Научная статья на тему 'Модель формирования психологической компетентности менеджера социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств'

Модель формирования психологической компетентности менеджера социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширяев С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования психологической компетентности менеджера социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств»

7) умение саморегуляции, поскольку дети в учреждениях интернатного типа более чувствительны к эмоциональному состоянию других людей, более ранимы и обидчивы.

Таким образом, включая весь спектр проблем профессиональной подготовки социальных педагогов в вузах культуры и искусств, мы должны отметить определенную специфику в этом процессе, которая позволяет социальным педагогам через приобщение детей к творчеству, культуре и искусству ненавязчиво, деликатно управлять состоянием детей, осуществлять духовно-нравственное их развитие в учреждениях интернатного типа.

Примечания

1. Мамайчук, И. И. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов [Текст] / И.И. Мамайчук, Е.Г. Трошихина //Дефектология. - 1997. - №3.

2. Куган, Б. А. Системный подход к управлению социально-трудовой адаптацией воспитанников детских домов [Текст]: научно-методическое пособие / Б.А. Куган. - Шадринск: Исеть, 1997.

3. Щербакова, А. М. Дать путевку в жизнь: к вопросу о социализации умственно отсталых сирот - выпускников интерната [Текст] А.М. Щербакова, Н.В. Москоленко //Социальная работа. - 1999. - №1/12.

4. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] / под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2000. - 418 с.

С.И. Ширяев

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Одним из направлений возможного пополнения теории и практики социально-культурной деятельности новыми технологиями и идеями является использование психологических технологий в работе учреждений культуры. В настоящее время происходит последовательный разворот содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых. Существует широкая система психологических технологий - приемов и средств, с помощью которых возможно существенно повысить эффективность работы персонала учреждений культуры, разнообразить способы удовлетворения культурно-досуговых потребностей населения и в целом повысить успешность работы организаций социально-культурной сферы [2, с. 81-93; 3, с. 211]. Вместе с тем, в настоящее время психологические технологии менеджерами социально-культурной деятельности используются недостаточно часто. Это связано с тем, что специалисты социально-культурной деятельности не обладают достаточной психологической компетентностью [1, с. 219-222].

В системе высшего образования подготовка менеджеров социально-культурной деятельности нацелена на формирование высококлассного, всесторонне развитого профессионала. Требования общественной практики стимулируют вузы культуры и искусств уделять большое внимание психологической подготовке специалистов. Растет количество психологических дисциплин в учебных планах. В то же время о комплексной психологической подготовке, которая формирует психологически компетентных менеджеров социально-культурной деятельности, владеющих полным арсеналом психолого-педагогических методик, системным мышлением в сфере решения психологических проблем, пока говорить преждевременно.

Для создания технологий, обеспечивающих повышение уровня психологической подготовки, которая позволит менеджерам эффективно внедрять психологические технологии в социально-культурную сферу, мы считаем необходимым ввести понятие, обобщающее процесс и результат усвоения специалистами психологических знаний, умений и навыков. Таким понятием, отражающим уровень психологической подготовки специалиста, является «психологическая компетентность» менеджера социально-культурной деятельности.

Под психологической компетентностью специалиста социально-культурной деятельности мы понимаем комплексное личностное образование специалиста, включающее в себя когнитивные, мотивационные, эмоционально-волевые, поведенческие, личностные компоненты, которые позволяют специалисту решать социально-психологические проблемы, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей в социально-культурной сфере, а также использовать психологические технологии для повышения результатов деятельности учреждений социально-культурной деятельности.

Анализ научной литературы позволил нам сделать вывод о том, что психологическая компетентность является важной составной частью профессиональной компетентности. Психологическая компетентность носит многокомпонентный характер, в частности, в научной литературе выделяются такие ее виды, как социально-перцептивная, социально-психологическая, коммуникативная, аутопсихологическая, психолого-педагогическая. Все эти виды психологической компетентности в той или иной мере входят в состав психологической компетентности менеджера социально-культурной деятельности.

Модель психологической компетентности менеджера социально-культурной деятельности представляет собой понятийно-описательную модель включенности в социально-психологические процессы личности будущего специалиста. На основе анализа научной литературы нами были выделенные следующие компоненты психологической компетентности:

1. Мотивационный компонент, который проявляется в готовности к проявлению психологической компетентности и ее развитию.

2. Когнитивный компонент, который включает в себя теоретические знания в сфере психологии.

3. Поведенческий компонент, под которым понимается проявление психологической компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях.

4. Личностный компонент, под которым понимается определенный уровень развития профессионально важных качеств менеджера.

5. Эмоционально-волевой компонент, который включает в себя способность менеджера к самоконтролю.

6. Аутопсихологический компонент, который включает в себя способы саморегуляции, позволяющие сохранять менеджеру психофизиологическое здоровье.

В результате анализа передового опыта организации педагогического процесса подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в системе высшего образования, с учетом основных критериев эффективности педагогических процессов, мы определяем следующие основополагающие принципы модели формирования психологической компетентности специалиста социально-культурной деятельности: целостное и многостороннее развитие личности; непрерывное мотивационное обеспечение деятельности; целостность профессиональной подготовки; интеграция управленческого и психологического знания; единство содержательного и процессуального компонентов обучения; применение активных и интерактивных методов обучения; формирование опыта самоорганизации деятельности; приемов самоконтроля; определение места профессиональной подготовки в системе жизненных приоритетов, ценностей и жизненных планов конкретных студентов; неуклонное профессиональное саморазвитие преподавателя, самообразование; различные сочетания индивидуального и группового обучения; своевременность и конкретность образования.

На основании выделенных принципов мы определяем следующие подходы к организации психологической подготовки менеджера, которая направлена на формирование психологической компетентности: деятельностный, личностно-ориентированный, акме-ографический подходы.

Для эффективного формирования психологической компетентности необходимо создать ряд организационно-педагогических условий: модульную систему подготовки; эффективное педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества между профес-

сорско-преподавательским составом и студентами; психолого-педагогическое сопровождение студента на протяжении всего цикла психологической подготовки специалиста на основе личностно-ориентированного подхода к обучению.

На основании перечисленных принципов нами был создан модульный учебный курс «Психологическая компетентность менеджера социально-культурной деятельности», состоящий из следующих модулей: «Тренинг знакомства», «Применение диагностичес-

Табл. 1. Модель формирования психологической компетентности менеджера социально-культурной деятельности

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование этапа Диагностический Организаци -онный Формирующе процессуальный Результирующий

Цель этапа Диагностика соответствия мотивационного, когнитивного, поведенческого и личностного компонентов требованиям профессии Создание организационно- педагогических условий эффективного процесса формирования психологической компетентности специалистов Развитие мотивационного, когнитивного, поведенческого и личностного компонентов студентов в рамках модуля психологической подготовки до уровня, соответствующего требованиям профессии 1. Подведение итогов обучения. 2. Получение обратной связи от студентов по итогам модуля. 3. Оптимизация модуля.

Методы обучения Дискуссионные, тренинговые, диагностические, игровые Дискуссионные, тренинговые Классические, дискуссионные, эвристические, тренинговые, игровые Дискуссионные, тренинговые, диагностические

Психолого-педагогическое сопровождение Проведение тренинга знакомств, проведение диагностики студентов, выработка рекомендаций по повышению эффективности психологической подготовки для студентов и рекомендаций преподавателям по коррекции педагогического процесса Помощь преподавателям при корректировке модуля и разработке индивидуальных занятий, консультировани е по вопросам технологий изложения материала модуля Проведение тренингов личностного роста, индивидуального консультирования студентов, супервизии учебных процессов Проведение тренинга перспективного развития, выработка рекомендаций для дальнейшего развития психологической компетентности студентов, выработка рекомендаций преподавателям по коррекции педагогического процесса в будущем

Результат этапа Зафиксированные результаты комплексной диагностики и создание индивидуального диагностического листа Сформированны й модуль учебных ДИСЦИПЛИН по формированию психологической компетентности специалистов социально- культурной Зафиксированное повышение уровня развития мотивационного, когнитивного, поведенческого и личностного компонентов, занесенное в индивидуальные Обобщенные результаты обучения, определение степени сформированности психологической компетентности студентов, рекомендации для дальнейшего совершенствования

ких методов в работе менеджера социально-культурной деятельности», «Личность менеджера социально-культурной деятельности», «Организация эффективной межличностной коммуникации менеджером социально-культурной деятельности», «Оптимизация стратегий решения управленческих ситуаций и организационного поведения менеджера социально-культурной деятельности», «Оптимизация стратегий решения конфликтных ситуаций», «Тренинг перспективного развития».

Модель формирования психологической компетентности менеджера социально-культурной деятельности в системе высшего образования представлена в таблице 1.

Итак, результатом реализации модели формирования психологической компетентности менеджера социально-культурной деятельности в системе высшего образования станет формирование психологически компетентного специалиста социально-культурной деятельности, способного эффективно внедрять психологические технологии в работу учреждений культуры, тем самым обогащая их арсенал взаимодействия с потребителями услуг и в целом повышая результаты их работы.

Примечания

1. Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры [Текст] / Н.К. Бакланова. - М., 2001.

2. Первушина, О. В. Социально-культурная деятельность: Теоретические основы [Текст]: учебное пособие / О.В. Первушина. - Барнаул, 2002.

3. Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст]: учебное пособие / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. - Тамбов, 2004.

Е.А. Касмицкая

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Понятие «музыкальная культура» возникло в 80-90-е годы ХХ века. Рассматривалось оно как часть духовной культуры народа, единство музыки и её социального функционирования. Сейчас это понятие широко используется в педагогической, социологической, культурологической и философской литературе. Анализ различных источников показывает, что «музыкальная культура» - довольно широкая категория. В ее структуру входят: деятельность как отдельных личностей, так и учреждений, создающих, сохраняющих и распространяющих музыкальные ценности; музыкальное восприятие; музыкальная эрудиция; музыкальное воспитание. Формирование музыкальной культуры является основной целью музыкально-эстетического развития детей, которое подразумевает развитие специальных способностей (свойств личности, способствующих достижению результатов в определённой области); базовых способностей (мотивационная сфера, мышление, творческое начало, общение, чувства); нравственно-эстетическое совершенствование путем раскрытия значимых качеств личности (открытость новому, внимание к особенному, незавершенность, критическое отношение к себе, выразительность), формирование музыкальных интересов, потребностей, вкусов [1]. Мы убеждены, что в такой интерпретации формирование музыкальной культуры предстает как процесс целостно-личностного развития на основе взаимосогласования специфики музыки как искусства и природно-культурного развития ребёнка в условиях художественной деятельности. Если согласиться с нашим толкованием содержания музыкальной культуры, то в этом случае приходиться констатировать, что собственно музыкальная подготовка детей в дошкольных учреждениях далека от идеала. Традиционное обучение в учреждениях основного и дополнительного дошкольного образования остается в значительной мере консервативным. Педагоги пользуются в основном групповыми методами обучения, работают по единым для всей учебной группы образовательным программам, что в значительной степени затрудняет индивидуализацию и дифференциацию в обучении.

В результате исследовательской работы и систематичной диагностики детей г. Геленджика мы обнаружили перекос музыкального воспитания в сторону хорового пения и движений под музыку. Мы убеждены, что причины этого скрываются в тематическом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.