- уважительно относиться к другим и т.д.
Все это позволяет ребенку полноценно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Создание мультфильмов в свою очередь поможет ребенку самовыразиться, изобразить свои желания, мечты, донести свои мысли, переживания, что будет иметь большое коррекционное содержание, поскольку выражая себя, он будет представлять миру свое мировоззрение, а знакомясь с чужим творчеством учиться новому и переосмысливать старое уровни подсознания.
Также мы хотим обратить внимание в коррекционном плане на создание комиксов и манги (рисованные истории, рассказы в картинках), которые кроме того, что будут стимулировать ребенка к творчеству, но так же будут иметь коррекционный эффект. Ведь ребенок, создавая свою историю, будет таким образом самовыражаться, он сможет донести до окружающих свои интересы, желания, мечты, эмоции; отразить свой внутренний мир с помощью подобных историй и научиться чему-то новому в процессе их создания; узнать о разнообразии характеров, желаний, стремлений, эмоций и воплотить их в своих историях.
Прочитав схожую историю можно понять культуру человека, его мысли, заботы. Они могут поведать об эмоциональной реакции на определенные поступки, действия. Определенным образом, такие истории можно превратить в стратегию поведения в разнообразных жизненных ситуациях, на которых ребенок в одиночку будет учиться, например преодолевать тревогу или контролировать гнев, научится снимать эмоциональное напряжение. Кроме того, любые невзгоды, неудачи, также можно изобразить в своей истории и, посмотрев на них со стороны, сделать вывод.
Выводы. Указанные направления коррекционного воздействия средствами арт - терапии, и особенно фото - и мульт - терапии и терапия комиксами и мангой, будут способствовать снижению уровня эмоционального напряжения у детей, не вызывая у них отторжения, а скорее наоборот -интерес и положительное отношение. Ведь именно данные методы хорошо помогут ребенку самовыразиться, обменяться впечатлениями о себя, об окружающем мире, проявить свои интересы, склонности, чувства; таким образом приобрести опыт, научиться новому о себе, о мире, об эмоциях и их выражениях и т.д.
Список использованной литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. - 2008.
2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М., - 2002.
© Абдуллаева М.Ж., Бекманова Ж.А., 2024
Данько Юрий Владимирович,
Средняя школа №43 г. Севастополь, РФ
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО
ПЕДАГОГА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Педагогическое образование реализуется в условиях системы различных квалификаций. В
контексте подготовки будущего учителя иностранных языков для школ и колледжей базовой квалификацией определяется бакалавриат, закладывающий основу для вхождения в профессию и реализацию педагогического процесса обучения на достаточном уровне. Целью педагогического образования установлено достижение профессиональной компетентности, для учителя иностранных языков в школе или преподавателя в колледже, предполагающей формирование иноязычной коммуникативной, педагогической и методической компетенций в едином комплексе. На этих принципах сформирована модель подготовки будущего педагога иностранных языков на единстве требований к нормативной организации обучения, подходах и принципах педагогического процесса, обеспечивающих достижение педагогической задачи в результирующем блоке. Представлены возможные педагогические траектории выпускника бакалавриата: горизонтальная, вертикальная и смешанная модели педагогического роста.
Ключевые слова
педагогическое образование, профессиональная компетентность, педагогическая компетенция, методическая компетенция, модель подготовки педагога-бакалавра, компоненты дидактической
модели, педагогические траектории.
Danko Yuri V.,
Secondary school no. 43 Sevastopol, Russia
MODEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER FORMATION
Abstract
Teacher education is implemented in a system of various qualifications. In the context of preparing a future foreign language teacher for schools and colleges, the basic qualification is determined by a bachelor's degree, which lays the foundation for entering the profession and implementing the pedagogical learning process at a sufficient level. The goal of pedagogical education is to achieve professional competence for a foreign language teacher at school or a teacher at college, which involves the formation of foreign language communicative, pedagogical and methodological competencies in a single complex. Based on these principles, a model for training a future foreign language teacher has been formed based on the unity of requirements for the normative organization of teaching, approaches and principles of the pedagogical process, ensuring the achievement of the pedagogical task in the resulting block. Possible pedagogical trajectories of a bachelor's degree graduate are presented: horizontal, vertical and mixed models of pedagogical growth.
Keywords
pedagogical education, professional competence, pedagogical competence, methodological competence, bachelor teacher training model, components of the didactic model, pedagogical trajectories.
Введение
Профессиональное образование обеспечивает получение определённой квалификации в ссузе
или вузе, по педагогическим программам направленное на формирование готовности к педагогической деятельности.
Дидактической целью профессионального образования является достижение компетентности выпускника, определяемой А.А. Вербицким в качестве системы устойчивых связей между её компонентами — различными компетенциями [1].
Следовательно, базисом компетентности выступают частные компетенции, которые А.В. Хуторской определяет в качестве связующего элемента между знанием и действием в практике [7].
Применительно к подготовке учителя основой станет овладение профессиональной компетентностью и получение определённого уровня квалификации, формирующей различные профессиональные траектории. Профессиональные компетенции учителя определяются нормативными требованиями и уровнем квалификации согласно ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога.
Подготовка педагогов иностранного языка осуществляется лишь в вузе по ФГОС бакалавриата (44.03.01 и 44.04.01) с возможным повышением педагогической квалификации в магистратуре (44.04.01), — следовательно бакалавриат становится основой формирования начальной педагогической квалификации — первой стадии профессионального мастерства. Наличие высшего образования является необходимым условием педагогической деятельности в качестве учителя предметного обучения [4].
Обзор литературы
На основе теоретического анализа уточнено понятие «педагогическая компетентность» (А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской), а квалификация педагога рассмотрена согласно положениям профессионального стандарта.
В соответствии с вышеизложенным, разработана модель подготовки педагога иностранного языка на уровне бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование» (учитель двух иностранных языков), отображающая способность выпускника эффективно реализоваться в профессиональной деятельности в школе и колледже, а поэтому ограниченная уровнем бакалавриата как достаточным условием.
Формируемые компетенции в рамках представленной модели — предметная (овладение иностранным языком), педагогическая (реализация обучения), методическая (организация обучения) и информационная (применение электронного обучения и отдельных сквозных технологий) обеспечивают достижение выпускником первого квалификационного уровня — бакалавра по профилю «преподавание иностранных языков», ориентированного на работу учителем основного и второго иностранных языков в системе НОО, ООО, СОО, СПО и ДО.
Основная часть
Представленная модель конкретизирована в структурной форме на основе взаимосвязанных компонентов и уровней, фиксирующих отношения закономерной зависимости между элементами с учётом теоретических положений, описывающих высшее педагогическое образование и требования к выпускнику-бакалавру как будущему учителю предметного обучения.
Модель включает четыре блока: теоретико-методологический, процессуальный, критериально-оценочный и результирующий в неразрывном единстве, а их последовательность определена дидактической целью с планируемым педагогическим результатом — рис. 1.
ЦЕПЬ:
"ПсдгстсЕка компете нтнсго п ед = "о г=-са кал а вэ; по двум и не странным языкам 44 РЗ Со "Педз'сгическоеоОразсвание"
ТЕСР ЕТИКО-МЕТОДОЛ □ГИ'-ЕСКИИ Ы I ПК у ро з э н = организации
Г. 1 е?-:дун а з о д н ь й урсзень ЮНЕСКО Национальный V рс зе н ь ФЗ. ФГОС П роф ильный у рс зе н ь ООП. УН. ПС
ПОДХОД^. КОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ \ONine~ehTi-ccThb й. системно-деятельностный пичностно-ориентированный
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК урсзен= педа "сгическсго процесса
ФУНКЦИОНАЛЬНЬ Е КОМПСНЕНТЬ "с—оенос-= к раооте ОТРУ К 1 V Р Н Ы Е КОМПСНЕНТЬ оценка готовности
* 1
И форма цион н ы й Организацион ныи Рефлексивный 1.1 сти в а ци о Н1Н ы й й Соде эжа~ег ы- ь й —е хнопоги чес ки й
ПРИНЦИПЫ П ЕДАГС ~ИЧ ЕСКОГС ПРОЦЕССА гуманиэЕции. гуманитаризации. научности: а -;ту ат ь н ости г с и с те м н о сти. иел е п сл а г= н,1?
КРИТЕ РИАЛ ЬНО-ОЦЕНОЧНЫИ БЛОК сцен к и с(Т'Ормирсзанногти мсггивационного; с оде рг-:атег ьно_с и технологического компоненте в готовности
ВНЕДРЕНИЕ С<БОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИИ Б|д 0=Ла. .АР. =ИосксГ|а а. ^ааэ-ч-егза
Е ЗУЛ ЬТ И РУЮ ЩИ У\ БЛОК сформирован нос ть н= основе скесзных образоватегычых теюнологий зна'-ины^ ценнсстей знании, умении и навпкэз у Оудущих учителей шо;~заьнсго лзь к а
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ формирование сис~емь педагогических траекторий 1. Горизонтальная траектория 2. Вертикальная траектория Э'. Смешанная — заекторил
Рисунок 1 — Модель формирования профессиональных компетенций будущих педагогов иностранного языка на основе сквозных образовательных технологий
Первый блок модели — теоретико-методологический или нормативно-правовой отражает содержание образования в соответствии с условиями его реализации. В рамках теоретико-методологического блока выделены три нормативных уровня.
Первый уровень — глобальный, включающий доктринальные положения ЮНЕСКО в сфере высшего образования и международной системы квалификаций [2].
Второй уровень — национальный, в основе которого находятся федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [6], определяющий систему образования в целом, и ФГОС направления 44.03.05, устанавливающий основные положения конкретного направления (универсальные и общепрофессиональные компетенции: УК и ОПК) [5].
Третий уровень — профильный или профессиональный определяет конкретные (профессиональные, ПК) компетенции, установленные направлением обучения в вузе (основной образовательной программой и учебным планом) [3] и профессиональным стандартом, определяющим для школьного учителя 6-й уровень квалификации [4].
Условия реализации программы и достижение требований к квалификации будущего педагога
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »
ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500
№7 / 2024
достигаются в вузе очным обучением на основе компетентностного, личностно-ориентированного и системно-деятельностного методологических подходов.
Следующий блок дидактической модели — процессуальный, формирующий систему обучения.
В процессуальном блоке выделены структурные и функциональные компоненты: функциональные компоненты являются результатом готовности к работе педагогом и оцениваются при прохождении ГИА, об их сформированности свидетельствует диплом, а структурные компоненты — это текущая оценка готовности будущего педагога в период обучения при прохождении промежуточной аттестации — мотивационного, содержательного и технологического компонентов согласно уровням и критериям критериально-оценочного блока по заранее выбранной шкале.
Реализация профессиональной подготовки педагога-бакалавра основана на педагогических принципах гуманизации, гуманитаризации, научности, актуальности, системности, целеполагания и методической направленности.
Завершающим элементом дидактической модели является результирующий блок, определённый в виде сформированных на достаточном уровне профессиональных компетенций выпускника-бакалавра в условиях компетентностного, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, направленных на формирование системы компетенций.
Хотя выпускнику бакалавриата достаточно его квалификации для работы и педагогического роста в системе среднего общего и профессионального образования [4; 5], моделью определены три профессиональных траектории, которые являются независимыми и исходят от целей получения образования.
Горизонтальная — ориентирована на работу в школе или колледже, предполагает совершенствование в рамках полученной квалификации бакалавра получение первой и высшей педагогических категорий, приобретение практического опыта.
Вертикальная — ориентирована на совершенствование приобретённых компетенций и углубление квалификации в магистратуре, получение навыков научно-исследовательской деятельности. В большинстве случаев направлена на работу в высшей школе, доступны все возможности горизонтальной траектории.
Смешанная — реализует различные сочетания формального (от бакалавриата до магистратуры) и неформального (от курсов повышения квалификации до программ переподготовки) обучения и различные возможности работы, всегда предполагает наличие педагогического стажа.
Выводы
В настоящем исследовании предложена модель организации обучения будущих педагогов-бакалавров двух иностранных языков по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» и сформулированы категориально-критериальные характеристики профессиональной компетентности.
Профессиональное обучение на уровне бакалавриата является лишь начальным этапом становления педагога, но достаточным условием работы в школе. Дальнейшая профессиональная траектория предполагает несколько вариантов: совершенствование в рамках полученной квалификации бакалавра, её углубление в магистратуре, либо индивидуальную модель в зависимости от педагогических условий.
Список использованной литературы:
1. Вербицкий А.А. Проблемные точки реализации компетентностного подхода // Педагогика и психология образования, 2012. №. 2. С. 52-60.
2. МСКО 2011: международная стандартная классификация образования (International Standard Classification of Education-ISCED). 89 с.
3. ООП и УП ФГОС ВО бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями
подготовки)» в СевГУ https://inlnk.ru/84pK2K (дата обращения: 19.07.2024).
4. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» https://inlnk.ru/dnPKwQ (дата обращения: 08.03.2024).
5. ФГОС ВО бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» https://inlnk.ru/DBzPDv (дата обращения: 19.07.2024)
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) https://clck.ru/39HqUU (дата обращения: 19.07.2024)
7. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня, 2017. №. 12. С. 9-16.
©Данько Ю.В., 2024
УДК 373
Юлдашева У.,
студентка, Тлеумбетова К.,
доцент,
Нукусский государственный педагогический институт,
г. Нукус, Узбекистан
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОУ Аннотация
В статье рассматривается процесс адаптации ребенка к окружающему миру и из-за ограниченных возможностей традиционного ежедневного общения с ближайшим окружением.
Ключевые слова речь, компетентность, адаптация, окружающий мир, воспитание.
Вопрос организации инклюзивного обучения для детей с недостатками слуха достаточно дискуссионным в научных кругах. Очевидно, что совместное воспитание и обучение детей дошкольного возраста с пониженным слухом и их здоровых сверстников полезно, поскольку стимулирует к речевой активности, возможно оно только при соответствующем уровне психофизического и речевого развития ребенка с пониженным слухом и умело организованного психолого-медико-педагогического.
Речевое развитие детей с нарушениями слуха (обеих категорий: глухих детей и детей с пониженным слухом) является одним из важнейших предпосылок и показателей коммуникативной и социальной компетентности, в значительной степени определяющих возможность личностной реализации и разностороннего развития. Языковая и речевая компетентности имеют целью решение как чисто познавательных (знание языка как универсального средства передачи информации и умение использовать это коммуникативное средство с целью получения знаний), так и социальных (налаживание разветвленных социальных контактов) и морально-этических (умение налаживать