Научная статья на тему 'Расчёт мёртвого хода волновых передач с промежуточными телами качения'

Расчёт мёртвого хода волновых передач с промежуточными телами качения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
378
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛНОВЫЕ ПЕРЕДАЧИ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ТЕЛАМИ КАЧЕНИЯ / МЁРТВЫЙ ХОД / ЗАЗОР / ИЗНОС

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Янгулов Владимир Семенович, Беляев Арнольд Ефраимович

Проведён анализ влияния возможных зазоров в кинематической цепи на мёртвый ход передач. Рассмотрены конструкторские и технологические приёмы снижения влияния некоторых из них на величину мёртвого хода. Приведен алгоритм расчёта зазоров вследствие износа рабочих поверхностей. Предложена методика расчёта мёртвого хода волновых передач с промежуточными телами качения. Представлены результаты работ по снижению мёртвого хода передач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computing lost motion of wave gears with intermediate solids of revolution

The influence of possible gaps in kinematic chain on transfer lost motion has been analyzed. Structural and technological techniques of decreasing influence of some of them on lost motion value were considered. The design technique of gaps due to operating surface wear was given. The design technique of lost motion of wave gears with intermediate solids of revolution was suggested. The results of works in decreasing transfer lost motion were given.

Текст научной работы на тему «Расчёт мёртвого хода волновых передач с промежуточными телами качения»

УДК 621.833

РАСЧЁТ МЁРТВОГО ХОДА ВОЛНОВЫХ ПЕРЕДАЧ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ТЕЛАМИ КАЧЕНИЯ

В.С. Янгулов, А.Е. Беляев*

Томский политехнический университет E-mail: dtps@lcg.tpu.ru *Новоуральский государственный технологический институт E-mail: Arnold@.NPI.Novouralsk.ru

Проведён анализ влияния возможных зазоров в кинематической цепи на мёртвый ход передач. Рассмотрены конструкторские и технологические приёмы снижения влияния некоторых из них на величину мёртвого хода. Приведен алгоритм расчёта зазоров вследствие износа рабочих поверхностей. Предложена методика расчёта мёртвого хода волновых передач с промежуточными телами качения. Представлены результаты работ по снижению мёртвого хода передач.

Ключевые слова:

Волновые передачи с промежуточными телами качения, мёртвый ход, зазор, износ.

Под понятием мёртвого хода примем изменение положения выходного вала после приложения к нему рабочей нагрузки в обоих направлениях при жестко зафиксированном входном валу. В момент замера в крайних положениях нагрузка снимается. Представляется, что в этом случае все зазоры в кинематической цепи передачи должны выбираться. Зазоры в передаче условно можно разделить на следующие составляющие: - рабочие, т. е. те, которые необходимы для нормального функционирования; - вызванные погрешностями изготовления и сборки; - возникающие вследствие остаточных деформаций в зонах контакта шарика с деталями передачи; - появляющиеся в процессе износа рабочих поверхностей при работе.

Рассмотрим схему (рис. 1) волновой передачи с промежуточными телами качения (ВППТК), где показаны основные зазоры и погрешности, влияющие на них, проведём анализ их влияния на мёртвый ход.

Рис. 1. Схема волновой передачи с промежуточными телами качения с зазорами и погрешностями

Зазоры, которые могут быть в местах крепления деталей передачи в корпусах, в сочленениях, в соединении с исполнительным механизмом, здесь не рассматриваются, при необходимости они рассчитываются по известным методикам. К рабочим зазорам можно отнести только Д - зазор между стенками пазов обоймы и телами качения (далее по тексту - шарики). Как правило, материалы, используемые для изготовления деталей передачи, имеют одинаковые с подшипниковыми сталями или близкие к ним значения физических свойств, поэтому зазоры для компенсации температурных изменений размеров в конструкцию не закладываются.

Детали и узлы, входящие в состав ВППТК, имеют допуски на их размеры, отклонения от формы и расположения. Для большей надёжности примем максимальные отклонения допусков, влияющих на зазоры в кинематической цепи передачи. Рассмотрим погрешности деталей и узлов, начиная с входного вала - генератора:

• 5гэ - допуск на аю - эксцентриситет вала;

• 5гпп - посадка внутреннего кольца подшипника на вал;

• 5грп - радиальный зазор между наружным и внутренним кольцами подшипника;

• 5гпк - посадка наружного кольца генератора на подшипник;

• 5гнк - допуск на наружное кольцо. Промежуточные тела качения, как правило, являются покупными изделиями, которые выпускаются шарикоподшипниковыми предприятиями. Размеры и их отклонения стандартизированы, 5ш -допуск на диаметр шарика.

Допуск на профиль зуба может быть задан несколькими путями, например, одним параметром, включающим отклонения по координатам, угловому расположению, отклонение от оси жесткого колеса и т. д. или несколькими параметрами. Примем первый вариант, т. к. нет проблем, чтобы все задаваемые отклонения привести к одному, 5Ш - допуск на профиль зуба жесткого колеса.

Допуск на ширину пазов обоймы - 8(> также может состоять из нескольких, отдельно задаваемых параметров, легко приводящихся к одному значению.

Используя опыт разработки редукторов, содержащих данные передачи [1], приведём конструктивные и технологические приёмы, уменьшающие или устраняющие влияние погрешностей деталей на мёртвый ход. Значение погрешностей, зависящих от посадок (5гпп, 5гпк), сводятся к нулю при применении посадок с натягом.

Величину 5грп можно существенно уменьшить при гарантированном натяге в посадках обоих колец подшипника и далее. При их осевом сдвиге друг относительно друга она может быть сведена до нуля. Выполнение рабочей поверхности наружного кольца генератора конусной и осевая регулировка в процессе сборки позволит устранить зазоры в контакте с шариками передачи, тем самым 5гнк не будет влиять на мёртвый ход.

Для ВППТК, которая применена в редукторе системы автоматического регулирования [1], был использован селективный подбор шариков. Номинальный размер шариков - 3,175 мм, отклонение по геометрической форме - 0,25 мкм. Шарики, по согласованию с предприятием изготовителем, поставлялись по группам, разноразмерность между которыми составляла 2...3 мкм, а внутри группы между шариками она не превышала 0,5 мкм. В процессе сборки передачи контролировались момент трогания входного вала и мёртвый ход и по их значениям подбирались шарики, размеры которых обеспечивали заданные величины этих параметров. Тем самым можно существенно уменьшить влияние 5ш на мёртвый ход передачи или практически его исключить.

Значения зазоров вследствие остаточных деформаций в зонах контакта шарика с деталями передачи, полученные в процессе экспериментальных исследований, составили менее 1 мкм. Это позволяет не учитывать их в расчётах мёртвого хода на этапе предварительного проектирования.

Определение зазоров, появляющихся в процессе износа рабочих поверхностей, на этапе разработки позволит оценить долговечность передачи и редуктора в целом. Изнашивание материалов -процесс разрушения поверхностных слоёв трущихся тел. Интенсивность изнашивания пар трения зависит от свойств материалов, технологической подготовки поверхностей, условий эксплуатации, нагрузки, смазки и многих других факторов. Основная трудность определения величины износа заключается в том, что при трении поверхностные слои подвержены воздействию окружающей среды при одновременном механическом воздействии сопряжённой поверхности [2, 3]. Поэтому процесс износа рассматривается как кумулятивный, т. е. суммирующий воздействия отдельных факторов при многократном нагружении фрикционных свя-

зей до отделения частицы износа. Расчёт на износ и долговечность предлагается по известной методике [3]. Данная методика позволяет при известной интенсивности износа определить долговечность передачи или решить обратную задачу - по известной долговечности найти среднюю интенсивность изнашивания.

В аналитических преобразованиях удобно пользоваться интенсивностью линейного изнашивания

I _ ёк к

11 _ Ж ~ 5'

где к - глубина изношенного слоя; £ - путь трения скольжения.

Для удобства и простоты расчёта всю величину износа приведём к шарику и определим долговечность передачи для однородных материалов по следующей зависимости

кЕ 05

t _-

31 Ш(РР)°

иЯ -1

Я

п,„ 2 „,

где Е - модуль упругости; р=(В1±Я2)/В1Вг - приведённый радиус кривизны, контактирующих поверхностей, знак «минус» выбирается, если одна из поверхностей - вогнутая; Д и Я2 - радиусы кривизны контактирующих поверхностей; р - удельная нагрузка на единицу длины контакта; и - передаточное число между звеньями; пш - относительная частота вращения контактирующих тел; - число шариков, находящихся одновременно в зацеплении.

Расчёт интенсивности износа приработанных поверхностей рекомендуется проводить по следующей зависимости

I _ К215°^ аКРЕ-1то05а-0'5

ш 2 V 0 г

К/т

V'

где К2 - коэффициент, зависящий от 1у, показателя кривой фрикционной усталости при упругом контакте; а=Ан/А^ - коэффициент перекрытия, Ан и Аф - номинальная и фактическая площади контакта; К - поправочный коэффициент, учитывающий количество циклов до отделения частицы износа; Р - давление в контакте; т0 - сдвиговое сопротивление при экстраполяции нормального давления к нулю; а, - коэффициент гистерезисных потерь; К- коэффициент, характеризующий напряжённое состояние на контакте, зависит от материала; /т -молекулярная составляющая коэффициента трения; ст0 - параметр фрикционной усталости.

По приведённой методике был проведён расчёт 1ш для входной ступени редуктора - волновой передачи с шариками [1]. Данные для расчёта были выбраны из силового расчёта передачи и справочных данных [3]. Экспериментальные исследования -ускоренные испытания на ресурс, позволили оценить достоверность расчётных данных с их действительными значениями. В результате расчёта глуби-

на изношенного слоя на шарике равна 17 мкм. Контрольные замеры после окончания ускоренных испытаний дали следующие результаты: износ шарика - кш=6 мкм; износ стенки паза обоймы -/гп=10 мкм; износ рабочих поверхностей профилей зубьев жесткого колеса и генератора составил менее 1 мкм. Наработка редуктора при ускоренных испытаниях соответствовала количеству циклов при работе в штатной ситуации за 10 лет, увеличенной на 20 %. Результаты эксплуатации редуктора в составе космического аппарата, данные телеметрии о точности управления приводом, подтвердили достоверность аналитических и экспериментальных данных. Это дало возможность увеличить ресурс космических аппаратов до 20 и более лет.

Особенностью ВППТК является то, что выходным звеном может быть обойма или жесткое колесо, при фиксации одного из них в корпусе второе звено вращается с редуцированной скоростью. Поэтому удобнее всего мёртвый ход передачи привязать к угловому изменению положения центра шарика, относительно общего центра обоймы и жесткого колеса - Ов, вследствие наличия зазоров (рис. 2).

Рис. 2. Схема для определения мёртвого хода

Наличие рабочего зазора - До между шариками и стенками паза, даже при отсутствии всех остальных зазоров в кинематической цепи передачи, позволяет перемещаться центру шарика из положения Ош в положение Ош2, что вызывает поворот выходного звена на угол щ. Зазоры, обусловленные погрешностями профиля зубчатого венца - 5пз, допуском на диаметр шарика - 5ш и погрешностями деталей генератора - 5Ег, допускают смещение центра шарика в положение Ош1, это приводит к повороту выходного вала на угол щп.

Суммарный угол поворота выходного вала, мёртвый ход передачи - щмх= щ+ щп.

Угол щ определится по следующей зависимости

Д +5 +1 щ = аго1§-^-у-

где У - расстояние от центра шарика Ош до центра зубчатого венца жесткого колеса Ов.

У = ашсо$,ф + 7^ - а^шф,

где ф - текущий угол поворота входного звена; Л;=0,5(Д+Дш) - отрезок, соединяющий центры шариков Ош и эксцентрика Ог; Д, Дш - диаметры генератора и шарика.

Угол щп определим из следующих рассуждений. Зазоры, обусловленные погрешностями деталей передачи, приводят к тому, что точка контакта шарика с профилем зуба К перемещается в положение К1, а центр шарика из точки Ош в точку Ош1. Линейное перемещение точек контакта шарика с профилем составит Д2. Для выражения значения этой величины используем параметрические уравнения

профиля зуба, а точнее, её одну координату Хп.

ф

AZ=AJn/cos -

где

а+—\

AX = XK - X ';

п п п >

XnK = Y sin— + 0,5D sin

п u ш

- координата профиля в точке К;

XK = Yi sin — + (0,5 Dm-SJsinfa + —

- то же самое в точке K¡;

Yi = К - ^ )cos — + ViR - (5Sr + )]2 - (а„ - 5r3)2 sin2 —;

u - передаточное число (число зубьев); а - угол передачи движения профилю; 5гэ=5гпп+5грп+5гпк+5гнк.

Исходя из этих рассуждений, запишем выражение для определения

%=arctgAZ/Y¡. На этапе предварительного проектирования редуктора для японской компании «Komatsu» оценка мёртвого хода была проведена по приведённой методике. Основные параметры и размеры редуктора приведены в [4]. Расчёт проводился для двух вариантов конструкций редуктора. Первый - с устранением всех зазоров, вызванных погрешностями изготовления и сборки, и селективным подбором роликов. Второй - с минимальными зазорами, обусловленными посадкой деталей (h7/H7) и использованием роликов, разноразмерность которых не более ¡0 мкм. Зазор между роликами и стенками пазов обоймы был принят равным 0,¡ мм. Требований по долговечности редуктора на этом этапе не предъявлялось, поэтому 1ш в расчётах не учитывался.

На рис. 3 приведены результаты расчётов мёртвого хода, привязанные к профилю зуба жесткого колеса через угол —. ¡ - линия соответствует результатам расчёта по первому варианту; 2 - по вто-

У™

угл.мин.

-1-1-1-1-1-о

60 90 120 150 180 Ф

Рис. 3. Результаты расчётов мёртвого хода

рому. Заданное значение мёртвого хода - линия 3, превышено в 2 раза, наибольшее влияние оказывает Д. В связи с этим было произведёно уменьшение зазора, принято До=0,032 мм, что соответствует посадке ролика в пазу обоймы - е7/Н7. Линия 4 -

результаты расчётов по первому варианту, с уменьшенным значением Д; 5 - по второму.

Уменьшение зазора практически обеспечивает заданную величину мёртвого хода. Более того, использование селективной сборки позволяет получить достаточную долговечность редуктора за счёт большого значения допускаемого 1ш.

Использование ВППТК в составе редукторов для космических аппаратов поставило задачу снижения значения мёртвого хода до нескольких угл. сек. [5, 6]. Для решения этой задачи был разработан ряд передач с упругим натягом в зацеплении шариков с зубьями жесткого колеса [7, 8].

Упругий натяг достигается тем, что наружное кольцо генератора выполнятся с конической рабочей поверхностью, которую поджимают к шарикам упругие элементы, установленные между подшипником генератора и наружным кольцом. Конструкции этих передач обеспечивают самоустановку рабочей поверхности генератора относительно шариков, т. е. передача работает с переменными аю и Д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Янгулов В.С. Редуктор системы автоматического регулирования повышенной долговечности: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. - Томск, 1984. - 24 с.

2. Трение, изнашивание и смазка / Под ред. И.В. Крагельского, В.В. Алисина. - М.: Машиностроение, 1978. - Т. 1. - 385 с.

3. Трение, изнашивание и смазка / Под ред. И.В. Крагельского, В.В. Алисина. - М.: Машиностроение, 1979. - Т. 2. - 280 с.

4. Янгулов В.С., Беляев А.Е. Элементы расчёта жесткости волновой передачи с промежуточными телами качения // Известия Томского политехнического университета. - 2008. - Т. 313. -№ 3. - С. 69-73.

5. Янгулов В.С. Прецизионный редуктор повышенной долговечности // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - Т. 311. - № 2. - С. 18-23.

6. Янгулов В.С., Дмитриев В.С., Гладышев Г.Н., Лянзбург В.П. Малогабаритный редуктор повышенной точности и долговеч-

ности // Военная техника, вооружение и современные технологии при создании продукции военного и гражданского назначения: IV Междунар. технолог. конгресс. - Омск, 2007. -Ч. 2. - С. 240-243.

7. А.с. 212950 СССР. МКИ3 F16H 1/00. Волновая передача / В.С. Янгулов. Заявлено 19.03.1984; Зарегистр. 27.12.1984.

8. А.с. 315418 СССР. МКИ5 F16H 1/00. Волновая передача / В.С. Янгулов, С.В. Редковский. Заявлено 20.01.1988; Заре-гистр. 1.07.1990.

9. А.с. 317718 СССР. МКИ5 F16H 1/00. Волновая передача / В.С. Янгулов, С.В. Редковский. Заявлено 20.01.1988; Заре-гистр. 3.09.1990.

Поступила 29.03.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.