Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ'

МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIVE EDUCATION / EDUCATION MODEL / TEACHER TRAINING / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзахмедова Ш.А.

В статье рассматривается актуальность разработки модели инновационного образования для реализации в системе повышения квалификации педагогических кадров. Раскрыты понятия «модель обучения», «модель образования», «образовательные инновации». Приведено сравнение инновационной образовательной модели с традиционными подходами. Отмечены условия, необходимые для внедрения инноваций в сфере образования, факторы, влияющие на инновационную деятельность педагогов. Раскрыты цели, которые необходимо достичь благодаря внедрению инновационной модели образования в систему повышения квалификации педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзахмедова Ш.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INNOVATIVE EDUCATION IN THE SYSTEM OF INCREASING THE QUALIFICATION OF TEACHERS

The article discusses the relevance of developing a model of innovative education for implementation in the continuing education system of teaching staff. The concepts of “learning model”, “education model”, “educational innovation” are disclosed. A comparison of the innovative educational model with traditional approaches is given. The conditions necessary for the introduction of innovations in the field of education, the factors affecting the innovative activities of teachers are noted. The goals that must be achieved through the introduction of an innovative model of education in the system of advanced training of teaching staff are disclosed.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ»

УДК 377.8

Мирзахмедова Ш.А. старший преподаватель кафедры «Инновационные образовательные технологии» Институт педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования при Министерстве высшего и среднего

специального образования Республики Узбекистан Республика Узбекистан, г. Ташкент

МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация: в статье рассматривается актуальность разработки модели инновационного образования для реализации в системе повышения квалификации педагогических кадров. Раскрыты понятия «модель обучения», «модель образования», «образовательные инновации». Приведено сравнение инновационной образовательной модели с традиционными подходами. Отмечены условия, необходимые для внедрения инноваций в сфере образования, факторы, влияющие на инновационную деятельность педагогов. Раскрыты цели, которые необходимо достичь благодаря внедрению инновационной модели образования в систему повышения квалификации педагогических кадров.

Ключевые слова: инновационное образование, модель образования, повышение квалификации педагога, профессиональное образование

Mirzakhmedova Sh.A.

Senior Lecturer

Department of Innovative Educational Technologies Institute of Pedagogical Innovations, Retraining and Further Training of Leadership and Pedagogical Personnel of Professional Education under the

Ministry of Higher and Secondary Special Education

of the Republic of Uzbekistan Republic of Uzbekistan, Tashkent

MODEL OF INNOVATIVE EDUCATION IN THE SYSTEM OF INCREASING THE QUALIFICATION OF TEACHERS

Annotation: The article discusses the relevance of developing a model of innovative education for implementation in the continuing education system of teaching staff. The concepts of "learning model", "education model", "educational innovation" are disclosed. A comparison of the innovative educational model with traditional approaches is given. The conditions necessary

for the introduction of innovations in the field of education, the factors affecting the innovative activities of teachers are noted. The goals that must be achieved through the introduction of an innovative model of education in the system of advanced training of teaching staff are disclosed.

Key words: innovative education, education model, teacher training, professional education

На текущей стадии развития образовательной системы Республики Узбекистан происходит активный поиск новаций в теоретической и практической плоскостях. Активизация инновационных процессов стала попыткой устранить некоторые противоречия, ключевое из которых заключается в несоответствии привычных форм и методов обучения, воспитания, текущих тенденций развития образовательной системы и кардинально меняющихся социально-экономических условий развития общества.

Сегодня общественные запросы к образовательной системе существенно обновились. В этой связи система повышения квалификации педагогов должна привести к качественному изменению деятельности педагога в образовательном процессе. Это изменение должно рассматриваться как конечный результат и критерий качества повышения квалификации педагогов системы профессионального образования [1].

Инновационная система повышения квалификации педагогических кадров должна строиться как образец современного учебного процесса. Для этого требуется использование инновационной образовательной модели, имеющей научное обоснование. Она должна быть положена в основу инновационной программы повышения квалификации педагогических кадров.

В научных трудах по педагогике мы встречаем такие понятия, как модель обучения и модель образования (образовательная модель). Что касается первого понятия, то оно применяется исключительно к процессу обучения. О модели образования говорят тогда, когда подразумевают организацию всего процесса образования, включающего не только обучение, но и воспитание и личностное развитие обучаемого.

Образовательная модель это не что иное, как реализация особого научного подхода, способ организации образовательного пространства, совместной деятельности разных образовательных институтов и построения образовательной системы. Образовательная модель представляет собой воображаемую систему, основанную на определенном подходе к образованию, выражающую видение его роли в жизни отдельных людей и всего общества.

Образовательные инновации представляются нам как процесс совершенствования педагогических технологий, комплекса учебных методов, средств и приемов, взаимодействия педагога и ученика. Сегодня

инновационную педагогическую деятельность рассматривают как один из важнейших компонентов образовательной деятельности любого педагогического учреждения [2].

Таким образом, инновационная образовательная модель предусматривает построение образовательного процесса как способа решения проблем со значительным расширением самостоятельности ученика. Инновационная образовательная модель обладает более высокими критериями оцени качества воспитательно-образовательного процесса по сравнению с привычными моделями, в том числе:

• предоставляемыми обучаемому познавательными возможностями;

• ответственностью в учебном процессе;

• реализацией личностной направленности с учетом особенностей микросоциума;

• построением системы непрерывного образования;

• положительным характером совместной деятельности обучающего персонала и обучающихся с усилением субъектной позиции последних в образовательном процессе, состоянием дисциплины;

• дифференциацией (диверсификацией) учебно-воспитательного процесса;

• глубоким анализом запросов, способностей и проблем обучаемых.

Инновационная образовательная модель подразумевает универсальность и комплексность, благодаря чему закладывается основа мировоззрения о целостности ноосферы, психосферы и социосферы.

Следует отметить, что обязанность по внедрению инноваций в сфере образования лежит не на государственных институциях, а на педагогических коллективах и образовательных учреждениях. Органы власти могут лишь способствовать идти в данном направлении, поставив конкретные задачи. А насколько успешно разработанные инновации будут реализованы в педагогической практике, зависит только от самих учителей и администрации учебных заведений, от уровня личностного и профессионального развития педагогов [3].

При этом инновационная деятельность педагогов зависит от целого ряда факторов, в числе которых:

• организационные реформы (внесение изменений в статус учебного заведения, обновление административных функций, режима работы заведения, поиск новых педагогических кадров и др.);

• объединение учебных дисциплин;

• дополнение учебного плана группы характерными региональными компонентами;

• целевой отбор содержания учебно-воспитательного процесса с учетом проблем глобального образования и индивидуальных особенностей каждого обучаемого.

Процесс поиска инноваций должен включать в себя непрерывную опытную проверку новых технологий в сферах обучения и воспитания, совершенствование базового образовательного стандарта, диагностических методик, которые направлены на более детальное, полное и объективное получение актуальной информации о различных компонентах процесса образования и его результата.

В конечном итоге, благодаря внедрению инновационной модели образования в систему повышения квалификации педагогических кадров мы получаем педагога с активной позицией, способного принять верные решения в нестандартных профессиональных ситуациях, а также открытого к постоянному саморазвитию. Это преподаватель, у которого качественно новое видение самого себя, системы образования и мира в целом. Он оснащен современным технологическим обеспечением и хорошо ориентируется в содержании инновационного обучения.

Использованные источники:

1. Мирзахмедова Ш.А. Система профессионального образования: актуальные проблемы мониторинга и оценивания качества // Проблемы педагогики. 2019. № 5 (44). С. 88-89.

2. Костыко Г.С. Инновационные подходы к повышению квалификации педагогического персонала // Человек. Спорт. Медицина. 2008. №13 (113). С. 135-142.

3. Каримова Ш.К. Непрерывное личностное и профессиональное развитие персонала образовательных учреждений // Научный журнал. 2019. № 3 (37). С. 64-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.