Научная статья на тему 'Модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья'

Модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / МОТИВАЦИЯ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ / MOTIVATION TO PRESERVE AND STRENGTHEN HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронов Михаил Владимирович, Токман Андрей Андреевич, Карпов Владислав Викторович

В статье отмечено, что здоровье студенческой молодежи имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, что свидетельствует о необходимости разработки модели формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья, реализация которой в учебно-воспитательном процессе позволит сформировать у студентов сознательное отношение к собственному здоровью и будет проявляться в соответствующих положительных поступках и действиях. Авторами предложена модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья, которая находится в органической связи с педагогическим процессом, где формируется мотивация студентов к сохранению и укреплению здоровья и задает целевые, содержательные и собственно процессуальные (технологические) компоненты такого формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронов Михаил Владимирович, Токман Андрей Андреевич, Карпов Владислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of formation of students’ motivation health protection and promotion

The problem of formation of students’ motivation to preserve and strengthen health. It is noted that the health of students is steadily worsening, which indicates the need for a model of formation of students’ motivation to preserve and strengthen health, the implementation of which in the educational process will form the students conscious attitude to their own health and will appear in the corresponding positive behaviour and actions. The authors proposed a model of the students’ motivation to preserve and strengthen health, which is in organic connection with the pedagogic process, where a motivation for students to preserve and strengthen health and sets the targets, content and proper procedure (process) components of the formation.

Текст научной работы на тему «Модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 378 ; 796.03

Воронов Михаил Владимирович

кандидат медицинских наук, доцент

Токман Андрей Андреевич

кандидат педагогических наук, доцент

Карпов Владислав Викторович

Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко bjd@ltsu.org, nick99n@mail.ru, vip_belyy@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИИ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

В статье отмечено, что здоровье студенческой молодежи имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, что свидетельствует о необходимости разработки модели формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья, реализация которой в учебно-воспитательном процессе позволит сформировать у студентов сознательное отношение к собственному здоровью и будет проявляться в соответствующих положительных поступках и действиях.

Авторами предложена модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья, которая находится в органической связи с педагогическим процессом, где формируется мотивация студентов к сохранению и укреплению здоровья и задает целевые, содержательные и собственно процессуальные (технологические) компоненты такого формирования.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, мотивация к сохранению и укреплению здоровья.

Состояние здоровья молодежи по данным целого ряда ученых свидетельствует о том, что сейчас отмечается ежегодное ухудшение здоровья молодежи, прежде всего, в результате курения, употребления алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ [6]. По нашим данным 58% студентов ведут неправильный образ жизни, у большинства из них отсутствуют навыки сохранения и укрепления здоровья.

Анализ процесса формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья свидетельствует о необходимости разработки модели формирования соответствующей мотивации, реализация которой в учебно-воспитательном процессе ВУЗа позволит сформировать у студентов сознательное отношение к собственному здоровью и будет проявляться в соответствующих положительных поступках и действиях.

Необходимость построения модели формирования у студентов ВУЗов мотивации к сохранению и укреплению здоровья обусловлена рядом недостатков. Во-первых, процесс формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья, ведения здорового образа жизни имеет эпизодический, не систематизированный характер. Так, студенты во время учебных занятий по различным дисциплинам получают информацию о здоровье человека, его особенностях, необходимости его сохранения и укрепления, но такие знания не являются систематизированными и взаимосогласованными, а больше направлены на повышение общей осведомленности по проблемам здоровья человека. Во-вторых, проводимые воспитательные мероприятия не отличаются использованием новых

достижений педагогической теории и практики. То есть отсутствуют специально созданные педагогические условия, направленные на формирование у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья. В-третьих, недостаточно внимания уделяется формированию у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья во внеучеб-ное время [5; 6].

Разрабатывая модель формирования мотивации у студентов к сохранению и укреплению здоровья, мы опирались на исследования Н. Амосова, Н. Артамонова, К. Байера, И. Брехмана, Т. Бойчен-ко, Г. Голобородько, А. Здравомыслова, Т. Круце-вич, С. Лапаенко, Ю. Лисицына, Р. Мотылянской, В. Оржеховского, И. Смирнова, Л. Сущенко, В. Яз-ловецкого, П. Яременко, М. Яхнина и др.

Разработка модели формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья предполагает достижение и решение таких задач:

1) создание условий для укрепления здоровья студентов;

2) создание в ВУЗе воспитательной среды с целью формирования положительной мотивации к ведению здорового образа жизни;

3) совершенствование форм и методов формирования у студентов мотивации к ведению здорового образа жизни.

Методологической основой формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья является гуманистическая модель образования, суть которой заключается в создании благоприятной ситуации способствующей развитию готовности студентов к восприятию и адекватному реагированию на воспитательные воздействия учебной и социальной среды [4].

© Воронов М.В., Токман А.А., Карпов В.В., 2016

Именно поэтому, при разработке модели мы опирались на личностно-ориентированный, дея-тельностный и системный подходы к формированию у студентов положительной мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Личностно-ориентированный подход предполагает последовательное отношение педагога к студенту как к личности, ответственного субъекта учебно-воспитательного воздействия, что предполагает: помощь студенту в его личностном развитии, в выявлении и раскрытии его возможностей, в развитии самосознания, в осуществлении личностно и общественно-значимых дел, в самоопределении, самореализации и самоутверждении. Личностно ориентированный подход опирается на свойственное каждому человеку стремление «быть личностью», то есть проявлять активность, отличаться от других людей, влиять на окружающую среду, иметь собственные убеждения, личные духовные ценности и смыслы, самореализовываться в социально значимой деятельности, выполнять определенную роль в обществе.

Деятельностный подход заключается в культивировании действенной позиции личности с целью собственного становления и развития, нравственного и духовного самосовершенствования.

Системный подход предполагает целостность в практической деятельности, направленной на комплексную реализацию здорового образа жизни.

При построении модели нами были выделены базовые принципы формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья:

- принцип гуманизма заключается в отношении к личности как высшей ценности, учете возрастных и индивидуальных особенностей, удовлетворении фундаментальных потребностей (в смысле, познании, принятии, справедливом отношении); повышении сознательного отношения личности к своему поведению, деятельности, жизненным выборам;

- принцип целенаправленности заключается в повышении эффективности функционирования собственного организма и сознательного положительного отношения к нему;

- принцип индивидуализации обучения и воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого студента, выделение специальных задач, соответствующих их индивидуальным особенностям, включение студентов в различные виды деятельности с учетом их возможностей, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во вне-учебной деятельности, предоставление возможности каждому студенту для самореализации и самораскрытия;

- принцип создания воспитательной среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание,

взаимную помощь, способность вместе преодолевать трудности;

- принцип научности и доступности знаний предполагает адаптацию соответствующих научных знаний к особенностям различных возрастных категорий, взаимосвязь науки о здоровье с практическим опытом;

- принцип системности означает, что процесс формирования здоровья человека, природных и социальных условий его сохранения и укрепления организуется как системный педагогический процесс, в логической связи всех его этапов; направлен на гармоничное и разностороннее развитие личности;

- принцип непрерывности и практической целенаправленности предполагает преемственность в реализации направлений и этапов этой работы на разных образовательных уровнях; охватывает все сферы жизнедеятельности студентов; осуществляется в различных социальных институтах, в учебной и вне учебной деятельности;

- принцип интегративности предполагает синтез теоретических, эмпирических и практических знаний в целостной картине о здоровье и здоровом образе жизни;

- принцип открытости заключается в систематическом пополнении, обновлении, совершенствовании знаний о здоровом образе жизни [1; 2; 3; 5; 6].

Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека - интериоризация - ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивидуальности. Поэтому наиболее перспективной моделью формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья является та, которая по мнению М. Яхнина содержит социальные (познавательные, поведенческие) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности [6, с. 14].

Поэтому представляется возможным выделить три этапа, через которые должен проходить студент в своем становлении и развитии мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Первый характеризуется такой степенью сфор-мированности мотивации студентов к сохранению и укреплению здоровья, при котором механизм саморегуляции «обязывает» студента к так называемому минимальному самоограничению. На этом этапе студент осваивает шкалу ценностей.

Для второго этапа характерно осознание норм, принципов, критериев оздоровительной деятельности и др., понимание их ценности, целесообразности и необходимости соблюдения. На этом уровне у личности формируется социальная ориентация, происходит своеобразная «переоценка ценностей». Поведение студента свидетельствует о принятии соответствующих норм и ценностей, об отказе ведения нездорового образа жизни.

Третьему этапу свойственно наличие убежденности студента в необходимости соблюдения всех

требований здорового образа жизни, а также устойчивой привычки к оздоровительной деятельности. Этот этап, по нашему мнению, соответствует наличию у личности оздоровительной культуры, состоящей из убежденности, умения применять знания в жизненных повседневных ситуациях, а также готовности отстаивать эту убежденность и бороться с негативными проявлениями социальной среды и наличии склонности к постоянному самосовершенствованию.

Таким образом, разработанная нами модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья предусматривает работу по следующим направлениям: физическая активность и профилактика гиподинамии, профилактика возникновения вредных привычек (курения, употребление алкоголя, наркотиков и др.), со-

матических заболеваний, болезней, передающихся половым путем и СПИДа, повышение культуры рационального питания и др.

Предложенная нами модель является механизмом взаимодействия компонентов целостного педагогического процесса и предполагает реализацию стратегии, тактики и техники формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья (см. рис. 1).

Цель предложенной модели - формирование у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

Модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья в учебно-воспитательном процессе направлена на решение следующих задач; 1) повышение осведомленно-

Рисунок 1. Модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья

сти студентов в сфере здоровья и здорового образа жизни; знании основных факторов риска; понимании роли здоровья и здорового образа жизни в обеспечении активной и длительной жизни; 2) формирование у студентов активно-положительного эмоционального отношения и мотивации к сохранению и укреплению здоровья; 3) формирование умений и навыков здорового образа жизни; 4) развитие навыков рефлексии, самовоспитания и самосовершенствования.

Разработанная нами модель в учебно-воспитательном процессе выполняет следующие функции:

- организационную - создание в ВУЗе воспитательного здоровьесберегающего пространства;

- учебно-воспитательную (что предполагает скоординированную работу всех участников учебно-воспитательного процесса, осуществление целенаправленного педагогического влияния на формирование у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья в учебно-воспитательном процессе во время аудиторных и внеаудиторных занятий с использованием интерактивных методов обучения (проведение семинарских, практических занятий, организация самостоятельной работы студентов);

- социально-профессиональную (привлечение к процессу формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья врачей, диетологов, спортсменов, психологов и др.);

- оценочно-диагностическую - изучение сфор-мированности у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья на разных этапах обучения с помощью разработанных нами анкет.

Предложенная нами модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, поэтому важно найти место каждому компоненту в учебно-воспитательном процессе, поскольку целостное функционирование предлагаемой модели является результатом взаимодействия всех ее компонентов, что характерно для универсальной закономерной связи.

При этом формирование у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья будет проходить путь от выяснения сути основных понятий, формирования знаний, навыков и умений до практической реализации требований здорового образа жизни, что предусматривает создание положительного мотивационного фона учебно-воспитательной деятельности в учебном заведении, внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. При этом, воздействие на студентов должно осуществляться посредством использования традиционного механизма (знания, получаемые из семьи и ближайшего окружения), институционального (общественно-одобряемый опыт, который усваивается посредством взаимодействия учебно-воспитательной системы ВУЗа с профес-

сиональной средой) и рефлексии (ответственность личности и осознание субъективной принадлежности к социальной группе).

При построении модели мы опирались, прежде всего, на личностно ориентированный подход, с позиции которого все звенья образовательного процесса должны стимулировать профессиональный и личностный рост субъектов обучения и воспитания. Студент выступает здесь не только в виде фактора, который учитывается, а как звено, способное принимать, перерабатывать, хранить информацию и на этой основе принимать интеллектуальные решения. То есть студент выступает как в качестве объекта, так и субъекта обучения и воспитания, что характеризует субъект-субъектное взаимодействие преподавательского состава и студентов в учебно-воспитательном процессе.

На первый план выдвигаются целостные характеристики человека, прежде всего деятельностные, в которых оказываются как человеческие качества, так и профессиональные компетенции. Сама модель рассчитана не на усредненный уровень студента, а ориентируется на каждого из них, предлагая каждому собственный путь развития. Акценты смещаются в сторону саморегулирования, саморазвития, самоконтроля и собственной активности студентов. Студенты сами инициируют процесс своего развития. При этом растет гуманистическая ценность самоопределения личности по мере разрешения профессионально-значимых задач.

Модель находится в органической связи с педагогическим процессом, где формируется мотивация студентов к сохранению и укреплению здоровья и задает целевые, содержательные и собственно процессуальные (технологические) компоненты такого формирования.

Важным отличием проектируемой модели является то, что ее структурные и функциональные компоненты характеризуются подвижностью и динамичностью вследствие непрерывных изменений в содержании и характере учебной деятельности, стремительных изменений научных, технических и технологических параметров сферы профессиональной деятельности.

Такое видение проблематики позволяет рассматривать вопросы формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья с позиций переосмысления традиционного воспроизводства средств и методов педагогического воздействия, что позволяет реализовать личност-но ориентированные технологии учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, разработанный нами механизм формирования мотивации студентов к сохранению и укреплению здоровья выглядит следующим образом: знания и представления подкрепляются соответствующей мотивацией, что определяет эмоциональную окраску (ощущения и отношения)

и закрепляется на уровне умений и навыков личности, находит воплощение в соответствующих поступках и поведении.

При этом особенностью механизма формирования мотивации студентов к сохранению и укреплению здоровья является отсутствие принципа взаимозаменяемости. Это означает, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Кроме того, при использовании одного компонента обязательно предполагается влияние на все остальные.

Итак, одной из важнейших задач современного высшего образования является формирование у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья, что предполагает разработку соответствующей модели. Внедрение и экспериментальная проверка разработанной нами модели

в учебно-воспитательный процесс является перспективным направлением нашего исследования.

Библиографический список

1. Авдеева Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного познания // Мир психологии. - 2000. - № 1. - С. 68-75.

2. Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни. - М.: Мир, 1999. - 368 с.

3. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987. - 125 с.

4. Горцев Г. Энциклопедия здорового образа жизни. - М.: Вече, 2001. - 461 с.

5. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины: Критический аналiз. -М.: Медицина, 1982. - 362 с.

6. Яхнин М.В. Здоровье молодежи. - М.: Вла-дос, 2013. - 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.