Научная статья на тему 'Модель художественного времени и концепция литературного произведения'

Модель художественного времени и концепция литературного произведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
542
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССКАЗ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ / КОНЦЕПЦИЯ / STORY / ARTISTIC TIME / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузьмич Наталья Васильевна

В статье исследуются особенности временной организации рассказов современной белорусской писательницы Галины Богдановой. Особенности художественного времени рассматриваются в контексте концепции произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of artistic time and the concept of a literary work

This article explores the features of the temporal organization of stories of modern Belarusian writer Galina Bogdanova. Features of artistic time are dealt with in the context of the work.

Текст научной работы на тему «Модель художественного времени и концепция литературного произведения»

Секция 14. Филология и лингвистика

Kuzmich Natalija Vasilevna, Belarusian State University, Associate professor, Department of literary and art criticism E-mail: [email protected]

Model of artistic time and the concept of a literary work

Abstract: This article explores the features of the temporal organization of stories of modern Belarusian writer Galina Bogdanova. Features of artistic time are dealt with in the context of the work.

Keywords: story, artistic time, concept.

Кузьмич Наталья Васильевна, Белорусский государственный университет, доцент кафедры литературно-художественной критики

E-mail: [email protected]

Модель художественного времени и концепция литературного произведения

Аннотация: В статье исследуются особенности временной организации рассказов современной белорусской писательницы Галины Богдановой. Особенности художественного времени рассматриваются в контексте концепции произведения.

Ключевые слова: рассказ, художественное время, концепция.

Во многих рассказах современной белорусской писательницы Галины Богдановой («Три любви Нефертити», «След Сапфо», «Загадка Леонардо», «Роденова вакханка», «Белая роза Гауди», «Космос Дроздовича», «Музыка созвездий» и др.) прослеживается следующая философско-эстетическая концепция — это проблема счастья и драмы человеческого бытия. В данном материале предпринята попытка рассмотреть некоторые особенности поэтики рассказов, где повествование идет о людях искусства, их жизни, судьбах и творчестве; данные тексты объединены в разделе «Путешествия вне времени» в книге «Сакраменто» (2010). Поскольку в рассказах повествуется о людях искусства прошлых эпох, понятно, что автору следовало найти способ связи с современностью, чтобы изобразить их как реальных лиц; реализуя эту необходимость, автор, чтобы придать больше объективности повествованию, берет на себя роль рассказчика. Это дает возможность создать оптимальную модель художественного времени, что в свою очередь позволяет быть очевидцем событий давних дней, вступать в прямой контакт с творцами искусства, быть их помощницей и подругой, даже любовницей (как, например, в текстах о французском скульпторе Огюсте Родене и испанском архитекторе Антонио Гауди).

В рассказе «Роденова вакханка» совмещается разноплановое объективное время: оно, оставаясь

таковым, насыщенное событиями, имевшими место в судьбе персонажей, создает эффект непосредственного присутствия. Повествование ведется из Парижа, где автор-повествователь блуждает в поисках старой булыжной мостовой и случайно натыкается на глиняный осколок, который решает взять на память. Как потом оказалось, это осколок разбитой скульптуры «Вакханка», созданной Роденом. И вот автор у ворот мастерской Огюста Родена; у автора такое ощущение, что попадает в другой мир, который, однако, реален как естественное продолжение прежнего на булыжной мостовый. Переход из настоящего в прошлое практически не заметен, трансформация временного потока, выраженного в событиях, происходит плавно, каких-либо видимых границ между пластами времени не существует — только ощущения автора-повество-вателя. который находится как бы в двух временных измерениях — реальном, возвратившем в эпоху великого скульптора, и в дне сегодняшнем, созданном творческим воображением. События, образующие временные потоки, подвижны и текучи в развитии; они выстроены в своей связи и соединении таким образом, чтобы передать самые яркие и драматичные страницы жизни скульптора. Время как будто остановлено: автор хочет вглядеться во внутренний мир Родена, чтобы осознать его идею — создать собирательный образ женщины во всей ее красоте. До уровня символа поднимается художественно-

157

Section 14. Philology and linguistics

эстетическое значение глиняного осколка скульптуры вакханки, разбитой Дега и Моне при перевозке ее в новую мастерскую Родена. Осколок играет ключевую роль в связях времени; это и вчера, в котором творит Роден, и сегодня, когда автор произведения блуждает по современному Парижу, это и завтра, которое сохранит творческое наследие скульптора и память о нем. И, безусловно, заметен подтекст: осколок скульптуры несет в себе знак того, что абсолютного идеала красоты не существует.

Несколько по-иному выстроена модель художественного времени в рассказе «Загадка Леонардо» о великом Леонардо да Винчи и его бессмертной картине «Джоконда». Во-первых, движение событий, в которых заключено временное пространство, передается в форме диалога. Во-вторых, этот диалог отражается в условном зеркале, с помощью чего реализуется цель — дать в художественной форме объективное представление о сущности творчества мастера: ведь прямое зеркальное изображение не может искривить субъективными воззрениями реальный образ. Автор, преодолев время, отделяющее от минувших эпох, вступает в разговор с художником. Это своего рода дискуссия, у которой есть элементы спора, связанного с творчеством, размышления о свободе выражения идей и мыслей, фатальной зависимости творца от спонсора. В отдельных репликах очевидны отблески нравов эпохи, касающихся места художника в обществе; нередко диалог прерывается авторскими повествованиями, которые делят структуру произведения на фрагменты, однако целостность ее сохраняется связью по линейной, причинно-следственной и ассоциативной зависимости. Такая относительная свобода движения событий в тексте, упорядоченная в систему авторскими повествованиями-отступлениями, в которых просматривается эстетическая позиция, подчинена главной цели реализации концепции произведения.

Авторской концепцией обусловлена целесообразность выбора модели художественного времени в рассказе «Белая роза Гауди». В тексте она имеет композиционное своеобразие, заключающееся в том, что некоторые эпизоды находятся, на первый взгляд, в довольно слабо связанных между собой отношениях. Однако впечатление, что образ великого испанского архитектора Антонио Гауди от этого дробится, обманчиво. Очевидно, что, решая художественные задачи, автор членит структуру текста на части, представляющие собой периоды жизни творца; в каждом периоде отражается конкретное событие, оказавшее

влияние на жизнь и творчество архитектора; в каждом периоде есть свой символ, между ними линейные и ассоциативные связи, образующие модель художественного времени. Следует подчеркнуть, что символы — это храм, который мечтает возвести Антонио, дом без углов, построенный им, но проданный под игральные заведения, и белая роза, которая служит источником любви, — не разрознены в потоке событий; они не локализируются. Временное пространство развертывается так, что образ творца сохраняет целостность, он раскрывается в разнообразии проявлений характера: это и великий архитектор, и искренне влюбленный мужчина, и обычный человек. Символы в тексте олицетворяют собой своеобразные вехи не только в судьбе Антонио, они воспринимаются как вершинные явления архитектуры конкретного времени, которое заключено в тексте произведения; они показывают отношение людей к деятелям архитектуры и искусства, значит — ценностям, имеющим историческое значение. К сожалению, дом без углов, это выдающее творение Антонио, продан. Белую розу, которую Антонио купил у торговки на рынке для любимой женщины, все-таки удалось сохранить, когда он неожиданно попал под первый трамвай в Барселоне. Храм, который Антонио мечтает возвести как небывалое по красоте творение, — это реальное воплощение устремленности в будущее, которое создается умом и талантом для новых поколений. От символа к символу течет темпоральный поток, сотканный из событий, определяющих судьбу и творчество архитектора; их соотнесенность и последовательность, членение на периоды-эпизоды находится в пределах концепции, в которой выражены мировосприятие, жизненный опыт и художественное мышление автора.

Своеобразное сюжетно-композиционное решение, определяющее модель художественного времени, найдено в рассказе «Три любви Нефертити». Преобладающая часть эпической основы данного текста — это события, которые содержатся в дневниковых записях матери пани Магды, чей дневник попал в руки автора. Как рассказывается в одной записи, из бюста, стоящего на столе в каюте, по законам искусства воскрешается древнеегипетская царица Нефертити. Она, отдаленная от автора столетиями, становится его современницей и воспринимается реальной личностью; ее исповедь перед матерью Магды впечатляет глубиной переживаний — царица даже может заплакать. Мать Магды, слушая исповедь египетской царицы, невольно сопоставляет себя с Нефертити. В образах двух женщин своеобразно сталкиваются

158

Секция 14. Филология и лингвистика

разные эпохи — сегодняшний день перетекает в прошлое, которое в свою очередь пластично переходит в завтра. Такое свободное перемещение временных потоков дает возможность запечатлеть главное в судьбе Нефертити, глубже проникнуть в ее внутренний мир, передать своеобразие исторической эпохи. Периодически в структуру повествования включаются авторские отступления, когда мать Магды, ведущая записи в дневнике, вступает в диалог с Нефертити, что позволяет создать ситуацию, когда автор в роли и свидетеля, и участника их коротких реплик, что помогает четко видеть движение времени, его символы, определяющие духовные интересы и ценности героев произведения.

Суровая земная реальность, в которой невыносимая жара сменяется зимней стужей, и новая действительность, открывшаяся в волшебном замке, вдруг сошедшем с картины художника, органично совместились в сюжетно-композиционной структуре текста «Космос Дроздовича» (Дроздович Язеп (1888-1954) — белорусский художник, скульптор, археолог, этнограф. — Н. К.). Образ одновременно земной и космический, нисколько не утративший своей простоты и непосредственности. Автор вводит читателя в сложный внутренний мир художника с помощью ретроспекции — в прошлом остались его творческие работы, в основном картины,

и в сегодняшнем дне — размышления об искусстве, живописи и о месте белорусского языка на родине, вообще о судьбе Беларуси. Такое раздвоение во времени, обусловленное художественной организацией произведения, не нарушает целостности образа художника, наоборот, можно лучше осмыслить его творчество в прошлом, оценить его значение для завтрашнего дня.

По-своему интересны модели художественного времени в рассказах «След Сапфо», «Музыка созвездий», «Профиль на песке». Здесь членение текстовой структуры происходит в соответствии с замыслом, видна ключевая роль символов, также используются разные виды связи между событиями, и это, как и другие темпоральные элементы, определяется творческими задачами в конкретном произведении.

Очевидно, по своей насыщенности событиями, имевшими место в разные эпохи, по их эмоционально-ценностной значимости и месте в сюжетно-композиционной конфигурации модели художественного времени в произведениях малой формы Галины Богдановой достаточно разнообразны; модификации их разнятся в соответствии с конкретными художественными задачами. Данные модели естественно складываются на основе художественно-эстетической концепции, определяющей выбор художественно -изобразительных средств в произведении.

Shamsieva Olima Abdivalievna, teacher English language Odilov Orifjon Odiljon ugli, student, Jizakh state Pedagogical institute E-mail: [email protected]

Mutual comparative analyses of war subject in Asian and European literature

Comparing examples were taken from the novels of E. M. Remarque “All quiet on the Western Front” and U. Khoshimov “Tushda kechgan umrlar” (“Lived lives in dream”)

Abstract: In this article, two great members of XX century’s great members, namely U. Khoshimov’s and E. М. Remarque’s novels about wars have been analyzed in comparative methods. It should be mentioned that taking the European and Asian literature as the main objects of detailed analytical comparison is of significant importance.

Keywords: East and West literature, literary idea, parallel images, spirituality, peyzaj, conflict, portrait.

The war is one of the literary subjects that make literature critics to work on this subject for many ages. Many wars happened in the history of the world. Wars have been the subject of literary works across centuries

for one reason: war is as human nature and a common tie between all civilizations.

It was so long passed for the last World Wars happened in XX century. Being witness ofthe two world wars

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.