Научная статья на тему 'Модель гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза: структурно-функциональный анализ'

Модель гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза: структурно-функциональный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ТЕХНИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ФУНКЦИИ / HUMANITARIAN CULTURE / STUDENTS / TECHNICAL SPECIALITY / AXIOLOGICAL COMPONENT / COGNITIVE COMPONENT / PERSONAL AND CREATIVE COMPONENT / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбина Елена Павловна

В статье дана характеристика гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза, приведена модель ее структурно-функционального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines the humanitarian culture of high school students who are trained in technical specialities. The model of its structural and functional development is presented.

Текст научной работы на тему «Модель гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза: структурно-функциональный анализ»

Модель гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза: структурно-функциональный анализ

Е. П. Рыбина

(Филиал Московского государственного университета технологий и управления в г. Мелеузе, Республика Башкортостан)*

В статье дана характеристика гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза, приведена модель ее структурно-функционального развития.

Ключевые слова: гуманитарная культура, студенты, техническая специальность, аксиологический компонент, когнитивный компонент, личностно-творческий компонент, функции.

The Model of Humanitarian Culture of High School Students Trained in Technical Specialities:

Structural and Functional Analysis

E. P. Rybina

(Branch of the Moscow State University of Technologies and Management in Meleuz Town, the Republic of Bashkortostan)

The article defines the humanitarian culture of high school students who are trained in technical specialities. The model of its structural and functional development is presented.

Keywords: humanitarian culture, students, technical speciality, axiological component, cognitive component, personal and creative component, functions.

Наличие четкого представления о сущности, содержании и структуре гуманитарной культуры (ГК) студентов технических специальностей вуза требует обращения к процессу моделирования исследуемого явления, так как при помощи теоретического описания, т. е. его модели, можно воссоздать специфику «бытия» этого объекта и способы его функционирования. Мы определяем гуманитарную культуру студентов технических специальностей вуза как характеристику личности, отличительными чертами которой являются постижение духовности, ценностно-смыслового содержания жизни, гуманистической технологии профессиональной деятельности посредством усвоения гуманитарного знания, развития гуманитарного мышления, ориентации на высшие человеческие ценности при творческом подходе к решению профессиональных

и личностных задач. Гуманитарная культура будущих специалистов технического профиля является важным элементом вариативного блока профессиональной культуры и способствует гуманистическому решению профессиональных задач.

В построении модели ГК студентов-«тех-ников» мы исходили из следующих теоретико-методологических посылок:

1. Гуманитарная культура — это основа, фундамент, системообразующий и интегрирующий фактор духовной культуры студен-тов-«техников», поэтому ее развитие наиболее эффективно происходит в процессе обучения, т. е. получения будущими специалистами технического профиля высшего профессионального образования.

2. ГК студентов-«техников» отражает меру их приобщения к высшим человеческим ценностям (Гуманизм, Общество, Человек,

* Рыбина Елена Павловна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков филиала Московского государственного университета технологий и управления в г. Мелеузе Республики Башкортостан. Тел.: +7 (34764) 3-06-48. Эл. адрес: [email protected]

Жизнь, Труд, Природа). Она проявляется в уровнях усвоения гуманитарного знания, развития гуманитарного мышления, включения в сферу нравственно-эмоциональных переживаний Другого.

3. ГК будущих специалистов технического профиля представляет собой системное образование, имеющее собственное содержание, структуру, функции, процессуальные качественно-количественные характеристики и совокупные результаты. Она обладает интегративным свойством целого.

4. Структурно-статическая сторона содержания ГК студентов-«техников» определяется структурно-содержательными компонентами, к которым относятся аксиологический, когнитивный и личностно-творческий. Они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, а в целостном единстве призваны выполнить ряд важнейших функций в процессе жизнедеятельности человека.

5. В числе основных функций ГК студентов-«техников» выделяются гуманистическая, ценностно-ориентационная, преобразовательно-созидательная, стимулирующая, творческая, оценочно-нормативная, социально-познавательная и коммуникативная. Их смысл заключается в выявлении, развитии и задействовании духовного потенциала человека в сфере повседневной жизни и труда. Реализация указанных функций в совокупности и каждой в отдельности обеспечивает студентам развитие гумани-стически-ценностных ориентаций в профессиональной и личностной деятельности.

6. Критерием развитости ГК как личностного образования выступает совокупность объективных и субъективных показателей, дающих качественную характеристику ее состояния по аксиологическому, когнитивному и личностно-творческому компонентам.

8. Особенности развития ГК студентов технических специальностей вуза обусловлены возрастными и индивидуально-психологическими характеристиками личности, сложившимся социальным опытом (субъективные факторы), а также профилем про-

фессиональной подготовки, уровнем приобщения к высшим человеческим ценностям через гуманитарное образование и гуманистическое воспитание (объективные факторы).

Учитывая приведенные теоретические основания модели ГК студентов-«техников», проведем анализ структуры, функциональных особенностей и содержания этого вида культуры.

При рассмотрении содержания ГК сту-дентов-«техников» необходимо отметить наличие у нее структурно-статической и процессуально-динамической сторон. Каждая из сторон имеет свое содержание и структуру. Структурно-статическая сторона ГК характеризует студентов со стороны приобщения к высшим человеческим ценностям. Ее составляющими элементами являются аксиологический, когнитивный и личностнотворческий компоненты. В целях получения ясного представления о структурном содержании ГК будущих специалистов технического профиля рассмотрим подробнее аксиологическую, когнитивную и личностно-творческую составляющие.

Аксиологический компонент ГК студентов- «техников» образован совокупностью высших человеческих ценностей, выработанных человечеством и включенных в современный образовательный процесс вузов. Получаемые будущими специалистами знания соотносятся со шкалой высших человеческих ценностей, и это способствует развитию их гуманитарной культуры.

Когнитивный компонент ГК студентов-«техников» — это система гуманитарных знаний, отражающих высшие человеческие ценности и гуманистические принципы, а также гуманитарный стиль мышления. О предмете гуманитарного знания говорят в двух планах — экстенсивном и интенсивном (Газман, Вейсс, Крылова, 1995: 43). В первом, экстенсивном, предмет знания образует вся совокупность феноменов, составляющих содержание того, что называется «миром человека», — все субъективное, переживаемое, выстраданное, индивидуально

ценное и значимое. Это вся субъективная реальность, весь внутренний мир человека, все, что попадает под понимание истины, добра, красоты, пользы. В интенсивном плане предметом гуманитарного знания является человеческое бытие, человеческое самоопределение, самодеятельность. Гуманитарное знание возникает и формируется при освоении и усвоении культуры, когда студент имеет дело с ценностями, значениями, смыслами.

Мышление, создающееся при изучении гуманитарного знания, называют гуманитарным (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, И. М. Орешников, В. А. Сластенин и др.). Гуманитарное мышление — это и терпимость, и взаимное «услышание», и взаимное уважение, опирающееся прежде всего на внутреннее саморазвитие человека, его способность и готовность к самокритике, к регулярному пересмотру своих возможностей, воззрений. Оно основывается на принципе диалогичности. Диалогичность подразумевает, что субъект, принимающий или реализующий те или иные решения, всегда имеет в виду не только собственную точку зрения, но и позиции всех участников ситуации. Диалогичность мнения означает осознание того, что ни одно такое действие или решение не может иметь абсолютного, раз и навсегда установившегося культурного значения и смысла.

Взаимосвязь гуманитарного знания с гуманитарным мышлением органично входит в сущность когнитивного компонента ГК будущих специалистов технического профиля.

Личностно-творческий компонент структуры ГК студентов-«техников» раскрывает механизм овладения гуманитарным знанием как творческий процесс. Приобщение будущих специалистов через гуманитарное знание к высшим человеческим ценностям происходит на личностно-творческом уровне, так как, присваивая ценности, личность способна их и принимать, и интерпретировать, и преобразовывать. Творчество специалиста с развитой гуманитарной культурой не мо-

жет сводиться только к квалифицированному конструированию продуктов творчества, так как, по мнению С. Н. Семенова (Семенов, 1998: 80), продукт творчества в любой сфере должен соответствовать целому комплексу культурных критериев (эстетических и нравственных). Так, проект создания ГЭС, которая затопит все традиционные места проживания определенного народа, неприемлем даже в случае его технико-экономической безупречности, поскольку глубоко ан-тичеловечен и безнравственен. Кроме того, творчество как попытка целостного развития объекта никак не может опираться на одни знания об этом объекте в силу их принципиальной недостаточности. Целостное переживание объекта, его интуитивное постижение позволяют в определенной степени восполнить ограниченность наших знаний. По нашему мнению, профессиональные знания и опыт будут эффективны в творческой деятельности при условии наличия у специалиста развитой гуманитарной культуры. При решении творческой задачи специалист с высоким уровнем развитости ГК постоянно соизмеряет творческий акт с высшими человеческими ценностями, способствуя этим гуманизации профессиональной деятельности и гуманному развитию социума.

Анализируя аксиологический, когнитивный и личностно-творческий компоненты структуры ГК студентов-«техников», следует отметить, что в процессе получения высшего профессионального образования студенты развивают свою ГК по трем направлениям. Во-первых, если гуманитарное знание целенаправленно ориентировано на приобщение к высшим человеческим ценностям, ненавязчиво идет внутренний процесс обогащения личности ценностными смыслами (формируется аксиологический компонент); во-вторых, когда студенты осваивают культуру общества через гуманитарные предметы, они выступают объектом социального воздействия (формируется когнитивный компонент); в-третьих, наличие знания порождает процесс его творческого применения (формируется личностно-творческий

компонент). Таковы, по нашему мнению, содержание и структура ГК студентов технических специальностей вуза.

ГК будущих специалистов технического профиля не существует как некое статичное явление. Важной в ней является и процессуально-динамическая сторона, содержащая характеристики ее функций, уровней и показателей развитости, степени обусловленности субъективными и объективными факторами.

В состав функциональных компонентов ГК студентов-«техников» входят гуманистический, ценностно-ориентационный, преобразовательно-созидательный, стимулирующий, творческий, оценочно-нормативный, социально-познавательный и коммуникативный. Гуманистическая функция направлена на сохранение и развитие в каждом человеке подлинно человеческого, духовного. Ценностно-ориентационная функция обеспечивает решение смысложизненных проблем сообразно высшим человеческим ценностям. Преобразовательно-созидательная функция предполагает достижение будущими специалистами технического профиля более высокого уровня культурного саморазвития и самореализации. Стимулирующая функция обеспечивает стимулирование процесса развития сущностных сил личности, ее ориентации в мире общей, нравственно-эстетической и профессиональной культуры. Творческая функция связана с психологическими процессами личности. Усвоение гуманитарного знания, эмоциональное и интеллектуальное восприятие теоретической гуманитарной информации являются импульсом для самораскрытия гуманитарной культуры студентов в их творческой деятельности. Оценочно-нормативная функция подразделяет поступки людей на положительные и отрицательные, гуманные и бесчеловечные. Она способствует выработке критериев оценки действий и поступков человека, формируя режим регламентированного поведения. Социально-познавательная функция обеспечивает художественное, эстетическое, нравственное,

профессионализированное познание мира. Основным результатом познавательного отношения к миру в гуманитарной культуре является установление смысла и значения содержания разнообразных явлений бытия. Коммуникативная функция способствует удовлетворению потребности личности в общении, обеспечивает процесс взаимовос-приятия и взаимопонимания, обмена гуманитарными знаниями, высшими человеческими ценностями и социальными чувствами, переживаниями, мнениями, настроениями и оценками.

Вышеприведенный структурно-функциональный анализ ГК студентов-«техников» позволяет существенно углубить наши представления о специфике этого феномена, его месте в структуре профессиональной культуры и ее социальной роли. Он необходим для организации теоретического материала в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Основываясь на данных положениях, мы сконструировали модель ГК студентов-«техников» (см. рис.).

Гуманитарная культура личности, являясь фундаментом духовной культуры человека и представляя собой многоуровневую систему освоения и усвоения гуманитарного знания, в процессе овладения студентом технической специальностью приобщает его к высшим человеческим ценностям, основанным на гуманизме. Она развивает личностные качества будущего специалиста технического профиля, которые будут способствовать развитию его профессионального творчества в первую очередь на благо общества, а не только для осуществления научнотехнического прогресса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Газман, О. С., Вейсс, Р. М., Крылова, Н. Б. (1995) Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М. : ИПИ РАО.

Семенов, С. Н. (1998) Развитие творческих способностей в процессе обучения (философско-методологические проблемы). Уфа : Гилем.

Модель гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.