Научная статья на тему 'Модель формирования зазоров и производных характеристик в шариковых радиальных подшипниках'

Модель формирования зазоров и производных характеристик в шариковых радиальных подшипниках Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
233
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДШИПНИК / РАДИАЛЬНЫЙ ЗАЗОР / УГОЛ КОНТАКТА / THE RADIAL BALLBEARING / THE RADIAL CLEARANCE / THE ANGLE OF THE CONTACT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Котурга Владимир Петрович, Бородин Дмитрий Андреевич, Смыслова Ирина Васильевна

Реализована модель и разработана программа, позволяющая оценивать зазор, осевую игру, угол перекоса и угол контакта в радиальном шариковом подшипнике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Котурга Владимир Петрович, Бородин Дмитрий Андреевич, Смыслова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of the formation of the clearances and the derivative characteristics in the radial ballbearings

There is realized and worked out the programme wich allowed to value the clearance, the axle′s game, the angle of the misagliment and the angle of contact in the radial ballbearing

Текст научной работы на тему «Модель формирования зазоров и производных характеристик в шариковых радиальных подшипниках»

ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА

УДК 621.822

В.П. Котурга, Д.А. Бородин, И.В. Смыслова

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАЗОРОВ И ПРОИЗВОДНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В ШАРИКОВЫХ РАДИАЛЬНЫХ ПОДШИПНИКАХ

Трение в подшипнике качения складывается из трения качения, трения верчения и относительного проскальзования точек на поверхностях взаимодействующих тел.

Качение определяется как движение контактирующих тел с некоторой относительной угловой скоростью вокруг оси, лежащей в касательной плоскости. Верчение есть движение контактирующих тел с относительной угловой скоростью вокруг общей нормали [1].

Перечисленные компоненты трения в подшипнике качения зависят от характера взаимодействия и местоположения контактирующих тел. Местоположение контакта и силовые составляющие в шарикоподшипнике определяются позиционированием контакта, а также смещением пятна контакта из плоскости симметрии подшипника.

Основная цель нашей работы - построение аналитической модели и компьютерной программы по ее реализации, которые позволят рассчитывать величину радиального зазора, а так же количественно оценивать производные от него характеристики (осевая игра, перекос колец, угол контакта), в том числе и в процессе эксплуатации, что позволит реально оценивать местоположение кон-

Рис. 1. Радиальный зазор в подшипнике

На первой стадии моделирования происходит расчет основной характеристики подшипника в данной работе - радиального зазора (рис. 1), [2].

яг = Ян-(АА -М) + + $г (1)

где Яг - рабочий радиальный зазор, мм.

Я„ - начальный зазор, мм.

АВ2 - величина уменьшения внутреннего диаметра наружного кольца, мм.

Аё1 - величина уменьшения внутреннего диаметра внутреннего кольца, мм.

- величина изменения радиального зазора в подшипнике в результате перепада температур при нагреве узла в процессе работы, мм.

ёг - величина контактной деформации, мм. Начальный радиальный зазор задается при изготовлении подшипника

Ян = А - (< + 2 • В) (2)

где В2 - внутренний диаметр наружного кольца, мм.;

ё1 - наружный диаметр внутреннего кольца,

мм;

От - диаметр тела качения.

Поскольку величины в (2) имеют вероятностный характер, начальный зазор не рассчитывают, а задают в определенных пределах (подшипники с нормальным зазором, с уменьшенным и увеличенным).

Если при посадке подшипника в корпус конструктором предусмотрен натяг, то диаметр кольца уменьшается на определенную величину, что приводит к уменьшению зазора:

В

ДВ2 =■

V В2 У

- 1

V В2 У

+ 1

-£„

V В2 У

Е,,

-1

Е

В +1

+

2

+

2

D - диаметр наружного кольца подшипника,

мм;

Di - наружный диаметр корпуса, мм;

£нар и £к - коэффициенты Пуассона для наружного кольца подшипника и корпуса;

Енар - модуль упругости для наружного кольца подшипника;

Ек - модуль упругости для корпуса;

Нк - эффективный посадочный натяг для соединения подшипник-корпус.

Н = Н - (АН, + АН2 ) ; (4)

к ср. к V 1к 2 к / ? v/

Нсрк - средняя величина посадочного натяга для соединения подшипник-корпус

Н + Н .

ТТ max.к min.к

Н .. =-------------------- ; (5)

2

Hm

1тах.к - максимальное значение натяга;

Нттк - минимальное значение натяга;

^Н1к - уменьшение натяга вследствие уменьшения высоты неровностей на посадочной поверхности корпуса при установке подшипника;

ЛН2к - уменьшение посадочного натяга при нагреве элементов подшипникового узла при соединении подшипник-корпус (для корпусов, изготовленных из стали или чугуна этой величиной можно пренебречь).

Если Енар Ек и &нар &к , тогда-

ДА = H •

V D2 J

- 1

(6)

Если Di >>D, тогда:

ДА = H •

f D ^

V D2 J

Так же при запрессовке подшипника на вал происходит увеличение диаметра внутреннего кольца, что тоже ведет к уменьшению зазора:

йл

2 • Н -1в а

Дd1 = ■

-1

І- I +1

d

— I -1 d

- + є„

+

Евн

E.

f d_ '2

V d 2 J f d ^2

V d2 J

+ 1

■ + s„

-1

(7)

d - диаметр внутреннего кольца подшипника,

мм.;

а2 - внутренний диаметр полого вала, мм; евн - коэффициент Пуассона для внутреннего кольца подшипника;

ев - коэффициент Пуассона для вала;

Евн - модуль упругости для внутреннего кольца подшипника;

Ев - модуль упругости для вала;

Нв - эффективный посадочный натяг для соединения подшипник-вал.

(8)

H = H - (ДН + ДН2 ) ;

в ср.в V 1в 2в / ’

Нсрв - средняя величина посадочного натяга для соединения подшипник-вал

Н =

ср.в

(9)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ максимальное значение натяга; * max. в - минимальное значение натяга;

Нт

Нт

АН1в - уменьшение натяга вследствие уменьшения высоты неровностей на посадочной поверхности вала при установке подшипника;

АН2в - уменьшение посадочного натяга при нагреве элементов подшипникового узла при соединении подшипник-вал (для валов, изготовленных из стали или чугуна этой величиной можно пренебречь).

Если Евн — Ев и £вн = £в , тогда:

Д± = Н • І-

1 в d

f dЛ2 V d2 у

d1

V d2 У

(10)

Если вал сплошной (й2=0), тогда:

М. = Н • ^

1 8 ^

При возникновении разности температур между валом и корпусом, в связи с разной скоростью температурного расширения/сжатия, возникает изменение зазора:

= ^ - к) • ¿0 (11)

Я - коэффициент линейного температурного расширения.

ґе , ґк - температуры вала и корпуса при установившемся режиме работы узла.

ё0=(ё+В)/2 - средний диаметр подшипника. При нагружении подшипника возникает деформация в месте контакта шарика и кольца:

8=8 +8 (12)

г ген гнар у '

бгви - величина контактной деформации при точечном контакте шарика с внутренним кольцом

1

2

• <

3-6

2- ЕР«

1 -Бт 1 -Б

m +

Ет

E.

2/3

УРв,

(13)

ет - коэффициент Пуассона для тела качения; Ет - модуль упругости для тела качения;

Q - нагрузка;

£рвн - сумма кривизн.

1 (. 1 2•уЛ

У p =—

^ вн D .

m \

4----+

/в 1-У

(14)

коэффициент, зависящий от разно-

П'

сти кривизн (cos Тв)

cos г =

1 2' Y

— + —— I 1-У

, 1 2' у

4-----+ ——

/. 1-У

(15)

ётар - величина контактной деформации при точечном контакте шарика с внутренним кольцом.

л ( 2 • ^

О =

гнар

2-Ер

нар

1 -г2 1 -б

Е„

+ ■

нар

Е

нар

2/3

Рнар

£р«ар - сумма кривизн.

У = 1 ^

Рнар

D

л 1 2-у

4-----+ ■ /

m \

/н 1 - У

(16)

(17)

Рис. 4. Осевая игра подшипника.

Зй|_с 1й-7.:йГЬаННкде l-Tju н

Рис. 5. Восстановленное кольцо подшипника

2'K | - коэффициент, зависящий от разно-П'^)н сти кривизн (cos Тн )

1 2 - Y

— + ——

/ 1 - Y

cos г =——Л------—

н л 1 2 - у

4----+ - 1

(18)

/п 1 -у

/в , / - вспомогательные величины;

Г Г

/ =— ; / = — в D н D

mm

rв , Гн - радиусы дорожек качения внутреннего и наружного колец в плоскости, перпендикулярной к направлению вращения;

D

у = —— - cos а

¿0

а - номинальный угол контакта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в

X

2

2

2

На второй стадии моделирования происходит расчет производных характеристик подшипника:

угол

© и 2 •cos

перекоса

gr „

колец в (рис. 2)

1 --

4 • d 0

(2• f -1)^D, -0.25 • gr +

dо + (2 • f -1)-Dt - 0.5 • gr + (2 • fH - !)• D, - 0.25 • gr

dо -(2• fH -1)^Dt + 0.5• gr

- угол контакта ас (рис. 3)

(19)

(20)

•tgac (21)

ac = arccosl 1 -~^— c I 2^A,

где A = (f + fH - ^ Dt

- осевая игра S (рис. 4)

S = f 2^ r - D |j

Программа по реализации модели выполнена в Excel, при помощи VBA (Visual Basic for Application), поэтому имеет довольно простой и понятный интерфейс. При вводе параметров подшипника происходит расчет и построение графиков производных характеристик (осевой игры, угла контакта, угла перекоса) от рабочего радиального зазора (рис. 6)

Рис. 6. Окно программы

Архитектура данной программы является открытой, что позволяет с легкостью изменять ее в зависимости от целей и задач. В возможности программы входит также оценка производных от зазора характеристик в условиях меняющихся входных параметров. Результаты экспериментального анализа показывают теоретическую состоятельность проведенной работы и представлены на рис. 5.

Предварительно изношенный с помощью абразивной пасты подшипник № 206 подвергался восстановлению порошками мягких металлов в смеси с пластичной смазкой [1,3]. На рис. 5 отчет-

ливо фиксируется смещение восстановленного слоя относительно оси симметрии кольца подшипника (Х2>Х1) и формирование угла контакта нехарактерного для радиальных подшипников.

Выеоды

Рассматривая увеличение зазоров в подшипнике через изменение его характеристик, показано, что износ в подшипнике приводит к изменению контактирующих характеристик, смещению общей нормали контакта из плоскости симметрии, что является причиной возникновения осевой составляющей в радиальном подшипнике и обуславливает осевое нагружение всей опоры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Трение, износ и смазка (трибология и триботехника)/А.В. Чичинадзе, Э.М. Берлинер, Э.Д. Браун и др.; Под общей ред. А.В. Чичинадзе. - М.: Машиностроение, 2003. - 576с.

2. Бейзельман Р.Д. Подшипники качения. Справочник. / Р. Д. Бейзельман, Б.В. Цыпкин, Л.Я. Перель// Изд. 6-е, перераб. и допол. М., Машиностроение,1975, 572 с.

3. http://www.smazka.ru

□ Авторы статьи:

Котурга Владимир Петрович

- канд.техн.наук, зав. каф. прикладной механики КузГТУ, e-mail: pm_kuzstu@mail.ru

Бородин Дмитрий Андреевич

- студент гр.ТМ-061 КузГТУ, e-mail: Master-MJ@yandex.ru

Смыслова Ирина Васильевна

- ст. преподаватель каф. прикладной механики КузГТУ, e-mail: smuslova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.