Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ КОЛЛЕДЖА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ'

МОДЕЛЬ КОЛЛЕДЖА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

82
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / креативные индустрии / модель колледжа креативных индустрий / содержание образования / professional education / creative industries / model of college creative industries / content of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иоанн Викторович Клиндухов, Майирбек Джунайдович Байтаев

Представлен результат работы экспертной команды Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» по созданию модели для развития в системе среднего профессионального образования России специализированного колледжа, сконцентрированного на решении кадровых и технологических задач стремительно развивающейся сферы креативных индустрий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иоанн Викторович Клиндухов, Майирбек Джунайдович Байтаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF COLLEGE CREATIVE INDUSTRIES

The expert team of the Federal State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education «Institute of Professional Education Development» in this article presents the result of the work of creation the model for development a specialized college in the system of secondary vocational education in Russia, focused on solving personnel and technological problems of the rapidly developing creative industries.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ КОЛЛЕДЖА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ»

Раздел 2. ЭКОНОМИКА И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Научная статья

УДК 377.1.014(470+571) йО!: 10.17853/2686-8970-2023-4-77-89

МОДЕЛЬ КОЛЛЕДЖА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

Иоанн Викторович Клиндухов

проректор

Институт развития профессионального образования,

Москва, Россия

i.klindukhov@firpo.ru, https://orcid.org/0009-0002-9005-5509

Майирбек Джунайдович Байтаев

заместитель начальника центра развития профессионального образования в сфере креативных индустрий

Институт развития профессионального образования,

Москва, Россия

mayrbek.baytaev@mail.ru, https://orcid.org/0009-0005-5431-7999

Аннотация. Представлен результат работы экспертной команды Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» по созданию модели для развития в системе среднего профессионального образования России специализированного колледжа, сконцентрированного на решении кадровых и технологических задач стремительно развивающейся сферы креативных индустрий.

Ключевые слова: профессиональное образование, креативные индустрии, модель колледжа креативных индустрий, содержание образования

Для цитирования: Клиндухов И. В., Байтаев М. Д. Модель колледжа креативных индустрий // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 4 (16). С. 77-89. https://doi.org/10.17853/ 2686-8970-2023-4-77-89.

© Клиндухов И. В., Байтаев М. Д., 2023 INSIGHT. 2023. № 4 (16)

77

Section 2. ECONOMICS AND ADMINISTRATION IN EDUCATION

Original article

THE MODEL OF COLLEGE CREATIVE INDUSTRIES

Ioann V. Klindukhov

Pro-rector

Institute of Professional Education Development, Moscow, Russia

i.klindukhov@firpo.ru, https://orcid.org/0009-0002-9005-5509

Mayrbek J. Baytaev

Deputy Head of the Center for development of professional education in creative industries

Institute of Professional Education Development, Moscow, Russia

mayrbek.baytaev@mail.ru, https://orcid.org/0009-0005-5431-7999

Abstract. The expert team of the Federal State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education «Institute of Professional Education Development» in this article presents the result of the work of creation the model for development a specialized college in the system of secondary vocational education in Russia, focused on solving personnel and technological problems of the rapidly developing creative industries.

Keywords: professional education, creative industries, model of college creative industries, content of education

For citation: Klindukhov I. V., Baytaev M. D. The model of college creative industries // INSIGHT. 2023. № 4 (16). (In Russ.). P. 77-89. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-4-77-89.

Введение. Креативные индустрии сегодня - это один из самых быстрорастущих секторов экономики. Их характерной особенностью является доступность как для самозанятых, так и для представителей малого и среднего бизнеса. При этом креативная экономика характеризуется динамичной предпринимательской средой. А для формирования творческих индустрий участники отраслей, связанных с творчеством, должны начать действовать в качестве субъектов экономики, т. е. участвовать в решении поставленных социальных или коммерческих задач.

78

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

В настоящее время в России принята «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» [1].

Актуальная ситуация в сфере креативных индустрий в России может быть охарактеризована следующим образом:

• доля Российской Федерации в мировом экспорте товаров и услуг творческих индустрий в 2018 г. составила 0,4 % [2];

• в целом торговая деятельность России в сфере творческих ин-дустрий отличается отрицательным внешнеторговым сальдо [3];

• российские творческие индустрии развиваются неравномерно. Наиболее активно они действуют в крупных городах, где сосредоточены основная доля креативного класса, культурные ресурсы, наиболее образованное население. Особые условия для развития творческого бизнеса в крупных городах создают культурная инфраструктура, учреждения культуры и объекты культурного наследия [1];

• статистические данные подтверждают наличие внутреннего спроса на товары и услуги российских творческих индустрий и вместе с тем их низкую конкурентоспособность на международном рынке [1];

• по данным 2019 г. в креативных индустриях насчитывалось 2,7 млн работников, в творческих профессиях - 3,5 млн [4];

• среди российских отраслей креативной индустрии лидерство по денежной выручке принадлежит сфере информационных технологий (ИТ), программного обеспечения и компьютерных услуг, второе место занимает сфера рекламы и маркетинга, а тройку лидеров замыкает издательская деятельность. По численности занятого населения лидируют ИТ-индустрия, реклама и маркетинг [5].

В целом, сегодня в России создана первичная инфраструктура развития креативных индустрий. Формируется законодательная база: ведется обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в части закрепления института творческих (креативных) индустрий», в сентябре 2021 г. принята «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года».

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

79

Предполагается, что системная государственная поддержка креативных индустрий позволит к 2030 г. увеличить их долю в российской экономике с нынешних 2,21 до 6 %, а также увеличить долю граждан, занятых в творческих профессиях, с 4,6 до 15 % [6].

На текущий момент система подготовки кадров для креативных индустрий в организациях среднего профессионального образования не была синхронизирована с рынком труда: отсутствовали исследования запроса рынка, не были учтены особенности сферы креативных индустрий в образовательном процессе, работодатели и эксперты сферы креативных индустрий не были привлечены к образовательному процессу.

В рамках исполнения поручения Президента от 30 сентября 2021 г. [7] Центром развития профессионального образования в сфере креативных индустрий ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» запущен проект «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе СПО на основе моделей колледжа креативных индустрий». В рамках реализации проекта были разработаны «Концепция подготовки кадров для креативных индустрий в системе СПО» и «Модель колледжа креативных индустрий».

Модель колледжа креативных индустрий. Колледж креативных индустрий - образовательная и исследовательская организация, которая формирует образовательные программы и конструирует образовательный процесс на основе задания учредителя и исследований запросов рынков креативных индустрий с целью подготовки профессионалов и проектных команд, способных квалифицированно создавать, продвигать российскую креативную продукцию и лидировать на новых рынках.

Развитие колледжа креативных индустрий базируется на тесном взаимодействии с работодателями и экспертами креативных индуст-рий, что требует включения в управленческую команду представителей компаний сферы креативных индустрий. Для этого в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [8] в колледже креативных индустрий учреждается попечительский совет. Он является одной из форм самоуправления и создается как постоянно действующий на общественных началах коллегиальный орган.

80

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

Инструментом в управлении взаимодействием колледжа с компаниями креативных индустрий выступает проектно-продюсерский центр, руководство которого также включено в структуру управления колледжем для быстрой координации запросов рынка сферы креативных индустрий с содержанием и формами реализации образовательных программ.

Помимо новых позиций в структуре управления обновлен функционал и ключевые компетенции управленческой команды, к которым относятся следующие:

• исследование запросов рынков, сферы креативных индустрий, региональной экономики;

• удержание коммуникации с работодателями, экспертами, российскими и международными компаниями сферы креативных индустрий;

• поиск, привлечение в качестве преподавателей специалистов сферы креативных индустрий;

• быстрая, гибкая актуализация образовательных программ на основе результатов исследования запросов рынков сферы креативных индустрий;

• анализ тенденций и трендов, построение инвестиционных прогнозов;

• разработка, создание и реализация бизнес-модели;

• упаковка и продвижение образовательных программ, демонстрация потребителям их ценности;

• обеспечение авторского права, фиксация интеллектуальной собственности;

• управление проектами, регламентация процессов и др.;

• повышение и поддержание квалификации преподавательского состава на уровне, соответствующем требованиям государства и работодателей сферы креативных индустрий.

Модель образовательного процесса колледжа креативных индустрий (рис. 1). Колледжи креативных индустрий призваны стать центрами притяжения обучающихся и квалификации в сфере креативных индустрий региона. В связи с этим сверхзадачей таких колледжей является проектирование и реализация типа образовательного процесса, соответствующего философии, ценностям, производственной культуре креативных индустрий, обеспечивающего проживание

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

81

обучающимися всего жизненного цикла от освоения стандартов, норм профессиональной деятельности до проб, создания, выведения на рынки конкурентоспособных продуктов.

Рис. 1. Модель образовательного процесса

Перечислим как важнейшие элементы приведенной модели принципы - конструкты, на которые опирается колледж при создании образовательной среды и образовательного процесса подготовки профессионалов для сферы креативных индустрий:

1. Принцип организации насыщенной образовательной среды.

2. Отложенный выбор специальности.

3. Принцип создания «Креативных команд».

4. Принцип практического обучения.

5. Принцип раннего погружения.

6. Принцип профессиональной оценки.

7. Продюсирование успеха каждого.

82

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

Проектный подход к обучению. Анализ востребованных образовательных практик кадровой подготовки в интересах определенных сегментов экономики, отраслей показывает, что основой для соединения теоретических знаний, полученных обучающимися в колледже, со сферой практической деятельности являются кейсы, задачи, проблемы, привносимые бизнесом в учебный процесс для проработки студентами и преподавателями. В то же время решение профессиональных задач от компаний в ходе учебного процесса является всего лишь предпосылкой и необходимым условием для развития в колледже креативных индустрий проектного подхода (проект - это самостоятельная логически (поэтапно) выстроенная и методически поддержанная преподавателем деятельность, направленная на решение творческой, исследовательской, значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта). Главной образовательной целью проектной деятельности является формирование у обучающихся компетенции для эффективного применения знаний, умений, ценностей профессиональной деятельности на практике одновременно с достижением результата, признаваемого за пределами колледжа. Разделение процесса проектирования на этапы обеспечивает более качественную и эффективную реализацию и управление [9].

Отметим, что проект - самый доступный для студента способ создать на основе знаний и компетенций востребованную ценность. Для колледжа проект - оптимальный инструмент для расширения сферы своего влияния, для верификации потенциала, квалификаций и продуктов, создаваемых студентами за пределами колледжа, в сфере профессиональной деятельности в первую очередь. Для работодателя же ученический проект - способ минимизации затрат на обучение, инструмент для подтверждения профессионализма, предпринимательской состоятельности и мотивированности студентов на получение качественного результата.

Для системной работы по обучению студентов планированию, проектированию, производству сложных решений, процессов, продуктов в сфере креативных индустрий, а также для развития их предпринимательских компетенций в колледже креативных индустрий может быть внедрен принцип и модель проектной предпринимательской деятельности CDIO: Conceive - Design - Implement - Operate (придумы-

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

83

вай - разрабатывай - внедряй - управляй). Проектная деятельность в обучении с использованием модели СБЮ является эффективной, и результаты пользуются спросом у отраслевых партнеров [10].

Структура образовательного процесса (рис. 2). Образовательный процесс призван обеспечить каждому выпускнику, как уже говорилось, прохождение и проживание пути освоения профессии от знакомства со сферами креативных индустрий и самоопределения в верности выбора до освоения профессионального, проектного, предпринимательского мастерства и достижения готовности к трудовой деятельности. В креативных индустриях происходят постоянные изменения, касаемые трендов и модных течений, что усложняет работу. В связи с этим как педагогам, так и студентам необходимо понимание не только своего, но и смежных направлений [11].

1-й курс -►

Получение профессиональных навыков и компетенций в ходе проектного обучения:

Креативные предприниматели и творческие команды, интегрированные в креативную индустрию, способные создавать полноценные продукты:

Игры Рекламные ролики

Мобильные приложения

Брендинговые стратегии

Музыкальные композиции

Дизайн-проекты Анимация

Интерактивные инсталяции

Компьютерная графика

Интерактивные книги Аудиокниги

Общеобразовательные дисциплины:

Промежуточные курсы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпускной курс

Рис. 2. Структура образовательного процесса

84

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

У каждого этапа в образовательном и учебном процессе в колледже креативных индустрий есть целевая функция.

1-й этап - 1-й курс. Функция: знакомство со сферой креативных индустрий по шести ключевым направлениям, выбор своего направления из разнообразия смежных специальностей.

Результат: к концу 1-го года обучения у студентов будут реализованы 6 мини-проектов по каждому из направлений креативных ин-дустрий, проведена первая публичная защита лучшего курсового проекта для соискания поддержки в качестве стартапа, а также разработана индивидуальная траектория обучения.

2-й этап - 2-й и 3-й курсы. Функция: обоснованный выбор специализации, обучение на примере реальных заказов.

Результат: к завершению 3-го курса каждый студент пройдет практику не менее чем на пяти площадках работодателей, освоит работу с ключевыми инструментами и технологиями по своему направлению (обучение через практический опыт эффективно для повышения предпринимательской компетентности обучающихся) [12].

3-й этап - 4-й курс. Функция: совершенствование профессионального мастерства на основе реальных заказов и кейсов в смешанных командах, получение опыта создания своего креативного продукта (для осуществления эффективной деятельности важны как развитые коммуникативные навыки, так и наличие опыта) [13].

Результат: к моменту завершения обучения студент будет обладать необходимыми для выполнения работы профессиональными компетенциями, навыками работы в креативной команде, профессиональными связями, получит развернутую обратную связь от экспертов, соберет убедительное портфолио реализованных и принятых заказчиками проектов, сформирует не менее трех возможных вариантов дальнейшего карьерного развития.

Целевые функции этапов образовательного процесса в колледже креативных индустрий применяются в отношении программ, реализуемых для обучающихся, зачисленных после 9-го и после 11-го классов обучения с учетом различной продолжительности программ.

Проектно-продюсерский центр - структурное подразделение колледжа креативных индустрий, обеспечивающее:

• исследование запросов индустрий, региональных и глобальных рынков;

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

85

• взаимодействие преподавателей и студентов колледжа с экспертами, работодателями, заказчиками сферы креативных индустрий;

• синхронизацию потребностей бизнеса и содержания образовательных программ СПО;

• отбор задач, проблем сферы креативных индустрий для внедрения в виде кейсов в образовательный процесс;

• продюсирование студенческих проектов, подготовку продуктов для бизнеса и региональных органов исполнительной власти.

Целями проектно-продюсерского центра являются следующие:

1. Синхронизация деятельности образовательной организации с запросами работодателей.

2. Обучение студентов на основе реальных практических кейсов, созданных преподавателями на основе решения реальных практических задач.

3. Продюсирование студенческих проектов и продуктов.

Задачи проектно-продюсерского центра:

1. Обеспечить исследование рынка креативных индустрий.

2. Организовать прямые коммуникации и взаимодействие образовательной организации, работодателей, российских и международных компаний сферы креативных индустрий.

3. Обеспечить удержание колледжа в пространстве постоянного диалога с экспертами сферы креативных индустрий.

4. Обеспечить вовлечение эффективных практиков, экспертов в образовательный процесс.

5. Обеспечить отбор ключевых кейсов для освоения студентами современных инструментов, технологий решения сложных профессиональных задач.

6. Обеспечить эффективное использование и управление материально-технической базой колледжа в целях проведения учебных и учебно-практических занятий, учебной и производственной практик по основным образовательным программам СПО в соответствии с ФГОС СПО.

7. Обеспечить процесс создания креативных продуктов студентами и преподавателями колледжа с использованием современной материально-технической базы на основе передовых технологий и ключевых кейсов.

86

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

Ниже на рис. 3 представлена модель деятельности проектно-про-дюсерского центра колледжа креативных индустрий.

МСП - малые и средние предприятия;

РОИВ - региональный орган исполнительной власти

Заключение. Описанная в статье модель колледжа креативных индустрий учитывает особенности развития креативных индустрий в России, текущую ситуацию, потребности обучающихся, работодателей и государства. Применение модели при обучении позволит учреждениям среднего профессионального образования подготовить востребованных высококвалифицированных специалистов с опытом, владеющих актуальными инструментами и методиками, умеющих работать в команде. Подготовка специалистов такого уровня в России будет способствовать развитию креативных индустрий как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Список источников

1. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года: утв. распоряже-

МЭЮНГ. 2023. № 4 (16)

87

нием Правительства РФ от 20.09.2021 г. № 2613-р. // Правительство России: официальный сайт. URL: http://government.ru/docs/all/136723/.

2. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития / Т. В. Абанкина [и др.]. М.: Изд-во Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики», 2021. 41 с.

3. Лавриненко А. С. Актуальные вопросы государственного регулирования творческих индустрий // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 4. С. 135-159.

4. Гаврилова Н. В. Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы (научный дайджест № 1). М.: Изд-во Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики», 2021. 20 с https://doi.org/10.13140/ RG.2.2.19561.21605.

5. Присяжная Р. И. Актуальные вопросы развития креативных индустрий в РФ и их роль в повышении конкурентоспособности регионов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 1 (121). С. 67-72.

6. Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы (научный дайджест) / С. Бредихин [и др.]. М.: Изд-во Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики», 2021. 42 с. URL: https://issek.hse.ru/ news/492962418.html?ysclid=lopk6uht6o613148208.

7. Перечень поручений Президента Российской Федерации по обеспечению включения в систему СПО востребованных работодателями и обучающимися образовательных программ, направленных на приобретение компетенций, навыков и квалификаций в сфере креативных (творческих) индустрий: Поручение Президента РФ от 25.08.2021 г. № Пр-1845, подп. «а», п. 2 // Президент России: официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/66828.

8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // КонсультанПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174.

9. Ruseva M. Project management in the creative industries // CBU International Conference Proceedings, September 2019. ISE Research Institute, 2019. Vol. 7. P. 269-277. https://doi.org/10.12955/cbup.v7.1372.

10. Mejtoft T. Industry based projects and cases: a CDIO approach to students' learning // 11th International CDIO Conference, Chengdu, Si-

88

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

chuan, P. R. China, June 8-11, 2015. Chengdu: Chengdu University of Information Technology, 2015. URL: http://urn.kb.se/resolve?urn=urn: nbn: se: umu: diva-105541.

11. Sigthorsson G., Davies R. Introducing the creative industries: From theory to practice. London: SAGE Publications Ltd., 2013. 280 p.

12. The Effectiveness of Experiential Learning Based on Creative Industry to Improve Competency of Entrepreneurship of Vocational High School Students / S. Prastawa, M. Akhyar, Gunarhadi, Suharno // 3rd International Conference on Learning Innovation and Quality Education (ICLIQE 2019). Atlantis Press, 2020. https://doi.org/10.2991/assehr.k. 200129.004.

13. Mitkus T., Nedzinskaite-Mitke V. Communications management challenges in creative industries: the creative worker's perspective // CONFIA 2020: 8th international conference on illustration and animation, 23-24 October 2020, Barcelos, Portugal. Barcelos: Instituto Politécnico do Cávado e do Ave, 2020. P. 621-632. https://doi.org/10.2991.

Статья поступила в редакцию 31.10.2023; одобрена после рецензирования 15.11.2023; принята к публикации 20.11.2023.

The article was submitted 31.10.2023; approved after reviewing 15.11.2023; accepted for publication 20.11.2023.

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.