Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СПЕЦИФИКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / профессиональные компетенции педагога / иностранный язык / професиональный иностранный язык / интегрированный курс иностранного языка / особенности формированя иноязычной коммуникативной компетенции / pedagogical education / professional teacher competencies / foreign language / professional foreign language / integrated foreign language course / features of foreign language communicative competence formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеремета Екатерина Ивановна, Данько Юрий Владимирович

Рассмотрена специфика обучения английскому языку как иностранному для бакалавров неязыковых педагогических направлений. В соответствии с действующим ФГОС бакалавриата, определяющим обучение в условиях компетентностного подхода, формируемые компетенции будущего педагога разделяются на универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. Обучение иностранному языку определено в качестве формирования универсальной компетенции как способности к межкультурному взаимодействию. В этом контексте главной целью является достижение определённого уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Однако для профессионального образования важен интегрированный подход: обучить основам иноязычной коммуникации и обеспечить дальнейшее профессиональное совершенствование педагога. В этих условиях обучение иностранному языку рассматривается на двух взаимосвязанных и последовательных уровнях: в общем курсе английского языка, направленном на овладение разговорной лексикой и активными грамматическими категориями, и профессиональном курсе английского языка для специальных целей, обеспечивающим овладение профессиональной лексикой, формирование способности анализа профессиональных текстов и усвоение грамматических категорий в контексте. Реализация обучения иностранному языку на двух уровнях состоит в дидактической преемственности и последовательности обучения: от общеразговорной лексики – к профессиональной, от активных грамматических форм – к пассивным, от устного общения – к интерпретации профессиональных текстов. В результате для неязыковых педагогических направлений иностранный язык выступает общеобразовательной дисциплиной, и его содержание формирует универсальную компетенцию, которая не зависит от профиля специальности, но приоритетно направлена на развитие коммуникативных навыков и умений по программе общего курса английского языка и на овладение общепрофессиональными педагогическими понятиями и работой с текстами по программе профессионального курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шеремета Екатерина Ивановна, Данько Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INTEGRATED FOREIGN LANGUAGE COURSE IN TRAINING STUDENTS OF BACHELOR IN EDUCATION

The paper considers the specificity of teaching English as a foreign language for students of bachelor in education (non-linguistic). In accordance with the current FSES of the bachelor's degree which outlines the framework of the competency-based approach, the formed competencies of the future teacher are divided into the universal, the general professional and the professional. Teaching a foreign language is defined as the formation of a universal competence as the ability for intercultural interaction. In this context, the main goal is to achieve a certain level of foreign language communicative competence. However, an integrated approach is important for vocational education: to teach the basics of foreign language communication and ensure further professional development of the teacher. Under these conditions, teaching a foreign language is considered at two interrelated and sequential levels: in the general course of the English language, aimed at mastering colloquial vocabulary and active grammatical categories, and the professional course of English for special purposes, providing mastery of professional vocabulary, the formation of the ability to analyze professional texts and the assimilation of grammatical categories in context. The implementation of teaching a foreign language at two levels consists in didactic continuity and sequence of teaching: from general colloquial vocabulary to professional, from active grammatical forms to passive ones, from oral communication to the interpretation of professional texts. As a result, for non-linguistic pedagogical areas, a foreign language acts as a general educational discipline, and its content forms a universal competence, which does not depend on the specialty profile, but is primarily aimed at developing communication skills according to the general English course program and mastering general professional pedagogical concepts and working with texts, according to the professional course program.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Раздел III. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ГУМАНИТАРНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14 Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9389/2023.3.12

Е.И. Шеремета, Ю.В. Данько Поступила: 25.07.2023

Одобрена: 23.08.2023 Севастопольский государственный универси- Принята к печати: 15.11.2023 тет, Севастополь, Российская Федерация

СПЕЦИФИКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрена специфика обучения английскому языку как иностранному для бакалавров неязыковых педагогических направлений. В соответствии с действующим ФГОС бакалавриата, определяющим обучение в условиях компетентностного подхода, формируемые компетенции будущего педагога разделяются на универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. Обучение иностранному языку определено в качестве формирования универсальной компетенции как способности к межкультурному взаимодействию. В этом контексте главной целью является достижение определённого уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Однако для профессионального образования важен интегрированный подход: обучить основам иноязычной коммуникации и обеспечить дальнейшее профессиональное совершенствование педагога. В этих условиях обучение иностранному языку рассматривается на двух взаимосвязанных и последовательных уровнях: в общем курсе английского языка, направленном на овладение разговорной лексикой и активными грамматическими категориями, и профессиональном курсе английского языка для специальных целей, обеспечивающим овладение профессиональной лексикой, формирование способности анализа профессиональных текстов и усвоение грамматических категорий в контексте. Реализация обучения иностранному языку на двух уровнях состоит в дидактической преемственности и последовательности обучения: от общеразговорной лексики - к профессиональной, от активных грамматических форм - к пассивным, от устного общения - к интерпретации профессиональных текстов. В результате для неязыковых педагогических направлений иностранный язык выступает общеобразовательной дисциплиной, и его содержание формирует универсальную компетенцию, которая не зависит от профиля специальности, но приоритетно направлена на развитие коммуникативных навыков и умений по программе общего курса английского языка и на овладение общепрофессиональными педагогическими понятиями и работой с текстами по программе профессионального курса.

Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональные компетенции педагога, иностранный язык, професиональный иностранный язык, интегрированный курс иностранного языка, особенности формированя иноязычной коммуникативной компетенции.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).Эта

E.I. Sheremeta, Yu.V. Danko Received: 25.07.2023

Accepted: 23.08.2023

Sevastopol State University, Published: 15.11.2023

Sevastopol, Russian Federation

FEATURES OF THE INTEGRATED FOREIGN LANGUAGE COURSE IN TRAINING STUDENTS OF BACHELOR IN EDUCATION

The paper considers the specificity of teaching English as a foreign language for students of bachelor in education (non-linguistic). In accordance with the current FSES of the bachelor's degree which outlines the framework of the competency-based approach, the formed competencies of the future teacher are divided into the universal, the general professional and the professional. Teaching a foreign language is defined as the formation of a universal competence as the ability for intercultural interaction. In this context, the main goal is to achieve a certain level of foreign language communicative competence. However, an integrated approach is important for vocational education: to teach the basics of foreign language communication and ensure further professional development of the teacher. Under these conditions, teaching a foreign language is considered at two interrelated and sequential levels: in the general course of the English language, aimed at mastering colloquial vocabulary and active grammatical categories, and the professional course of English for special purposes, providing mastery of professional vocabulary, the formation of the ability to analyze professional texts and the assimilation of grammatical categories in context. The implementation of teaching a foreign language at two levels consists in didactic continuity and sequence of teaching: from general colloquial vocabulary to professional, from active grammatical forms to passive ones, from oral communication to the interpretation of professional texts. As a result, for non-linguistic pedagogical areas, a foreign language acts as a general educational discipline, and its content forms a universal competence, which does not depend on the specialty profile, but is primarily aimed at developing communication skills according to the general English course program and mastering general professional pedagogical concepts and working with texts, according to the professional course program.

Keywords: pedagogical education, professional teacher competencies, foreign language, professional foreign language, integrated foreign language course, features of foreign language communicative competence formation.

Введение

В настоящее время владение иностранным языком является одной из составляющих профессиональной квалификации специалиста, и курс иностранного языка входит в программу обучения на любом уровне профессионального образования. Конечной же целью станет владение им на «на уровне, позволяющем ... активно и свободно использовать его в сфере профессиональной деятельности» [1], а также «интегрироваться в международную профессиональную и научную среду» [2].

Настоящее исследование рассматривает один из аспектов иностранного языка в профессиональном обучении - формирование иноязычной коммуникативной компетенции у бакалавров педагогического образования направления 44.03.05 «Педагогическое образование» неязыковой специализации (по профилям «Математика и информатика», «Химия и биология», «История

и обществознание») в рамках интегрированного учебного курса по английскому языку в Севастопольском государственном университете (далее - СевГУ).

Основой реализации программы педагогического бакалавриата с двумя профилями подготовки является соответствующий госстандарт (ФГОС) от 22 февраля 2018 года, согласно которому в течение 5 лет готовятся педагоги двух учебных предметов для школ и колледжей: для иностранного языка основой определено формирование универсальной компетенции по реализации межкультурного общения в устной и письменной формах (УК-4)[3], что подчёркивает необходимость комплекстного развития всех языковых навыков: овладение лексико-грамматическим материалом и «достижение определённого разговорного уровня владения иностранным языком» [4] в контексте «профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции» [2].

В СевГУ преподавание иностранного языка для студентов неязыковых специальностей обеспечивается кафедрой «Иностранные языки» и является интегрированным двухмодульным курсом «Иностранный язык», реализуемым в условиях преемственности и последовательности.

Процесс обучения иностранному языку предполагает постепенное приращение языковых знаний, навыков и умений, а профессиональная направленность обучения по программе бакалавриата разделяет его на две дисциплины: базовый (в 1-4-м семестрах) и профессиональный (в 5-10-м семестрах) курсы.

Базовый курс иностранного языка для неязыковых специальностей изучается по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и ориентирован на формирование иноязычной коммуникативной компетенции до уровня В1 в контексте общеразговорного языка (ОИЯ). На этом этапе дидактическими задачами являются развитие умений иноязычной коммуникации в рамках определённых тем, формирование устойчивой мотивации к дальнейшему его изучению, овладение базовой (общеразговорной) лексикой и необходимой грамматикой. Преподавателю на этом этапе необходимо обеспечить комплексное развитие языковых навыков для дальнейшего профильного обучения.

Продолжением базового курса иностранного языка является курс иностранного языка для специальных целей (АСЦ или ЯСЦ), реализуемый соответствующей дисциплиной «Иностранный язык для специальных целей (английский)» и ориентировнный на достижение профессиональной иноязычной коммуникации вплоть до уровня В2 к окончанию бакалавриата; его продолжением в магистратуре является курс «Академический иностранный язык (английский)». В основе курса иностранного языка для специальных целей лежит ориентация на профессиональный статус [1], и дидактическими задачами являются овладение: а) терминологией будущей профессии на основе применения в обучении профессионально ориентированных текстов; б) про-

фессиональным дискурсом; в) морфологическими особенностями научного стиля речи. Преподавателю на этом этапе важно разработать или адаптировать курс в соответствии с основным профилем обучения студентов [5].

Содержание профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования

Содержание трудовых функций педагога, специфики деятельности и уровень необходимой квалификации отражены в профессиональном стандарте (ПС) [6].

Действующие стандарты для педагога среднего общего [7] и профессионального образования [8] определяют требования к педагогической деятельности учителя и преподавателя СПО предметного обучения соответственно. Данным должностям соответствует 6-й уровень профессиональной квалификации, которая достигается получением диплома бакалавра и свидетельствует о профессиональной компетентности, сформированной «через компетенции... в конкретном направлении подготовки» [9].

Согласно актуальному ФГОС 2018 года, формируемые компетенции разделяются на три групппы: базовые - универсальные (УК) и общепрофессиональные (ОПК), детально определяемые ФГОС, а также непосредственно предметные - профессиональные (ПК) компетенции [3], не включённые во ФГОС [9], но формируемые непосредственно вузом с учётом профессиональных стандартов [3] и отражённые в основной образовательной (ООП) программе вуза по соответствующему направлению подготовки.

В результате действующий госстандарт «имеет ... выраженную ориентацию на компетенции и компетентностный подход..., введены универсальные компетенции, которые...будут совпадать для разных направлений подготовки» [10]. Также отмечается интеграция ФГОС и ПС в единстве квалификационных требований и результатов обучения, а формирование образовательной траектории по дисциплинам строится на основе модульной образовательной программы, и курс иностранного языка включается в модуль универсальной подготовки [11].

С 1 сентября 2022 года обучение будущих педагогов-баклавров в СевГУ осуществляется по модульной системе «2+3», где первые два года обеспечивают универсальную подготовку, а следующие три - основу профессионального обучения (модули специализации), которое может быть затем продолжено в магистратуре.

Обучение иностранному языку для неязыковых специальностей - базовый компонет учебной программы, формирующий готовность к межкультурному взаимодействию выпускника [10] и совершенствование профессиональных компетенций на основе знакомства с актуальными зарубежными методиками и приёмами обучения школьников.

Структура интегрированного учебного курса по иностранному

(английскому) языку для будущих бакалавров педагогического образования неязыковых направлений подготовки

Специфика обучения иностранному языку едина для всех неязыковых специальностей реализуется университетом с учётом модульного подхода, в основе которого находится непрерывность обучения, его индивидуализация и интенсификация, создание условий для самостоятельного освоения учебного материала и эффективного освоения дисциплины [12].

Каждый тематический модуль реализуется в течение семестра по модели «тема (целепологание) ^ реализация (практические занятия) ^ контроль (в Moodle) ^ итоговая диагностика (зачётное занятие)», и практические занятия в рамках изучаемой темы предполагают педагогическое взаимодействие в форме образовательного события, что способствует «профессиональному воспитанию студента, формированию системы профессиональных убеждений, а не только знаний, навыков, умений, компетенций» [11]. Обучение в условиях компетентностного подхода предполагают объяснение темы с применением технических решений (аудио- и видеоматериалов, тематических презентаций) в сочетании с дальнейшей самостоятельной работой студентов «с целью формирования и развития профессиональных навыков» [12] в рамках последовательно реализуемой программы предметно-содержательного компонента (рабочей программы дисциплины) [13].

Контрольный компонент в форме тестирования на платформе Moodle направлен на оценку лексико-грамматических навыков в рамках изученной тематики в форме тестирования.

Диагностический компонент является зачётом и ориентирован на оценку образовательного результата студента в форме итоговой аттестации по модулю, что «позволяет выйти на метапредметный и межпредметный уровень, реализовать подход в профессиональном обучении, основанный на решении конкретных профессиональных задач в соответствии с видами профессиональных действий и образовательных результатов модуля» [11], и предполагает очное (устное) взаимодейстиве студента и преподавателя.

Обучение иностранному языку будущих педагогов рассматривается в контексте формирования иноязычной компетенции на двух взаимосвязанных и последовательных учебных курсах: комуникативном в общем курсе английского языка, GE (General English) и профессиональном в курсе английского языка для специальных целей, ESP (English for Special Purposes), в условиях дидактической преемственности и последовательности, формирующих интегрированный курс английского языка (Integrated English Course).

Общий курс английского языка реализуется дисциплиной «Иностранный язык (английский)», которая формирует владение иностранным языком

на уровне, позволяющем его активное использование в рамках изученных тем. В основу положена педагогическая направленность, а именно овладение основной грамматикой активного употребления (present, past and future simple, present and past perfect, present and past continuos in active voice, to be going to, used to, uncountable, countable and abstract nouns, qualitative and relative adjectives, all types of adverbs and pronouns, comparative and superlative of adverbs and adjectives, the main coordinating, copulative and subordinating conjunctions, the main prepositions in the field of morphology, and the main rules of syntax) и важнейшей активной лексикой (в объёме 2000-2500 слов в рамках изучаемых тем - my family, school, university, travelling, city, environment, ecology, sports events, English-languagewriters); кроме этого в обучение включается овладение общеразговорными устойчивыми сочетаниями, клише, которые послужат «каркасом» устного высказывания: I would like to..., I would prefer..., I might wish to..., I wish + verb in past simple, that's exactly what..., there is/are..., could/would you...? It is/was/will be (who).

Темы и содержание теоретического блока (предметно-содержательного компонента) активизируются через выполнение упражнений по формированию лексических, морфологических и синтаксических навыков в английском языке на практических занятиях (индивидуально, в парах и группой в целом), в виде индивидуальной самостоятельной работы студентов на платформе Moodle, понимание и степень усвоения студентом оцениваются на этапе диагностики индивидуально преподавателем (употребление корректной грама-тической формы, подстановка верного слова, объяснение предложенной синтаксической модели). Все изученные темы за четыре семестра, а также лекси-ко-грамматический материал включаются в итоговый экзамен по дисциплине в конце второго курса.

Педагогическая специфика обучения английскому языку реализуется в рамках отдельного курса «Иностранный язык для специальных целей (английский)», в основе которого находится общий курс английского языка (изученный ранее лексико-грамматический материал) с формированием профессионального педагогического дискурса. На этом уровне обучение направлено «на формирование коммуникативной и общепрофессиональной компетенций у студентов, имеющих базовый уровень знания английского языка» [14].

Принимая во внимание, что иностранный язык для будущих педагогов по неязыковым направлениям подготовки («Математика и информатика», «Химия и биология», «История и обществознание») по ФГОС является универсальной компетенцией (УК-4)[3], обучение ему осуществляется по единой модели независимо от профессиональной (предметной) направленности будущего учителя и включает особенности профессионального педагогического дискурса на английском языке; также целью является подготовка к курсу «Академический иностранный язык (английский)», реализуемому в магистратуре.

В обучении грамматическим категориям особое внимание уделяется формам глагола и синтаксическим оборотам (usage of all verb tenses in active and passive voices, usage of modal verbs in past perfect forms, gerund, participles, infinitive forms in the field of morphology, and participial and infinitive phrases -in the field of syntax). Отбор лексики происходит с опорой на аутентичные педагогические тексты и научные статьи [15]; активно изучается около 1500 лексических единиц по тематике higher education system, teaching career, teachers' qualifications, pedagogical studies, professional growth trajectories. Для закрепления терминов и общепрофессиональной лексики «предлагается система упражнений подстановочного, сопоставительного и переводного характера» [14], с приоритетом на перевод (русский-английский/английский-русский).

Цель специализированного курса английского языка (ESP) состоит в дальнейшем профессиональном совершенствовании специалиста, знакомстве с зарубежным опытом, актуальными методиками преподавания предмета в школе, в возможности дальнейшей подготовки к научной деятельности (в магистратуре), соответственно в обучении языку на этом уровне уделяется особое внимание развитию навыков и умений иноязычного чтения на основе актуальных иноязычных текстов: например, студентам 3-4-го курса предлагаются фрагменты статей (реже полные статьи) из англоязычных педагогических журналов (Journal of Pedagogy, American Journal of Pedagogical and Educational Research, European Journal of Education and Pedagogy).

Обучение грамматике в курсе профессионального дискурса организуется исключительно на основе контекстных примеров, а «ядром» иноязычного содержания является профессиональная лексика из актуальных педагогических текстов. Формирование профессиональных иноязычных ЗУН активируется через выполнение упражнений на перевод в ходе практических занятий, и вся изученнная лексика за четыре семестра, а также грамматический материал включаются в итоговый экзамен по дисциплине в конце 5-го курса, с анализом текста по специальности.

Заключение

Обучение иностранному языку будущих педагогов - интегрированный курс, центральной частью которого является содержание общепрофессионального дискурса, включаемого в базовый курс английского языка в течение первых двух лет обучения, а формированию профессионального дискурса по педагогическому направлению уделяются следующие три года.

Для неязыковых педагогических направлений иностранный язык выступает общеобразовательной дисциплиной, и его содержание формирует универсальную компетенцию: она не зависит от профиля специальности, но приоритетно направлена на развитие коммуникативных навыков и умений по

программе общего курса английского языка и на овладение общепрофессиональными педагогическими понятиями и на работу с текстами по программе профессионального курса.

Интеграция двух курсов состоит в их неразрывном единстве и преемственности: от общеразговорной лексики - к профессиональной, от активных грамматических форм - к пассивным, от устного общения - к чтению и интерпретации профессиональных текстов.

Список литературы

1. Норбоева Ф.Р. Процесс преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Интернаука. - 2020. - Т. 20, № 149, ч. 2. - С. 74-76.

2. Чернышёва Л.А. Англицизмы и их роль в процессе обучения немецкому языку // Учёные записки: электрон. науч. журнал Курск. гос. ун-та. - 2022. - № 1 (61). -С. 192-196.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/32nfs4 (дата обращения: 20.07.2023).

4. Королева Н.М., Глазкова Н.Н. Роль иностранного языка в формировании профессиональной компетентности современного специалиста // Будущее науки-2022. - 2022. - С. 112-115.

5. Максимова И.Р. Преподавание английского языка в специальных целях: особенности и перспективы //Высшее образование сегодня. - 2019. - № 7. - С. 26-30.

6. Гриднева М.А., Петров М.А. Особенности применения профессиональных стандартов на современном рынке труда: уровни квалификации как критерии дифференциации размеров заработной платы // Экономика труда. - 2019. - Т. 6, № 1. - С. 513-522.

7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) [Электронный ресурс]. - URL: https://goo.su/bzsm2 (дата обращения: 20.07.2023).

8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н [Электронный ресурс]. - URL: https://goo.su/RblUUs (дата обращения: 20.07.2023).

9. Медведева О.А., Храброва В.Е., Бойцова Е.Е. Использование профессионального стандарта педагога при подготовке основных образовательных программ по направлению 44.03. 05 педагогического образования (с двумя профилями подготовки) с учётом требований ФГОС нового поколения // Концептуальные подходы к проектированию основных образовательных программ по педагогическому образованию. - 2019. - С. 51-58.

10. Валиахметов А.Н. Сравнение компетенций ФГОС 3+ и ФГОС 3++ по направлению подготовки 44.03. 05 педагогического образования (с двумя профилями

подготовки) // Процесс обмена знаниями в условиях научно-технического прогресса. - 2021. - С. 46-53.

11. Папуткова Г.А., Саберов Р.А., Фильченкова И.Ф. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов // Вестник Мининского ун-та. - 2021. - Т. 9, № 4 (37). - С. 1-7.

12. Гураль С.К., Бариленко И.А. Обучающий модуль в интегрированном курсе английского языка // Язык и культура. - 2023. - № 61. - С. 193-214.

13. Пискунова А.Р., Сергунина Т.М. Предметно-содержательный компонент интегрированного курса английского языка. - М., 2020. - С. 51-54.

14. Анненкова А.В., Клибанова Ю.Ю. Интегрированный курс иностранного языка в вузе как реализация системного подхода к формированию общепрофессиональных компетенций // Проблемы и перспективы устойчивого развития агропромышленного комплекса. - 2022. - С. 231-235.

15. Реджепова Г. ESP-преподавание английского языка для специальных целей // Гуманитарные научные исследования. - 2023. - № 1 (137). - С. 1-3.

References

1. Norboeva F.R. Protsess prepodavaniia inostrannogo iazyka v neiazykovom vuze [Teaching a foreign language at a non-linguistic university]. Internauka, 2020, vol. 20, no. 149, pt. 2, pp. 74-76.

2. Chernysheva L.A. Anglitsizmy i ikh rol' v protsesse obucheniia nemetskomu iazyku [Anglicisms and their role in the process of teaching German]. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2022, no. 1 (61), pp. 192-196.

3. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniia -bakalavriat po napravleniiu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumia profiliami podgotovki) [Federal state educational standard of higher education: Bachelor's degree in the field 03.44.05 Pedagogical education (with two profiles of training)]. Available at: https://clck.ru/32nfs4 (accessed 20.07.2023).

4. Koroleva N.M., Glazkova N.N. Rol' inostrannogo iazyka v formirovanii professional'noi kompetentnosti sovremennogo spetsialista [The role of a foreign language in forming professional competence of a modern specialist]. Budushchee nauki-2022, 2022, pp. 112-115.

5. Maksimova I.R. Prepodavanie angliiskogo iazyka v spetsial'nykh tseliakh: osobennosti i perspektivy [Teaching English for special purposes: Features and prospects]. Vysshee obrazovanie segodnia, 2019, no. 7, pp. 26-30.

6. Gridneva M.A., Petrov M.A. Osobennosti primeneniia professional'nykh standartov na sovremennom rynke truda: urovni kvalifikatsii kak kriterii differentsiatsii razmerov zarabotnoi platy [Features of professional standards application in the modern labor market: The skill levels as wage differentiation criteria]. Ekonomika truda, 2019, vol. 6, no. 1, pp. 513-522.

7. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaia deiatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniia) (vospitatel', uchitel')" [On approval of Professional Standard

"Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)"]. Order of the RF Ministry of Labor dated 18.10.2013, No 544n (rev. 05.04.2016), available at: https://goo.su/bzsm2 (accessed 20.07.2023).

8. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog professional'nogo obucheniia, professional'nogo obrazovaniia i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia" [On approval of Professional Standard "Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education"]. Order of the RF Ministry of Labor dated 08.09.2015, No. 608a, available at: https://goo.su/RblUUs (accessed 20.07.2023).

9. Medvedeva O.A., Khrabrova V.E., Boitsova E.E. Ispol'zovanie professional'nogo standarta pedagoga pri podgotovke osnovnykh obrazovatel'nykh programm po napravleniiu 44.03.05 pedagogicheskogo obrazovaniia (s dvumia profiliami podgotovki) s uchetom trebovanii FGOS novogo pokoleniia [Using professional standard of a teacher while preparing basic educational programs in the direction of 44.03.05 Pedagogical Education (with two training profiles) taking into account the requirements of new federal state standards]. Kontseptual'nye podkhody k proektirovaniiu osnovnykh obrazovatel'nykh programm po pedagogicheskomu obrazovaniiu, 2019, pp. 51-58.

10. Valiakhmetov A.N. Sravnenie kompetentsii FGOS 3+ i FGOS 3++ po napravleniiu podgotovki 44.03. 05 pedagogicheskogo obrazovaniia (s dvumia profiliami podgotovki) [Comparing competencies of Federal State Educational Standards 3+ and Federal State Educational Standards 3++ in the training 44.03. 05 teacher education (with two training profiles)]. Protsess obmena znaniiami v usloviiakh nauchno-tekhnicheskogo progressa, 2021, pp. 46-53.

11. Paputkova G.A., Saberov R.A., Fil'chenkova I.F. Kontseptsiia proektirovaniia osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm budushchikh pedagogov [The concept of designing the main professional educational programs of future teachers]. VestnikMininskogo universiteta, 2021, vol. 9, no. 4 (37), pp. 1-7.

12. Gural' S.K., Barilenko I.A. Obuchaiushchii modul' v integrirovannom kurse angliiskogo iazyka [Training module in the integrated English course]. Iazyk i kul'tura, 2023, no. 61, pp. 193-214.

13. Piskunova A.R., Sergunina T.M. Predmetno-soderzhatel'nyi komponent integrirovannogo kursa angliiskogo iazyka [Content objectives of an integrative course of the English language]. Otvetstvennyi redaktor, 2020, pp. 51-54.

14. Annenkova A.V., Klibanova Iu.Iu. Integrirovannyi kurs inostrannogo iazyka v vuze kak realizatsiia sistemnogo podkhoda k formirovaniiu obshcheprofessional'nykh kompetentsii [Integrated foreign language course at the university as the implementation of a systematic approach to the developing students' general professional competencies]. Problemy i perspektivy ustoichivogo razvitiia agropromyshlennogo kompleksa, 2022, pp. 231-235.

15. Redzhepova G. ESP-prepodavanie angliiskogo iazyka dlia spetsial'nykh tselei [ESP teaching English for specific purposes]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniia, 2023, no. 1 (137), pp. 1-3.

Сведения об авторах

ШЕРЕМЕТА Екатерина Ивановна

e-mail: kosova945@mail.ru

Старший преподаватель кафеды «Иностранные языки», Севастопольский государственный университет (Севастополь, Российская Федерация)

ДАНЬКО Юрий Владимирович

e-mail: bonifacius-zs@yandex.ru

About the authors

Ekaterina I. SHEREMETA

e-mail: kosova945@mail.ru

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Sevastopol State University (Sevastopol, Russian Federation)

Yuri V. DANKO

e-mail: bonifacius-zs@yandex.ru

Аспирант кафеды «Физвоспитание и Postgraduate student, Department of Physi-спорт», Севастопольский государствен- cal Education and Sport, Sevastopol State ный университет (Севастополь, Россий- University (Sevastopol, Russian Federation) ская Федерация)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Шеремета, Е.И. Специфика интегрированного учебного курса по иностранному языку в подготовке бакалавров педагогического образования / Е.И. Шеремета, Ю.В. Данько // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2023. -№ 3. - С. 162-172.

Please cite this article in English as:

Sheremeta E.I., Danko Yu.V. Features of the integrated foreign language course in training students of bachelor in education. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2023, no. 3, pp. 162-172 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.