Научная статья на тему 'Модель интеграции очных и дистанционных форм обучения иностранному языку'

Модель интеграции очных и дистанционных форм обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
500
90
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБУЧАЮЩАЯ ПЛАТФОРМА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ / РЕФЛЕКСИЯ / МОДУЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INFORMATION-AND-COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES (ICT)

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Канатова Сагипа Шамильевна, Иванова Инна Анатольевна

В статье представлены возможности обучения иностранному языку на языковом факультете по модели интеграции очных и дистанционных форм обучения. В основе модели лежат: концепция дистанционного обучения, идеи личностно ориентированного подхода и конструктивизма. Показаны условия реализации модели, организационные формы, методы и средства обучения иностранному языку как дополнительной специальности.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Канатова Сагипа Шамильевна, Иванова Инна Анатольевна,

Integration Model of Classroom Interaction and Distant Forms of Foreign Language Teaching

The article presents some possibilities of foreign language teaching according to the integration model of classroom interaction and distant forms of education at the language faculty. The model is based on the distant education concept, ideas of the personal-oriented approach and constructivism. The article dwells on some conditions of the model realizing, forms of organization, methods and means of foreign language teaching as an extra major.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Модель интеграции очных и дистанционных форм обучения иностранному языку»

УДК 371.322 ББК 74.261.7

Канатова Сагипа Шамильевна

кандидат педагогических наук, доцент

Иванова Инна Анатольевна

кандидат педагогических наук г. Волгоград

Kanatova Sagipa Shamilievna Candidate of Pedagogics, Associate Professor Ivanova Inna Anatolievna Candidate of Pedagogics Volgograd

Модель интеграции очных и дистанционных форм

обучения иностранному языку Integration Model of Classroom Interaction and Distant Forms of Foreign Language Teaching

В статье представлены возможности обучения иностранному языку на языковом факультете по модели интеграции очных и дистанционных форм обучения. В основе модели лежат: концепция дистанционного обучения, идеи личностно ориентированного подхода и конструктивизма. Показаны условия реализации модели, организационные формы, методы и средства обучения иностранному языку как дополнительной специальности.

The article presents some possibilities of foreign language teaching according to the integration model of classroom interaction and distant forms of education at the language faculty. The model is based on the distant education concept, ideas of the personal-oriented approach and constructivism. The article dwells on some conditions of the model realizing, forms of organization, methods and means of foreign language teaching as an extra major.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), ИКТ-компетентность, дистанционное обучение, интегративная концепция, интегрированное обучение, интеграция, личностно ориентированный подход, образовательная система, организационные формы учебной деятельности, обучающая платформа, электронный портфель, рефлексия, модуль, педагогическая технология.

Key words: information-and-communicative technologies (ICT), ICT-competence, distant education, integrated conception, Blended Learning, integration, personal- oriented approach, educational system, organizational forms of learning, educational platform, E-portfolio, self-reflection and evaluation, modulus, pedagogical technology.

В последние годы в связи с привлечением в учебный процесс современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) существенно обогатился и расширился дидактический потенциал учебного процесса по иностранным

языкам (ИЯ). Особое место занимают ИКТ в организации автономного и про-ектно-ориентированного обучения.

Технико-дидактические возможности современных ИКТ позволяют наиболее эффективно организовать целенаправленное интерактивное обучение ИЯ, как в аудитории, так и дистанционно (on-line и off-line) с использованием лич-ностно ориентированных педагогических технологий. Эти технологии соответствуют современным требованиям к результатам языкового образования и формированию таких механизмов критического мышления, как: умение анализировать и делать аргументированные выводы; умение выдвигать гипотезы; умение планировать и прогнозировать; умение проводить аналогии; умение применять полученные знания; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение сопоставлять информацию из разных источников; умение структурировать информацию; умение учитывать и оценивать разные точки зрения; умение оценивать обоснованность аргументации; умение оценивать информацию и принимать решения; предлагать новые идеи и пути решения проблемы; умение работать в коллективе.

В нашей стране за последние 15 лет, благодаря государственной концепции информатизации образования [3; 4], развивается дистанционное обучение (ДО) на базе ИКТ. О возможностях ДО подробно изложено в трудах Андреева А.А., Полат Е.С., Чернилевского Д.В., Щенникова С.А. и др. Предоставляя принципиально новые средства обучения и технологии обучения, ДО открывает и новые формы обучения и общения. В научной литературе по ДО сформулированы и основные характеристики такого обучения: - тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации; четкую постановку задач и целей обучения; своевременную доставку необходимых учебных материалов - максимальная интерактивность между обучаемым и преподавателем, высокоэффективная обратная связь между обучаемым, преподавателем и учебным материалом, обеспечивающая оперативную информацию об не/успешности усвоения материала; обязательная возможность группового обучения; мотивация, которую должны обеспечить разнообразные и интерес-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ные приемы и средства обучения; модульность структурирования курса ДО, которая дает возможность студенту выбирать любой модуль в зависимости от индивидуального стиля и уровня обученности; гибкость (студенты занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе); асинхронность.

В мировой практике есть уже определенный опыт привлечения ИКТ и принципов дистанционного обучения в учебный процесс наряду с традиционными, очными формами обучения. Это направление получило название «Blended Learning», «Hybrides Lernen» или «Gemischtes Lernen», в основе которого лежит интегративная концепция. По своей сути "Blended Learning" - это комбинирование очных и дистанционных (on-line и off-line) фаз обучения, причем в зависимости от целей, этапов обучения, типа учебного заведения, от целей и содержания обучения возможны различные варианты (модели). В основе интегративной концепции обучения лежат идеи личностно ориентированного подхода (ЛОП) и конструктивизма, который «по своей идеологии ближе других теорий стоит к личностно ориентированному подходу» [5: 39]: учение есть собственно активный процесс конструирования знания, на основе ранее приобретенного опыта и ранее усвоенных знаний. Такой учебный процесс протекает, в первую очередь, индивидуально и управляется учащимся самостоятельно, а преподавателем лишь направляется и поддерживается. На переднем плане находятся самостоятельное нахождение и конструирование проблем, их решение, и аутентичное общение в аутентичных ситуациях. Такое обучение становится «трехмерным»: пространство - время - доверие. Эта «трехмерность» предполагает: а) гибкость пространства, т.е. возможность учиться как дома, так и в учебной аудитории; б) гибкость во времени: возможность самому решать, когда, сколько времени учиться; в) создание доверительной атмосферы: возможность «видеть и чувствовать» других партнеров по общению, чувствовать себя свободно и комфортно в группе.

В интегрированном обучении открытое (нерегулируемое) обучение должно оптимально сочетаться с регулируемым/ управляемым обучением. Последнее предполагает выраженное в большей или меньшей степени управление

учебным процессом. В этом случае преподаватель создает курс с соответствующими заданиями, используя максимально дидактические возможности ИКТ.

В настоящей статье представлены возможности совершенствования обучения иностранному языку как дополнительной специальности на языковом факультете педагогического вуза по модели интеграции очных и дистанционных форм обучения. В основе такой модели обучения лежат концепция дистанционного обучения, разработанная Лабораторией дистанционного обучения ИС-МО РАО под руководством д.п.н., профессора Е.С. Полат, идеи личностно ориентированного подхода и конструктивизма.

В соответствии с концепцией дистанционного обучения Е.С. Полат [5; 7], при интеграции очной и дистанционной форм обучения возникает новая система обучения, в которой составляющие ее компоненты очного и дистанционного обучения при соответствующих условиях гармонично взаимодействуют. «Интеграция» (от лат. «integratio»- восстановление, восполнение, от лат. integer -целый) означает «объединение, соединение, слияние». Следовательно, интеграция - это понятие, означающее состояние связанности отдельных, дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Учебный процесс, организованный по модели интеграции, представляет собой определенную систему, состоящую из разных частей, которые функционируют в постоянной взаимосвязи друг с другом, образуя единое целое. При этом необходимо подчеркнуть, что такая интеграция -это не просто фрагментарное использование ИКТ в самостоятельной работе студентов. Это единый, целостный учебный процесс, предполагающий организацию части познавательной деятельности студентов в аудитории под непосредственным руководством преподавателя, в то время как другая часть деятельности студентов выносится на дистанционную форму, с преобладанием самостоятельных видов работ индивидуально или совместно с партнерами в ма-

2 http://www.distant.ioso.ru Вестник ЧГПУ10.2 2009

лой группе сотрудничества. Преподаватель осуществляет при этом постоянную консультацию и контроль.

При освоении модели интеграции очных и дистанционных форм обучения иностранному языку как дополнительной специальности, нами выявлены условия, влияющие на эффективность организации такого обучения, раскрыта сущность модели интеграции очного и дистанционного обучения и практически доказаны возможные преимущества использования выбранной модели при организации обучения иностранному языку как дополнительной специальности.

Итак, предлагаемая нами модель интеграции очных и дистанционных форм обучения иностранному языку - это образовательная система (со своим компонентным составом: целями, содержанием, методами, организационными формами, средствами обучения), которая предполагает наличие в ней единства двух этапов: 1. - этап проектирования, т.е. разработки компонентов (целей, содержания, методов, организационных форм и средств), соответствующего учебно-методического обеспечения учебного процесса, экспертизы учебных материалов; 2. - этап использования разработанного проекта в деятельности студентов и преподавателей в процессе обучения иностранному языку как дополнительной специальности. Цели и содержание интегрированного обучения определяются программой специальности 050303 «Иностранный язык «с дополнительной специальностью «Иностранный язык», но существенно дополняются и преобразуются, благодаря дидактическим возможностям Интернета и ИКТ. Значительное влияние оказывают последние и на организационные формы, методы и средства обучения. Организационными формами учебной деятельности в интегрированном обучении являются: традиционная очная форма занятия - коллективное обучение в аудитории (практические лабораторные занятия, семинары, лекции); СР в аудитории - СРС на репродуктивном и трансформационном уровне в аудитории; СР вне аудитории - СРС на эвристическом и творческом уровне (эссе, рефераты, задачи, case-study); КИМ - различные формы и виды контроля, в том числе и с помощью ИКТ (тесты, контрольные

работы, зачеты, экзамены); СРС на базе обучающей платформы - СРС на всех уровнях на базе дидактических возможностей Интернета или обучающей платформы; проектная деятельность - (исследовательские, информационные, творческие и др. проекты, в том числе и на базе ИКТ ) - индивидуальная, групповая совместная деятельность студентов под руководством тьютора, направленная на более глубокое усвоение учебного материала, на раскрытие творческих способностей и на развитие критического мышления студентов (как в аудитории, так во внеаудиторной деятельности); конференция: видео-, аудио- и эпистоконференция - заключительное занятие в виде открытого обсуждения пройденного материла, как правило, с представлением и обсуждением результатов проектной деятельности; медиа-лекция или медиа-семинар - слайд-презентация, текстовая лекция с гиперссылками на медиа-объекты, средства: сайт, платформа, PowerPoint; консультации - групповые, индивидуальные; техническая база: электронная почта, форумы, чаты, дидактические ресурсы обучающей платформы; игры - обучающие, тренировочные, контролирующие, ролевые, деловые; средства: компьютерные обучающие программы, Интернет.

Обучение в дистанционной форме осуществляется с помощью виртуальной обучающей среды или обучающей платформы Moodle. Курс обычно состоит из следующих модулей: организационно-методического, информационно-обучающего, контрольного, коммуникационного, содержащего различные инструменты общения для организации учебного процесса и связи между его участниками (форумы, электронная почта, чат, блог), персонального, «E-Portfolio», предназначенного для рефлексивно-оценочной деятельности обучаемых, управляющего модуля [1; 2].

В дистанционной форме студенты осваивают соответствующее конкретному этапу обучения содержание, отобранное и структурированное в соответствии с положениями личностно ориентированного обучения и дидактическими возможностями ИКТ. Систематически выполняя практические упражнения с использованием современных педагогических технологий (обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, «портфель студента», метод проектов), твор-

ческих и тестовых заданий, размещенных в сети Интернет с помощью дидактических ресурсов программной оболочки Moodle и сетевых технологий (электронная почта, форумы, чаты, блоги и т.п.), студенты имеют возможность постоянно общаться с преподавателем, с коллегами и партнерами по курсу. Такое обучение способствует также развитию навыков и умений критического мышления студентов и индивидуализации обучения, благодаря участию в учебных дискуссиях, ролевых играх, работе в малых группах сотрудничества, выполнению заданий проблемного характера, связанных с поиском и обработкой информации в Интернете.

Базовое обучение проходит в очной форме, на дистанционную же форму выносятся отдельные виды деятельности и некоторая часть содержания. Для организации такого учебного процесса нужно четко определить, какие виды деятельности целесообразно использовать в аудитории и какие виды деятельности можно перенести на дистанционные формы. Очная форма предусматривает: ознакомление студентов с новым языковым материалом по наиболее трудным проблемам, формы работ, требующих непосредственного участия преподавателя (в первую очередь, работа по формированию лингвистической компетенции студентов); различного рода дискуссии, работа в группах, защиты и презентации результатов совместной проектной деятельности; некоторые виды контрольных и проверочных работ. Дистанционная форма предусматривает: самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность с ресурсами Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению материала программы курса, лабораторных и практических работ; совместное выполнение заданий творческого характера (quiz, веб-квест, проектные задания); работу со справочными и информационными материалами; ссылки на дополнительный материал на сайтах в Интернете; консультации с преподавателем; различные виды форумов на заданные темы по материалам курса; промежуточное тестирование.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Модель интеграции очных и дистанционных форм обучения ИЯ как дополнительной специальности на базе ИКТ представлена на рис. 1. Программа

обучения ИЯ как дополнительной специальности включает в себя четыре аспекта: практический курс ИЯ, теория и методика обучения иностранному языку и предмету, теория языка и страноведение. Данные аспекты содержат несколько тем, которые изучаются на аудиторных занятиях и в самостоятельной работе в отношении 50:50. Вначале проводится входное тестирование, позволяющее преподавателю организовать работу с учетом уровня подготовки данного контингента студентов. В процессе изучения каждой темы студенты проходят 3 этапа. Первый - в аудитории в форме непосредственного общения с другими студентами и преподавателем с прямым контролем. Второй - этап самостоятельной работы, которая ведется в двух направлениях: работа с печатным материалом, предоставленным преподавателем или найденным самостоятельно и последующим отчетом в аудитории; и выполнение тестов и веб-квестов с применением ИКТ на базе обучающей платформы МооШе с опосредованным контролем через различные виды контрольных работ в аудитории. Третий -полностью самостоятельная дистанционная форма обучения на базе платформы МооШе с использованием таких ресурсов как форум, чат, задание, семинар и др. с непосредственным или опосредованным контролем преподавателя в дистанционной форме.

Далее проводится итоговый контроль, за которым следует оценка уровня сформированности навыков и умений, анализ полученных результатов, рефлексия личных достижений студентов и мониторинг эффективности применяемых форм работы, методов и средств обучения по развитию необходимых студентам компетенций. За мониторингом следуют корректирующие действия, направленные на исправление допущенных в процессе обучения ошибок, что в свою очередь ведет к усовершенствованию всего педагогического процесса. Например, в каждой теме, изучаемой в практическом курсе иностранного языка, предполагается работа с такими ресурсами как тесты разных уровней и различными целевыми установками, веб-квесты, форумы, чаты, проекты, задания. В курсе теории и методики обучения ИЯ и предмету студентам предлагается работа с ресурсом лекция-опрос, семинар, форум (см.: рис.1).

Приоритетными целями каждого из этапов процесса являются организация системы обучения с изменением от репродуктивных заданий к творческим. Применение ИКТ и дистанционной формы обучения направлены на построение индивидуальной образовательной траектории для студентов отдельно взятой группы, позволяющей учитывать их различный стартовый уровень владения иностранным языком, повышать их мотивацию черз выполнение личностно значимых заданий, направленных на увеличение самостоятельности при уменьшении участия преподавателя в учебном процессе, формирование творческого подхода к решению задач.

Многолетний опыт преподавания ИЯ как дополнительной специальности показал, что различный стартовый уровень знаний студентов в группе ведет к проявлению многими высокой тревожности, особенно в группах, объединяющих студентов, начинающих изучение языка с нулевого уровня и тех, кто окончил специализированную школу с ИЯ как первым иностранным, что приводит первых к занижению самооценки своего потенциала, а вторых - к ее завышению. Проанализировав данную ситуацию, мы предположили, что решить проблему поможет организация учебной деятельности, построенная на принципах индивидуализации. Поэтому на первом этапе изучения второго иностранного языка (5 семестр) должно происходить относительное выравнивание знаний: на аудиторных занятиях посредством использования технологий индивидуализированного обучения, при организации СРС - организации индивидуальной траектории обучения. Степень участия преподавателя на данном этапе является максимальной: продумывание системы мотивов и стимулов, которые помогут настроить студентов на активную, рационально построенную работу; продумывание и постановка разноуровневой системы целей; формирование практических умений различных видов самостоятельной учебной деятельности; обеспечение контроля и коррекции результатов СРС. И, если при очной форме обучения преподавателю практически невозможно контролировать более двух уровней сформированности навыков студентов группы, то применение ИКТ дает преподавателю возможность контроля над выполнением студентами разно-

уровневых тестов в режиме off-line в удобное время и необходимое количество раз для достижения поставленной цели в каждом конкретном случае. Мониторинг эффективности действий преподавателя на этапе анализа результатов итогового контроля позволяет ему увидеть слабые места в организации учебной деятельности и в дальнейшем усовершенствовать свою работу (см.: рис.1).

Экспериментальная работа выявила, что у многих студентов с низким уровнем владения языком или из-за личностных психологических особенностей пропадает мотивация к активизации учебно-познавательной деятельности на трансформационном уровне. Во время организации дискуссий или спонтанных диалогов на уроке они, стесняясь своих возможных ошибок, принимают пассивную позицию, и тем самым не реализуют свой потенциал в дальнейшем саморазвитии.

Рефлексия (см.: рис.1) на последнем этапе представленной нами модели позволяет студенту оценить положительные учебные достижения, с одной стороны, и определить индивидуальную планку трудности при дальнейшей работе с ИКТ, с другой.

Отметим преимущества подобной формы работы: в отличие от аудиторных занятий, созданная нами модель интеграции дистанционных и очных форм обучения иностранному языку на базе ИКТ дает возможность участия в любом виде работы абсолютно всем студентам, так как позволяет выбрать для себя наиболее оптимальный вариант активности. Вначале многие студенты работают в дистанционном форме - делятся своим мнением, пишут эссе, участвуют в форумах - только потому, что задания обозначены как обязательные, подлежащие оценке. Но в процессе работы многие студенты, не отличающиеся активностью на аудиторных занятиях, становятся одними из самых активных участников в форуме. Этому способствует рефлексия: они могут вернуться назад, к предыдущим высказываниям и сравнить свои возможности и возможности тех, кто находился на другой ступени владения языком. И, поощряемые вербальной оценкой преподавателя их действий, они становятся все активнее в высказыва-

нии своих взглядов, порой предлагая свои темы для обсуждения в форуме или создавая собственные проекты по заданиям

Таким образом, благодаря созданию следующих условий - использование современных личностно ориентированных методов обучения, эффективное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы (как в очной, так и в дистанционной форме обучения), адаптирование традиционной методики очного обучения к условиям Интернета и к дидактическим возможностям ИКТ, оптимальное сочетание очных и дистанционных форм обучения, возможность постоянного мониторинга учебной деятельности студентов, организация эффективной системы контроля и тестирования студентов - значительно повышается качество учебно-воспитательного процесса по обучению ИЯ как дополнительной специальности. С точки зрения педагогической целесообразности такой интеграции, при условии, если такое взаимодействие методически грамотно организовано на базе единой среды информационной системы, новые и интересные возможности получают и студенты и преподаватели. Студенты приобретают навыки самостоятельной работы в сети (что немаловажно для их будущей профессиональной деятельности). Они усваивают новый уровень отношений с преподавателем с точки зрения информационного и сетевого этикета; получают возможность общения не только с преподавателем и студентами своей группы, но и с другими студентами; и самое главное: в процессе активного диалога на изучаемом языке, который строится на проблемной основе, учатся отбирать и преобразовывать информацию, самостоятельно выдвигать гипотезу и принимать решать решения, т.е. учатся критически осмысливать изучаемые проблемы. Преподаватели получают возможность более высокого уровня контроля сформированности навыков и умений за счет быстрой обратной связи, дистанционной и своевременной проверки работ и централизации такой проверки. Они могут своевременно обновлять содержание обучения и информировать об этом студентов; могут индивидуализировать задания студентам в соответствии с их наклонностями и уровнем владения языковым и речевым материалом.

Библиографический список

1. Канатова, С.Ш. Организация СРС при интегрированном обучении иностранному языку [Текст]/ С.Ш. Канатова, И. А. Иванова // Актуальные проблемы лингвистики и лингво-дидактики: сущность, проблемы и перспективы: Мат.междунар.научно-практич.конф. - Волгоград, 2008.- С.156-.

2. Канатова С.Ш. Интегрированное обучение иностранным языкам на базе ИКТ [Текст]:учебно-методическое пособие /С.Ш. Канатова. - Волгоград, «Перемена», 2009 г. -119 с.

3. Концепция информатизации сферы образования Российской федерации [Текст]. -М., 1998.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования (ЕС-ДО) в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mesi.ru, свободный. - Загл. с экрана.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / под ред. Е С. Полат. - М., 2003. - 392 с.

6. Обучение для будущего (при поддержке Mio'osoft ) [Текст]: Уч. пособие. - 4 - е изд. испр. - М.: Издат.-торговый дом « Русская редакция», 2004. - 368 с.

7. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / под ред. Е.С . Полат. - М.: Издательский центр « Академия», 2004. - 416 с.

Bibliography

1. Education for the Future (with Microsoft Support) [Text]: Guidance Manual for Students. -4th Edition Upgraded. - M.: Publishing-Trading House of "Russian Editorial Office", 2004. - 368 p.

2. Kanatova, S.Sh. Organization of Self-Studying Based on the Integrated Teaching of a Foreign Language [Text] / S. Sh. Kanatova, I.A. Ivanova // Actual Problems of Linguistics and Lin-guadidactics: Essence, Problems and Prospects: Works of the International Scientific-Practical Conference. - Volgograd, 2008. - P. 156-163.

3. Kanatova, S.Sh. Blended Learning in Teaching of Foreign Languages Based on ICT [Text]: Guidance Manual for Students / S.Sh. Kanatova. - Volgograd, "Peremena", 2009. - 119 p.

4. New Pedagogical and Informational Technologies in the Educational System [Text] / Edited by E.S. Polat. - M., 2003. - 329 p.

5. The Conception of Informatization of the Educational Sphere of the Russian Federation [Text]. - M., 1998.

6. The Conception of Designing and Developing the Common System of Distant Education in Russia [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.mesi.ru, free.

7. Theory and Practice of Distant Learning: Guidance Manual for Students [Text] / Edited by E.S. Polat. - M.: "Academy"Publishing Centre, 2004. - 416 p.