Научная статья на тему 'Этико-деонтологическая составляющая качества медицинской помощи службы пластической хирургии'

Этико-деонтологическая составляющая качества медицинской помощи службы пластической хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
360
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ХИРУРГИ / ГЛАВНЫЕ ВРАЧИ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PLASTIC SURGERY / HEAD PHYSICIANS / MORAL AND ETHICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ганьшин И. Б.

На основании социологического исследования пациентов, пластических хирургов и медицинских сестер проведен анализ моральных аспектов данных групп. Потребность в изучении профессионально-личностных качеств опытных пластических хирургов объясняется ситуацией пластической хирургии в России, которая нуждается в укреплении и сплочении коллектива, нахождении дополнительных (помимо материальных) способов мотивации работников, в создании благоприятного социально-психологического климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical and Deontological Qualities of Medical Assistance of the Plastic Surgery

The analysis of the moral aspects of the survey of patients, plastic surgeons and nurses was carried out. The need to study the professional and personal qualities of experienced plastic surgeons plastic surgery due to the situation in Russia, which needs to be strengthened and consolidated team, determination of additional (besides material) ways to motivate employees, to create a favorable social and psychological climate.

Текст научной работы на тему «Этико-деонтологическая составляющая качества медицинской помощи службы пластической хирургии»

Раздел VI

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ, НАУКОВЕДЕНИЕ, АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭТИКИ НАУКИ И БИОЭТИКИ

УДК 616-089.844

ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЛУЖБЫ ПЛАСТИЧЕСКОЙ

ХИРУРГИИ

И.Б. ГАНЬШИН

Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, д.6, г. Москва, 117198, e-mail: igamhin@ramler ru

Аннотация: на основании социологического исследования пациентов, пластических хирургов и медицинских сестер проведен анализ моральных аспектов данных групп. Потребность в изучении профессионально-личностных качеств опытных пластических хирургов объясняется ситуацией пластической хирургии в России, которая нуждается в укреплении и сплочении коллектива, нахождении дополнительных (помимо материальных) способов мотивации работников, в создании благоприятного социально-психологического климата.

Ключевые слова: Пластические хирурги, главные врачи, морально-этические качества.

ETHICAL AND DEONTOLOGICAL QUALITIES OF MEDICAL ASSISTANCE OF THE PLASTIC SURGERY

I.B. GANSHIN

Peoples' Friendship University of Russia

Abstract: the analysis of the moral aspects of the survey of patients, plastic surgeons and nurses was carried out. The need to study the professional and personal qualities of experienced plastic surgeons plastic surgery due to the situation in Russia, which needs to be strengthened and consolidated team, determination of additional (besides material) ways to motivate employees, to create a favorable social and psychological climate.

Key words: plastic surgery, head physicians, moral and ethical qualities.

В последние годы все большее число исследователей отмечают значение этико-правовых проблем современного здравоохранения. Актуальность медицинской этики приобретает новое звучание в связи с небывалым прогрессом медицины, коммерциализацией в сфере здравоохранения, развитием системы медицинского страхования. Происходит смещение профессиональной установки медика с нозоцентрической (ориентированной на болезнь) на антропоцентрическую (ориентированную на человека) и социоцентрическую (в центре внимания которой находятся общественно-психологические факторы, влияющие на здоровье пациентов), переход от патернализма к антипатернализму. В таких условиях большую значимость приобретают психолого-деонтологические знания и умения медицинских работников, определяющие взаимоотношения с партнерами по лечебному процессу. Указанные обстоятельства диктуют необходимость всестороннего и детального изучения этико-деонтологических аспектов и условий деятельности медицинских работников [2].

Так известно, что здоровье нации определяется, главным образом, здоровьем лиц фертильного возраста, их способностью и стремлением к воспроизводству здорового потомства. Самое тяжелое последствие нездоровья молодежи - это рождение у них в будущем больных детей, рост числа инвалидов, дальнейшее снижение рождаемости в стране, вследствие чего здоровье молодежи приобретает особую ценность, а охрана репродуктивного здоровья выдвигается в число приоритетных задач государства [1].

В процессе исследования типология корпоративной культуры определялась профессионально-личностными качествами, как руководителей, так и сотрудников медицинских организаций, основная деятельность которых связана с пластической хирургией. Профессионально-личностные качества были разделены на две большие группы: собственно лидерские (для руководителей); морально-этические (для руководителей и рядовых хирургов).

Оценка профессионально-личностных качеств осуществлялась путем анкетирования пластических хирургов.

Оценка лидерских качеств руководителей определялась по ответам на вопросы о том, достаточное ли внимание уделяет главный врач работе хирургов и отделения пластической хирургии, зависит ли сегодня благополучие ЛПУ исключительно от деловых качеств главного врача, и, наконец, откуда специалисты преимущественно получают информацию о решениях главного врача и админист-

рации ЛПУ.

Оценка морально-этических качеств пластических хирургов определялась по ответам на вопрос о том, насколько легко они контактируют с заведующим отделением по профессиональным вопросам, не требующим нововведений. Ответы именно на этот вопрос в большей степени позволяли судить о корпоративной идентичности пластических хирургов.

Оценка морально-этических качеств руководителей определялась по ответам на вопрос о том, легко ли специалистам обратиться к заведующему отделением пластической хирургии с рационализаторскими предложениями.

Материалы и методы исследования. В качестве инструмента для сбора статистического материала использовалась специально разработанная для этих целей «анкета социологического исследования». Всего в анкетировании приняли участие 183 пластических хирургов, 219 среднего медицинского персонала и 197 пациентов.

Результаты и их обсуждение. Результаты оценки лидерских качеств руководителей показали, что из 183 хирургов, принявших участие в анкетировании, 64 (34,97%) респондентов посчитали, что главный врач медицинской организации, где они работают, уделяет достаточное внимание работе отделения.

Ещё 42 (22,95%) специалистов определили для себя внимание главного врача «скорее как достаточное». Вместе с тем 24 (13,11%) участников опроса назвали свой ответ в равной степени положительным и отрицательным, такое же количество респондентов считают внимание главного врача «скорее недостаточным», а 18 (9,84%) - однозначно недостаточным. При этом 11 (6,01%) респондентов затруднились ответить на заданный вопрос.

Оценка лидерских качеств руководителей медицинских организаций включала анализ ответов на вопросы участников анкетирования в зависимости от их стажа работы по специальности. Так внимание главного врача посчитали достаточным 15,30% специалистов со стажем работы 16 лет и более, 13,11% - со стажем работы до 5 лет, 4,37% - со стажем работы 6-10 лет и 2,19% - со стажем работы 11-15 лет. Ещё 7,65% специалистов со стажем работы 16 лет и более, 8,74% - со стажем работы до 5 лет, и по 3,28% специалистов со стажем работы 6-10 лет и 11-15 лет считают внимание главного врача к их собственной работе и работе отделения пла-

стической хирургии «скорее достаточным».

Таким образом, 106 (57,92%) участников опроса оценивают внимание главного врача к их работе и работе отделения пластической хирургии положительно (рис. 1).

Рис. 1 .Распределение участников анкетирования, давших положительную оценку вниманию главного врача к их работе и работе отделения пластической хирургии

Из них большинство - 42 (39,62%) - специалисты со стажем работы 16 лет и выше, 40 (37,74%) - специалисты со стажем работы до 5 лет, 14 (13,21%) - специалисты со стажем работы 6-10 лет и 10 (9,43%) - специалисты со стажем работы 11-15 лет.

Исследованием также установлено, что из 183 хирургов, принявших участие в анкетировании, 10 (5,46%) специалистов со стажем работы до 5 лет, 6 (3,28%) - со стажем работы 610 лет, 4 (2,19%) - со стажем работы 11-15 лет, и столько же -

4 (2,19%) - со стажем работы 16 лет и более полагают, что внимание главного врача к их собственной работе и работе отделения пластической хирургии можно отнести в равной степени, и к достаточному, и нет.

«Скорее недостаточным» оценивают внимание главного врача к работе специалистов и отделения пластической хирургии 6,56% респондентов со стажем работы до 5 лет, 4,37% -со стажем 6-10 лет и 2,19% - со стажем работы 11-15 лет.

Однозначно недостаточным назвали внимание главного врача 4,37% специалистов со стажем работы 6-10 лет, 3,28% - со стажем работы до 5 лет и 2,19% - со стажем работы 11-15 лет.

Таким образом, из 183 респондентов 42 (22,95%) оценивают внимание главного врача к их работе и работе отделения пластической хирургии негативно (рис. 2).

Рис. 2.Распределение участников анкетирования, давших негативную оценку вниманию главного врача к их работе и работе отделения пластической хирургии

Из них 18 (42,86%) составили специалисты со стажем работы до 5 лет, 16 (38,09%) - со стажем 6-10 лет и 8 (19,05%) - со стажем 11-15 лет.

Анализ ответов респондентов в аспекте их стажа работы по специальности показал, что второй по численности участников опроса была группа специалистов со стажем работы 16 лет и более - 25,68% от общего числа опрошенных. Вместе с тем в этой группе не оказалось специалистов, негативно оценивающих внимание главного врача к их собственной работе и работе отделения пластической хирургии. Надо отметить, что в целом прослеживалась тенденция уменьшения негативизма в оценке респондентами внимания главного врача к работе пластических хирургов по мере увеличения стажа работы анкетируемых специалистов.

Оценка лидерских качеств руководителей медицинских организаций, включающая анализ ответов на вопросы участников анкетирования в зависимости от их стажа работы по специальности, показала, что приблизительно равное число респондентов, имеющих разный стаж работы по специальности, испытывали затруднения с ответом на обсуждаемый вопрос.

Так лишь по 0,55% специалистов со стажем работы до

5 лет, 6-10 лет, равно как и 16 лет и более не смогли точно определить свою позицию в отношении лидерских качеств руководителя медицинской организации, где работают. Исключение составила наименьшая по численности анкетируемых специали-

стов группа респондентов со стажем работы 11-15 лет - 16,39% всех участников опроса. В этой группе отмечено максимальное количество затруднений с ответом на вопрос о внимании главного врача к работе отделения и их собственной работе - 4,37%. Однако 43 (23,50%) участников опроса считают, что сегодня благополучие ЛПУ зависит только от деловых качеств главного врача и его личных связей. Ещё 60 (32,79%) респондентов скорее готовы согласиться со своими коллегами.

Тем не менее, из общего числа участников опроса 32 (17,49%) хирургов скорее не согласны, а 21 (11,48%) - совершенно не согласны с подобным утверждением. Однозначно ответить на вопрос, считают ли они, что сегодня благополучие ЛПУ зависит только от деловых качеств главного врача и его личных связей, не смогли 27 (14,75%) опрошенных хирургов.

Из респондентов, связывающих благополучие ЛПУ с личностью главного врача, 13 (7,10%) - специалисты со стажем работы менее 5 лет, 5 (2,73%) - со стажем 6-10 лет, 4 (2,19%) - со стажем 11-15 лет, а 21 (11,48%) - со стажем работы 16 лет и более.

Из респондентов, поддерживающих своих коллег, 28 (15,30%) - специалисты со стажем работы менее 5 лет, 14 (7,65%) - со стажем 6-10 лет, 4 (2,19%) - со стажем 11-15 лет и

14 (7,65%) - со стажем 16 лет и более.

Таким образом, 103 (56,28%) опрошенных пластических хирургов признают лидерские качества главного врача лечебного учреждения по месту работы и напрямую связывают благополучие медицинской организации с этими качествами. Из них доля хирургов со стажем работы менее 5 лет составила 41 (39,81%), доля специалистов со стажем работы 6-10 лет - 19 (18,45%), доля хирургов со стажем 11-15 лет - 8 (7,77%) и, наконец, доля специалистов со стажем работы 16 лет и более - 35 (33,98%) (рис. 3).

Рис. 3. Распределение участников анкетирования, напрямую связывающих благополучие медицинской организации с лидерскими качествами главного врача

Вместе с тем, 32 участника анкетирования высказали категорическое несогласие по поводу того, что именно личность главного врача и его лидерские качества определяют благополучие и перспективу развития медицинской организации, где они работают. В эту группу респондентов входили 18 (9,84%) хирургов со стажем работы по специальности менее 5 лет, 3 (1,64%) -6-10 лет, 7 (3,83%) - 11-15 лет и 4 (2,19%) - 16 лет и более.

Категорически несогласных респондентов с мнением о доминировании личности главного врача в развитии медицинских организаций поддержали и другие коллеги - ещё 21 хирург. В своем составе они насчитывали 5 (2,73%) специалистов со стажем работы менее 5 лет, 7 (3,83%) - 6-10 лет, 5 (2,73%) - 11-

15 лет и 4 (2,19%) - 16 лет и более.

Таким образом, 53 (28,96%) опрошенных пластических хирургов не ассоциируют достижения медицинской организации, где они работают, с личностью главного врача. Из них доля специалистов со стажем работы менее 5 лет составила 23 (43,40%), 6-10 лет - 10 (18,87%), 11-15 лет - 12 (22,64%) и, наконец, 16 лет и более - 8 (15,09%) (рис. 4).

Рис. 4. Распределение участников анкетирования, не связывающих благополучие медицинской организации с лидерскими качествами главного врача

Анкетирование выявило также пластических хирургов, которые однозначно для себя не определили роль главного врача в

достижениях и перспективах медицинской организации, где они работают. Таких специалистов насчитывалось 27: со стажем работы менее 5 лет - 14 (7,65%) от общего числа респондентов, со стажем 6-10 лет - 6 (3,28%), 11-15 лет - 3 (1,64%) и, наконец, со стажем работы 16 лет и более - 4 (2,19%).

Таким образом, именно пластические хирурги со стажем работы 16 лет и более определяют приверженность корпоративной этике: они в числе тех, кто максимально способствует созданию имиджа главного врача как системообразующей доминанты достижений и развития медицинской организации (33,98%), а также минимизируют отрицательные ассоциации между уровнем успешности организации и личностью главного врача (15,09%).

Контроль этико-деонтологической составляющей качества медицинской помощи и интенсивности развития службы пластической хирургии осуществлялся посредством проведения опроса 183 врачей. В процессе исследования было задано 1830 вопросов. В результате опроса установлено, что в общей структуре доля ответов, отрицательно характеризующих существующую корпоративную культуру, составляет 18,31%, положительно характеризующих - 35,63%, а индифферентных к существующей корпоративной культуре - 46,07%.

Таким образом, контроль этико-деонтологической составляющей качества медицинской помощи и интенсивности развития службы пластической хирургии выявил проблему корпоративной аутентичности. В общей структуре доля ответов сотрудников, отрицательно характеризующих существующую корпоративную культуру, составляет 18,31%, положительно характеризующих - 35,63%, а индифферентных к существующей корпоративной культуре - 46,07%.

На основании результатов проведенного исследования была составлена обобщенная таблица оценки этико-деонтологической составляющей качества медицинской помощи (табл.).

Таблица

Обобщенная таблица оценки этико-деонтологической составляющей качества медицинской помощи

Оценка взаимодействия в системе «врач-пациент», опрос хирургов

Всего утвердительных ответов, поддерживающих активную позицию врача 4274 58,39

Всего утвердительных ответов, поддерживающих пассивную позицию врача 628 8,58

Всего отрицательных ответов, отвергающих и активную, и пассивную позицию врача 2418 33,035

Всего ответов 7320 100,0

Оценка взаимодействия в системе «врач-пациент», опрос пациентов

Всего утвердительных ответов, поддерживающих активную позицию врача 4173 52,96

Всего утвердительных ответов, поддерживающих пассивную позицию врача 1039 13,90

Всего отрицательных ответов, не поддерживающих ни активную, ни пассивную позицию врача 2668 33,14

Всего ответов 7880 100,0

Оценка предпочтительного типа взаимодействия в коллективе

Всего ответов, характеризующих индивидуальный тип совместной деятельности 603 9,38

Всего ответов, характеризующих последовательный тип совместной деятельности 786 12,22

Всего ответов, характеризующих взаимодействующий тип совместной деятельности 1137 17,67

Всего ответов, характеризующих творческий тип совместной деятельности 885 13,76

Всего ответов, характеризующих смешанный тип совместной деятельности 3021 46,97

Всего ответов 6432 100,0

Оценка прессинга социальных проблем труда

Всего ответов, подтверждающих наличие социальных проблем 6020 55,46

Всего ответов, отрицающих наличие социальных проблем 4834 44,54

Всего ответов 10854 100,0

Оценка удовлетворенности пациентов медицинской помощью

Всего положительных ответов 2327 88,55

Всего отрицательных ответов 301 11,45

Всего ответов 2628 100,0

Оценка лояльности сотрудников существующей корпоративной культуре

Всего положительных оценок корпоративной культуры 652 35,63

Всего отрицательных оценок корпоративной культуры 335 18,31

Всего нейтральных оценок корпоративной культуры 843 46,07

Всего оценок 1830 100,0

Поскольку количество задаваемых вопросов известно, становится возможным определить ключевые показатели, характеризующие этико-деонтологическую составляющую качества медицинской помощи, и наметить плановые показатели на будущее.

Следует иметь в виду, что плановые значения ключевых показателей ассоциированы со стратегией развития службы и усло-

виями её функционирования. В зависимости от намеченных величин ключевых показателей формируется план действий, которые необходимо осуществить для достижения поставленной цели.

Так для достижения намеченных ключевых показателей долей пациентов и врачей - приверженцев активной позиции хирургов во взаимоотношениях с больными, представляется целесообразным разработать и внедрить мероприятия, повышающие степень доверия пациентов к медицинским работникам: усилить контроль клинической составляющей качества медицинской помощи (технологическая дисциплина, соблюдение отраслевых стандартов и др.).

Для достижения намеченного ключевого показателя доли сотрудников, предпочитающих смешанный тип совместной деятельности в коллективе, необходимо разработать и внедрить мероприятия, способствующие творческой профессиональной реализации личности сотрудника службы пластической хирургии: телекоммуникационное консультирование, интерактивные тренинги и др.

Для достижения намеченного ключевого показателя доли сотрудников, отрицающих наличие социальных проблем труда, целесообразно продолжить совершенствование системы материального стимулирования труда, расширить арсенал средств социальной протекции медицинских работников (совершенствование социальной инфраструктуры службы пластической хирургии и др.).

Для достижения намеченного ключевого показателя доли сотрудников, положительно оценивающих корпоративную культуру службы пластической хирургии, необходимо пересмотреть стиль руководства службой, расширить программу делегирования полномочий, пересмотреть поведенческие установки администрации в решении конфликтов между медицинскими работниками и пациентами, внутри хирургической службы и т. д.

Выводы. Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, организационно-функциональная модель корпоративной этики в пластической хирургии включает такие элементы, как субъекты взаимодействия в системе «врач-пациент», объект взаимодействия - качество медицинской помощи, организационную базу в виде медицинских организаций, специализирующихся на оказании медицинской помощи в области пластической хирургии, органы управления здравоохранением всех уровней, учреждения высшего и среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов для специальности «Пластическая хирургия», организации, ответственные за научнометодическое обеспечение и нормативное регулирование деятельности службы, а также профессиональные объединения специалистов службы. Важными элементами модели выступают профессиональные этические стандарты (перечень универсальных функциональных обязанностей этической и деонтологиче-ской направленности), а также система контроля этико-деонтологической составляющей качества медицинской помощи. Функционирование системы контроля качества ассоциировано со специально разработанными, анонсированными и внедренными ключевыми показателями, величины которых устанавливаются посредством использования конкретных методик (опрос, расчетно-аналитический метод оценки качества, мониторинг объемов и видов медицинской помощи).

Контроль этико-деонтологической составляющей качества медицинской помощи и интенсивности развития службы пластической хирургии выявил проблему корпоративной аутентичности. В общей структуре доля ответов сотрудников, индифферентных к существующей корпоративной культуре, составила 46,07%, отрицательно характеризующих существующую корпоративную культуру - 18,31%, положительно характеризующих - лишь 35,63%.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Лабинская, И.А. Совершенствование медицинской помощи девушкам и молодым женщинам с гинекологической патологией: дисс. ... канд. мед. наук. / И.А. Лабинская.- Спб., 2005.- 171 с.

2. Сафина, О.Г. Состояние здоровья, психологические и де-онтологические аспекты деятельности средних медицинских работников: дисс. . канд. мед. наук / О.Г. Сафина.- Спб., 2007.200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.