Научная статья на тему 'Модель логистической системы предприятия в условиях цифровой экономики'

Модель логистической системы предприятия в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
791
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ЛОГИСТИКА / МОДЕЛЬ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ENTERPRISE MANAGEMENT / LOGISTICS / LOGISTICS SYSTEM MODEL OF THE ENTERPRISE / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логунова И.В., Трощенко Д.В.

Цифровая трансформация является ведущим трендом, который отражает вектор развития экономики и общества в целом. Внедрение цифровых технологий в логистические процессы предприятия следует рассматривать как неотъемлемую часть развития логистической системы и предприятия в целом в современных условиях. Необходимо определиться с тем, в каком направлении и формате цифровые инновации будут наиболее эффективны для логистических процессов предприятия. Цифровые технологии в логистике представляют собой комплекс инновационных решений, предназначенных для эффективного функционирования транспортно-логистических систем различного назначения. Основными тенденциями развития логистики в России являются аутсорсинг, автоматизация, оптимизация затрат и повышение степени законодательного регулирования в отрасли. При этом автоматизация выступает как наиболее приоритетное направление. Это связано с тем, что автоматизация рассматривается не только как формирование комплексной цифровой инфраструктуры на основе оптимизации логистических процессов с помощью прикладных программных продуктов, но и организация физических объектов логистической сферы без участия человеческого фактора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF THE ORGANIZATION OF BUSINESS PROCESSES LOGISTICS ACTIVITIES

Digital transformation is a leading trend that reflects the vector of development of the economy and society as a whole. The introduction of digital technologies in the logistics processes of the enterprise should be considered as an integral part of the development of the logistics system and the enterprise as a whole in modern conditions. It is necessary to determine in which direction and format digital innovations will be most effective for the logistics processes of the enterprise. Digital technologies in logistics are a set of innovative solutions designed for effective functioning of transport and logistics systems for various purposes. The main trends in the development of logistics in Russia are outsourcing, automation, cost optimization and increasing the degree of legislative regulation in the industry. At the same time, automation is the most priority direction. This is due to the fact that automation is considered not only as the formation of a complex digital infrastructure based on the optimization of logistics processes with the help of application software products, but also the organization of physical objects of the logistics sphere without the participation of the human factor

Текст научной работы на тему «Модель логистической системы предприятия в условиях цифровой экономики»

ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

УДК 658.7.01

МОДЕЛЬ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И.В. Логунова, канд. экон. наук, доцент e-mail: logunova_012@mail.ru Д.В. Трощенко, магистрант e-mail: dmtroshhenko@yandex.ru Воронежский государственный технический университет

Цифровая трансформация является ведущим трендом, который отражает вектор развития экономики и общества в целом. Внедрение цифровых технологий в логистические процессы предприятия следует рассматривать как неотъемлемую часть развития логистической системы и предприятия в целом в современных условиях. Необходимо определиться с тем, в каком направлении и формате цифровые инновации будут наиболее эффективны для логистических процессов предприятия. Цифровые технологии в логистике представляют собой комплекс инновационных решений, предназначенных для эффективного функционирования транспортно-логистических систем различного назначения. Основными тенденциями развития логистики в России являются аутсорсинг, автоматизация, оптимизация затрат и повышение степени законодательного регулирования в отрасли. При этом автоматизация выступает как наиболее приоритетное направление. Это связано с тем, что автоматизация рассматривается не только как формирование комплексной цифровой инфраструктуры на основе оптимизации логистических процессов с помощью прикладных программных продуктов, но и организация физических объектов логистической сферы без участия человеческого фактора

Ключевые слова: управление предприятием, логистика, модель логистической системы предприятия, цифровая экономика

IMPROVING THE QUALITY OF THE ORGANIZATION OF BUSINESS PROCESSES LOGISTICS ACTIVITIES I.V. Logunova, Cand. Sci. (Economy), Assistant Professor e-mail: logunova_012@mail.ru D.V. Troshchenko, Undergraduate e-mail: dmtroshhenko@yandex.ru Voronezh State Technical University

Digital transformation is a leading trend that reflects the vector of development of the economy and society as a whole. The introduction of digital technologies in the logistics processes of the enterprise should be considered as an integral part of the development of the logistics system and the enterprise as a whole in modern conditions. It is necessary to determine in which direction and format digital innovations will be most effective for the logistics processes of the enterprise. Digital technologies in logistics are a set of innovative solutions designed for effective functioning of transport and logistics systems for various purposes. The main trends in the development of logistics in Russia are outsourcing, automation, cost optimization and increasing the degree of legislative regulation in the industry. At the same time, automation is the most priority direction. This is due to the fact that automation is considered not only as the formation of a complex digital infrastructure based on the optimization of logistics processes with the help of application software products, but also the organization of physical objects of the logistics sphere without the participation of the human factor

Key words: enterprise management, logistics, logistics system model of the enterprise, digital economy

Цифровая экономика актуализирует необходимость комплексного решения логистических проблем предприятий, эффективность деятельности которых напрямую зависит от грамотного построения логистической системы предприятия. Накопленный научный потенциал в области ло-

© Логунова И.В., Трощенко Д.В., 2019

ЭКОНОМИНФО.

гистики способствует его использованию для дальнейшего совершенствования логистической деятельности предприятия.

В нашей стране термин «логистика» является относительно новым, появление которого можно отнести к периоду становления и перехода к рыночной экономике. Расширение представлений логистики от распределения системы готовой продукции к интеграции снабжения, про-2019. Т.16. № 2-3 81

изводства, транспорта и распределения обусловлено возрастающими потребностями предприятия и новыми подходами функционирования и развития теоретических и прикладных аспектов менеджмента в целом.

В научном сообществе рассмотрение терминов обычно связано с пониманием предмета или явления в широком и узком смысле. В данном случае логистика не является исключением. В широком смысле логистика - это наука об управлении потоками различной природы (материальными, информационными и финансовыми и др.) в рамках системы разного уровня (микросистема, мезосистема, макросистема) для наиболее оптимального достижения целей предприятия, т.е. ключевым критерием эффективности является минимизация затрат.

В узком смысле (на уровне предприятия) логистика - это инструмент (метод, способ, механизм) интегрированного управления материальными, информационными и финансовыми потоками, обеспечивающий достижение целей предприятия с оптимальными затратами.

Для понимания сущности логистической деятельности предприятия логистику не следует рассматривать только с позиции транспортировки и хранения. Спектр логистических задач предприятия значительно шире и охватывает полный жизненный цикл товара: закупка сырья -продажа готовой продукции.

В настоящее время в научной литературе можно встретить большое количество определений и подходов к трактовке термина «логистика». Логистика может рассматриваться как теория, наука, интегральный инструмент менеджмента, бизнес-концепция и др.

Наиболее распространенным подходом является научный подход, т.е. логистика рассматривается наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием, переработкой и др. операциями в процессе доставки готовой продукции конечному потребителю [2, 4].

Основной целью логистики является доставка продукции соответствующего количества и качества точно в срок и при минимальных затратах на снабжение, производство, сбыт и транспортировку, а также на получение, обработку и передачу информации. Другими словами, логистический подход к организации деятельности способствует обеспечению конкурентных пози-

ций предприятия на рынке и конкурентоспособности предприятия в целом. Организация логистической деятельности предприятия должна соответствовать принятой на предприятии стратегии развития при оптимальном использовании ресурсов. В рамках стратегического аспекта управления предприятием логистика рассматривается в качестве основы коммерческой деятельности предприятия с использованием соответствующих теоретических концепций и прикладных инструментов.

Современная логистическая система предприятия должна строиться исходя их принципов и тенденций развития общества и экономики, основным трендом развития которых является цифровизация. К цифровым логистическим технологиям можно отнести следующие: использование дронов; «умные системы» и «интернет вещей»; большие данные как инструмент анализа и управления транспортными операциями; применение носимых устройств для отслеживания и дистанционного управления, поиска и распределения заказов между сотрудниками; трехмерную печать как фактор организации «цифровых складов» [6].

Основоположниками концепции цифровой логистики в отечественной науке можно считать И.Д. Афанасенко, В.В. Борисову, которые предлагают определения ключевых понятий с учетом влияния цифровых технологий. Цифровая логистика - часть логистических функций и операций, в которых прошли цифровые преобразования с использованием информационно-коммуникационных технологий [1].

Отличительной особенностью цифровой логистики является компетентностный подход и специфические принципы функционирования предприятий. Компетентность как категория логистики - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Основными принципами цифровой логистики являются: принцип единства способа организации научного опыта; принцип гармонии; принцип слабого звена; принцип единого информационного пространства.

Цифровой потенциал логистики - способность логистической системы или какой-нибудь ее функциональной области осуществлять впервые (генерировать) или воспроизводить (воспринимать) те или иные цифровые новшества (технологии, платформы, продукты и др.). Элемен-

тами цифрового потенциала являются новые цифровые технологии; аналитика и моделирование; сегментация цепи поставок; ориентация на сервис; оптимизация цепей поставок; повышение устойчивости.

Рассмотрение различных подходов к определению термина «логистика», изучение целей, подцелей, задач и функциональный областей логистики, особенностей логистических концепций и технологий, в том числе с учетом современного этапа развития общества - цифровизации экономики позволило авторам разработать теоретическую модель логистической деятельности предприятия, основу которой составляет цифровой потенциал предприятия. Авторская интерпретация современного понимания логистической деятельности предприятия основана на выделении таких элементов, как подходы к определению, цели и задачи логистики, правила логистики, функциональные области и концепции (технологии), а также цифровая логистика как результат цифровизации общества и экономики на основе соответствующих компетенций и принципов.

Цифровизация не исключает возможности использования системного подхода к логистике. Актуальность системного подхода в логической сфере предприятия определяется следующими особенностями:

1) разработка логистической системы предприятия на основе принципов системного подхода с выделением основных элементов системы;

2) маркетинговая ориентация логистической системы предприятия (удовлетворение потребностей рынка);

3) определение оптимального уровня обслуживания клиентов;

4) взаимосвязь и взаимозависимость логистических процессов;

5) зависимость логистической системы предприятия от внешней среды;

6) соответствие логистической системы стратегии развития предприятия;

7) информационное сопровождение и поддержка логистической системы;

8) анализ, оценка и учет логистических затрат и определение эффективности логистической системы [7].

Известно, что системный подход является универсальной научной методологией и предполагает рассмотрение объекта как си-

стемы. Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Несмотря на разнообразие определений, систему характеризует наличие ряда свойств: целостность, делимость, связи, организация, эмер-джентность. Именно эти свойства отличают систему от простого набора элементов.

Несмотря на многообразие подходов к определению и сущности логистической системы, специалисты выделяют два основные направления использования данного термина:

1) логистическая система как совокупность функциональных подразделений предприятия (на микроуровне) или нескольких хозяйствующих субъектов (на макроуровне), организационно увязанных и объединенных для реализации общей цели (например, логистическая система предприятия, логистическая система корпорации, логистическая система региона);

2) логистическая система как некая технология, определенный порядок или набор правил организации логистических процессов (например, логистическая система Канбан, логистическая система «Точно-во-время», логистическая система «Бережливое производство») [5].

Анализ определений показал, что в большом их многообразии можно выделить такие особенности, как общесистемное представление, характеристика свойств, комплексное представление, система управления. Понятие логистической системы соответствует общепринятому понятию «системы» и включает основные элементы, связи, что в целом формирует определенную структуру с соответствующими свойствами. Основными отличиями логистических систем от других экономических являются целостность и специфичность, наличие управляемых процессов (потоков) и целями функционирования [3].

По мнению авторов, наиболее полным определением логистической системы является трактовка, предложенная О.Г. Туровцем и В.Н. Роди-оновой: «логистическая система определяется как система логистической деятельности, представляющая собой выделенный из экономической системы самоорганизующийся комплекс элементов (подразделений, выполняющих логистические функции; материальных, информационных и финансовых потоков), связанных между собой целью причинно-следственных связей и

взаимоотношений, управляемых с целью получения конечных результатов, определяемых особенностями экономической системы» [8].

Основными подсистемами логистической системы являются функциональные подсистемы (производственная, транспортная, складская) и обеспечивающие подсистемы (информационная, правовая, кадровая, техническая, организационная, правовая и др.).

Логистическая система характеризуется внутрисистемными связями, а также связями с внешней средой. Указанные виды связей обладают интерактивными свойствами и по функциональному признаку классифицируются на материальные; денежные; информационные, и по направлению действия - на прямые и обратные. Традиционно в научной литературе выделяется логистическая система с прямыми связями (на основе прямых связей, без посредников), а также эшелонированная (наличие одного или нескольких посредников образует многоуровневую систему).

Логистический цикл традиционно рассматривается как одна из основных характеристик логистической системы и представляет собой период времени, необходимый для оформления заказа на поставку определенного товара, его изготовления (от приобретения необходимых материалов, средств и предметов производства до доставки потребителю).

Определение границы логистической системы связано с производственным циклом (организация производства - доставка готовой продукции потребителю). Управление логистическими системами базируется на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс бизнеса с целью предотвращения нерациональных потерь материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Элементы логистической системы имеют различные характеристики, но, несмотря на это, являются совместимыми. Взаимодействие элементов логистической системы поддерживается

за счет информационных, материальных и других связей, определяющих интегративные свойства системы. Логистическая система характеризуется определенной степенью организации и общесистемными свойствами. Специфическими свойствами логистической системы являются: сложность, динамичность, адаптивность, открытость, относительная изолированность, стоха-стичность.

Обобщая вышеизложенное, авторы считают целесообразным представить следующий вариант логистической системы предприятия (рисунок).

В качестве субъектов логистической системы выступают транспортные предприятия, склады, предприятия оптовой и розничной торговли, перегрузочная и перевозочная техника, промышленные или торговые предприятия, территориально-производственный комплекс, совокупность производственных и инфраструктурных элементов, а также связей на различных уровнях (локальном, региональном, государственном).

Различные определения цели логистической системы свидетельствуют о маркетинговой ориентации логистики в целом (удовлетворение потребностей потребителей) и коммерческих целях предприятия (увеличение прибыли, сокращение издержек). Другими словами, цели логистической системы определяются правилами логистического микса - 7Я.

Цель логистической системы - обеспечение доставки товаров (изделий) для производственного или личного потребления при определенных затратах, в указанное место, в необходимом количестве и ассортименте [2, С. 25].

Функциональными элементами логистической системы являются закупочная, производственная и распределительная подсистемы. Именно эти функциональные подсистемы наиболее часто можно встретить при визуальном (структурном) представлении логистической системы.

Логистическая концепция - цифровая логистика

Логистическая система предприятия

Цель - обеспечение эффективности функционирования и развития предприятия посредством оптимизации материальных и информационных потоков

Задачи логистической системы: сокращение общих логистических затрат; сокращение времени прохождения товаров от поставщика к потребителю; повышение качества обслуживания потребителей и др.

Функциональные подсистемы

Закупочная

(сырье,

материалы)

Производственная (полуфабрикаты)

Распределительная

(готовая

продукция)

I Подсистема общего линейного руководства Субъекты логистической системы

Руководитель предприятия Руководители структурных подразделений логистической службы предприятия

Методы управления, цифровые логистические технологии

Объекты логистической системы материальные, сервисные, логистический

информационные, персонал

финансовые потоки

Логистические функции

Снабжение Запасы Производство Распределение Склад Транспорт Утилизация Сервис

Обеспечивающие подсистемы: экономическое, техническое, нормативное, информационное, кадровое, правовое, методическое, организационное, экологическое, эргономическое

Предлагаемая схема логистической системы предприятия

Таким образом, предлагаемая модель логистической системы предприятия основана на концепции цифровой логистики, определяющей цель и задачи логистической системы. Предполагается, что достижение поставленной цели и указанных задач осуществляется на основе соблюдения принципов 7R. В качестве основных элементов выступают функциональные подсистемы, в которых реализуются ключевые логистические функции. Управление логистической системой осуществляет субъект управления - руководство предприятия и руководители подразделений логистической службы, которые посредством использования классических методов логистики,

общих методов управления (административных, экономических, социально-психологических) и современных цифровых логистических технологий оказывают влияние на объекты - логистические процессы и логистический персонал предприятия. При этом к обеспечивающим подсистемам относятся: экономическое, техническое, нормативное, информационное, кадровое, правовое, методическое, организационное, экологическое, эргономическое и др. виды обеспечения. Предложенная авторами модель логистической системы ориентирована на эффективной функционирование и развитие на основе внедрения концепции цифровой логистики.

Литература

1. Афанасенко И.Д. Цифровая логистика: учебник для вузов / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. Спб: Питер, 2019. - 272 с.

2. Аникин Б.А. Логистика: учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 4-е изд., перераб. и доп.—М.: ИНФРА-М, 2015. — 368 с.

3. Кучмин В.А. Оценка функционирования логистической системы предприятия на примере ООО «Бауцентр рус» // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 319-323. — URL https://moluch.ru/archive/146/40919.

4. Логистика на предприятии. Альманах «Управление производством» [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL http://www.up-pro.ru (дата обращения 12.04.2019).

5. Понятие логистической системы [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL

https://spravochnick.ru/logistika/logisticheskie_siste my/ponyatie_logisticheskoy_sistemy/ (дата обращения 12.04.2019).

6. Пять технологий, которые изменят логистику [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL https://www.orange-business.com/ru/blogs/get-ready/industriya/5-tehnologiy-kotorye-izmenyat-logistiku (дата обращения 12.04.2019).

7. Современная концепция логистики [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL http://logistic-info.ru/sovremennaja-koncepcija.html (дата обращения 12.04.2019).

8. Туровец О.Г. Организация логистических систем: конспект лекций: учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф. данные (2,8 Мб) / О.Г. Туровец, В.Н. Родионова. - Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2017. -183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.