МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Н. Н. Глазкова, аспирант кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена
Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество порождает новые проблемы. Одна из них заключается в том, чтобы своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий. В число важнейших задач школы на современном этапе выдвигается подготовка учащихся к жизни в информационном обществе. Это добавляет к целям школьного образования еще одну — формирование информационной грамотности у учащихся, соответствующей требованиям информационного общества.
Под информационной грамотностью нами понимается комплекс знаний, умений и навыков, связанных с функционированием информации в обществе и требующихся каждому индивиду для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, верно оценить и эффективно использовать. Мы не связываем понятие «информационная грамотность» исключительно с использованием современных информационных (компьютерных) технологий. Представление информации в различных источниках (будь то книга, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, человек как информатор, натуральный объект окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет суть проблемы научения приемам ориентировки в мире информации.
Изменения в современном обществе повышают требования к социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида и
предъявляют новые требования к их обучению и воспитанию. Поэтому в новых социально-экономических условиях развития общества возникает необходимость модернизации процесса обучения и воспитания учащихся с недоразвитием интеллекта.
Актуальной становится задача формирования у таких учащихся элементов информационной грамотности. Учение в весьма значительной степени представляет собой обработку информации, включающую в себя процедуры наблюдения, слушания, говорения, чтения, письма, решения математических задач, запоминания стихов и пр. Рассматривая учение как информационный процесс, мы вправе говорить о необходимости целенаправленного формирования способности учеников с недоразвитием интеллекта к работе с разными источниками и разными видами представления информации, т. е. о развитии их информационной грамотности.
Для того чтобы можно было диагностировать информационную грамотность у учащихся с недоразвитием интеллекта и, следовательно, сделать эту педагогическую категорию инструментальной, необходимо представить ее в соответствующем виде на языке знаний и умений. Структуру информационной грамотности, на наш взгляд, составляют два блока: 1) теоретических знаний; 2) практических умений. Этот набор знаний и умений распределяется по трем основным линиям: 1) информационной (знания и умения по работе с информацией: хранение, поиск, передача, использование и др.); 2) пользовательской (знания и умения по использованию информационных технологий); 3) алгоритмической (знания и умения по планированию деятельности).
© Н. Н. Глазкова, 2006
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Структурная модель информационной грамотности, разработанная для учащих-
ся специальной (коррекционной) школы VIII вида, представлена ниже.
Структурная модель информационной грамотности, разработанная для учащихся с недоразвитием интеллекта
Информационная линия
Пользовательская линия
Алгоритмическая линия
Знания:
— об информации и ее свойствах (полнота, достоверность, своевременность, важность, понятность);
— видов информации;
— основных информационных процессов — хранения, передачи и обработки информации;
— основных способов представления информации;
— видов информационной деятельности (сбор, организация, поиск, хранение, передача информации);;
— истории способов кодирования информации (например, наскальные изображения, алфавиты);
— основных алгоритмов поиска информации в зависимости от вида информационного запроса: адресный, тематический.
Умения:
— видеть информацию в целом, а не фрагментарно;
— выделять в информации главное и второстепенное;
— интерпретировать информацию;
— находить информацию в различных источниках;
— оценивать потребность в дополнительной информации;
— переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот;
— пользоваться автоматизированными системами поиска, хранения и обработки информации;
— упорядочивать, систематизировать, структурировать информацию;
— устанавливать ассоциативные связи между информационными сообщени-
Знания:
— средств информационных технологий и их назначения (телефон, телевизор, компьютер И др.);
— основных внешних устройств компьютера и их назначения;
— основных устройств ввода и вывода информации на компьютере;
— основных клавиш, используемых при редактировании строки (замена, вставка и удаление символа);
— о макете текстового документа в компьютере;
— о возможностях графического редактора.
Умения:
— работать на клавиатуре компьютера;
— пользоваться мышью (основные операции: двойной щелчок (клик) левой кнопкой мыши, щелчок правой и левой кнопкой мыши, протягивание);
— вводить текст с помощью клавиатуры;
— создавать и редактировать текстовый документ;
— создавать и редактировать простой графический объект
Знания:
— об алгоритме и его основных свойствах (понятность, точность, конечность);
— различных типов алгоритмов (линейный, разветвленный, циклический);
— основных форм записи алгоритмов (текстовая, в виде плана или блок-схемы);
— назначения алгоритма;
— об исполнителях и системах команд исполнителей. Умения:
— ставить цель деятельности;
— разрабатывать эффективные несложные алгоритмы деятельности и реализовать их на практике;
— исполнять различные алгоритмы (учебные, житейские и т. Д.);
— интерпретировать и анализировать полученные результаты;
— понимать и выполнять точные и понятные инструкции при решении: учебных задач и в повседневной жизни
Мониторинг информационной грамотности сводится к применению методик проверки знаний и умений (тесты, анкеты, собеседование, выполнение практических заданий и т. д.). Нами
осуществляется разработка соответствующих методик мониторинга сформированное™ информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта.
Поступила 11.10.06.