Î3É
UJ S
ü UJ
<
CI UJ
*
36
жание этого этапа состоит именно в обсуждении выявленных дефицитов имеющихся в арсенале учащихся способов действий и их трансформации в полагание индивидуальных образовательных результатов.
Таким образом, можно заключить, что организация социальных проб учащихся учреждения дополнительного образования детей является необходимым педагогическим условием, способствующим проектированию индивидуальных образовательных результатов. Однако для этого социальная проба должна органично вырастать из субъектного опыта самого ребенка и служить для него источником новых смыслов осуществляемой деятельности. Социальная проба осуществляется учащимися в форме совместного с педагогом решения творческих задач, в процессе чего взрослый оказывает ребенку поддержку в преодолении разрывов между новыми целями освоения социокультурных практик и имеющимися у него познавательными и преобразовательными средствами. Социальная проба также представляет собой событие, в ходе которого определяется социальный контекст совершаемого совместного действия. Достигаемые результаты совершения социальной пробы становятся для учащегося предметом рефлексии, в ходе которой обнаруживаются и осмысляются дефициты собственного образовательного опыта, с устранением которых связаны перспективы освоения зоны ближайшего развития. В этом и состоит ее значение для учащихся как источника проектирования индивидуальных образовательных результатов.
Литература:
1. Демина Л.С. Особенности организации профессиональных проб при подготовке социальных педагогов в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - №3(156).-С. 136-140.
2. Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готов-
ности субъекта: монография. - М. : Ритм, 2015 -142 с.
3. Ионина Н.Г. Профессиональные пробы как форма организации профориентационной работы в школе// Биология в школе. - 2013.- № 9. - С. 73-77.
4. Калинина Л.В., Аверченко A.B. Социальная проба как средство формирования гражданской идентичности младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 1 (18). - С. 332-335.
5. Ковалёва Т.М. Принцип индивидуализации и профессия тьютора в российском образовании// Исторические истоки и теоретические основы тьюторства. - Владивосток, 2014. - С. 43-72.
6. Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.^. - 2017. - № 12. - С. 85-94. URL: https:// eli bra ry.ru/down load/еМ bra ry_2781 05 1 0_ 34918038.pdf.
7. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская M.П. Педагогическое проектирование:учеб. пособие/ под ред. И.А. Колесниковой. - М. : Академия, 2005. -288 с.
8. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 1. Современное детство и инновации в дошкольном образовании. - Дубна : ИЦ семьи и детства РАО, 1997. - 174 с.
9. Николина В.В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства // Научный диалог. - 2017. - Вып. 2.-С. 269-280.
Ю.Попов A.A. Летний образовательный отдых детей в рамках компетентностного подхода: методическое пособие / Попов A.A., Глухов П.П., Луппа Г.М., Попова O.A. - М. : ЛЕНАНД, 2016. - 192 с. 11. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М. : Педагогика, 1989- 200 с. 12.Эльконин Б.Д. Действие как единица развития // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С. 35-49. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid= 35834.
13.Эльконин Б.Д. Педагогика развития: пробное действие как основа образования: доклад на IX конференции "Педагогика развития (Красноярск, 2002) [сайт]. URL: http://www.expenment.lv/rus/ biblio/vestnik_11 /vi 1_elkonin.htm.
THE MODEL OF THE FORMA TION OF SUBJECT COMPETENCE IN OBJECT-ORIENTED PROGRA MMING FOR FUTURE SOFTWARE ENGINEERS
Klebleev Shevket Abdukadirovich, Postgraduate student, Lecturer, Department of Applied Informatics, Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol, Republic of Crimea
The article deals with a structural model for the formation of subject competence in object-oriented programming for future software engineers. A structural model is described that includes such blocks as: target (goal, tasks), methodical (principles, approaches, methods), informative (forms, means), diagnostic (criteria, levels of formation) and resultant (result). The work shows the implementation of the model with the help of motivational, cognitive, activity and evaluation-productive stages. The author uses as an organization of the educational process: lectures, laboratory classes, seminars, course design, home independent work, an examination for the formation of subject competence in object-oriented programming for future software engineers.
Keywords: model; subject competence; object-oriented programming; future engineer-programmer.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ удк 378
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ВАК РФ 13.00.08 ПРОГРАММИРОВАНИЮ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПРОГРАММИСТОВ
В статье рассматривается структурная модель формирования предметной компетентности по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов. Описывается структурная модель, включающая в себя такие блоки, как: целевой (цель, задачи), методический (принципы, подходы, методы), содержательный (формы, средства), диагностический (критерии, уровни сформированное™) и результативный (результат). В работе показана реализация модели с помощью мотивационного, когнитивного, де-ятельностного и оценочно-результативного этапов. Автор использует в качестве организации учебного процесса: лекции, лабораторные занятия, семинары, курсовое проектирование, домашние самостоятельные работы, экзамен для формирования предметной компетентности по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов. Ключевые слова: модель; предметная компетентность; объектно-ориентированное программирование; будущий инженер-программист.
© Клеблеев Ш.А., 2018
00 1-Н
О си
-О Q-
LQ <
ОЭ
си
Необходимость построения модели формирования предметной компетентности по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов диктуется рядом обстоятельств. Рассматривая структуру модели можно увидеть взаимосвязь и взаимодействие всех её элементов, демонстрируя целостность реализации и формирование предметной компетентности.
Проблемой компетентности занимаются уже много лет. Большой вклад вложили такие исследователи, как: A.B. Хуторской, О.В. Соколова, К.Г. Митрофанов, В.П. Симонов, Д.А. Иванов, Н. Хомский. Естественно, каждый из них это понятие по-разному интерпретирует, в результате чего появляются различные подходы и модели в решении данной проблемы.
Понятие "модель" трактуется в разных областях науки многими исследователями, такими как, Б.А. Глинский [1], А.Б. Горстко [2], А.Н. Дахин [3], И.А. Колесникова [4, с.29], В.П. Симонов [5, с.23]. Выше перечисленные исследователи данной области определяют модель как, отображение важных моментов любого исследования в наглядном виде.
В работе рассматривается именно структурное моделирование. Данная модель является идеальной, так как представляет собой упорядоченную схему, отражающую цель, задачи, принципы, подходы, методы, этапы, педагогические условия, предполагаемый результат и уровни сформированности предметной компетентности по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов. Созданная модель даёт целостное представление о формировании предметной компетентности по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов в системе образования.
Модель состоит из блоков: целевой, который состоит из цели и задач; методический - принципы, подходы и методы формирования предметной компетентности; содержательный - содержание, педагогические условия, направленные на формирование предметной компетентности по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов, формы и средства обучения; диагностический - диагностика уровней формирования предметной компетентности по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов с выявлен-
V
S
37
КЛЕБЛЕЕВ Шевкет Абдукадырович, аспирант, преподаватель, кафедра Прикладной информатики, Крымский инженерно-педагогический университет, Симферополь, Республика Крым
ш S
О ш
<
С1 ш
38
ными критериями; результативный - сформированного предметной компетентности по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов.
Цель моделирования - сформировать предметную компетентность по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов. Учитывая это, разработанная модель направлена на получение результата - сформированная предметная компетентность по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов.
Предметная компетентность по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов определяется: повышением компетентности, высокой заинтересованностью и активностью, владением знания по объектно-ориентированному программированию, соответствующими умениями и навыками, самостоятельностью для выполнения индивидуального задания и пониманием в сфере профессиональной деятельности на высоком уровне.
В связи с выделением в структуре предметной компетентности по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров программистов мотивационного, когнитивного, деятельностного и оценочно-результативного компонентов, данная цель была конкретизирована через следующие задачи:
- повысить уровень мотивации студента к формированию предметной компетентности, которое выражается в знаниях, умениях и навыках по изучаемой дисциплине;
- разработка программы формирования предметной компетентности студента;
- повысить уровень предметной компетентности, способствующее к повышению интереса студента к обучению.
Для эффективного формирования предметной компетентности у будущих инженеров-программистов будем использовать педагогические условия, такие как:
1. Создание предметной образовательной среды (личностно-ориентированный подход в взаимодействии между преподавателем и студентами, а также в процессе обучения создать условия для благоприятной атмосферы в аудитории).
2. Проверка сформированное™ предметной компетентности в виде разработки программного обеспечения (окончательный результат работы студента является разработанное программное обеспечение).
3. Использование мультимедийных систем и компьютерных средств обучения (интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность студентов, увеличить эффективность проведения занятия).
Педагогические условия позволят на практике обеспечить глубокое "погружение" студентов в изучаемую дисциплину, что приведет к формированию предметной компетентности^].
Все элементы модели взаимосвязаны с педагогическими условиями, которые способствуют эффективному функционированию и взаимодействию элементов системы.
Реализация модели проводится в несколько этапов: мотивационный (развитие у них положительной мотивации, высокая заинтересованность к изучаемой дисциплине); когнитивный (повышение уровня знаний, необходимых для осуществления формирования предметной компетентности); деятельностью (используя знания демонстрировать умения и навыки приобретенные во время самостоятельной работы); оценочно-результативный (проверка соответствия полученного результата поставленной цели - формированию предметной компетентности) [7].
При построении модели были выделены следующие принципы:
- Принцип системности является совпадением целей, способов, содержимого и видов формирования предметной компетентности по объектно-ориентированному программированию у студентов, которые учатся на инженеров, с их способностью к оценке результатов данного процесса, комплексность и целость которого, в основном, создается при помощи развития оснований теории и методологии, их сопоставлением и осознанием. Системный принцип имеет отношение непосредственно к содержанию обучающего процесса и к самому процессу в целом. Результативность процесса создания компетентности по отношению к какому-либо предмету связана с тем, насколько упорядочен дидактический материал, насколько охватывает он согласно существующих основ и рационально разделен по смыслу на части. Данный принцип в нашем исследовании считается главным при выборе состава обучающих методик, которые входят в экспериментальную деятельность.
- Принцип научности, который предусматривает, отвечает ли содержание обучение современному развитию научно-технического
прогресса, программному обеспечению и всемирному опыту. Научный принцип заключается в том, что содержание обучающего курса по дисциплине должен соответствовать данным современной науки и инновациям в технологических и технических процессах. Содержание дисциплины должно быть основано в соответствии с современным программным обеспечением и компьютерами, учитывая прогнозируемое будущее развития науки и техники.
- Принцип наглядности, на основании которого обучающий процесс формируется с помощью определенных шаблонов, напрямую воспринимаемым студентом с помощью моторных, зрительных и тактильных ощущений. Наглядны принцип в процессе обучения и воспитания, который строится путем применения различных иллюстраций, презентаций существующих моделей, обучающих технических средств, практических подходов к деятельности, лабораторных и практических работ, компьютерной техники. Данный принцип расширяет круг представлений студентов, осуществляет развитие мышления, внимательности, способностей к углубленному освоению материала обучения.
- Принцип сознательности и активности основан на осознанном овладение навыками, для которого в обязательном порядке необходима активность студентов и способность к самостоятельному обучению, без которых нельзя успешно усвоить материал, получить новые знания и навыки. Студент, который сознательно получает знания, обычно, является максимально активным и самостоятельным, а полученные знания его являются более прочными.
- Принцип связи теории и практики в процессе формирования предметной компетентности по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов предусматривает получение общих, методических, предметных знаний о сути проектной деятельности студентов, освоение методов организации этой деятельности, с учетом применяемых разнообразных преподавательских методик. Принцип теоретической и практической взаимосвязи нуждается в гармоничном сочетании теоретических знаний и ежедневной практики. Теория способствует познанию, а практический опыт учит эффективному воздействию на объект познания. Реализовать данный принцип можно, обеспечивая условия, необходимые для перехода в обучающем процессе от практического мыш-
ления, отличающегося конкретикой, к абстрактному теоретическому мышлению, а также наоборот, используя приобретенные навыки на практике, с пониманием того, что практика является истоком абстрактного мышления и критерием подлинности приобретаемых навыков. Преподавательскими условиями в этой модели считаются объединение объективных обстоятельств, связанных с процессом образования, имеющих определенную структуру и ориентир на получение лучших результатов в поставленных задачах [8; 9].
Все составляющие данной модели связаны с преподавательскими условиями, позволяющими успешно функционировать составляющим системы между собой.
Следующей составляющей модели являются следующие методы:
- теоретические - к ним относятся исследование философской, психологической, педа--гогической учебно-методической литературы, связанной с проблемой данной исследовательской работы; исследование госстандартов образования, рабочих методических программ и материалов, итогов обучающей деятельности; объединение, сопоставление и моделирование;
- эмпирические - к ним относятся наблюдение, тесты и анкеты, переговоры, эксперименты педагогов;
- методы математической статистики, представляющие собой численную и качественную переработку итогов опытов и экспериментов.
Далее следуют формы организации учебного процесса:
- лекция (последовательное и систематическое изложение темы, где студенты выступают в роли пассивных слушателей; лекции дают возможность показать реализацию заданий теоретически, что в дальнейшем поможет при выполнении заданий на лабораторных занятиях);
- лабораторное занятие (даются самостоятельные задания, которые выполняются в присутствии преподавателя; задания даются по возможностям студентов, то есть присутствуют уровни сложности; каждое задание связано с другими заданиями, что в результате появиться навык создания самостоятельно выполненного проекта по окончанию курса);
- семинар (студенты выступают с докладами/рефератами; на семинарах рассматривается тот материал, который публикуется в научных изданиях и журналах, чтобы студент развивался и шёл в ногу со временем);
со
1-Н
О си
-О О-
ш <
оэ си
сдмт Г Ё
39
- курсовое проектирование (студент готовит индивидуальный проект, в виде готового программного обеспечения, который сам же и реализует, тем самым выполняет учебно-исследовательскую деятельность);
- домашняя самостоятельная работа (представляющее собой самостоятельную работу в качестве элемента обучающего процесса, которая является занятием, проводимым вне аудитории. Значимость данной формы обучающей деятельности значительно увеличилась на сегодняшний день по причине поставленных перед вузами целей создания у студентов потребностей постоянно самостоятельно обучаться, познавать и приобретать новые навыки, что способствует развитию характера, мышлению и проявлению силы воли);
- экзамен (итоговая форма проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности).
Средствами формирования предметной компетентности по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов явились наглядные (таблицы, схемы), технические (ПК, проекторы), вербальные (учебные книги, пособия).
Для оценивания результатов используются уровни сформированности: низкий, средний, высокий.
Представленная ниже модель формирования предметной компетентности по объект-
но-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов представлена в виде следующей схемы (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Модель формирования предметной компетентности по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов
Таким образом, разработанная модель формирования предметной компетентности по объектно-ориентированному программированию у будущих инженеров-программистов демонстрирует целостный процесс, поскольку ни один из компонентов данной модели не может достичь цели по отдельности. При этом, компоненты модели решают конкретную задачу, а их совокупность достигает цели - тем самым формируется предметная компетентность.
Литература:
1. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.Д. Дынин, Е.П. Никитин. - М.: МГУ, 1965. - 248 с.
2. Горстко А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием / А.Б. Горстко. - М.: Знание, 1991. -160 с.
3. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько иху российского школьника? / А.Н. Дахин // Народное образование. - 2007. - № 7. - С. 145146.
4. Колесникова И.А., Гончарова-Сибирская, М.П. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Гончарова-Сибирская. - М.: Академия, 2005.-288 с.
5. Симонов В.П. Моделирование и оценка качества научно-исследовательской работы в образовательных системах : учебно-методическое пособие для системы высшего и среднего профессионального образования / В.П. Симонов. -М.: Перспектива, 2010. - 92 с.
6. Третьякова Е.М. Формирование мотивации студентов вуза к самостоятельной работе как основа развития профессиональной компетентности / Е. М. Третьякова, И. Н. Одарич // Вектор науки
ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 4 (23).-С. 205-208.
7. Семенова Е. А. Формирование информационно-технологической компетентности у студентов технических специальностей вуза // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 606-610. - URL https:// moluch.ru/archive/95/21345/ (дата обращения: 19.08.2018).
8. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. -М. : Просвещение, 1988. - 479 с.
9. Краевский В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М. : Академия, 2008. - 256 с. Ю.Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сери ков//Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 814.
II.Beacco J.-C. Methode de français fondee sur l'approche parcompetences/J.-C. Beacco,M. Di Giura. - France: Didier, 2007. - 224 s. 12.3имняя И.А. Компетентность^ подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образо-;, вание сегодня: реформы, нововведения, опыт:' журнал. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
СО
1-Н
О си
-0 Q-
LQ <
ОТ
си
THEATRICAL PERFORMANCES AS A MEANS OF FORMING A MODERN FESTIVE CULTURE OF THE STUDENTS Krylova Valentina Nikolaevna, Associate Professor, Department of Directing, Volgograd State Institute of Arts and Culture, Volgograd
The article is devoted to the research of the opportunities of theatrical representations as a way of forming students' modern festive culture. The author researches the advantages of carrying out activities to organize and conduct theatrical performances in the process of familiarizing students with the Russian and foreign festive culture. The article outlines the main organizational and pedagogical conditions which are used to improve the effectiveness of this process. The recommendations on organization theatrical performances devoted to the dates of the Russian holiday calendar by university specialists and the students of are given in the article.
Keywords: festive culture; theatrical performance; celebration; integrativity, culturality.
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬ ТУРЫ УЧА ЩИХСЯ ВУЗОВ
Статья посвящена исследованию возможностей театрализованных представлений в качестве средства формирования современной праздничной культуры учащихся вузов. Автор исследует преимущества осуществления деятельности по организации и проведению теа трализованныхпредставлений в процессе приобщения студентов к традиции празднования российских и зарубежных праздников. В статье обозначены основные организационно-педагогические условия, способствующие повышению эффективности данного процесса, а также даны рекомендации по подготовке специалистами вуза совместно с обучающимися театрализованных представлений, посвященных датам российского праздничного календаря.
Ключевые слова: праздничная культура; театрализованное представление; праздник; интегративность; культуросообразность.
УДК 379.8 ВАК РФ 13.00.08
© Крылова В.Н., 2018
Глубокие преобразования в сфере межкультурного взаимодействия, наиболее значимым проявлением которых становятся процессы глобализации, одна из характерных черт современности. Такие преобразования выражаются, в том числе, в установлении тесного межнационального взаимодействия во всех сферах культу-
КРЫЛОВА Валентина Николаевна, доцент, кафедра Режиссуры, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград