УДК 378
Kartseva Ye.Yu, Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences,
RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Margaryan T.D., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of English for Engineering Specialties, MSTU n.a. N.E. Bauman (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF FORMING THE FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF PROFESSIONALLY ORIENTED SPEECH COMMUNICATION OF FUTURE SOFTWARE ENGINEERS. The article presents the rationale for the importance of mastering future software engineers by the skills of professionally oriented foreign speaking. In order to increase the effectiveness of the formation of foreign language competence of professionally oriented communication of future software engineers, the age characteristics of students in this category are considered, the possibilities of their application in the learning process are shown. A separate analysis of the psychological characteristics of students in this specialty, the professional characteristics of software engineers. Using the data presented, a schematic generalization of the process of professional development of software engineers is carried out. The systematization of pedagogical possibilities of using the personal characteristics of future software engineers in the process of forming their foreign language competence in professionally oriented communication is presented.
Key words: software engineers, personal qualities, psychological features, pedagogical impact, foreign language competence, foreign language communication, speaking.
Е.Ю. Карцева, канд. ист. наук, доц., РУДН, г. Москва, E-mail: [email protected]
Т.Д. Маргарян, канд. ист. наук, доц., МГТУ имени Н.Э. Баумана, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПРОГРАММИСТОВ
В статье представлено обоснование значимости овладения будущими инженерами-программистами навыками профессионально ориентированного иноязычного говорения. Осуществлен анализ исследований по изучению данного педагогического направления. В целях повышения эффективности формирования иноязычной компетентности профессионально ориентированного общения будущих инженеров-программистов рассмотрены возрастные характеристики студентов данной категории, показаны возможности их применения в процессе обучения. Осуществлен анализ психологических особенностей обучающихся по данной специальности, профессиональных характеристик инженеров-программистов. Осуществлено схематическое обобщение процесса профессионального становления инженеров-программистов. Представлена систематизация педагогических возможностей использования личностных характеристик будущих инженеров-программистов в процессе формирования у них иноязычной компетентности профессионально ориентированного общения.
Ключевые слова: инженеры-программисты, личностные качества, психологические особенности, педагогическое воздействие, иноязычная компетентность, иноязычное речевое общение, говорение.
Важной задачей на сегодня, в условиях стремительных изменений, вызванных развитием информационных технологий и интеграционных процессов в обществе, является развитие образования. В современном мире прогрессивных информационных технологий развитие страны невозможно без подготовки специалистов, способных адекватно реагировать на вызовы мирового информационного общества. Сектор информационных технологий является одним из наиболее перспективных для развития. Потребность в квалифицированных специалистах этой отрасли увеличивается с каждым годом. Одной из самых перспективных специальностей сферы информационных технологий является специальность инженера-программиста. Ее появление обусловлено существующим до недавнего времени дефицитом специалистов, способных участвовать в реализации процессов разработки, эксплуатации и сопровождения программного обеспечения (ПО), удовлетворять требованиям заказчиков ПО, разрабатывать программные системы, которые работают надежно и эффективно, стоимость разработки и сопровождения которых является доступной. Профессиональное образование сегодня призвано обеспечить студентов необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для выполнения работы в определенной области трудовой деятельности.
Актуальность статьи обусловлена тем фактом, что профессиональное становление будущих инженеров-программистов и их дальнейший рост в рамках профессии сегодня трудно представить без овладения иноязычной (англоязычной) компетентностью на должном уровне. Англоязычное общение в этой сфере происходит на всех уровнях, начиная с изучения потребностей иностранных заказчиков на разработку программного обеспечения, выяснение деталей его целевого назначения с конечными пользователями до обсуждения деталей работы над проектами по разработке программного обеспечения с международными компаниями-заказчиками и выступлений с докладами на конференциях. Очевидно, что актуальность устного общения все возрастает. В то же время изучение английского языка в технических учебных заведениях, где преимущественно готовят будущих инженеров-программистов, имеет собственную специфику. Рядом со значительной нагрузкой по профессиональным дисциплинам существуют высокие требования к освоению профессионально ориентированной англоязычной компетентности в условиях небольшого количества аудиторных часов. Перечисленные выше аспекты заставляют преподавателей искать пути совершенствования самого процесса обучения, ведь для достижения студентами выбранной специальности нужного уровня B2 процесс должен быть максимально эффективным, и нет времени на пробы и ошибки. Учитывая сложность речевого общения (говорения) как вида речевой деятельности с психологической
точки зрения, а также все еще далекое от идеала владение будущими инженерами-программистами устным англоязычным вещанием (о чем свидетельствуют ежегодные результаты итогового тестирования), эта проблема требует отдельного изучения. Методика обучения иностранным языкам как педагогическая дисциплина учитывает данные педагогики, дидактики, возрастной психологии. Эффективность любой разработанной методики связана с учетом достижений ученых в этих сферах научной мысли. Именно поэтому для достижения эффективности во время формирования у будущих инженеров-программистов профессионально ориентированной англоязычной компетентности в говорении стоит проанализировать педагогические аспекты и психологические особенности этой категории студентов, чему и посвящена данная статья.
Методологической основой исследования данной проблемы являются фундаментальные положения педагогики и психологии, определяющие принципы профессионального образования (Ю.К Бабанский, П.И. Пидкасистый), порождение речи и теории речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.).
Поиску увеличения эффективности обучения говорению на иностранном языке студентов технических специальностей посвящали свои исследования многочисленные ученые, среди которых Т. А. Костюкова и А.Л. Морозова [1] (охарактеризовали организационно-педагогические условия развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов), Н.А. Кобзева [2] (разработала методику обучения будущих специалистов устному англоязычному общению на основе технологии эдьютейнмента), Е.А. Гордиенко [3] (создала модель формирования готовности к профессионально ориентированному иноязычному общению будущих специалистов таможенного дела), С.Е. Цветкова и И.А. Малинина [4] (обосновали возможность профессионально иноязычной подготовки будущих инженеров с использованием компьютерных программ). Изучению проблем профессиональной иноязычной подготовки будущих инженеров-программистов посвящено исследование М.В. Бернавской [5], которой была сделана попытка охарактеризовать специфику профессионально направленной иноязычной коммуникативной деятельности программистов, раскрывая те или иные ее аспекты. Автором был создан «профиль» программиста, в котором выполнение профессиональных задач соотносится с видами речевой деятельности, тематикой общения, частотой, уровнем формальности.
Ряд ученых исследовал интеллектуальные, профессиональные и личностные качества инженеров-программистов [6, 7]. Из опубликованных работ можно сделать вывод, что вопрос профессионального становления инженеров-программистов и овладения ими профессионально ориентированным англоязыч-
ным общением является актуальным. В обучении иноязычному общению этой категории специалистов существует тенденция к использованию технических средств обучения, указывается на необходимость проектного обучения, изучается профиль программиста. Исследования психологических особенностей этой категории специалистов являются востребованными не только в сфере психологии программирования, но в области менеджмента (во время решения вопроса отбора специалистов для осуществления проекта), следовательно, продолжаются. Несмотря на значительный задел, не хватает исследований по изучению влияния психологических особенностей на процесс формирования у будущих инженеров-программистов профессионально ориентированной англоязычной компетентности в говорении.
Характерными признаками учебного процесса в технических заведениях высшего образования сегодня является налаживание системы непрерывного образования и внедрение образовательных инноваций и информационных технологий. В поисках оптимизации учебного процесса, то есть организации его на таких принципах, которые позволили бы достичь лучших результатов при наименьших затратах времени и усилий, происходит сегодня разработка всех методик обучения иноязычному общению студентов технических специальностей.
Среди педагогических подходов современного образовательного процесса следует отметить использование личностного подхода (что предполагает опору на естественный процесс саморазвития способностей, самореализации, самоутверждения обучающегося и создание для этого соответствующих условий), де-ятельностного подхода (обеспечение активности студентов в познании), а также компетентностного подхода (обеспечение практических, рефлективных и когнитивных результатов обучения). Все чаще внедряется когнитивный подход (опора на когнитивную составляющую личности во время учебного процесса).
Как известно, методика обучения пользуется достижениями дидактики как основы для решения конкретных задач. Дидактика, в свою очередь, базируется на педагогической психологии, которая исследует развитие личности в процессе обучения, психологические основы обучения и воспитания студентов, раскрывает психологические особенности развития процессов восприятия, памяти, мышления, воли, эмоций, исследует пути формирования интересов и мотивов, склонностей способностей и потребностей как качеств личности. Учет этих данных является важной предпосылкой успешности разработки методики обучения англоязычному общению. Изучим существующие научные данные о психологических особенностях студентов этой специальности, их личностные черты и предпосылки становления как специалистов.
Рассмотрим возрастные особенности студентов в период, когда предполагается формирование у них профессионально ориентированной англоязычной компетентности в говорении (в рамках нашего исследования - это 3 курс обучения). Этот период совпадает с периодом зрелой юности, центральным событием которого является начало профессионального становления человека, переход к самостоятельной жизни и реализации жизненных планов. В этот период завершаются процессы биологического созревания, и одной из важнейших потребностей личности становится ее интеллектуальное развитие. На этом этапе развития студенты осознают собственную индивидуальность, происходит активное формирование специальных способностей, возрастает стремление к осознанной деятельности, дисциплинированности, работоспособности, управлению произвольным вниманием. Важно отметить, что у представителей этой возрастной группы продуктивное мышление переходит на высшую ступень развития [8]. Необходимо и важно учитывать то, что именно в студенческом возрасте максимального развития достигают все психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и ощущения. Зрительная чувствительность достигает максимума около 20 - 25 лет. В это время у человека активно формируется индивидуальный стиль деятельности, абстрактное мышление, обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные связи между различными явлениями реальности [9]. Тем самым студенты физически и психически готовы к организации собственной учебной деятельности, следовательно, существуют основания, способствующие развитию у них направленности и самоуправления учебной деятельностью.
Студенты наделены сложными операциями, такими как анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, систематизация, абстракция, и др., что свидетельствует о том, что когнитивные процессы обладают высоким уровнем развития. В обучении англоязычной речи этот факт приобретает особое значение, поскольку речь находится в тесной связи с мышлением. Именно на основе мышления осуществляется обобщение и опосредованное отражение предметов действительности в их существенных признаках и связях. Это дает основания говорить о возможности привлечения студентов третьего курса этой специальности к более сложным в когнитивном смысле технологиям обучения, к осознанию собственных когнитивных особенностей, что является важным для самоуправления обучением. В то же время усиливается эмоциональная стабильность, возрастает значение межличностного общения с ровесниками. Это подтверждается исследованием фактора восприятия индивидом группы как межличностного критерия профессионально значимых характеристик будущих инженеров-программистов, проведенным Л.Н. Плоткиной [10]. Как отмечает ученый, на третьем курсе обучения профессиональные интересы программистов положительно сказываются на формировании индивидуалистической направленности восприятия индивидом группы (в отличие от коллективистской и прагматической), возникают новые из-
менения в коллективах студентов-программистов. Следовательно, возникает необходимость усиливать обратную связь для поддержания баланса системы и направлять студентов на формирование умения работать в коллективе и развивать этику делового общения. Этого возможно достичь при привлечении студентов к выполнению групповых заданий, проектов, деловых игр. Продолжаются процессы саморазвития и самосовершенствования. Происходит профессиональное самоопределение с учетом жизненных ценностей личности. В исследовании также выяснено, что, выбирая профессию, будущие программисты в основном ориентируются на престижность профессии, высокую зарплату и высокий статус вуза. Такой показатель, как самопознание с целью самореализации способностей, оказался малозначимым. Моральная цель (нравственно-духовного самоутверждения и самореализации) способна мобилизовать силы личности на длительный период, в отличие от конкретных целей, которые не имеют такого свойства, и после их реализации быстро наступает период спада активности. Поэтому следует постоянно привлекать студентов к осмыслению собственной деятельности и ориентировать их на достижение более высоких морально целей, чтобы обучение имело высокую степень стабильности.
Трудно отрицать, что инженеры-программисты имеют собственные характерные черты. В целом следует отметить, что профессия инженера-программиста требует высокого уровня интеллекта, а также наличия аналитических способностей как основы для будущей деятельности специалиста данного профиля. Для овладения этой специальностью необходимы знания статистики, математики и информатики, среди которых предполагается высокий уровень именно знаний статистики. Ученые отмечают, что во время работы со сложной вычислительной техникой у человека образуется особый стиль мышления, который называют алгоритмическим [11]. Этот стиль мышления проявляется в умении человека справляться с задачами, решение которых сводится к выполнению готовых алгоритмов. Работа инженеров-программистов над составлением алгоритмов развивает умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств. Иначе говоря, имея перед собой конечную цель, инженеры-программисты конструируют план действий, который является последовательностью отдельных стандартных операций. Это дает возможность сделать вывод о том, что во время обучения этой категории студентов важно давать им четко структурированное задание, детализировать план действий, обосновывать последовательность, представлять материал в обобщенной, схематической форме.
Относительно профессиональных черт, можно выделить гиперконцентрацию, углубленность во внутренние образы, низкий уровень социального взаимодействия инженеров-программистов. Также следует упомянуть склонность инженеров-программистов к чрезмерному самоанализу, результатом которого может быть постоянное саморазвитие и самоорганизованность. Это дает основания полагать, что будет уместно применение методики обучения, базирующейся на осознании собственных когнитивных особенностей с потребностью в постоянной рефлексии и самоконтроле. В то же время это может способствовать отрыву от межличностных отношений, следовательно, отчуждению и индивидуализму. Для методики обучения говорения коммуникативные умения являются чрезвычайно важными [12]. Итак, необходимо учитывать эту склонность во время обучения, создавая, прежде всего, атмосферу доверия и доброжелательности на занятиях, применяя групповые виды заданий, которые побуждали бы студентов к общению, уменьшать переживание путем привлечения студентов к целеполаганию и самоанализу. Ведь ожидание неизвестного создает стрессовость ситуации, в то время как постановка задачи и предсказание алгоритма действия (предоставление схемы, фрейма, базовых лексических единиц, слов-коннекторов) способны в значительной степени уменьшить напряжение.
Среди черт характера инженеров-программистов следует отметить следующие: критичность мышления, внимательность, настойчивость, прагматизм, целеустремленность, умение самостоятельно принимать решения и независимость, ответственность, склонность к интеллектуальным видам деятельности, терпеливость. Базу знаний программистов составляют знания математики, статистики и информатики. Благодаря таким чертам характера, как настойчивость, внимательность, терпеливость, независимость (умение самостоятельно принимать решение), целеустремленность, прагматизм, ответственность, и внимательность, они могут достичь тех профессиональных качеств, которые являются необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности. В поисках педагогических решений по оптимизации процесса формирования у будущих инженеров-программистов профессионально ориентированного англоязычного вещания мы выработали ряд рекомендаций. Приведем их в табл. 1.
Как видно из табл., личностные черты, присущие студентам-программистам, имеют свои положительные стороны, так что их можно использовать при формировании у студентов профессионально ориентированной англоязычной компетентности в говорении. Профессионально ориентированное общение будущих инженеров-программистов предполагает владение английским языком на достаточно высоком уровне. Достижение эффективности обучения тесно связано с учетом психологических особенностей и личностных качеств студентов. В этот период студенты владеют такими сложными интеллектуальными операциями, как анализ, синтез и др.; имеют высокий уровень развития внимания, памяти, следовательно, их можно привлекать к сложных в когнитивном смысле операциям, способствовать самонаправленности обучения, рефлексии. Необходимо
Таблица 1
Педагогическое влияние на процесс обучения будущих инженеров-программистов в соответствии с личностными качествами студентов
Характерное личностное качество Его положительная составляющая Педагогическое влияние с учетом личного качества
1. Гиперконцентрация, погруженность во внутренние образы Склонность к постоянному саморазвитию, и самоорганизованности 1. Привлечение студентов к самоуправлению собственной деятельностью, рефлексии. Создание ситуаций, во время которых студенты имеют возможность осуществлять самооценивание и взаимооценивание. 2. Использование на занятиях таких видов работ (игровых, групповых), которые способствовали бы движению студентов к открытости, коммуникативному сотрудничеству
2. Отчуждение, индивидуализм Независимость, самостоятельность в принятии решений 1. Привлечение студентов к творческой деятельности, реализации творческих проектов с возможностью самостоятельно выбирать тематику, подготовка стендовых конференций. 2. Ознакомление студентов со стратегиями общения, привлечение их к анализу психологической составляющей общения. 3. Создание атмосферы доверия и доброжелательности на занятиях по иностранному языку и, как результат, уменьшение стрессовости общения
3. Алгоритмический стиль мышления Умение планировать структуру действий, конструировать последовательность операций Максимальная структуризация учебной информации во время ознакомления, предъявление ее в укрупненном виде; схематическая репрезентация
4. Прагматизм Ориентация на достижение успеха в жизни Содействие интроспективному движению студентов к более морально высоким целям средствами английского языка как предпосылки достижения стабильности развития
5. Критичность мышления Высокий уровень сознания во время овладения знаниями и, как результат, прочность знаний, более длительное их хранение Использование тщательно обоснованных объяснений, привлечение студентов к анализу закономерностей речевых явлений (особенно грамматических, имеющих четкие правила образования)
знакомить студентов со стратегиями общения, правилами достижения успешной коммуникации, а также увеличивать количество игровых и групповых форм работы, способствовать открытости и коммуникативному сотрудничеству студентов, заботиться о создании доброжелательной атмосферы. Используя склонность к
Библиографический список
алгоритмическому стилю мышления, нужно предъявлять материал в укрупненном, схематичном виде. Необходимо ориентировать студентов на достижение более высоких моральных целей средствами английского языка как предпосылки достижения стабильности развития.
1. Костюкова Т.А., Морозова А.Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов: монография. Томск, 2011.
2. Кобзева Н.А. Обучения иноязычному устному общению студентов бакалавриата на основе технологии эдьютейнмента. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2018.
3. Гордиенко Е.А. Теоретическое обоснование модели формирования готовности к профессионально ориентированному иноязычному общению у будущих специалистов таможенного дела. Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина. 2015: 58 - 66.
4. Цветкова С.Е., Малинина И.А. Применение обучающих компьютерных программ в процессе профессионально-иноязычной подготовки будущих инженеров. Инженерное образование. 2017; № 22: 153 - 164.
5. Бернавская М.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности при подготовке инженеров-программистов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владивосток, 2007.
6. Пащенко О.И., Никонова Е.З. Определение способностей к программированию как условие эффективной подготовки к профессиональной деятельности. Интернет-журнал «Мир наук». 2017; Т. 5, № 2. Available at: http://mirnauki.com/PDF/70PDMN217.pdf
7. Насейкина Л.Ф. Реализация компетентностного подхода при формировании профессионально-значимых личностных качеств студентов-программистов. ВестникОГУ. 2013; № 9 (158): 34 - 41.
8. Газалиев А.М., Егоров В.В., Огольцова Е.Г. Психологические особенности студента и активизация его познавательной деятельности. Alma mater. 2011; № 8: 19 - 23.
9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие. Москва, 2014.
10. Плоткина Л.Н. Социально-психологический анализ профессионально-значимых характеристик специалистов в области информационных технологий (ИТ). Известия Самарского НЦ РАН. 2010; Т. 12, № 5: 137 - 144.
11. Пушкарева Т.П., Степанова Т.А. Дидактические средства развития алгоритмического стиля мышления студентов. Образование и наука. 2017; Т. 19, № 9: 126 - 143.
12. Орехова О.Е. Актуальные проблемы развития коммуникационных технологий: опыт Германии: учебное пособие. Москва, 2006.
References
1. Kostyukova T.A., Morozova A.L. Razvitie inoyazychnojkommunikativnojkompetentnostistudentovneyazykovyh vuzov: monografiya. Tomsk, 2011.
2. Kobzeva N.A. Obucheniya inoyazychnomu ustnomu obscheniyu studentov bakalavriata na osnove tehnologii 'ed'yutejnmenta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2018.
3. Gordienko E.A. Teoreticheskoe obosnovanie modeli formirovaniya gotovnosti k professional'no orientirovannomu inoyazychnomu obscheniyu u buduschih specialistov tamozhennogo dela. VestnikLGU imeniA.S. Pushkina. 2015: 58 - 66.
4. Cvetkova S.E., Malinina I.A. Primenenie obuchayuschih komp'yuternyh programm v processe professional'no-inoyazychnoj podgotovki buduschih inzhenerov. Inzhenernoe obrazovanie. 2017; № 22: 153 - 164.
5. Bernavskaya M.V. Formirovanie professional'noj kommunikativnoj kompetentnostipri podgotovke inzhenerov-programmistov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladivostok, 2007.
6. Paschenko O.I., Nikonova E.Z. Opredelenie sposobnostej k programmirovaniyu kak uslovie 'effektivnoj podgotovki k professional'noj deyatel'nosti. Internet-zhurnal «Mir nauk». 2017; T. 5, № 2. Available at: http://mirnauki.com/PDF/70PDMN217.pdf
7. Nasejkina L.F. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda pri formirovanii professional'no-znachimyh lichnostnyh kachestv studentov-programmistov. Vestnik OGU. 2013; № 9 (158): 34 - 41.
8. Gazaliev A.M., Egorov V.V., Ogol'cova E.G. Psihologicheskie osobennosti studenta i aktivizaciya ego poznavatel'noj deyatel'nosti. Alma mater. 2011; № 8: 19 - 23.
9. Smirnov S.D. Pedagogika ipsihologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatel'nosti klichnosti: uchebnoe posobie. Moskva, 2014.
10. Plotkina L.N. Social'no-psihologicheskij analiz professional'no-znachimyh harakteristik specialistov v oblasti informacionnyh tehnologij (IT). Izvestiya Samarskogo NC RAN. 2010; T. 12, № 5: 137 - 144.
11. Pushkareva T.P., Stepanova T.A. Didakticheskie sredstva razvitiya algoritmicheskogo stilya myshleniya studentov. Obrazovanie i nauka. 2017; T. 19, № 9: 126 - 143.
12. Orehova O.E. Aktual'nyeproblemy razvitiya kommunikacionnyh tehnologij: opyt Germanii: uchebnoe posobie. Moskva, 2006.
Статья поступила в редакцию 30.03.20