Научная статья на тему 'Модель критериально-ориентированной психолого-диагностической системы исследования сформированности естественнонаучного мировоззрения школьников'

Модель критериально-ориентированной психолого-диагностической системы исследования сформированности естественнонаучного мировоззрения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of the criteria - oriented psychological and pedagogical diagnostic system of research of the form of the natural science world - outlook’s form

The system of the considered phenomena the world outlook presumes the building of the integrated system by its diagnostics. The base for its development will be the structural components, which are distinguished by us in the process of theoretical and methodical research. The system of valuation of quality and degree of formation is set by the criteria system of the separate components of the world outlook formation and of the phenomena in the whole as well. The constructed system must satisfy: changes in the school education in the context of transformation of cultural and educational demand on the part of the society; regularities of the world outlook phenomena formation; It will ensure the consideration of the psychological, age and personal abilities of the people tested.

Текст научной работы на тему «Модель критериально-ориентированной психолого-диагностической системы исследования сформированности естественнонаучного мировоззрения школьников»

H.В. Колкова. Модель критериально-ориентированной психолого-диагностической системы..

Лабораторные работы, предлагаемые в курсе естествознания, можно классифицировать по разным признакам: по содержанию учебного материала, по методам выполнения, формам организации, виду руководства, времени и месту выполнения, дидактическим целям и задачам, видам деятельности учащихся, по месту в учебном процессе. Можно преложить следующую схему классификации лабораторных работ (рис. 6).

Способы выполнения фронтальных лабораторных работ принято делить в зависимости от характера деятельности на репродуктивные, иллюстративные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские.

Так, репродуктивный прием характеризуется воспроизводящей деятельностью учащихся по образцу действий учителя. Учитель организует и полностью направляет работу учеников. Репродуктивный прием эффективен при отработке экспериментальных умений, так как их формирование требует многократных действий по образцу. Этот прием используется также в тех случаях, когда содержание лабораторных работ носит информационный характер, представляет собой описание способов практических действий, являющихся сложными для учеников.

Иллюстративный прием выполнения лабораторных работ сопровождает объяснение учителя, иллюстрирует его. Таким приемом часто выполняются такие работы, на которых отдельные элементы фронтального оборудования применяются в

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Эмпирической реальностью современной образовательной системы является наличие большого числа инноваций, касающихся как технологических аспектов организации образовательного процесса, так и его содержания. Не является исключением и естественнонаучная компонен-

качестве раздаточного материала и служат наглядным пособием во время объяснения учителя.

Частично-поисковый прием активизирует познавательную деятельность учащихся. Результат работы неизвестен, и учащиеся должны получить его самостоятельно. Эвристическим приемом могут выполняться работы по наблюдению природных явлений, измерению различных величин, определению количественных соотношений между величинами.

Исследовательский прием характеризуется наибольшей самостоятельностью, активизирующей творческий поиск. Ученикам сообщается только тема лабораторной работы. Они сами должны разработать пути ее выполнения, самостоятельно провести все этапы исследования: сборка установки, проведение измерений, обработка результатов, формулировка вывода на основе полученных данных. Исследовательские лабораторные работы выполняются как индивидуальным путем, так и коллективно. Они могут выполняться до, во время и после изучения учебного материала.

Таким образом, учитывая широкий спектр функций лабораторных работ, трудно переоценить их роль в преподавании естественнонаучных предметов. Авторы данной статьи пытались показать пути и цели формирования цикла лабораторных работ в интегрированном курсе «Естествознание» в старших классах. Данный цикл описан в методическом пособии, которое находится в печати [6].

та образования. Только в городе Томске можно познакомиться с рядом педагогических практик, реализующих разнообразные подходы в преподавании естествознания.

В школе № 15 г. Томска на протяжении ряда лет ведется преподавание курса «Естествозна-

Литература

Шамало Т.Н. Полифункциональность физического эксперимента в учебном процессе // Методика использования физического эксперимента в учебном процессе: Сб. науч. тр. Свердловск, 1985. Сперри Р.У. и др. Мозг и разум / Отв. ред. Д.И. Дубровский. М., 1994.

Богомаз С.А., Галажинский Э.В. Психофизические особенности учащихся 6-х классов и успеваемость // Вестник Томского государственного педагогического университета. 1997. Вып. 2.

Скрипко З.А. Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения естествознанию: Мат-лы регион, науч.-метод, конф. «Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в школе и вузе». Томск, 1999. С. 8. Богомаз С.А. Психологические типы К. Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения. Томск, 2000. Абраменко М.Г., Скрипко З.А. Лабораторные работы к интегрированным естественнонаучным курсам. ТГПУ (в печати).

УДК 37.001.5

Н.В. Колкова

МОДЕЛЬ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Томский государственный педагогический университет

Вестник 7 ГПУ. 2002. Выпуск 2 (30). Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ

ние» в 5-х, 6-х классах на основе авторской разработки научного коллектива под руководством В.Л. Хрипковой.

В школе № 4 преподается пропедевтический курс естествознания, основанный на интеграции химических и физических понятий.

В 49-й школе можно познакомиться с достаточно успешным опытом преподавания интегрированных курсов, охватывающих с 1-го по 4-й класс (пропедевтический курс «Окружающий мир»), и 5-е, 6-е классы (курс «Естествознание»),

Акцент на экологический компонент осуществляется при изучении естествознания в школе № 25.

Можно привести еще ряд примеров, однако всех их будет объединять отсутствие однозначной оценки результатов введения этих курсов. При этом учителя практики отмечают достаточно интересный факт, что ребят, обучающихся по программе, предусматривающей этот курс, отличает особое отношение к миру, к информации о нем. Школьникам становится неинтересен мир, лишенный красок многообразия. Они стараются увидеть в явлениях глубинный смысл, установить связи между явлениями и т.д. В этой ситуации учитель оказывается в ситуации, когда он не в состоянии дать оценку тем новообразованиям, которые возникают у школьников.

По мнению исследователей, результатом введения интегрированных курсов становятся картина мира, система взглядов, мировоззрение личности. Существующая на сегодняшний день система оценки оказывается неадекватна запросу со стороны практикующего педагога. Т.е. педагогическая практика на сегодня не располагает системой исследования и оценки таких феноменов личности, как картина мира, система взглядов, мировоззрение школьников. Оценивая только знания, умения и навыки, невозможно оценить широту и направленность интереса, разнообразие картины мира и т.д. В этой ситуации становиться очевидной актуальность поиска новых, адекватных систем пси-холого-педагогической диагностики и оценки результатов введения инновационных педагогических практик.

Решение данной проблемы предполагает:

- четкое определение самих феноменов личности, подлежащих исследованию, а также определение подходов, средств и методов их исследования;

- выявление и обоснование концептуальных основ, структуры психолого-педагогической системы исследования;

- формулировку критериев сформированно-сти компонентов и феноменов исследования.

Следует отметить, что в педагогической практике уже накоплен определенный опыт исследования. Систематическая работа в этом направлении в нашей стране началась примерно с конца 50-х - начала 60-х гг.

Научными коллективами Э.И. Мосонзона и P.M. Роговой, работавшими в рамках данного направления, впервые разработан комплект конкретных методик, специально предназначенных для изучения уровней сформированности убеждений [1].

В другом подходе, в работах, представляющих второе направление, усилиями И.Я. Лернера, A.B. Зосимовского, Л.И. Рувинского, в изучении проблемы реализовывается принцип деятельно-стной теории учения [2].

Отметим ряд других работ, в которых в той или иной степени были затронуты проблемы формирования отдельных элементов мировоззрения. Так, работы A.B. Зосимовского, Т.Н. Мальковской посвящены изучению путей формирования у школьников активной жизненной позиции.

Выявлением способов использования воспитательных возможностей занимался научный коллектив: Т.Е. Конникова, В.М. Коротов, A.B. Мудрик. Работа Ю.К. Бабанского, Л.П. Бу-евой, Г.Н. Филонова направлена на оптимизацию учебно-воспитательной работы [3].

Исследование сформированности мировоззрения велось и на материале естественнонаучного знания. В педагогической практике существуют попытки исследования частнонаучного (физического) мировоззрения школьников В.Н. Мощанс-ким. Он определяет некоторые компоненты мировоззрения и на материале предмета физики отслеживает их формирование.

В последние годы появляются работы, связанные с попыткой оценки изменений, происходящих в связи с введением в школьную практику интегрированных курсов. Так, Н.В. Пахомова объектом психологического исследования избирает систему гностических умений при изучении интегрированного курса естествознания, а именно: умений проблемно-поискового характера, умений, требующих применения логических приемов мышления, умений репродуктивного мышления.

Другой подход реализуется в работе научного коллектива под руководством И.Ю. Алекса-шиной. Объектом исследования этого коллектива выступает процесс формирования у школьников целостной картины мира. Изучению были подвергнуты компоненты мировосприятия учащихся.

Целостный подход к рассмотрению феномена мировоззрения, а также процесса его формирования был предпринят H.A. Менчинской [4].

Н.В. Колкова. Модель критериально-ориентированной психолого-диагностической сиапвмы*.

Принципиальными отличиями нашей системы диагностики являются:

1) целостность феноменов, подлежащих исследованию, предполагает целостность в построении системы исследования;

2) психологическая, возрастная, личностная обусловленность формирующихся феноменов предполагает адекватность в построении системы исследования;

3) специально организованное педагогическое воздействие (интегрированные курсы «Естествознание») определяет содержание психолого-педагогической системы исследования.

Предметом исследования системы психолого-педагогической диагностики будет рассматриваться сформированное естественнонаучное мировоззрение школьников. При этом под мировоззрением будем понимать форму индивидуального сознания, имеющую специфические особенности, обусловленные возрастными, индивидуальными различиями. В основе мировоззрения находится картина мира. В сформированном мировоззрении отражены образцы наиболее общих закономерностей природы, общества, психологической жизни человека, которые транслируются с собственным, личностным отношением к ним.

Методологический анализ феномена мировоззрения, его форм, структуры, закономерностей формирования позволил определить структурные компоненты, составившие основу для построения системы исследования:

- образно-когнитивный - предполагает формирование определенного представления (образа) мира;

- операционально-когнитивный - предполагает формирование ментального пространства, упорядочиваемого посредством освладения мыслительными операциями;

- ценностно-рефлексивный - предполагает формирование системы ценностей, обусловливающих направленность личности.

В качестве наиболее адекватной формы исследования было выбрано критериально-ориентиро-ванное, а поэтому были сформулированы критерии сформированности естественнонаучного мировоззрения школьников, определяющие уровень сформированности.

Общие основания классификации можно обозначить:

1-й уровень - разрозненность, эмпиричность;

2-й уровень - полифактичность, преимущественно эмпиричность;

3-й уровень - научность, целостность;

4-й уровень - научность, системность.

Подробно можно было бы представить, используя таблицу.

Исследовательский аппарат психолого-педагогической системы опирался на выявленные структурные компоненты. Тогда общая схема психолого-педагогической, критериально-ориен-тированной системы исследования естественнонаучного мировоззрения школьников будет выглядеть так, как указано на рисунке.

№ Уровни сформированности Критерии сформированности

1 2 3

1 Эмпирически-бытовой (эмоционально- образный) - преобладание эмоционально окрашенных хаотически расчлененных представлений об окружающем мире; слабое овладение мыслительными операциями, в особенности умением выявлять связи между явлениями; - преобладание Я-актуализации как ведущей направленности личности, узость интересов; - слабое представление о роли человека в мире, в задействованности в причинно-следственных связях. Прогноз событий отсутствует

2 Хаотично-фактический представления преимущественно эмпирически-бытовые, однако наблюдается небольшое насыщение отрывистыми научными фактами вне связи друг с другом; - достаточное владение мыслительными операциями (затрудненность владения синтезом, поэтому многочисленные факты и явления сохраняют слабую связь); - направленность характеризуется хаотичным интересом к миру, часто сопровождается негативной оценкой себя; - роль человека негативна, разрушительна, часто главенствующая без анализа при-чинно-следственных связей. Прогноз событий скудный, часто пессимистический

3 Полифактический - преобладание богатого фактического насыщения картины мира, основ научного способа познания в качестве фундаментальных закономерностей — называются частные, без какой-либо взаимосвязи с конкретными явлениями; - достаточно свободное владение мыслительными операциями, наблюдается сложность в построении синтетических умозаключений, выводов; оценка роли человека разнообразная, иногда как помощь (на уровне эмпирически-бытового восприятия). Прогноз событий достаточно полный

Вестник ТГПУ. 2002. Выпуск 2 (30). Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ

1 2 3

4. Целостно-научный - наличествует целостное представление о картине мира, насыщенное многочисленными фактами, нет четкого представления о фундаментальных закономерностях природы; - высокий уровень владения мыслительными операциями, умения выстраивать обобщенные умозаключения; - осознанное, избирательное отношение к информации о мире, широкое поле интересов, охватывающих как пространство фактической расчлененности мира, так и категориальное поле, предполагающее осмысление взаимосвязей, закономерностей развития; - прогнозирование событий происходит осознанно с высокой включенностью естественнонаучных фактов, понятий; оценка роли человека с использованием взаимосвязей с явлениями природного и социального мира

5. Научно-системно-интегральный - характерно наличие синтетической картины мира с четко выраженным пониманием причинно-следственных связей, семантическое поле достаточно широко и насыщенно; - свободное владение мыслительными операциями, позволяющее выводить итоговое интегрированное умозаключение; - направленность интереса далеко выходит за пределы я-актуализации, интерес охватывает объективное устройство мира; - осознанное представление о роли человека в мире, о его неразрывных связях с ней, а поэтому об ответственности за принятое решение. Прогноз событий включает интегрированную оценку событий, со-развитие с природой становиться целью личности

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Ч

КОМПОНЕНТЫ

ОБРАЗНО КОГНИТИВНЫЕ.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНЫЙ

ЦЕННОСТНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ

АД. Рожковский, Т. Я. Дубнищева. Использование компьютерной технологии в изучении..

Как показывают данные исследования, критериально-ориентированная, психолого-педа-гогическая система исследования, выстроенная согласно представленной схемы, позволяет решить проблему качественной и количественной оценки сформированности естественнонаучного мировоззрения школьников, удовлетворяя

1. 2.

3.

4.

Существенной проблемой в изложения различных концептуальных положений естественных наук в гуманитарных и социально-экономических вузах является отсутствие соответствующего материального обеспечения. Это относится не к информационной базе, которая на основе компьютерной техники, имеющейся практически во всех вузах, может быть достаточно хорошо обеспечена. Но многократно возросший поток информации привел и к другой проблеме -проблеме борьбы с информационным шумом. Доступность, развлекательность и навязчивость различного рода ТУ-программ, полиграфических изданий и интернет-сайтов стали мощнейшими отвлекающими от учебы факторами, не способствующими усвоению научных представлений об окружающем нас мире.

В науке рациональное мышление всегда основывалось на основе экспериментальных данных и логических построениях. И поэтому в процесс обучения естественнонаучным дисциплинам, помимо изложения теоретических основ и описания явлений, всегда закладывалось их самостоятельное изучение в форме проведения лабораторных работ. Отсутствие соответствующей материальной базы в гуманитарных вузах существенно снижает наглядность излагаемого материала и создает трудности для его восприятия. Для решения этой проблемы было решено использовать возможности компьютерной техники. Эта идея не нова, так как во многих электронных учебниках и электронных пособиях используют-

как изменениям в образовании, происходящим в контексте трансформации культурно-образовательного запроса со стороны общества, так и потребности адекватной оценки сформированности мировоззрения, а также обеспечивая учет психологических, возрастных особенностей испытуемых.

ся наглядные демонстрации тех или иных явлений. Однако возможность самостоятельного творческого изучения этих явлений минимальна.

Поэтому нами начата разработка самостоятельного курса компьютерных лабораторных работ по курсу «Концепции современного естествознания».

При разработке этого курса основное внимание было обращено на то, чтобы работы в методическом плане давали возможность не механического выполнения предъявляемых требований, а творческого исследования того или иного явления. После освоения теоретических основ на лекциях и дома студент должен в процессе выполнения лабораторной работы, меняя различные параметры, самостоятельно изучить и зафиксировать в виде записей результаты наблюдений, описать поведение моделируемого явления, сделать выводы на каждом этапе исследования и дать общее заключение по проделанной работе.

В качестве основной программы был выбран MathCad (версия для DOS). Выбор этой программы был сделан из соображений относительной простоты языка программирования, что позволяет без привлечения программных специалистов вести разработку лабораторных работ, их опробование и внесение в них корректив. Более того, уже в процессе выполнения этих работ при небольшом навыке студент самостоятельно может менять различные параметры и тем самым исследовать модель изучаемого явления. Кроме того, эта программа занимает небольшой объем и при

Литература

Мосонзон Э.И. Проблемы формирования марксистка-ленинского мировоззрения школьников // Сов. педагогика. 1986. № 4. Лернер И.Я. Понятийный состав проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся // Проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся VII классов: Сб. науч. тр. М., 1973.

Мухина Т.К. Исследование процессов формирования научного мировоззрения у старших школьников // Вопросы методики формирования научного мировоззрения у школьников. Куйбышев, 1972.

Менчинская H.A. Проблема обучения, воспитания и психологического развития ребенка. М.; Воронеж, 1998.

УДК 378.164/. 169

А.Д. Рожковский, Т.Я. Дубнищева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ, ОПИСЫВАЕМЫХ НЕЛИНЕЙНЫМИ УРАВНЕНИЯМИ

Новосибирская государственная академия экономики и управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.