УДК 378.178:316.624
МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
И. В. Журлова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, РБ
К. С. Бируль
магистр педагогических наук, педагог социальный,
УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, РБ
В статье отражены основные сущностные характеристики аддиктивного поведения индивида; представлена модель коррекции и профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи, ее структурные компоненты и содержание; выделены условия эффективности реализации данной модели в педагогическом процессе университета на примере работы педагога социального СППС вуза.
Введение
На современном этапе социально-культурного и социально-экономического развития общества формирование личности молодого человека - сложная социально-педагогическая проблема, которая усложняется активизацией ряда негативных тенденций, характерных для определенной части молодежи.
Снижение уровня ценностных ориентаций современных юношей и девушек проявляется сегодня на фоне таких негативных социальных явлений в молодежной среде, как рост потребления табачных изделий, увеличение количества молодых людей, имеющих игровую, наркотическую и алкогольную зависимость. Все это требует от социально-педагогической и психологической службы учреждения образования объективного анализа и знаний сущности аддиктивного процесса.
Современные реалии характеризуют аддиктивное (зависимое) поведение как сложное социальное явление, изучение которого возможно в различных областях научного знания. Однако большинство исследований трактуют данный феномен с психологической и медицинской точек зрения: возникновение аддикции объясняется психологическими причинами, расстройствами личности и т. д., что значительно сужает ее понимание. При этом изучению педагогических аспектов этой проблемы внимания уделяется явно недостаточно. На этой основе социально-педагогическая сущность аддикции как социального явления нуждается в теоретическом и практическом осмыслении, разработке методических основ в решении этой проблемы на экспериментальном уровне, чему способствует в первую очередь метод моделирования.
Планируя деятельность по моделированию работы специалистов социально -педагогической и психологической службы университета с целью решения названной выше проблемы (в частности, работу педагога социального), мы исходили из того, что модель - это «образец, эталон, стандарт» [1, 819]. В педагогических исследованиях «модель - прототип объекта изучения... Модель представляет собою образец, который наделен теми чертами, качествами объекта, какие характерны для определенных условий, ситуаций и исследования» [2, 82].
В педагогическом исследовании модель выполняет следующие гносеологические функции: иллюстративную, трансляционную, объяснительную, предсказательную. С помощью модели можно иллюстрировать ту или иную область знаний, умений, способностей респондентов, определить, какими они должны быть с точки зрения искомого результата. С этой целью при создании педагогической модели необходимо опираться на следующие этапы в процессе ее конструирования: 1) определение объекта моделирования; 2) активизация накопленных знаний и выявление сущностных характеристик выбранного объекта; 3) обоснованный выбор необходимых форм, методов и средств, применяемых в процессе моделирования; 4) отбор условных стандартов, принятых в комплексном исследовании, для сравнения своих данных с уже имеющимися; 5) подбор представителей на роль респондентов в ходе исследования.
В педагогическом моделировании исследуемое свойство (знания, умения, мотивы, способности, направленность, склонности и т. п.) всегда рассматривается в связи с результативностью определенного вида деятельности человека (учебной, трудовой, социально значимой и т. п.), что допускает возможность ранжирования респондентов по уровню достигаемых результатов в процессе деятельности. Следовательно, в основание педагогической модели должен быть положен личностный подход и функциональная структура деятельности. В нашем исследовании мы обращаемся к проблеме коррекции и профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи в условиях педагогического вуза. Это обусловливает выбор традиционных и инновационных форм работы со студенческой молодежью в качестве объекта моделирования. Выявленные нами сущностные характеристики аддиктивного поведения, а также основные виды деятельности студентов в педагогическом процессе университета позволяют определить комплекс форм и методов, необходимых для использования в моделировании.
Результаты исследования и их обсуждение
Теоретическая часть исследования, предшествующая моделированию, предполагала изначально выделение сущностных характеристик аддиктивного поведения индивида. Анализ выдающихся трудов в области психологии (В. Д. Менделевич [3], О. М. Овчинников [4] и др.), психиатрии (Ц. П. Короленко [5], А. Е. Личко [6], Н. В. Якушкин [7] и др.), социологии и социальной педагогики (М. А. Галагузова [8], П. А. Шептенко [9] и др.) позволил нам в ряду таких характеристик выделить следующие:
а) устойчивое стремление индивида к изменению психофизического состояния, проявляющееся через систематическое обращение к определенным видам деятельности и утрату самоконтроля поведения (экстернальный локус контроля);
б) поэтапный характер формирования аддикции: начало (аддиктивная установка, вхождение в зависимость), индивидуальное течение (усиление аддикции), исход (от социальной деградации, различных отклонений в психическом и физическом здоровье до летального исхода);
в) цикличность аддиктивного поведения, имеющая определенные фазы (наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению; усиление желания и напряжения; ожидание и активный поиск объекта аддикции; получение объекта и достижение специфических переживаний; расслабление; фаза ремиссии - относительного покоя);
г) проявление аддиктивного поведения в соответствии со следующими уровнями: нулевой (отсутствие фактов употребления); начальный (единичные факты употребления); уровень эпизодического обращения к агентам аддикции; уровень высокого риска (систематическое употребление); уровень выраженной психической зависимости (агент аддикции как регулятор поведения и настроения); уровень физической зависимости (толерантность организма к аддиктивным агентам); уровень распада личности и дисфункции организма (социальная деградация личности и отклонения различной степени тяжести он норм психического и физического здоровья на основе устойчивой психической и физической зависимости от аддиктивного агента);
д) индивидуальный характер подверженности индивида аддикции на основе влияния определенной группы факторов (социальных, психологических, биологических);
е) наличие определенной акцентуации характера (преимущественно гипертимной, истероидной, шизоидной, эпилептоидной);
ж) тенденция к сочетанию различных видов аддикции и переходу от одного вида аддикции к другому в поведении одного и того же индивида (на основе идентичности механизма зависимости).
Опытно-экспериментальное исследование проводилось нами на базе УО МГПУ им. И. П. Шамякина (факультеты физико-математический, филологический, физической культуры) в рамках работы педагога социального социально-педагогической и психологической службы университета.
Осуществление на констатирующем этапе экспериментальной работы социально-педагогического исследования с использованием разработанной нами анкеты «Определение склонности к аддиктивному поведению» для обучающихся высших учебных заведений, включающей 5 блоков вопросов - «алкоголизм», «табакокурение», «наркомания», «компьютерная зависимость», «гемблинг», - а также анализ деятельности и документации СППС университета показали следующие результаты: общее количество курящих студентов составляет 64%, т. е. большую часть опрошенных; 10% опрошенных студентов употребляли, 2% - воздержались и 20%
относятся положительно к наркотикам; 24% студентов проводят за компьютерными играми от 3 часов в день и более, что свидетельствует о сформировавшейся игровой зависимости; 85,8% употребляют алкоголь по разным причинам, что подтверждается фактами правонарушений, совершенных студентами и классифицированных по статье 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Полученные результаты подтвердили необходимость целенаправленной работы по коррекции и профилактике аддиктивного поведения студенческой молодежи.
Социально-педагогическая коррекция и профилактика, как правило, осуществляются параллельно в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. При этом под социально-педагогической коррекцией (интервенцией) мы понимаем систему мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков развития и отклонений в поведении индивида. Социально-педагогическая профилактика (превенция) рассматривается нами как деятельность социально-педагогической и психологической службы по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.
Проблема профилактики формирования различных видов аддикции в студенческой среде рассматривается нами на основе внедрения в педагогический процесс вуза разработанной модели коррекции и профилактики аддиктивного поведения студентов педагогического университета, включающей следующие компоненты: 1) образовательный (учебная деятельность). Курсы в рамках учебных планов факультетов, дополненные разработанными авторскими курсами «Здоровый образ жизни», «Сущность и последствия аддиктивного поведения»; 2) креат ивно -де ятел ьностный (организационно-воспитательная работа). Организация и проведение со студентами социокультурных форм работы, посвященных профилактике аддиктивного поведения; 3) диагностический (диагностическая работа педагога социального и психолога СППС вуза). Проведение диагностических методик по выявлению склонностей студентов к употреблению ПАВ и другим видам аддикции; 4) социально-педагогический (коррекция и профилактика в работе СППС вуза). Работа педагога социального, психолога со студентами и их родителями, кураторами учебных групп.
В процессе разработки модели коррекции и профилактики аддиктивного поведения студентов педагогического университета мы основывались на положениях теории развития личности Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др., а также на методологических позициях, представленных в исследованиях особенностей развития личности в юношеском возрасте (Л. И. Божович, Ш. Бюлер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин и др.), в работах, раскрывающих различные аспекты компьютерной аддикции и подходы к ее профилактике и коррекции (О. Р. Айзберг, А. Е. Войскунский, И. Голдберг, М. Гриффитс, М. Х. Орзак, М. Шоттон, Л. Н. Юрьев, К. Янг и др.), в исследованиях типов мотивации индивидов к аддикции, типов и специфики аддиктивного поведения индивида при употреблении различных ПАВ (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских и др.).
Структурные компоненты и содержание модели коррекции и профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи представлены нами в таблице.
Таблица - Модель коррекции и профилактики аддиктивного поведения студентов педагогического университета
Структурные компоненты модели Содержание коррекционной и профилактической работы Формы и методы учебно-воспитательной работы Средства
1 2 3 4
1. Образовательный 1. Учебная деятельность (курсы в рамках учебных планов факультетов): - основы медицинских знаний (на всех факультетах); - анатомия и физиология человека (ДИНО); - лечебная физкультура (ФФК); - возрастная физиология и школьная гигиена (ДИНО); Лекционные курсы, семинарские занятия, практические занятия. Учебные пособия, спортивный инвентарь и оборудование.
Продолжение таблицы
1 2 3 4
- основы валеологии и школьной гигиены (ФФК); - основы анатомии, физиологии, санитарной гигиены (на всех факультетах); - основы гигиены человека (на всех факультетах); - охрана труда (на всех факультетах). 2. Авторские учебные курсы «Здоровый образ жизни», «Сущность и последствия аддиктивного поведения».
2. Креативно -деятельностный 1) Организационно -воспитательная работа: а) формирование у студентов представлений о ЗОЖ в рамках внеаудиторной работы; б) информирование педагогов о степени подверженности студентов к употреблению ПАВ; в) вовлечение студентов в активную деятельность по пропаганде ЗОЖ; г) содействие осознанию негативных последствий употребления ПАВ. Систематические формы работы: клубы ЗОЖ, кураторские часы. Периодические формы работы: конкурсы агит-бригад, интернет-флешмоб, тематические викторины, форум-театр, тематические вечера, дискотеки, диспуты и дискуссии и др. Методические разработки программ деятельности клубов, сценариев для периодических форм работы.
3. Диагностический Диагностическая работа сотрудников СППС вуза. Выявление у студентов: 1) степени подверженности употреблению ПАВ, 2) факторов влияния на формирование аддиктивного поведения, 3) субъективных причин формирования аддиктивного поведения. Анкетирование, беседы, социальный опрос, анализ документов деятельности СППС, анализ социальной ситуации, тестирование. Диагностические методики.
4. Социально-педагогический Коррекция и профилактика аддиктивного поведения студентов в работе СППС вуза (взаимодействие со студентами, их родителями, преподавателями-кураторами учебных групп). Систематические формы работы: инфосессия, фильмогруппа, информационный календарь. Периодические формы работы: акции, социально-педагогические тренинги, семинары и др. Методический комплекс по профилактике негативных социальных явлений и повышения престижа ЗОЖ «Подумай о будущем!»
В соответствии с выделенными нами структурными компонентами разработанной модели коррекции и профилактики аддиктивного поведения студентов, теоретическую основу данной модели составили следующие положения:
- процесс коррекции и профилактики аддиктивного поведения студентов представляет собой часть общей системы учебно-воспитательной работы вуза и базируется на идее системного и личностно-деятельностного подходов к воспитанию учащейся молодежи;
- содержание работы в рамках социально-педагогической коррекции и профилактики аддиктивного поведения студентов ориентировано на систему психолого-педагогических и специальных знаний;
- реализация традиционных и инновационных форм работы в рамках модели коррекции и профилактики аддиктивного поведения осуществляется в ходе как учебной, так и внеаудиторной деятельности студентов;
- коррекционно-профилактическая работа со студенческой молодежью находит проявление в различных видах деятельности обучающихся (образовательной, творческой, социально значимой и др.), каждый из которых характеризуется конкретными задачами;
- внедрение модели коррекции и профилактики аддиктивного поведения студентов осуществляется на основе нестереотипного, творческого применения студентами знаний в процессе выполнения теоретических и практических действий в рамках инновационных форм работы;
- результативность внедрения модели коррекции и профилактики аддиктивного поведения студентов обусловливается использованием в ходе учебно-воспитательного процесса конкретных форм и методов работы, соответствующих содержанию каждого компонента.
Все традиционные и инновационные формы социально-педагогической работы со студентами, предусмотренные в рамках модели коррекции и профилактики аддиктивного поведения, реализуются на основе следующих принципов:
- комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
- адресность (учет половых, возрастных, социальных, индивидуальных характеристик и конкретных проблем клиентов);
- массовость (приоритет групповых форм работы в процессе профилактики);
- полезность и достоверность информации;
- устремленность в будущее (осмысление последствий поведения, актуализация позитивных целей, планирование будущего без девиаций и аддикций).
Социально-педагогическое и психологическое сопровождение коррекционно-профилакти-ческой работы со студентами в рамках модели направлено на решение следующих задач:
- оказание психологической и социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся, их родителям, преподавателям;
- формирование у студентов положительного образа «Я»;
- организация у обучающихся успеха в ведущей деятельности;
- выработка эффективного стиля взаимодействия преподавателей, родителей и студентов;
- формирование личностной и социальной компетентностей в рамках выявленной у клиента проблемы.
Выводы
Экспериментальная работа продемонстрировала, что эффективность реализации модели коррекции и профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи зависит от соблюдения специалистами СППС в педагогическом процессе университета следующих социально-педагогические условий:
а) профилактическая и коррекционная деятельность осуществляется по направлениям, ориентированным как на группы риска, так и на общую профилактическую работу со всеми студентами университета, работу с ближайшим социальным окружением обучающихся (родителями), методическую работу с педагогическим коллективом вуза (кураторский состав);
б) каждое направление работы отличается специфическими целями, содержанием, методами и формами профилактической и коррекционной направленности;
в) основным средством профилактики и коррекции аддикции в студенческой среде выступает разработанный методический комплекс инновационных форм работы по коррекции и
профилактике аддиктивного поведения обучающихся «Подумай о будущем!», который представляет собой сборник материалов, соответствующих задачам образовательного, креативно-деятельностного, диагностического и социально-педагогического компонентов модели коррекции и профилактики аддиктивного поведения студентов педагогического университета;
г) в процессе реализации социально-педагогических тренингов используются социально -психологические средства, обеспечивающие формирование у студентов рефлексивной позиции, их социальное закаливание, формирование и коррекцию ценностных ориентаций, социально-педагогическое сопровождение их жизненного самоопределения, формирование поведенческих навыков, препятствующих развитию различных видов аддикции.
Литература
1. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1988. - 1600 с.
2. Щханау, Л. М. Нацыянальная астэма падрыхтоую педагапчных кадрау / Л. М. Щханау, А. А. Грымаць. - Мшск : Бел. дзярж. пед. ун-т, 1994. - 210 с.
3. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. -СПб. : Речь, 2005. - 432 с.
4. Овчинников, О. М. Психолого-педагогические условия профилактики аддиктивного поведения подростков / О. М. Овчинников. - М. : Слово, 2005. - 120 с.
5. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. - № 1. - С. 8-15.
6. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия / А. Е. Личко. - Л. : Медицина, 1985. - 324 с.
7. Якушкин, Н. В. Зависимое поведение у подростков : учеб.-метод. пособие для слушателей ИПК и ПК спец-ти «Психология» / Н. В. Якушкин, О. И. Шишко, И. В. Теряев. - Витебск : УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. - 166 с.
8. Социальная педагогика: курс лекций / М. А. Галагузова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2000. - С. 227-240.
9. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. - М. : Академия, 2002. - 208 с.
Summary
The main characteristics of the dependent behavior of the individual are reflected in the article.
The structure and content of the correction and prevention model of the dependent behavior of students is presented. The conditions of effective realization of this model within University Pedagogical process by a specialist in the sphere of social service are substantiated.
Поступила в редакцию 18.03.14