Научная статья на тему 'Модель инновационной системы военного профессионального образования: структура, цели и задачи'

Модель инновационной системы военного профессионального образования: структура, цели и задачи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / профессиональное образование / военное профессиональное образование / инновации в образовании / педагогическая инновация / инновационная деятельность / российская инновационная система

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самохин Ф. В.

Показано, что высшая военная школа является важным элементом Российской инновационной системы. Обоснована структура, сформулированы цели и задачи инновационной системы военного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proves that a higher military school is an important component of the Russian innovation system. The structure of the innovation system of military professional education and its goals are defined.

Текст научной работы на тему «Модель инновационной системы военного профессионального образования: структура, цели и задачи»

В. Ф. Самохин

МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРУКТУРА, ЦЕЛИ

И ЗАДАЧИ

Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С. М. Будённого Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. Ю. Ефремов

Показано, что высшая военная школа является важным элементом Российской инновационной системы. Обоснована структура, сформулированы цели и задачи инновационной системы военного профессионального образования.

The article proves that a higher military school is an important component of the Russian innovation system. The structure of the innovation system of military professional education and its goals are defined.

В настоящее время происходит интеллектуальный передел мира, эволюционно сменивший территориально-сырьевой пе-

редел. В такой ситуации наибольшие выгоды приобретают те государства, где интеллектуальные ресурсы используют так же

238

интенсивно, как и материальные, энергетические и финансовые. Традиционно именно вузы, в том числе и военные, служат источником знаний, лежащих в основе новых технологических процессов. Инновационная тематика становится все более популярной не только в специальных изданиях, но и в литературе, рассчитанной на широкий круг читателей. Это отражает возрастающее понимание обществом, что обновление всех сторон жизни государства складывается из тех нововведений, которые будут реализованы в управлении, производстве, организации и культуре. Проблема заключается в том, чтобы все эти нововведения составляли единую цепь, представляли определенную систему, что окончательно усилило бы их мультипликативный эффект. Концепция формирования национальных инновационных систем (НИС) любого государства предусматривает следующие цели: увеличение объемов наукоемкой продукции; повышение образовательного уровня на -селения; решение экологических и социальных проблем за счет использования новых технологий.

Очевидно, что для достижения указанных целей особая роль должна уделяться сохранению высшего образования на мировом уровне. При этом в основу формирования Российской инновационной системы (РИС) могут быть положены следующие принципы1: системный подход к формированию инновационной политики; самостоятельное формирование инновационных систем всех уровней, учитывающих особенности и специфику субъектов инновационной деятельности соответствующего уровня, и ее последующую интеграцию в общую систему; приоритетное развитие фундаментальной науки, высшего образования и высокотехнологичной промышленности; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях.

Исходя из перечисленных принципов, Российская инновационная система может быть определена следующим образом2.

Российская инновационная система -это федерально-региональная экономическая система, направления деятельности которой определяются проводимой государственной экономической политикой и регулируются соответствующей нормативно-правовой базой, представляющая собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового экономического знания.

Из определения следует, что РИС включает в себя четыре подсистемы:

• генерации знаний, функционирующую как совокупность организаций, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования;

• образования и профессиональной подготовки, объединяющую совокупность высших учебных заведений профессионального образования, в том числе военных вузов;

• производства наукоемкой продукции, включающую предприятия, работающие в сфере наукоемкого производства;

• инновационной инфраструктуры, объединяющую инновационные предприятия, телекоммуникационные сети, технопарки, инкубаторы, инновационно-технологические центры, венчурные фонды и т. д.

Высшая военная школа имеет большие возможности для внесения серьезного и весомого вклада в формирование РИС эффективно функционирующими ее подсистемами, в нахождение путей повышения уровня инновационной активности нашего общества, в формирование инновационной культуры, в развитие многоуровневой подготовки кадров, в создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры.

Перечисленные возможности в значительной мере обусловлены степенью участия и активностью инновационных процессов, проводимых в системе военного профессионального образования. В свою очередь, эффективность инновационной деятельности военной школы будет достигнута только при комплексном учете всей совокупности факторов, определяющих воз-

можности военного вуза в этой сфере, при структурировании инновационной системы военного профессионального образования, органично вписывающейся в общую Российскую инновационную систему.

Формирование в военном вузе единого учебно-научно-инновационного комплекса требует переосмысления и реорганизации структуры управления вузом в целом. В подсистемы управления качеством научной и образовательной деятельности военного вуза должен быть включен инновационный компонент, позволяющий эффективно управлять и стимулировать развитие инновационной деятельности в научной и образовательных сферах. Инновационная деятельность в военном вузе должна стать приоритетной, и если на уровне руководства большинства вузов сегодня есть полное понимание актуальности такого подхода, то в среде профессорско-преподавательского состава это далеко не так. Основная проблема заключается в формировании общественного мнения и позитивного отношения к инновационной деятельности в каждом вузовском коллективе, формировании у всех субъектов инновационного процесса инновационной культуры.

В составе учебно-научно-инновационного комплекса военного вуза нет специального структурного подразделения, являющегося субъектом инновационной структуры в правовом смысле. В то же время практика выполнения инновационных научно-технических программ и опыт образовательной инновационной деятельности дают основание считать, что под инновационной инфраструктурой военного вуза в широком смысле следует понимать подразделения и иные его структуры, функционирующие в общем инновационном процессе, начиная от выполнения фундаментальных и прикладных исследований до подготовки военных специалистов.

Центральной задачей инновационной политики военного вуза должно стать обеспечение взаимодействия науки, образования и реального сектора экономики, в том

числе с предприятиями и организациями МО РФ. Выполнение этой задачи связано с созданием инновационной структуры как отдельного военного вуза, так и системы военного профессионального образования в целом, которая позволит в условиях дефицита финансового обеспечения управлять процессом адаптации образования и науки к сложившимся социально-экономическим условиям в государстве и изменившимся требованиям к подготовке военных специалистов. Структура учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) военного вуза (ввуза) включает три блока:

• учебный блок, охватывающий совокупность кафедр и слушательских (курсантских) конструкторских бюро (или других организационных форм привлечения обучающихся к научным исследованиям);

• научный блок, включающий научные подразделения (научно-исследовательские лаборатории (НИЛ), научно-исследовательские группы (НИГ), научно-исследовательские центры (НИЦ));

• инновационно-инвестиционный блок, объединяющий обеспечивающие подразделения (отделы военно-технической информации, материально-технического обеспечения, кадров, бюро изобретательства и рационализации) и планирующие органы (учебный отдел, научно-исследовательский отдел и руководство ввуза).

Решая задачу создания учебно-научно-инновационного комплекса, необходимо учитывать сложившуюся структуру ввуза в организации учебного процесса, а также научной и инновационной деятельности, трансформируя их в нужном направлении, сохраняя при этом эффективно действующие структуры.

Важной составляющей учебно-научно-инновационного комплекса являются сформировавшиеся в конкретном военном вузе научные школы.

Входящие в структуру УНИК научные школы выполняют две взаимосвязанные функции: образовательную, обеспечивающую преобразование и передачу знания в

образовательные инновации; научно-техническую и технологическую, обеспечивающие преобразование и передачу знания в технологические процессы создания инноваций.

Формирование научных школ военного вуза из числа профессорско-преподавательского состава, ученых научных подразделений, адъюнктов и докторантов с привлечением наиболее талантливых курсантов и слушателей обеспечит развитие инновационной деятельности в двух направлениях: наука - инноватика - производство и наука - инноватика - образование.

Результатом инновационной деятельности военного вуза являются объекты интеллектуальной собственности, которые, будучи внедренными в реальном секторе экономики (в том числе в интересах оборонного комплекса), составят научно-технические инновации, а реализованные в учебном процессе - образовательные. На этом этапе задача инновационно-инвестиционного блока УНИК ввуза помимо управленческих функций заключается в проведении инвестиционной политики и поиске контрагентов для продвижения результатов инновационного процесса до производственной стадии.

Успешность функционирования УНИК военного вуза в целом указывает на необходимость поиска инновационных подходов при решении социально-управленческих, научно-технических и образовательных задач, при которых возможно достижение единой цели инновационной деятельности военного вуза.

Общую структуру инноваций ввуза целесообразно представить в виде трех составляющих, каждая из которых детерминируется присущими ей факторами и выдвигает свои требования по изменению устоявшихся традиционных подходов.

1. Социально-управленческие инновации, определяющими факторами которых являются: система управления инновационной деятельностью; система правоотношений субъектов инновационной деятельности;

система мотиваций, кадровый состав, и которые выдвигают требования по изменению: структуры управления ввузом в реально существующих условиях его функционирования; методов принятия решений, при которых достигается наивысшая эффективность инновационной деятельности; кадровой политики, гарантирующей замещение ключевых должностей специалистами с развитой инновационной культурой; мотива-ционной структуры, включающей средства морального и материального поощрения авторов инноваций; правоотношений субъектов инновационной деятельности на основе действующих федеральных законов и нормативных документов, учитывающих особый статус военного вуза.

2. Образовательные инновации, определяющими факторами которых являются: образовательные программы, технологии обучения, квалификация и инновационная культура профессорско-преподавательского состава, и которые требуют решения проблем, связанных с необходимостью: совмещения инновационных и нормативных учебных планов; переподготовки и повышения квалификации преподавателей в области инновационной деятельности; разработки новых учебных и методических материалов, отражающих современные достижения в изучаемых областях знаний, и новые технологии обучения; совместимости носителей различных педагогических взглядов на методы обучения и воспитания обучающихся; изменения схемы управления образовательным процессом в той степени, при которой наиболее полно реализуются потенциальные возможности педагогических и научных коллективов вуза в инновационном процессе.

3. Научно-технические инновации, определяющими факторами которых являются научно-технический потенциал вуза, финансовое обеспечение, информационная поддержка, инновационная инфраструктура, которые выдвигают требования по формированию: научно-лабораторной базы, укомплектованной современными прибо-

24 1

рами, с помощью которых возможно применение передовых технологий проведения научных исследований; портфеля заказов на выполнение прикладных исследований в рамках НИОКР, заказчиками которых выступают организации и производственные предприятия любых форм собственности; альтернативных источников финансирования, общий объем которых должен обеспечить эффективную реализацию инновационных процессов; научно-исследовательских коллективов; условий включения в исследовательскую деятельность на всех уровнях слушателей (курсантов), в том числе на этапах выполнения НИОКР и отработки опытных образцов.

Очевидно, что достижение сформулированной выше общей цели научной, научно-технической и инновационной политики в системе военного профессионального образования предполагает, что инновационные процессы и решаемые с их помощью проблемы в рассмотренных социально-управленческой, научно-технической и образовательной областях единой инновационной структуры военного вуза должны рассматриваться как триединая задача.

Игнорирование или недостаточный уровень выполнения перечисленных требований хотя бы в одной области не только затруднит, но в большинстве случаев сделает невозможной достижение основных целей инновационной системы военного профессионального образования: повышения качества профессиональной подготовки военных кадров; формирования инновационной культуры обучающихся военных вузов; укрепления обороноспособности государства путем генерации, распространения и реализации новых знаний.

Из перечисленных целей следует, что модель инновационной системы военного профессионального образования в общем случае должна включать три подсистемы:

• генерации новых знаний;

• образования и профессиональной подготовки военных специалистов, участвующих в инновационной деятельности;

• инновационной инфраструктуры.

Функции и задачи указанных подсистем

реализуются совокупностью учебно-научно-инновационных комплексов образова-тельных учреждений военного профессионального образования. Деятельность подсистем определяется:

• действующей военной доктриной Российской Федерации;

• реализуемой государственной экономической политикой;

• действующей нормативно-правовой базой, регулирующей инновационную деятельность всех субъектов;

• существующими возможностями распространения нового знания, полученного в результате проводимых инновационных процессов;

• востребованностью новых знаний реальным сектором экономики, в том числе предприятиями и организациями военно-промышленного комплекса, готовностью к их использованию в производственной практике.

Рассмотренная модель дает основание для следующего определения: инновационная система военного профессионального образования - это часть Российской инновационной системы, представляющая собой совокупность учебно-научно-инновационных комплексов военных вузов, взаимодействующая со структурными элементами Российской инновационной системы в процессе генерации, распространения и использования нового знания, актуального для укрепления экономики и обороноспособности государства, и деятельность которой определяется принятой военной доктриной России, проводимой государственной политикой и регламентируется действующей нормативно-правовой базой.

Эффективность функционирования инновационной системы военного профессионального образования на современном этапе сдерживается рядом обстоятельств, без разрешения которых не может быть успешно реализована задача формирования личности с развитой инновационной культурой.

К проблемам, решению которых необходимо уделить первостепенное внимание, следует отнести: обеспечение оптимального управления инновационной деятельностью и вовлеченными в нее субъектами на всех этапах инновационного процесса; разработку индикативной системы критериев эффективности инновационной деятельности военного вуза, обеспечивающей объективную оценку всех ее аспектов; реализацию в полном объеме принципов гуманизации и гуманитаризации системы образования.

Решение этих и других проблем будет действенным инструментом для преодоления синдрома технократизма, изолированности гуманитарной и технической культур, формирования представлений, умений и навыков современного мышления, основанного на целостном видении картины мира, в котором сферы жизнедеятельности становятся все более взаимосвязанными, взаимообусловленными и взаимоинтегри-рованными, т. е. формирования тех качеств личности, которые составляют суть ее инновационной культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Холодкова Л. А. Инновационная культура субъектов военного профессионального образова-ния: теория и практика. Монография. СПб.: ВУС, 2004. С. 17.

2 Иванов В. В. Актуальные проблемы формирования Российской инновационной системы. М.: Научно-организационное Управление РАН, 2002. С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.