Научная статья на тему 'Основные этапы цифровизации логистической деятельности предприятия'

Основные этапы цифровизации логистической деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2147
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая логистика / цифровая цепь поставок / цифровизация логистической деятельности / этапы цифровизации логистической деятельности / цифровые технологии. / digital logistics / digital supply chain / digitalization of logistics activities / stages of digitalization of logistics activities / digital technologies.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т Д. Серова

В статье рассмотрена проблема нехватки научных разработок и практических рекомендаций пошагового внедрения принципиально новой цифровой модели управления логистической деятельностью предприятия. Представлена концептуальная модель реализации этапов цифровизации логистики предприятия, учитывающая перспективы и общую логику внедрения цифровых технологий. Концепция пошаговой цифровой трансформации основана на последовательном наращивании функционала современных цифровых инструментов в целях создания взаимосвязанных, интегрированных логистических процессов, управление которыми возможно без участия человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN STAGES OF DIGITALIZATION OF ENTERPRISE’S LOGISTICS ACTIVITIES

The article considers the problem of the lack of scientific development and practical recommendations for the step-by-step implementation of a fundamentally new digital model for managing an enterprise’s logistics activity. A conceptual stages implementation model of enterprise’s logistics digitalization is presented, taking into account the prospects and the general logic of the introduction of digital technologies. The step-by-step digital transformation concept is based on the consistent increase in the functionality of modern digital tools in order to create interconnected, integrated logistics processes that can be controlled without human intervention.

Текст научной работы на тему «Основные этапы цифровизации логистической деятельности предприятия»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Т.Д. Серова, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11478

Аннотация. В статье рассмотрена проблема нехватки научных разработок и практических рекомендаций пошагового внедрения принципиально новой цифровой модели управления логистической деятельностью предприятия. Представлена концептуальная модель реализации этапов цифровизации логистики предприятия, учитывающая перспективы и общую логику внедрения цифровых технологий. Концепция пошаговой цифровой трансформации основана на последовательном наращивании функционала современных цифровых инструментов в целях создания взаимосвязанных, интегрированных логистических процессов, управление которыми возможно без участия человека.

Ключевые слова: цифровая логистика, цифровая цепь поставок, цифровизация логистической деятельности, этапы цифровизации логистической деятельности, цифровые технологии.

Задача цифровой трансформации бизнеса стоит на повестке дня огромного количества компаний различной отраслевой принадлежности в рамках тренда мирового развития, являющегося драйвером экономики. Как новая тенденция, пришедшая на смену фрагментарной компьютеризации и информатизации, цифровизация заставляет все большее число компаний разрабатывать собственные цифровые бизнес-модели с использованием передовых технологий, стимулируя, таким образом, инновационную составляющую бизнеса и эффективное развитие экономики.

Интенсивное применение цифровых технологий в рамках новых бизнес-моделей способствует ускоренному развитию науки, финансовой сферы, промышленности, логистики, торговли, связи, здравоохранения, образования и других областей. В настоящее время. По мнению многих экспертов, среди которых О.Н. Дунаев [1], одной из ключевых сфер, определяющих экономику будущего, является логистика и управление цепями поставок.

Цифровые логистика и цепи поставок рассматриваются сегодня в качестве ключевого фактора развития новых производств инновационного типа, повышения конкурентоспособности в условиях инди-

видуализации требований потребителей к продукции и услугам [2, с. 321]. Однако, логистика в настоящее время все еще отстает в части цифровизации по сравнению со сферами телекоммуникаций, средств массовой информации, банковских услуг и розничной торговли. В традиционных логистических компаниях по-прежнему много ручного труда, неэффективно используются имеющиеся активы, что, по сути, является препятствием на пути цифрови-зации логистических процессов.

Анализ современных публикаций по цифровой логистике и цифровому управлению цепями поставок позволяет сделать вывод о наличии научных результатов, в целом определяющих понятийный аппарат, предметную область и технологии оцифровывания процессов управления в логистике (например, работы

И.Д. Афанасенко, В.В. Борисовой [3]; В.И. Сергеева, И.М. Дутикова [4];

Т.Г. Шульженко [2] и т.д.), однако практически отсутствуют рекомендации поэтапного внедрения новой модели управления логистической деятельностью в цепях поставок, основанной на инструментарии цифровых технологий [2, с. 322].

Очевидно, что недостаточная проработка вопроса выделения ценностно-ориентированных этапов развития цифро-

визации логистической деятельности с практической точки зрения вызвана сложностью восприятия и описания последовательности реализации перехода предприятия к цифровым логистическим системам и цепям поставок. Сложность практической реализации трансформации, специфика деятельности отдельно взятого элемента цепи поставок и огромное многообразие как внутренних, так и внешних факторов, влияющих на способы, методы и модели организации цифровых процессов и их последующей интеграции в комплексную цифровую цепь поставок определяют длительность формирования, описания и экономического обоснования целесообразности цифровизации логистической деятельности предприятия.

Предприятию необходимо полностью переосмыслить принципы своей работы, разрешить большинство текущих внутренних проблем и разработать принципиально новый подход к ведению логистической деятельности. Общая логика внедрения цифровых технологий управления логистической деятельностью должна включать ряд этапов, также необходимых для разработки и систематизации в рамках цифровой трансформации [2, с. 323].

Таким образом, ключевая роль логистических процессов в высокой динамике темпов развитии бизнеса в рамках глобальной цифровизации, определила целесообразность проведения исследования, в пределах которого рассматривается вопрос выделения этапов цифровизации логистической деятельности отдельно взятой ком-

пании в рамках дальнейшей организации эффективной цепи поставок в условиях цифровизации [5].

Актуальность задачи выделения и описания этапов цифрового развития компании обусловлена необходимостью выбора стратегических приоритетов и перспектив развития в задаче дальнейшей цифровиза-ции логистической деятельности с учетом выявленного текущего положения и возможностей. Также выделение конкретных этапов позволяет провести комплексный анализ и соотнести текущий уровень циф-ровизации логистической деятельности организации и требования к системе показателей, позволяющих оценить результативность цифровизации логистической деятельности.

Как было отмечено ранее, цифровое преобразование организации - длительный и сложный процесс, требующий детальной проработки и поэтапной реализации. Задача должна быть поставлена таким образом, чтобы обеспечить положительное влияние на основные показатели эффективности деятельности компании на каждом этапе процесса цифровой трансформации. Последовательность реализации ценностно-ориентированных этапов цифровизации логистической деятельности, представленная на рисунке, должна обеспечивать возможность получать, оценивать и корректировать результат реализации каждого комплекса мер в рамках конкретного этапа с целью обеспечения максимально возможных выгод для организации.

ф s

Л о

и Щ

(U £

« В

а е £ s

о

-Этап IV

Интерпретация

Этап VI Самокорректировка

Этап V Прогнозируемость

Этап III Масштабирование

Этап I

Время

Рисунок. Основные этапы цифровизации логистической деятельности

Каждый этап должен быть основан на предыдущем и описывать характеристики и инструментарий, необходимые для его достижения. Приведенная далее последовательность ценностно-ориентированных этапов эволюции цифровизации логистической деятельности предусматривает взаимосвязанность мероприятий по внедрению ключевых цифровых технологий.

Этап I. Информатизация - применение специализированных технологий для решения задач управления логистикой, в большей степени ориентированных на отдельные логистические функции:

- транспортировка - системы геолокации для контроля за продолжительностью цикла выполнения заказа;

- складирование - системы роботизации, WMS-системы для управления потоками продукции, проходящими через склад, управления складскими ресурсами и т.п.

Этап информатизации является основой цифровизации, отличительной чертой которого является частичная автоматизация и информатизация - различные информационные системы и технологии используются фрагментарно и разрозненно в отдельных фазах логистического процесса без связи между собой.

Этап II. Взаимосвязь - взаимосвязанность повсеместно используемых бизнес-приложений для решения задач и принятия управленческих решений - модулей WMS, TMS, управления запасами, управления логистическими процессами и т.д. в структуре единой корпоративной информационной системы класса ERP.

Несмотря на применение связующих модулей в рамках комплексной информационной системы, полная интеграция данных информационных и эксплуатационных технологий не достигнута. Необходимо расширение использования интернет-протокола IPv6, дающего возможность соединять между собой все компоненты системы для общего обмена данными, что является ключевым требованием для Интернета вещей.

Этап III. Масштабирование - создание цифровой модели логистической системы предприятия, которая отражает параметры

логистических процессов в режиме реального времени.

Достигается данный этап с помощью увеличения точек ввода данных (датчиков, меток RFID), которые фиксируют события и состояние множества связанных объектов в реальном времени на протяжении всего пути потока через всю логистическую систему предприятия. Такой подход сможет обеспечить принятие более эффективных управленческих решений, основанных на реальных и актуальных данных, а также актуализирует задачи обеспечения единого источника достоверных данных и предоставления общих прав на их получение. Необходима интеграция всех используемых систем и приложений, что обеспечит представление реальной картины текущего положения дел на основе единого источника достоверных данных, доступных для всего предприятия.

Этап IV. Интерпретация - определение и расшифровка сигналов и взаимосвязей в цифровой модели для последующего принятия сложных управленческих решений, главным образом, при управлении связанными или интегрированными бизнес-процессами в цепях поставок. Для определения и интерпретации взаимосвязей в цифровой модели логистической системы полученные данные должны быть проанализированы посредством применения инженерных знаний.

Таким образом, семантическая связь, агрегация и анализ больших объемов данных и соответствующая контекстуализа-ция обеспечат глубокое знание процессов, что необходимо для принятия быстрых и правильный управленческих решений. Реализация данного этапа требует обработки зачастую неоднородных массивов информации, которые могут быть проанализированы с помощью общих платформ, основанных на технологии Big Data.

Этап V. Прогнозируемость - моделирование возможных сценариев развития бизнес-процессов логистической системы в рамках выработанных решений с использованием средств анализа больших данных. Разработка превентивных мер по преодолению возможных кризисных ситуаций в логистической системе, выявлен-

ных в результате моделирования сценариев, с использованием возможностей искусственного интеллекта. После реализации данного этапа цифровая модель логистической системы предприятия становится более предсказуемой, что позволяет мгновенно реагировать на любые изменения и вносить необходимые корректировки по заранее разработанному плану без потерь времени и ресурсов.

Этап VI. Самокорректировка - принятие решений по корректировке состояния логистической системы, исправления отклонения системы или ее элемента без участия человека. Гибкость, предсказуемость и адаптивность позволяют предприятию переложить обязанности по принятию определенных решений на информационные системы на основе искусственного интеллекта и машинного обучения. Критерием успешности внедрения данных технологий является принятие решений, принесших наилучшие результаты в максимально короткий срок без участия человека [6, с. 16-20].

Сегодня большая часть компаний все еще решает вопросы создания подходящей базовой информационной инфраструктуры для перехода к первому (второму) этапу цифровизации логистической деятельности. Фрагментарная информатизация и автоматизация отдельных операций в рамках ключевых функциональных областей логистики существенно «тормозит» создание интегрированных цифровых логистических процессов, пронизывающих цифровую цепь поставок [7].

Достижение этапов информатизации и взаимосвязи представляет собой базовое требование для перехода на цифровую модель управления логистической деятельностью предприятия и формируют цифро-ориентированную логистическую систему предприятия. Последующие четыре этапа стимулируют развитие цифровых систем и цифровых экосистем, создание которых резко повышает уровень эффективности деятельности и создает мощное конкурентное преимущество.

Каждому предприятию, планирующему переход на цифровую модель управления логистикой, необходимо принять взвешенное решение о том, какой этап обозначить в качестве цели на конец запланированной трансформации. Разработанная модель последовательной реализации основных этапов цифровизации логистической деятельности может послужить для компаний инструментом выявления текущего положения и разработки программы мероприятий по достижению уровня циф-ровизации, соответствующего конкретному этапу, выбранному в качестве долгосрочной цели преобразования бизнес-модели. Ключевым критерием выбора целевого этапа является обеспечение оптимального баланса между издержками на реализацию этапа и конечными преимуществами для компании в целом, что требует грамотного планирования, анализа, а также итерационного проектирования с учетом множественного моделирования сценариев развития по ходу цифровиза-ции.

Библиографический список

1. Дунаев О.Н. Логистика - современный метод управления в индустрии 4.0 // Гайдаровский форум-2017, «Россия и мир: выбор приоритетов», секция «Управление изменениями; глобальные цепи поставок и индустия 4.0». 14 января 2017 г., РАГС.

2. Шульженко Т.Г. Методы делового администрирования в условиях цифровизации управления логистической деятельностью // Вестник факультета управления СПбГЭУ. -2018. - №3. - С. 321-326.

3. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Цифровая логистика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2019. - 272 с.

4. Сергеев В.И., Дутиков И.М. Цифровое управление цепями поставок: взгляд в будущее // Логистика и управление цепями поставок. - 2017. - №2 (79). - С. 87-97.

5. Николаевский Н.Н., Григорьев М.Н. Влияние цифровизации на процессы организации и функционирования логистических систем // Логистика и управление цепями поставок. - 2018. - №5 (89). - С. 38-41.

6. Шу Г. Индекс зрелости Индустрии 4.0: Управление цифровым преобразованием компаний. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа - https://www.acatech.de/wp-content/uploads/2018/03/acatech_STUDIE_rus_Maturity

_Index_WEB.pdf (дата обращения: 20.12.2019)

7. Глобальное исследование цифровых операций в 2018 г. Цифровые чемпионы: как лидеры создают интегрированные операционные экосистемы для разработки комплексных решений для потребителей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа -hhtps://pwc.ru/ru/iot/digital-champions.pdf (дата обращения: 21.12.2019)

THE MAIN STAGES OF DIGITALIZATION OF ENTERPRISE'S LOGISTICS ACTIVITIES

T.D. Serova, Graduate Student Saint-Petersburg State University of Economics (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. The article considers the problem of the lack of scientific development and practical recommendations for the step-by-step implementation of a fundamentally new digital model for managing an enterprise's logistics activity. A conceptual stages implementation model of enterprise 's logistics digitalization is presented, taking into account the prospects and the general logic of the introduction of digital technologies. The step-by-step digital transformation concept is based on the consistent increase in the functionality of modern digital tools in order to create interconnected, integrated logistics processes that can be controlled without human intervention.

Keywords: digital logistics, digital supply chain, digitalization of logistics activities, stages of digitalization of logistics activities, digital technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.