Научная статья на тему 'Исследование сформированное естественнонаучного мировоззрения как цели образовательного процесса в эпоху глобальных проблем'

Исследование сформированное естественнонаучного мировоззрения как цели образовательного процесса в эпоху глобальных проблем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. В. Колкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research forming of natural scientific outlook as result educational system in time of global problems

The characteristic feature of the modem stages of pedagogical diagnostics is striving for making up the full conception of studying the formation of students outlook: from the definition of the content of understanding the phenomenon itself to the investigation of the conditions of its appearance and of the role of different factors in this process. To solve such an important problem as psychological diagnostics of the process of outlook formation we must not limit ourselves only to the improvement of already existing methods. The search of new approaches to the problem is urgent. The results received in the course of the diagnostic research let affirm that the aims of natural scientific outlook will be able to be reached if the integrated course «Natural Science» is introduced into schools curriculum. In this case the integration of natural scientific knowledge goes not formally but following a strict logic on the basis of the study of fundamental regularities of nature. Knowing about an enormous experience of foreign.

Текст научной работы на тему «Исследование сформированное естественнонаучного мировоззрения как цели образовательного процесса в эпоху глобальных проблем»

того, что он должен обладать профессиональным багажом знаний по предмету, на котором обучает биолектическому методу действия, он должен быть способен к разрешению практически любого вопроса, скажем так, на «жизненном» уровне, который включает в себя готовность быть философом, психологом и просто культурно образованным человеком, но главное - духовным наставником тех, кто к нему приходит как ученик» [2, с. 7].

Как видим, биолектический метод требует высокого профессионализма и развитого духовно-нравственного потенциала личности учителя. Высокие требования и ответственность не позволяют

некоторым учителям активно использовать данный метод в своей педагогической практике, однако стремиться к этому необходимо каждому учителю, участвующему в процессе гуманизации школы.

Таким образом, принятая школой духовная идея, нравственное убеждение, поступки и действия, изменение содержания образования, использование активных методов его освоения, изучение и «чтение» жизненных процессов, личность учителя, его образ жизни, атмосфера, дух школы и др. в совокупности способствуют гуманизации школы и выполнению ею основной своей задачи - образовать и воспитать духовно-нравственную личность выпускника современной школы.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М., 1996.

2. Дмитраков А., Довченко О. Знакомьтесь: Биопешка II Природа и человек. Свет. 1999. № 12. С. 7-12.

Н.В. Колкова

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Томский государственный педагогический университет

Система образования в широком смысле этого слова - это механизм трансляции культуры, который был выработан человечеством для обеспечения передачи образцов жизнедеятельности, мировоззрения последующим поколениям. На протяжении всей истории развития человечества образование успешно справлялось с этой функцией.

Однако кризисное состояние современной цивилизации показывает, что сложившаяся система образования, транслирующая, по существу, ценности индустриально-потребительского общества и научную парадигму вековой давности, вырывающая человека из контекста природы, перестала быть адекватной потребностям человека в адаптации к быстро меняющемуся миру. Совершенно очевидна необходимость системных изменений в мировоззрении на уровне массового сознания, центральное место в новом мировоззрении доляшы занять идеи целостности мира, эвояюци-онио-синергетических законов его развития и устойчивости, коэволюции человека и природы [1,2].

Эти задачи невозможно решать без изменения в системе массового образования. Одной из главных целей образовательной системы сегодня, на наш взгляд, должно стать формирование целостного мировоззрения, имеющего в основе эволюционно-синергетическую картину мира.

Поэтому в образовательное пространство входят новые технологии, целью которых является формирование целостного естественнонаучного мировоззрения либо его отдельных компонентов.

Одним из примеров реализации этого подхода может служить интегрированный курс «Естествознание». Введение этого курса в школьную практику предполагает выполнение принципа систематизации знания в соответствии с законами психического развития школьников. В этом случае естественнонаучное образование требует, чтобы содержание знаний, их структура, методы обучения и формы организации знаний позволяли непрерывно формировать естественнонаучную картину мира. Тогда интеграция знаний происходит не механическим совмещением различных предметов, а подчиняясь строгой логике на основе изучения фундаментальных закономерностей природы.

По нашему глубокому убеждению, интегрированный курс «Естествознание» должен являться системообразующим началом всего школьного курса. На начальном этапе это интегрированный курс «Окружающий мир», затем интегрированный курс «Естествознание» для средних школьников, который также предполагает и детальное изучение различных наук. Завершающим этапом становится изучение интегрированного курса старшеклассниками. Использование интегрированного курса на

H.B. Колкова. Исследование сформированности естественнонаучного мировоззрения как цели..

протяжении всего школьного обучения дает возможность создания предпосылок для формирования естественнонаучного мировоззрения уже на уровне средней школы.

Образовательная система, пронизанная интегрированным курсом «Естествознание», должна обладать надежной системой обратной связи. Другими словами, мы должны четко представлять, какие изменения вносят новации. Поэтому введение этого курса в школьную практику должно быть обеспечено адекватной системой диагностики, позволяющей отследить происходящие изменения. В этом случае сложность построения диагностической системы состоит в том, что впервые в школьной практике объектом исследования становятся: формирование целостной научной картины мира, стиль мышления, естественнонаучное мировоззрение. В этой ситуации старый инструментарий педагогической диагностики, направленный на исследование знаний, умений и навыков, оказывается малоэффективным. Вся сложность и своеобразие изучения процесса формирования «мировоззрения» заключается в том, что оно одновременно связано с различными сторонами или «подструктурами» личности.

В отечественной педагогике накоплен определенный опыт диагностирования, однако в практическом большинстве работ изучению подлежат те или иные компоненты мировоззрения. По нашему глубокому убеждению, исследование процесса формирования мировоззрения должно носить целостный характер. Это обусловлено самим феноменом мировоззрения, его системным характером, взаимодействием функционирующих психологических факторов, их единством и различием.

Исследуя мировоззрение, приходится иметь дело с большим количеством переменных. При выявлении закономерностей необходимо отслеживать изменение каждого его компонента, а также их преобразование в соотношения друг с другом. Поэтому в качестве основы системы диагностики нами выделяются некоторые элементы, которые в дальнейшем выступают критериями сформированности естественнонаучного мировоззрения (ЕНМ).

На наш взгляд, в процессе образования у школьников целостного ЕНМ можно выделить следующие критерии его сформированности:

1. Целостной естественнонаучной картины мира (ЕНКМ):

а) представлений о ЕНКМ; б) представлений о фундаментальных закономерностях, составляющих основу ЕНКМ.

2. Естественнонаучного мышления, что предусматривает:

а) усвоение базисных естественнонаучных знаний; б) выработку на их основе взглядов как совокупности представлений о природе, обществе, мире; в) организацию системы научных убеждений на

основе усвоения фундаментальных закономерностей природы, основных способов познания природы; г) формирование категориально-семантического поля естественнонаучных понятий посредством овладения методами научного мышления (анализ, синтез, аналогия и т.д.).

3. Коэволюционно-синергети ческого подхода к действительности, ценностно-избирательного отношения к объективной реальности.

Для изучения этапов формирования мировоззрения на основе сформулированных критериев нами разработан «лист-опросник», включающий несколько блоков.

Первый блок заданий направлен на исследование представлений учащихся о целостной ЕНКМ, фундаментальных закономерностях природы. Этот блок построен в виде опросника, содержащего вопросы открытого характера, что позволяет выявить собственные суждения школьников.

Второй блок посвящен изучению сформированности естественнонаучного стиля мышления, а именно: а) широты и многообразия понятийного аппарата; б) умения варьировать существенными и несущественными признаками понятий; в) способности выявлять функции семантического синтеза признаков разной степени обобщенности в итоговом обобщенном понятии; г) способности применять в полном объеме понятийное: поле посредством мыслительной деятельности при объяснении различных явлений; д) способности к синтезу в семантических структурах при выявлении фундаментальных закономерностей.

Для проведения экспертизы формирования мышления использовалась методика открытого теста. Ученикам предлагались вопросы, охватывающие как материал школьного курса, так и опережающие его. Подборка вопросов производилась после анализа программ «Естествознание» различных авторов для обеспечения универсальности диагностики при её применении в различных инновационных концепциях. В частности, были рассмотрены программы: А.Г. Хрипковой [3], А.Е. 1 ревк ча [4], Л.В. Весниной [5]. Ответы принимались тюбые (первый приходящий в голову), чтобы исключить предвзятость. Это позволило, на наш взгляд, обеспечить достоверность ответов. Все ответы были распределены по следующим уровням:

1) эмпирически-бытовой. Например, на вопрос: «Почему светит Солнце?» ребята отвечали: «так надо», «потому, что оно горит»;

2) эмпирически-научный. К этому уровню были отнесены ответы, в которых при объяснении делалась попытка привлечения научных знаний.

Большое значение для овладения мировоззренческими понятиями имеет не только запас знаний в различных областях науки, но особый процесс их организации по средствам мыследеятельности. Вне целостной системы они остаются разрозненными и

не являются основанием для объяснения различных явлений природы. Каждый момент получения знаний должен быть одновременно и этапом в формировании единой системы знаний о природе, её интегрального образа. Поэтому мы выделили:

3) эмпирически-синтетический. Оказалось, что, не обладая достаточной емкостью научного семантического поля, некоторые ребята способны на основе имеющегося эмпирического опыта делать синтетические выводы;

4) научный. Ответы ребят в полной мере включали научные данные;

5) научно-синтетический. К этой группе были отнесены ответы, в которых явления были рассмотрены с точек зрения различных областей наук.

Следующий блок заданий «Особенности индивидуального умственного кругозора» выражается в том, какие аспекты происходящего интересуют испытуемого. Применяется методика «Идеальный компьютер», разработанная научным коллективом под руководством М.Л. Холодной [6]. Ребятам предоставляется возможность за 10 мин назвать наибольшее число интересующих вопросов. При оценке результатов учитывалось общее число вопросов. их направленность.

Еще один блок - «Исследование ценностных ориентации». Применяется модифицированный вопросник Леонтьева. Этот пункт мы считаем существенным. так как ценности детерминируют мо-

тивы деятельности. В этот тест мы включили ценности «экологического благополучия, гармонии во взаимоотношениях с природой, умении следовать естественным закономерностям природы».

В завершение ребятам предлагалось выполнить тест «Каким я вижу мир». Форма выполнения этого задания произвольна. Это может быть рисунок, схема (с пояснениями), сочинение. При анализе применяется критерий полноты отображения, включенность в картину мира человека, оценка роли человека в природе, охват компонентов, входящих в картину мира. Анализ рисунка кроме этого предполагает изучение цветовой гаммы по методике Люшера. Свободная форма проведения такого теста позволяет осуществить индивидуальный подход, учитывающий различные способы мыслительной деятельности учащихся.

Для проведения целостной диагностической экспертизы необходимо применение всех составных компонентов предложенной диагностической системы в целом. На основе результатов, полученных при проведении комплексной экспертизы, можно сделать выводы об уровне еформированно-сти мировоззрения в целом. По завершении исследования заполняется сводная таблица на каждого ученика отдельно и на класс в целом.

Формирование мировоззрения - длительный процесс. Изменения в системе знаний, отношений, оценок должны учитываться на этапе актуального

70-т/

§

о а.

С

ШЭмпирич.-бытов. ИЭмпирич.-науч. □ Эмпирич.-синтет. ■ Научный

Уровни сформированное™

Рис. 1. Степень сформированное™ ЕНМ в различных педагогических концепциях

Н.В, Колкова. Исследование сформированности естественнонаучного мировоззрения как цели...

о

I-

X ®

3"

о а

5 "а" класс. Начало учебного года 5 "а" класс. Конец учебного года

Рис. 2. Лонгитюдвое исследование

ШЭмпирич.-бытов. 0 Эмпирии.-науч

ВЭмпирич.-синтет, 0 Научный ■ Науч.-синтет.

и ближайшего развития школьников. Качественный скачек в формировании взглядов на мир, по мнению многих психологов, происходит \ ребят 12-13 лет. Их знания становятся не только более полными, но и более обобщенными. Дети этого .нУфаста не удовлетворяются только кинсттацией фактов, а сами ищут и формулируют причины. Поэтому начальный этап диагностической технологии охватывает школьников 5-6-х классов.

Многомерность феномена мировоззрения предполагает подход в исследовании, при котором применяется особая форма «генетического» подхода -принципа «срезов», при котором сравниваются результаты. полученные от учащихся различного возраста и ступени обучения. В этом случае можно получить сравнительную картину изменений, происходящих. например, в различных инновационных технологиях. Нами были опрошены ребята одного возраста (5-х классов), обучающиеся в разных школах г. Томска.

Результаты такого исследования представлены на диаграмме, в которой по оси X отложены соответственно степени сформированное™ ЕНМ в различных инновационных программах. Цифре 1 соответствует школа со стандартной формой преподавания. Под цифрой 2 - школа, в которой применяется концепция «Естествознание» Весниной [5]. Под цифрой 3 - обучение ведётся по методике Хригжовой [3].

Результаты, представленные на диаграмме, позволяют заключить, что при использовании методики преподавания интегрированных курсов «Ес-

тествознание» удаётся достичь более высокой степени интеграции знания с опорой на научный базис, что, в свою очередь, говорит о более высокой степени сформированное™ ЕНКМ, являющейся основой естественнонаучного мировоззрения.

В отсутствие интегрированного курса «Естествознание», даже при систематическом изучении различных предметов естественнонаучного цикла, тем не менее сохраняется высокий уровень числа ответов, относящихся к эмпирически-бытовому уровню. Т.е. знания, приобретаемые вне целостной системы, не становятся основой мыследеятельно-сти и остаются невостребованными в нестандартных учебных ситуациях (например проведения тестирования).

Наряду с этим нами было проведено и лонги-тюдное, критериально-ориентированное исследование школьников, изучающих интегрированный курс «Естествознание». Исследование длилось в течение года, что позволило более подробно рассмотреть процесс формирования мировоззрения и его отдельных компонентов.

Применение комплексного диагностического исследования позволяет говорить, что пропедевтические курсы естествознания решают задачу построения основы для систематического изучения научных дисциплин разного направления. И только та педагогическая концепция, целью которой является формирование целостного научно обоснованного мировоззрения становится базой, на которой получаемые знания становятся основой для объяснения мира, его закономерностей, для пред-

ставления о неразрывном единстве эволюционного развития природы и человека. Результаты этого исследования представлены на второй диаграмме. Здесь наблюдается уменьшение количества эмпирических ответов к концу учебного года, по сравнению с его началом. Однако уровень научно-синтетических ответов остается достаточно низким, это связано в первую очередь с возрастными особенностями исследуемой группы, так как этот возраст соответствует этапу начального формирования синтетических научных понятий. При этом очевидна динамика увеличения числа синтетически-эмпирических и научных ответов, что является

положительным показателем степени сформированное™ естественнонаучного мышления. Высокий процент ответов эмпирически-синтетического уровня говорит о тенденции формирования синтетического уровня мышления.

Результаты применения разработанной нами комплексной диагностической системы согласуются с материалами, представленными в работах Л.В. Весниной [5], В.Р. Ильченко [7] и др., которые показывают, что применение интегрированных курсов естествознания позволяет добиться цели формирования естественнонаучного мышления, картины мира, естественнонаучного мировоззрения в целом.

Литература

1. Зеличенко В.М., Гаврилов С.П. Курс «Естествознание» в новой концепции содержания образования, Томск, 1995.

2. Гладышев В.П., Зеличенко В.М., Ковалева C.B. Современные тенденции .-в естественнонаучном и экологическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 1998. № 2: С. 62-69.

3. Хрилковз А.Г. Интегрированный курс «Естествознание» (концепции, программы). М„ 1991.

4. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., ПонтакЛ.С. Физика и химия. М., 1997.

5. Веснина Л.В, Концепция интегрированного курса «Естествознание», Томск, 1994.

6. Холодная М.А Психология интеллекта; парадоксы исследования. Томск; М., 1997,

7. Ильченко В.Р, Формирование естественнонаучного миропонимания школьников; Кн. для учителя. М., 1993.

Г. П. Пилипенко

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Изменения, происходившие в социально-экономической жизни России последних лет, потребовали пересмотра приоритетов в системе подготовки инженерных кадров и определили одну из важнейших целей высшей технической школы - подготовку будущего инженера к самостоятельной творческой профессиональной деятельности как необходимое условие формирования креативной личности профессионала.

Вопросы развития творческой самостоятельности специалиста неоднократно рассматривались в отечественной педагогике в работах В.Б. Бонда-ревского, Н.В. Бордовской, М.Г. Гарунова, П. Кравчука и др. Исследователями отмечается, что функциональный подход в теории и практике воспитания самостоятельности специалиста является сегодня неэффективным. Современному обществу требуется мобильная личность специалиста-профессионала: инициативная, творческая, самостоятельная, свободно мыслящая, легко ориентирующаяся в сложных рыночных отношениях, способная самостоятельно ставить перед собой цели, находить творческие способы и методы для их достижения

путем актуализации процессов реализации «самости» (самообразования, самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования), ставшие основой новой педагогической парадигмы.

Наша точка зрения состоит в том, что творческая самостоятельность определяется нами как способность и готовность будущего специалиста-инженера к решению класса профессиональных задач, не допускающих переноса готовых образцов деятельности и предполагающих рефлексию и саморазвитие его процессуальной и личностной сфер. В структуре творческой самостоятельности -рефлексивно-ценностное осмысление профессионального «Я», осознанная мотивация достижения успеха в практической деятельности; самостоятельный свободный выбор позиции и поведения в профессиональной среде, принятие личной ответственности за него; креативный характер деятельности в инженерной сфере, наиболее полная творческая реализация в ней способностей и потребностей личности.

Модель формируемого качества личности представляется нам в виде полифункциональной струк-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.