Научная статья на тему 'Модель и алгоритм повышения адаптивности бизнес - субъектов транспортного рынка к внешней среде'

Модель и алгоритм повышения адаптивности бизнес - субъектов транспортного рынка к внешней среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ТРАНСПОРТНЫЙ РЫНОК / ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭФФЕКТ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА / ADAPTATION / EXTERNAL ENVIRONMENT / TRANSPORT MARKET / FINANCIAL - ECONOMIC STABILITY / EFFECT OF FINANCIAL LEVERAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова А.Т., Хуат Тхи Фыонг Зунг

В статье рассматривается подходы к управлению устойчивостью бизнес - субъектов в условиях меняющейся внешней среды, анализируется модель и алгоритм принятия решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романова А.Т., Хуат Тхи Фыонг Зунг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS AND ALGORITHMS OF THE ADAPTIVE BUSINESS INCREASE - SUBJECTS OF THE TRANSPORT MARKET TO THE EXTERNAL ENVIRONMENT

The article discusses approaches to the management of sustainable business subjects in a changing external environment, analyzes the model and algorithm of decision-making.

Текст научной работы на тему «Модель и алгоритм повышения адаптивности бизнес - субъектов транспортного рынка к внешней среде»

УДК 338

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНОСТИ БИЗНЕС -СУБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОГО РЫНКА К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ

Романова А.Т., профессор, д.э.н., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Московский государственный университет путей сообщения» (МГУПС (МИИТ) Хуат Тхи Фыонг Зунг, аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (МГУПС (МИИТ)

В статье рассматривается подходы к управлению устойчивостью бизнес - субъектов в условиях меняющейся внешней среды, анализируется модель и алгоритм принятия решений.

Ключевые слова: адаптация, внешняя среда, транспортный рынок, финансово - экономическая устойчивость, эффект финансового рычага.

MODELS AND ALGORITHMS OF THR ADAPTIVE BUSINESS INCREASE -SUBJECTS OF THE TRANSPORT MARKET TO THE EXTERNAL ENVIRONMENT

Romanova A., Doctor of Economics, professor, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow State

University of Railway Engineering» (MGUPS (MIIT) Khuat Tkhi Fiong Zung, the post-graduate student, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow State

University of Railway Engineering» (MGUPS (MIIT)

The article discusses approaches to the management of sustainable business - subjects in a changing external environment, analyzes the model and algorithm of decision-making.

Keywords: adaptation, external environment, transport market, financial - economic stability, the effect of financial leverage.

Адаптивность бизнес - субъектов к изменению внешней среды характеризуется поддержанием запланированного уровня развития их производственно - экономических и финансовых показателей. Ведущую роль в формировании уровня адаптивности бизнес-субъектов играет финансово-экономическая устойчивость (ФЭУ).

Приведенные в статье методические положения по использованию механизма финансово - экономической устойчивости бизнес -структур транспортной системы позволяют в процессе оперативного и стратегического управления своевременно и объективно определять тенденции в развитии структур и обеспечивать дальнейшее их устойчивое и эффективное функционирование в условиях национальных экономик.

В таблице 1 представлена система показателей ФЭС и мероприятий, которые на неё влияют [1].

Таб.1. Мероприятия, влияющие на финансово-экономическую устойчивость бизнес-субъектов

Ценовая Управленческа Финансовая Деловая

устойчивость я устойчивость устойчивость устойчивость

Оценка уровня Установление Обеспечение Обеспечение

внутренних качественных эффективности планируемого

издержек и пропорций в использования уровня деловой

планирование управлении. собственных и активности и

устойчивого Расчет заемных средств. сравнение этого

уровня оптимальной Обеспечение уровня с

прибыли. величины затрат эффективности уровнем

Корректировка на управление. использования конкурентров.

неплатежей. Проведение основных фондов и Расчет и

Проведение маркетинга. оборотных средств. предупреждени

мероприятий по Обеспечение е разного рода

снижению платежеспособности рисков.

себестоимости Построение

для достижения сценариев

безубыточности развития.

Обеспечение адаптивности бизнеса в условиях высокой динамики среды базируется в значительной мере на самофинансировании. Это делает анализ и прогноз, а также поддержание уровня ФЭУ производственно - экономической системы важнейшим условием обеспечения её адаптивности к изменяющейся среде.

При оценке условий формирования необходимого запаса ФЭУ бизнеса - субъектов разного масштаба необходимо использовать модели, в которых учитывается влияние ряда внутренних и внешних факторов на ФЭУ.

Условием обеспечения устойчивости к внешним воздействиям выступают внутренние свойства самого объекта. Поэтому можно сказать, что устойчивость - внешнее проявление внутренней структуры объекта.

Причинами кризисного состояния бизнес - субъектов любого масштаба являются неблагоприятные внешние условия: нарушение

традиционных хозяйственных связей, падение спроса, резкие, трудно прогнозируемые изменения в экономической политике, инфляция, разбалансированность рынка, политическая нестабильность. Возникающие или прогнозируемые отклонения в ожидаемых значениях факторов внешней среды приводят к кризису стратегии, определяют зарождение неустойчивости. В связи с этим важно определить время и признаки появления неустойчивости, кризиса.

На рис. 1. показана последовательность приведения в действие механизма повышения устойчивости бизнес-субъектов. Под ним понимается по Б.А. Райзбергу, Л.Ш. Лозовскому, Е.Б. Стародубцеву «совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, их регулирование» [2]. Для бизнес - субъектов, работающих на транспортном рынке, большое значение играет совершенствование системы качественных показателей, что в значительной степени связано с развитием технологией производства и управления, наличием достаточных финансовых ресурсов, с повышением запаса ФЭУ.

Рис. 1. Укрупненная схема приведения в действие механизма повышения устойчивости бизнес-субъектов

Предложена модель выбора системы мероприятий, обеспечивающих увеличение запаса ФЭУ бизнес-субъекта. В качестве оценки изменения запаса финансово - экономической устойчивости используется изменение показателя Альтмана [3], который, как известно, сформирован на основе финансово-экономических показателей хозяйствующего субъекта. Вид модели приведен ниже:

Модель Альтмана (Z - score), которая используется обычно для прогнозирования риска банкрота бизнес - субъектов имеет вид ■ для субъектов крупного бизнеса имеет вид:

ХА = 1,2Х, +1.4X2 +З.ЗХ3 +0,6Х^ +0.999X5

• для субъектов малого и среднего бизнеса:

гА = 0,717Х, +0,847Х2 +ЗД07Х, +0,42Х4_2 +0.995X5

Увеличение показателя Альтмана А должно быть максимизировано для повышения запасов ФЭУ

ДгА ^ таХ(Х))

дгА

где А - изменение показателя Альтмана

X,

- финансово - экономические показатели производственно - экономического состояния бизнес - субъекта: текущие (оборотные") активы

(1) (2)

(3)

X

- доля оборотных средств =

X.

— рентабельность активов =

валют баланса нераспределенной прибыли сумма активов

X

— рентабельность активов, рассчитанная по балансовой прибыли операционная прибыль

сумма активов

X4 X

рыночная стоимость акций

Д fl IWf ИТ Р ГТД Г.ПИ R НТ

— коэффициент покрытия =

najTiHMЕЗД пнмпиь собственнпга капитала

4-7

ЗнкЧЫ В. ТЯС£"[ГВЫ

X,

— отдача всех активов =

выручка от реализации сумма активов

Za = ZAo +AZa > 3

(4)

ZА ZАо

где: , - соответственно показатель Альтмана желаемый и исходный.

X X

Модель и алгоритм на ее основе позволяют определить конкретные значения . Изменения показателей по сравнению с их либо фактическим, либо прогнозируемым значениями достигаются за счет системы производственно - экономических и финансовых мероприятий (Мф, определяющих тактику и стратегию бизнес - субъекта.

АХ,. = f (Md)

(5)

Однако намечаемые необходимые мероприятия трудоемки и затратны. Их реализация требует длительного времени и значительных средств. Начало их реализации должно быть осуществлено раньше времени достижения желаемого уровня изменения ФЭУ. С этой целью

в работе предложено оценивать время зарождения неустойчивости н/у . Критерием определения времени зарождения неустойчивости является время появления отрицательного значения в изменении (КВРа - ПК) - дифференциала в эффекте финансового рычага - ЭФР.

Д (КВРа - ПК)> о ЭФР(ги1у), %= (1- Снп) * (КВРа - ПК )* ЗК(ги1у)/СК (С/,) < о

где: Снп - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

КВРа - коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %; ПК - средний размер процентов за кредит, уплачиваемый предприятием за использование заемного капитала, %; ЗК — средняя сумма заемного капитала как функция времени; СК — средняя сумма собственного капитала как функция времени.

(6) (7)

Рис.3. Алгоритм мониторинга и адаптация бизнес - субъектов транспортного рынка к изменениям внешней среды.

Аг,

анализ структуры ЭФР позволяет решить вопрос об оптимизации его составляющих по критерию максимизации А Сопоставление

Отрицательное или даже положительное, но замедленное изменение дифференциала, входящего в эффект финансового рычага - ЭФР, приводит к замедлению роста прибыли. Повышение ЭФР в этих условиях, которое достигается за счет увеличения плеча ЭФР, приводит к

Z А

снижению значения показателя Альтмана - л . Указанное означает, что снижается запас финансово-экономической устойчивости - ФЭУ

zA z,

хозяйствующего субъекта (изменение запаса ФЭУ предложено оценивать через изменение л ). Прогнозированию л на перспективу

Z,

и оценке необходимого изменения л с целью повышения ФЭУ должна сопутствовать оценка изменения дифференциала ФР в предшествующий период времени. Ближайшее время замедления роста ЭФР за счет дифференциала - t(Адиф) сопоставляется с временем

t (AzA ) t(AzA ) t(Адиф) АТ

достижения необходимого изменения ФЭУ - . Разница между и оценивается как - допустимое время

реализации инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Кроме того,

анализ структуры ЭФР позволяет р

АТ = t (Az, ) -1 (Адиф)

А с периодом, необходимым для осуществления инвестиционного проекта позволяет оценить необходимое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

время запуска проекта и начала отслеживания структуры ЭФР, которая влияет на риск снижения запаса ФЭУ.

ЛТ =t - t,

П н/у (8) должен быть достаточным для реализации необходимых мероприятий.

ЛТ > Т еал

Это требует, чтобы выполнялось условие реалл

T .

реал

где - минимально необходимое время реализации самого трудоемкого мероприятия в их совокупности.

В противном случае запланированное повышение ФЭУ не может быть достигнуто.

Предложенный подход к организации мониторинга ФЭУ и адаптации бизнес - субъектов к внешней среде представлен алгоритмом на рис. 3.

Выводы:

- Для интегральной оценки необходимого изменения запаса ФЭУ и выбора путей повышения адаптивности бизнес-субъектов к изменениям внешней среды использован критерий Альтмана.

- Предложенные модели и алгоритм позволяют на основе прогноза значений временных функций внешней среды и показателей финансово - экономической деятельности бизнес - субъектов выявить время зарождения условий будущего снижения устойчивости бизнес-субъектов и время ее снижения.

- На основе критерия максимизации роста ФЭУ определяются необходимые значения показателей производственно - экономической и финансовой деятельности бизнес - субъектов в прогнозируемом периоде и пути их достижения.

- Система необходимых мероприятий должна реализовываться заранее, до проявления кризиса. С этой целью проводится анализ динамики составляющих ЭФР.

Литературы:

1. Анисимов Ю.П. Управление устойчивым развитием предприятия на основе инноваций и интрапренерства: учебник / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлев, Г.Д. Черткова, А.В. Соломка. - Воронеж: ВГТА, 2006. - 403с.

2. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь/ Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б. Стародубцева.-5-е изд.,перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 355 с.

3. Романова А.Т. Эффективность интеграционных процессов в бизнесе. Сб.тр. МГЭИ. Декабрь 2013г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.