7. Павлова Т.М. Организационные основы оказания медицинской помощи больным с алкогольной и наркотической зависимостью при различной соматической патологии: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М.; 2012.
8. Покровский В.В., Ладная Н.Н., Иванова М.А., Киржано-ва В.В. Анализ эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции и сопутствующим заболеваниям (туберкулез, ИППП, гепатиты). В кн.: Сборник нормативно-правовых актов и методических документов по вопросам диагностики лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний. т. 2. Эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации. М.; 2007.
9. Стародубов В.И., Татаркин А.И., ред. Влияние наркомании на социально-экономическое развитие общества. М.; Екатеринбург: Институт экономики Уро РАН; Форт Диалог-Исеть; 2006.
REFERENCES
1. Golovko A.I. Addiction. General aspects and pathogenesis of chemical dependency. Safronov A.G., ed. Saint-Petersburg: Ar-tikom; 2008. 488 p. (in Russian).
2. YeremeyevaL. Drug-users in industries. NarkoNet. 2010; 1: 42— 50 (in Russian).
3. Ivanova M.A., Pavlova T.M., Buzik O.Zh. On the problem of organization of medical care to drug abuse patients. Voprosy nar-kologii. 2010; 4: 117-22 (in Russian).
4. Kochergina G.A., Fadeyeva Ye.V., GrishinaA.N. The prevalence and gender specificities of cannabis drug use among students. Voprosy narkologii. 2012; 6: 62—9 (in Russian).
5. Ladnaya N.N., Ivanova M.A. HIV-infection and sexually transmitted infections in the Russian Federation from 1993 to 2008. Epidemiologiya. 2010; 3: 4—11 (in Russian).
6. Pavlova T.M., Ivanova M.A., Buzik O.Zh. Rate of somatic pathology of alcohol abuse women of elderly age. Nauchnye ve-domosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Meditsina. Farmatsiya. Gerontologiya i geriatriya. 2010; 22 (93). Issue No. 12/1. 13—16 p. (in Russian).
7. Pavlova TM. Organization grounds for delivering medical care to alcohol and drug abuse patients with various somatic pathology. Cand. Sci. Med [thesis]. Moscow; 2012. 24 p. (in Russian).
8. Pokrovskiy V.V., Ladnaya N.N., Ivanova M.A., Kirzhanova V.V. Analysis of epidemiological situation for HIV-infection and concomitant diseases (tuberculosis, sexually transmitted infections, hepatitis). In: Epidemiologicheskiy nadzor za VICh-in-fektsiey v Rossiyskoy Federatsii. Sbornik normativno-pravovykh aktov i metodicheskikh dokumentov po voprosam diagnostiki, lecheniya, epidemiologicheskogo i povedencheskogo nadzora VICh/SPID i soputstvuyushchikh zabolevaniy. Vol. 2. Moscow; 2007. 68 p. (in Russian).
9. Starodubov V.I., TatarkinA.N., eds. The impact of drug addiction on social and economic development of society. Moscow; Yekaterinburg: Institute of Economics, The Ural branch of Russian Academy of Sciences: Fort Dialog-Iset; 2006. 381 p. (in Russian).
Поступила 20.03.13
© И.Б. ГАНЬШИН, 2013 УДК 614.253:174]:617-089.844
И.Б. ГАНЬШИН
Модель корпоративной этики в пластической хирургии
Российский университет дружбы народов, 117198, Москва
Одной из основных составляющих качества медицинской помощи, провозглашенных Всемирной организацией здравоохранения, является удовлетворенность пациента. В последнее время все больше уделяется внимания этико-деонтологической составляющей качества медицинской помощи, во многом определяющей степень удовлетворенности пациентов. Модель корпоративной этики является неотъемлемой частью мероприятий по повышению качества медицинской помощи в пластической хирургии.
Ключевые слова: модель корпоративной этики; качество медицинской помощи; пластическая хирургия; удовлетворенность пациентов
THE CORPORATIVE ETHICS MODEL IN PLASTIC SURGERY I.B. Gan'shin
The peoples' friendship university of Russia, 117198 Moscow, Russia
According WHO guidelines, the satisfaction of patient is one of the major components of medical care quality. Recently, the ethical deontological component of medical care quality receives more attention as a conditioning factor of satisfaction ofpatients. The corporative ethics model is an integral part of activities enhancing medical care quality in plastic surgery.
Key words: corporative ethics model; medical care quality; plastic surgery; satisfaction; patient
Пластическая хирургия сегодня — это направление хирургии, нацеленное на улучшение качества жизни человека посредством устранения врожденных, приобретенных дефектов или деформаций лица и тела в целях улучшения внешности, а также восстановления или улучшения функций органов. Востребованность коррекции врожденных и приобретенных деформаций, возникающих в результате заболеваний или травм и их последствий, ежегодно повышается [3]. Постоянно растет спрос на эстетические операции по коррекции контуров тела [4].
Для повышения качества оказания медицинской помощи в области пластической хирургии необходимы программы адекватного обеспечения медицинских учреждений ресурсами, а также эффективные системы объективной оценки качества лечебно-диагностического процесса [1].
Если рассматривать качество результатов специализированной медицинской помощи как категорию, тесно связанную с качеством процессов и качеством управления [7], то становится очевидной необходимость раз-
Контактная информация: Ганьшин Игорь Борисович, канд. мед. наук; e-mail: [email protected]
работки таких организационных и управленческих технологий, которые бы позволяли одновременно интенсифицировать развитие специальности и осуществлять поддержку сотрудников службы пластической хирургии в соответствии с установками Международной организации труда, заложенными в Концепции достойного труда.
Современное здравоохранение в нашей стране и за рубежом уделяет все больше внимания организационным технологиям как одному из важнейших факторов, способствующих наиболее эффективному использованию средств и получению оптимальных результатов при наименьших затратах финансовых ресурсов [6]. В период реформирования системы здравоохранения знание теоретических и организационных основ стратегии развития отрасли и конкретной медицинской специальности приобретает особую важность [2].
Уровень медицинских технологий и эффективность маркетинга медицинских услуг достаточно часто называют в числе факторов, влияющих на качество медицинской помощи. Однако в течение последних 10 лет отмечается рост научного интереса к морально-этической составляющей качества [5].
Потребность практического здравоохранения и органов управления всех уровней в разработке и внедрении организационных технологий и специфического инструментария их реализации, нацеленных на повышение качества медицинской помощи в специальности "Пластическая хирургия", актуализировала тему, цель и задачи настоящего исследования.
Цель исследования — научное обоснование разработки и внедрения организационной технологии и специфического инструментария ее реализации, нацеленных на повышение качества медицинской помощи в специальности "Пластическая хирургия".
Для достижения поставленной цели представилось необходимым решить ряд частных задач. Среди них была задача по разработке модели корпоративной этики в пластической хирургии.
Исследование проведено в 2009-2012 гг. Пространственные границы исследования охватывают период с 2003 по 2012 г.
Базой исследования явились Федеральный медико-хирургический центр им. И.М. Пирогова; Центр пластической хирургии Научно-исследовательского института хирургии им. А.В. Вишневского; кафедра общественного здоровья, экономики и права ИПК ФМБА России; кафедра хирургии Российского университета дружбы народов.
Работа состоит из фрагментов, связанных единой целью и дающих достаточно полную характеристику проблемы совершенствования организации и управления деятельностью службы пластической хирургии и повышения качества специализированной медицинской помощи.
• сфера научных интересов в проблеме этика, деонтология и корпоративная культура в здравоохранении;
• характер трудовых взаимоотношений в службе пластической хирургии;
• социальные проблемы труда в службе пластической хирургии;
• корпоративная аутентичность пластических хирургов;
• создание организационно-функциональной модели корпоративной этики;
• контроль этико-деонтологической составляющей качества специализированной медицинской помощи;
• комплексная аналитическая оценка влияния социальных проблем труда на результаты работы службы пластической хирургии;
• определение действий, которые необходимо выполнить для повышения качества специализированной медицинской помощи.
Методологической основой исследования стали системный подход, работы ведущих специалистов в области философии, социологии, психологии, филологии, педагогики, экономики и организации социальной сферы в здравоохранении. Основным методом решения обозначенной задачи исследования стал метод логического моделирования, позволивший определить основные элементы модели корпоративной этики в пластической хирургии и способы их взаимодействия.
На основе обобщения результатов проведенного в аспекте организации и оказания специализированной медицинской помощи анализа социальных проблем труда, медико-социальных и организационно-экономических характеристик службы пластической хирургии, корпоративной аутентичности персонала службы подтверждена необходимость разработки и внедрения современной модели корпоративной этики для службы пластической хирургии, которая была бы направлена на интенсификацию деятельности службы и повышение качества медицинской помощи.
При разработке модели учтены существующие нормативные требования, предъявляемые к медицинским организациям и специалистам — пластическим хирургам. Предлагаемая организационно-функциональная модель представляется лишь одним из направлений решения приоритетных задач по совершенствованию специализированной помощи населению и повышению ее качества.
Определены следующие элементы модели корпоративной этики:
• Субъекты этического взаимодействия: пациенты и пластические хирурги.
• Объект этического взаимодействия: качество медицинской помощи, оказываемой пластическими хирургами. В обсуждаемом контексте этико-деонтоло-гическая составляющая качества трактовалась как соответствие профессиональным этическим стандартам, заявленным ранее и закрепленным приказом по медицинским организациям.
• Организационно-структурная база: медицинские организации, осуществляющие медицинскую помощь в области пластической хирургии; медицинские вузы, профессорско-преподавательский состав которых осуществляет до- и последипломную подготовку медицинских кадров, а также оказывает медицинскую помощь посредством осмотров, консультаций и выполнения хирургических пособий; профессиональные общественные объединения пластических хирургов; органы управления здравоохранением всех уровней; международные общественные организации.
• Функциональная база: процессы взаимодействия пластических хирургов с пациентами, коллегами из других медицинских организаций и общественных профессиональных объединений, руководителями медицинских организаций, профессорско-преподавательским составом вузов, сотрудниками органов управления здравоохранением всех уровней, представителями международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения.
• Нормативная база: договоры между медицинскими организациями, вузами, общественными объедине-
ниями специалистов, органами управления здравоохранением и международными организациями по взаимодействию в области пластической хирургии (основные методы взаимодействия — социальное партнерство, трипартизм).
• Период реализации миссии предлагаемой модели корпоративной этики устанавливается в соответствии с материально-техническим, информационным, финансовым и иным ресурсным обеспечением службы пластической хирургии.
• Профессиональные этические стандарты — перечень универсальных функциональных обязанностей сотрудников службы пластической хирургии, норм и правил их этико-деонтологического взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами. Содержание стандартов многосторонне обсуждается, предварительно согласовывается и закрепляется в трудовых договорах, договорах о совместной работе, в соглашениях о социальном партнерстве с представителями различных медицинских организаций, осуществляющих различные виды медицинской помощи, профессиональную подготовку пластических хирургов, их аттестацию с установлением квалификационных категорий по специальности, аккредитацию и лицензирование деятельности соответствующих медицинских организаций, разработку и реализацию Государственного образовательного стандарта высшего медицинского образования, приказах по соответствующим медицинским организациям.
• Ключевые показатели этико-деонтологической составляющей качества медицинской помощи (анонсированы и закреплены соответствующими приказами по медицинским организациям). Организационно-структурная база модели корпоративной этики включает:
• структурные подразделения медицинской организации, осуществляющей лицензированную деятельность в области пластической хирургии: меди-
цинскую регистратуру (или приемное отделение) многопрофильной больницы (клиники пластической хирургии), кабинет пластической хирургии (отделение пластической хирургии), кабинет информационного обеспечения деятельности медицинской организации, диагностические подразделения (отделение лучевой диагностики, медицинская лаборатория, отделение ультразвуковой диагностики и др.), эндоскопическое отделение (кабинет) и административную службу медицинской организации;
• органы управления здравоохранением (по уровням);
• медицинские вузы, профессорско-преподавательский состав которых осуществляет консультативную, лечебно-диагностическую работу и подготовку (переподготовку) соответствующих медицинских кадров;
• профессиональные общественные объединения (ассоциации специалистов — пластических хирургов, ассоциация работодателей);
• другие медицинские организации, в которых осуществляются конкретные виды медицинской помощи, необходимой для пациентов с показаниями к выполнению реконструктивно-восстановительных и пластических операций, или есть пациенты, нуждающиеся в осуществлении пластическими хирургами соответствующих пособий (рис. 1). Функциональная база модели корпоративной этики
включает процессы взаимодействия специалиста — пластического хирурга — с диагностическими подразделениями, административной службой медицинской организации, а также подразделениями и специалистами других медицинских организаций, медицинскими вузами, научно-исследовательскими институтами РАМН и профессиональными общественными объединениями. Интеграция подпроцессов взаимодействия в большинстве случаев достигается применением современных информационных технологий, предоставляемых в пользование пластическому хирургу кабинетом информаци-
Органы управления здравоохранением (по уровням)
Медицинские вузы
Профессиональные общественные объединения
Подразделения и соответствующие специалисты других медицинских организаций
Рис. 1. Организационно-структурная база модели корпоративной этики.
онного обеспечения деятельности медицинской организации.
Функциональная база дополняется системой контроля этико-деонтологической составляющей качества медицинской помощи (рис. 2).
Функциональная база позволяет реализовать и оценить этико-деонтологическую составляющую качества медицинской помощи, а также развитие службы пластической хирургии по следующим направлениям.
1. Трудовые отношения в структуре трудовой деятельности сотрудников службы пластической хирургии.
1.1. Мониторинг взаимоотношений между сотрудниками службы пластической хирургии и пациентами: аналитическая оценка мнения врачей и пациентов.
1.2. Мониторинг социальной среды и аналитическая оценка характера организационных взаимоотношений (определение преимущественного типа взаимодействия в коллективе).
2. Социальные проблемы трудовой деятельности в пластической хирургии.
2.1. Мониторинг, контроль и комплексная аналитическая оценка социальных проблем труда работников службы пластической хирургии.
2.2. Мониторинг воздействия социальных проблем труда на результаты работы сотрудников службы пластической хирургии.
2.3. Мониторинг удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи, оказываемой службой пластической хирургии.
3. Корпоративная аутентичность сотрудников службы пластической хирургии.
Важно понимать, что функционирование корпоративных информационных систем в аспекте этико-де-онтологической составляющей качества медицинской помощи возможно лишь при разработке и внедрении соответствующих ключевых показателей.
Методические аспекты разработки ключевых показателей этико-деонтологической составляющей качества медицинской помощи, оказываемой службой пластической хирургии, включают структурирование показателей по критерию субъективности и объективности оценки.
В процессе исследования все ключевые показатели были разделены на 2 группы:
• субъективно определяемые показатели (основной метод исследования — социологический опрос);
• объективно определяемые показатели: динамика объема и видов медицинской помощи, производительности труда, зарплатоотдачи, численности сотрудников службы пластической хирургии (основные методы исследования — расчетно-аналитический и индексный методы, экономический анализ).
Заключение
Модель корпоративной этики в пластической хирургии характеризуется функциональным принципом построения организационных элементов, каждый из которых обеспечивает надлежащее качество медицинской помощи и адекватность взаимодействия в системе "врач—пациент. Организационная база модели представлена медицинскими организациями, специализирующимися на оказании медицинской помощи в области пластической хирургии, органами управления здравоохранением всех уровней, учреждениями высшего и среднего профессионального образования, осуществляющими подготовку врачей по специальности "Пластическая хирургия", организациями, ответственными за научно-методическое обеспечение деятельности службы, а также профессиональными объединениями специалистов службы. Важными элементами модели выступают профессиональные этические стандарты и система контроля этико-деонтологической составляющей качества медицинской помощи. Ключевые показатели контроля
Международная организация труда
Всемирная организация здравоохранения
Органы управления здравоохранением (по уровням)
Руководители медицинских организаций
Корпоративные информационные системы
I
Рис. 2. Функциональная база модели корпоративной этики: система контроля этико-деонтологической составляющей качества
медицинской помощи.
этико-деонтологической составляющей качества медицинской помощи и интенсивности развития службы пластической хирургии отражают трудовые отношения в коллективе, наличие и глубину социальных проблем труда, корпоративную аутентичность специалистов и эффективность использования ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамян Р. Т. Новые технологии пластической хирургии. В кн.: Материалы II Международной конференции "Современные технологии и возможности реконструктивно-восстано-вительной и эстетической хирургии". М.; 2010: 43.
2. АлексееваВ.М., Галкин Е.Б., Ефименко С.А. Экономика здравоохранения: Учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010.
3. Бернадский Ю.И. Травматология и восстановительная хирургия черепно-челюстно-лицевой области: Учебное пособие. М.: Медицинская литература; 2006.
4. Кубышкин В.А., Адамян А.А., ред. Современные технологии и возможности реконструктивно-восстановительной и эстетической хирургии: Материалы III Международной конференции. М.; 2012.
5. Филатов В.Б., Кальфа Ю.И., Погорелое Я.Д., Жиляева Е.П. Организационные технологии в здравоохранении: Учебное пособие. М.: НИИ им. Н.А. Семашко РАМН; 2001.
© В.М. РЕТНЕВ, С.В. ГРЕБЕНЬКОВ УДК 614.2:616-057-084
6. Щепин О.П. Здоровье и здравоохранение: проблемы и перспективы. М.; 1991.
7. Somavia J. URL: http://www.unrussia.ru/ru/agencies/mezhduna-rodnaya-оrganizatsiya-truda-mot (дата обращения 21.01.2013).
REFERENCES
1. Adamyan R.T. New technologies of the plastic surgery. In: Ma-terialy II Mezhdunarodnoy konferentsii "Sovremennye tekhno-logii i vozmozhnosti rekonstruktivno-vosstanovitel'noy i esteti-cheskoy khirurgii. Moscow; 2010: 43.
2. Alekseeva V.M., Galkin E.B., Efimenko S.A. Student-book. Moscow: GEOTAR-Media; 2010.
3. Bernadskiy Ju.I. Travmatologiya i vosstanovitel'naya khirurgiya cherepno-chelyustno-litsevoy oblasti: Uchebnoe posobie. Moscow: Medical literaturee; 2006.
4. Kubyshkin V.A., AdamyanA.A., editors. Modern technologies and opportunities of the plastic and esthetic surgery. In: Materials 3nd International conference. Moscow; 2012. P. 233.
5. Filatov V.B., Kalfa U.I., Pogorelov Y.D., Giliaeva E.P. Studen-book. Moscow: SSI by N.A. Semashko of RSMA; 2001.
6. Shchepin O.P. Health and healthcare: problems and prospects. Moscow; 1991. 294 p.
7. Somavia J. URL: http://www.unrussia.ru/ru/agencies/mezhduna-rodnaya-оrganizatsiya-truda-mot (21.01.2013).
Поступила 04.02.13
В.М. РЕТНЕВ, С.В. ГРЕБЕНЬКОВ
Возможности улучшения проведения профилактических
медицинских осмотров
ГБОУ ВПО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова" Минздрава России,
191015, Санкт-Петербург
Сделаны предложения по практическому применению новых решений Минздравсоцразвития России (приказ № 302н от 12.04.11) относительно профилактических медицинских осмотров.
Ключевые слова: профессиональные заболевания; медицинские осмотры; условия труда; аттестация рабочих мест
THE OPPORTUNITIES IN ENHANCEMENT OF CARRYING OUT THE PREVENTIVE MEDICAL EXAMINATIONS OF MEDICAL PERSONNEL
V.M. Retnev, S.V. Greben'kov
The I.I. Metchnikov North West state medical university, 191015 St. Petersburg, Russia
The article deals with suggestions concerning the implementation of new determinations of Minzdrav of Russia appeared in Order №302n of 12.04.2011 concerning preventive medical examinations of medical personnel.
Key words: occupational disease; medical examination; labor conditions; working place certification
Предварительные (перед поступлением на работу) и периодические медицинские осмотры лиц, работающих во вредных условиях, которые проводятся в нашей стране почти 100 лет, сыграли и играют большую роль в предупреждении профессиональных и производственно обусловленных заболеваний и последующем их лечении.
Они являются обязательными и выполняются за счет работодателя. Естественно, формы их организации и проведения с течением времени совершенствуются в связи с изменением экономики страны и развитием медицинских знаний. Поэтому следует считать положительным очередной приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 12.04.11 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязатель-
ные предварительные и периодические медицинские осмотры (освидетельствование), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" [5].
Последовавший за этим приказ № 417н от 27.04.12 "Об утверждении Перечня профессиональных заболеваний", составленного на основе МКБ-10, завершил реформирование системы указанных медицинских осмотров [7].
Впервые стали проводить медицинские осмотры работников, подверженных воздействию таких вредных производственных факторов, как пониженная гравитация (невесомость), повышенная гравитация (перегруз-
Контактная информация: Ретнев Владимир Михайлович, д-р мед. наук, проф.; e-mail: [email protected]