения;
3) рынки, предусматривающие немедленные поставки самых различных товаров (а также финансовых активов) или их передачу в последующий период, характеризуются самой различной степенью организации. В условиях неполной информации некоторые товары (или финансовые активы) во многих случаях могут котироваться либо только на рынке наличных товаров, либо только на рынке будущих поставок, так как организация рынка в подобной ситуации наталкивается на ряд затруднений;
4) на всех исследованных рынках за деньги покупаются товары, а за товары можно получить деньги, но, если отвлечься от существования некоторых относительно малых рынков, за товары никогда нельзя приобрести товары. Отсюда непосредственно следует, что размеры спроса определяются не только потребностью, но также доступными возможностями платежа, поэтому финансовые условия могут оказывать влияние на фунК' ционирование товарных рынков;
5) разнообразные институты, возникающие при организации рынка, способны влиять на поведение цен при нарушении равновесия на данном рынке;
6) в модели должен присутствовать общедоступный механизм взаимных зачетов для различных частных долгов — механизм, предусматривающий существование банковской системы с частичным резервным покрытием. Присутствуют также небанковские финансовые институты, которые не могут сами выпускать средства обращения, поскольку они не входят в состав общедоступного механизма взаимных зачетов, независимого от функционирования банковской системы;
7) участники хозяйственного процесса питают «доверие» к существующей денежной и финансовой системе.
Таким образом, основными характеристиками реально существующей денежной экономики служат, неопределенность перспектив, возможная ошибочность суждений, Дог0' орные о язательства, хозяйственные институты, торговля, финансы и доверие. Имени0
эти «семь чудес света» и опирается весь современный мир. В то же время именно овй
и порождают серьезные перебои в функционировании современного денежного хозяйства, ориентирующегося на свободный рынок, а именно «неспособность обеспечить полную занятость, а также его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов».
Тем самым функционирование денег существенно зависит от контрактных отношений, а наличие особых институтов, способных принудить обе стороны, заключившие соглашение, к выполнению принятых по контрактам обязательств, обеспечивает доверие, убежденность в надежности функционирования денежной системы в последующий период. Таким образом, существование институтов, нормально функционирующих под эгидой государства^ гарантирует преемственность настоящего и будущего, а такая связь представляется совершенно необходимой с точки зрения тех, кто хранит деньги в качестве сокровища. По мере развития таких институтов, поддерживаемых государством, правительство присвоило себе право выбирать тот или иной «масштаб отсчета» (unit of account) и определять, что именно должно соответствовать подобному определению.
Предположим, что общество утратит доверие к способности государственных институтов принуждать стороны, заключившие контракт, к выполнению принятых на себя обязательств, денежная система сразу же развалится, а общество возвратится к практике натурального обмена. Но в развитой экономике, предполагающей взаимозависимость участников хозяйственного процесса, сам процесс производства требует определенного времени, а участники соглашения неизбежно должны взять на себя обязательства, предусматривающие привлечение соответствующих ресурсов значительно раньше, чем возникнет практическая возможность определить конкретные результаты предпринимаемых усилий; поэтому переход к практике натурального обмена оказался бы настолько дорогостоящим и разорительным, что большинство членов в таком обществе стало бы цепляться за любой проблеск доверия к способности государства принуждать стороны к выполнению в будущем своих обязательств. Поэтому общество в большинстве случаев даже ущербную денежную систему предпочитает возврату к натуральному обмену, И лишь тогда, когда дело ухудшается настолько, что все участники хозяйственного процесса полностью утрачивают какую-либо уверенность в выполнимости обязательств по контрактам, внутри системы неизбежно возникает катастрофический разрыв между прошлым и будущим. Аннулируя одним махом все существующие контракты, подобная катастрофа создает предпосылки для появления нового денежного «масштаба отсчета», который может быть использован для выражения новых договорных обязательств.
Посткейнсианцы — почти единственная макроэкономическая школа, отвергнувшая идею, согласно которой денежная масса определяется действиями сил, внешних по отношению к частному сектору, например Центральным банком (идея экзогенности денежной массы). По мнению посткейнсианцев, предложение денег в современном рыночном хозяйстве формируется эндогенно, то есть создается внутри экономики, за счет взаимодействий субъектов частного сектора, в первую очередь, промышленных корпораций и коммерческих банков.
С посткейнсианской точки зрения (эту теорию разрабатывали прежде всего X. Ф. Мински и В. Чик) коммерческие банки, как и промышленные фирмы, стремятся к прибыли, поэтому когда промышленный сектор предъявляет повышенный спрос на банковские “УДЫ, банки пытаются как можно более полно удовлетворить этот спрос. В том случае, если Центральный банк проводит жесткую денежную политику и пытается ограничить возможности коммерческих банков в области предоставления кредитов, последние
пытаются уйти от таких ограничений посредством финансовых инноваций. Основными видами финансовых инноваций в экономике развитых стран за последнюю треть XX в, были следующие:
а) употребление стратегии управляемых пассивов, при которой пассивы формируются (и тем самым увеличиваются) самими банками путем займов на межбанковском
рынке вкладов;
б) секьюритизация, представляющая собой конвертацию выданных: банковских ссуд в ценные бумаги;
в) кредитные линии между финансовыми учреждениями.
Всё это позволяет избавляться коммерческим банкам от ограничений Центрального банка и создавать деньги путем выдачи новых ссуд даже при отсутствии избыточных резервов (отсутствии, порожденном жесткой денежной политикой Центрального банка).
Повышению степени эндогенности денежной массы способствует также политика Центрального банка как кредитора последней инстанции. Такая политика состоит в том, что Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, оказавшимся под угрозой банкротства вследствие своей неплатежеспособности.
Эндогенность денежной массы играет большую роль не только потому, что резко снижает эффективность денежной политики, но и в силу того, что увеличивает возможности промышленного сектора в долговом финансировании своих инвестиций. Это означает увеличение потенциальной амплитуды деловых циклов в экономике с эндогенными деньгами. Данное обстоятельство было учтено в одной из наиболее известных посткейнсианских теорий экономической динамики — «гипотезе финансовой нестабильности».
Итак, посткейнсианцы, как и адепты других кейнсианских школ, выступают за активное макроэкономическое вмешательство правительства в экономику. Отличие их подхода к роли государства состоит в подчеркивании важности того факта, что — как было отмечено в рамках «гипотезы финансовой нестабильности» — кризисы возникают вследствие неблагоприятной структуры финансовых потоков экономических субъектов.
оэтому фискальная и денежная политика должны быть направлены не столько на регулирование совокупного спроса, сколько на обеспечение адекватной структуры и объема финансовых потоков. Вот почему важна не только фискальная политика как таковая, поддерживающая на должном уровне потоки прибыли промышленных компаний, но и деятельность Центрального банка как кредитора последней инстанции, поддерживающая финансовые поступления коммерческих банков. Отказ Центрального банка от осуществления такой деятельности и его переориентация на стабильность денежной массы
^как это требуется монетаристами и новыми классиками) может привести к краху всей финансовой системы. г
кями ГГ °Т товаРНЬ1Х денег’ кредитные деньги возникают в результате выдачи бан-
в индивидам или государственными учреждениям), а уничтожаются
в система 1-ттГ«Г^ШеНИЯ задолженности перед банками (что происходит автоматически
задолженности^ ГК Д0Х0Д0В над Расх°Дами идет прямо на погашение просроченной
в отличие от хтяй °ЮДа ВНТекает*4X0 в экономике с преобладанием кредитных деяй
шать количество ° товарньши деньгами> денежная масса никогда не может превН'
вания избыточной тгеир КОТ°рое хотели бы держать индивиды; возможность существо*
место она бы окаазття ЖН° Шссы исключается Уже тем, что если бы последняя имел» место, она бы оказалась причиной (а не следствием) увеличения расходов.
Мур резюмирует посткейнсианский взгляд на деньги в развитой экономике следующим образом: «Кредитные деньги являются одновременно и финансовым активом и пассивом коммерческих банков. Поскольку банковские пассивы — это фактически активы, стоящие за ними, то вкладчики банков в конечном счете являются кредиторами заемщиков. Всякий раз, когда экономические агенты принимают решение взять ссуду в своих банках, создаются депозиты и, следовательно, банковские деньги. Всякий раз, когда экономические агенты решают погасить задолженность перед банком, это приводит к уничтожению депозитов. Условия, на которых выпускаются кредитные деньги, то есть процентные ставки, устанавливаемые по банковским ссудам и банковским депозитам, играют ключевую роль в определении темпов роста денежной массы и, таким образом, совокупного дохода».
Мур признает наличие «достаточно стабильной взаимосвязи между изменениями в денежной базе и изменениями широких денежных агрегатов, а также между изменениями широких денежных агрегатов и изменениями в совокупных денежных доходах», но утверждает, что причинная связь идет скорее от совокупных денежных доходов, чем от денежной базы. Эмпирическое подтверждение (на основе данных 1983,1988, 1989 гг.) основывается как на регрессионном анализе, так и на тестах на причинную связь Грейнджера-Симса. Он заключает: «Факторы убедительнейшим образом подтверждают, что направление причинной связи идет от кредитов коммерческих банков к денежной массе и к денежной базе. Это, в свою очередь, со всей очевидностью предполагает, что много раз отмеченная и документально подтвержденная эмпирическая связь между деньгами и доходом отражает «обратную причинную связь», идущую от дохода к деньгам».
Теоретическое доказательство этого тезиса относительно простое. Планируемому увеличению расходов (независимо от того, связано ли оно с планируемым увеличением реальных расходов или с ростом цен) в денежной экономике должно предшествовать увеличение количества денег, если предполагается, что расходы будут иметь место. Зачастую внимание уделяется инвестиционным расходам, однако эта общая аргументации используется и в случае когда речь идет о других видах расходов. В частности, расширение выпуска (скажем, в ответ на ожидаемое увеличение спроса) требует предварительного увеличения затрат. Рост расходов со стороны фирм, связанный с увеличением материальных и трудовых затрат, необходимо профинансировать, что может вызвать необходимость обращаться за дополнительными ссудами и тем самым увеличение денежной массы.
Изучены четыре аспекта значения кредитных денег в макроэкономическом анализе. Во-первых, могут возникнуть ситуации, когда увеличение денежной массы проистекает из изменений поведения банков, более обычной является ситуация, когда денежная масса изменяется в ответ на изменения спроса. Во-вторых, увеличение денежной массы рассматривается как реакция на инфляцию, а не как ее причина. В-третьих, подвергается сомнению эффект реальных кассовых остатков в такой экономике, где преобладают кредитные деньги (в отличие от той, где деньги полностью обмениваются на золото). В-четвертых, создание кредитных денег частными банками в ответ на предъявляемый спрос на ссуды со стороны частного сектора предполагает, что контроль правительства или центрального банка за денежной массой будет связан со значительными трудностями.
Создание и уничтожение кредитных денег связано с циклическими колебаниями, присущими современной экономике. Изменения денежной массы, по меньшей мере, должны способствовать колебаниям экономической активности. Однако функционирование финансовой системы может быть и более тесно связано с деловым циклом, X. Мински в свое
время предложил «гипотезу финансовой нестабильности», которая «была разработана для объяснения нестабильности, являющейся результатом нормального функционирования капиталистической экономики». Экономическая активность генерирует денежные потоки частных, фирм. Часть этих потоков позволяет взять кредит. Величина ожидаемых денежных потоков от деловых операций определяет спрос и предложение на рынке «долгов», используемых для финансирования приобретения капитальных активов и для производства новых капитальных активов (инвестиционных благ). Деньги возникают главным образом в результате финансирования банками бизнеса и приобретения ими других активов, а уничтожаются, когда происходит погашение долгов банкам или когда банки продают активы,
Когда экономика относительно спокойна, ожидания в сфере бизнеса в целом сбываются, а величина денежных потоков позволяет погашать задолженности. Однако бывают времена, когда прибыли сокращаются, делая некоторые фирмы неспособными погасить долги. Само по себе это уже может послужить толчком к началу серьезного финансового кризиса, развитие которого будет зависеть от того, как на данную ситуацию прореагирует центральный банк.
Таким образом сформулируем главные особенности макрополитики денежного регулирования (см, рисунок).
Эффективная макрополитика денежного регулирования
Точки роста
Ц
Развитие
финансовых
институтов
Наращивание глобальной денежной власти
Стимулирование
инвестиционной
активности
Государственный институт—партнер и гарант доверия к национальной денежной системе
; Борьба с излишней . долларизацией, стремление к внешней рублизацми
Укрепление статуса . национальной валюты
Электронизация денежной массы
Инструментарий
Воздействие на структуру эндогенной денежной массы
И
Мультипликация кредитных денег, поддержка кредитного сектора инструментами ТСЛТТ
Курсовая политика, направленная на устойчивость рубля
Более эффективное управление ЗВР
Эндогенная эмиссия
Индикаторы
П
Рост монетизации
Рост мультипликации
Рост курса рубля
Рост соотношения М1/ЗВР
Снижение уровня долларизации ...
Рост доли мультиплицирующих составляющих денежной массы.
Рост коэффициента электронизации денежной массы
■ на глобальном уровне
Модель макропопитики денежного регулирования
Таким образом; проблема выработки эффективной макрополитики денежного регулирования чрезвычайно актуальна в современных условиях глобализации и воздействия: извне. Основная цель развития заключается в том, что в процесс денежного регулирования должно быть вовлечено большое количество развитых финансовых институтов. Под макродолитикой денежного регулирования следует понимать взаимодействие институтов денежного регулирования на национальном, наднациональном и глобальном уровнях по поводу осуществления субъектом денежного регулирования деятельности по реализации целей развития экономики страны в целом, осуществляемое по формальным нормам и неформальным правилам с использованием механизма и инструментов денежного регулирования. Денежное регулирование оказывает воздействие на реальные экономические показатели, но не с помощью увеличения или уменьшения объема денежной массы, а через регулирование ее структуры.
В условиях глобализации необходима выработка макрополитической позиции и макрополитического сценария на глобальном уровне с целью получения глобальной денежной власти в силу зависимости денежного регулирования, связанного с долларизацией трансформируемых экономик.
С В. Истомин
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
Исследована эволюция институциональной экономики. Рассматриваются определения института и различия в методологических основаниях в решках «старого», «нового» и «новейшего» институционального подхода. Проводится анализ методологического потенциала институционализма.
Современный период развития экономики России характеризуется активной деятельностью по ее преобразованию. Однако результаты преобразований последнего десятилетия не соответствуют ожиданиям.
Б настоящее время накоплено огромное количество научных фактов, касающихся хозяйственного развития России. Достаточно обширна литература, содержащая обобщения по разным аспектам общественной и хозяйственной жизни России, особенно по проблемам трансформации.
Трансформации» происходящие в нашей стране, базируются на институциональном подходе, методологический потенциал которого значительно превышает возможности Других подходов. Институциональный подход только начал развиваться в нашей стране, в то время как на Западе институционализм имеет богатую историю. Развитие институционализма в России в основном выражается в прямом заимствовании категорий, идей, теорий из западной литературы.
В последние годы отечественные исследователи приступили к активному освоению институциональной экономической теории. При этом не всегда проводится четкое разграничение между такими внешне схожими, но по существу глубоко различными направлениями, ^традиционный институционализм, «новый» инештуционализми неоинституционализм.
67