Научная статья на тему 'Модель информационной грамотности учащихся c недоразвитием интеллекта'

Модель информационной грамотности учащихся c недоразвитием интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель информационной грамотности учащихся c недоразвитием интеллекта»

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Н. Н. Глазкова, аспирант кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество порождает новые проблемы. Одна из них заключается в том, чтобы своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий. В число важнейших задач школы на современном этапе выдвигается подготовка учащихся к жизни в информационном обществе. Это добавляет к целям школьного образования еще одну — формирование информационной грамотности у учащихся, соответствующей требованиям информационного общества.

Под информационной грамотностью нами понимается комплекс знаний, умений и навыков, связанных с функционированием информации в обществе и требующихся каждому индивиду для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, верно оценить и эффективно использовать. Мы не связываем понятие «информационная грамотность» исключительно с использованием современных информационных (компьютерных) технологий. Представление информации в различных источниках (будь то книга, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, человек как информатор, натуральный объект окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет суть проблемы научения приемам ориентировки в мире информации.

Изменения в современном обществе повышают требования к социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида и

предъявляют новые требования к их обучению и воспитанию. Поэтому в новых социально-экономических условиях развития общества возникает необходимость модернизации процесса обучения и воспитания учащихся с недоразвитием интеллекта.

Актуальной становится задача формирования у таких учащихся элементов информационной грамотности. Учение в весьма значительной степени представляет собой обработку информации, включающую в себя процедуры наблюдения, слушания, говорения, чтения, письма, решения математических задач, запоминания стихов и пр. Рассматривая учение как информационный процесс, мы вправе говорить о необходимости целенаправленного формирования способности учеников с недоразвитием интеллекта к работе с разными источниками и разными видами представления информации, т. е. о развитии их информационной грамотности.

Для того чтобы можно было диагностировать информационную грамотность у учащихся с недоразвитием интеллекта и, следовательно, сделать эту педагогическую категорию инструментальной, необходимо представить ее в соответствующем виде на языке знаний и умений. Структуру информационной грамотности, на наш взгляд, составляют два блока: 1) теоретических знаний; 2) практических умений. Этот набор знаний и умений распределяется по трем основным линиям: 1) информационной (знания и умения по работе с информацией: хранение, поиск, передача, использование и др.); 2) пользовательской (знания и умения по использованию информационных технологий); 3) алгоритмической (знания и умения по планированию деятельности).

© Н. Н. Глазкова, 2006

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Структурная модель информационной грамотности, разработанная для учащих-

ся специальной (коррекционной) школы VIII вида, представлена ниже.

Структурная модель информационной грамотности, разработанная для учащихся с недоразвитием интеллекта

Информационная линия

Пользовательская линия

Алгоритмическая линия

Знания:

— об информации и ее свойствах (полнота, достоверность, своевременность, важность, понятность);

— видов информации;

— основных информационных процессов — хранения, передачи и обработки информации;

— основных способов представления информации;

— видов информационной деятельности (сбор, организация, поиск, хранение, передача информации);;

— истории способов кодирования информации (например, наскальные изображения, алфавиты);

— основных алгоритмов поиска информации в зависимости от вида информационного запроса: адресный, тематический.

Умения:

— видеть информацию в целом, а не фрагментарно;

— выделять в информации главное и второстепенное;

— интерпретировать информацию;

— находить информацию в различных источниках;

— оценивать потребность в дополнительной информации;

— переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот;

— пользоваться автоматизированными системами поиска, хранения и обработки информации;

— упорядочивать, систематизировать, структурировать информацию;

— устанавливать ассоциативные связи между информационными сообщени-

Знания:

— средств информационных технологий и их назначения (телефон, телевизор, компьютер И др.);

— основных внешних устройств компьютера и их назначения;

— основных устройств ввода и вывода информации на компьютере;

— основных клавиш, используемых при редактировании строки (замена, вставка и удаление символа);

— о макете текстового документа в компьютере;

— о возможностях графического редактора.

Умения:

— работать на клавиатуре компьютера;

— пользоваться мышью (основные операции: двойной щелчок (клик) левой кнопкой мыши, щелчок правой и левой кнопкой мыши, протягивание);

— вводить текст с помощью клавиатуры;

— создавать и редактировать текстовый документ;

— создавать и редактировать простой графический объект

Знания:

— об алгоритме и его основных свойствах (понятность, точность, конечность);

— различных типов алгоритмов (линейный, разветвленный, циклический);

— основных форм записи алгоритмов (текстовая, в виде плана или блок-схемы);

— назначения алгоритма;

— об исполнителях и системах команд исполнителей. Умения:

— ставить цель деятельности;

— разрабатывать эффективные несложные алгоритмы деятельности и реализовать их на практике;

— исполнять различные алгоритмы (учебные, житейские и т. Д.);

— интерпретировать и анализировать полученные результаты;

— понимать и выполнять точные и понятные инструкции при решении: учебных задач и в повседневной жизни

Мониторинг информационной грамотности сводится к применению методик проверки знаний и умений (тесты, анкеты, собеседование, выполнение практических заданий и т. д.). Нами

осуществляется разработка соответствующих методик мониторинга сформированное™ информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта.

Поступила 11.10.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.