Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ЛЕГИЗМА'

МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ЛЕГИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
231
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия легизма / философия права / модель «идеальное гоосударство» / закон / антропология / принцип «ши» / централизованное государство / бюрократия / наказание-поощрение / дисциплина / philosophy of legalism / philosophy of law / “ideal state” model / law / anthropology / “shi” principle / centralized state / bureaucracy / punishment-reward / discipline

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдурахимов, Акмаль

В рамках философии легизма исследуется концепция идеального государства, через призму философии права. Легизм раскрыл сущность категорий политической философии: законность, власть, управление государством. Рассмотрены основные принципы легизма в историческом контексте, их влияние на генезис модели «идеального государства». Выявлены достоинства и недостатки парадигмы «идеального государства, предложенный школой законников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF AN IDEAL STATE IN THE CONTEXT OF THE PHILOSOPHY OF LEGISM

Within the framework of the philosophy of legalism, the concept of an ideal state is explored through the prism of the philosophy of law. Legalism revealed the essence of the categories of political philosophy: legality, power, government. The basic principles of legalism in the historical context and their influence on the genesis of the “ideal state” model are considered. The advantages and disadvantages of the “ideal state” paradigm proposed by the school of legalists are revealed.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ЛЕГИЗМА»

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ЛЕГИЗМА

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-696-701

Акмаль Абдурахимов

Ташкентский государственный университет востоковедения, направление «Восточная философия и культура» студент 2 курса akmalabdurakhimov09@gmail.com

Научный руководитель: д.ф.н., профессор Э.М. Иззетова

Аннотация: В рамках философии легизма исследуется концепция идеального государства, через призму философии права. Легизм раскрыл сущность категорий политической философии: законность, власть, управление государством. Рассмотрены основные принципы легизма в историческом контексте, их влияние на генезис модели «идеального государства». Выявлены достоинства и недостатки парадигмы «идеального государства, предложенный школой законников.

Ключевые слова: философия легизма, философия права, модель «идеальное гоосударство», закон, антропология, принцип «ши», централизованное государство, бюрократия, наказание-поощрение, дисциплина

MODEL OF AN IDEAL STATE IN THE CONTEXT OF THE PHILOSOPHY OF LEGISM

Akmal Abdurakhimov

Tashkent State University of Oriental Studies direction "Oriental philosophy and culture" 2nd year student akmalabdurakhimov09@gmail .com Scientific supervisor: doctor of Philosophy, рrofessor. E.M. Izzetova

Abstract: Within the framework of the philosophy of legalism, the concept of an ideal state is explored through the prism of the philosophy of law. Legalism revealed the essence of the categories of political philosophy: legality, power, government. The basic principles of legalism in the historical context and their influence on the genesis of the "ideal state" model are considered. The advantages and disadvantages of the "ideal state" paradigm proposed by the school of legalists are revealed.

Key words: philosophy of legalism, philosophy of law, "ideal state " model, law, anthropology, "shi" principle, centralized state, bureaucracy, punishment-reward, discipline

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

Проблема идеального государства является одной из центральных в философии легизма. Различные философские школы и традиции выработали разные представления о том, каким должно быть идеальное государство, и как достичь его совершенства. Школа легизма (VI - Швв. до н.э) фактически первой создала теорию разумного управления государством. Появление легизма совпало с периодом войны шести государств в Китае, временем политической фрагментации и постоянных войн. В условиях обостренной конкуренции между государствами, философы и мыслители искали решения для обеспечения стабильности и порядка. Теоретическими основоположниками легизма были Шэнь Дао, Шан Ян и Шэнь Бухай. Хан Фэй-цзы (около 280-233 до н.э.) являлся ключевой фигурой этой школы. Он учился у Сюнь-цзы и, как и его учитель, также считал природу человека изначально злой. Отсюда он делал вывод, что управление государством необходимо основывать на законе, а не на ритуале, как это понимается в конфуцианстве. Хан Фэй-цзы был систематизатором легизма [Хань Фей Цзы 2006: 346-347].

Легисты (от лат. закон) - соперники конфуцианства. Последователи этой школы разработали философско-этическое, политическое учение о управлении человеком, обществом и государством. На первый план выдвигаются не Небо, традиции и нравственные качества, а закон писанный, сила и авторитет которого держатся на наказании и дисциплине. Легисты считали, что политика несовместима с моралью. Ими была разработана концепция деспотического государства, основанная: а) на равенстве всех перед законом; б) государственном регулировании экономики; в) систематическом обновлении государственного аппарата через назначение чиновников; г)равные возможности и четкая градация рангов чиновников, личная ответственность, цензура и круговая порука.

В философии легизма приоритетной целью было определенно установление властного, экономически процветающего государства, с народом, придерживающимся принципов фа. Легизм, как учение, представляет собой философско-антропологическую систему в рамках китайской философии. Его основной задачей является изменение сущностных характеристик человека через воздействие особой социально-политической системы. Эта система является слаженным социальным механизмом, создающим социальные и законодательные условия, которые мотивируют людей руководствоваться законами, а не собственными эгоистическими желаниями. Важно отметить, что основным тезисов легизма является утверждение о том, что не существует универсальной стратегии преобразования народа и государства, так как мир и общество всегда находясь в диалектической взаимосвязи, перманентно изменяется. Поэтому каждая стратегия развития должна учитывать

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

современные реалии и проблемы, включая экономические, социально-политические и антропологические аспекты.

Философ Шан Ян дополняет концепцию легизма, подчеркивая необходимость изменения подходов к управлению государством с учетом конкретно-исторической ситуации. Шан Ян считает, что общество постоянно динамично развивается, и в следствии чего необходимо изменять методы управления, трансформируя и модернизируя общество, отталкиваясь от традиций и консерватизма. Шан Ян утверждает, что общество не статично и пребывает в постоянном развитии, из этого он делает следующий вывод: общество существовало относительно всей своей истории в разных социально-общественных состояниях, которые отображали его сущностные характеристики. «...В древние века любили своих родственников и почитали корысть; в средние века почитали мудрых и радовались человеколюбию, а в позднейшие века стали ценить тех, кто занимает высокое положение, и почитать должности. Почитание мудрых означает, что истинным путем считается стремление превзойти друг друга достоинствами, но, когда появляется государь, исчезает нужда в мудрых. Любовь к родственникам означает, что корысть считается истинным путем, но, когда установлены справедливые меры, они препятствуют распространению корысти. Поведение людей в эти три периода не было противоречивым. Люди исчерпали свой путь - надлежало изменить его. Вслед за изменениями, происходившими в веках, необходимо изменять и сам путь.» [ Хань Фэй-цзы 2019: 92-102 ].

Всю историю развития общества Шан Ян разделяет на три этапа: а) естественное состояние социума; б) период правления достойных и период правления совершенно мудрых. Рассматривая эти периоды, мы можем проследить постепенное преобразование человека из существа, подчинённого своим естественным физиологическим и психологическим желаниям, в социально-общественного субъекта, с нравственными ценностями и мировоззрением, который руководствуются в своих действиях высшим принципом всеобщего блага [ Шан Ян (Шань Цзунь Шу) 1993:59].

Легизм уделяет особое внимание верховенству закона как основе хорошо устроенного государства. Законы должны быть ясными, строгими и применяться беспристрастно, не давая места для субъективного усмотрения. Представители этой школы утверждали, что создание централизованного государства зависит от силы закона, а не от силы морали или традиции, поэтому они придавали первостепенное значение закону. Хань Фэй, выдающийся представитель легизма, считал, что строгое соблюдение закона является основой жизни и государства. Он сравнивал жизнь государства с жизнью семьи. Основную идею устройства государства отражала китайская пословица: «Если у семьи есть стабильное занятие, то она не столкнется с голодом, даже в периоды неурожая. То же самое применимо и к законам: когда

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

у государства есть постоянные законы, оно может выживать даже в опасных ситуациях, так как основой является применение силы [ Шан Ян (Шань Цзунь Шу)1993: 164-165]. Хань Фэй также подчеркивал, что хорошее управление достигается через применение наказания, и что добродетель имеет свои корни в наказании.

Идеальное государство в рамках легизма представляется как устойчивое и хорошо организованное образование, в котором абсолютная власть правителя сочетается с строгим применением закона. Шан Ян описывает правителя как абсолютного монарха, лишенного ограничений и окруженного безличной толпой подданных. Он сравнивает этот народ с сырьем, которое обрабатывают мастера-ремесленники. Чтобы обеспечить абсолютное послушание этой массы, монарху необходим мощный и хорошо организованный аппарат управления, состоящий из чиновников. Шан Ян утверждает, что существует прямая зависимость: «Когда народ слаб, государство сильно, и наоборот, когда государство сильно, народ становится слабым. Поэтому правильное государство стремится ослабить народ. Когда народ сильнее своих властей -государство слабое; когда власти сильнее своего народа - армия могущественна». Более того, государю и подчиняющейся ему бюрократии выгодно держать народ во мраке невежества, поскольку «когда народ глуп, им легко управлять» [Шан Ян 1993: 164-165].

В идеальном государстве ключевую роль играет дисциплинированная и эффективная бюрократия. Бюрократы назначаются на основе их заслуг и обязаны выполнить политику государства с высокой преданностью. Шан Ян предлагает правителю лишить аристократию ее традиционных привилегий, в частности, права наследования высоких административных постов. Правом назначения на ответственные должности обладает лишь государь, и он здесь принимает решение в зависимости от конкретных заслуг и качеств конкретного лица независимо от его происхождения.

Когда, управляя страной, придают большое значение тому, чтобы при выдвижении [на должности] бедных делали богатыми, а богатых - бедными, бедный станет богатым, а богатый - бедным, и государство будет сильным. Соответственно согласно Шан Яна, такая политика открывает дорогу к административной карьере выходцам из низов и, напротив, допускает, что не вписавшийся в управленческую иерархию аристократ может опуститься в обществе достаточно низко [Шан Ян 1993: 162, 219].

Своеобразным манифестом императорско-бюрократической системы управления можно считать «Книгу правителя области Шан» («Шан цзюнь шу»). Здесь впервые сформулированы концепции и описаны институты, которые сохранят свое значение и в последующие более чем две тысячи лет истории императорского Китая [Васечко, Пургин 2017 :118]. Основными компонентами этого института являются: институты бюрократии, рангов

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

знатности, цензорского надзора, система круговой поруки, унифицирование мышления чиновников и личная их ответственность. К этой книге обращались и правители, и иные государственные мужи, особенно в тех случаях, когда сталкивались с задачей восстановления и укрепления централизованного управления, хотя многие ее рекомендации наверняка покажутся современному читателю жестокими и бесчеловечными [Шан Ян 1993: 234,237]. Несмотря на свою уникальность, легизм подвергался критике. Ударная сила легизма в вопросах контроля и законности может привести к ограничению индивидуальных свобод и прав граждан. Философия склоняется к приоритизации интересов государства над благополучием граждан.

Строгое соблюдение законов и наказания могут показаться излишне жесткими и жестокими, что создает атмосферу страха и недовольства. Универсальным инструментом в руках самодержца и его министров выступает юридический закон - фа. Шан Ян противопоставляет закон конфуцианскому жэнь, считая, что управлять страной и людьми посредством гуманности невозможно: «Человеколюбивый может оставаться человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми» [Шан Ян 1993:234].

Один из аспектов, о котором правитель должен заботиться в отношении народа, заключается в уменьшении развлечений и удовольствий, так как именно из них могут вырасти праздность и тунеядство. Люди, которые привыкли к безнаказанности за свои поступки, быстро становятся наглыми и начинают угрожать закону и стабильности государства. Поэтому правитель, действуя в профилактических целях, не должен проявлять сострадания и снисхождения к нарушителям закона. Шан Ян считает, что неправильно устанавливать уровень строгости наказания в зависимости от серьезности преступления, так как это может скрыто поощрять незаконное поведение. Вместо этого он предлагает применять одинаково суровые наказания к любым нарушениям закона: «...Там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким [преступлениям] просто неоткуда взяться... Там, где людей сурово карают за тяжкие преступления и мягко наказывают за мелкие проступки, не только нельзя будет пресечь тяжкие преступления, но и невозможно будет предотвратить мелкие проступки [Плутарх 1990. Т. 1. : 173]. Такой ход мысли напоминает рассуждения афинского законодателя VII в. до н. э. Драконта, прославившегося своей непомерной суровостью. «Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего» [Гуань-цзы. Т. 2 ,1973:284].

Согласно антропологии легизма, человеческая природа несовершенна, каждый человек имеет свои недостатки. Большинство людей являются

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

срединными по своим характеристикам. Однако они могут преодолеть свои недостатки, опираясь на принцип "ши" - это внешние факторы, которые создают позиционное преимущество и позволяют осуществлять свои желания. Это связано с окружающей средой, которую можно использовать для достижения своих целей. Законы легизма, известные как "фа" и "син", представляют собой не просто набор правил, а систему наказаний, которые могут помочь человеку исправиться. Человек может преодолеть свои недостатки через наказания и исправление. Наказания должны быть строгими, а награды ограничены, чтобы избежать разложения общества, особенно если наказания слишком легки. Исключительно важным аспектом легизма является однородность законов для всех, включая тех, кто их формулирует. Это гарантирует независимость законов от влияния "человеческого фактора". Принцип заключается в том, что верхи и народ должны придерживаться одинаковых правил, чтобы обеспечить стабильность и соблюдение законов в обществе.

Краткое резюме. Философия легизма предлагает уникальный взгляд на идеальное государство, характеризующееся централизованной властью, строгими законами и утилитаристским подходом к управлению. Несмотря на критику, легизм оставляет значительный след в истории китайской философии и политики. Изучение принципов данной философской школы углубляет понимание легизма и ее вклада в решение проблемы государственности. Признание как сильных, так и слабых сторон философии легизма позволяет провести более глубокий анализ ее актуальности в современном политико-правовом дискурсе и ее потенциального вклада в поиск идеального государства с позиции философии права и политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Васечко В.Ю., Пургин С.П. Древняя и средневековая восточная философия. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 196с.

2. Гуань-цзы. Древнекитайская философия / Собрание текстов: в 2 т. / Т. 2 -Москва: Мысль, 1973. - 384 с.

3. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 2 т. Т.1. - Москва, 1990. - 714с.

4. Хань Фей. Хан Фей - Цзы// В мире китайской мудрости. - М.: Мартин, 2006. - С. 345 - 412.

5. 5.Хань Фэй-цзы. Книга закона и порядка.. Советы разумному правителю / пер. А.И.Иванов, ред. Д.О. Хвостова.- М.: Центрполиграф, 2019. - 287с.

6. Шан Ян (Шань Цзунь Шу) Книга правителя области Шан/ пер. Л.С.Переломов. - М.:Ладомир, 1993. - 392с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.