Научная статья на тему 'Проблема формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта'

Проблема формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное общество / информационная грамотность / формирование информационной грамотности / нарушения интеллекта / недоразвитие интеллекта / информатика / обучение информатике / специальная (коррекционная) школа viii вида

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазкова Н. Н.

Рассмотрена проблема подготовки учащихся с недоразвитием интеллекта к жизни в информационном обществе. Представлены результаты апробации программы факультативного курса по элементам информатики для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазкова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered the problem of the training for the life in the information society of the schoolchildren with impaired mental. Presented the results of the approbation of the optional course on elements of the computer science for schoolchildren at the special (correctional) school of the VIIIth type.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта»

Н. Н. Глазкова

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Работа представлена кафедрой олигофренопедагогики.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент А. П. Антропов

Рассмотрена проблема подготовки учащихся с недоразвитием интеллекта к жизни в информационном обществе. Представлены результаты апробации программы факультативного курса по элементам информатики для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Considered the problem of the training for the life in the information society of the schoolchildren with impaired mental. Presented the results of the approbation of the optional course on elements of the computer science for schoolchildren at the special (correctional) school of the VIIIth type.

Отличительной чертой жизни современного общества становится непрерывное возрастание объемов информации на фоне стремительного развития информационной техники и технологии. Эти факторы обуславливают широкое распространение термина «информационное общество», отражающего суть изменений, связанных с возрастанием роли информации в жизни человечества. Изменения, связанные с вхождением человеческой цивилизации в информационное общество, порождают проблему специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе1. Наибольшую распространенность в отражении необходимости такой подготовки получили термины «информационная грамотность» и «информационная культура».

Учебной дисциплиной, призванной обеспечить подготовку учащихся к жизни в современном информационном обществе, является информатика. В рамках данной дисциплины среди объектов изучения доминируют такие понятия, как информация, алгоритм, компьютер, телекоммуникации и др. В состав умений, формируемых этой учебной дисциплиной, входят умения работать с информацией (формулировать свои информационные запросы, находить информацию, давать ей верную оценку и эффективно использовать); планировать последовательность деятельности, а также использовать компьютер и другие современ-

ные информационно-коммуникационные технологии в учебной и повседневной жизни и др. Именно наличие этой совокупности знаний и умений у учащихся отождествляется с готовностью к жизни в современном информационном обществе. Кроме того, исследователями отмечается, что существует необходимость включить подготовку учащихся к жизни в современном информационном обществе в содержание учебных планов образовательных учреждений всех видов и уровней.

Подготовка учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к жизни всегда занимала важное место в теории и практике олигофренопедагогики. В настоящее время ее острота во много раз возросла, поскольку изменения, происходящие в современном мире, создают новые условия организации труда и быта и вызывают трудности социальной адаптации учащихся с недоразвитием интеллекта. В литературе по олигофренопедагогике многими авторами (И. М. Бгажнокова, В. В. Ворон-кова, О. И. Кукушкина и др.) неоднократно освещалась проблема совершенствования подготовки учащихся с недоразвитием интеллекта к жизни2.

Опираясь на положение Л. С. Выготского о единстве основных закономерностей развития нормально развивающихся и умственно отсталых учащихся3, мы считаем, что на современном этапе развития обще-

6 9

ства необходимо осуществление целенаправленной подготовки учащихся с недоразвитием интеллекта к жизни в современном информационном обществе. Применительно к данной категории учащихся, по нашему мнению, следует говорить о формировании «информационной грамотности», поскольку в самом слове «грамотность» есть оттенок элементарности, отражение самого простого, начального уровня образования, что, учитывая особенности данной категории учащихся, и будет адекватно уровню их интеллектуального развития.

Под информационной грамотностью учащихся с недоразвитием интеллекта нами понимается комплекс элементарных знаний и умений, связанных с функционированием информации в обществе и нужных каждому индивиду для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, давать верную оценку и эффективно использовать. Мы не связываем понятие «информационная грамотность» исключительно с применением современных информационных (компьютерных) технологий.

Для того чтобы можно было диагности-ровать информационную грамотность у уча -щихся с недоразвитием интеллекта и, следовательно, сделать эту педагогическую категорию инструментальной, необходимо было представить ее в соответствующем виде на языке знаний и умений. В целом структура информационной грамотности была представлена нами двумя блоками: 1) теоретические знания; 2) практические умения. Для того чтобы систематизировать весь набор знаний и умений, входящих в информационную грамотность учащихся с недоразвитием интеллекта, мы выделили три основные линии:

1. Информационная (знания и умения по работе с информацией: хранение, поиск, передача и др.).

2. Алгоритмическая (знания и умения по планированию последовательности действий для достижения какой-либо цели).

3. Пользовательская (знания и умения по использованию информационных технологий).

Для формирования и диагностики информационной грамотности кроме представления ее в соответствующем виде на языке знаний и умений важным являлось определение критериальной базы для оценки качества и результативности их сформированное™. В данном случае мы сконцентрировали внимание на теоретических информационных знаниях и практических информационных умениях, поддающихся количественной и качественной градации. Для обеспечения целостности в оценке лю-бого компонента информационной грамотности были разработаны критерии, которые ранжируют информационные знания и умения по степени освоенности на четыре уровня: низкий, минимальный, достаточный, повышенный.

С целью изучения опыта работы специальных (коррекционных) школ VIII вида по формированию информационной грамотности у учащихся с недоразвитием интеллекта, а также изучения реального уровня сформированное™ информационных знаний и умений у учащихся с недоразвитием интеллекта нами было проведено экспериментальное исследование. Оно проводилось в 2003-2004 учебном году на базе специальных (коррекционных) школ VIII вида Республики Мордовии. В нем приняли участие руководящие работники, учителя и учащиеся.

В ходе экспериментального исследования оценивалось: 1) состояние технической (компьютерной) базы школы; 2) готовность учителей к использованию информационных технологий в учебном процессе и формированию информационных знаний и умений у учащихся с недоразвитием интеллекта; 3) соответствие содержания учебных программ тенденциям развития информационного общества; 4) отношение учащихся к информационным технологиям; 5) уровень сформированное™ информационных знаний и умений у учащихся с недоразвитием интеллекта.

Анализ результатов экспериментального исследования показал, что, во-первых, ни

Проблемы формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта

одна из специальных (коррекционных) школ VIII вида Республики Мордовии не имеет достаточного количества компьютеров. Однако даже в тех школах, которые имеют небольшое количество персональных компьютеров, они в основном не используются в учебном процессе. Главная причина сводится к неподготовленности учителей. Такая ситуация несомненно отрицательно сказывается на формировании у школьников с недоразвитием интеллекта информационных знаний и умений, необходимых для жизни в современном информационном обществе. Во-вторых, результаты экспериментального исследования продемонстрировали, что информационные знания и умения у учащихся с недоразвитием интеллекта являются недостаточно сформированными и не отвечают потребностям их практической жизни.

Таким образом, результаты экспериментального исследования позволили сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества в специальных (коррекционных) школах VIII вида недостаточно эффективно реализуется принцип связи обучения с жизнью, поскольку не осуществляется информационная подготовка учащихся, которая в условиях современного ин-формационного общества необходима каждому выпускнику, независимо от его будущей профессии.

Результаты экспериментального исследования вызвали необходимость разработки методики целенаправленного формирования информационных знаний и умений у учащихся с недоразвитием интеллекта, которую мы связали с обучением элементам информатики. С этой целью нами была разработана программа факультативного курса «Элементы информатики для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида», предназначенная для учащихся 9-х классов. Разработанная программа содержит три основные линии (информационная, алгоритмическая и пользовательская), которые проходят через все темы курса, и состоит из трех основных разделов: I. Человек

и информация. II. Человек и алгоритмы. III. Человек и компьютер.

Данный факультативный курс направлен на решение следующих задач:

• формировать у учащихся с недоразвитием интеллекта систему доступных информационных знаний и умений, необходимую для жизни в информационном обществе (знакомство с основными понятиями информатики, формирование простейших навыков алгоритмического мышления, осознание возможностей компьютера как современного средства обработки информации);

• корригировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств учащихся с недоразвитием интеллекта;

• формировать у учащихся с недоразвитием интеллекта элементарные практические умения использовать компьютер и современные информационные технологии в учебной и повседневной жизни.

При проектировании процесса обучения элементам информатики учитывались особенности психического, физического и умственного развития учащихся с недоразвитием интеллекта. Он строился таким образом, чтобы был доступен по содержанию и интересен им. В процессе обучения активно применять различные средства обучения (наглядные, различные информационные источники, электронные продукты и др.). В работе использовались различные формы организации взаимодействия с учащимися: фронтальная работа с классом; индивидуальная дифференцированная работа с отдельными учащимися, в зависимости от их психологических особенностей и уровня продвижения в обучении; деятельность в группах переменного состава. В соответствии с программой была создана методика проведения занятий. При этом учитывались этапы усвоения знаний и формирования умений. Структура уроков варьирова-лась в зависимости от целей и задач конкретного урока, а также состава класса (уровня общего развития учащихся, уровня развития их информационных знаний и умений) и др.

Разработанная программа была апробирована на базе специальной (коррекци-онной) школы VIII вида г. Саранска Республики Мордовии в 2004-2005 учебном году. В обучающем эксперименте приняло участие 30 учащихся, которые были разделены на две группы по 15 человек: экспериментальная и контрольная. Школьники экспериментальной группы обучались элементам информатики по разработанной нами методике. В контрольной группе обучение элементам информатики не осуществлялось.

В ходе апробации были достигнуты результаты, которые позволили количественно и качественно охарактеризовать успешность обучения учащихся с недоразвитием интеллекта элементам информатики и положительную динамику сформированное™ информационных знаний и умений у них. Результаты показали, что к концу обучающего эксперимента у учащихся экспериментальной группы были зафиксированы более высокие результаты сформи-рованности информационных знаний и умений по сравнению с учащимися контрольной группы. Информационными знаниями и умениями качественно овладели в среднем порядка 55-65% учащихся в экспериментальной группе против 7-14% в контрольной группе. Кроме того, в экспериментальной группе по сравнению с контрольной в конце эксперимента значительно уменьшились низкие показатели (на 19-27% в экспериментальной группе и на

0-7% в контрольной группе). К концу обучающего эксперимента у учащихся экспериментальной группы по сравнению с учащимися контрольной группы происходят значительные изменения не только в процентном отношении в группах, но и в характере и содержании их информационных знаний и умений, которые стали более четкими, объемными, логическими, преимущественно касающимися сути вопросов и заданий. Даже самые слабые из учащихся экспериментальной группы не отказывались отвечать на вопросы, выполнять практические задания.

Математическая обработка результатов (вычисление статистического критерия однородности х2) позволила показать на статистически значимом уровне, что до начала эксперимента обе группы (экспериментальная и контрольная) по своим параметрам не различались между собой, и одновременно с этим на конечном этапе обучающего эксперимента выявлены значимые различия между результатами экспериментальной и контрольной групп.

Таким образом, результаты эксперимента дают основание для оптимистического вывода о том, что специально организуемый процесс обучения элементам информатики учащихся с недоразвитием интеллек-та оказывает существенное влияние на формирование у них информационных знаний и умений, необходимых для более успешной адаптации в условиях современного информационного общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2. С. 82-92.

2 Бгажнокова И. М. Стандарт образования и система измерителей знаний в школе для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1996. № 3. С. 12-18; Воронкова В. В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью // Дефектология. 1996. №3. С. 19-24; Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы // Дефектология. 1994. № 5. С. 3-9.

3 Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5: Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.