Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурная компетентность / юридическая специальность / педагоги-ческое моделирование / образовательная среда / социокультурная среда / sociocultural competence / legal specialty / pedagogical modeling / educational environment / sociocultural environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д. В. Берёзко

В статье представлена авторская модель формирования социокультурной компетентности у студентов юридических специальностей средствами социокультурной образовательной среды. Определены и описаны основные блоки и компоненты модели. Применение авторской модели предусматривает использование разработанной учебной программы «Основы использования социокультурной компетентности в юридической деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д. В. Берёзко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL COMPETENCE FORMATION MODEL FOR STUDENTS STUDYING IN LEGAL SPECIALTIES

The article presents the author's model for the formation of law students’ sociocultural competence through the means of a sociocultural educational environment. The main blocks and components of the model are identified and described. The application of the author’s model involves the use of the developed training program «Fundamentals of the use of sociocultural competence in legal activity».

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ»

УДК 378:34:37:017:316.73:316.77:008

Д. В. Берёзко

Аспирант кафедры педагогики и образовательного менеджмента, УО «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь Научный руководитель: Николаенко Сергей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ

В статье представлена авторская модель формирования социокультурной компетентности у студентов юридических специальностей средствами социокультурной образовательной среды. Определены и описаны основные блоки и компоненты модели. Применение авторской модели предусматривает использование разработанной учебной программы «Основы использования социокультурной компетентности в юридической деятельности».

Ключевые слова: социокультурная компетентность; юридическая специальность; педагогическое моделирование; образовательная среда; социокультурная среда.

Введение

Овладение социокультурной компетентностью является важным требованием для выпускника университета независимо от направления и специальности подготовки. Понимание культурных особенностей, обычаев и законодательства разных стран может быть ключевым для успеха в юридической практике. От будущих юристов требуют не только знания законов и умения их применять, но и понимания социокультурной обстановки, в которой придется работать. Социокультурная компетентность помогает юристам эффективно выполнять свои обязанности, учитывая социокультурные особенности работы с представителями разных культур. Вместе с тем в настоящее время на юридических факультетах не уделяется должного внимания формированию социокультурной компетентности у будущих специалистов, а изучение отдельных ее компонентов носит фрагментарный характер. Создание модели для формирования социокультурной компетентности может быть эффективным решением в этом контексте.

Цель статьи - разработать модель формирования социокультурной компетентности у студентов юридических специальностей средствами социокультурной образовательной среды.

Методы и методология исследования

Теоретическую основу исследования составляют научные труды ученых С. И. Архангельского, Г. Клауса, В. С. Безруковой, В. А. Штоффа, С. В. Николаенко, посвященные проблеме формирования социокультурной компетентности, а также моделированию педагогических процессов - работы Д. А. Погонышевой, С. К. Голубева, И. И. Цыркуна. Среди использованных методов нами выделяются метод наблюдения, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и метод педагогического моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Моделирование педагогических систем является одной из важнейших задач современной педагогики. Метод моделирования применяется при конструировании педагогического процесса с широким спектром задач. В рамках данного исследования в основе трактовки «модель» лежит определение В. А. Штоффа, который рассматривает ее как «мысленно представленную или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте» [1, с. 19]. Это определение позволяет рассматривать модель как некую систему, которая имеет свою структуру, содержание и функциональность, и представить идеализированный процесс формирования социокультурной компетенции студентов юридических специальностей в социокультурной образовательной среде. Моделирование носит трансформационный характер, результатом которого должна стать модель системы с новыми качественными параметрами.

На основе проведенного анализа и реально существующей системы образовательного процесса университета нами было выбрано структурно-функциональное моделирование. Полагаем, что постоянные перемены в современном глобализированном мире и период перехода к обществу знаний, привели к необходимости построения модели данного процесса средствами социокультурной образовательной среды, структурно-функциональным методом.

© Берёзко Д. В., 2023

Разработанная в ходе исследования модель формирования социокультурной компетенции студентов юридических специальностей средствами социокультурной образовательной среды университета состоит из взаимосвязанных в образовательном процессе компонентов: цели, принципов, форм и методов, критериев и уровней сформированности социокультурной компетентности студентов юридических специальностей. Предложенная модель имеет блочную структуру и состоит из целевого, содержательного процессуального и результативно-оценочного блоков (рисунок 1). Остановимся подробнее на каждом из них.

Целевой блок модели включает: цель, принципы формирования социокультурной компетентности и методологические подходы как основу организации данного процесса. Содержание концептуально-целевого блока разработано с учетом государственных образовательных стандартов высшего образования первой ступени по специальностям 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 01 «Международное право».

Целевые характеристики модели представлены иерархией целей процесса формирования социокультурной компетентности средствами социокультурной образовательной университета, главной из которых является формирование социокультурной компетентности у студентов юридически специальностей с непосредственным включением в образовательный процесс юридического факультета. Модель разработана с целью формирования социокультурной компетентности у студентов юридических специальностей.

Ключевую роль в процессе формирования социокультурной компетентности студентов юридических специальностей играют такие методологические подходы, как компетентностный, культурологический, средовой и личностно-деятельностный. Данные подходы базируются на следующих принципах: социокультурной направленности, проблемно-целевой ориентации коммуникативной направленности, практикоориентированности, диалога культур, культурной рефлексии, личностного развития студентов, систематичности и последовательности.

Содержательный блок модели выделен с целью раскрытия педагогического потенциала структурно-функциональных компонентов социокультурной образовательной среды в качестве средств формирования социокультурной компетентности студентов юридических факультетов, способных оказывать влияние на характер педагогического взаимодействия. Данный блок содержит компоненты социокультурной компетентности и критерии отбора ее содержания.

На основании требований, предъявляемых к студентам юридических специальностей в государственных образовательных стандартах по специальностям 1 -24 01 01 «Международное право» и 1 -24 01 02 «Правоведение», выделяем следующие структурно-содержательные компоненты социокультурной компетентности студентов юридических специальностей:

- потребностно-мотивационный (потребность в общение с представителями иностранных культур; готовность вступить в диалог);

- когнитивно-рефлексивный (готовность и способность сделать профессиональную проблему предметом своего сознательного анализа, способность перевести проблему в задачи деятельности с целью профессионального самосовершенствования);

- личностно-ценностный (осмысление сущности и специфики профессиональной деятельности с точки зрения культурологического подхода и использования социокультурных знаний);

- коммуникативно-ориентированный (владение социально обусловленными и культурно обусловленными сценариями, принятыми в иностранной культуре, типичными моделями поведения иностранцев в правовых ситуациях, с использованием лексикона, принятого в данной культуре (ситуативные, коммуникативные клише, модели речевого поведения);

- функционально-деятельностный (знание традиций, особенностей национального менталитета, обычаев народа и умение использовать их для достижения взаимопонимания с носителями культуры);

- специально-юридический в области правовой компаративистики (знания основ государственного и общественного строя зарубежных стран, основных правовых систем современности, а также особенностей выстраивания правовых отношений в зависимости от правовой системы страны).

На основе проведенной работы нами был выделен также следующий комплекс критериев отбора содержания социокультурной компетентности:

- практикоориентированность;

- контекстность;

- проблемность;

- страноведческая направленность;

- систематичность и последовательность;

- вариативность.

Рисунок 1 - Модель формирования социокультурной компетентности

В рамках данного блока модели будет разработана авторская учебная программа, позволяющая в системе современного юридического образования изучить студентам-юристам роль и место социокультурной компетентности, её функции, специфику и возможности применения для эффективного развития в учебном процессе, в собственной профессиональной деятельности, рассмотреть их и возможности для развития личности будущего специалиста.

Процессуальный блок посвящен социокультурной образовательной среде, ее функциям, а также этапам и методом формирования. Образовательная среда как средство формирования социокультурной компетентности у студентов юридических специальностей выполняет образовательную, информационно-просветительскую, нормативную, мотивирующую функции.

В рамках нашего исследования важная роль отводится образовательной функции, сущность которой изучали Д. А. Погонышева [2], С. К. Голубев [3], И. И. Цыркун [4]. В современном понимании значение данной функции расширяется за счет организации целенаправленного социокультурного развития личности.

Значение образовательной функции при формировании социокультурной компетентности у студентов-юристов видится в содействии образовательному процессу, направленному на освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности.

Информационно-просветительная функция представляет собой накопление, хранение и распространение информации, а также культурно-просветительскую деятельность, направленную на формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых будущему специалисту юридического профиля.

Цель нормативной функции заключается в формировании общегуманистических нравственных качеств, социализация личности. Реализация данной функции помогает студентам-юристам усвоить способы и образцы социального поведения и действий с представителями определенных культур, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях группы, коллектива, организации в различных странах мира.

Реализация мотивирующей функции позволяет заинтересовать студентов во внедрении социокультурного подхода в свою профессиональную деятельность, изучать культуру своего народа и проявляют инициативу в познании других культур.

Образовательная среда юридического факультета видится нам как среда, представляющая собой платформу профессиональных знаний, умений, навыков и положительных личностных качеств для подготовки будущего юриста, который должен осознавать свои профессиональные функции труда, владеть ими на должном уровне, выбирать оптимальные способы деятельности с учетом социокультурного подхода, соотносить свои возможности с преодолением тех трудностей, что возникают при решении профессиональных задач и достижении результатов.

Проведенный анализ образовательной среды юридических факультетов выявил некоторые принципиальные отличия образовательного процесса для обучающихся на юридических специальностях:

- приоритетом содержания обучения является формальная логика и строгие однозначные определения терминов;

- наличие четких алгоритмов выполнения заданий, которые исключают проявление обучающимися креативности;

- язык общения максимально лаконичный, строго юридический, не содержит ценностные аспекты и смысловые оттенки;

Вышеуказанные характеристики образовательного пространства во многом противоречат той среде, в которой может активизироваться творческий потенциал обучающихся и обеспечивается эмоциональная вовлеченность студентов в процесс познания и освоения образовательных программ.

Процесс формирования социокультурной компетентности на юридических факультетах осуществляется на трех этапах: начальном, процессуальном и результативном.

Начальный этап реализуется в течение первого и второго семестров, базируется на знаниях, полученных в ходе изучения учебных дисциплин «Практические навыки в профессиональной деятельности юриста» (90 ауд. ч.), «Юридическая клиника» (42 ауд. ч.). Он направлен на формирование мотивационной сферы личности, которая, в свою очередь, призвана активизировать познавательную активность студентов, дать представление о целях и задачах формирования социокультурной компетентности посредством проведения учебных занятий по данным дисциплинам с использованием социокультурных технологий, проведения индивидуальных и микрогрупповых консультаций. В ходе данного этапа проводится диагностика начального уровня сформированности

социокультурной компетентности. Диалогическому стилю общения между преподавателем и студентами содействует стратегия педагогической поддержки, направленная на стимулирование получения нового знания в отношении социокультурной деятельности и создание условий для саморазвития и индивидуализации. Это касается общего представления об организации социокультурной образовательной среды.

В течение вводного этапа важно показать значимость социокультурного компонента для будущей профессиональной сферы деятельности юристов, заинтересовать их и вовлечь в процесс формирования социокультурной образовательной среды.

Процессуальный этап организован в течение третьего, четвертого и пятого семестров и базируется на знаниях, полученных в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин, имеющих социокультурную составляющую (например, «История белорусской государственности» (108 уч. ч.), «История политических и правовых учений» (108 уч. ч.), «Социология права» (90 уч. ч.) и дисциплине «Практические навыки в профессиональной деятельности юриста» (90 уч. ч.). Этап ориентирован на усвоение знаний, овладение умениями, приобретение опыта социокультурной деятельности, когда происходит постепенное усложнение процесса педагогического взаимодействия, в ходе которого возникают новые проблемы и решаются более сложные задачи, расширяется контент педагогического взаимодействия посредством использования возможностей социокультурной образовательной среды университета. Содержание данного этапа заключается в формировании социокультурной компетентности студентов юридических специальностей с учетом специфики будущей профессиональной деятельности; способах ее самопроектирования средствами социокультурной образовательной среды; накоплении в ходе обучения опыта применения социокультурных технологий. Стратегия педагогического стимулирования способствует включению в решение образовательных задач знаний, умений и навыков информационной деятельности, полученных в результате обучения в социокультурной образовательной среде.

Результативный этап реализуется в шестом семестре и базируется на материале дисциплин специального цикла, программах производственных практик, тематике научных студенческих работ, курсовых проектов. В рамках данного этапа предусмотрены обобщение и осмысление приобретенных знаний и умений осуществления социокультурной деятельности, организация обратной связи студентов с преподавателями, рефлексия по результатам освоенных способов деятельности, в ходе чего формируется рефлексивный компонент социокультурной компетентности студентов юридических специальностей. Стратегия сотрудничества в ходе обучения в рамках социокультурной образовательной среды предполагает развитие критического мышления, введение новых контекстов, изучение нетиповых практических ситуаций с поощрением самостоятельного поиска рационального решения на основе анализа различных источников. Контрольно-оценочные методы (письменное задание, деловая игра, рефлексивный круг, кейс-метод), активно используемые на данном этапе, предполагают анализ результативности целенаправленного педагогического взаимодействия и его коррекцию.

Оценочный блок включает определение эффективности процесса формирования социокультурной компетентности студентов юридических специальностей средствами социокультурной образовательной среды и содержит два компонента: диагностические показатели и критерии сформированности компонентов социокультурной компетентности и уровни сформированности социокультурной компетентности.

Содержание универсальных умений, входящих в состав социокультурной компетентности, меняется сообразно возрастным особенностям человека и зависит от круга решаемых профессиональных задач. Социокультурная компетентность является качественной характеристикой личности, так как именно данной категорией можно охарактеризовать уровень подготовки современного студента с точки зрения наличия у него личностных качеств и практического опыта, определяющих ценностное отношение обучающихся к разрешению социально значимых задач, возникающих в их профессиональной деятельности.

На основании научных исследований по проблеме формирования различных видов компетентности студентов учреждения высшего образования, анализа существующих методологических подходов и требований образовательных стандартов Республики Беларусь к профессиональной компетентности специалистов юридического профиля высшей квалификации нами были выделены следующие диагностические критерии:

1) когнитивно-аксиологический критерий измеряет уровни сформированности социокультурной компетентности у студентов-юристов на основании наличия либо отсутствия следующих показателей: знания системы универсальных ценностей, базовые знания истории и культуры своего

народа и других народов, традиций и обычаев культурной среды, системы общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Аксиологический аспект предполагает наличие сформированных ценностных ориентаций на основе глубоких и прочных знаний в области социокультурной деятельности.

2) мотивационный критерий позволяет оценить готовность студентов-юристов к самообразованию, саморазвитию, самооценке личностных качеств, проявлению креативности, толерантности;

3) когнитивно-функциональный критерий - целенаправленное использование социокультурных технологий для решения образовательных задач, направленных на формирование социокультурной компетентности у студентов, обучающихся на юридическом факультете;

4) мировоззренческо-рефлексивный критерий проявляется в осознанности использования моральных и правововых норм, принятых в обществе, в ходе осуществления профессиональной юридической деятельности, а также критическом отношении к собственным поступкам, способностью устанавливать связь между осознаваемой целью поступка, его мотивами и средствами достижения.

Измерение уровня социокультурной компетентности студентов связано с разработкой показателей ее сформированности. На основании научных исследований по проблеме формирования различных видов компетентности студентов учреждения высшего образования, анализа существующих методологических подходов и требований образовательных стандартов Республики Беларусь к профессиональной компетентности специалистов юридического профиля нами были выделены следующие диагностические показатели сформированности социокультурной компетентности:

1) эмоционально-ценностное отношение к социокультурной деятельности (предполагает наличие сформированных ценностных ориентаций на основе глубоких и прочных знаний в области социокультурной деятельности);

2) личная заинтересованность в овладении социокультурной компетентностью (позволяет оценить готовность студентов-юристов к самообразованию, саморазвитию, самооценке личностных качеств, проявлению креативности, толерантности);

3) информационно-познавательная активность (проявляется в осознанности использования моральных и паровых норм, принятых в обществе, в ходе осуществления профессиональной юридической деятельности, а также критическом отношении к собственным поступкам, способности устанавливать связь между осознаваемой целью поступка, его мотивами и средствами достижения);

4) умение выстраивать межкультурный диалог (выражается в готовности студентов общаться с представителями иностранных культур, наличии базовых знаний истории разных народов и культур, их языков, широком кругозоре);

5) качество социокультурных знаний (высокий уровень знаний системы универсальных ценностей, базовые знания истории, культуры, языка своего народа и других народов, традиций и обычаев культурной среды, системы общечеловеческих и этнокультурных ценностей);

6) способность к применению полученных социокультурных знаний на практике (проявляется в осознанности использования моральных и правовых норм, принятых в обществе, в ходе осуществления профессиональной юридической деятельности, а также критическом отношении к собственным поступкам, способностью устанавливать связь между осознаваемой целью поступка, его мотивами и средствами достижения).

Исходя из вышеописанного, основными показателями сформированности социокультурной компетентности выступают: социокультурные знания, социокультурные умения и личностные качества студентов-юристов (такие, как сознательность, толерантность, доброжелательность, эмоциональная устойчивость и т. п.). Как отмечает, С. В. Николаенко, образовательный процесс должен развивать способности для осознания учащимися культурно-обусловленной позиции, готовности сохранять национальное своеобразие, а также умения вступать в диалог с представителями других культур [5, с. 61].

Наиболее распространенной шкалой для измерения компетентности является трехуровневая шкала, включающая в себя низкий, средний и высокий уровни. Для чистоты эксперимента мы предлагаем использовать четырехуровневую градацию и выделяем низкий, средний, выше среднего и высокий уровни, которые имеют следующие характеристики.

Низкий уровень социокультурной компетентности. Осознание ценности общецивилизацион-ной культуры фрагментарно и носит поверхностный характер. Отсутствует понимание студентами, обучающимися на юридическом факультете, важности использования этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в их будущей профессиональной деятельности. Не сформированы на достаточном уровне эмпатические способности, поэтому таким студентам сложно взаимо-

действовать в социально-профессиональной деятельности с представителями других культур. Часто возникают затруднения с реализацией социальной и гражданской позиции, стремление к познавательной и созидательной деятельности проявляется в очень незначительной мере.

Средний уровень социокультурной компетентности характеризует готовность использования студентами-юристами общекультурного фонда знаний (гуманитарных, правовых, политических и т. п.), сформированного содержанием программ высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия. Однако понимание значимости культурно-ценностных (например, ценность семьи, широта взглядов, любознательность) и нормативных ценностей (например, воспитанность, патриотизм, трудолюбие), ментальных различий не имеет четко выраженных оценочных суждений. Студентами, обучающимися на юридическом факультете, осознается необходимость руководствоваться в своем поведении общепринятыми нормами, правилами поведения, однако наблюдаются трудности в самостоятельном внедрении компонентов социокультурной компетентности в свою деятельность, а также в выстраивание эффективных взаимоотношений с окружающими людьми и социальными институтами.

Уровень выше среднего подразумевает не только готовность использования полученных в ходе обучения, социокультурных знаний и навыков, но и фрагментарное использование их в учебной и внеучебной деятельности. Вместе с тем наблюдается недостаточная мотивация самостоятельного использования социокультурных подходов в дальнейшей профессиональной деятельности.

Высокому уровню социокультурной компетентности соответствует наличие у студентов-юристов прочных знаний в области социокультурной деятельности, готовности и умения использовать их в ходе осуществления своей профессиональной деятельности, применять знания для анализа собственного поведения и поведения окружающих. Выражен стойкий интерес к традициям, культуре своего народа и других народов. Сформирована нравственно-правовая устойчивость, социально значимые установки в жизненном самоопределении и профессиональной деятельности. Характерно наличие потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного развития, осознание важности саморегуляции, личностного самоопределения.

Критерии сформированности социокультурной компетентности студентов, обучающихся на юридических специальностях, определены нами исходя из выделенных в ее структуре компонентов и включают совокупность способов организации основных видов социокультурной деятельности на всех этапах образовательной и будущей профессиональной деятельности. Студент, обладающий достаточным уровнем социокультурной компетентности, должен, с одной стороны, свободно ориентироваться в этом пространстве, а с другой - оказывать непосредственное влияние на процесс его создания и успешного функционирования.

Заключение

Модель процесса формирования социокультурной компетентности у студентов юридических специальностей средствами социокультурной образовательной среды университета обосновывает сущность и содержание процесса формирования социокультурной компетентности с учетом позиций современной парадигмы образования и специфики подготовки студентов с высшим юридическим образованием. Она направлена на повышение роли студента-юриста в педагогическом взаимодействии и позволяет внести изменения в управление процессом формирования в части постепенного расширения сферы самостоятельности и субъективной активности студентов в условиях социокультурной образовательной среды. Модель представлена нами как совокупность четырех взаимосвязанных и взаимозависимых блоков: целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного, что позволяет комплексно представить процесс формирования социокультурной компетентности у студентов юридических специальностей средствами социокультурной образовательной среды в единстве ее компонентов.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Штофф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. - Л. : Наука, 1966. - 296 с.

2. Цыркун, И. И. Моделирование учебно-познавательной деятельности студентов на основе компьютерной диагностики учебных возможностей / И. И. Цыркун, Е. Н. Артеменок // Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания : материалы Междунар. форума, Минск, 5-6 апр. 2005 г. / Белорус. гос. ун-т. - Минск, 2005. - С. 472-476.

3. Погонышева, Д. А. Моделирование как метод реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании / Д. А. Погонышева // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 22-28.

4. Голубев, С. К. Функциональное моделирование (нотация IDEFO) муниципальной библиотеки / С. К. Голубев, И. Н. Доронина // Междунар. журн. экспериментального образования. -2014. - № 7. - С. 11-13.

5. Николаенко, С. В. лингвометодическая система социокультурного развития учащихся на основе овладения ценностями белорусской культуры в контексте изучения русского языка (V-XI классы) : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.02 / С. В. Николаенко ; Науч.-метод. учреждение «Нац. ин-т образования» М-ва образования Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - 64 с.

Поступила в редакцию 29.09.2023 E-mail: berezkodv@tut.by

D. V. Biarozka

SOCIOCULTURAL COMPETENCE FORMATION MODEL FOR STUDENTS STUDYING IN LEGAL SPECIALTIES

The article presents the author's model for the formation of law students' sociocultural competence through the means of a sociocultural educational environment. The main blocks and components of the model are identified and described. The application of the author's model involves the use of the developed training program «Fundamentals of the use of sociocultural competence in legal activity».

Keywords: sociocultural competence; legal specialty; pedagogical modeling; educational environment; sociocultural environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.